Какой бортовой компьютер ваз 2114. Бортовые компьютеры на ВАЗ, Lada (инжектор). Какие настройки важны во время эксплуатации

Штатный бортовой компьютер предназначен для отображения времени поездки, температуры за бортом, скорости, напряжения в бортовой сети, пробег, общий расход топлива за поездку, коды неисправности, часы и будильник.

Видео-инструкция

Обозначения на экране

Параметры и последовательность переключения режимов индикации компьютера


Скачать инструкцию

При выходе контролируемого параметра за пределы установленного значения: предельной скорости от 20 до 200 км/ч в зависимости от установки, пробега на остатке топлива меньше 50 км, напряжения бортовой сети ниже 10,8 В или выше 14,8 В символ «колокольчик» начинает мигать и вырабатывается звуковой сигнал: для первых двух параметров длительностью 3 с и 15 с пауза, звуковой сигнал повторяется два раза.

При отклонении напряжения бортовой сети звуковой сигнал вырабатывается с задержкой 10 с и имеет длительность 5 с и 5 с пауза, повторяется звуковой сигнал три раза. Звуковой сигнал сопровождается выводом на индикатор значения контролируемого параметра. Сброс звукового сигнала производится клавишей « START ». После сброса звукового сигнала индикация параметра, вышедшего за пределы установленного значения, сопровождается мигающим символом «колокольчик». Когда параметр принимает нормальное значение, аварийная сигнализация прекращается. Для установки или снятия режима контроля параметра необходимо в режиме индикации контролируемого параметра клавишей « START » установить или сбросить символ «колокольчик».

Например, для установки режима контроля превышения скорости необходимо с помощью клавиши « КМ/H » войти в режим «Мгновенная скорость» и клавишей « START » установить на индикаторе символ «колокольчик». Сброс или установка звукового сигнала подтверждения нажатия клавиш производится в режиме индикации параметра «Время поездки без учета остановок» клавишей « START ».

Индикация параметров: «Средняя скорость поездки», «Средний расход топлива за поездку», «Пробег на остатке топлива» осуществляется при выполнении условий: параметр «Пробег поездки» более 1 км и параметр «Время поездки без учета остановок» более 1 мин, до выполнения этих условий на индикатор выводятся символы « - - - - ». Для обнуления всех накапливаемых параметров: «Время поездки без учета остановок», «Общее время поездки», «Общий расход топлива за поездку», «Пробег поездки» необходимо в режиме индикации одного из этих параметров нажать и удерживать клавишу « START » более 4 с до появления двухтонального звукового сигнала.

После сброса необходимо проверить состояние сигнализатора режима (наличие или отсутствие символа «колокольчик»), в котором производился сброс, так как он может изменить свое состояние. При отсутствии ДВТ или неисправности в его цепи в режиме индикации параметра «Температура за бортом» на индикатор выводятся символы « Со».

3.2 Установка временных параметров

Режим коррекции показаний параметров:

  • «Текущее время суток»,
  • «Календарь»,
  • «Будильник» включается и сбрасывается клавишей « START ».

Корректируемые разряды параметра отмечаются миганием. Клавишами « + » или « - » устанавливается требуемое значение параметра. При удержании клавиш « + » или « - » более 0,5 с включается режим автоповтора. Установка часов по сигналам точного времени производится следующим образом: в режиме индикации параметра «Текущее время суток» нажать и отжать клавишу « START » и по шестому сигналу точного времени нажимается клавиша « Н », при этом разряды минут и секунд обнуляются. При совпадении значения параметра «Текущее время суток» с установленным значением будильника выдаются три мелодичных звуковых сигнала длительностью по 30 с каждый с периодом 1 мин. Сброс установки будильника осуществляется следующим образом: в режиме индикации параметра «Будильник» нажать и отжать клавишу « START » и затем нажать клавишу « Н ». При этом в цифровых разрядах появляются символы « », а в режиме индикации параметра «Текущее время суток» отсутствует символ «колокольчик».

3.3 Коррекция хода часов

Для уменьшения погрешности хода часов имеется возможность введения корректирующего коэффициента. Для этого необходимо в режиме индикации параметра «Текущее время суток» нажать и удерживать клавишу « START » в течение 2 с – на индикаторе появится символ « С » и мигающее значение корректирующего коэффициента. Клавишами « + » или « - » ввести требуемое значение коэффициента и, нажав на клавишу « START », выйти из режима коррекции. Максимальные значения корректирующего коэффициента равны? 31. Одна единица коэффициента коррекции равна изменению хода часов на 0,35 с в сутки для положительных значений и 0,18 с в сутки для отрицательных значений.

3.4 Установка предельной скорости

Вход в режим установки предельной скорости производится клавишей « START » в режиме индикации параметра «Средняя скорость поездки». При этом на индикаторе появляется мигающее значение предельной скорости, при превышении которой вырабатывается звуковой сигнал предупреждения. Изменение значения предельной скорости осуществляется клавишами « + » или « - » с шагом 5 км/ч от 20 до 200 км/ч. Выход из режима установки производится клавишей « START ».

3.5 Режимы работы подсветки индикатора

При включенном освещении приборов регулировка уровня подсветки производится регулятором подсветки шкалы приборов автомобиля. При выключенном освещении приборов и включенном зажигании регулировка уровня подсветки производится в следующей последовательности: в режиме индикации параметра «Общее время поездки» нажать и отпустить клавишу « START ». При этом на индикаторе будут высвечиваться все одиночные сегменты (пиктограммы), что является признаком режима регулировки уровня подсветки, а в цифровых разрядах будет высвечиваться число, соответствующее уровню подсветки в процентах от максимального значения. Клавишами « + » или « - » установить необходимый уровень подсветки. При каждом нажатии клавиш уровень подсветки меняется на 5 %. При удержании клавиш более 0,5 с включается режим автоповтора. Установленный уровень подсветки сохраняется до следующей коррекции. Для выхода из режима регулировки нажать клавишу « START ».

3.6 Настройка уровня топлива

Установка таблицы уровня топлива

В память компьютера введены таблицы показаний ДУТ с дискретностью 3 л (значения уровня топлива в промежуточных точках вычисляются интерполированием). В зависимости от типа автомобиля и типа комбинации приборов, установленной на автомобиле, для правильных показаний компьютером уровня топлива в баке необходимо установить одну из таблиц уровня топлива, записанных в памяти компьютера. На автомобиле могут быть установлены комбинации приборов электромеханического типа - формирующие выходной сигнал уровня топлива с максимальным напряжением более 5 В, либо электронные комбинации приборов, формирующие выходной сигнал уровня топлива с максимальным напряжением до 5 В (отличительным признаком этих комбинаций приборов является наличие жидкокристаллического индикатора одометра). Процедура установки типа комбинаций приборов и соответствующей таблицы уровня топлива производится следующим образом:

а) отключить цепь «Аккумулятор» (снять клемму « - » аккумуляторной батареи или отсоединить от компьютера разъем жгута);

б) нажать одну из следующих клавиш для выбора типа комбинации приборов: - « L » комбинация приборов электромеханического типа; -« L/100 » – комбинация приборов электронного типа; - « КМ » комбинация приборов автомобиля ГАЗ-3110;

в) удерживая выбранную клавишу, подключить цепь «Аккумулятор» (подсоединить разъем жгута к компьютеру) и через промежуток времени 2 с отжать клавишу.

3.7 Тарирование ДУТ

Вследствие того, что ДУТ автомобиля имеет большой технологический разброс параметров, для увеличения точности показаний уровня топлива компьютером предусмотрен режим коррекции таблицы показаний ДУТ (тарирования).

ВНИМАНИЕ! ДО НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТАРИРОВАНИЯ НЕОБХОДИМО УБЕДИТЬСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К КОМПЬЮТЕРУ СИГНАЛА УРОВНЯ ТОПЛИВА И УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ТИП КОМБИНАЦИИ ПРИБОРОВ.

Процедура тарирования может быть проведена по желанию владельца самостоятельно.

  1. Для этого необходимо слить бензин из бака, оставив минимально необходимый для работы бензонасоса объем топлива (для автомобилей ВАЗ он равен 3 л) – этот объем далее принимается за нулевой уровень.
  2. Затем войти в режим индикации параметра «Уровень топлива в баке», нажать и удерживать клавишу « START » 2 с, при этом на индикаторе появится мигающая цифра « 0 ».
  3. Нажать и удерживать клавишу « L » в течение 1 с до появления звукового сигнала подтверждения запоминания информации. После этого на индикаторе появится мигающая цифра « 3 ».
  4. Залить в бензобак с помощью мерной емкости 3 л бензина, выждать время, необходимое для установки постоянного уровня топлива, нажать и удерживать клавишу « L » 1 с до появления звукового сигнала подтверждения. На индикаторе появится мигающая цифра « 6 ».
  5. Далее для продолжения тарирования необходимо повторять описанную выше процедуру, каждый раз, доливая по 3 л и нажимая после этого клавишу « L ». При этом необходимо следить, чтобы суммарное количество топлива в баке соответствовало значению на индикаторе для конкретного этапа тарирования.
  6. Для завершения режима тарирования после записи последнего значения уровня топлива необходимо нажать клавишу « START », выключить и включить зажигание.

Примечание – Максимально возможное значение уровня топлива при тарировании равно 72 л.

3.8 Работа компьютера в режиме диагностики

3.8.1 Чтение кодов неисправностей

Вход в режим по первому нажатию клавиши « ECU ». На индикаторе компьютера появятся символы « En.NN », где NN – общее количество кодов неисправностей, накопленных в памяти ЭБУ. Клавишами « + » и « - » осуществляется выбор номера неисправности. Для ЭБУ, устанавливаемого на автомобиль семейства ВАЗ, номер неисправности отображается на индикаторе как сочетание символов « ЕХ.NN », где ЕХ – статус неисправности, NN – номер неисправности. Пример - Е0. 1. Значения статуса кода неисправностей для ЭБУ МР7.0 приведены в таблице Г.3.2. Для ЭБУ, устанавливаемого на автомобиль семейства ГАЗ, номер неисправности отображается на индикаторе как сочетание символов « ENNN », где NNN номер неисправности. Если общее количество неисправностей равно 0, то номера неисправностей не отображаются. Переключение индикации на просмотр кода неисправности и обратно (на просмотр номера неисправности) осуществляется коротким (длительностью менее 1 с) нажатием на клавишу « START ». Клавишами « + » и « - » осуществляется просмотр всех кодов неисправностей. Возможные значения кодов неисправностей приведены в приложении Г.

3.8.2 Сброс кодов неисправностей

Сброс всех кодов неисправностей, накопленных в памяти ЭБУ, производится нажатием и удержанием в течение 2 с клавиши « START » в режиме индикации кодов или номеров неисправностей.

3.8.3 Выбор типа ЭБУ

Компьютер может быть установлен на автомобили с двигателями, оснащенными различными типами ЭБУ. Для выбора типа ЭБУ необходимо войти в режим индикации параметров ЭБУ (при отсутствии связи с ЭБУ на индикаторе компьютера будут высвечиваться символы « Рс.- » и мигающий символ «колокольчик»), нажать и удерживать клавишу « START » в течение 2 с до появления на индикаторе символа « ECU » (ЭБУ) и мигающей цифры, определяющей тип ЭБУ. Клавишами « + » или « - » выбрать требуемый тип ЭБУ и выйти из режима, нажав клавишу « START ». Для установления связи с новым типом ЭБУ - выключить и затем включить зажигание. При выборе типа ЭБУ на индикаторе отображаются:

  • - « ECU.0 » - М1.5.4;
  • - « ECU.1 » - М1.5.4N или Январь-5.1;
  • - « ECU.2 » - МР7.0;
  • - « ECU.3 » - МИКАС 5.4, МИКАС 7.1, 301.3763 000-01.

3.8.4 Чтение параметров ЭБУ

Вход в режим производится клавишей « ECU ». На индикаторе отображаются символы « Рс. 1 », где Рс – признак индикации номера параметра ЭБУ, а 1 номер параметра. Клавишами « + » и « - » осуществляется выбор номера параметра. Переключение индикации на просмотр значения параметра и обратно (на просмотр номера параметра) осуществляется коротким (длительностью менее 1 с) нажатием на клавишу « START ». Клавишами « + » и « - » осуществляется просмотр всех параметров. Перечень параметров ЭБУ, отображаемых на индикаторе компьютера, приведен в приложении Г.

3.8.5 Чтение идентификационных данных ЭБУ (функция отсутствует при выборе ЭБУ типа МИКАС 5.4, МИКАС 7.1, 301.3763 000-01)

Вход в режим производится по нажатию клавиши « ECU ». На индикаторе отображаются символы « Cu. 3 », где Cu – признак индикации номера идентификационных данных, а 3 – номер данных. Переключение индикации на просмотр значения данных и обратно (на просмотр номера данных) осуществляется коротким (длительностью менее 1 с) нажатием на клавишу « START ». Клавишами « + » и « - » осуществляется просмотр всех данных. Перечень идентификационных данных ЭБУ, отображаемых на индикаторе компьютера, приведен в приложении Г.

3.9 Функция «Парковка»

3.9.1 Функция «Парковка» выполняется только при подключенном к компьютеру устройстве парковки автомобиля. После включения на автомобиле передачи заднего хода и включенном зажигании на индикаторе в течение 1 с появляется надпись «rdy» (сокращение от английского ready –«готов») и звучат три коротких звуковых сигнала. Это означает, что устройство парковки автомобиля исправно и готово к работе. Если препятствие не обнаружено, то на индикаторе в цифровых разрядах высвечиваются символы «----». Если расстояние до препятствия находится в пределах от 40 до 170 см, то на индикаторе высвечивается расстояние в сантиметрах. Направление на препятствие показывают символы индикатора, расположенные ниже цифровых разрядов: « < » - препятствие расположено слева от автомобиля; « > » - препятствие расположено справа от автомобиля. Если препятствие расположено по центру автомобиля, то высвечиваются оба символа.

3.9.2 Индикация расстояния до препятствия сопровождается звуковыми сигналами (при установленном символе «колокольчик» на индикаторе), которые становятся более частыми по мере приближения препятствия. При расстоянии до препятствия от 170 до 90 см частота появления звуковых сигналов составляет 3 сигнала/с, от 90 до 60 см – 5 сигналов/с, от 60 до 40 см – 8 сигналов/с. При расстоянии до препятствия менее 40 см звуковой сигнал становится непрерывным и на индикаторе появляется надпись «StOP». Звуковая сигнализация при индикации расстояния до препятствия может быть разрешена (на индикаторе присутствует символ «колокольчик», мигающий с частотой 1 Гц) или запрещена (символ «колокольчик» отсутствует). Сброс и установка символа «колокольчик» осуществляется длинным нажатием (более 2 с) клавиши « START ». При установленном символе «колокольчик» звуковой сигнал может быть отключен до окончания режима заднего хода автомобиля коротким (длительностью не более 1 с и не менее 0,3 с) нажатием клавиши « START » - символ «колокольчик перестает мигать.

3.10 Вспомогательные режимы работы компьютера

3.10.1 Коррекция показаний расхода топлива. Показания компьютером параметров расхода топлива могут отличаться от действительных значений по различным причинам: погрешность ДРТ в автомобилях с карбюраторным двигателем, отклонение давления в топливной рампе или засорение форсунок в автомобилях с двигателем, оборудованным ЭСУД.

Для проведения коррекции показаний расхода топлива необходимо войти в режим индикации «Текущий расход топлива», нажать и удерживать клавишу « START » в течение 2 с до появления на индикаторе мигающего значения корректирующего коэффициента.

Номинальное значение корректирующего коэффициента равно 100 (в процентах). Изменение значения коэффициента производится клавишами « + » или « - », при этом большему значению коэффициента соответствует увеличение показаний расхода топлива, а меньшему – уменьшение показаний расхода топлива.

Для выхода из режима коррекции нажать клавишу « START ».

Корректирующий коэффициент может быть определен следующим образом.

  1. Выработать топливо до определенного значения показаний уровня топлива компьютером.
  2. Залить в бак отмеренное количество топлива – например, 20 л.
  3. Обнулить показания общего расхода топлива в компьютере, для чего в режиме индикации «Общий расход топлива» нажать и удерживать клавишу « START » в течение 4 с до появления двухтонального звукового сигнала.
  4. Выработать все залитое топливо до первоначального значения показаний уровня топлива.
  5. Отметить показания общего расхода топлива – например, 25 л.
  6. Рассчитать значение корректирующего коэффициента: (20/25) х 100 = 80.
  7. Ввести рассчитанное значение корректирующего коэффициента в компьютер. Диапазон значений корректирующего коэффициента от 50 до 255.
  8. После этого обнулить показания расхода топлива.

3.10.2 Коррекция показаний напряжения бортовой сети

Показания напряжения бортовой сети корректируются в процессе изготовления компьютера и после ремонта компьютера, связанного с заменой литиевой батареи.

Для проведения коррекции необходимо:

  • в режиме индикации «Напряжение бортовой сети» нажать и удерживать клавишу « START » в течение 2 с до появления мигающего значения напряжения.
  • Клавишами « + » или « - » установить значение напряжения, равное измеренному цифровым вольтметром на контакте « 3 » колодки компьютера.
  • Выйти из режима коррекции нажатием на клавишу« START ».

3.10.3 Контроль номера версии программного обеспечения

Для контроля номера версии программного обеспечения компьютера необходимо нажать клавишу « - » и удерживая её включить зажигание. На индикаторе появятся символы «ПР55» – где первая цифра 5 определяет тип компьютера (АМК-211501), а вторая цифра 5 - номер текущей версии программного обеспечения (может отличаться в большую сторону).

4. Установка компьютера на автомобиль

Наименование сигналов и номера контактов вилки компьютера приведены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование сигнала

Обозначение сигнала

Номер контак-та вилки

Выходной сигнал ДРТ
Шина диагностики «К-линия»
Питание компьютера через замок зажигания
Выходной сигнал ДВТ
Питание компьютера от аккумуляторной батареи
Включение режима «подсветка»
Корпус
Выходной сигнал ДУТ
Выходной сигнал ДСА

Описание контактов компьютера приведено в таблице 2

Таблица 2

Вход сигнала расхода топлива . Импульсный сигнал прямо-угольной формы с частотой, пропорциональной расходу топлива. Источник сигнала – контакт « 2 » ДРТ или контакт « 54 » ЭБУ (контроллера впрыска топлива) типа М1.5.4 (Январь-5.1) или контакт « 32 » ЭБУ типа МР7.0.
Линия «К» диагностики . Контакт соединен с контактом «М » колодки диагностики автомобилей ВАЗ или контактом « 11 » колодки диагностики автомобилей ГАЗ. По этой линии компьютер обменивается информацией с ЭБУ. Данные передаются в виде серий импульсов амплитудой от низкого уровня (0 В) до напряжения бортовой сети. Линия проходит через контакты « 9 » и « 18 » блока управления автомобильной противоугонной системы (далее - АПС), которые должны быть замкнуты при его отсутствии или когда АПС не активирована.К этому контакту подключается сигнал «K-line» от устройства парковки автомобиля.
Вход сигнала напряжения с выключателя зажигания . Сигнал с выключателя зажигания не является питанием компьютера, он информирует компьютер о том, что зажигание включено. Исполь-зуется для измерения напряжения бортовой сети.

Продолжение таблицы 2

Вход сигнала ДВТ . Компьютер посылает по этой цепи через внутренний резистор напряжение +5 В на ДВТ, который пред-ставляет собой термистор, вторым выводом соединенный с массой. Датчик меняет сопротивление в зависимости от температуры.
Вход неотключаемого напряжения . Постоянное питание компьютера от бортовой сети автомобиля. Напряжение поступа-ет через плавкий предохранитель.
Вход напряжения цепи подсветки шкалы приборов автомо-биля . Сигнал управляет яркостью подсветки индикатора компьютера.
Корпус . Контакт соединен с корпусом автомобиля (массой). Напряжение на контакте должно быть близким к нулю.
Входной сигнал уровня топлива . Контакт подключен парал-лельно к цепи сигнала ДУТ автомобиля. Место подключения – разъем комбинации приборов автомобиля. Величина напряжения сигнала используется для вычисления уровня топлива в зависи-мости от типа комбинации приборов и установленной таблицы уровня топлива.
Вход сигнала ДСА . Импульсный сигнал прямоугольной формы с частотой, пропорциональной скорости автомобиля. Сигнал по-ступает с контакта « 2 » ДСА автомобиля или с выхода комбинации приборов (сигнал скорости для компьютера) или с контакта « 9 » ЭБУ типа М1.5.4, Январь-5.1, МР7.0.

4.1 Установка компьютера на автомобиль с двигателем карбюраторного типа

Компьютер устанавливается в салоне автомобиля в специальное гнездо панели приборов (рисунок 2) или в любое удобное для наблюдения место с учетом оптимального угла обзора индикатора, соответствующего положению стрелки часов на 10 ч 30 мин (слева и сверху от перпендикуляра к плоскости индикатора), с помощью кронштейна, входящего в состав КМЧ. Подключение компьютера и датчиков к автомобилю проводить согласно рисунку 2 с помощью КМЧ (позициями обозначены элементы КМЧ):

  1. Винт В.М6-6g х14.58.016 ГОСТ 1491-80 - 2 шт
  2. Гайка М6.58.016 ГОСТ 5927-70 - 2 шт.
  3. Шайба 6.01.10.016 ГОСТ 11371-78 - 4 шт.
  4. Шланг (наружный диаметр 14,5 мм) - 2 шт.
  5. Хомут (внутренний диаметр 14,5 мм) - 2 шт.
  6. Гайка (квадратная) - 4 шт.
  7. Винт В.М4-6g х12.58.016 ГОСТ 1491-80 - 4 шт.
  8. Шайба 4.01.10.016 ГОСТ 11371-78 - 8 шт.
  9. Шланг (наружный диаметр 10 мм) - 1 шт.
  10. Заглушка - 1 шт.
  11. Хомут (внутренний диаметр 10,5 мм) - 2 шт.
  12. Колодка Х3 - 1 шт.
  13. Жгут - 1 шт.
  14. Колодка Х6 - 1 шт.
  15. Кронштейн - 1 шт.

4.1.1 Установка ДСА

Для установки ДСА необходимо выполнить следующие операции:

  • - отсоединить гибкий вал тросика спидометра от привода спидометра коробки передач;
  • - присоединить к приводу спидометра коробки передач ДСА с крутящим моментом затяжки от 6 до 8 Нм;
  • - на выходной вал ДСА подсоединить гибкий вал тросика спидометра, предварительно скрутив защитный колпачок с ДСА.

4.1.2 Установка ДРТ

Для установки ДРТ необходимо выполнить следующие операции:

  • - закрепить ДРТ с помощью крепежных деталей поз. 1, 2, 3 на кузове автомобиля в моторном отсеке так, чтобы патрубок « Выход » ДРТ был расположен горизонтально и ниже патрубка подвода топлива карбюратора на расстоянии от 10 до 20 мм;
  • - снять шланг, соединяющий топливный насос и карбюратор;
  • - установить шланги поз. 4, соединяющие топливный насос с патрубком « Вход » ДРТ и патрубок « Выход » ДРТ с входным штуцером карбюратора с помощью крепежных деталей поз. 5, 6, 7, 8;
  • - снять шланг с выходного штуцера возвратной магистрали карбюратора и установить его на патрубок « Возврат » ДРТ;
  • - поставить шланг поз. 9 с заглушкой поз. 10, закрепив его с помощью крепежных деталей поз. 6, 7, 8, 11, на выходной штуцер возвратной магистрали карбюратора.

Примечание - При установке ДРТ на автомобили, в топливной системе которых нет возвратной магистрали, заглушку поз. 10 установить на патрубок « Возврат » ДРТ.

4.1.3 Установка ДВТ

ДВТ установить внутри переднего бампера в отверстие диаметром 12 мм на его нижней плоскости слева по ходу движения автомобиля.

4.1.4 Подключение компьютера к цепям автомобиля

Подключение компьютера и датчиков между собой и к электрооборудованию автомобиля типа ВАЗ 2108, ВАЗ 2109 проводить в следующей последовательности:

  • - открыть капот автомобиля. Отсоединить провод от клеммы « - » аккумуляторной батареи;
  • - снять ручки с рычагов пульта управления системой вентиляции и отопления салона. Вывернуть четыре самонарезающих винта крепления накладки консоли панели приборов и отвести ее от панели приборов;
  • - вынуть гнездовые контакты проводов красно-черного и оранжевого цвета из колодки выключателя аварийной сигнализации (цепи « 15/1 » и « 30 ») и подсоединить их с помощью колодки поз. 12 (« Х3 ») к вилке « Х2 » жгута поз. 13. На место гнездовых контактов, изъятых из колодки выключателя аварийной сигнализации, подсоединить гнездовые контакты « 5 » (цепь « 30 »), « 3 » (цепь « 15/1 ») жгута поз. 13;
  • - разъединить двухклеммовую колодку жгута автомобиля проводов белого и черного цвета, подходящего к лампе подсветки рычагов пульта управления системой вентиляции и отопления, и подключить к ним соответствующие двухклеммовые колодки « Х8 », « Х9 » жгута поз. 13 с проводами белого и черного цвета;
  • - отсоединить от колодки комбинации приборов провод с гнездовым контактом, идущий от ДУТ, в соответствии со схемой электрооборудования автомобиля и подсоединить его с помощью колодки поз. 14 (« Х6 ») к колодке « Х5 » жгута поз. 13. В гнездо колодки комбинации приборов вместо снятого провода установить гнездовой контакт « 8 » жгута поз. 13;
  • - отвернуть две гайки крепления монтажного блока и приподнять его вверх до образования щели между его корпусом и резиновой прокладкой, в которую провести из салона в коробку воздухопритока провода с двумя трёхклеммовыми колодками « Х1 » ДРТ и « Х7 » ДСА. Установить на место и закрепить монтажный блок;
  • - выдавить резиновый уплотнитель из отверстия в центре перегородки коробки воздухопритока и моторного отсека. Провести в образовавшееся отверстие провода датчиков. Разрезать от края до центра резиновый уплотнитель, вставить в разрез провода датчиков и установить уплотнитель на место;
  • - подсоединить колодки жгута поз. 13 к датчикам: колодку « Х1 » к ДРТ, а « Х7 » к ДСА. ДВТ подключить к колодке « АМР » жгута поз. 13. Подсоединить к компьютеру девятиклеммовую колодку « ХS » жгута поз. 13. Компьютер вставить в гнездо панели приборов. В зависимости от типа комбинации приборов произвести установку таблицы уровня топлива в соответствии с 3.6.

4.2 Установка компьютера на автомобиль ВАЗ с двигателем, оснащенным ЭСУД

Подключение компьютера к автомобилю ВАЗ с двигателем, оснащенным ЭСУД, проводить согласно рисунку 1 с помощью КМЧ1 (позициями обозначены элементы КМЧ1):

  1. Колодка Х3 - 1 шт.
  2. Колодка Х6 - 1 шт.
  3. Жгут - 1 шт.
  4. Кронштейн - 1 шт.

Гнездовой контакт « 1 » жгута поз. 3 (цепь сигнала расхода топлива) подключить к колодке жгута автомобиля, связанной с ЭСУД, в соответствии со схемой электрооборудования автомобиля. Гнездовой контакт « 9 » жгута поз. 3 (цепь с сигналом от ДСА), подключить к комбинации приборов (при наличии выхода для подключения компьютера) или к колодке жгута автомобиля, связанной с ЭСУД. Вилка « Х10 » жгута поз. 3 подключается к контакту « М » колодки диагностики автомобиля.

Примечание – Если в автомобиле не установлена АПС, то в колодке блока управления АПС необходимо установить перемычку между контактами « 9 » и « 18 ». Подключение ДВТ, ДУТ, а также цепей питания и подсветки проводить аналогично 4.1.4 или в соответствии со схемой электрооборудования автомобиля и назначением сигналов, приведенных в таблице 1.

Девятиклеммовую колодку « ХS » жгута поз.3 соединить с компьютером.

Компьютер вставить в гнездо панели приборов. В зависимости от типа комбинации приборов произвести установку таблицы уровня топлива в соответствии с 3.6.

На автомобиль ВАЗ-2115, выпущенный после 1 января 2002 года, с двигателем, оснащенным ЭСУД, компьютер устанавливается на штатное место без использования КМЧ1. Подключение к цепям автомобиля производится к колодке жгута автомобиля, расположенной в нише для установки компьютера.

Примечание – ДВТ, устанавливаемый в автомобилях ВАЗ 2115, можно использовать только совместно с одним из устройств: комбинацией приборов или компьютером, при этом цепь ДВТ от устройства, в котором этот ДВТ не используется, должна быть отключена.

4.3 Установка компьютера на автомобиль ГАЗ-3110

Установку компьютера на автомобиль ГАЗ-3110 с ЭБУ МИКАС 5.4, МИКАС 7.1, 301.3763 000-01 проводить с помощью КМЧ2, в который входят Жгут РЮИБ6.640.786 и Кронштейн РЮИБ6.133.502-01. Компьютер устанавливается с помощью кронштейна в салоне автомобиля в удобном для наблюдения месте с учетом оптимального угла обзора индикатора, соответствующего положению стрелки на 10 ч 30 мин (слева и сверху от перпендикуляра к плоскости индикатора).

4.3.1 Монтажные работы по подключению компьютера к цепям автомобилей ГАЗ-3110, ГАЗ-3102 с помощью КМЧ2 проводить в соответствии с рисунком 3 следующим образом.

  • Отвернуть четыре винта крепления и снять облицовку комбинации приборов, вынув её на себя.
  • Промаркировать и отсоединить штекерные колодки центрального переключателя света и корректора света фар. Отвернуть четыре винта крепления комбинации приборов.
  • Повернуть комбинацию приборов на 90 0 и вынуть из панели приборов. Отсоединить штекерные колодки жгута автомобиля от комбинации приборов.
  • Извлечь гнездовой контакт « 7 » из колодки жгута автомобиля « ХР2 », вставить его в колодку « Х7 », входящую в КМЧ2 и соединить с колодкой « Х6 » жгута КМЧ2.
  • Гнездовой контакт « 6 » вставить в гнездо « 7 » колодки « ХР2 ». Извлечь гнездовой контакт « 5 » из колодки жгута автомобиля « ХР1 », вставить его в колодку « Х8 » и соединить с колодкой « Х5 » жгута КМЧ2.
  • Гнездовой контакт « 8 » вставить в гнездо « 5 » колодки « ХР1 ». Извлечь гнездовой контакт « 2 » из колодки жгута автомобиля « ХР3 », вставить его в колодку « Х3 » и соединить с колодкой « Х10 » жгута КМЧ2.
  • Гнездовой контакт « 3 » вставить в гнездо « 2 » колодки « ХР3 ».
  • Извлечь гнездовой контакт « 10 » из колодки жгута автомобиля « ХР3 », вставить его в колодку « Х11 » и соединить с колодкой « Х9 » жгута КМЧ2.
  • Гнездовой контакт « 9 » вставить в гнездо « 10 » колодки « ХР3 ».
  • Провод от контакта « 2 » колодки « XS » жгута КМЧ2 протащить через резиновый уплотнитель в моторный отсек автомобиля до колодки диагностики, расположенной на панели передка справа от водителя.
  • Зачистить от изоляции участок провода (серого цвета с красными полосками) длиной 5 мм, подключенного к контакту « 11 » колодки диагностики на расстоянии 3 см от контакта. Методом накрутки подсоединить провод к зачищенному участку и заизолировать его лентой ПВХ.
  • Установить ДВТ в отверстие диаметром 12 мм на переднем бампере автомобиля слева по ходу движения. Разъем « Х4 » с проводами протащить через резиновый уплотнитель в моторный отсек и далее подключить к разъему ДВТ.
  • Короткий провод от разъема « Х4 » подсоединить к корпусу автомобиля под один из винтов.
  • Отвернуть два нижних шурупа крепления панели передней пепельницы.
  • Открыть пепельницу и открутить два верхних шурупа крепления панели передней пепельницы.
  • Вытянуть панель передней пепельницы на себя.
  • Отключить штекерные колодки прикуривателя.
  • Штыревую колодку « Х2 » жгута КМЧ2 соединить с розеткой разъема прикуривателя, входящей в состав жгута автомобиля.
  • Вилку разъема прикуривателя соединить с розеткой « Х1 » жгута КМЧ2.
  • Колодку « ХS » жгута КМЧ2 соединить с колодкой компьютера. Установить панель прикуривателя и комбинацию приборов на свои места. 4.3.2 Установить тип комбинации приборов автомобилей ГАЗ-3110 в соответствии с 3.6.

4.3.3 Выбрать тип контроллера ЭБУ–3 (ECU.3) в соответствии с 3.8.3.

4.4 Установка устройства парковки автомобиля

Устройство парковки автомобиля состоит из блока управления, к которому подключены датчик импульсный R (правый), датчик импульсный L (левый) и жгут Х1, а также кронштейна для крепления датчиков к автомобилю (по усмотрению потребителя).

Блок управления устанавливать в салоне автомобиля или в багажном отсеке, датчики устанавливать на заднем буфере автомобиля.

Подключение устройства парковки автомобиля к цепям автомобиля производить в соответствии с рисунком 4.

  • Проложить провода жгута питания устройства парковки автомобиля от блока управления до места установки компьютера. Извлечь из колодки « С » жгута подключения компьютера к цепям автомобиля гнездовой контакт гнезда « 7 », с гнездового контакта черного провода жгута питания устройства парковки автомобиля снять корпус « Х6 » и одеть его на гнездовой контакт, извлеченный из колодки « С », соединить гнездовой контакт в корпусе « Х6 » с вилкой « Х5 ».
  • Гнездовой контакт черного провода жгута питания устройства парковки автомобиля вставить в гнездо « 7 » колодки « С ».
  • Короткий красный провод подключить к цепи питания фонарей заднего хода, красный провод с гнездовым контактом в корпусе « Х8 » оставить неподключенным.
  • Извлечь из колодки « С » гнездовой контакт гнезда « 2 » (если он там имеется), с гнездового контакта зеленого провода жгута питания устройства парковки автомобиля снять корпус «Х7 » и одеть его на гнездовой контакт, извлеченный из колодки « С », соединить гнездовой контакт в корпусе « Х7 » с вилкой « Х9 ».
  • Гнездовой контакт зеленого провода жгута питания устройства парковки автомобиля вставить в гнездо « 2 » колодки « С ».
  • После окончания монтажных операций подключить к блоку управления разъемные соединители в соответствии с рисунком 4.

5 Перечень возможных неисправностей и методы их устранения

Перечень возможных неисправностей и методы их устранения приведены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование неисправ-ности, внешнее проявление и дополнительные признаки

Вероятная причина неисправности

Метод устранения неисправности

Нет индикации параметра «Текущее время суток» при подключении напряжения цепи «Аккумулятор» («30» ) «5» колодки компьютера
После включения выключа-теля зажигания работает только режим индикации параметра «Текущее время суток» Неисправность в цепи контакта «3» колодки компьютера Проверить провода и их соединения, заме-нить поврежденные провода или контакты
Сбои в показаниях компьютера Ненадежный контакт в цепях подключения проводов компьютера Проверить и восста-новить надежный контакт в цепи под-ключения проводов
На индикаторе мигающие цифры Включен режим кор-рекции одного из пара-метров Нажать клавишу «START »
Показания параметра «Текущий расход топлива» отсутствуют, а показания параметра «Общий расход топлива за поездку» не увеличиваются Неисправность в цепи контакта «1» колодки компьютера, отсутствие сигналов от ДРТ или контроллера впрыска топлива Проверить провода и их соединения, заме-нить поврежденные провода или контакты и, при необходимос-ти, датчики
Нет показаний параметра «Мгновенная скорость», показания параметра «Те-кущий расход топлива» только в л/ч при скорости больше 20 км/ч Неисправность в цепи контакта «9» колодки компьютера, отсутст-вие сигнала от ДСА Проверить провода и их соединения, заме-нить поврежденные провода, контакты или ДСА
Показания напряжения бортовой сети значительно отличаются (в меньшую сторону) от напряжения на аккумуляторной батарее Большое падение на-пряжения на контактах замка зажигания Прочистить контакты замка зажигания

6 Транспортирование и хранение

Транспортирование компьютера осуществляется любым видом транспорта, обеспечивающим его сохранность от механических повреждений и атмосферных осадков, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. Условия транспортирования компьютера соответствуют группе С ГОСТ 23216 78 в части механических воздействий и группе 2 С ГОСТ 15150 69 в части воздействия климатических факторов. Компьютер следует хранить в упаковке предприятия-изготовителя в условиях 2 С согласно ГОСТ 15150 69. Срок транспортирования компьютера от изготовителя к потребителю не должен превышать 9 месяцев с даты изготовления изделия. Отсчет ведется по маркировке изделия.

7 Гарантии изготовителя

Предприятие-изготовитель гарантирует соответствие компьютера требованиям ТУ 4573 043 00225331 01 при соблюдении потребителем условий транспортирования, хранения и эксплуатации, установленных настоящим паспортом.

Гарантийный срок эксплуатации компьютера – 12 месяцев со дня продажи.

Гарантийный срок хранения компьютера в упаковке предприятия-изготовителя при соблюдении требований, установленных настоящим паспортом, должен быть не менее трех лет с даты изготовления.

Приложение А (справочное) Параметры выходных сигналов датчиков

А.1 Компьютер обеспечивает прием сигнала от ДСА со следующими параметрами:

Коэффициент преобразования (количество импульсов на один метр пройденного пути) …….... 6;

Входное напряжение низкого уровня, В, не более …….… 0,8;

Входное напряжение высокого уровня, В, не менее.….… 4,0;

Коэффициент заполнения Q = (50 ± 30) %;

Длительность переднего (заднего) фронта импульса, мкс, не более...50.

Электрическая схема подключения ДСА к компьютеру - открытый коллектор n-p-n транзистора.

А.2 Компьютер обеспечивает прием сигнала от ДРТ или контроллера впрыска топлива со следующими параметрами:

Коэффициент преобразования (количество импульсов на литр протекающего топлива) ……….. 16 000;

Входное напряжение низкого уровня, В, не более ……... 1,0;

Входное напряжение высокого уровня, В, не менее…... 9,6 (или 0,8 UА, где UА – напряжение на шине + 12 В контроллера впрыска топлива);

Коэффициент заполнения от 30 до 70 %.

Электрическая схема подключения - открытый коллектор n-p-n транзис-тора с нагрузочным резистором на шину + 12 В контроллера впрыска топлива.

А.3 Параметры ДВТ приведены в таблице А.1.

Таблица А.1

Продолжение таблицы А.1

А.4 Параметры сигнала ДУТ электромеханической комбинации приборов для автомобилей ВАЗ при напряжении питания 13,5 В приведены в таблице А.2.

Таблица А.2

А.5 Зависимость сопротивления ДУТ от уровня топлива в баке автомобиля с электронной комбинацией приборов приведена в таблице А.3.

Таблица А.3

Объем топлива в баке, л

Сопротивление ДУТ, Ом

А.6 Параметры сигнала ДУТ комбинации приборов для автомобилей ГАЗ-3110 при напряжении питания 13,5 В приведены в таблице А.4.

Таблица А.4

Объем топлива в баке, л

Напряжение ДУТ, В

Компьютер – это на сегодняшний день обыденное устройство, с которым большое количество людей сталкиваются как дома, так и в большом количестве транспортных средств. Говоря конкретнее о водителях автомобилей, компьютер, или как его привычнее называют, бортовой компьютер стал незаменимым каждому из них, потому как только с его помощью можно взять под контроль работу большинства агрегатов.

Видео о работе нештатного БК на ВАЗ-2114:

Если говорить об автомобилях произведённых в России, то первенцем в семействе АвтоВАЗа, стала именно ВАЗ-2114, на которую прямо с завода монтировался бортовой компьютер, который был способен оповестить водителя о всех происходящих событиях, как за бортом так и в салоне машины. Ниже в этой статье мы подробно разберём, для чего же нужен бортовой компьютер, а также разберём краткую инструкцию к нему.

Причины установки БК в автомобиль

Штатное место в панели приборов для бортового компьютера. На фото стоит заглушка.

Бортовой компьютер первой версии, установленный на ВАЗ-2114, хоть имел и немного функций, однако с лёгкостью следил за основными параметрами работы автомобиля:

  • Контроль за уровнем топлива , и его расчёте о количестве пройденных километров – эта функция позволяет водителю заблаговременно принять решение о дозаправке.
  • Контроль за температурой охлаждающей жидкости – эта функция исключает перегрев двигателя из-за своевременного информирования водителя.
  • Диагностика отдельных узлов автомобиля – позволяет с максимальной точностью, а главное мобильностью, обнаружить и устранить возникшие неполадки.

Подробнее о функциях бортового компьютера

Бортовые компьютеры на ВАЗ-2114 способны выводить на свой рабочий экран следующую информацию:

  • Мгновенные показатели работы двигателя, его оборотов, температуры, показания реального и среднего расхода топлива.
  • Информация о пробеге автомобиля, времени в пути.
  • Возможность безошибочно прочитать ошибки, возникшие в системе, что позволит сразу определить, стоит ли обращаться с неисправностью в автосервис или возможно исправить всё своими руками.

Современные бортовые компьютеры, по типу Multitronics – C340 и его аналоги также умеют:

  • Контролировать и заблаговременно информировать водителя о следующем техническом осмотре, страховании автомобиля исполняя тем самым функцию органайзера.
  • Самостоятельно изменять параметры включения вентилятора, изменять уведомления о достаточной температуре прогрева мотора.
  • Имеется возможность подключить парктроник.

Обратите внимание, для того, чтобы активировать и иные, расширенные функции находящиеся в вашем БК, может потребоваться его прошивка.

Принцип работы БК на ВАЗ-2114

Не стандартный бортовой компьютер

Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..

Краткая инструкция пользователя

Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.

Показания бортового компьютера.

  • Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля. Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно.
  • Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее.
  • Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.).

Коды ошибок на ВАЗ-2114

Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.

Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:

Коды Описание
0102, 0103 Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха.
0112, 0113 Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха - необходима замена элемента.
0115 - 0118 Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ - нужна замена датчика.
0122, 0123 Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки - желательно заменить элемент.
0300 Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания - в этом случае автомобиль может заводиться не сразу.
0201 - 0204 Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками.
0325 Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации.
0327, 0328 Поломка в работе датчика детонации - необходима замена устройства.
0480 Вышел из строя вентилятор охлаждения - нужно заменить элемент.
0505 - 0507 Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить.
0615 - 0617 В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера.
230 Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса - устройство нужно заменить как можно скорее.
1602 Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления.

Что делать, если перестал работать БК

Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся. Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.

Описывать процесс ремонта самого бортового компьютера бессмысленно, потому как подобные устройства ломаются не часто и мало ремонтопригодны, потому имеют внутри себя технически сложные механизмы, требующие профессиональных инструментов и навыков.

Данное устройство это очень нужное, с помощью него автовладельцу доступны такие данные, как:

  • средняя скорость km/h;
  • пройденная дистанция за определённый период или с момента запуска двигателя;
  • стоимость поездки (при заранее введённой цене горючего);
  • расход бензина;
  • предполагаемое время прибытия в указанную точку при текущей средней скорости.

Такие данные предоставляет самый примитивный тип бортовика — маршрутный компьютер: это недорогое и практичное устройство, которое устанавливается в салон автомобиля. Такой бортовой компьютер ВАЗ-2114 был полезен, так как штатное цифровое табло не отображало описанный тип данных.

К сожалению, техническая отсталость «Самары-2» не позволила устанавливать на машину сервисные управляющие системы.

Разнообразие модельного ряда

Ниже рассмотрим наиболее популярные модели компьютеров для «четырки». Особенно на этой ниве преуспели отечественные и китайские разработчики.

Мультитроникс-Комфорт

Бортовой компьютер ВАЗ-2114 «Мультитроникс» — одно из самых востребованных изделий в этом сегменте оборудования. Автомобилисты предпочитают изделия данной марки, так как они совместимы не только с пятнадцатым семейством, но и с «Самарами»/«Спутниками» первого поколения.

Стандартные функционал современных компьютеров Multitronix:

  • отображение до 6 параметров одновременно;
  • создание различных пользовательских профилей (до 4 штук) с различными предустановками;
  • точное графическое отображение уровня горючего.

В современных инкарнациях «Мультитроникса» уже имеется функции управляющих модулей.

Например, БК может запустить процесс сушки свечей или задать значение температуры двигателя, при котором активируется вентилятор. За подобное устройство у автолюбителя попросят от 2,5 до 3 тысяч рублей.

«Штат 115»

БК совместим с любыми автомобилями модельной линейки «Самара-2». Ключевая особенность — энергонезависимая память: с устройства можно считать данные, если АКБ была демонтирована или разряжена. Отображает стандартные блоки данных. Может запустить просушку свечей при холодном пуске ДВС. Данный бортовик может выполнять несколько голосовых команд. Ещё одна особенность — устройство подключается к ПК и таким образом обновляется через интернет.

Данная модель может:

  • выполнять функции маршрутного компьютера;
  • проводить диагностические тесты и выводить результаты на дисплей (с кодами ошибок);
  • напоминать о предстоящем ТО;
  • отображать аварийные оповещения.

Продвинутый аппарат обойдется дороже популярного «Мультитроникса» — стоимость от 3 000 рублей.

В этом разделе опишем как подключить бортовой компьютер на ваз 2114. У шофера два варианта — использовать штатное место под прибор (еще один из парадоксов автопрома: место под компьютер есть, но сам компьютер даже не думали устанавливать) или пользоваться дополнительными внешними кронштейнами, которые имеются в комплекте поставки БК.

Если вы будете ставить аппарат в штатное гнездо, то предусматривайте, что потребуется периодический демонтаж бортовика. Если на машине уже стоит устройство, то его нужно безопасно отключить и демонтировать. Советуем записать последовательность подключения проводов: если допустить ошибку, то в этом случае не работает бортовой компьютер ВАЗ-2114.

Алгоритм действий по подключению:

  1. Под заглушкой найти колодку с девятью контактами (2 ряда по 4 контакта и один чуть в стороне).
  2. Соединяем её с подходящей колодкой БК.
  3. На колодке каждой паре отверстий присвоено соответствующее обозначение в виде латинской литеры. Начинать стыковку нужно с отверстий К. Дальнейший порядок значения не имеет, но закончить установку нужно М-гнёздами.
  4. Далее остаётся закрепить прибор в штатном месте.

Обратите внимание на расположение разъема подключения к ПК. Иногда он находится на задней стенке, но чаще на лицевой панели. Синхронизация с ПК происходит через разъём типа micro-USB.

Использование оборудования

Рассмотрим, как пользоваться бортовым компьютером ВАЗ-2114. В комплекте поставки должен быть диск с драйверами для компьютера. Обязательно установите оригинальное ПО для корректного переноса настроек и обновлений. По умолчанию БК показывает текущее время. Причём также по умолчанию установлен будильник.

Проблема в том, что на изделиях марки «Штат» кнопки не подписаны, владелец учится исключительно методом тыка.

Поэтому очень важно изучить руководство пользователя, чтобы запомнить значение всех пиктограмм и сокращений, которые отображаются на экране.

Регулировка параметров осуществляется с помощью джойстика или кнопок +/- и с помощью кнопок действия, которые расположены в правой части. С помощью джойстика вы можете перемещаться между разделами главного меню («Скоростные данные», «Время в пути», «Расход топлива» и т. п.) Сохранение изменений осуществляется 2-секундным удерживанием кнопки «Старт». Самый простой способ создать и сохранить предустановки — подключить маршрутник к ноутбуку или компьютеру. В специальном приложении можно задать все настройки (включая параметры отображения данных).

Работа автомобильного двигателя, как известно, зависит от работоспособности и состояния многих механизмов и датчиков. А для обеспечения их синхронной работы, что дает возможность мотору работать в наиболее оптимальном режиме, следить бортовой компьютер (БК). Что такое БК, каково его назначение и как установить компьютер бортовой на ВАЗ 2115 — ответы на эти вопросы вы найдете ниже.

[ Скрыть ]

Характеристика БК

Практически все современные авто оснащаются этими устройствами. В результате весомых преимуществ, которые дает установка БК, к установке этого девайса прибегают многие отечественные автомобилисты, машины которых компьютерами не оборудованы.

Назначение

Штатный БК для «Пятнашки» используется для:

  • выдачи информации о работе и состоянии основных агрегатов на приборную панель;
  • передаче данных о работе тех или иных узлов в режиме реального времени;
  • выведения информации о маршрутных параметрах;
  • при необходимости с помощью этого устройства можно проверить состояние силового агрегата с дальнейшим выводом комбинаций ошибок, которые присутствуют в его работе.

Основные параметры

Вкратце об основных параметрах работы компьютера:

  1. Устройство демонстрирует скорость, с которой движется автомобиль. Также с его помощью можно определить остаток горючего в баке и время в пути на определенном отрезке.
  2. БК демонстрирует количество оборотов вращения двигателя.
  3. Благодаря этому девайсу водитель всегда может знать о состоянии температурного режима в салоне, а также о температуре мотора.
  4. Устройство определяет расход топлива на определенном участке, пройденный километраж, а также количество километров, которые автомобиль сможет пройти на оставшемся горючем.
  5. Также девайс позволяет определить уровень напряжения, присутствующего в работе бортовой сети автомобиля.
  6. Положение дроссельной заслонки.
  7. Как сказано выше, с помощью БК штат можно определить возможные неисправности, присутствующие в работе силового агрегата.
  8. Еще один параметр, определяющийся компьютером — цикличность циркуляции воздушного потока.
  9. Средняя скорость транспортного средства.
  10. Данные о времени, когда нужно будет произвести следующее ТО машины.
  11. Информацию о необходимости изменения тех или иных параметров в работе различных узлов авто.
  12. В зависимости от модели и занесенных в ее память данных, девайс может рассчитать время, когда в следующий раз автовладельцу придется платить за страховку.
  13. Различные данные из органайзера.

Возможные неисправности

Для начала рассмотрим признаки поломки БК:

  1. Нет сигналов о работе системы зажигания, впрыска или от других исполнительных элементов.
  2. Нет реакции на работу кислородного контроллера, ДТОЖ, датчика дросселя и т.д.
  3. Нет связи с диагностическим оборудованием.
  4. Наличие повреждений физического характера — перегоревшие радиоэлементы, повреждения проводников или корпуса и т.д (автор видео — Павел Мялик).

Что касается причин, то их может быть множество:

  1. Некорректная работа или наличие неисправностей в работе высоковольтной составляющей системы зажигания. Проблема может заключаться в работе катушки, высоковольтных кабелей либо трамблера.
  2. Попадание влаги на блок управления.
  3. Неправильное «прикуривание» авто при севшем аккумуляторе — от автомобиля с работающим мотором.
  4. Допущение ошибок в ходе ремонта электрической части или при установке противоугонной системы.
  5. Еще одна причина, по которой мог выйти из строя БК — это перепутывание полярности при подключении АКБ, то есть плюс подключен к минусу, а минус — к плюсу.
  6. Включение стартерного узла при отключенной силовой шине.
  7. Если проводились сварочные работы кузова авто, то причиной может служить электрод, попавший на проводку либо датчики авто.

Ошибки и их расшифровка

Основные обозначения ошибок:

  • 2 — напряжение в электросети авто слишком высокое;
  • 3 — появились неполадки в работе топливного индикатора;
  • 4 — произошло нарушение температурного режима двигателя;
  • 6 — мотор перегрелся, авто следует остановить;
  • 7 — слишком низкий уровень давления моторной жидкости в системе смазки;
  • 8 — произошли неполадки в работе тормозной системы;
  • 9 — разрядилась аккумуляторная батарея.

Руководство по подключению своими руками

Краткая инструкция по установке и подключению бортового компьютера:

  1. В первую очередь необходимо обесточить электросеть транспортного средства, это обязательно, поскольку в противном случае в ходе подключения может произойти короткое замыкание. Для обесточивания сети отключите аккумуляторную батарею.
  2. Сначала демонтируйте автомобильную магнитолу, а затем — центральную консоль. За консолью вы увидите место для установки БК, оно предусмотрено производителем. К этому месту подведена вся необходимая проводка.
  3. Далее, демонтируйте заглушку — сделав это, вы сможете увидеть жгут с проводкой, а также разъем. Вам необходимо подключить все необходимые штекеры к БК. В частности, речь идет о проводе питания от бортовой сети, питании при активации зажигания для пуска БК, питании от габаритного освещения, массе, а также контроллере уровня горючего. Также следует подключить и диагностическую линию, если вы этого не сделаете, то девайс не сможет диагностировать ошибки и выдавать их на дисплей. Кроме того, после подключения девайс необходимо надежно зафиксировать. Это также важно, поскольку при некачественном креплении БК будет подвержен вибрациям, возникающим в процессе движения, а это, в свою очередь, может привести к его поломке.
  4. Установите на место центральную консоль с магнитолой. На этом процедуру монтажа можно считать оконченной. Теперь вам остается только настроить БК в соответствии с инструкцией по эксплуатации и протестировать его (автор видео — канал flestery).

Демонтаж

Демонтаж устройства осуществляется по похожему принципу:

  1. Сначала нужно обесточить бортовую сеть, для этого отсоединяются клеммы от АКБ.
  2. Затем производится демонтаж центральной консоли вместе с аудиосистемой.
  3. Через появившееся окно нужно будет отключить провода питания от компьютера.
  4. Далее, девайс демонтируется, а центральная консоль с автомагнитолой устанавливается на место.

Что касается конкретно настройки, то эта процедура будет отличаться в зависимости от вида и модели БК. Современный автомобильный рынок предлагает потребителям различные виды БК, отличающиеся между собой по стоимости и функционалу, а также производителю. Соответственно, из-за этого и принцип настройки девайса может быть разным. Для правильной настройки компьютера следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, в ней будут указаны все основные моменты этого процесса.

Цена вопроса

1. Один из самых простых вариантов — Multitronics UX-7 (цена — примерно 1450 рублей)

Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.

Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.

С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.

Зачем он нужен?

Установив бортовой компьютер, вы сможете получить устройство, информирующее вас о работе всех систем, причем с завидной точностью. Компьютер считывает параметры, сообщает о потенциальных неисправностях, позволяет предотвратить поломку до того, как она привела к серьезному ремонту.

Переоценить пользу бортовика невероятно сложно, потому многие решаются его установить на свой ВАЗ 2114. Так автовладельцы без помощи дорогостоящего оборудования на СТО смогут самостоятельно контролировать состояние автомобиля, своевременно реагировать на сообщения компьютера, который проводит регулярную диагностику.

Что выбрать?

Ассортимент бортовых компьютеров для ВАЗ 2114 достаточно обширный. Но брать первый попавшийся не стоит.

Сперва убедитесь, что выбираемый вами компьютер поддерживает программы, предназначенные для электронного блока управления «четырнадцатой» модели.

Приобретать дешевые модели ни в коем случае не советуем. Раз вы решили ставить бортовичок, позаботьтесь о том, чтобы в его качестве и надежности не возникало сомнений. За него придется выложить неплохую сумму, но поверьте, оно того стоит.

Ошибки БК

Если вы приобретаете автомобиль, на котором уже установлен бортовик, это достаточно неплохо. Не придется самостоятельно его монтировать.

Плюс это великолепный способ проверить, действительно ли автомобиль исправен, как об этом заявляет его владелец.

Чтобы проверить БК на предмет ошибок, сбросьте суточный пробег на приборной панели и одновременно с этим включите зажигание. Потом нажмите на кнопку, расположенную возле рычага стеклоочистителя. На дисплее появится версия прошивки установленного БК, плюс коды ошибок, если таковые имеются.

Основные ошибки БК приведены в таблице. Причем самые популярные из них, которые встречаются на ВАЗ 2114 — это 4, 6 и 8.

Код Что он означает
2 У автомобиля слишком высокое напряжение сети
3 Неисправен датчик уровня топлива
4 Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости
5 Неисправен датчик наружной температуры
6 Двигатель перегревается
7 Давление масло достигло критически низкой отметки
8 Возникли проблемы в системе торможения
9 Аккумуляторная батарея разрядилась

Обнаружив ошибки, можно принимать соответствующие решения. Если речь идет о вашем авто, просто сбросьте данные, нажав и удерживая кнопку суточного пробега. Не сделав это, при следующей диагностике ошибки сохранятся, хотя вы приняли меры по их устранению, отремонтировав соответствующие узлы автомобиля.

Какие параметры отображает экран БК

Подключив бортовик, вы сможете получать доступ к большому количеству информации и данных о работе своего автомобиля.

Большинство компьютеров, подходящих для ВАЗ 2114, отображают следующие данные:

  • Скорость движения автомобиля;
  • Объем горючего, оставшийся в баке;
  • Время, проведенное в пути;
  • Частота оборотов двигателя;
  • Показатели расхода топлива;
  • Степень нагрева двигателя;
  • Температура внутри салона;
  • Расстояние, которое сможет проехать автомобиль на оставшемся топливе;
  • Расстояние, которое проехал автомобиль;
  • Напряжение в бортовой электросети;
  • Величина нагрева охлаждающей жидкости;
  • Расположение дроссельной заслонки;
  • Общий расход воздуха;
  • Коды ошибок и их обозначение на понятном языке;
  • Средний расход топлива автомобиля;
  • Количество затраченного топлива за текущую поездку;
  • Пройденный путь за поездку в километрах;
  • Средняя скорость;
  • Другие полезные данные.

Чем БК отличается от панели управления

Многие автовладельцы уверены, что в бортовом компьютере никакой потребности нет, все данные отображаются на приборной панели, и этого достаточно.

Но возьмем для примера спидометр. Как известно, он считывает обороты мотора, переводя из в скорость движения. Но если установить колеса большего диаметра, скорость повысится, но приборная панель будет работать по старой схеме, то есть вы будете превышать скоростные ограничения, хотя на спидометре все «в рамках закона».

Простые фиксаторы не справляются со своими задачами так, как на это способен БК. В теории можно вычислить только по приборной панели использованное количество горючего, текущий и средний расход топлива, количество пройденных километров и так далее. Но зачем сидеть за рулем и что-то подсчитывать, отвлекаться, если можно просто получить бортовик и смотреть на его экран, получая нужную информацию исходя из изменяющихся параметров.

Так что между БК и приборной панелью разница существенная.

Предварительная подготовка

Есть несколько мероприятий, о которых следует подумать и провести их перед тем, как приступить к установке БК.

  1. Определите набор функций, которые вы хотите получить от своего БК. Для этого к каждому устройству прилагается штатная инструкция. Плюс много информации можно найти в сети.
  2. Покупать сильно навороченную систему для ВАЗ 2114 не имеет смысла. Но и бюджетные модели БК — не самое лучшее решение.
  3. Оптимальная комплектация включает в себя монитор, набор проводов и процессор.
  4. Решите, куда будет устанавливаться БК. Лучше всего для этого подойдет центральная консоль. Но там должно быть соответствующее свободное пространство для него.
  5. Если центральная консоль не подходит, попробуйте торпедо. Хотя в данном случае потребуется выносной корпус.

Запомните сразу, что после установки бортового компьютера, вам также придется устанавливать программное обеспечение и выполнять соответствующие настройки. Потому не думайте, что подключив все провода, работу можно считать завершенной и БК чудесным образом начнет выдавать вам объективную и адекватную информацию.

Установка

Чтобы подключить бортовик на свой ВАЗ 2114, быть большим специалистом не обязательно. Действуя согласно инструкции, вы сможете самостоятельно выполнить всю работу. Уделите только этому вопросу достаточно времени и сил.

  1. Первым делом снимите заглушку, расположенную на приборной панели. Будем отталкиваться от того, что вы нашли для своего бортового компьютера место.
  2. Сняв заглушку, ищите связку проводов, которые имеют девятиконтактный разъем. Все модели ВАЗ его имеют, потому ваша «четырнадцатая» исключением не станет.
  3. Теперь подключайте этот разъем к вашему бортовому компьютеру.
  4. Одно из важнейших мероприятий — это проведение К-линии.
  5. Для этого возьмите провод примерно на 1 м в длину, и соедините его со вторым контактом колодки девятиконтактного разъема.
  6. Второй конец провода подводят к колодке диагностики. Она располагается непосредственно под приборной панелью. Дабы облегчить самому себе задачу, советуем отсоединить панель с правой стороны.
  7. Если у вас колодка Евро 2, провод с колодкой диагностики соединяется при помощи М-гнезда.
  8. Если колодка Евро 3, тогда вам потребуется гнездо под номером 7.
  9. В некоторых случаях на ВАЗ 2114 колодку Евро 3 монтируют вверх ногами. Потому обязательно обратите на это внимание при подключении, чтобы ничего не перепутать.
  10. Выполнив подключение бортового компьютера, поставьте его в отведенное место и проверьте в работу.

Как снять БК

Не будем кривить душой, а справедливо заметим, что качество и функциональность штатного бортового компьютера, предлагаемого для ВАЗ 2114, оставляет желать лучшего.

Потому решение установить альтернативу с расширенным функционалом и возможностями со стороны владельцев авто является вполне справедливым.

Прежде чем снимать БК, убедитесь, что на устройство уже не распространяется гарантия. Если самостоятельно вмешаться в конструкцию машины, вы можете потерять в деньгах. Однако новые «четырнадцатые» модели ВАЗ — это большая редкость, потому мало какие машины до сих пор на заводской гарантии.

Решив все эти нюансы и подобрав уже новый бортовой компьютер, можно смело приступать к демонтажу старого БК.

  1. Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, установленной в подкапотном пространстве вашего автомобиля. Это нужно для того, чтобы защитить себя от ударов током, а также во избежание порчи всей проводки.
  2. Снимите магнитолу, которая стоит у вас на консоли.
  3. Демонтируйте наружную панель от аудиосистемы.
  4. Теперь можно полноценно извлекать весь корпус магнитолы. Все провода, подключенные к ней, обязательно открепляются.
  5. Перед вами откроется отверстие, куда просовывается рука и осторожно открывается крепление блока компьютера.
  6. Достаньте свой устаревший или пришедший в негодность бортовик, предварительно отсоединив все подключенные к нему провода.
  7. Если новый БК вы устанавливать не собираетесь, тогда демонтированная проводка обязательно соединяется. Иначе у вас возникнут проблемы в процессе эксплуатации автомобиля.
  8. Ряд устройств подключены к вашему бортовому компьютеру. Потому их придется также отключить. Делайте это аккуратно и постепенно. Никаких резких движений. А то еще придется проводку менять.
  9. Если на место старого претендует новый БК, на этом этапе начинайте подключение.
  10. Вставьте на место магнитолу, соберите все узлы по своим местам, соблюдая обратную последовательность демонтажа.