Меняем воздушный фильтр на инжекторном моторе. Меняем воздушный фильтр на инжекторном моторе Топливный фильтр ваз 2109

Топливный фильтр является элементом системы питания (системы подачи топлива) инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Назначение топливного фильтра

Топливный фильтр в системе питания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначен для фильтрации топлива (удаления механических примесей) поступающего в главную топливную магистраль из бензобака.


Расположение на автомобиле

Топливный фильтр на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 расположен под днищем кузова, возле бензобака. Он встроен в топливоподающую магистраль между электробензонасосом в бензобаке и топливной рампой на двигателе автомобиля.

Устройство топливного фильтра

Топливный фильтр состоит из металлического корпуса с резьбовыми штуцерами с обеих сторон. Внутри фильтра имеется бумажный фильтрующий элемент, улавливающий различные посторонние частицы, имеющиеся в бензине. От бензонасоса топливо поступает по резиновому шлангу на впускной штуцер фильтра.

Принцип действия топливного фильтра

Электробензонасос закачивает бензин из топливного бака по резиновому шлангу на впускной штуцер топливного фильтра. В корпусе фильтра фильтрующий элемент задерживает посторонние частицы, имеющиеся в бензине. Далее топливо поступает через выпускной штуцер фильтра в металлическую трубку главной топливной магистрали и далее по ней в топливную рампу с форсунками на двигателе. Направление движения топлива обозначено на корпусе топливного фильтра стрелкой.

Неисправности топливного фильтра

— Основной неисправностью топливного фильтра является снижение его пропускной способности вследствие засорения посторонними примесями, имеющимися в бензине. В результате создать необходимое давление топлива становится проблематично. Появляются рывки и провалы в работе двигателя, нестабильный холостой ход, двигатель может глохнуть как на ХХ, так и в движении и т. п.

— В других случаях топливный фильтр может наоборот не отфильтровывать механические примеси в бензине, а пропускать их в топливную рампу к форсункам. Возникновение такой ситуации возможно вследствие его некачественного изготовления или деформации от удара.

Периодичность замены топливного фильтра составляет 30.000 км пробега. В ряде случаев (постоянное применение некачественного топлива, автомобиль с большим пробегом или давно не чищенным топливным баком и т. п.)

Применяемость топливных фильтров в системах питания инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

В системе питания впрыскового двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяются топливные фильтры 2112-1107010-01 (02, 03, 04, 05) отечественного производства или их аналоги импортного (BOSH F0124, MANN WK612/5, Champion L240, ACDelco GF613 и пр.)

Содеражание:

Как известно, автомобили ВАЗ 2109 могут оснащаться инжекторными и карбюраторными моторами. В зависимости от этого, процедура замены топливного фильтра несколько отличается.

Причины замены

Существует несколько основных причин, из-за которых автовладельцам приходится периодически или незапланированно менять топливный фильтр.

Причина

Особенности

Качество

Любая деталь автомобиля имеет определенный уровень качества. Увы, сейчас уже не советские времена, когда качество деталей контролировалось государством. Сегодня регулятором выступает национальный дилер. Но он больше заинтересован в финансовой выгоде, нежели в соблюдении стандартов качества. Отсюда внушительное количество изделий, надежность и характеристики которых оставляют желать лучшего

Китайские изделия и подделки

В последнее время отношение к китайской продукции немного меняется в лучшую сторону. Но все же большинство запчастей, поставляемых оттуда, являются подделками под известные европейские бренды или просто продуктом местного производства, стандарты качества которого далеки даже до отечественных

Сомнительные магазины

Большинство магазинов автозапчастей стремятся к максимальной финансовой выгоде. Они находят поставщиков с наименьшими ценами, закупают запчасти и продают нам. При этом мало кто проверяет качество закупаемого товара. Сегодня не сложно найти подделку или низкосортный товар даже в проверенных магазинах автозапчастей

Фильтр перегружен топливом

Такая ситуация происходит не часто, но исключать ее как вероятную причину для преждевременной замены устройства не стоит

Неправильная или несоответствующая установка

Порой владелец машины покупает качественные детали, но из-за неправильной установки своими руками или руками сомнительных мастеров, все качество фильтра сводится на нет

Плохое топливо

Учитывая разнообразие АЗС в нашей стране, все прекрасно понимают, что дешевые заправки продают плохой бензин. Соответственно, из-за множества примесей срок службы фильтра не может дотянуть до заявленного. Он попросту не справляется с теми нагрузками, которые обеспечивает низкосортное горючее.

Определить, что вы приобрели плохой или поддельный топливный фильтр можно по нескольким признакам:

  • Упала мощность двигателя;
  • Мотор плохо тянет;
  • Падают обороты;
  • Двигатель резко глохнет после включения зажигания и пр.

Замена на инжекторе

Фильтр топлива — это устройство, которое отвечает за качество горючего, поступающего из бака в двигатель.

Устройство располагается между двигателем и насосом и корректирует состав топлива, отсеивая мусор, примеси. Если по той или иной причине фильтр перестал выполнять свои функции должным образом, его немедленно следует заменить.

Чтобы поменять устройство на инжектором ВАЗ 2109, следуйте алгоритму.

  1. Убедитесь, что мотор полностью остыл. Работать на горячем двигателе нельзя.
  2. Слейте весь бензин из системы.
  3. Проверьте, если ли под рукой огнетушитель или другие средства пожаротушения.
  4. Изучите рабочую зону. В ней не должно присутствовать ничего, что даже теоретически может вызвать возгорание.
  5. Поднимите капот, снимите минус с аккумуляторной батареи.
  6. Снимите хомут с приводящего и отводящего шланга топлива.
  7. Отключите все идущие на фильтр шланги. Обязательно поднимите их вверх или даже заткните чем-то подручным. Иначе остатки топлива будут выливаться на силовой агрегат, пол.
  8. Возьмите в руки новый фильтр, проверьте, где располагаются отметки, указывающие на подключение подводящего и отводящего шланга. Не перепутайте только их.
  9. Прежде чем подключать патрубки, проверьте, действительно ли из них вышел весь бензин.
  10. Подключите шланги к новому фильтрующему устройству.
  11. Наденьте новые хомуты. Они преимущественно одноразовые, потому при каждой смене фильтра их лучше менять на новые.
  12. Проверьте узел на предмет герметичности.
  13. Верните на место минусовую клемму АКБ, закройте капот и включите зажигание.
  14. Убедитесь в работоспособности вашего инжекторного двигателя.

Замена на карбюраторе

Если вам посчастливилось стать обладателем автомобиля ВАЗ 2109 с карбюраторным мотором, процедура замены топливного фильтра здесь будет немного иной.

Инструкция выглядит следующим образом:

  • Ослабьте крепежный хомут со стороны двигателя;
  • Отсоедините шланг от топливоочистителя. Вероятнее всего, в патрубках останется небольшое количество топлива, потому будьте аккуратны;
  • Ослабив хомут, снимите шланг со стороны бака;
  • Вооружившись новым очистителем горючего, проверьте направление стрелки на устройстве. Она должна совпадать с направлением движения топлива — в стороны насоса;
  • Подтяните крепежные хомуты;
  • Подкачайте немного бензина в топливоочиститель, поскольку на данный момент он сухой. Делается это топливным насосом. Нажмите на его рычаг пару раз, после чего фильтр начнет наполняться горючим;
  • Заведите машину, проверьте, не ли следов протекания топлива.

Прежде чем вернуть минус на АКБ и запустить мотор, убедитесь, что нигде нет следов утечки бензина, он случайно не пролился из шлангов на силовой агрегат, пол. Малейшая искра и высокая температура могут спровоцировать возгорание, а за ним и более печальные последствия.

Безопасность

Вне зависимости от типа двигателя на вашем ВАЗ 2109, процедура замены топливоочистительного устройства обязательно должна проводиться с соблюдением определенных мер безопасности.

  1. Ни в коем случае не курите, пока проводите работы по ремонту топливной системы. Наберитесь терпения. Не советуем выходить на улицу, чтобы перекурить. Ваша одежда может быть замаслена, пропитана топливом. Малейший уголек и проблем не избежать.
  2. Всегда держите возле машины огнетушитель. Меняя топливоочиститель, поставьте его рядом с собой. Полезная мера, которая спасла не одного человека, и сберегла не один автомобиль.
  3. Избегайте контакта топлива с глазами. Лучше всего работать в защитных очках.
  4. Работы с топливной системой проводите только в хорошо проветриваемых помещениях. Если ремонт проводится зимой, лучше одеться потеплее и открыть двери гаража.
  5. Не меняйте фильтр на улице во время сильной жары. Даже высокая температура воздуха, прямые лучи солнца могут стать источником возгорания.
  6. Работать с топливной системой можно только тогда, когда мотор полностью остыл.

Согласно руководству по эксплуатации, на инжекторных ВАЗ 2109 менять топливоочиститель следует раз в 20 тысяч километров пробега. В действительности, учитывая условия эксплуатации, этот срок необходимо сократить вдвое. Что касается карбюратора, то здесь рекомендуют менять фильтр каждые 10 тысяч километров. На практике — около 7 тысяч километров пробега.

Очистка горючего нужна для нормальной работы автомобильного мотора и повышения ресурса его эксплуатации. В двигатель обязано поступать очищенное от различных примесей и загрязнений топливо. С этой целью принято устанавливать топливные фильтры. О том, как работать с ними на ВАЗ 2109 и 99, 2114 и 2115, пойдёт речь ниже.

Какие топливные фильтры устанавливаются на автомобили ВАЗ 2109/2114/2115

На автомобили ВАЗ перечисленных моделей устанавливаются фильтры, предназначенные для различных силовых установок. Они делятся на два вида: для грубой очистки (сетка в бензонасосе) и тонкой очистки ФТО (отдельный фильтр).

Фильтр грубой очистки ВАЗ расположен внутри бензонасоса

Фильтры, предназначенные для карбюраторных систем, изготавливаются из прочного и прозрачного материала, как правило, пластмассы. Прозрачность корпуса разрешает наблюдать за состоянием чистоты и своевременно менять расходник. Эти модели способны очищать топливо в зоне 15–20 мкм. Внутрь них ставится какой-либо из этих материалов: фетр, войлок или бумага.

Для инжекторных систем автомобилей ВАЗ нужна уже очистка куда более высокого значения. Поэтому фильтры для инжекторных «девяток», ВАЗ 2114 и 2115 отличаются. Они бывают изготовлены из нержавейки и устанавливаются отдельно.

Для грубой очистки используются пластинчато-щелевые, сетчатые и ленточные, которые задерживают сор, попадающийся в топливе. Напротив, в ФТО используются элементы, выполненные из пористых материалов.

Какие лучше

Фильтры топливные, особенно для моторов с инжектором, обязаны обладать нужным качеством очистки. Поэтому лучшим можно назвать тот очиститель, пропускная способность которого составляет не менее 5–7 микрон (инжектор) и 15 микрон (карбюратор). Кроме того, он не должен проваливаться в случае давления в 3–5 бар.

Примерная стоимость замены фильтров очистки топлива

Замена занимает примерно 30–50 минут времени, в зависимости от модели детали. В связи с этим различается и стоимость процедуры в СТО, которая рассчитывается согласно потраченному количеству времени.

На самом деле, рекомендуется изначально договариваться с работником сервисного центра о стоимости процедуры, согласовывать время и т.п. Как правило, цена замены начинается от 700 рублей и не переходит черту в 1000–1200 рублей.

Цена самого топливного фильтра ВАЗ не превышает 200–600 рублей.

Где расположены очистители

Месторасположение топливных фильтров на моделях ВАЗ зависит от двигателя. На инжекторных и карбюраторных системах они расположены в разных местах.

Расположение фильтра на карбюраторных ДВС

На карбюраторных ВАЗ очиститель топлива расположен под капотом. Установлен он под тормозным бачком (главным), зафиксирован с помощью 2-х хомутов.

Фильтр для карбюраторных ВАЗ находится под тормозным цилиндром

Расположение очистителя на инжекторе

На ВАЗ с инжекторной системой ФТО устанавливается под авто, сзади возле глушителя. Он вмонтирован в виде картриджа в топливную магистраль. Для его осмотра или демонтажа приходится автомобиль поднимать на эстакаду или яму.

Как заменить топливный фильтр грубой и тонкой очистки на ВАЗ 2109/2114/2115

Замену на этих модификациях ВАЗ можно осуществить своими руками. Достаточно получить грамотную информацию, правильно представить себе процесс снятия и установки детали целиком, акцентировать внимание на нюансах.

Замена на карбюраторных автомобилях ВАЗ 2109/2114/2115

Алгоритм замены на карбюраторных ВАЗ начинается, прежде всего, со снятия элемента.

  1. Вначале ослабляются хомуты, которые расположены по обе стороны фильтра (сначала тот, что ближе к двигателю, затем другой).
  2. Потом отсоединяются топливные шланги.

Чтобы снять фильтр тонкой очистки, нужно ослабить хомуты и вынуть оба топливных шланга

Таким образом, можно легко и просто снять фильтр на карбюраторных ВАЗ.

Если в ходе снятия шлангов начнёт вытекать горючее, срочно закрыть отверстие пробкой. Демонтируя расходник, рекомендуется держать под рукой заглушку или просто тряпку.

Новый фильтр устанавливается на место старого так:

  • найти стрелку на фильтре;

Стрелка на фильтре должна смотреть на бензонасос

  • поставить его так, чтобы стрелка смотрела на бензонасос.

В конце нужно не забыть подтянуть хомуты.

Если металлические хомуты шлангов износились, плохо фиксируют шланги, винты прокручиваются, лучше будет их заменить. Стоят хомуты недорого (20–30 рублей).

Остаётся произвести подкачку топлива в фильтр, ведь новый элемент будет сухим. Подкачка проводится вручную. Нажать следует на рычаг бензонасоса пару раз. Одновременно смотреть на фильтр - должно быть видно, как он заполняется.

Видео: как заменить топливный фильтр на ВАЗ 2109

Замена на инжекторных автомобилях ВАЗ 2109/2114/2115

На автомобилях с инжекторными системами топливный фильтр находится в другом месте. Процесс замены тоже отличается, прежде всего, тем, что машину нужно поднять на яму или эстакаду.

  • снять хомут, держащий фильтр;
  • ослабить болты крепления очистителя ключом на 19;

Ослаблять гайки фильтра нужно двумя ключами

  • прежде чем снимать фильтр, нужно запомнить направление стрелки, указывающей на направление движения бензина в трубах.

Уплотнительные кольца фильтра нужно обязательно проверять

Затем можно ставить новый фильтр:

  • подсоединить оба штуцера, осуществить затяжку;
  • затянуть болты хомутной скобы;
  • запустить двигатель и дать ему поработать минут 2–3, чтобы проверить, нет ли где утечки.

Затяжка обязана проводиться с учётом правил по моменту затягивания гаечных соединений. Если перетянуть крепления, это может привести к отрицательным последствиям.

Если обнаруживаются протечка, то нужно сильнее затянуть гайку в том месте, откуда вытекает топливо.

Топливный очиститель грубой очистки или СГО меняется так:

  • откидывается задний диван машины из салона;
  • открывается доступ к этому лючку;

Доступ к лючку бензонасоса в инжекторном ВАЗ открывается путём откидывания заднего дивана

  • головкой на 10 откручиваются все гайки по кругу;
  • вынимаются защёлки и соединения;

Вот эти соединения на лючке топливного насоса надо снимать

  • достаётся топливный насос;

Бензонасос инжекторных ВАЗ в снятом виде

  • фильтр расположен в его нижней части, оттуда он и снимается.

Сетка грубой очистки расположена в нижней части бензонасоса

Процесс замены СГО аналогичен для Ваз с карбюратором и с инжектором.

Меры предосторожности

  1. Нельзя работать в закрытом со всех сторон помещении. Должно быть обеспечено проветривание.
  2. Курить строго воспрещается, так как при работе с топливной системой любая искра может привести к печальным последствиям.
  3. Желательно работать в перчатках и надевать защитные очки. Попадание горючей жидкости на кожу рук или на слизистую глаза может вызвать тяжёлую аллергическую реакцию или проблемы со зрением.
  4. Не допускается работать в жару, когда температура воздуха выше, чем 25–30 °С.
  5. Обязательно держать под рукой огнетушитель.

Видео: замена топливного фильтра инжектор

Регламент замены фильтра (через сколько нужно менять)

Опытные автомобилисты и специалисты рекомендуют менять фильтр чаще, чем указано в регламенте. Вызвано это тем, что качество сегодняшнего топлива на наших АЗС крайне низкое. Не отличается, к сожалению, отечественный бензин идеальной чистотой, а виною этому становится не только изначальное качество топлива, но и плохие условия транспортировки и хранения.

Очевидно, что следствием плохого и грязного топлива станет рост нагрузки на мотор и снижение его мощности. Соответственно с этим, уменьшится и ресурс топливной системы.

Согласно регламенту, очиститель на карбюраторных системах нужно менять каждые 10 тыс. км пробега транспортного средства, а на инжекторных - каждые 20 тыс. км. Учитывая вышеприведённые рекомендации, касающиеся чистоты топлива, срок замены желательно сократить до 6–7 тысяч километров и 10 тысяч километров соответственно.

Причины неисправности топливного фильтра ВАЗ 2109/2114/2115

Как и было написано выше, причинами неисправности очистителя становится грязное топливо, заправляемое в баки машин на российских АЗС. Высокое содержание смолы в бензине уничтожающе воздействуют на все системы силовой установки автомобиля и форсунки. От этого топливные коммуникации забиваются. Если в горючем присутствует вода, то это способствует появлению коррозии, повреждаются системные элементы, возникают поломки в цилиндропоршневой группе и т.д.

Одна из распространённых неисправностей фильтра, подразумевает его протекание. Вызвано это не только тем, что очиститель забивается грязью, но и наличием в системе чрезмерного давления. Ещё одна причина протечки связана с истиранием уплотнительных колец внутри фильтра тонкой очистки.

Если фильтр потёк из-за наличия грязи внутри, то такой элемент лучше заменить. Сработавшиеся уплотнители тоже надо поменять на новые. А вот если в системе наблюдается чрезмерное давление, то нужно выкачать изнутри воздух. На автомобилях ВАЗ для этого предусмотрен специальный золотник.

Чтобы согнать из системы лишнее давление, нужно нажать на золотник

Перед сбрасыванием давления автомобиль нужно поставить на ручник, и включить нейтральную передачу.

На автомобилях ВАЗ, в которых очиститель фиксируется на защёлках, причина неисправности может скрываться в другом. Защёлка может просто обломиться, и тогда фильтр начнёт пропускать горючее. На фото ниже защёлки обведены большими красными кружочками.

Защёлки расположены по обоим сторонам фильтра

Вот так выглядит поломанная защёлка.

Защёлка сломанная на трубопроводе выглядит так

Обломанная защёлка - это всегда проблема, так как найти её в продаже по отдельности просто невозможно. Можно, конечно, приобрести трубки в сборе, но они продаются в комплекте 3-х штук. Цена не маленькая - 1300 рублей. Если нет желания покупать дорогой комплект с лишней деталью, можно срезать пластмассовую часть защёлок, оставив только ту часть, которая входит в трубопровод. Затем изготовить два переходника из шлангов для топлива, надеть их и закрепить обычными хомутами за 20 рублей.

Ещё один распространённый дефект связан с тем, что фильтр не наполняется горючим или это происходит наполовину. Причина этого кроется в воздушной пробке, образуемой внутри топливной системы. Выгоняется воздух, как было сказано выше, через золотник.

Если специального золотника на ВАЗ нет, то воздух легко выгнать, сняв подводящий шланг топлива, и дать мотору выработать оставшееся горючее. Затем шланг вдевается на место, и бензин вручную закачивается в систему.

Грязный фильтр не всегда подлежит замене. В некоторых случаях, особенно когда очиститель поставлен сравнительно недавно, можно попробовать его почистить. Делается это так: струёй воздуха от компрессора продувается фильтр. Процедуру можно провести на любом СТО или предприятии, где имеется воздушный компрессор. Можно также попросить знакомых водителей КамАЗа или ЗиЛа, на грузовиках которых имеется компрессор с возможностью отбора воздуха.

Таким образом, топливный фильтр на автомобилях ВАЗ может выходить из строя по следующим причинам:

  • неисправность вызвана засорением или сработкой уплотнительных манжет;
  • по причине заржавления внутренних элементов, что объсняется попаданием воды внутрь фильтра;
  • из-за поломанной защёлки, что приводит к протеканию горючего;
  • по причине воздушной пробки, образуемой внутри системы из-за чрезмерного давления.

Своевременный и грамотный уход за фильтрами позволит продлить эксплуатационные характеристики автомобиля. Замена очистителя даст возможность избежать сложностей в работе топливной системы.

Замена топливного фильтра в автомобилях ВАЗ 2109 с инжекторным двигателем осуществляется после каждых 20 тысяч километров пробега или же при возникновении проблем с подачей топлива.

Процесс замены фильтра не сложен, однако требует наличия гаража с автомобильной ямой или хотя бы эстакады, так как сам элемент расположен под днищем машины за топливным баком вблизи выхлопной трубы. Добраться до него без ямы или эстакады практически невозможно. Из инструментов и подручных средств понадобятся ключи на 10, на 17, на 19, а также тряпка.

Сам фильтрующий элемент подобрать несложно, так как у оригинальной запчасти есть десятки, если не сотни аналогов. Для подбора воспользуйтесь нашей таблицей, в которой указаны производители и каталожные номера топливных фильтров, подходящие к ВАЗ 2109.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ АРТИКУЛ
ОРИГИНАЛ
LADA 21081117010
АНАЛОГИ
AMC FILTER NF-2360
BOSCH GT 058
BMW 5490862
BMW 13 32 1 278 272.3
BOMAG 96006361
CASE IH 417917C91
CITROËN GX 542 9192
CASE IH 680120025
DAF 1500508
FIAT 71736104
DEUTZ-FAHR 8121918050900
FORD 5015544
FRAM G10230
GENERAL MOTORS 4408101
GENERAL MOTORS 91159804
GMC 93156782
IVECO J1331043
HAMM 280194
KRAMER 1610306
KIA 920049500
LAND ROVER STC 4202
LANCIA 9622617880
MAGNETI MARELLI 150020005400
MAN 81125030056
MAZDA 2221 34 70B
OPEL 93156782
PURFLUX EP202
RENAULT 50 00 031 168
ROVER/AUSTIN FE4001
RENAULT TRUCKS 5000031168
RICHIER 552482201
SAAB 83 84 75
SMART 0003414V002
SUBARU 642010020
SOFIMA S 1741 B
TALBOT 13170900
TECNOCAR B48
VAUXHALL 94475304
UNIFLUX FILTERS XB245
VOLVO 3713186
VW 251 201 511 D
VW 111261275

Пошаговая инструкция по замене топливного фильтра на ВАЗ 2109 с фото и видео

Устанавливаем автомобиль на яму или на эстакаду и обездвиживаем его. С учетом того, что во время замены фильтра возможно вытекания какого-то количества бензина, работы не рекомендуется проводить вблизи открытого огня.

1. Находим сам топливный фильтр.


Замена топливного фильтра ВАЗ 2109 инжектор

2. Ключом на 10 ослабляем крепление хомута.

3. Ключами на 17 и на 19 захватываем гайку на топливопроводе и гайку на самом фильтре. Откручиваем.

4. В этот момент с места разъединения начнет вытекать бензин. Можно подставить какую-нибудь посуду, или же просто воспользоваться тряпкой. Не потеряйте прокладку (уплотнительное кольцо из резины).

5. Таким же образом откручиваем и второй штуцер.

6. Полностью откручиваем хомут и снимаем фильтр.