«Руссо-Балт»: лучшая машина Российской империи. История автомобиля. Руссо-Балт Технические данные «Руссо-Балт» Impression

21 июня 1909 года на Русско-Балтийском вагонном заводе был собран первый серийный русский автомобиль марки "Руссо-Балт" ("Русско-Балтийский")...
(под катом много буквочек и фотографии)

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) изготовлял не только железнодорожные вагоны, но и сельскохозяйственные машины, стационарные нефтяные двигатели и аэропланы. Его производственные мощности размещались в Риге, Санкт-Петербурге и Твери, а с 1916 года - в Москве и Таганроге.

Первый автомобиль был готов в начале лета 1909 года. Его основой послужила машина малоизвестной бельгийской фирмы "Фондю" (Fondu). Конструктором "руссо-балтов" стал приглашенный из Бельгии инженер Жюльен Поттера (Julien Potterat), который работал в сотрудничестве с русскими специалистами Иваном Фрязиновским и Дмитрием Бондаревым. Вскоре на РБВЗ уже выпускали легковые машины семейств "К-12", "С-24" и "Е-15", а также три модели грузовиков "Д-24","М-24"и"Т-40". Наиболее массовой моделью являлась "С-24", на которую приходилось 55% общего выпуска.

"Руссо-балты" отличались прочностью и надежностью, свидетельством чему служили их успехи в ралли и дальних пробегах, в частности, на международных ралли Монте-Карло и Сан-Себастьян. Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров модели "С-24" серии III, выпущенный в 1910 году, за 4 года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация машин РБВЗ была столь высокой, что два образца моделей "К-12" и "С-24" в 1913 году заказал Императорский гараж. Более того, 64% всех автомобилей завода приобрела русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.

Машины РБВЗ имели простую и прочную конструкцию. На них применялись отлитые из алюминия картеры двигателя и коробки передач, а также поршни. Колеса и шестерни трансмиссии вращались на шариковых подшипниках. На моделях "К-12" и "Е-15" цилиндры отливались в общем блоке, что было редкостью для тех времен.

Автомобили "Руссо-Балт" собирались крупными сериями, внутри которых существовала полная взаимозаменяемость деталей. Разные серии одной и той же модели имели порой существенные различия по мощности двигателя, количеству передач, колесной базе и устройству отдельных узлов. Размеры деталей указывались в метрической системе. Все узлы и детали РБВЗ изготовлял самостоятельно. Как показало проведенное военным министерством в конце 1910 года обследование, только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Завод имел два экипажных отдела в Риге и Петербурге, где изготовлял однотипные кузова к своим машинам: Торпедо, фаэтон, лимузин, берлина, ландоле и другие. В 1910 году на Международной автомобильной выставке в Петербурге экспонировались 5 "руссо-балтов", а на следующем салоне 1913 года было выставлено 6 разных машин РБВЗ.

Руссо-Балт К-12

Машины модели "К-12/20" серии "V", изготовленные в 1911 году, имели мощность двигателя 20 л.с., что отражено в заводском обозначении. Автомобили модели "К-12/24" серии "XI", относящиеся к 1913 году, были мощнее - 24 л.с. Особенность конструкции "Руссо-Балта К-12/20" - цилиндры, отлитые общим блоком, одностороннее (а не двустороннее, как на модели "С-24") расположение клапанов, термосифонная (без насоса) система охлаждения. Коробка передач устанавливалась отдельно от мотора, а крутящий момент к задним колесам передавался карданным валом. Поскольку машины "К-12/20" являлись довольно легкими (около 1200 кг), то задние рессоры у них были не полуэллиптическими, а 3/4-эллиптическими. Колесная база на машинах более поздних серий составляла 2855 мм, в то время как у ранних-2655 мм.

Модель "К-12" была самой дешевой среди автомобилей РБВЗ, и именно ее чаще всего приобретали в личное пользование. Известно, что владельцами таких машин с кузовами ландоле стали известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель.

В общей сложности РБВЗ выпустил 141 автомобиль модели "К-12" в 5 сериях.


Руссо-Балт С-24

Самая дорогая легковая модель РБВЗ "С-24" выпускалась вплоть до 1918 года. Последний ее экземпляр был сдан 26 апреля 1918 года окружной коллегии управления Воздушным флотом Петрограда. Эти машины с открытыми 6-местными кузовами широко использовались, как штабные в русской армии. На шасси "С-24" устанавливались также и другие кузова - роскошные ландоле и лимузины, двухместные гоночные. Строились даже полугусеничные варианты - автосани.

Главной особенностью машин серии "С-24" являлся двигатель, цилиндры которого отливались в двух блоках, а нижние клапаны располагались по обе стороны цилиндров. Для циркуляции воды в системе охлаждения служил центробежный насос. Топливо из расположенного сзади между рессорами бензобака поступало под давлением отработавших газов. Подвеска задних колес в целях обеспечения комфортабельной езды по булыжнику и грунтовым дорогам состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор: двух продольных и одной поперечной.

Машины всех изготовленных 9 серий заметно различались. Так, в 1911 году использовали шины одинакового размера для передних и задних колес(880x120мм). Наследующий год завод отказался от карбюратора РБВЗ в пользу французского "Зенит" (Zenith) и изменил профиль кулачков распределительного вала, что позволило поднять мощность с 30 до 35 л.с. В том же 1912 году были удлинены рессоры, и колесная база увеличилась с 3160 до 3165 мм. Дальнейшее повышение мощности приходится на 1913 год вместе с внедрением 4-ступенчатой коробки передач и заднего моста с полуосями одинаковой длины. При этом завод стал делать рамы с увеличенной колесной базой 3305 мм для машин с закрытыми кузовами. В зависимости от типа кузова снаряженная масса автомобилей колебалась от 1540 до 1950 кг.

За 9 лет РБВЗ выпустил 347 автомобилей "С-24", из них 285 - с открытыми кузовами торпедо, 17 лимузинов, 14лан-доле, 10 дубль-фаэтонов и 21 иных типов. Один "Руссо-Балт С-24" с кузовом ландоле поступил в Императорский гараж. Другие экземпляры находились в собственности известных людей, например, редактора журнала "Автомобиль" Андрея Нагеля, кораблестроителя, профессора Константина Боклевского, банкира Александра Путилова.

Любопытно, что оказывается марку "Руссо-Балт" пытаются возродить:

Сегодня вновь созданная российская компания «Руссо-Балт» имеет честь представить уважаемой публике купе под названием Impression - первую после долгого перерыва новую модель марки «Руссо-Балт». С этой моделью старинная русская автомобильная марка - Поставщик Двора его императорского Величества - накануне своего 100-летия возвращается на рынок роскошных и мощных автомобилей.

Марка автомобилей «Руссо-Балт» ведет свое начало с 1907 года, когда при крупнейшем в Российской империи промышленном концерне было основано собственное автомобильное производство. Спустя два года был выпущен первый автомобиль «Руссо-Балт 24-30» с двухместным открытым кузовом и двигателем мощностью 30 л.с. В первые годы своего существования марка добилась выдающихся успехов в автоспортивных состязаниях, заслужила репутацию производителя надежных, совершенных и элегантных моделей. В 1912 году специальный спортивный «Руссо-Балт С24-50» выиграл два первых приза в ралли Монте- Карло, а спустя год - второй приз в испанском ралли Сан-Себастьян.

В 1913 году «Руссо-Балт» удостоилась титула Поставщика Двора Его Императорского Величества.

В 1914 году концерн «Руссо-Балт» построил самый большой самолет в мире - «Илья Муромец» конструкции выдающегося русского инженера Игоря Сикорского.

Начавшаяся первая мировая война явилась переломным моментом в истории России и марки «Руссо-Балт» в частности. Последовавшая за этим революция поставила крест на производстве автомобилей «Руссо-Балт» на долгие годы.

По нашим оценкам, сегодня в мире сохранились 3 комплектных экземпляра различных исторических моделей «Руссо-Балт».

Более подробно ознакомится с историей марки «Руссо-Балт» Вы можете на сайте: www.russo-balt.com , на русском, английском и французском языках.

В 2003 году в Москве было принято решение о возрождении легендарной русской марки и возобновлении производства автомобилей «Руссо-Балт».

В 2005 году была образована де-юре компания «Руссо-Балт». Главный офис компании расположен в историческом центре Москвы, близ старинной церкви Вознесения, что на Успенском вражке.

Сегодня компания «Руссо-Балт» имеет честь впервые представить прототип своей новой модели Impression, роскошное и комфортабельное 4-местное купе классической компоновки. Этот автомобиль является манифестом стиля и качества, которые будут свойственны всем последующим автомобилям и моделям «Руссо-Балт». С автомобилями такого уровня совершенства компания будет стремиться вернуть себе все утраченные с 1917 года позиции.

Работы по созданию купе Impression велись в Москве с 2003 года. Стиль Impression - это фантазия дизайнеров «Руссо-Балт» на тему золотого века автомобилизма - 30-х годов прошлого столетия - когда формы автомобилей покоряли одновременно элегантностью и монументальными размерами. Для удобства посадки в автомобиль его двери распахиваются против хода. Радиаторную решетку «Руссо-Балт» Impression венчает историческая гербовая эмблема с российским двуглавым орлом - знак Поставщика Двора Его Императорского Величествая. Приборная панель Impression выточена вручную из монолитного ствола экзотического африканского дерева Зебрано с естественно чередующимися темными и светлыми полосами. Также из этого материала выполнены обод руля и внутренние боковые панели. В сочетании с белым металлом эти детали создают эксклюзивный и вместе с тем эргономичный ансамбль салона.

Если в прошлом веке доминантным свойством автомобилей «Руссо-Балт» были русское происхождение всех деталей и специальная приспособленность к российскому бездорожью, то приоритетами марки «Руссо-Балт» в 21-м веке станут инновации, совершенство и высокие технологии. Качество автомобилей, как и прежде, будет соответствовать уникальному титулу Поставщика Двора, но в переложении на новые возможности.

Технические данные «Руссо-Балт» Impression

Двигатель. . .V12 битурбо мощностью 555 л.с.
Коробка передач. . . шестиступенчатая автоматическая
Подвеска. . .пневматическая с изменяемым дорожным просветом
Колеса. . .R 22 дюйма, диски оригинального дизайна
Длина. . .5,183 метра
База. . .3,150 метра
Ширина. . .1,847 метра
Высота. . .1,433 метра

В 2005 году к работам по созданию купе Impression подключилась немецкая компания Gerg GmbH со своей производственной базой, расположенной в окрестностях Мюнхена. «Руссо-Балт» Impression готов к выпуску ограниченной серией - 10-15 экземпляров начиная с весны 2006 года. Изготовление каждого автомобиля, включая подготовку согласование индивидуальной спецификации по нему, потребует от 12 до 18 месяцев. Ежегодно компания может производить по 2-3 автомобиля «Руссо-Балт» Impression. Цена одного экземпляра около 50 миллионов рублей.

Миссия Impression

Главнaя задача Impression - донести послание миру: «Здравствуйте, эксперимент, длившийся с 1917 года завершен! Встречайте, «Руссо-Балт» возвращается».
Проиллюстрировать традиции и культуру, которые были забыты на протяжении почти целого столетия - задача не из легких. Чтобы отдать должное историческому «Руссо-Балту» и ярчайшему периоду развития марки, мы предлагаем Вам окунуться в атмосферу Золотого Века автомобилестроения.
Сегодня «Руссо-Балт» создал одни из самых изысканных и экстравагантных автомобилей. «Impression» является по сути даже не возрождением, а воскрешением легендарной марки из небытия.

Именно автомобиль «Руссо-Балт» С-24/30, впервые поехавший по дорогам Российской империи 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года, нужно считать первенцем отечественной автомобильной промышленности. Все машины с двигателем внутреннего сгорания, появлявшиеся в нашей стране до этого, были, по сути, единичными продуктами кустарного ремесла. И только первый «Руссо-Балт» стал по-настоящему серийной машиной промышленного выпуска.

Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ), с 1869 года работавший в Риге, изначально специализировался на производстве вагонов для железных дорог Урала и Транссибирской магистрали. В начале XX века, после окончания постройки Транссиба, соединившего европейскую часть России с Дальним Востоком, спрос на железнодорожные вагоны снизился. И завод переключился на изготовление военных обозов для нужд нашей армии.

Но с окончанием русско-японской войны 1904–1905 годов производственные мощности РБВЗ вновь оказались не загруженными на полную мощность. Необходимо было начать производство какой-то новой гражданской продукции, и директор завода Иван Александрович Фрязиновский предложил освоить и начать выпуск автомобилей - абсолютно нового тогда «продукта».

Фрязиновский подошел к решению задачи как опытный коммерсант - в 1908 году на РБВЗ был создан Автомобильный отдел, занявшийся изучением возможностей и перспектив выпуска автомашин в России. Вскоре, в 1910 году, для Автомобильного отдела РБВЗ купили уже существующее производство - «Экипажную фабрику Фрезе и К», создатели которой, инженеры Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев, еще с конца XIX столетия работали над конструированием первых образцов русского автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Помимо наработок Яковлева и Фрезе, Автомобильный отдел РБВЗ использовал и передовой европейский опыт, пригласив на работу в Россию инженеров бельгийского предприятия Fondu. В результате к 1909 году в Автомобильном отделе Русско-Балтийского вагонного завода над созданием первого в нашей стране серийного автомобиля трудились уже 10 инженеров, 141 рабочий и 3 водителя-испытателя.

Над созданием отечественного двигателя для первого серийного автомобиля России на заводе работал донской казак и талантливый инженер Дмитрий Дмитриевич Бондарев. Вскоре после начала выпуска серийного «Русо-Балта» именно он возглавил Автомобильный отдел РБВЗ.

Вот так и появился на свет первый русский автомобиль серийного выпуска - «Руссо-Балт» С-24/30, сошедший с конвейера 8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года. Индекс С-24/30 расшифровывался так: 24 - расчетная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 - максимальная мощность.

Автомобиль «Руссо-Балт». Фото: обложка журнала «За Рулем», 1989 год

Тогда казалось невероятным, что в России с ее бездорожьем автомобиль быстро приобретет бешеную популярность. Но создатели «Руссо-Балта» не ошиблись - уже первая серия была выпушена в количестве 347 экземпляров, что для техники начала XX столетия было очень внушительной цифрой.

Автомобиль «Руссо-Балт» был сконструирован с учетом передового европейского опыта, но значительно более приспособленным к российским обстоятельствам. Первая модель «Руссо-Балта» С-24/35 подходила и для зимних условий, на нее могли устанавливаться лыжи и резиновые гусеницы с металлическими гребнями для повышенной проходимости.

Заслуживает внимания и тот факт, что один из экземпляров «Руссо-Балта», выпущенный в 1910 году, за четыре года прошел 80 тысяч километров без серьезного ремонта. Репутация автомашин Русско-Балтийского вагонного завода была столь высокой, что два экземпляра в 1913 году заказал гараж самого императора России. Более того, накануне Первой мировой войны 64% всех автомобилей завода приобретала русская армия, где они использовались не только как штабные и санитарные машины, но и как шасси для постройки броневиков.

Русско-Балтийский вагонный завод стал развивать свое производство в соответствии с автомобилестроительной спецификой. Появились новые литейные и сборочные цеха, увеличилась численность рабочих. Конструкторский отдел взял курс на выпуск легковых автомобилей в трех новых сериях: «С», «К» и «Е». Все модели отвечали наиболее передовым технологиям того времени, а участие в автомобильных выставках не раз делало автомобили «Руссо-Балт» золотыми медалистами.

Особого внимания и популярности достигла модель РБВЗ, выпускавшаяся с 1912 года под индексом С-24. Именно на ее шасси устанавливали самые дорогие экипажи: лимузины, открытые шестиместные кузова, а также гоночные болиды. Кстати, гоночные экземпляры «Руссо-Балта» могли развивать рекордную тогда скорость - до 85 км/ч. Андрей Нагель, известный русский гонщик, в 1912–1913 годах совершил несколько победоносных пробегов по Европе, Азии и Африке на своем легком обтекаемом «Руссо-Балте» без каких-либо серьезных поломок.

Во время Первой мировой войны, в 1916 году, когда немецкие войска подошли к Риге, завод РБВЗ был эвакуирован на окраину Москвы, в Фили, и получил название «Второй автомобильный завод Руссо-Балт». Вплоть до 1921 года он считался самым хорошо оборудованным заводом России и был переоснащен для изготовления бронетехники. Пять последних экземпляров автомобиля «Руссо-Балт» были выпущены здесь в 1922 году.

В следующем 1923 году мощности завода перепрофилировали на авиационное производство, и в этом качестве наследник Русско-Балтийского завода существует и в наше время, являясь частью Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева.

До наших дней сохранились только два подлинных экземпляра легендарного автомобиля «Руссо-Балт». Первый из них был воссоздан из фрагментов разных машин и находится в Московском политехническом музее, а второй выставляется на исторической родине, в Риге. Именно благодаря автомобилю «Руссо-Балт» день 8 июня можно считать настоящей датой рождения отечественной автомобильной промышленности.

Как известно после революции 1917 года РБВЗ прекратил свое существование, и вот, спустя почти 90 лет после своего исчезновения, марка «Руссо-Балт» возвращается. Как и раньше, она будет строить шикарные автомобили по индивидуальным проектам, носящие тот же самый фирменный герб. Но всё остальное будет другим.

История возрождения «Руссо-Балт» началась в 2003 году. Тогда ателье A:Level, прославившееся своим автомобилем Volga V12 coupe, приступило к выполнению нового проекта. Была поставлена задача, построить автомобиль в стиле 30-х годов прошлого века. Был объявлен конкурс среди лучших дизайнеров России, который выиграл Звияд Циколия, именно его эскизы больше всего понравились и сотрудникам A:Level, и заказчику. Свой неоценимый вклад в разработку машины внёс и дизайнер компании Toyota Владимир Пирожков. Изначально автомобиль должен был носить эмблему A:Level. Однако чуть позже, уже по ходу его создания, компания A:Level приобрела права на марку «Руссо-Балт», и Impression решили делать под её именем.

При разработке автомобиля инженеры предусмотрели гибкость платформы, поэтому на Impression можно будет поставить узлы и от другого производителя. Работа над машиной велась на базе компании в Подмосковье. Поначалу всё шло хорошо, однако, вскоре стало ясно, что самой построить этот автомобиль A:Level не под силу. Тогда за помощью она обратилась к немецкой компании GERG, строящей концепты для немецких производителей и компоненты для болидов DTM и Формулы-1. Именно там её довели до ума, и там же она будет производиться. Но сами создатели говорят, что, поскольку Германия относится к числу балтийских стран, то никакого противоречия здесь нет. В конце концов, и Руссо-Балтийский вагонный завод тоже располагался не на территории нынешней России.

Автомобиль был готов уже к автосалону в Женеве, который прошёл в марте 2006 года. Но под стенд «Руссо-Балту» отвели далеко не самое лучшее место, поэтому от участия в выставке решили отказаться.

Производство автомобилей A:Level планирует начать, как только будут собраны минимум 10 заказов. Рыночную стоимость владельцы марки называть пока отказываются. Эксперты называют цену в 1,5 миллиона евро. Сборка Russo-Baltique Impression будет осуществляться на производственной базе Gerg GmbH, расположенной в окрестностях Мюнхена.

Вряд ли купе Russo-Baltique Impression приглянется нашим политическим деятелям,— скорее оно заинтересует богатых коллекционеров эксклюзивных машин. Ведь таких автомобилей будет сделано максимум 10 —15 штук. К слову, в планы компании входит и создание настоящего суперкара. А пока она будет производить это четырёхместное купе.

Когда-то Россия занимала передовые позиции в мировом автомобилестроении

8 июня 1909 г. Российская империя в очередной раз подтвердила свой статус великой промышленной державы. В этот день на Русско-Балтийском заводе в Риге начался серийный выпуск автомобилей.

Напомним, что первый русский автомобиль появился в 1896 г., когда на XVI Нижегородской всероссийской промышленной выставке была продемонстрирована машина конструкции Яковлева и Фрезе. Этот автомобиль производился малыми сериями до 1898 г. Когда после смерти Е.А. Яковлева союз двух предпринимателей распался, производство было прекращено.

Впрочем, русская автомобильная промышленность продолжала развиваться. На заводе П.А. Фрезе собирали автомобили, созданные на основе французской марки «Де Дион-Бутон», они неплохо продавались, но не были полностью русской автомобильной маркой. В 1901 г. на фабрике Фрезе был сконструирован и выпущен первый русский грузовой автомобиль. В следующем году грузовики Фрезе пошли в серию, также был выпущен омнибус, а в 1904 г. построена первая в России пожарная машина. Фрезе выпускал автомобили скорой помощи, автомобили для перевозки денег, был разработан и выпущен первый в мире автопоезд. В 1910 г. Фрезе продал завод стремительно развивавшемуся Русско-Балтийскому заводу.

Настоящий подъем русской автомобильной промышленности связан именно с этим заводом и его знаменитым брендом «Руссо-Балт», который фигурировал даже в известном альтернативно-историческом романе В. Аксенова «Остров Крым» как один из ведущих мировых автопроизводителей той части России, которая избежала власти большевиков. Русско-Балтийский завод был одним из крупнейших промышленных предприятий России, по капитализации он стоял на одном уровне с такими гигантами, как Путиловский и Сормовский заводы. У предприятия была мощная производственная и инженерная база, завод производил железнодорожные вагоны, самолеты и сельскохозяйственную технику. Наибольший подъем производства Русско-Балтийского завода пришелся на период 1905-1907 гг. когда во время русско-японской войны объем заказов на железнодорожные вагоны вырос в несколько раз.

Но с наступлением мира завод нуждался в перепрофилировании производства, так как заказы на вагоны сократились. И вот в 1908 г. главный владелец завода М.В. Шидловский предложил совету правления предприятия организовать производство автомобилей. Предложение вскоре было принято. Причин тому было две - в России рос спрос на автомобили со стороны как частных лиц, так и компаний. Автомобилями также серьезно заинтересовалось военное ведомство, которое увидело в новой технике хорошее средство повышения мобильности армии. Конструкторам автомобиля были инженеры Ж. Поттера, И. Фрязиновский и Д. Бондарев. Вскоре завод выпускал уже три модели автомобилей К-12, С-24 и Е-15. Наиболее массовой была С-24, большая шестиместная модель с мощным двигателем позволявшим развивать скорость до 70 км в час. Объем двигателя составлял 4,5 л а мощность 40 л.с. Кузов в соответствии с требованиями того времени состоял из открытого водительского места и закрытого салона. Более дешевая модель К-12 имела четырехместный кузов и двухлитровый двигатель мощность 20 л.с.

Вот что писал о первом «Руссо-Балте» журнал «Автомобиль», № 17 за 1909 г.: «На днях на улицах Петербурга появилась изящная коляска с кузовом гоночного типа, серого цвета, привлекшая всеобщее внимание своим изящным видом и русским национальным флажком у переднего щитка».

Сразу после начала продаж «Руссо-Балтов» они зарекомендовали себя наилучшим образом. «Руссо-Балты» успешно участвовали в престижных международных ралли, например Санкт-Петербург – Монте-Карло в 1912 и 1913 гг., «Руссо-Балт» оказался первым автомобилем, поднявшимся на вершину Везувия. Безусловно, представители завода знали толк в рекламе и использовали возможности своего автомобиля полностью. Известность получил случай, когда в ходе одного из ралли, проходившего по России, «Руссо-Балт» врезался в избу, после чего та развалилась, а автомобиль остался целым и смог продолжить пробег.

Популярность модели в России и за рубежом была столь высока, а репутация надежной марки столь устойчива, что два С-24 оказались в императорском гараже, среди роскошных иностранных марок «Делоне-Бельвилль», «Роллс-Ройс» и «Мерседес». Автомобилем также пользовались промышленник Путилов и редактор первого русского автомобильного журнала А. Нагель, который принял участие и в создании «Руссо-Балта» проведя в своем журнале первое в России маркетинговое исследование спроса на автомобиль отечественного производства. Полученные в ходе опроса данные были тщательно учтены конструкторами Русско-Балтийского завода, что тоже стало одной из слагаемых успеха новой автомобильной марки.

Всего за период 1909-1918 гг. было выпущено более 600 «Руссо-Балтов», что превышало производство таких автогигантов, как «Мерседес» или «Опель».

В советское время был создан миф о промышленной отсталости Российской империи, и одним из составляющих этого мифа стало заявление Сталина в 1934 г.: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». В соответствии с указаниями партии необходимо было преуменьшить роль Русско-Балтийского завода, поэтому в советской литературе по истории автомобиля было принято писать о вторичности «Руссо-Балта» по отношению к конструкторским разработкам заграничных фирм, о сборке автомобиля из иностранных деталей.

Но это совершенно не соответствует фактам. И двигатель, и подвеска, и кузов были русской разработки и выпускались силами Русско-Балтийского завода и его партнеров. Когда военное ведомство в конце 1910 г. проводило специальную проверку Русско-Балтийского завода, который должен был получить большой заказ на поставку автомобилей в армию, то выяснилось, что только шины, масляный манометр и шариковые подшипники покупались на стороне. Так в Российской империи заботились о развитии отечественного производства и стремились к тому, чтобы производители техники для армии максимально обеспечивали себя компонентами, производимыми в России.

Очень высоко оценивали специалисты технический уровень «Руссо-Балтов». С-24 был первым в мире автомобилем, который использовал алюминиевые поршни в двигателе. Также из алюминия делались картеры двигателей и коробки передач, ступицы колес, коробка передач, задний мост. Такое использование легкого металла было русским новшеством, опередившим время на десятилетия. Другие достижения завода – использование единого блока цилиндров двигателя, широкое использование шарикоподшипников, трехрессорная подвеска - были самыми передовыми инженерными решениями того времени.

Русская армия стала одним из покупателей «Руссо-Балтов», убедившись в надежности этой марки. В 1912 г. в проводимом Военным министерством пробеге участвовали 40 иностранных машин и 4 «Руссо-Балта». По отчетам после пробега оказалось, что надежность русского автомобиля превзошла иностранных конкурентов. У «Руссо-Балта» была наилучшая проходимость, ведь клиренс в 320 мм позволял передвигаться по бездорожью.

А. Нагель, один из энтузиастов русского автопрома, за четыре года с 1910 по 1914-й проехал на своем «Руссо-Балте» 80 тысяч километров без поломок и капитального ремонта. Многие ли современные автомобили могут похвастаться таким достижением?

В 1913 г. на IV международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге всеобщее внимание вызвал стенд Русско-Балтийского завода, на котором демонстрировалось шесть машин, часть из которых была в специальных кузовах и особой комплектации. Была представлена спортивная двухместная версия модели К-12. Модель С-24, сделанная специально для русской армии, была покрашена в защитный цвет, имела зеркало заднего вида, что было новинкой для того времени, выдвижной столик для топографических карт, фонарик, компас, угломер. Показана были пожарная машина и полугусеничный вариант «Руссо-Балта», а на улице экспонировался тяжелый грузовик с 56-сильным мотором грузоподъемностью целых 4 тонны (напомним, что советская автомобильная промышленность смогла выпускать машины такой грузоподъемности только в 1947 г.).

Наследниками Русско-Балтийского завода стали такие предприятия, как государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, который был основан в 1916 г. как «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт» после эвакуации из Риги (к городу приблизились немецкие войска), части оборудования основного завода. В 1918 г. завод был перепрофилирован в «Первый Государственный бронетанковый завод» выпустивший по имеющимся чертежам и из сохранившихся комплектующих пять автомобилей «Руссо-Балт» в 1922 г. Первую машину торжественно вручили Калинину, вторую подарили Ленину, третью Троцкому, а четвертая и пятая остались на заводе. Это были последние машины знаменитой марки. В 1923 г. завод был передан в концессию фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и двигателей. Русско-Балтийский завод в Риге перестал существовать, на его территории размещались молочный комбинат, текстильная фабрика и завод по ремонту артиллерийских тягачей.

Конец истории «Руссо-Балта» был печален. Весной 1918 г. последний автомобиль С-24 был передан армии. С началом революции, гражданской войны и разрухи производство в Риге было утрачено, перенесенный в подмосковные Фили завод после революции прекратил выпуск автомобилей и был перепрофилирован на военное производство. Генеральный конструктор Русско-Балтийского завода немец Э. Валентин, сменивший в 1912 г. Ж. Поттера, после начала Первой мировой войны уехал на родину.

Директор завода М. Шидловский был в 1917 г. расстрелян красногвардейцами.

Еще один конструктор Д. Бондарев в 1917 г. пострадал от произвола рабочих, которые выволокли его из кабинета и увезли с завода на тачке, сбросив в грязную лужу. Затем он работал директором завода в Ростове-на-Дону, в 1937 г. был расстрелян.

До нашего времени дошли всего два «Руссо-Балта». Один находится в коллекции Политехнического музея в Москве. Этот экземпляр модели К-12 нашли в 1966 г. и отреставрировали силами НАМИ. Машина сейчас в прекрасном состоянии и доведена до оригинальной комплектации. Вторая - экспонат Автомобильного музея в Риге. Это пожарный автомобиль, который тоже отлично восстановлен, но его комплектация неполная и не все детали являются оригинальными.

Специально для Столетия

В начале двухтысячных годов московская компания A:Level поставила перед собой амбициозную цель сделать максимально эксклюзивный и статусный автомобиль. Покупка прав на знаменитую «царскую» марку «Руссо-Балт» сильно в этом поспособствовала, ведь благодаря этому не пришлось делать концепт под маркой ателье. Дизайн было решено выполнить в стиле 1930-х годов, но при этом не подражать конкретной машине: в результате получился очень красивый, элегантный и запоминающийся образ.

В процессе работы над машиной в A:Level поняли, что в условиях России осуществить задумку можно минимум лет за пять-шесть, поэтому обратились к немецкой специализированной фирме German Gerg GmbH. В качестве технического исходника выбрали современное, мощное и скоростное купе . В чистом виде исходную платформу использовать было невозможно, поэтому для приведения пропорций к желаемому виду силовую структуру пришлось «растянуть», сдвинув переднюю ось на 25 см вперёд. На модифицированную «тележку» надет совершенно новый кузов, сотканный из углепластика, что даже сегодня было бы недёшево.

В концепте было применено и множество других интересных решений. Здесь не стали отказываться от зеркал заднего вида в пользу камер, однако сами зеркала здесь ещё являются замками (там находится считывающее устройство для магнитного ключа) и дверными ручками. Двери же открываются против хода движения. В компании не стали скупиться даже на эмблемы, фрезерованные из цельных кусков алюминия. Вся светотехника выполнена с применением светодиодов, а крыша сделана панорамной, причём с возможностью регулировки прозрачности стекла. Сначала планировалось сделать крышу заодно с лобовым стеклом, но позже всё-таки разделили их, чтобы не запускать и без того высокую стоимость проекта в космос.

В салоне местами «торчат уши» донора агрегатов, прежде всего, в виде комбинации приборов. Отделка, разумеется, под стать марке и автомобилю в целом: натуральная кожа, алюминий и массив редкого дерева зебрано.

Благодаря шестилитровому мотору V12 с двумя турбокомпрессорами мощностью 612 л. с. купе длиной 5,2 метра и шириной почти 1,9 метра если и было бы медленнее исходного «Мерседеса», то ненамного.

Изначально планировалось провести мировую премьеру концепт-кара Impression в 2006 году на автосалоне в Женеве, но, так как было предложено недостаточно выгодное место для показа, руководство компании решило представить машину на шоу элегантности в Вилла д-Эсте в 2006 году, а затем и в Женеве в 2007 году.

Автомобиль пришёлся по вкусу и простым зрителям, и профессиональным дизайнерам, включая Криса Бэнгла, Патрика ЛеКемана, Фабрицио Джуджаро, и потенциальным клиентам. Было получено несколько заказов, однако производство не было начато, а концепт так и остался уникальным автомобилем, как о том и мечтали создатели.