Техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. Профессиограмма специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. в т.ч. лабораторные работы и практические занятия

Профессиограмма специальности «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»,

квалификация ТЕХНИК

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;

Выбор узлов и агрегатов автомобиля для замены в процессе эксплуатации автомобильного транспорта;

Проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта;

Эффективное использование материалов, технологического оборудования предприятий;

Наладка и эксплуатация оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

Осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;

Проведение стандартных и сертификационных испытаний;

Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации ;

Анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке;

- управлять автомобилем.

Место работы

Техник по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта это руководитель среднего звена управления производством или специалист по эксплуатации технологического оборудования. Он может работать бригадиром, начальником участка на предприятии, а может и работать индивидуально по техническому обслуживанию автомобилей или спецтехники. Востребованы специалисты этого профиля и в государственных структурах.

Профессиональный рост может происходить в рамках постоянного повышения квалификации: выполнение все более сложных и масштабных работ, освоение новых направлений и специализаций (например, вулканизаторщик, автоэлектрик и т. д.), становление в качестве автослесаря - универсала. Карьерный путь может проходить по линии административного роста: мастер смены (участка), руководитель технического центра, заместитель директора по послепродажному обслуживанию автомобилей, директор автоцентра .

При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.

Организация собственного дела предполагает, что квалифицированный работник с профессией техник со временем нарабатывает свой уникальный профессиональный опыт и может создать собственный бизнес, открыв автосервис , мастерскую по ремонту и обслуживанию автомобилей либо работать с клиентами по индивидуальным заказам (эта сфера приносит стабильные достойные доходы), однако для этого умения ремонтировать машины недостаточно, требуются знания в области управления, экономики, юриспруденции.

Основой технического обслуживания и ремонта автомобилей является планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта с принудительным выполнением технического обслуживания в плановом порядке и выполнением ремонта по потребности.

Предусматриваются следующие виды технического обслуживания автомобилей:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
  • первое техническое обслуживание (ТО-1)
  • второе техническое обслуживание (ТО-2)
  • ремонты - текущий (TP) и капитальный (КР)

Текущие ремонты подразделяются на текущий ремонт автомобиля и текущий ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Капитальные ремонты подразделяются на капитальный ремонт автомобиля (прицепа) в целом и капитальный ремонт агрегатов, узлов и механизмов.

Периодичность технического обслуживания нормируется в зависимости от категории условий эксплуатации.

При среднемесячном пробеге подвижного состава, меньшем периодичности ТО-1, его проводят не реже одного раза в месяц, а ТО-2 не реже двух раз в год.

Краткая характеристика каждого вида технического обслуживания и ремонта приводится ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) имеет своим назначением контроль технического состояния подвижного состава с целью обеспечения безопасности движения на дорогах, заправку эксплуатационными материалами и поддержание надлежащего внешнего вида подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание, выполняемое в межсменное время, включает контрольно-осмотровые работы по механизмам управления, приборам освещения, кузову, кабине, а также уборочно-моечные и обтирочно-сушильные операции и заправку топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью.

Первое и второе технические обслуживания (ТО-1 и ТО-2) имеют своим назначением снизить интенсивность изнашивания агрегатов и механизмов автомобиля путем своевременного выявления неисправностей и их предупреждения.

Категория условий эксплуатации Характеристика условий эксплуатации ТО-1 ТО-2
Периодичность, км
1 (легкие) Загородные дороги преимущественно с асфальтобетонным и другими усовершенствованными твердыми покрытиями, находящимися в хорошем состоянии 1600-1800 8000-9000
2 (средние) Загородные дороги преимущественно со щебеночным, гравийным, булыжным и другими каменными покрытиями, находящимися в удовлетворительном состоянии. Работа в условиях напряженного городского движения 1300-1500 6500-7500
3 (тяжелые) Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другими твердыми покрытиями. Работа в условиях повышенного маневрирования (на строительстве дорог, в карьерах, котлованах, на лесоразработках) 1000-1200 5000-6000

Примечаиие. Для каждой категории условий эксплуатации наибольшая периодичность технического обслуживания принимается для легковых автомобилей и автобусов, средняя между наибольшей и наименьшей - для грузовых бортовых автомобилей и наименьшая - для автопоездов и автомобилей-самосвалов

Первое техническое обслуживание (ТО-1) заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объеме контрольных, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов на ходу автомобиля в обязательном порядке в межсменное время периодически через установленные в зависимости от условий эксплуатации пробеги.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает более углубленную проверку состояния всех механизмов и приборов автомобиля (со снятием приборов питания и электрооборудования для контроля и регулировки в цехах), выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку агрегатов, механизмов и приборов на ходу автомобиля.

Текущий ремонт автомобиля имеет своим назначением устранение неисправностей путем мелкого ремонта или замены деталей, узлов и агрегатов и выполняется по потребности в межсменное время без нарушения нормального режима работы автомобиля. При текущем ремонте устраняют повреждения и мелкие неисправности, обнаруженные при осмотре автомобиля по возвращении с линии, при техническом обслуживании или по заявкам водителей.

Текущий ремонт агрегата состоит в устранении его неисправностей заменой или ремонтом поврежденных деталей, кроме базовых.

Базовой называется деталь, износ и повреждение которой оказывает основное влияние на работоспособность сопряженных с ней деталей и узлов или агрегата в целом. Если время, потребное для ремонта агрегата непосредственно на автомобиле, превышает время, необходимое для его замены, автомобиль ремонтируют в этом случае заменой неисправного агрегата исправным.

Текущий ремонт включает разборочно-сборочные, слесарномеханические, электротехнические, медницкие, сварочные, кузнечные и другие работы.

Капитальный ремонт автомобиля производится по потребности, выявленной в результате технического осмотра, и имеет целью полное восстановление его технического состояния в соответствии с техническими условиями. При этом ремонте большинство агрегатов автомобиля, в том числе двигатель, а для пассажирских автомобилей также и кузов, одновременно подвергаются капитальному ремонту. При капитальном ремонте полностью разбирают автомобиль на отдельные агрегаты, а агрегаты - на узлы и детали. Детали разобранного агрегата контролируют и сортируют на годные, требующие ремонта и негодные. Негодные детали заменяют новыми, а детали, требующие ремонта, восстанавливают. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и регулируют. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов и подвергают испытанию пробегом. Автомобиль направляют в капитальный ремонт в том случае, когда большинство основных его агрегатов, в том числе кабина и рама для грузовых автомобилей или кузов для легковых автомобилей, требуют капитального ремонта. За весь свой срок службы автомобиль, как правило, должен быть подвергнут не более чем двум капитальным ремонтам. В виде исключения допускается средний ремонт автомобилей для тяжелых условий эксплуатации В этом случае средний ремонт имеет своим назначением замену двигателя (требующего капитального ремонта), углубленный контроль технического состояния автомобиля и устранение неисправностей агрегатов и узлов с заменой или ремонтом деталей, а также окраску кузова и другие восстановительные работы.

Капитальный ремонт основных агрегатов имеет целью восстановление их технического состояния; этот ремонт производят по потребности в том случае, когда техническое состояние агрегата в связи со значительными износами деталей сильно ухудшилось, не обеспечивает нормальной его работы и не может быть восстановлено текущим ремонтом, а также когда базовая деталь по своему состоянию нуждается в ремонте или замене.

17.03.2020

Во исполнение Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» и в соответствии с приказом СГТУ имени Гагарина Ю.А. № 246 от […]

Будущие технари продемонстрировали знания и профессиональные навыки в формате конкурса

17.03.2020

На отделении Технических специальностей прошла предмет­ная неделя Методической комиссии технических специальностей и дисциплин. Задача этого традиционного мероприя­тия – контроль знаний по преподаваемым дисциплинам и профессиональным моду­лям, повышение качества подготовки специа­листов среднего звена, совершенствование их профессиональ­ной компетентности, реализация творческого потен­циала студентов. Кроме того, занятия предметной недели необходимы, чтобы повысить мотивацию и творче­скую актив­ность педагогов в рамках […]

Их было 68: представители морского собрания рассказали гагаринцам о подвиге советских десантников

16.03.2020

В Центральной городской библиотеке для детей и юношества прошло очередное мероприятие для студентов колледжа по случаю празднования 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне. Встреча первокурсни­ков отделения Технических, социально-направленных специальностей обще­обра­зовательных дисциплин (группа ПД-911) с представителями Саратов­ского морского собрания Владиславом Ивановым и Михаилом Панкратовым была посвящена героизму отряда морских десантников при освобождении города Николаев в […]

На родине первого космонавта

13.03.2020

С 9 по 11 марта 2020 года на родине первого космонавта (г. Гагарин Смоленской области) прошли XLVII Международные Общественно-научные чтения, посвящённые памяти Ю.А. Гагарина. Наша делегация была представлена методистами Панфировой Еленой, Моисеенко Ольгой, студентами группы ТРК-931 Стариковой Татьяной и Мурадовым Иваном. На пленарном заседании присутствовало много почётных гостей, представителей Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. […]

Команда девушек из гагаринского колледжа выиграла волейбольный чемпионат среди студентов

13.03.2020

Завершились городские соревнования по волейболу среди студен­ток учеб­ных заведений системы среднего профессионального обра­зования. Турнир в спортзале Саратовского техни­кума железнодо­рожного транспорта проходил по круговой системе. Во всех 6-и проведенных мат­чах наша команда одержала уверенную победу – над соперниками из Медицинского колледжа, Областного педаго­гического колледжа, Геологического колледжа, Финансово-техно­логического колледжа, Юридического колледжа и, наконец, над хо­зяйками площадки. Таким […]

Участие в творческом конкурсе – залог личностного развития

12.03.2020

Подведены итоги конкурса студенческих творческих работ, посвященного 75-летию Профессионально-педагогического колледжа имени Гагарина Ю.А. и 55-летию Народного музея, который также носит имя первого в мире космонавта. В программе мероприятия было два этапа – предварительный и очный. Всего же на участие в конкурсе поступило 135 заявок от студентов всех отделений колледжа. Наибольшее ко­личество работ на рассмотрение жюри […]

Студенты колледжа побывали на семинаре по туристическому бизнесу

12.03.2020

Третьекурсники, обучающиеся на отделении Экономики и сервиса по специальности «Ту­ризм» совместно с преподавателем Людмилой Смагой, посетили традиционную встречу, в ходе которой местные туристиче­ские агент­ства обменива­ются опытом с коллегами из других регионов и стран. Нынешний семи­нар в фор­мате Workshop, организованный туроператором «PEGAS Touristik», прошел не­обычно – его участники были разделены на 7 групп и в каждой […]

«Неизменно хранить память о Юрии Гагарине и передавать ее потомкам»

10.03.2020

На Набережной космонавтов в Саратове прошел митинг, посвящённый 86-й годовщине со дня рождения Ю.А. Гагарина. В нём участвовали сту­денты Профессионально-педагогического колледжа СГТУ имени Гагарина Ю.А. и Саратовского государственного технического университета. Вступительное слово произнесла руководитель Народного музея Ю.А. Гагарина ППК СГТУ имени Гагарина Ю.А. Инна Буйкевич. Также выступили участник запуска Юрия Гагарина в космос, подполковник, заместитель […]

Система технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта


Техническое обслуживание (ТО) является профилактическим мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенные длительность пробега или срок работы подвижного состава,

ТО предназначено для поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, уменьшения интенсивности изнашивания деталей, а также для выявления отказов и неисправностей с целью их своевременного устранения.

Операции ТО или ремонта производятся с предварительным контролем или без него. Основным методом контроля является техническое диагностирование, позволяющее без разборки определять техническое состояние автомобиля, его агрегатов и механизмов и которое относится к одному из технологических элементов ТО и ремонта.

Соблюдение установленных сроков ТО и качественное его выполнение в требуемом объеме обеспечивают высокую техническую готовность подвижного состава, увеличивают сроки его службы, снижают потребность в ремонте и затраты на его содержание.

Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (М.: Транспорт, 1986) определяет основные принципы организации ТО подвижного состава, устанавливает нормативы периодичности проведения ТО и ремонта; пробеги автомобилей и их основных агрегатов до первого КР; трудоемкости ТО и ремонта и других эксплуатационных воздействий, обеспечивающих высокую техническую готовность и надежность автомобилей, прицепов и полуприцепов.

Для оперативного учета изменений конструкции подвижного состава и условий эксплуатации в Положении предусматриваются две части.

Первая часть Положения излагает основы ТО и ремонта подвижного состава, определяет систему и принципы содержания подвижного состава, В ней устанавливаются системы и виды корректирования нормативов, принципы организации ТО и ремонта подвижного состава и другие основополагающие моменты.

Вторая часть применительно к конкретным моделям различных семейств автомобилей устанавливает виды ТО и ремонта, перечни выполняемых при этом, операций и их трудоемкости; межремонтные пробеги; содержит химмотологическую карту и другие материалы, необходимые для планирования и организации ТО и ремонта. Она разрабатывается в виде отдельных приложений к первой части и утверждается Министерством автомобильного транспорта РСФСР по мере изменения конструкции автомобилей, условий их эксплуатации и других факторов, требующих корректировки исходных установок первой части Положения.

Технические обслуживания подвижного состава по периодичности, а также по трудоемкости подразделяются на следующие виды: ежедневное ТО (ЕО); первое ТО (ТО-1); второе ТО (ТО-2); сезонное ТО (СО).

ЕО включает контрольно-осмотровые работы, направленные на обеспечение безопасности движения, а также работы по поддержанию надлежащего внешнего вида, заправку топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов специализированного подвижного состава - санитарную обработку кузова. ЕО выполняется на АТП после работы подвижного состава на линии. Контроль технического состояния автомобилей перед выездом на линию, а также при смене водителей на линии осуществляется ими за счет подготовительно-заключительного времени.

При планировании ТО необходимо учитывать следующие рекомендации.
1. Периодичность ТО грузовых автомобилей КамАЗ, MA3-5335, ГАЗ-53-12, автобуса J1A3-4202 устанавливается второй частью Положения по конкретному семейству подвижного состава.
2. Допустимое отклонение от нормативов периодичности ТО составляет ±10%,
3. Периодичность замены масел и смазок уточняется в зависимости от типов (моделей) и конструктивных особенностей агрегатов и механизмов, а также марки применяемого масла или смазки.
4. Периодичности ТО прицепов и полуприцепов равны периодич-ностям ТО их тягачей,
5. СО проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке подвижного состава к эксплуатации в летний и зимний периоды.
6. В качестве отдельно планируемого вида обслуживания СО подвижного состава рекомендуется проводить в районах очень холодного, жаркого сухого и очень жаркого сухого климата. Для большинства условий СО совмещается преимущественно с ТО-2 с соответствующим увеличением трудоемкости.
7. Все виды ТО подвижного состава проводятся в соответствии с перечнем основных операций, приведенных в приложении 5, и химмо-тологической карте Положения. Применительно к конкретным моделям подвижного состава операции ТО уточняются во второй части Положения.
8. ТО должно обеспечивать безотказную работу подвижного состава в пределах установленных периодичностей при выполнении требуемых операций ТО.
9. Нормативы трудоемкостей ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕО.
10. Нормативы СО по отношению к трудоемкости ТО-2 составляют: 50 % для районов очень холодного и очень жаркого сухого климата, 30 % для районов холодного и жаркого сухого климата и 20 % для других климатических районов.
11. Нормативы трудоемкости не учитывают трудовые затраты на выполнение работ, не превышающих 30 % суммарной трудоемкости ТО и TP по АТП.

В состав вспомогательных работ входят: обслуживание и ремонт оборудования и инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ТО и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей внутри АТП; хранение, приемка и выдача материальных ценностей; уборка производственных помещений, связанная с ТО и ремонтом подвижного состава.

Ниже приведен перечень работ, выполняемых при различных видах ТО подвижного состава.

Ежедневное техническое обслуживание

Ежедневное техническое обслуживание подвижного состава состоит из уборочно-моечных, контрольно-осмотровых, смазочных и заправочных работ, выполняемых специальной бригадой.

К уборочно-моечным работам относятся уборка кузова (кабины) и платформы, мойка и сушка автомобиля (прицепа, полуприцепа), санитарная обработка специального подвижного состава, чистка и обтирка зеркала заднего вида, фар, подфарников, указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигнала, переднего и боковых стекол кабины и номерных знаков.

К контрольно-осмотровым работам относятся внешний осмотр автомобиля (прицепа, полуприцепа) с целью выявления наружных повреждений, а также проверки работоспособности важнейших агрегатов, механизмов и систем. Внешним осмотром проверяется состояние дверей кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосол-нечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запорного механизма опрокидывающейся кабины, запоров бортов платформы, капота, крышки багажника, заднего борта автомобиля-самосвала и механизма его запора, рамы, рессор, колес, опорно-сцеп-ного (буксирного) устройства, опорных катков полуприцепа, надежность сцепки прицепного состава, правильность и целостность опломбирования спидометра и таксометра, действие приборов освещения и световой сигнализации, звукового сигнала, стеклоочистителей, смывателей ветрового стекла и фар, системы отопления и обогрева стекол (при низких температурах), системы вентиляции.

Следует проверять также состояние и герметичность гидроусилителя рулевого управления, люфт рулевого колеса, состояние ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес, привода тормозов и механизма выключения сцепления, систем питания, смазки и охлаждения двигателя, гидросистемы механизма подъема платформы автомобиля-самосвала, натяжение приводных ремней. Работу спидометра, таксометра и других контрольно-измерительных приборов, двигателя, сцепления, рулевого управления, тормозов необходимо проверять на ходу автомобиля. При остановке двигателя на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла по характерному гулу.

Специфические контрольно-осмотровые работы по автобусам заключаются в осмотре состояния пола, подножек, поручней, сидений, стекол окон и дверей салона автобуса, проверке исправности механизма открывания крышек потолочных вентиляционных люков, герметичности пневматической подвески, проверке действия механизмов открывания дверей, у автобусов с гидромеханической коробкой передач - частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (при необходимости нужно отрегулировать ее таким образом, чтобы незаторможенный автобус оставался неподвижным на ровном месте при включенной передаче и отпущенной педали акселератора).

Следует проверить также действие сигнализации из салона к водителю, исправность приборов освещения в салоне и подножек, габаритных фонарей, наличие маршрутных указателей, исправность системы вентиляции, отопления салона (при низких температурах), громкоговорящего устройства, состояние основания кузова, пневматических баллонов, подвески, накопительных касс и компостеров. Необходимо убрать салон, очистить обивку подушек и спинок сидений, очистить урны для использованных билетов.

У автомобиля с двигателем, работающим на сжиженном или сжатом газе, необходимо перед выездом на линию проверить состояние и крепление газовых баллонов, редуктора, вентилей, смесителя (карбюратора-смесителя), электромагнитного клапана и другого оборудования, герметичность соединений газовой системы на слух при открытых расходных и магистральных вентилях, легкость пуска и работу двигателя на холостом ходу и при различных частотах вращения коленчатого вала, работу двигателя на бензине. После возвращения автомобиля с линии нужно очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи и при необходимости вымыть. Закрыть расходные вентили баллонов и выработать газ из системы, закрыть магистральный вентиль, слить отстой из газового редуктора низкого давления.

Смазочные, очистительные и заправочные работы. К ним относятся проверка уровня масла в картерах двигателя и гидромеханической коробки передач, в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя, уровня жидкости в гидроприводах тормозов и механизма выключения сцепления. При постановке автомобиля на стоянку необходимо дозаправить автомобиль топливом, заправить водой бачки омывателей ветрового стекла и фар, слить конденсат из водоотделителя воздушных баллонов пневмопривода тормозов, отстой из топливных фильтров и топливного бака (последнее у дизельных автомобилей зимой). При безгаражном хранении автомобилей зимой вода из системы охлаждения двигателя и пускового подогревателя сливается, а перед пуском двигателя системы вновь заполняется горячей водой.

Первое техническое обслуживание

При ТО-1 необходимо провести следующие контрольные (диагностические), крепежные и регулировочные работы (подвижной состав поступает после мойки и уборки).

Провести общие контрольно-осмотровые работы ЕО. Проверить крепление двигателя и узлов систем питания и выпуска отработавших газов, действие оттяжной пружины и свободный ход педали и герметичность системы гидропривода выключения сцепления. Проверить крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра пневмоусили-теля, крепление и работу коробки передач, раздаточной коробки и делителя на неподвижном автомобиле, крепление гидромеханической коробки передач к основанию автобуса, масляного поддона и состояние масляных трубопроводов двигателя, наконечников электрических проводов, правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками.

Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников, фланцев карданных валов, герметичность соединений ведущих мостов, крепление картера редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных передач.

Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотн-ых цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек, люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг, затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления, люфт подшипников ступиц колес.

Проверить визуально внешнее состояние компрессора, его работу на слух и по манометру создаваемое им давление, состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, эффективность действия тормозов на стенде, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов, ход штоков тормозных камер, свободный и рабочий ход педали тормоза, проверить исправность тормозного крана пневматического привода тормозов, состояние и герметичность главного цилиндра усилителя, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами, исправность привода и действие стояночного тормоза.

Проверить состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного (опорно-сцепного) устройства, состояние и действие механизма подъема опорных катков полуприцепа, крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес, герметичность пневматической подвески, состояние шин и давление в них воздуха. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между сдвоенными колесами.

Проверить кабину, платформу (кузов) и оперение автомобиля, состояние и действие запорного механизма, упора ограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины, действие замков, петель и ручек дверей кабины, крепление платформы к раме автомобиля, запасного колеса, крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины и платформы, при необходимости очистить их от коррозии и нанести защитное покрытие.

Проверить состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность соединений. У дизельных автомобилей проверить действие привода управления подачей топлива. При необходимости отрегулировать содержание окиси углерода в отработавших газах карбюраторных двигателей.

Работы по системе питания автомобилей, работающих на сжиженном и сжатом газах, заключаются в следующем. Перед постановкой автомобиля на пост (линию) ТО проверить герметичность трубопроводов и арматуры газовых баллонов (не реже одного раза в 3 мес проверять работоспособность предохранительного клапана газового редуктора). Закрыть расходные вентили баллонов и выработать газ из системы (до остановки двигателя). Закрыть магистральный вентиль и перейти на работу двигателя на бензине. При необходимости удалить газ из баллонов. Проверить осмотром герметичность электромагнитных запорных клапанов-фильтров газовой и бензиновой систем, состояние и крепление газовых баллонов, расходных и магистрального вентилей, газопроводов, газовых редукторов высокого и низкого давления, карбюратора-смесителя, подогревателя и подводящих газопроводов. Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей, снять, очистить и установить на место фильтры редукторов высокого и низкого давления и фильтрующий элемент магистрального фильтра. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.

Проверить герметичность газовой и бензиновой систем питания сжатым воздухом или азотом, пуск и работу двигателя на газе, а затем на холостом ходу при различных частотах вращения коленчатого вала, то же на бензине, работу электромагнитных запорных клапанов на газе и на бензине, при необходимости отрегулировать содержание окиси углерода в отработавших газах при работе двигателя на газе, а затем на бензине.

Перед проверкой работы двигателя на бензине необходимо полностью выключить подачу газа и выработать газ из системы питания (до остановки двигателя).

При обслуживании приборов электрооборудования следует очистить аккумуляторную батарею от пыли и грязи, следов электролита, прочистить в пробках вентиляционные отверстия, проверить состояние наконечников проводов и их крепление к выводным штырям, уровень электролита. Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года приборов электрооборудования системы отопления и предпускового подогревателя, крепление генератора и стартера и состояние их контактных соединений, крепление распределителя. Протереть контакты прерывателя полотняной тканью.

Проверить надежность крепления привода спидометра с механическим приводом, целостность оболочки гибкого вала, ее наконечников, состояние и крепление спидометра с электрическим приводом и его датчика, правильность опломбирования спидометра и его приводов согласно инструкции.

Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой; проверить уровень жидкости в гидроприводах тормозов и выключения сцепления, в бачках омывателей ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в предохранителе от замерзания системы питания привода тормозов сжатым воздухом. Прочистить сапуны коробки передач и мостов, промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода тормозов, очистить от пыли и грязи сетки заборов воздуха на картере гидротрансформатора.

У дизельных автомобилей слить отстой из топливного бака и фильтров грубой и тонкой очистки топлива, проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

При работе в условиях большой запыленности заменить масло в двигателе, слить отстой из масляных фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки фильтра центробежной очистки масла; промыть поддон и фильтрующие элементы воздушных фильтров системы питания двигателя и вентиляции его картера, фильтр грубой очистки.

После обслуживания автомобиля необходимо проверить работоспособность агрегатов, механизмов и приборов пробегом автомобиля или на посту диагностирования.

Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам заключаются в проверке осмотром состояния надрамника, брусьев надрамника и шарнирных устройств подъема платформы, опорно-сцеп-ного и буксирного устройств, состояния и герметичности соединений маслопроводов, шлангов, действия подъема платформы, предохранительного упора платформы, состояния заднего борта и действия его запорного устройства, состояния и крепления коробки отбора мощности, крышек осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и цилиндра устройства подъема платформы. Необходимо проверить уровень масла в бачке механизма подъема платформы, при необходимости долить масло или заменить (согласно графику).

К специальным работам по обслуживанию автобусов и легковых автомобилей относятся проверка состояния каркаса, пола, обивки сидений, запоров окон и люков, поручней, кронштейнов, крепление и действие габаритных фонарей, ламп освещения указателя маршрута и маршрутного номера, состояния дверей и механизмов их открывания, действия стеклоподъемников, замков дверей, капотов, крышки багажника, состояния панели приборов, обивки кузова (для легковых автомобилей), сигнализации из салона к водителю. Проверяется исправность пневматической подвески и регулятора положения кузова, состояние ферм, лонжеронов основания кузова, компрессоров и накопительных касс, механизма подачи билетов.

Второе техническое обслуживание

При ТО-2 выполняют все работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно контрольно-регулировочные работы. При необходимости меняют масло в двигателе, агрегатах трансмиссии, рулевом управлении, насосе высокого давления и др.

Приборы систем охлаждения и питания двигателя, электрооборудования, гидравлического и пневматического приводов тормозов, гидроусилителя рулевого управления и другие должны быть тщательно проверены на автомобиле, а наиболее сложные из них (карбюраторы, газовые редукторы, топливные насосы, форсунки, генераторы, реле-регуляторы, стартеры и др. должны быть сняты с автомобиля, проверены и отрегулированы на специальных приборах и стендах.

Необходимо проверить углы установки и поворота передних колес, состояние и регулировку подшипников всех колес.

При ТО-2 автобусов и легковых автомобилей нужно дополнительно проверять состояние и крепление деталей основания кузова, шпангоутов, боковин, облицовки салона, перегородок, дверей, ступенек, подножек, пола, рам, окон, сидений, потолочных люков и поручней. Проверить состояние противокоррозионных покрытий и окрашенных поверхностей кузова. При необходимости нужно очистить поверхность от коррозии и нанести защитное покрытие. В моторном отсеке проверяют состояние сиденья шофера и механизма его регулирования, дверцы люка маршрутного указателя. Проверяют освещение салона, действие и герметичность системы отопления. Механизмы управления дверьми снимают, разбирают, производят очистку и проверку деталей, изношенные детали заменяют, затем механизмы собирают, смазывают и проверяют их действие. По окончании указанных работ необходимо продезинфицировать салон автобуса (по графику), промыть теплой водой с моющим составом его стены, потолок, поручни, окна, двери, подушки и спинки сидений, а затем протереть сухой тряпкой.

Сезонное техническое обслуживание

Сезонное обслуживание проводится при очередном ТО-2 с целью подготовки автомобиля к работе в зимних или летних условиях эксплуатации. При СО автомобиля выполняют все виды работ, предусмотренные ТО-2, и дополнительно производят промывку системы охлаждения двигателя, предпускового подогревателя, проверку состояния и действия сливных кранов систем охлаждения, питания и тормозов, проверку и заправку систем соответствующей жидкостью. Производят замену масла в двигателе, агрегатах трансмиссии, рулевом управлении и насосе высокого давления на соответствующие зимние или летние масла. Замена производится с предварительной промывкой картеров керосином (кроме двигателя и топливного насоса высокого давления), а коробки передач автомобилей МАЗ и его модификаций промываются только минеральными маслами. Доводят плотность электролита заряженных аккумуляторных батарей до нормы, соответствующей зимнему периоду. Батареи утепляют. Необходимо также проверить работу реле-регулятора и при необходимости его отрегулировать. Очистить и продуть внутренние полости генератора и стартера, при необходимости их разобрать, заменить изношенные детали и смазать подшипники, заменить смазку гибкого вала механического привода спидометра и цилиндрических шестерен электрического спидометра, проверить правильность опломбирования спидометра и его привода. Проверить стеклоочистители, термостат и жалюзи радиатора, исправность датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения и датчиков аварийных сигнализаторов температуры жидкости охлаждения и давления масла в системе смазки, состояние уплотнений дверей и окон.

Очистить покрытые коррозией поверхности кузова, кабины и крыльев и окрасить их; нанести на нижние поверхности крыльев и кузовов автобусов и легковых автомобилей антикоррозионную мастику; отрегулировать карбюраторы и топливные насосы высокого давления для работы в зимних условиях; укомплектовать автомобили цепями противоскольжения, шанцевым инструментом, утеплительными чехлами капота и радиатора и буксирными тросами.

Перед проведением СО автомобилей, работающих на сжиженном или сжатом газах, следует слить (выпустить) газ из баллонов, а баЛоны дегазировать инертным газом, продуть газопроводы сжатым воздухом, проверить давление срабатывания предохранительных клапанов баллонов, действие ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала, исправность манометров с занесением результатов проверки в журнал контрольных проверок; снять с автомобиля газовый редуктор, смеситель (карбюратор-смеситель), топливный насос, испаритель, магистральный вентиль, разобрать их, промыть, устранить неисправности, собрать, отрегулировать и проверить герметичность; снять крышки наполнительных и расходных вентилей (без вывертывания корпусов из газовых баллонов) и проверить состояние деталей; снять электромагнитные запорные клапаны, разобрать их, очистить детали и проверить их исправность, собрать клапаны и проверить их герметичность. Проверить фильтрующие элементы магистрального газового фильтра, бензинового клапана-фильтра, фильтра газового редуктора. Слить отстой из топливного бака и промыть его. Проверить манометры высокого и низкого давления, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки (выполняет работник ОТК предприятия).

К атегория: - Техническое обслуживание автомобилей

Для бесперебойной работы автомобиля на протяжении всего периода эксплуатации каждому автовладельцу следует время от времени проводить комплекс определенных работ, относящихся по характеру и назначению к двум группам:

Работы, направленные на поддержание узлов рабочих механизмов и агрегатов в рабочем состоянии на протяжении длительного периода эксплуатации;

Работы, направленные на установление механизмов, узлов и агрегатов машин.

Поэтому техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта в первом случае является профилактическим, а во втором - восстановительным.

В нашей стране работает предупредительно-плановая система обязательного ТО и ремонта автомобиля. Смысл его заключается в том, чтобы обслуживание и осуществляли и по плану, и по потребности.

ТО (техническое обслуживание) автомобиля - электротехнические и регулировочные, заправочные, смазочные, крепежные, контрольно-диагностические, уборочно-моечные, а также многие другие виды работ, которые зачастую выполняются без снятия с автомобиля отдельных механизмов, узлов и разборки агрегатов. Однако если при техобслуживании остается под вопросом полная исправность отдельно взятых узлов, то их снимают с автомобиля и проверяют на специализированных стендах и приборах.

Периодичность технического обслуживания напрямую зависит от перечня и трудоемкости ремонта автомашины и ее агрегатов. ТО автомобилей разделяют на несколько видов: сезонное, первое и второе, а также ежедневное техобслуживание.

Действующими законодательными актами техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и его агрегатов предусматривается двух видов - капитальный, выполняемый на спецпредприятиях, и текущий, который выполняемый на автотранспортных предприятиях.

В каждый из видов ТО входят строго установленные операции (работы), которые должны обязательно проводиться. Эти операции делятся на исполнительскую и контрольную составные части.

Исполнительская часть зачастую выполняется по потребности, а контрольная часть работ, которую еще часто называют диагностической, является обязательной. Это помогает значительно уменьшить как трудовые, так и материальные растраты на техническое обслуживание и ремонт

Диагностика - часть технологического процесса текущего ремонта и техобслуживания автомобилей, которая обеспечивает получение общей картины о состоянии машины.

Ежедневное техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (если он необходим) должно выполняться каждый день по возвращению автомобиля с рабочей линии. В него входят:

Контрольно-смотровые работы по всем основным системам и механизмам, которые отвечают за безопасное движение, а также осветительным приборам, кабине и кузову;

Моечно-уборочные и обтирочно-сушильные операции, а также дозаправка машины охлаждающей жидкостью, маслом и, конечно же, топливом.

Мойку автомобиля осуществляют по требованию.