Можно ли прогревать двигатель. Нужно ли прогревать двигатель зимой, летом. Корни мифа об «обязательном прогреве мотора в холодное время»

Мотор является сердцем любого транспортного средство. Именно благодаря нему совершается самая основная функция любого автомобиля – передвижение. Забота о двигателе и правильная эксплуатация позволяет сохранить его срок службы. В этой статье мы поговорим о таком явлении, как прогрев двигателя автомобиля, сколько по времени на это нужно отводить зимой и летом, и какие обороты допустимы при прогреве.

Нужно ли прогревают двигатель?

Каждое утром, большое количество водителей выходит из домов, садятся в свои машины и запускают мотор на определенный промежуток времени. Всем давно известно, что перед началом движения мотор автомобиля нуждается в прогреве, но не все знают для чего.

Для начала постараемся разобраться, что происходит с двигателем после полного остывания и что происходит с ним после первого запуска. Итак, оставив автомобиль под окном на целую ночь происходит следующая картина. Если время действия – лето, то остывает подкапотное пространство и металл , впускная система автомобиля также теряет свою рабочую температуру, кроме того, в ней образуется конденсат. В топливной системе также уменьшается давление.

Помимо системы впуска и выпуска, все масло, случайны образом осевшее на деталях двигателя, стекает вниз в поддон и не остается на верхних частях двигателя.

Все это способствует уменьшению эффективности работы двигателя, и уменьшает его ресурс в процессе запуска. Кроме того, зимой происходит не только остывание, но и обледенение впускной и выпускной системы, что препятствует нормальной подаче топлива и выпуску отработавших газов. Конденсат может находиться не только в коллекторе, но и внутри цилиндров. Теперь самое время узнать, что происходит во время прогрева двигателя.

В процессе запуска, мотор начинает работать практически «на сухую». постепенно восстанавливается и детали начинают смазываться полностью. А это значит, что и коленчатый вал будет вращаться гораздо лучше, так как при этом уменьшается трение между различными деталями.

Топливная система прокачивается самостоятельно или вручную. Для этого в ней создается большое давление, а уровень бензина в топливовоздушной смеси серьезно увеличивается. Мотор переходит в режим больших оборотов, где достигает рабочей температуры гораздо быстрее. Лед со стенок впускного и выпускного коллектора начинает исчезать, после чего процесс прогрева ускоряется.

Что будет, если не прогревать мотор

Что же будет, если поехать на не прогретом моторе? Во-первых, двигатель сразу получит нежелательную нагрузку, которая сопровождается сухим трением, не эффективной подачей топлива и выпуском отработавших газов. Карбюраторные автомобили в таком режиме попросту начинают глохнуть, поэтому на них сразу полностью закрывают воздушную заслонку. Что касается инжекторных, то в таком режиме продолжать работать они вполне могут. Поездка на не прогретом моторе сопровождается провалами при нажатии на педаль газа. В некоторых случаях ощущаются даже прострелы, что может легко сбить зажигание. Расход топлива, при этом, возрастает, а мощность заметно теряется.

Прогрев двигателя нужен для того, чтобы привести систему смазки и систему подачи топлива в полностью рабочее состояние и, тем самым, обеспечить нормальное функционирование мотора.

Сколько нужно греть мотор зимой и летом?

Время прогрева мотора, каждый водитель выбирает для себя сам. Это время будет зависеть от его терпения, а также от особенностей работы двигателя. почти всегда прогреваются дольше инжекторных. Это объясняется их невозможностью эксплуатации до тех пор, пока холостые обороты не станут стабильными.

Для экономного и эффективного прогрева двигателя рекомендуется использовать следующее время. Запустите мотор с полностью закрытой воздушной заслонкой и убирайте ее до тех пор, пока обороты не станут держаться на стабильном уровне. Дальше можете выбрать для себя два пути. Первый - начать движение после того, как стрелка температуры достигнет 50 градусов Цельсия. Второй – постепенно убавлять подсос, пока мотор не начнет свою нормальную работу без него. Время прогрева, при этом, бывает обычно одинаковым.

Стоит учесть, что при работе на прибавленном подсосе мотор потребляет больше топлива, но и прогревается намного быстрее, а при экономном использовании этого приспособления потребляет топлива меньше, однако и прогревается заметно дольше.

Инжекторный двигатель имеет другие особенности прогрева. Их можно условно разделить на зимнее и летнее время. Дело в том, что в таких моторах компьютер сам определяет время прогрева двигателя и дает следующие признаки, характеризующие полную готовность мотора: сигнал на бортовом компьютере и снижение оборотов двигателя. Наиболее актуальным является именно второй признак.

В летнее время после того, как обороты двигателя спадают, можно сразу же начинать движение на автомобиле. Обычно, это происходит в течение 2-3 минут. В зимнее время, эксплуатация автомобиля допустима, после выдержки 1-2 минут после того, как обороты спали. Это и будет считать временем прогрева двигателя.

Допустимые обороты при прогреве двигателя

Давать нагрузку не прогретому двигателю нельзя. Именно поэтому, нужно точно знать, какие обороты допускается использовать во время подготовки двигателя к эксплуатации. Чаще всего, это актуально для карбюраторных автомобилей, так как инжекторный мотор «сам знает», когда и сколько должно быть оборотов.

Итак, перед запуском карбюраторного двигателя полностью вытаскивают подсос. Как только мотор запустится, обороты будут находиться на уровне 2000 об/мин. Теперь необходимо убавить это значение до 1500. Постепенно убавляйте подсос и если обороты будут неустойчивыми, то прикройте заслонку до требуемого уровня. Как только стрелка тахометра немного поднимется, а обороты возрастут, то заслонку нужно открыть до тех пор, пока обороты не начнут находиться на грани между неустойчивыми и устойчивыми. Это может быть и 1200 и 1300 об/мин.

Вопрос о том, как быстро прогреть машину , волнует многих автовладельцев с наступлением холодов. Ведь греть необходимо не только непосредственно двигатель, но и салон. Существует несколько действенных методов, помогающих быстро прогреть авто зимой. Для этого можно, использовать специальные вставки в систему охлаждения, пользоваться автоподогревом, разогревать двигатель и/или салон с помощью портативных фенов, использовать специальные подогреватели, термоаккумуляторы. Далее приведен список методов, помогающих за кратчайшее время разогреть машину даже в самые сильные морозы.

Для начала перечислим общие рекомендации, о которых необходимо знать любому автовладельцу , проживающему в соответствующих широтах. В первую очередь нужно помнить о том, что греть мотор нужно только на холостых оборотах, чтобы не прикладывать к нему значительную нагрузку. Обязательно следите за . И не включайте никаких электроприборов на незаведенной машине. Дайте сначала двигателю запуститься и нормально прогреться. Для некоторых современных иномарок допускается их прогрев на ходу, но при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, при малых оборотах двигателя (около 1000 об/мин). А во-вторых, в случае, если мороз на улице незначительный (не ниже -20° и при условии использования моторного масла с соответствующей вязкостью). Однако все же лучше прогревать даже иномарки на холостых оборотах, поскольку так вы сможете сохранить ресурс двигателя, в частности, кривошипно-шатунного механизма.

  • забор воздуха к печке должен быть включен с улицы;
  • перевести производительность климат-контроля на минимальное значение (при его наличии, в противном случае поступить аналогично с печкой);
  • включить режим обдува окон;
  • включить вентилятор печки или климат-контроля;
  • если есть подогрев сидений, можно включить его;
  • когда температура охлаждающей жидкости будет в районе +70°С, можно включить на печке теплый режим, параллельно отключив забор воздуха с улицы.

При перечисленном алгоритме действий водителю придется первые несколько минут потерпеть при отрицательной температуре, однако описанная процедура гарантированно ускоряет прогрев как двигателя, так и непосредственно салона.

Что касается времени, в течение которого стоит прогревать двигатель, то как правило, для этого достаточно 5 мин. Однако тут существует несколько нюансов. Если у вас старенькая машина, двигатель которой прогревается не так быстро, то этого времени может быть и недостаточно. Но по действующим Правилам Дорожного Движения транспортное средство не может находиться в месте скопления людей с двигателем, работающим на холостых оборотах, более 5 минут . В противном случае предусмотрен штраф. Но если машина стоит в гараже или на стоянке, то этим требованием можно пренебречь. А за время, пока двигатель будет греться, можно и боковых зеркал.

Для быстрого прогрева будет более эффективным использование дополнительных устройств и приспособлений, предназначенных для ускорения нагрева силового агрегата автомобиля.

Зачем вообще греть машину

Перед тем как мы перейдем к рассмотрению вопроса о том, как быстро прогреть автомобиль, необходимо выяснить, зачем вообще необходимо выполнять эту процедуру. Ответом на этот вопрос будет ряд причин. Среди них:

  • При отрицательной температуре технологические жидкости, залитые в разные системы автомобиля, загустевают и не могут в полной мере выполнять возложенные на них функции. Это касается моторного масла, смазки подшипников (в том числе, ), охлаждающей жидкости и так далее.
  • Геометрические размеры отдельных узлов двигателя в замерзшем состоянии меняются. Изменения хоть и незначительны, но их вполне достаточно для того, чтобы изменились зазоры между деталями. Соответственно, при работе в холодном режиме увеличится их износ и уменьшится общий ресурс мотора.
  • Холодный двигатель работает нестабильно , особенно при нагрузках. Это касается как старых карбюраторных, так и более современных инжекторных двигателях. Могут наблюдаться пропуски в его работе, уменьшения тяги и снижение динамических характеристик.
  • Непрогретый мотор потребляет больше топлива . Это связано с тем, что за короткое время нужно значительно поднять температуру металлического агрегата и отдельных его частей.

Таким образом, даже кратковременный прогрев двигателя при отрицательной температуре значительно продлит срок эксплуатации мотора и других механизмов машины.

С помощью чего ускорить прогрев двигателя

Список приспособлений, которые помогают ускорить прогрев входят 4 основных:

  • электронагревательные предпусковые обогреватели;
  • жидкостные предпусковые обогреватели;
  • термоаккумуляторы;
  • подогреватели топливопроводов.

Все они имеют свои преимущества и недостатки. Однако из данного списка мы рассмотрим лишь первых два типа, поскольку остальные не пользуются большой популярностью в силу разных причин, в том числе и низкой эффективности, сложности монтажа, эксплуатации, а также вреда, который они могут принести отдельным узлам машины.

Электронагревательные обогреватели

Существует четыре типа таких подогревателей:

Электрический обогреватель

  • блочные;
  • патрубочные;
  • выносные;
  • внешние.

Такой тип подогреватель является наиболее оптимальным, поскольку им можно пользоваться даже в самый сильный мороз, и эти устройства не теряют своей эффективности. Единственным их существенным недостатком является потребность в наличии внешней бытовой розетки с напряжением 220 В, хотя существуют и автономные электрические нагревательные пластины, но стоят они очень дорого, а их эффективность крайне мала, особенно при больших морозах.

Жидкостные обогреватели

Пример автономного обогревателя

Их второе название - топливные, поскольку они работают с использованием горючего. В схеме используется керамических штифт, который потребляет меньше тока для разогрева, чем металлический. Автоматика системы настроена таким образом, что подогреватель можно включать в любое время, даже тогда, когда водителя нет рядом. Это дает удобство для прогрева машины перед выездом.

К преимуществам автономных подогревателей относится высокая эффективность, удобство эксплуатации, непосредственно автономность, широкие возможности настройки и программирования. К недостаткам - зависимость от аккумуляторной батареи, высокая стоимость, сложность монтажа, некоторые модели зависимы от качества используемого топлива.

На современных автомобилях встречаются даже такие системы как подогрев выхлопными газами, но это слишком сложно и невозможно заказать установку на авто не предусмотренные для таких систем.

Какой подогреватель лучше для двигателя: электро или автономный

Рассмотрим различные типы подогревателей двигателя - электрические и автономные. Узнаем сильные и слабые стороны у Старт М, Альянс, Вебасто, Эберспашер и других подогревателей. Какой лучше поставить

Существует несколько незатратных и эффективных методов, с помощью которых вы сможете упростить зимний запуск мотора, и быстрее прогреть его до рабочей температуры. Несмотря на свою простоту, они действительно эффективны (хотя и в разной степени), поскольку используются уже не одно десятилетие автовладельцами в разных уголках нашей страны.

Итак, помните, что для быстрого прогрева двигателя можно:

Один из методов - утеплить радиатор


Буквально кричащая о том, чтобы люди прекратили прогревать свои замерзшие двигатели каждый раз после простоя автомобиля. Нам кажется, что информация стоит внимания, в качестве темы для рассуждения. Поэтому приводим ее для своих читателей.

Суровые зимние условия сложное испытание для вашего автомобиля, но вы можете сделать их еще более сложными, если каждое утро, заводя свой автомобиль вы тратите некоторое время на «прогрев» двигателя, прежде чем начать движение. Если это так, то вы, еще один из многих водителей, который думает, что важно прогреть двигатель автомобиля на холостом ходу, и это важно, для того чтобы в студёную пору защитить мотор. , которая сделает больше вреда, чем пользы!

Вот так, безапелляционно начинается эта статья- совет. Идем дальше. Прим. автора.

Мы поговорили с инженером-механиком и бывшим гонщиком драг- рейсинга, Стивеном Чиати, о данном всепроникающем мифе, гласящим о том, что вам нужно разогреть машину зимой.

Последние 26 лет, Чиати работал - в основном бензиновыми - и в настоящее время курирует всю работу, проводимую над двигателями внутреннего сгорания в Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе.

Перейдя сразу к делу, Чиати пояснил, что на холостом ходу в холод автомобиль не только больше потребляет топлива, но также во время этого происходит смывание, очищение от масла, критически важных компонентов, при помощи которых двигатель собственно и работает, а именно с цилиндров и поршней.

На этом моменте прочтения стало ясно, что данная теория что-то новенькое, и к ней стоит прислушаться. Поэтому я продолжил чтение и выяснил интересные моменты.

Теория. Почему не желательно прогревать двигатель зимой

В нормальных условиях работает на смеси воздуха и паров топлива, бензина в нашем случае. Когда смесь поступает в цилиндр, поршень сжимает ее, в определенный момент, проскакивает искра, что в итоге приводит к сгоранию топлива, приводя двигатель в движение.

Но когда на улице холодно, будет испарятся хуже. Сам автомобиль изначально компенсирует это, добавляя больше бензина в воздушную смесь - что как известно любому опытному автомобилисту, называют «богатой топливной смесью», и здесь как раз начинаются проблемы.

"Это проблема, потому что вы на самом деле доливаете дополнительное топливо в камеру сгорания, чтобы сжечь его, и некоторое его количество попадает на стенки цилиндров, в большем количестве, чем нужно" пояснил инженер-механик Стивен Чиати. "Бензин- отличный растворитель и он легко смоет тонкую пленку масла со стенок цилиндра, если вы оставите его работать в холодных условиях на холостых оборотах, в течение длительного периода времени".

Со временем очищающие свойства топлива могут "иметь губительное влияние на смазки и жизненный цикл таких вещи, как поршневые кольца и гильзы цилиндров", которые имеют решающее значение для работы цилиндропоршневой группы, для нормальной работы двигателя.

Итог: Вопреки распространенному мнению, при прогреве двигателя и его работе на холостом ходу в холодную погоду, жизнь вашего двигателя не продлевается, а сокращается.

Как видно из короткого теоретического экскурса- бензин при создании определенных условий- является серьезным врагом некоторых элементов двигателя. На самом деле в этом есть рациональное зерно. В теории все верно. Но какой практический совет даст американский инженер- механик?

Простое решение для защиты двигателя

К счастью, ваш автомобиль не работает на богатой смеси всю зиму. Это происходит только, когда мотор холодный. Как только ваш двигатель прогревается до +4 градусов по Цельсию, автомобиль переходит на нормальный темп потребления топлива.

Вы возможно уверены, что продуктивно и безопасно прогреваете двигатель на холостом ходу? , двигатель все еще холодный.

"Холостой ход будет прогревать двигатель до рабочей температуры слишком долго и пока этого не произойдет, «мозги» мотора продолжат посылать обогащённую смесь топлива в цилиндры, чтобы можно было гарантировать, что в цилиндрах достаточно топлива для нормального испарения и рабочего сгорания топлива".

Самый быстрый способ для прогрева двигателя, состоит в том, чтобы использовать его по прямому назначению, иначе говоря, ехать!

Многие возразят, но как на непрогретом автомобиле можно сразу же ехать?! В минусовые температуры все смазки, масла и технические жидкости (трансмиссионное масло или жидкость в гидроусилителе, к примеру), сильно охлаждены, поэтому не могут выполнять на 100% свои рабочие функции или функции защиты.

В пример, в статье приводится работа гидроусилителя на непрогретом автомобиле. Мол, жидкость в нем холодная, а значит густая, значит и гидроусилитель будет работать неправильно и может даже выйти из строя. Действительно ли? На что Стивен отвечает, все будет нормально и вот почему…

Вы быстрее разогреете масло, когда оно начнет «работать» и перетекать в системе, если автомобиль потихоньку поедет через небольшой промежуто времени после запуска двигателя. Стивен ответил, что достаточно прогрева в течение 30 секунд или 1 минуты, и можно отправляться в путь.

К сожалению, не было приведено никаких температурных рамок. Ведь поехать в -25, это не тоже самое, что тронуться в -5. Но вероятно в основном температуры не снижаются ниже -10, -15 градусов, так что и вопросов по этому поводу у авторов статьи не возникло.

Да, вы почувствуете, что автомобиль будет вести себя несколько иначе, он будет весь слишком плавным в своей работе, «резиновым». Но это же ощущение возникнет и при обычном долгом прогреве автомобиля в холод.

Опять же, логично, что автомобиль состоит не только из двигателя, есть в нем еще масса полезных и важных деталей. Все трущиеся или крутящиеся поверхности имеют смазку, которая также, как и масло в двигателе густеет и в холодном состоянии на время теряет часть своих защитных способностей. Эти детали также должны выполнить работу, чтобы разогнать смазку. Выполнить ее можно только в движении.

Таким образом, начало движения заранее (ГЛАВНОЕ НЕСПЕШНОГО И АККУРАТНОГО ДВИЖЕНИЯ), сможет прогреть двигатель и разгонит масло в КПП, смазку в ШРУСАХ, ступицах и других частях автомобиля.

Вывод Стивена Чиати: времени на прогрев мотора стоит отвести ровно столько, сколько вам требуется для очистки стекол вашего автомобиля от снега и льда.

Не гоните лошадей!

Этот пункт американской статьи выделен особо. Как мы говорили, чуть выше, нагрузку давать на непрогретом автомобиле НЕЛЬЗЯ.

Будьте осторожны с работой педали газа сразу после выезда. Вашему двигателю потребуется определенное время, чтобы разогреться до рабочей температуры. Обычно в движении автомобиля требуется от 5 до 15 минут для выходя в рабочий диапазон. Если сразу нажать педаль газа в пол, ничего хорошего с мотором не произойдет, он испытает серьезные нагрузки, которые при систематических появлениях могут привести к преждевременным поломкам.

Плюс к этому, на прогреваемом двигателе будет повышен расход топлива и в целом ваш автомобиль будет работать по крайней мере на 12% менее эффективно.

Поэтому не старайтесь подгонять холодный автомобиль. Ничего кроме повышенного расхода топлива и износа вы не получите.

От себя еще раз напомним, в прогревании НУЖДАЮТСЯ ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТМОБИЛЯ , поэтому даже если вы как обычно прогрели двигатель на холостом ходу, чуть ли не до идеальной рабочей температуры, скорость вашего движения первые несколько километров по дороге в идеале не должна превышать 40 км/ч- 50 км/ч. Особенно важно следить за переключениями коробки передач, чтобы избежать ее поломки.

Корни мифа об «обязательном прогреве мотора в холодное время»

Некоторые мифы живучи, обязаловка о том, что машине нужно проработать в холодную погоду, не исключение. Зародился миф в те времена, когда автомобильные двигатели питались карбюраторными системами.

До 1980 года, карбюраторы были основной системой питания двигателя топливом. Немного позже начали развиваться более сложные электронные системы впрыска топлива.

Ключевое отличие систем питания в том, что электронный впрыск топлива обладает датчиком, который постоянно поставляет в цилиндры правильную воздушно-топливную смесь. У карбюраторных машин не было этого важного датчика.

Статья о том, как прогревать машину в холодную погоду - нужно ли прогревать, как это делать правильно, советы и рекомендации. В конце статьи - интересное видео о том, прогревать ли мотор или нет.


Содержание статьи:

Наступление зимы – это испытание и для людей, и для техники. Далеко не все автовладельцы оставляют свой транспорт в гаражах или на отапливаемых паркингах, отдавая предпочтение уличным автостоянкам или дворовой территории своего дома. Изо дня в день понижающаяся температура заставляет водителей все раньше утром выходить на очистку машины от снега и льда, а также на тщательный прогрев двигателя.

Молодые автолюбители, особенно автоледи, не понимают, зачем нужно долго прогревать машины. Они уверены, что современные модели способны моментально включиться в работу и помчать владельца по делам.


Однако отрицательная температура существенно влияет на работу всех механизмов, увеличивая нагрузку не только на двигатель, но и на системы обогрева и охлаждения.

Также под воздействием холода сразу ярко проявляются все технические неисправности, которые при стандартной погоде могут не беспокоить водителя.

Именно поэтому обращению с автомобилем зимой необходимо учиться, чтобы самому не способствовать ускоренному износу металлических элементов конструкции.


Современные люди очень любят черпать информацию из Интернета, где она зачастую бывает достаточно противоречива. Например, в инструкции по эксплуатации автомобиля прописано, что можно начинать поездку без предварительного прогревания, тем более на улице. А в скандинавских странах, несмотря на сравнимые по силе с российскими морозы, и вовсе запрещено законом вхолостую гонять двигатель на территории жилых зон.

Топливо в работающем без нагрузки агрегате прогорает не целиком, наполняя пары чрезвычайно опасными оксидами азота. Именно поэтому в рамках активной борьбы за чистоту окружающей среды производители запрещают прогревать машины.


Так какие же действительно весомые аргументы можно привести в качестве преимущества прогревания двигателя перед поездкой морозным утром?

Густота моторного масла

В сервисной книжке к автомобилю можно найти указания производителя по параметрам используемого масла в зимний и летний период. Например, минеральное масло категорически не применимо в холодный период, так как имеет свойство замерзать уже при -10 градусах.

Полусинтетические масла обладают большей стойкостью к температурным перепадам, но и они не подходят для слишком низких температур.

А вот чистая синтетика умеет подстраиваться под разные температуры, не теряя своих качеств ни при охлаждении двигателя, ни при его нагреве. Но даже оно в зависимости от степени мороза на улице загустевает, а потому первое время работы двигателя не функционирует так, как должно. Эффективность смазки снижается, усиливается трение ключевых деталей двигателя, вызывая их ускоренный износ.

Если же позволить маслу нагреться, дав мотору поработать некоторое время на холостом ходу, оно избавится от чрезмерной вязкости, снова обретет текучесть и сможет эффективно распределиться по агрегату.

Безопасность


Отогревать зимой необходимо не только двигатель, но и прочие элементы автомобильной конструкции. На морозе лобовое и прочие стекла тоже основательно замерзают и покрываются тонким слоем льда.

Многие водители не любят полностью очищать стекла, будь-то грязь от бездорожья, дорожная пыль, снег или корка льда - они протирают себе небольшое слуховое окошко и отправляются в путь. Это крайне опасно для самого водителя и соседей по дорожному движению, так как обзор при грязных окнах сильно ограничен и может невольно спровоцировать ДТП.

Износ деталей и узлов

Со школьных уроков физики мы знаем, что на морозе предметы имеют свойство сжиматься в размерах. Касается это и металлических деталей автомобильного двигателя, которые незначительно, но уменьшаются и в холодном моторе работают некорректно.

Чтобы не способствовать износу элементов и минимизировать влияние отрицательных температур, требуется не менее 10 минут дать двигателю поработать на холостом ходу.

Расход топлива

Водители, следящие за расходом топлива своего автомобиля, обязательно заметят, что холодный двигатель будет потреблять ощутимо больше. Причем касается это и бензиновых, и дизельных агрегатов, ведь на морозе образование топливно-воздушной смеси происходит медленнее. Чтобы воспламенить ее, необходимо еще больше усилий для борьбы с вязким топливом и холодным воздухом, а для этого надо активно «кормить» двигатель горючим.

Аккумулятор

Зачастую водители непроизвольно вредят автомобильному аккумулятору, когда на холоде вместо постепенного обогрева стекол запускают достаточно агрессивный электрический нагрев. В таком случае холодный аккумулятор пытается обеспечить все источники потребления необходимой энергией, сам же теряет плотность электролита и срок эксплуатации батареи.


Опросы, проводимые автомобильными журналами и порталами, показывают следующие результаты:
  • 38% автовладельцев обязательно тщательно греют машину перед поездкой зимой;
  • 27% делают это периодически, при слишком низких температурах;
  • 19% греют двигатель крайне редко;
  • 15% не делают этого никогда.
Автомобили старых конструкций, карбюраторные двигатели прогревать нужно в обязательном порядке. Топливно-воздушная смесь в них образуется без применения электроники, а лишь путем физических процессов. Такая машина не сможет тронуться с места без жара определенной температуры, а, кроме того, в силу своей конструкции будет плохо переносить нагрузки от перепада температур.

Для того, чтобы сберечь наиболее важные детали и узлы автомобиля, требуется всего 15-20 лишних минут утром.

Подготовка двигателя

Быстрее пробудить утром мотор поможет кратковременное включение ближнего света. Затем следует выжать сцепление, отключая стартер от трансмиссии и коленчатого вала.

Нейтральную передачу необходимо выключить, упростив запуск двигателя на морозном воздухе.


Для дизельного мотора потребуется подождать, пока перестанет гореть спираль подогрева свечей, которыми рекомендуется воспользоваться несколько раз для хорошего прогрева.

Запуск


Если с первой попытки двигатель не завёлся, то не нужно вновь и вновь мучать его, сажая аккумулятор. После первого раза батарее понадобится минута для восстановления, после чего можно повторить попытку.

После запуска двигателя не надо сразу же включать обогрев стекла, тогда большая часть образовавшегося тепла отправится на другие нужды. Греть стекла следует после обогрева остального салона, потому что если на них есть мельчайшие трещины или сколы, поток теплого воздуха спровоцирует их увеличение.

Начало движения

Холодный двигатель будет функционировать на высоких оборотах – около 1200-1300 оборотов в минуту, тогда как в прогретом состоянии этот показатель будет варьироваться в пределах 1000 оборотов. Когда тахометр покажет падение оборотов мотора, это будет сигналом к возможности начинать движение.

Заключение

За последние десятилетия инженеры достигли отличных результатов в области технологий по защите двигателей при холодном запуске. В современных автомобилях электроника самостоятельно готовит смесь, мотор быстро и легко заводится, синтетическое масло для зимнего периода эффективно разбрызгивается и надежно окутывает детали защитной пленкой. Таким образом и трансмиссия, и сам мотор в состоянии активно работать даже при крайне низких температурах.

Но инженеры не могут отменить законы физики и полностью избавить элементы автомобильной конструкции от нежелательного трения. Поэтому любую модель рекомендуется в обязательном порядке прогревать как при суровом морозе, так и при прохладной погоде. Сколько времени потребуется для каждой конкретной машины для разогрева ключевых деталей и узлов, автовладелец научится определять самостоятельно.

Элементарный ритуал займет не много времени: завести двигатель, погреть салон, стекла, смахнуть снег, отчистить лед и аккуратно, на ровной скорости отправится в путь. Зато он избавит водителя от лишних поломок, износа деталей и ускоренного старения автомобиля.

Споры насчет прогрева двигателя ведутся уже достаточно давно. Кто-то утверждает о потребности прогрева силового агрегата, а кто-то заявляет о бесполезности данной затеи. Одни садятся и сразу едут, а другие греют мотор до рабочей температуры и только после этого начинают движение.

Двигатель автомобиля в зимнее время остывает очень быстро, а при долгой стоянке, к примеру, ночевке на открытой местности, его температура становится идентичной температуре окружающей среды. При этом разница между стартовыми значениями и оптимальными для функционирования чаще всего превышает сотню градусов.

Самой главной проблемой холодного запуска является двигательное масло. Его вязкость существенно зависит от окружающей температуры. На морозе консистенция масла становится более густой, что ухудшает смазку трущихся элементов двигателя. Это влечет за собой их повышенный износ.

Тяжелый запуск двигателя на холодную

Помимо всего вышесказанного, на работу силового агрегата при низких температурах воздействуют следующие факторы:

  • Вид топлива — автомобиль, оснащенный дизелем, обязательно требует зимней солярки.
  • Тип подачи топлива — старые авто с карбюраторным впрыском зачастую отличаются ручным управлением дроссельной заслонкой.
  • Наличие АКПП или МКПП — так или иначе в коробке передач есть масло, которое тоже меняет свою вязкость в условиях низких температур.
  • Компьютерный контроль за прогревом мотора — бортовой контроллер выбирает наиболее оптимальную подачу смеси, при этом силовой агрегат выходит в рабочий режим температуры в кратчайшее время.

Во время приближения к рабочему температурному диапазону вязкость жидкостей становится нормальной и проблемы со смазкой и увеличенным механическим износом элементов мотора и коробки передач отодвигаются на второй план. Еще одной целью прогрева мотора зимой является приведение салона в комфортное состояние, а также размораживание стекол.


Кнопка запуска мотора

Надо ли прогревать двигатель зимой

Следует начать с того, что техническое руководство по эксплуатации для большинства современных авто гласит, что нет потребности прогревать мотор перед поездкой. Изготовители указывают, что двигательное масло и прочие технические жидкости равномерно нагреваются при езде на невысоких оборотах. То есть, технологии изготовления ДВС и качественные техжидкости дают возможность начинать езду в щадящем режиме, не нанося особого ущерба моторесурсу двигателя.

Главная цель таких утверждений — стремление изготовителей убедить владельцев автомобилей в том, что не нужно греть двигатель. Сделано это, прежде всего, не ради повышения срока службы мотора, а в угоду экологии. Общеизвестным является факт, что любой двигатель в движении прогревается быстрее, а с увеличением температуры начинает функционировать и катализатор. Очевидно, что прогрев ДВС на холостых оборотах занимает больше времени, а расход горючего при прогреве мотора зимой увеличивается. По данным причинам предлагается греть двигатель на ходу, чтобы уменьшить токсичность отработавших газов как можно быстрее.

Стоит отметить, что во многих европейских странах законодательством закреплены определенные нормы, которые запрещают прогрев либо долгую работу мотора на ХХ в жилой зоне. То есть, запрещено прогревать мотор в зимнее время либо позволять работать двигателю летом в холостом режиме, иначе на водителя могут наложить штраф. Учитывая то, что автомобиль на территории СНГ для большинства людей остается предметом существенной материальной ценности, а экологические стандарты не столь жесткие, повышенное внимание, в первую очередь, уделяется исправности двигателя. Также стоит отметить, что мягкий европейский климат нельзя сравнивать со сложными эксплуатационными условиями двигателей в сильные морозы, актуальные для наших зим.

А вот сторонники отказа от прогрева заявляют, что производитель авто никогда не указал бы в мануале, что можно ехать сразу, прогревая двигатель на ходу. Главным аргументом является беспокойство о репутации бренда и гарантийные обязательства перед покупателем. С этим мнением можно согласиться, однако только частично. Общепринятая практика на сегодняшний день — гарантия на новое авто, которая, в среднем, составляет 100-150 тысяч километров пробега. Такой показатель выхаживает фактически любой современный мотор без серьезных поломок. То есть, запас прочности предполагает такое использование без прогрева, учитывая соблюдение ряда дополнительных условий. Однако далеко не каждый автовладелец в СНГ меняет свое авто на новое по окончании срока гарантии и не готов делать капитальный ремонт через 100-150 тысяч пройденных километров. Учитывая все сказанное выше, становится понятно, что ни современные масла, ни технологии не способны существенно повлиять на особенности работы ДВС и законы физики. Если вы желаете по максимуму продлить срок службы мотора, тогда двигатель нужно прогревать.

надо ли прогревать карбюраторный двигатель

Современная автопромышленность отказалась от оборудования двигателей подобными системами подачи топлива. Но, на наших дорогах достаточно часто можно встретить старенькие «Москвичи» и «Жигули», которые продолжают ездить по бескрайним просторам нашей страны. Для запуска холодного мотора автомобилисту приходится исполнять роль бортового компьютера, то есть самостоятельно выполнять регулировку подачи топлива в цилиндры с помощью ручки подсоса. Благодаря ей достигается требуемая степень обогащения смеси, что происходит посредством управления позицией дроссельной заслонки карбюратора. В этом случае прогрев автомобиля зимой носит характер определенного ритуала:


Рычаг подсоса
  • Сначала прогрейте АКБ — для этого необходимо кратковременно включить ближний свет (примерно на 30 секунд).
  • Отключите все лишние потребители электрической энергии — фары, вентиляторы и так далее.
  • Выжмите сцепление.
  • Вытащите подсос на требуемый уровень — не всегда нужно максимально перекрывать воздух, это зависит от состояния двигателя и температуры окружающей среды.
  • Подайте команду на стартер с помощью ключа зажигания — если двигатель сразу не завелся, нужно повторить попытку примерно через 30 секунд, так как емкость АКБ за это время восстановится.
  • Когда мотор запустится, отрегулируйте обороты ХХ — они должны быть примерно 1200 об/мин. Это делается при помощи ручки подсоса.
  • Отпустите педаль сцепления — в мороз после этого двигатель может заглохнуть, поскольку вязкость масла в коробке передач может быть очень большой.
  • Через некоторое время включите вентилятор печки и прогрейте салон — горячий поток не рекомендовано направлять сразу на стекла, поскольку от перепада температуры можно получить трещину.
  • В ходе прогрева мотора постепенно убирайте подсос — в рабочих температурных диапазонах не требуется обогащение смеси.
  • После прогрева полностью уберите подсос.

Некоторые авто импортного изготовления с карбюраторными моторами оборудованы автоматическим подсосом. Управление дроссельной заслонкой в таком случае происходит без участия автомобилиста.

надо ли прогревать дизельный двигатель

Утренние проблемы с заводкой дизельного мотора обусловлены тем, что в бензобак попало топливо, которое не соответствует зимним условиям эксплуатации. В зимней солярке присутствуют специальные присадки, препятствующие сгущению в условиях низких температур. Нужно ли прогревать дизельный мотор зимой — вопрос риторический. Дизельным моторам свойственны те же проблемы, что и бензиновым. Плюс ко всему в морозы топливные фильтры забиваются отвердевшими парафинами, а это уменьшает их проходимость. При нехватке топлива завести мотор очень сложно.

Существует несколько способов для борьбы с данными явлениями:

  • Свечи подогрева — нагревают горючее до рабочих температур.
  • Зимние присадки являются самым простым способом — добавление в топливо 5-15 процентов низкооктанового бензина.
  • Возврат теплого горючего в бензобак через обратку — так выполняется предварительный подогрев топлива.
  • Электрический подогрев фильтра — расплавляет парафиновые отложения.


надо ли прогревать инжекторный двигатель

Подача горючего в цилиндры посредством форсунок управляется компьютером впрыска. Бортовой контроллер анализирует сведения о температуре воздуха, который поступает в мотор, температуре самого двигателя, оборотах коленвала и температуре ОЖ. На основании этой информации электроника подает команду сервоприводу об изменении положения дроссельной заслонки. Прогревать авто зимой стало намного проще — не нужно исполнять какие-то ритуалы, достаточно просто завести мотор. Все другие операции выполнит запрограммированный автомат.

Если вы выехали и не дождались достижения мотором рабочего температурного диапазона, соблюдайте следующие правила:

  • Первые несколько километров не газуйте — смазка еще не прогрета и мотор функционирует в режиме масляного голодания.
  • КПП тоже еще замерзшая — не нужно ее эксплуатировать как гонщики «Формулы-1».
  • Не нужно резко нагружать подвеску — масло в подушках под мотором и амортизаторах еще очень вязкое, данные узлы должны постепенно приходить к рабочему состоянию.

Современные авто оборудованы различными устройствами, облегчающими эксплуатацию автомобиля в холодный период.

Не нужно думать, как в краткие сроки прогреть салон авто зимой, для комфорта пассажиров и водителя есть такие опции:

  • Подогрев руля.
  • Подогрев сидений.
  • Подогрев переднего и заднего стекол.
  • Подогрев зеркал.
  • Климатическая установка, которая нагревает салон раньше, нежели срабатывает классическая печка.

Безусловно, все данные «навороты» помогают автомобилисту быстрее покинуть стоянку утром после морозной ночи. Но не забывайте, что 10 минут функционирования холодного мотора можно приравнять к 100 км. пробега. Поршневая группа изнашивается, в первую очередь, из-за того, что поршень, изготовленный из алюминиевого сплава, нагревается гораздо быстрее, нежели стальная гильза цилиндра. Зазоры при этом значительно уменьшаются, а масло не обеспечивает требуемой смазки по причине высокой вязкости. Страдают вкладыши, кольца, подшипники КПП. Безусловно, современные присадки способны сгладить сильную зависимость вязкости масел от температур, но законы физики еще никто не отменял.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что прогревать транспортное средство зимой нужно обязательно, чтобы продлить срок службы мотора и КПП. Время прогрева зависит от типа силового агрегата и коробки передач. Если мороз небольшой, хватит 3-5 минут для прогрева масла. А вот чтобы освободить стекла от наледи, понадобится немного больше времени.