Как перебороть психологический страх при вождении машины? Психологические трюки - как избавиться от страха вождения автомобиля

С этим чувством сталкиваются многие люди - как новички, так и опытные водители, перенесшие психологическую травму, водители после длительного перерыва в управлении транспортным средством.

Сегодня речь пойдет о страхе перед самим автомобилем, перед его управлением, дорогой и уверенностью в собственных силах.

Первое что нужно сделать - это побороть его. А как это сделать, как преодолеть страх вождения - мы расскажем в этой статье.

  • новички,
  • водители после ДТП,
  • водители после длительного перерыва.

Как преодолеть страх вождения новичку

Новички - самая непопулярная и в тоже время "забитая" каста на наших дорогах. Нервное, непредсказуемое, часто заторможенное поведение нередко провоцирует остальных водителей на агрессию, создает пробки и аварийные ситуации. Однако, непрерывные сигналы и моргания фарами не помогут новичку. А наша задача, как более опытных и сознательных водителей помочь ему быстрее адаптироваться в потоке движения и не создавать излишней нервозности. Ведь каждый из нас прошел через это. Вспомните себя, прежде чем сигналить и отнеситесь с пониманием.

О своем страхе перед дорогой, автомобилем и движением новичок знает и сам. Исток любого страха это неизвестность, Перед новичком, выезжающим в город впервые без инструктора, встает задача сразу с несколькими неизвестными:

Как поведет себя автомобиль, не сломается ли?

Справлюсь ли я с управлением?

Не забуду ли я значение того или иного знака или дорожной разметки?

Не нарушу ли я по невнимательности ПДД?

У каждого новичка подобные вопросы крутятся в голове постоянно. С наработкой опыта, уверенности в своих силах, синхронизации работы сознательного и бессознательного (например, анализ дорожной ситуации и переключение передач) постепенно убираются эти вопросы один за другим, в разной последовательности. По оценке специалистов, страх вождения почти невозможно преодолеть с помощью тренингов и психологических приемов – они решаются только практическим опытом. Чтобы перестать бояться ездить – нужно больше ездить!

В некоторой степени подготовить человека психологически, рассказать ему с какими ситуациями и с какими "вежливыми" водителями он столкнется при первой своей самостоятельной поездке, как реагировать на такое отношение - первейшая задача инструктора-наставника. К сожалению, в школах этому уделяется очень мало внимания, а порой - вообще не учат.

Все страхи индивидуальны, зависят от множества факторов, от пола до возраста. Чаще всего возникновение страха обуславливается наиболее распространенными дорожными ситуациями. Которые, впрочем, сами новички по неопытности, зачастую и провоцируют. Например, две распространенные ситуации:

1. Нерешительность, нерасторопность на дороге. В настоящее время наша дорожная сеть, за редчайшим исключением, далека до идеала. Дороги и улицы, проектировавшиеся 30-40, а где и все 100 лет назад, не в состоянии вместить весь автотранспорт. Часто на дороге требуется чтобы не попасть в пробку или не застрять в «мертвом» ряду. Как не кстати будет замешкавшийся на светофоре новичок. Он получает порцию криков, недовольных клаксонов. В результате начинает нервничать еще больше, неумело трогается, глохнет, заводится не выжав сцепления… Загорается красный. Поток продолжает стоять до нового «зеленого». Знакомая ситуация?

2. Непредсказуемые маневры. Интернет полон видео с новичками, которые маневрируют на дороге, как по собственному домашнему коридору. Правила приоритета, перестроения, разметка – как будто не для них. Совершая маневр, они частенько тормозят в самый последний момент, забывают включить «поворотник» и делают еще множество грубейших ошибок.

Опять же, дорогие опытные водители,отнеситесь с пониманием и не нагнетайте напряженность. Лучше проявить осторожность. Из за того что вы будете сигналить,спровоцируете новичка на более резкие маневры и возможное ДТП.

Некоторые советы новичкам:

При отсутствии или малом опыте выбирайте не оживленные и непопулярные маршруты с максимально низким потоком движения! . Зато вы, что называется, убьете сразу двух зайцев. Во-первых, наработаете опыт за рулем, причем именно реальной езды, а не стояния в пробках в центре города. Во-вторых, без всякой нервозности научитесь правильно и оперативно оценивать дорожную обстановку. Поверьте, буквально через несколько месяцев страх уйдет, как перед автомобилем, так и перед дорожными маневрами и сложными ситуациями.

Обязательно разместите на автомобиле соответствующий знак, чтобы следующий за вами водитель понимал, что за рулем новичок и, соответственно, проявлял терпение и осторожность. Согласно исследованиям нескольких авторитетных автомобильных журналов, данные знаки более чем в 10% случаев спасали новичка от ДТП! Ведь увидев знак «У» или пресловутую «Туфельку», опытный водитель, как минимум увеличивает дистанцию до автомобиля и предвидит возможные нелогичные маневры и торможение «колом».

Не нервничайте! Полностью отключиться, конечно, не получится, но минимизируйте нервозность! Пусть вы неудачно тронулись, пусть заблокировали две полосы, или заглохни на светофоре. Это бывает со всеми. Пусть кричат, ругаются и сигналят – это же не ДТП и никто не пострадал. Много хуже, если вы, испугавшись реакции окружающих, резко вылетите на перекресток под «желтый» свет и будете протаранены лихачом!

Ничего страшного нет, если вы успокоившись, спокойно заведетесь и переждете еще один цикл светофора. Зато потом, спокойно трогайтесь с места и поезжайте. Не принимайте все на свой счет. Крики и сигналы относятся и к опытным водителям, это отнюдь не прерогатива новичков. «Дудят» все и всем – это дорога, а, точнее – Тем более, если вы не постеснялись разместить знак новичка на заднее стекло – это железный аргумент. Для любого опытного водителя это читается как: «А я тебя предупреждал!».

Чувствуете, что начали нервничать - сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. Это в значительной мере поможет снять напряжение.

Чаще улыбайтесь себе в зеркало. Это подсознательно стимулирует мозг на создание благожелательного настроя.

Если вы боитесь ДТП – мысленно создайте его образ. Вам тут же придет картинка тех опасных моментов, которые стоит избегать – превышения скорости, обгон и т.д.

Совсем новичку, а также при покупке нового автомобиля все специалисты рекомендуют минимум полчаса, что называется, «подергать все рычаги», стоя на месте. Приобретается мышечная память, запоминаются органы управления, их функциональность, расстояние. Соответственно, при выезде на дорогу вы уже не будете отвлекаться на поиск рычага КПП или других кнопок.

Часто помогает присутствие рядом опытного водителя (друга, знакомого). В большинстве случаев это придает уверенности новичку. Весьма здорово если это будет спокойный и хладнокровный человек, который, к тому же, может изредка комментировать дорожную обстановку.Кроме того, он сможет помочь вам в приобретении навыков вождения, как описано в статье:

Если вам не повезло и вы попали в плотный поток, при первой же возможности остановитесь. Не важно, съезд это во двор, проселок, автозаправка, стоянка. Сделайте перерыв, откиньтесь в кресло и отдышитесь. Или просто пройдите до прилавка и купите себе шоколадный батончик – вы это заслужили.

Как преодолеть страх вождения после ДТП

Специфика проблемы – преодоление психологического барьера первого выезда на дорогу. Это очень тяжело перешагнуть из-за сразу нескольких психологических блоков. Например, страх покалечить кого-то или самому еще раз пережить боль и кровь. Особенно это важно, если ДТП было достаточно тяжелое, или, хуже – с летальным исходом. Требуется очень много психологических усилий и будет здорово, если рядом окажется опытный и понимающий товарищ.

В результате опросов водителей, побывавших в ДТП, практически все отметили такой факт – страх уходит после первых нескольких километров. Самое сложное – переломить себя и сесть за руль. Прислушайтесь к себе. Проехали десяток километров, а уверенности так и нет – сделайте перерыв на пару дней! Насиловать себя в этом плане – бессмысленно и неэффективно. Следующий раз будет значительно легче.

Страх вождения после ДТП, несмотря на парадоксальность – весьма полезен. От него не стоит избавляться, стоит трансформировать его в нечто полезное. Например, в постоянную небольшую перестраховку на дороге. Снизьте скорость на пару километров в час, отстаньте от впереди идущего автомобиля на лишние несколько метров, чуть чаще смотрите в зеркало… Таким образом, страх, переработанный в осторожность – станет очень полезным.

Не стоит забывать и о наличии автошкол с индивидуальными, так называемыми «реабилитирующими» программами. Если справиться со страхом после ДТП не удается – имеет смысл пройти такой курс в школе. Специалисты выяснят источники страхов и сделают необходимую коррекцию. Как правило, возвращение к нормальному вождению после мелкого ДТП происходит сразу. После средней тяжести – через месяц после полного выздоровления. После тяжелых ДТП – строго индивидуально, но только после ясного и четко определенного желания вернуться за руль.

Самые сложные в плане прогноза ситуации – когда по вине водителя гибнут люди, а, тем более, его родные и близкие. Кроме стресса от самого факта аварии, здесь вплетается сильнейшее чувство вины. Реабилитационный процесс такого водителя очень индивидуален и четкого прогноза о перспективах возвращения за руль ни даст никто.

Между тем автоинструкторы не советуют затягивать с возвращением к вождению! В этом случае, кроме аварийного стресса, перед вами постепенно будет вырисовываться проблема долгого перерыва в вождении. Это и дополнительная неоправданная нагрузка на психику, и больший срок реабилитации.

Женщины легче возвращаются к вождению, так как имеют природную склонность проговаривать проблему (как в слезах, так и в криках или истерике). Таким образом, напряжение сбрасывается быстро и эффективно. Мужчины же почти всегда держат стресс внутри, что совершенно не способствует скорому возвращению к норме и плохо сказывается на здоровье.

Страх вождения после длительного перерыва

«Отлучение» от автомобиля может быть обусловлено разными причинами, от необходимых (например, автомобиль продан из-за нехватки денег) до весьма постыдных (например – лишение прав за пьянку за рулем). Однако во всех случаях ваш враг один – время. Если человек долго чем-то не занимается – его опыт и умения притупляются и постепенно стираются.

Это происходит из-за постепенного замещения их постоянными повседневными занятиями. Чем больше этот срок, тем большее количество навыков придется восстановить. Возвращение после перерыва диктует необходимость восстановить навыки управления транспортным средством и знание правил дорожного движения. Что первое, что второе потребует от вас определенной работы. Что нужно сделать?

Обязательно освежите в памяти ПДД. Не поленитесь перечитать все основные положения, ознакомиться с нововведениями.

Садитесь за руль на второстепенных дорогах с малым трафиком.

Считайте себя неопытным водителем минимум один месяц, после возвращения за руль.

Неуверенность не уходит? Рассмотрите возможность пройти индивидуальный реабилитирующий курс в ближайшей автошколе.

Соблюдая несложные правила изложенные выше, начать карьеру водителя, или просто вернуться к управлению автомобилем, будет намного проще.

Если Вы сталкивались раньше с такой проблемой - как страх перед вождением,то какой выход нашли для себя, что Вам помогло, поделитесь в комментариях с читателями блога.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

В наш век высоких технологий и скоростей уже очень трудно себе представить комфортную жизнь без наличия в семье хотя бы одного автомобиля. Гигантские пробки в мегаполисах подтверждают, что сегодня это самое востребованное и популярное средство передвижения. Многочисленные социальные опросы показывают неуклонное желание граждан обладать личным транспортным средством. Но в таком потоке как преодолеть страх вождения автомобиля?

Безопасность - превыше всего

Одного желания купить автомобиль мало. Для безопасной и продуктивной езды в современных дорожных условиях необходимо иметь хороший опыт вождения. От этого очень часто зависит не только жизнь самого автолюбителя, но и пешеходов - таких же участников дорожного движения, как и водители со своими авто.

Довольно часто люди, желающие приобрести автомобиль, сталкиваются с неожиданным препятствием... Это — боязнь вождения автомобиля. Подобное неприятное ощущение возникает по ряду причин, на которых хотелось бы акцентировать внимание в этой статье. Так же, с учетом мнения экспертов в этой области, попробуем разобраться, как победить страх вождения автомобиля.

Типичные боягузы

Популярная психология давно изучила и описала типичные ситуации, связанные со страхом пребывания за рулем. Оказывается, можно найти ответ на главный вопрос, как преодолеть страх перед вождением и боязнь дороги, порывшись в себе.

Условно разделим «боящихся» и их основные страхи и опасения за рулем на два вида. К первому относятся новички, которые только планируют сесть за руль, либо имеют крайне маленький опыт вождения, ограниченный курсами. Ко второму типу отнесем как раз опытных водителей, попадавших в ДТП или другие стрессовые ситуации на дорогах.

Волков бояться - в лес не ходить

Итак, обе группы этих людей объединяет именно страх вождения автомобиля. Нужно отметить, что всякого рода опасения отнюдь не влияют на их желание сидеть за рулем. Все равно в большинстве своем они садятся за руль. Однако длительный стресс боязни вождения может очень печально отразиться на общем психологическом состоянии таких водителей.

Из чего состоят страхи новичков? В основной своей массе они не могут знать реальных опасностей, которые таит в себе дорога. Поэтому их боязнь ничем не мотивирована. Скорее, это неуверенность в своих силах при управлении сложным агрегатом минимум в тонну весом. Она приходит из-за незнания некоторых азов вождения, на которые очень часто не обращают внимания в подготовительных школах.

Начинающим водителям

По мнению экспертов, первое, на что нужно обратить внимание новичков - умение полностью концентрироваться на дорожной обстановке. То есть все действия, которые вы производите в салоне, заставляя автомобиль двигаться, должны выполняться автоматически. Движения рук и ног необходимо четко отработать, чтобы не подключать дополнительное визуальное внимание. Проще всего этого добиться в автомобилях, оснащённых автоматическими коробками передач. Обучение вождению в такой машине позволяет водителю научиться контролировать дорожное пространство, не отвлекаясь на замысловатые комбинации, которые нужно выполнить для переключения скоростей (как это происходит в машинах с механической коробкой передач).

Ещё одна проблема всех начинающих, которая вызывает страх вождения автомобиля, - попытка контролировать все приборы на панели управления. На начальных этапах обучения это абсолютно не нужно, да и на более серьёзном уровне такой контроль необходим лишь частично.

Современные производители автомобилей, находясь в условиях жесткой конкуренции друг с другом и борясь за потенциального покупателя, прикладывают немало сил, чтобы чем-то отличиться в более выгодную сторону. Одной из таких активных конкурентных ниш является обустройство и оформление приборной панели. Чего только не придумывают дизайнеры, чтобы сделать внутреннюю эргономику авто более дружественной. Современная приборная панель переливается разноцветными огнями, графическими изображениями, столбцами нужной и ненужной водителю информации, которая выводится на дисплей бортового компьютера. Все это, безусловно, отвлекает новичка от главного - текущей дорожной ситуации.

В этом случае нужно помнить, что, находясь в учебной машине, вы по умолчанию не можете тронуться в путь с пустым баком или неисправным генератором. Да и скорость вам никогда не даст превысить инструктор, сидящий рядом. Поэтому, как бы вас не отвлекала приборная панель, примите совет бывалых - концентрируйтесь на дороге.

Размер имеет значение

Немаловажным фактором, который вызывает чувство неуверенности в управлении автомобиля, оказывается неправильное восприятие истинных габаритов вашего стального друга. Иными словами, водитель точно не знает, повернете ли авто в узкий поворот, проедет ли между двумя деревьями и т. п. С опытом это ощущение быстро проходит. Тут все дело в элементарной практике вождения. Чем больше вы будете времени проводить за рулем, тем скорее научитесь оценивать расстояния и размеры препятствий. И тогда вопрос, как преодолеть страх вождения автомобиля, останется в прошлом.

Ну и, конечно, чувство страха внушает возможное ДТП. Здесь, как ни банально это звучит, просто необходимо помнить правила дорожного движения и знать разрешающие и запрещающие знаки, а также строго соблюдать положенный скоростной режим. Если принять и понять все описанные ситуации, никакой боязни вождения вы испытывать не будете.

Что делать после аварии

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП, спросите вы?

Здесь однозначных и чётких советов, наверное, нет. Да и мнения людей, которые занимаются психологическими проблемами такого типа, довольно разные. Ведь подобный страх гораздо серьёзней, чем неопытность. Человек прочувствовал реальную угрозу своей безопасности, и последствия пережитого могут остаться в памяти навсегда.

Первое, что нужно рассмотреть, если страх перед вождением приобретён в результате ДТП, это возможность полного или хотя бы частичного отказа от использования автомобиля на некоторое время. Нужно прийти в себя, понять и осознать причины того, что произошло. Лучше всего обратиться за помощью к опытному врачу-психологу.

Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно выйти из этой ситуации, то просто на время станьте пешеходом. Анализируйте свои действия, находясь, как говорится, по другую сторону баррикад. Со временем приходит осознание собственной ошибки и опять тянет за руль.

Есть и альтернативные советы экспертов: провести «работу над ошибками» и продолжать ездить в усиленном объеме, преодолевая появившиеся комплексы. Это своего рода шоковая терапия, которая помогла довольно многим.

Затратно, но эффективно

Принципиально другая, но очень действенная методика под названием «Как преодолеть страх вождения автомобиля» заключается в смене машины, с которой связаны неприятные воспоминания. Очень часто продают «неудачницу» для того, чтобы сесть за руль новой. Этот способ требует финансовых вложений, но, тем не менее, он позволяет избавиться от полученного стресса.

На свете нет абсолютно безопасных автомобилей. Зато есть острожные и опытные водители, которые проездили большую часть жизни без всяких неприятных впечатлений - чего и вам желаем.

Часто случается, что выпускники автошколы не спешат садиться за руль, потому что не знают, как преодолеть страх вождения автомобиля. Виной тому – боязнь большой дороги, бесконечного потока других машин и прочего. Без подсказки инструктора водитель-новичок предоставлен сам себе и вынужден самостоятельно справляться с фобиями и преодолевать их.

Страх вождения - взгляд психолога

Переживания начинающих автомобилистов нельзя назвать беспочвенными, ведь автомобиль – это средство повышенной опасности. Впрочем, дискомфорт могут вызывать даже незначительные вещи, ведь индивидуальны. Знать проблему в лицо – это первый шаг в ее устранении. Прежде чем задаваться вопросом, как побороть страх вождения автомобиля, нужно осознать, что именно является источником беспокойства. С точки зрения психологии можно назвать несколько причин боязни садиться за руль:

  • низкая самооценка собственных возможностей, неопытность;
  • боязнь ответственности;
  • нежелание вступать во взаимодействие с другими водителями, которые могут показать себя с худшей стороны;
  • негативный опыт в прошлом (участник или свидетель ДТП).

Как перебороть страх перед вождением автомобиля?

В числе многочисленных фобий существует та, которую очень сложно преодолеть: страх вождения автомобиля в принципе. Он возникает из-за подсознательного чувства, что автомобиль может стать неуправляемым и двигаться «сам по себе». Люди приписывают технике свойства и возможности, которых нет, очеловечивают ее. Отсюда вытекает страх потерять контроль над автомобилем, боязнь встречных машин и пешеходов. Устраняя одну из проблем, работающий над собой человек автоматически устраняет другую.


Как побороть страх вождения автомобиля новичку?

Страх перед вождением автомобиля возникает у всех людей вне зависимости от их возраста, пола и стажа. Но все-таки чаще всего панике подвержены начинающие водители. Они не привыкли к габаритам авто, не знают, как вести себя при плохих погодных условиях (гололед, снег, дождь), просто «не накатали» положенных часов. Водитель, не имеющий опыта, и не знающий, как устроен его «железный конь», не может комфортно чувствовать себя во время движения. Исправить ситуацию помогают практические занятия, чем больше, тем лучше. В процессе нервозность уйдет сама собой.

Страх перед вождением в городе

Скованное поведение за рулем может возникать, когда водитель неуверенно себя чувствует в окружении других машин. Можно с легкостью вести авто по безлюдной трассе тысячи километров и вставать в тупик, пытаясь припарковаться на людной улице. Опять же причиной является незнание своих габаритов и неопытность. Знающий автомобилист принимает решения, основываясь на рефлексах: быстро переключает передачи, снижает скорость, легко находит место на парковке и встает в общий поток в круговом движении. У новичка все занимает гораздо больше времени.

Подверженный панике человек не знает, как пересилить страх вождения автомобиля, и попросту отказывается садиться за руль. А проблема, напротив, решается другим способом: нужно как можно чаще водить. Сначала строятся и выбираются простые маршруты (например, в ближайший магазин), с каждым разом время, проведенное за рулем, увеличивается. Начинать практику можно в выходной день, когда машин и пешеходов на дороге мало, ничто не мешает движению. Повышая навык, нужно постепенно переходить к трудным урокам: выезжать в темное время суток, в дождь и снег.

Страх вождения зимой

Один из распространенных вопросов, встающих перед начинающими автолюбителями: вождения автомобиля зимой? Здесь действенен тот же метод активной практики. С заснеженной дорогой колеса взаимодействуют иначе, и это опять же надо прочувствовать. Во избежание неприятных и опасных ситуаций тренировки нужно проводить на пустыре, и, конечно, не забывать про зимнюю резину. Выезжая в город, на «коварной зимней дороге» важно особое внимание уделять подъемам и спускам, участкам возле остановок общественного транспорта, скользким перекресткам.


Как преодолеть страх вождения после аварии?

Тот случай, когда практика не всегда помогает – страх вождения после ДТП. Специфика данной проблемы – нужно преодолеть возникший после несчастного случая психологический барьер. Водитель, попавший в ДТП, опасается садиться за руль, чтобы еще раз не покалечиться самому и кого-нибудь не покалечить. От человека требуется много психологических усилий. Самое сложное – преодолеть себя. Обычно после первого выезда страх начинает отступать и постепенно уходит насовсем, но здесь важно не насиловать себя. Лучше попробовать в другой раз, если уверенности не прибавилось.

Если водитель автомобиля по каким-то причинам откладывает пользование своим железным конем на неопределенный срок, налицо наличие фобий. Не стоит затягивать процесс возвращения к управлению ТП. Если практика, самовнушение и поддержка близких не помогают, и человек не знает, как преодолеть страх вождения автомобиля, есть смысл обратиться за квалифицированной помощью к опытному инструктору.


Доброго времени суток дорогие читатели блога.
Не так давно я задумалась о том, чтобы научиться водить машину.

Пока что данная идея у меня только в планах на ближайшее будущее, однако, поделившись этой идеей со знакомыми, я открыла для себя поразительный факт: большинство боится садиться за руль. И поскольку этот блок статей касается страхов, то сегодня мы будем говорить о том, как преодолеть страх вождения автомобиля. Итак, приступим!

Почему мне страшно ездить?

Многие считают, что боязнь вождения — это надуманная проблема. Казалось бы, в городе ездит огромное количество машин, за рулем которых сидят как мужчины, так и женщины. Однако есть люди, для которых сесть в машину и поехать — это настоящее испытание. Руки дрожат, и хочется променять удобный собственный транспорт на поездку в переполненном автобусе.

Как мы уже знаем из предыдущих статей, — это базовая эмоция. И мы часто не осознаем причины. Поэтому прежде чем начинать избавляться от фобии вождения, давайте разберемся, откуда она возникает.

После небольшого опроса понятно, что большинство боится ездить по таким причинам:

  1. Значительная ответственность. Выезжая на дорогу, вы становитесь ответственны не только за свою жизнь, но и за жизни окружающих. Одна ошибка и могут пострадать ни в чем не повинные люди;
  2. Маленький опыт вождения. Если вы только недавно закончили автошколу, получили права и выехали на трассу, то опасения — это норма. В большинстве случаев с опытом боязнь проходит, и люди начинают получать удовольствие от езды;
  3. Негативный опыт. Если вы водите уже не первый день, но в недавнем прошлом у вас был негативный опыт, то именно он может быть причиной вашего дискомфорта. Фактически, вы боитесь не водить, а повторения той ситуации;
  4. Потеря имущества. Если вы долго копили на автомобиль, то появление опасений за его сохранность — это тоже нормально.
    Но норма — в дозе, поэтому нужно стараться сделать так, чтобы фобия не мешала наслаждаться вашим приобретением.

Что касается психологических причин, то специалисты утверждают, что первопричиной такой фобии является скрытый страх смерти. Причем как своей, так и чужой.

В первом случае, человек боится, что он во что-то врежется и сильно покалечится или сразу же умрет. Во втором — убьет кого-то, а сам будет вынужден с этим жить.


4 способа, как перебороть страх вождения автомобиля?

  1. Больше практикуйтесь. Чем дольше вы будете находиться за рулем, тем меньше будет боязнь дороги. Сначала можно ездить, по мало оживленным трассам. Но со временем вы сможете безбоязненно ездить в центре города;
  2. Уделяйте внимание изучению маршрутов. Досконально выучить стоит те маршруты, по которым вы часто ездите. Например, от дома до работы, от работы до школы, в которой учатся дети. Сначала вы будете внимательно смотреть по сторонам в поиске дорожных знаков. А потом будете доезжать уже на автомате. Внимательно стоит изучить и правила парковки;
  3. Запишитесь на курсы экстремального вождения. Проблема в том, что на обычных курсах обучают держать руль, давить на газ и тормоз. А, и еще правила дорожного движения рассказывают. Описание, конечно, утрировано, но не является далеким от реальности. Поэтому дополнительная тренировка для прибавления уверенности не повредит. Кстати, имея специальные навыки, можно предотвратить ДТП;
  4. Попросите человека, который умеет водить, и которому вы доверяете немного поездить с вами. На первых порах он может давать вам советы, помогающие сориентироваться в ситуации. Ну и оказать моральную поддержку, ведь вы же будете не один на один с машиной и дорогой.


Теперь, что касается психологического комфорта. В первую очередь, не стоит думать, что получив права вы обязаны немедленно выехать на оживленную трассу. Вовсе нет!

Можете себе позволить ходить на дополнительные занятия и тренироваться на специальных площадках сколько вам нужно. Выезжать в город нужно в полной уверенности в своих силах. В противном случае вы будете слишком взвинчены, что повышает вероятность попадания в ДТП.

Если же вы уже попадали в ДТП и теперь опасаетесь садиться за руль, то дайте себе время. Если для вас слишком тяжело находится в машине в качестве водителя, то позвольте себе побыть пассажиром. Если же со временем боязнь не проходить, то лучше обратиться к специалисту.

Теперь, что касается самостоятельного решения проблемы. Если в течение месяца — двух вы все еще не можете побороть фобию, то рекомендую обратиться к психологу. Все решаемо)))

«Самолечением» в данном случае лучше не заниматься. Причина проста: если в процессе борьбы с любой другой фобией вы можете остановиться в любой момент, а чуть позже попробовать еще раз, то в этом случае так не получится.

Выйти из машины посреди дороги и уехать домой на автобусе, конечно, можно, но машину потом все равно придется забирать. Да и штраф за стоянку посреди трассы, я думаю, будет немаленький.


Поэтому, если страх никак не проходит, не издевайтесь над своей психикой, обратитесь к специалисту. Помните, что причина может быть скрыта глубоко в подсознании и длительными тренировками вряд ли можно купировать проблему.

На сегодня у меня всё. В дальнейшем цикл статей о страхах будет продолжаться. Надо же нам с ними справиться.)))

Поэтому подписывайтесь на обновления блога и рекомендуйте почитать материалы друзьям.

У нас впереди ещё много интересного!

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина.)