Как проверить тормоза в домашних условиях? Правильная проверка тормозной системы. Проверяем тормозную систему машины

Тормозная система автомобиля - ключевой элемент безопасности водителя, и ее состоянию необходимо уделять максимум внимания. Пока не произошла поломка, водителю не обязательно прибегать к услугам СТО, так как существуют стандартные процедуры диагностики работоспособности тормозов, которые водитель может проделать сам.

Как проводить осмотр тормозной системы

Для детального осмотра системы тормозов придется воспользоваться смотровой ямой или эстакадой, так как многие элементы тормозной системы находятся в местах, не позволяющих производить визуальный осмотр. Поэтому процедуру осмотра следует разбить на этапы и проводить в гараже, оборудованном ямой.

Диагностика из салона

Первый этап осмотра проводится, не выходя из салона автомобиля. Для этого нужно при заглушенном двигателе нажать на педаль тормоза. Педаль должна останавливаться почти сразу и при дальнейших попытках дожать вперед не двигаться. При этом не должно создаваться впечатления заклинивания.

Если педаль "встает колом" при малейшем нажатии, это означает, что у нее либо слишком короткий ход (то есть она не имеет возможности вернуться до конца назад), либо .

Если педаль имеет большой свободный ход, то нужно несколько раз активно нажать на нее, и если она перестала прожиматься и стала упругой, значит, в системе находятся пузырьки воздуха. В этом случае нужно искать место утечки, ремонтировать систему и прокачивать тормоза.

Наружный осмотр колес

При визуальном осмотре все колеса автомобиля должны быть абсолютно сухими с внешней и внутренней стороны. Особое внимание следует уделить внутренней стороне колес, осмотрев их из ямы. Любые следы прозрачной маслянистой жидкости могут свидетельствовать о течи в рабочем цилиндре тормозной системы.

Осмотр шлангов и рабочих цилиндров

При дальнейшем осмотре следует визуально оценить состояние тормозных шлангов, цилиндров тормозных механизмов и видимую часть тормозных трубок. Поверхность шлангов должна быть сухой и без трещин. На цилиндрах не должно быть следов запотевания или течи. Трубки не должны быть ржавыми. На штуцерах для прокачки тормозов должны быть надеты защитные колпачки. Если имеется кронштейн крепления тормозного шланга к подвеске, шланг должен быть зафиксирован в этом кронштейне.

Осмотр состояния тормозных дисков, барабанов и колодок

Износ тормозных колодок можно увидеть лишь после поэтапного снятия колес,что не входит в типовую процедуру диагностики своими силами. Сделать это удобнее всего в момент смены колес на шиномонтаже или на плановом ТО в сервисе.

Проверка тормозов в движении

После визуального осмотра необходимо сделать пробный заезд для проверки эффективности действия тормозов. При торможении цилиндры обоих контуров должны срабатывать одновременно и машину не должно уводить в сторону.

На многих машинах выявляются проблемы с тормозами на задней оси, но, прежде чем менять рабочие цилиндры, следует проверить работу

Проверка тормозов - одна из наиболее важных и ответственных мероприятий, связанных с диагностикой технического состояния транспортного средства. вы просто никуда не уедете, поездка закончится не начавшись, а вот с тормозами все гораздо серьезнее. Если они не работают или работают, но неэффективно, вы рискуете попасть в ДТП или, как минимум, "помять" свою "ласточку".

Вообще диагностика неисправностей тормозной системы должна производиться регулярно, или как минимум в случае появления первых признаков нарушений в работе тормозов. Проверка тормозов производится на ровной дороге, желательно вдали от людей и жилых домов. В противном случае во время проверки вы можете на кого-нибудь наехать или куда-нибудь врезаться, в случае если тормоза действительно неисправны. Думаю, это понятно и долго расписывать здесь нечего.

Как проверить тормозную систему в домашних условиях

Если ваш автомобиль оснащен системой ABS, то диагностика должна начинаться непосредственно . После того как вы завели мотор, индикаторная лампочка неисправности ABS должна погаснуть, в противном случае придется искать причину ошибки.

Далее необходимо уделить внимание тормозным шлангам и вакуумному усилителю. О том, как проверить вакуумный усилитель читайте . На старых отечественных авто нет вакуумного усилителя и уж тем более системы ABS, поэтому вся проверка будет более тривиальной.

Проверка жидкости. Открываем капот и проверяем уровень тормозной жидкости, он должен находиться между отметками "MIN" и "MAX". Сама жидкость не должна пахнуть гарью или иметь темный цвет.

Педаль тормоза. При нажатии на педаль вы должны ощущать сопротивление и упругость, он ни в коем случае не должна проваливаться. После нескольких нажатий вы должны почувствовать отсутствие хода и педаль должна стать более жесткой. Если же она по-прежнему мягкая и проваливается - скорее всего в тормозной системе есть нарушение герметичности. Если система разгерметизирована, будет вытекать и это будет сложно не заметить. Более того, если вы проверяли уровень тормозной жидкости и он был в норме, то нарушение герметичности маловероятно. Если утечка все же имеется, ее необходимо устранить.

Производим осмотр тормозных колодок и дисков. Тормозные диски не должны иметь трещин и заусенцев, а также синего цвета, который свидетельствует о том, что диски перегреты. Толщина фрикционной накладки колодки должна быть не менее 1-1,5 мм, хотя в принципе большинство колодок имеют индикатор износа, который начинает сигнализировать о том, что характерным свистом. Вообще тормозные колодки следует менять каждые 10-15 тис. км. пробега. необходима в случае неэффективности тормозов, а также в случае частичного разрушения фрикционных накладок.

Проверка тормозов невозможна без проверки состояния ручного тормоза. В идеале ручник должен затягиваться на 3-4 щелчка и удерживать машину на уклоне 23%. То есть, для проверки можно заехать на эстакаду или горку, после чего затянуть ручник и проверить скатывается ли машина вниз или нет. Если ручник не держит, его необходимо подтянуть, если же и это ни к чему не привело, следует произвести осмотр состояния колодок ручного тормоза. Если они слишком изношены, замените их и повторите проверку ручника.

Если все проверенные узлы и детали в норме, осталось выполнить проверку во время движения. Для этого необходимо разогнать авто до 40-50 км/час, после чего резко нажать на педаль тормоза и проследить как будет останавливаться машина. В идеале торможение должно быть максимально эффективным, вас не должно уводить влево или вправо. Длина тормозного пути у каждого будет своя, поскольку все зависит от , покрытия на котором производится тест, веса автомобиля и времени года (на скользкой зимней дороге тормозной путь будет больше, думаю это всем и так ясно...).

Если авто оснащено системой ABS, торможение будет происходит несколько по-другому, во время резкого нажатия на педаль вы будете ощущать вибрацию похожую на отдачу в ногу. Кроме того, если в авто есть также система стабилизации курсовой устойчивости, вы сможете увидеть загорающийся время от времени индикатор, который будет свидетельствовать о работе системы. Сам автомобиль должен затормаживаться ровно, не уходя с траектории без каких-либо заносов и уводов в сторону.

На самом деле способов как проверить тормоза намного больше, достаточно подключить к бортовому компьютеру специальный диагностический компьютер, который за считанные минуты просканирует все системы и выдаст на экран имеющиеся в авто неисправности. Хотя, как говорится, доверяй, но проверяй. Есть такие места, в которые компьютером не подлезешь и, как не крути, необходимо вмешательство специалиста.

У меня все, следите за состоянием тормозной системы вашего авто, а также другими не менее важными системами и своевременно производите их диагностику и ремонт. Всем пока и до новых встреч на .

Напоследок рекомендую посмотреть видео достижений компании VOLVO в области систем безопасности

Безусловно, одна из самых важных, которую нужно регулярно проверять. Обращение внимания на предупреждающие знаки, которые указывают на необходимость проведения технического обслуживания тормозов, может означать разницу между жизнью и смертью на дороге. Поэтому очень важно своевременно проверять тормоза.

Конечно, есть некоторые очевидные признаки того, что тормоза нуждаются в обслуживании, такие как элементарная ошибка тормозов или ABS на приборной панели Вашего автомобиля или ощущение того, что тормозной путь сильно увеличен, посторонние шумы в виде скрежета, скрипа или свиста при торможении и тому подобное. Во многих из этих случаев Вам нужно посетить местного механика для проверки тормозов как можно скорее. Но знаете ли Вы, что существуют и другие признаки, которые могут явно или косвенно указывать на неисправную тормозную систему. Здесь мы предлагаем пять признаков, которые могут помочь Вам сберечь тормоза от серьёзной аварии в будущем и, возможно, спасти Ваше "железо" или даже жизнь.

Но сначала несколько слов о том, как работают тормоза .

Большинство автомобилей используют то, что известно как дисковые тормоза . Они во многом работают таким же образом, как и тормоза на скоростном велосипеде. Гидравлическая система, заполненная тормозной жидкостью, на одном конце имеет педаль тормоза, а на другом - зажимы тормозных дисков, известных как суппорты, заставляя их сжиматься, и тем самым останавливать тормозной диск, который крутится вместе с колесом. Трение, возникающее между суппортом и тормозным диском, в конце концов, останавливает машину. Но суппорт останавливает тормозной диск через специальные тормозные колодки (накладки) - это расходный материал, который призван обеспечить наилучшее трение, когда они прижимаются педалью тормоза к тормозному диску.

Признак №1: скрежет сначала при торможении, затем при любом движении

Со временем тормозные колодки изнашиваются, что приводит к ухудшению торможения и посторонним шумам в машине.

К счастью, проверить толщину Ваших тормозных колодок - это очень простая процедура. Все, что Вам нужно сделать - это посмотреть в отверстия в диске Вашего колеса, чтобы увидеть толщину колодок. Впрочем, не всегда возможно увидеть всё это через отверстия в диске - иногда придётся снять колесо.

Но не спешите после каждой поездки проверять колодки - чаще всего нормальные колодки снабжены специальным металлическим язычком, который начинает тереться о тормозной диск (сталь трётся о сталь), издавая противный скрежет, специально сигнализирующий об износе колодок и о том, что колодки пора менять . Скрежет сначала появляется только при торможении - толщина колодок ещё имеет небольшой запас до язычка, и последний касается тормозного диска только при прижимании колодок к диску. Но по мере дальнейшего износа скрежет присутствует уже и при разгоне и движении накатом.

Но даже, если проигнорировать этот скрежет (впрочем, это нелегко - звук зачастую довольно противный), язычок по мере дальнейшего износа обломится, и скрежет прекратится. После этого колодок хватает ещё на некоторое время. А дальше появится новый скрежет - немного отличающийся от скрежета язычком колодок. Это значит, что рабочая поверхность колодок износилась совсем, и уже стальной корпус колодки трётся о тормозной диск. Это уже самый крайний случай, когда ездить вообще нежелательно. Такая колодка не будет тормозить (но машина всё ещё будет достаточно неплохо останавливаться за счёт некритично изношенных колодок на других колёсах).

Признак №2: глухой шум и скрежет колодок

В дополнение к скрежету от износа колодок таковой может быть и просто, если между колодкой и тормозным диском попадётся посторонний предмет. Чаще всего это камушек с дороги. Вот почему, прежде чем покупать новый комплект колодок, следует визуально осмотреть степень износа текущих. Если они не изношены, значит, причиной мог стать как раз такой камушек. Его не обязательно будет видно, но для удаления придётся, скорее всего, открутить тормозной суппорт, чтобы проверить наличие посторонних предметов там.


Признак №3: машину или руль тянет в сторону

Вашу машину когда-нибудь уводило в сторону при прямолинейном движении? Если да, то это может указывать на проблемы с тормозной системой. Причиной этого может быть заклинивший тормозной суппорт. Поскольку такой сценарий вызывает сильное трение только на одном колесе, это колесо подтормаживает машину, и потому её начинает уводить в сторону, ведь противоположное колесо на этой оси автомобиля крутится свободно.

Происходит это не только при торможении, что усложняет диагностику, ведь причинами увода в сторону машины могут служить и несколько других агрегатов. Между тем, если Вы чувствуете, что в сторону уводит именно руль, то проблема, скорее всего, в передних тормозах.

Два других сценария, связанных с тормозной системой, при которых одно колесо заклинивает, и оно подтормаживает одну сторону автомобиля - это свёрнутый тормозной шланг, который заставит суппорты двигаться неравномерно при применении тормозов; или неровные (неравномерно изношенные) тормозные колодки, которые будут также оказывать различное количество давления на разные колёса.

Увод машины в сторону может быть следствием не только плохих тормозов. Причина от неравномерно накачанных или изношенных шин, проблемы с подвеской автомобиля.

Признак №4: вибрация при торможении

Как правило, вибрирующая педаль тормоза указывает на деформированные тормозные диски. Их неровные поверхности будут вибрировать суппорт, и Вы будете чувствовать обратную связь через педаль тормоза. Вибрация, однако, может отдавать и на руле - особенно, в случае, когда погнулся один из передних тормозных дисков.

Диски чаще всего деформируется, когда они находятся в крайней степени стрессе в течение длительного периода. И самый распространённый случай - это когда Вы их сначала сильно перегреваете длительным торможением, а затем заезжаете в лужу, резко их охлаждая. Но просто сильный перегрев может деформировать их. Яркий пример перегрева - их окраска в синеватый оттенок. Перегрев также может случиться из-за заклинившего суппорта.



А вот противоположность несопротивляющейся педали тормоза является тот случай, когда тормоза срабатывают при малейшем прикосновении ноги к педали. Это может указывать на неравномерно изношенный тормозной диск, загрязнённую тормозную жидкость под действием влаги. Вы можете решить такую ​​проблему с помощью относительно недорогой замены жидкости, что Вы можете сделать самостоятельно.

Никто не будет спорить с утверждением, что тормозная система является одной из самых важных в автомобиле. Зачастую именно от исправно работающих тормозов зависит человеческая жизнь, поэтому относиться с пренебрежением к ним никак нельзя, так как это обязательно повлечет за собой весьма печальные последствия.

Именно по этой причине необходимо регулярно проходить технический осмотр на СТО, периодически заменять тормозную жидкость, по мере необходимости прокачивать воздух в системе, а также заменять некоторые ее части.

Однако не у всех и не всегда имеется возможность загнать автомобиль на станцию технического обслуживания, например, когда находишься в дальней поездке или малонаселенных местах. Что же делать? Естественно, перед началом пути проверить тормоза самостоятельно. Эта процедура совсем не сложная и позволяет заблаговременно выявить имеющиеся неисправности.

Для того, чтобы определить, имеются ли в тормозной системе автомобиля какие-нибудь проблемы и убедиться в ее нормальной работоспособности, нужно выбрать небольшой участок дороги, движение на котором минимально, а в идеале отсутствует совсем. Первоначальная проверка производится только с помощью педали тормоза, поэтому никаких особенных знаний, навыков и инструментов не потребуется.

После того, как подходящий участок дороги найден, нужно запустить двигатель, немного разогнаться и начать давить на педаль тормоза. Если автомобиль замедляется нормально, его не заносит в разные стороны, то причин для волнения нет. Однако есть и другие варианты, которые уже являются поводом для беспокойства.

1. Педаль тормоза нажимается плавно, но автомобиль останавливается не сразу, отсутствует «мертвая» хватка. Причина этого может заключаться в недостатке тормозной жидкости или наличии воздуха в тормозной системе. Соответственно, необходимо долить в главный цилиндр жидкость или полностью прокачать систему.

2. Если педаль тормоза нажимается очень туго, то причина может заключаться в неисправности усилителя тормозов, скорее всего, его необходимо будет заменить.

3. Если педаль тормоза при нажатии проваливается, скорее всего, в тормозную систему попал воздух. Кроме того, возможно износились прокладки в главном цилиндре. Для устранения первой неисправности необходимо прокачать тормозную систему, для устранения второй – разобрать главный цилиндр и сменить прокладки. Следует помнить, что ремкомплекты для каждой марки главных цилиндров продаются отдельно.

Если вы обладаете определенными навыками и знаниями, то исправить указанные выше неисправности для вас не составит труда. Однако, если ваше общение с автомобилем ограничивается исключительно вождением, то рисковать не стоит. Правильнее и надежнее обратиться на станцию технического обслуживания или вызвать техническую помощь прямо к месту поломки, благо, что сегодня подобная услуга оказывается практически везде.

А для того, чтобы не попасть неожиданно в подобную ситуацию, следует внимательно следить за состоянием вашего транспортного средства самостоятельно, просить о подобной услуге более опытных водителей, или регулярно посещать СТО. В таком случае риск неисправности тормозной системы приближается к нулю, так как ее устройство довольно просто и ломаться там практически нечему.

Удачи на дорогах!

Если отключить двигатель от ведущих колес, то автомобиль продолжит движение по инерции (накатом). Под действием сил сопротивления движению скорость автомобиля будет постепенно снижаться и он наконец остановится. Однако торможение при этом будет происходить на большом участке пути.

Тормозной путь - это расстояние, проходимое автомобилем за время действия на него тормозных сил. Он определяется кинетической энергией, которой обладала машина до начала торможения.

Более эффективным является торможение под действием специально создаваемой внешней силы, называемой тормозной , которая возникает в результате срабатывания тормозной системы. Тормозная система предназначена для снижения скорости движения машины вплоть до полной остановки и обеспечения ее неподвижности во время стоянки. В тракторах тормоза используют также для уменьшения радиуса поворота.

При торможении кинетическая энергия движения машины переходит в работу сил трения между фрикционными накладками и тормозным барабаном или диском, а также между шинами и дорогой и далее преобразуется в теплоту, которая рассеивается в атмосфере.

Выделяют следующие типы тормозных систем.

Рабочая тормозная система обычно приводится в действие усилием ноги водителя, приложенным к педали. Эффективность действия рабочей тормозной системы оценивают по тормозному пути - расстоянию, проходимому автомобилем на горизонтальной сухой дороге с твердым покрытием при торможении от начальной скорости 40 км/ч до полной остановки. Этот критерий в соответствии с ГОСТом, наряду с максимальным замедлением, принят в качестве нормативного измерителя тормозных качеств транспортных средств.

Запасная тормозная система дублирует рабочую тормозную систему. Она может быть менее эффективной. При отсутствии на автомобиле автономной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (например, контур тормозного привода передних или задних колесных тормозов) или стояночная тормозная система.

Стояночная тормозная система обеспечивает неподвижность автомобиля во время стоянки и приводится в действие от рычага (рукоятки) рукой водителя. Она должна удерживать полностью груженный автомобиль на уклоне не менее 25%.

Вспомогательная тормозная система обязательна для автотранспортных средств полной массой свыше 12 т, а также для автомобилей и автобусов, предназначенных для эксплуатации в горных районах. Тормоз-замедлитель, ограничивающий скорость движения автомобиля на длительных спусках, выполняется независимым от других тормозных систем.

Современные тракторы имеют рабочую и стояночную тормозные системы, а автомобили и автопоезда - как минимум рабочую, запасную и стояночную.

Эффективность рабочей и запасной тормозных систем оценивают по длине тормозного пути и установившемуся замедлению, а стояночной и вспомогательной - по суммарной тормозной силе, развиваемой этими системами.

Любая тормозная система состоит из тормозных механизмов и тормозного привода. Тормозные механизмы препятствуют вращению колес, вследствие чего между колесами и дорогой возникает тормозная сила. Тормозные механизмы могут быть установлены непосредственно у колес (колесные тормоза) или на вращающихся деталях трансмиссии (трансмиссионные, центральные тормоза). С помощью привода осуществляют управление тормозными механизмами. В некоторых тормозных системах установлены усилители, облегчающие управление, а также другие устройства, повышающие эффективность тормозных систем и устойчивость автомобиля при торможении.

Удобство и легкость управления тормозной системой определяются усилием, прилагаемым к педали или рычагу управления, и ходом педали или рычага (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Максимальные значения усилий на тормозной педали

или рычаге и величина их хода

Тормозная система (рис. 4.1) включает тормозные механизмы передних и задних колес 2 и гидравлический тормозной привод, приводимый в действие педалью 1.

К тормозным системам, помимо общих требований к любым механизмам, предъявляют следующие требования (рис. 4.1):

  • ? минимальный тормозной путь или максимальное установившееся замедление (в соответствии с требованиями ГОСТ, Директив ЕС и Правил ЕЭК ООН № 13 и 78);
  • ? сохранение устойчивости при торможении (критериями устойчивости служат линейное отклонение, угловое отклонение, угол складывания автопоезда);
  • ? стабильность тормозных свойств при неоднократных торможениях;
  • ? минимальное время срабатывания тормозного привода;
  • ? силовое следящее действие тормозного привода, т.е. пропорциональность между усилием на педали и приводным моментом;

Рис. 4.1.

  • 1 - педаль тормоза; 2 - колесные тормозные механизмы; 3 - стояночный (трансмиссионный тормоз); 4 - остов автомобиля; 5 - соединительные трубопроводы; 6 - главный тормозной цилиндр
  • ? отсутствие органолептических явлений (слуховых, обонятельных);
  • ? надежность всех элементов тормозных систем. Основные элементы (тормозная педаль и ее крепление, главный тормозной цилиндр, тормозной кран и др.) должны иметь гарантированную прочность, не должны выходить из строя на протяжении гарантированного ресурса; также должна быть предусмотрена сигнализация, оповещающая водителя о неисправности тормозной системы;
  • ? при работе с прицепом тормоза прицепа должны начинать торможение чуть раньше, чем тормоза тягача;
  • ? в тормозных системах универсальных тракторов должно быть раздельное управление тормозами левого и правого бортов.

Тормозные свойства машин в значительной степени определяют безопасность движения на дорогах. Поэтому большое внимание уделяется эффективности и надежности тормозных систем.

Как указывалось ранее, тормозная сила возникает между дорогой и колесом в результате того, что тормозной механизм препятствует его вращению. Направление тормозной силы противоположно направлению движения автомобиля. Тормозная сила тем больше, чем сильнее тормозной механизм препятствует вращению колеса. Ее максимальное значение зависит от сцепления колеса с дорогой и вертикальной реакции действующей от дороги на колесо:

Л тах - Ф-^2’

где ф - коэффициент сцепления колеса с дорогой.

Чем больше коэффициент сцепления ф, тем больше может быть тормозная сила. Так, на асфальтовой сухой дороге (ф = 0,8) торможение более эффективно, чем на той же дороге во время дождя (ф = 0,5). Лучшее сцепление колеса с дорогой происходит при его качении.

Тормозная сила, умноженная на радиус колеса, образует тормозной момент. Если тормозной момент больше момента по сцеплению, то колеса блокируются - перестают вращаться (100%-ное скольжение). Такой режим называют торможением юзом. Когда колесо блокируется и скользит по дороге, коэффициент сцепления уменьшается на 20...30 %. При этом режиме резко снижается коэффициент сцепления колеса с дорогой как в продольном, так и в поперечном направлении (колесо не может воспринимать боковые силы). В данном случае тормозной путь увеличивается, а машину может заносить. Особенно опасна неодновременная блокировка колес. Следовательно, при торможении колесо надо удерживать на грани блокировки, не допуская юза.

Для получения максимального значения Р т тах следует делать все колеса тормозящимися, т.е. использовать вертикальные реакции, действующие на все колеса автомобиля. Вертикальные реакции на передних и задних колесах автомобиля меняются вследствие изменения нагрузки, особенно у грузовых автомобилей, автопоездов и автобусов. Кроме того, при торможении по мере увеличения замедления вертикальные реакции на передних колесах возрастают, а на задних - уменьшаются. Для повышения эффективности торможения тормозные силы должны меняться в соответствии с изменением вертикальных реакции на колесах.

Различают аварийное (экстренное) и служебное торможение. Аварийное торможение производится обычно до полной остановки машины с максимальной для данных условий интенсивностью. Обычно число аварийных торможений составляет 5... 10 % от общего числа торможений. Служебное торможение применяют для плавного уменьшения скорости автомобиля или его остановки в заданном месте. Его выполняют с небольшой интенсивностью (замедление составляет 1... 1,5 м/с 2). Служебное торможение также может осуществляться двигателем. При этом водитель уменьшает или прекращает подачу топлива в цилиндры двигателя и тормозная сила создается за счет трения в двигателе и агрегатах трансмиссии. Наиболее часто используемый способ служебного торможения - торможение двигателем и тормозами одновременно.

Процесс торможения можно условно разделить на несколько этапов (рис. 4.2), каждый из которых характеризуется временем реакции водителя t v , срабатывания тормозного привода t п,



Рис. 4.2. а - изменение ускорения (замедления) во времени;

б - изменение скорости машины

движения автомобиля с заданным замедлением t x и оттормажи-вания? 0 .

Время реакции водителя включает в себя время психической реакции t" p (оценка обстановки и принятие решения) и время физической реакции?" (перенос ноги с педали подачи топлива на тормозную педаль и выбор свободного хода педали тормоза). Продолжительность этого промежутка времени (0,2...1,5 с и более) во многом определяется психофизическим состоянием водителя. Время срабатывания тормозного привода (0,2...0,4 с при гидравлическом и 0,4...0,6 с при пневматическом приводе) зависит от времени запаздывания t a и времени нарастания замедления t я. Время оттормаживания привода составляет 0,2...0,5 с.

В соответствии с этими этапами остановочный путь 5 0 складывается из пути 8 р в, проходимого машиной в течение времени реакции водителя, времени срабатывания тормозного привода и тормозного пути 5 Т.

По данным статистики, дорожно-транспортные происшествия, обусловленные неисправностями тормозной системы автомобиля, составляют 40...45% всех аварий, происходящих по техническим причинам (приведены в табл. 4.2).

Основные неисправности

Таблица 4.2

Неисправность

Причины ее возникновения

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления; наличие воздуха в тормозной системе; повреждение резиновых уплотнителей в главном тормозном цилиндре; повреждение резиновых шлангов гидропривода тормозов; повышенное торцевое биение тормозного диска (более 0,15 мм)

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов; заклинивание поршней в колесных цилиндрах; полный износ накладок тормозных колодок; перегрев тормозных механизмов; применение колодок с несоответствующими накладками;

неправильная регулировка привода регулятора

давления; потеря герметичности одного из контуров (сопровождается частичным провалом педали тормоза)

Окончание табл. 4.2

Неисправность

Причины ее возникновения

Неполное расторма-

живание всех колес

Отсутствие свободного хода педали тормоза; увеличенное выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра; разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.; заклинивание поршня главного цилиндра

Притормаживание одного из колес при отпущенной педали

Поломка или ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза; заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии; разбухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за

попадания в жидкость горюче-смазочных материалов; нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодки к поворотному кулаку; неправильная регулировка стояночного

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня колесного цилиндра; закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения; загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок; неисправность регулятора давления; нарушение угла установки колес; разное давление в шинах; не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения)

Увеличенное усилие на педали при торможении

Неисправность вакуумного усилителя; повреждение шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя, или ослабление его крепления на штуцерах; разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость горючесмазочных материалов

Писк или вибрация тормозов

Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза; чрезмерная овальность тормозных барабанов; замасливание фрикционных накладок; износ накладок или включение в них инородных тел; чрезмерное (более 0,15 мм) биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)