Почему дымит двигатель. Почему дымит автомобиль марки ВАЗ

Изменение цвета выхлопа – настораживающий признак. Выяснять причины, почему дымит двигатель сизым дымом, нужно как можно скорее, поскольку это явление говорит о том, что в цилиндры движка попадает масло. Недаром среди водителей такой выхлоп называется масляным. Цвет его может принимать различные оттенки и иметь разную насыщенность.

Диапазон включает в себя чуть ли не всю синюю палитру, начиная с прозрачно-голубого и заканчивая густо-синим. На внешний вид дыма влияют многие факторы: степень прогретости движка, режим его работы, даже освещенность места, в котором вы обратили внимание на выхлоп своей машины.

Объединяет все вариации масляного дыма 2 признака :

  • Во-первых, он не рассеивается, а держится довольно долгое время в воздухе.
  • Во-вторых, если к выхлопной трубе поднести чистую бумажку, на ней после высыхания остается отчетливое маслянистое пятно.
Причины, почему дымит двигатель сизым дымом , могут быть устранены быстро, а могут затребовать полноценный и дорогостоящий ремонт. Однако откладывать диагностику надолго не стоит: чем дольше вы ездите на машине с масляным выхлопом, тем дороже вам после обойдется восстановление работоспособности движка.

Когда беспокоиться рано

Не всегда масляный дым настоятельно подталкивает вас в направлении автомастерской. Присмотреться, прислушаться и сделать соответствующие выводы, но не торопиться с точной диагностикой можно в 2 случаях:

  • новая (или почти новая) машина (читай как правильно );
В этих случаях движок дымит маслом просто потому, что его отдельные детали не притерлись друг к другу. Признаком такой ситуации может служить постепенное прекращение дымления по мере прогрева мотора. Понаблюдать за развитием событий нужно 2-3 дня. Если в это время масляный дым постепенно становится прозрачнее, а время его рассеивания сокращается, значит, притирка идет успешно, и нарушений в вашем двигателе пока нет.

Когда пора принимать меры?

Совсем другое дело, если по степени прогрева движка дымление усиливается. Это легко объясняется: у нагретого масла повышается текучесть, и оно интенсивнее проникает в появившиеся дефекты. Масляный выхлоп при этом сопровождается увеличением расхода масла, так что догадаться о подкравшихся проблемах можно и по показаниям соответствующих приборов.

Причем можно даже приблизительно оценить степень угрозы: если расход повысился до 0,5 л на 100 км и сизый дым начинает появляться преимущественно в переходных режимах, у вас есть еще некоторый запас времени для решения проблемы с наименьшими затратами.

Если на 100 км масла уходит около литра, дымит движок и при равномерной работе, а при наращивании оборотов масляный выхлоп приобретает сине-белый оттенок, поездка на СТО стала очень срочной.

Особо бдительными надо быть тем, у кого наиболее современные модели: стоящие на них нейтрализаторы могут в значительной мере очищать отводимые газы, а визуальный сигнал тревоги проявляется очень слабо. Здесь контроль придется вести по значениям расхода масла.

Наиболее часто явление вызывается проблемами с поршневыми кольцами. Они могут износиться как снаружи, так и с торцов.

Если сами кольца не носят следов истирания, подсос масла может происходить по изношенным канавкам на кольцах.

Следующая возможная причина – износ самих цилиндров . Больше всего от него страдает самая верхняя их точка, где кольцо при работе останавливается по достижению поршнем верхней мертвой зоны. Во время проверки цилиндра проводятся замеры его геометричности, поскольку даже малое отклонение размерности ведет к ухудшению герметичности, а следовательно – к подсасыванию масла.

Причиной появления сизого дыма может быть . Косвенным признаком этого является голубоватый оттенок выхлопа. Проверить предположение можно даже без посещения автомастерской: нужно повыкручивать свечи и замерить компрессию в цилиндрах. В пострадавшем она будет отсутствовать, а на свече окажется нагар густо-черного цвета. Если с таким цилиндром ездили не один день, вместо нагара будет смолисто-масляный налет.

В отдельную группу можно объединить износы втулок, клапанных стержней и колпачков съема масла.

На турбированных движках сизый выхлоп нередко связан с неполадками турбокомпрессора, с выработкой подшипников, роторных уплотнений. Такая же картина получается при неисправности колпачков; отличие – образование масляной лужи на входном компрессорном патрубке.

Здесь перечислены основные причины, почему дымит двигатель сизым дымом, однако случается и полная экзотика вроде разрыва мембраны регулятора на авто с АКПП с вакуумным датчиком. Если вы не профессиональный автомеханик, у вас может и не получиться выяснить, с чем вы столкнулись. Так что ваша задача при обнаружении масляного выхлопа – как можно скорее доехать до СТО.

Новички-водители часто ищут ответ на вопрос, почему дымит ВАЗ. Есть несколько причин, которые могут вызвать обильное выделение густого пара, похожего на дым. Но случаются и поломки, которые сопровождаются дымом. Что же делать, когда машина стала дымить?

Автомобили ВАЗ имеют много разных проблем, среди которых и частое наличие неисправностей выхлопной системы и двигателя. Большинство неисправностей системы зажигания, выхлопа и узла двигателя сопровождаются дымом. Это происходит по самым разным причинам. Сперва нужно разобрать все варианты, когда не стоит беспокоиться за целостность любой из систем.

Вот первый и основной из них: двигатель заводится, начинается обильное выделение белого дыма из выхлопной трубы.

Это вполне нормальное явление. Белый цвет парообразного вещества свидетельствует о том, что механизмы автомобиля начали работу с большой разницей температур между холодными деталями и окружающей средой. Обычно такое случается после длительного простоя. Когда двигатель начинает работу, все внутренние системы сразу же нагреваются, при этом пар, который обычно не виден, выделяется в огромных количествах из-за резкого изменения температурного режима. Многих новичков может напугать большое облако, которое образуется из выхлопа после запуска движка.

Но это не предвещает беды, если не было замечено увеличение расхода топлива, масла или жидкости для охлаждения. Особо густое парообразование бывает после холодных зим и длительных простоев машины без работы.

Белый пар не опасен, так что нет повода для беспокойства.

Синий дым

Дым любого другого цвета является признаком довольно серьезной поломки. Один из признаков повреждения — голубоватый дым, который появляется после запуска двигателя. Он может иметь все оттенки цвета вплоть до темно-синего, который будет означать обширные повреждения поршневой системы автомобиля. Если из выхлопной трубы идет синеватый дым, какая-то часть цилиндра сломалась. Почему это происходит?

Масло должно поступать в цилиндры для смазывания механизмов, их частичного охлаждения и улучшения рабочего состояния. Обычно масло не может попасть в другие узлы, но если какая-то часть поршня или системы маслораспределения была повреждена, оно протекает в камеру двигателя. Охлаждающая жидкость смывает масло, унося его с собой в систему охлаждения, где происходит его испарение в выхлопные каналы. Из-за этого дым получает синеватый цвет. Цвет будет зависеть от интенсивности работы двигателя — от прозрачно-голубого, почти белого до практически синего.

Газообразование этого цвета сопровождается сильной затратой масла. Решением проблемы является проверка системы смазывания поршней, маслосъемных колпачков или замена масла на другую марку.

Такой дым в ВАЗ-2105 может появляться и со стороны карбюратора, не только в выхлопах. Это также может быть из-за длительного простоя автомобиля или повреждений системы. Если цвет дыма со временем меняется, значит, беспокоиться не стоит, утечка проходит после прогрева деталей.

Черный дым

Одним из самых опасных видов поломки являются неисправности двигателя и топливной системы, которые сопровождаются черным дымом из выхлопной трубы.

Вот другие признаки, которые могут появиться при этом:

  1. Значительно увеличивается расход топлива, дым очень густой и темный, поэтому довольно токсичный.
  2. Двигатель работает нестабильно, иногда глохнет.
  3. Наблюдается потеря мощности двигателя.
  4. Движок очень плохо запускается.

Почему это происходит? Для ВАЗ эта неисправность свойственна из-за наличия карбюратора. Из-за неисправности игольчатого клапана происходит перелив в поплавковой камере. Также эта неполадка случается, когда забиты воздушные жиклеры. Стоит почистить их и заменить детали, отрегулировать систему подачи топлива или весь движок.

Другие источники дыма

Существует целый ряд других проблем, которые вызывают дымление со стороны двигателя:

  1. Неисправность системы охлаждения. Детали перегреваются и частично пригорают, выделяется дым.
  2. Поломка системы подачи топлива. Кроме того, топливо может сгорать не полностью, из-за этого получаются выхлопные газы другого цвета.
  3. Охлаждающая жидкость либо масло попадает в цилиндры двигателя из-за наличия в них повреждений.

Невозможно перечислить все вероятные неполадки, из-за которых может выделяться дым из машины. В основном для устранения проблемы достаточно замены деталей, масла или топлива, но иногда причину поломки не удается выяснить самостоятельно.

В таком случае единственный вариант — поездка в автосервис за комплексной диагностикой и ремонтом.

По цвету выхлопа можно примерно определить неисправность двигателя. Разумеется, точный диагноз могут поставить лишь мастера СТО. Но направление поиска поломки вы определите самостоятельно.

Материал подготовлен специалистами сайта Skrutit-speedometr.ru, у нас вы можете профессионально смотать спидометр на своем авто без следов вмешательства и с гарантией.

Почему дымит бензиновый двигатель?

Система отвода газов рассчитана на определенные параметры топливной смеси и технологию ее сгорания. Если с этим все в порядке, очистка выхлопа происходит в штатном режиме, и он практически не воняет, при плюсовой температуре дым почти не заметен.

Когда любая их экологических систем в современных моторах дает сбой, в атмосферу попадает целый букет вредных веществ. Процесс сопровождается изменением цвета и запаха выхлопных газов.

К таким системам и элементам можно отнести:

❶  Систему рециркуляции выхлопных газов (EGR). Ее работа на цвет выхлопа не влияет. При поломке немного поменяется запах, и повысится уровень оксида азота и CO.

❷  Катализаторы. Чаще всего являются не причиной изменения цвета выхлопа, а «жертвой». Поломка каталитического нейтрализатора приводит к появлению резкого запаха из выхлопной трубы.

Как дымит двигатель?

Вы можете наблюдать следующие явления:


Прозрачный дым, похожий на пар (как из чайника на кухне). Собственно, это и есть водяные пары. Частично образуются при сгорании топлива (школьная химия), частично представляют собой преобразованный в пар оксид углерода (заслуга катализатора). Дым заметен при холодной погоде и непрогретом двигателе. Сопровождается водяным конденсатом (капли из глушителя). Такой выхлоп не является причиной для беспокойства.

☛  Движок задымил черным цветом . Если это дизель – ищите проблему в сажевом фильтре. Бензиновый мотор имеет свои нюансы. Точнее, причина одна – богатая смесь или наличие топлива в выхлопных газах. Почему так происходит? Возможно, не держат клапана форсунок. В цилиндры попадает лишнее топливо, которое догорает в выхлопной системе.

Важно! Подобная неисправность быстро .

Также виной всему может быть плохая компрессия (клапана или компрессионные кольца). В результате снижается эффективность силовой установки, ЭБУ обогащает смесь. Еще одна возможная причина – забитый фильтр тонкой очистки топлива. Опять же, компьютер «видит» проблему и подает в цилиндры больше бензина, чем нужно. Черный дым может быть и если воздушный фильтр засорился. Недостаток кислорода обогащает смесь, и топливо снова догорает в глушителе. И, наконец – некорректная работа датчиков (например, лямбда-зондов). Получая ошибочные данные, ЭБУ формирует неправильный состав топливной смеси.

Косвенные признаки всех этих неисправностей – нагар на свечах.

☛   (как на старых мотоциклах, в которых двухтактный мотор работал на смеси бензина и масла). Причина – попадание смазочных материалов в камеру сгорания через маслосъемные кольца или колпачки. Косвенные признаки – высокий расход масла «на угар».

Если дымит двигатель, как понять, кольца или колпачки?

Если двигатель дымит при запуске , а по мере прогрева выхлоп нормализуется, затвердели маслосъемные колпачки на шейках клапанов. По мере нагрева материал размягчается, и проблема пропадает.

☛  Постоянный синий дым бывает, если залегли или разрушились маслосъемные кольца. В камеру сгорания попадает масло, продукты его горения выходят с сизым дымом.

☛  После замены колец (в том числе компрессионных) может идти сизый дым, пока элементы поршневой группы не притрутся. После обкатки симптомы пропадают.

Отдельная проблема, почему дымит двигатель белым дымом и воняет?

Это признак более серьезных неисправностей. Причина белого выхлопа – ОЖ в цилиндрах. Может быть пробита прокладка ГБЦ. В картер и цилиндры попадает охлаждающая жидкость (отсюда резкий запах антифриза). Также белый дым с резких запахом идет, если есть трещина в рубашке охлаждения блока цилиндров.

Мало того, что ОЖ в камере сгорания это плохо, так еще и происходит утечка антифриза.

Если задымил двигатель, что делать владельцу?

В первую очередь, проверьте уровни технических жидкостей: масла и ОЖ. По косвенным признакам вы определите вероятную поломку. Оценив свои возможности (СТО или собственный гараж), приобретите расходные материалы (прокладки, кольца, колпачки, фильтра) и готовьте машину к ремонту.

Если неисправность застала вас на трассе, на небольших оборотах двигайтесь к месту ремонта, периодически проверяя уровни масла и ОЖ.

Часто можно наблюдать сцену подобного плана - человек запускает двигатель автомобиля, который долгое время находился без движения. А при запуске из выхлопной трубы валит дым разного цвета целыми клубами. Иногда бывает, что после того, как мотор немного наберет температуру, количество дыма станет меньше, а при последующем движении он может исчезнуть полностью. Однако практика показывает, что появление дыма - это прямое доказательство тому, что внутри двигателя имеются неполадки. Поэтому длительная стоянка могла стать катализатором для дальнейшего их развития.

Цвет такого дыма чаще бывает или черный, или белый, или разные оттенки двух основных цветов. Опытные мастера могут точно определять неполадки, видя всего лишь цвет дыма. Хотя часто вместе с повышенным уровнем дыма можно наблюдать и другие странности в работе двигателя. Если их уловить, вероятность правильного "диагноза" увеличивается в разы.

В принципе, существует небольшой список, в котором указано, в каких системах двигателя следует искать неполадки:

— система подачи топливной смеси;

— система охлаждения двигателя;

— неполадки, связанные с износом поршневой группы, распределительного механизма;

— прочие.

Соответственно, дым появляется при наличии в топливной смеси посторонних примесей, таких как: охлаждающая жидкость, масло или вследствие неправильного сгорания топлива. Именно неправильные характеристики топлива, и как следствие, неверные химические процессы в цилиндрах, и приводят к появлению нехарактерного дыма разного цвета.

Но как показывает практика, довольно часто нельзя сразу точно выявить причину появления дыма. Вроде бы дым по цвету один и тот же, а причина может быть каждый раз разная. Такая сложность обусловлена тем, что часто из-за неправильной работы одной из систем двигателя нестабильную работу начинает показывать другая.

Несложный пример: система охлаждения не может отводить нужное количество тепла из двигателя. Следовательно, его излишек начинает разогревать мотор. Такое положение дел приводит к пригоранию поршневых колец к стенкам цилиндра, из-за чего происходит уменьшение их толщины и выброс масла из картера в рабочую зону поршня. Масло горит — появляется дым.

Поэтому для определения истинной причины следует сначала на основании характерных признаков неисправности того или иного механизма. О подобных признаках и пойдет речь ниже.

Белый дым

Дым такого цвета считается нормальным для холодного двигателя, то есть такого, который завели после продолжительного простоя. Вот только нюанс в том, что это не дым в том понимании, в каком его обычно воспринимают, а вода в парообразном состоянии.

На самом деле вода является частью продуктов, оставшихся после сгорания топливной смеси в цилиндрах. В холодном двигателе пар виден хорошо, а если присмотреться к выходу выхлопной трубы, то скоро можно заметить, как там собирается уже жидкая вода. По мере того, как двигатель набирает температуру, количество пара уменьшается. В зависимости от температуры воздуха, пар бывает плотнее и гуще. Например, если на дворе -10 С, то густой пар будет получаться и на хорошо прогретом двигателе. При более реальных -20-25 С у пара появится сизый оттенок. Многое зависит и от влажности воздуха — чем она выше, тем больше пара получается.

Если на дворе тепло, а двигатель набрал температуру, но пар валит через выхлопную трубу - причину нужно искать в охлаждающей жидкости. Она попадает в цилиндры и меняет состав топливной смеси. Например, прокладка головки блока негерметична. В такой топливной смеси повышается содержание воды, и она не сгорает полностью в процессе рабочего такта. Если смотреть на выходящий пар с целью определения, что же поломалось, нужно помнить, что его цвет зависит от освещения на улице в данный момент времени, состава антифриза с посторонними примесями и погоды.

Универсальный способ определения наличия именно пара в выхлопных газах - он сразу исчезает при выходе из выхлопной трубы (в отличие от выхлопных газов с повышенным содержанием масла, масса которого надолго остается висеть в воздухе).

Чтобы убедиться точно, что проблема именно в охлаждающей жидкости со всеми вытекающими выводами, можно провести ряд несложных тестов.

Во-первых, нужно быть уверенным, что в составе выхлопных газов повышенное содержание именно паров воды, а не масла. Для этого двигатель прогревают, до набора им рабочей температуры, берут лист чистой бумаги и неплотно прикрывают им выхлопную трубу. На листе не должно остаться жирных пятен, сам он не должен быть жирным на ощупь.

Во-вторых, нужно начинать поиски места, откуда охлаждающая жидкость попадает в цилиндры. Потенциальные виновники — это поврежденные прокладки или трещины в головке цилиндров и в самом блоке. Самый главный признак - выхлопные газы будут попадать в охлаждающую систему автомобиля, иногда там можно найти и газовую пробку.

Чтобы быть уверенным в правильности причины, нужно заглянуть в бачок с охлаждающей жидкостью. При попадании выхлопных газов в охлаждающую систему сразу чувствуется их запах, как только откроешь пробку. А на поверхности будет плавать масляная пленка. Плюс уровень жидкости заметно упадет.

Интересный признак - наличие выхлопных газов в системе охлаждения меняет уровень давления в ней. При запуске двигателя даже «на холодную» давление существенно возрастет (можно сжать верхний шланг радиатора и сразу это почувствовать). Понятно, что уровень тосола (или антифриза) в расширительном бачке тоже поползет вверх. Иногда из него вылетают пузыри выхлопных газов с характерным для них запахом.

Когда двигатель останавливает свою работу, давление внутри системы охлаждения падает. Жидкость начинает наполнять цилиндр. Она неизменно пройдет через поршневые кольца и попадет в поддон картера. Здесь она смешается с маслом и образует так называемую эмульсию (смесь масла и воды). Она имеет светлый цвет и непрозрачна. Когда такая смесь циркулирует уже по системе смазки двигателя, она оставляет в ней светлую пленку пены коричневого цвета. Особенно хорошо ее видно под пробкой маслозаливной горловины. Проверить просто - нужно посмотреть на цвет масляного щупа.

Если размер трещины небольшой и охлаждающая жидкость попадает в масло небольшими порциями, цвет масла не поменяется, но пена будет обязательно. Гораздо хуже, если жидкость идет в большом количестве. Если ее соберется много под цилиндром, стартер не сможет прокрутить коленчатый вал ввиду огромного противодействия. Ели вал придет в движение, образуется гидроудар, шатун сломается или погнется.

Нужно помнить, что при проникновении охлаждающей жидкости в блок цилиндров она хорошо чистит все, с чем контактирует. Это значит, что выкрутив свечу зажигания, можно удивиться ее чистоте. Иногда, для проверки, коленчатый вал прокручивают до такого состояниия, чтобы оба клапана остались в закрытом положении. После автомобиль фиксируют тормозной системой и включают передачу. Далее, выкрутив свечу, к цилиндру подключается шланг, через который начинают нагнетать воздух. И смотрят на уровень антифриза в бачке. Если он начинает прыгать - причина найдена.

Дальше нужно только разбирать двигатель (снять головку цилиндров) для поиска места непосредственного порхода жидкости в цилиндры. Особое внимание нужно уделить прокладкам и состоянию внутренних поверхностей цилиндров и блока. Хорошо видно, как деформируется прокладка и плоскость головки, если она прогорела вследствие нарушения системы теплообмена (например, не работает термостат или вентилятор). Вот когда явных следов не видно, это затрудняет задачу.

Тогда детали необходимо проверять под давлением на герметичность. Обычно трещины образуются на стенке камеры сгорания в районе выпускного клапана. Иногда бывает, что лопается сам цилиндр. Для осмотра следует опустить поршень в положение НМТ (нижней мертвой точки). Место излома хорошо видно - поршневые кольца полируют его, а края расходятся в разные стороны. В таких случаях говорят, что стенки дышат.

Также жидкость может попадать и через систему впрыска. Характерные особенности данного вида поломки отличаются от описанных выше. Выхлопные газы не проникают в систему охлаждения, масляной пленки на поверхности антифриза не наблюдается. При этом его уровень падает, а при проверке масла обнаруживается эмульсия. При наличии подобных признаков можно сразу определить место попадания примесей в топливную смесь и зря не снимать головку цилиндров.

Также нужно не забывать, что сама по себе охлаждающая жидкость в обычных условиях не попадает в топливную смесь. Для этого нужно, чтобы двигатель постоянно держал высокую температуру. А здесь причины стоит искать уже в системе охлаждения. Бывает, что термостат не выполняет своих функций. Или вентилятор. Или имеет место нарушение герметичности шлангов, патрубков, радиатора и так далее.

В любом случае, эксплуатировать двигатель при подобных признаках - значит, через какое-то время поставить автомобиль на капитальный ремонт. Сами по себе дефекты не устранятся. А эмульсия быстро приведет в негодность детали мотора.

Синий дым или дым сизого цвета

Основная причина появления этого дыма — наличие в топливной смеси большого количества масла. Такой дым обладает большим количеством разных оттенков (от прозрачного голубого цвета до густого бело-синего). Факторов, влияющих на цвет, много — это и степень прогретости двигателя, и режим его работы, и освещение, и количество сгорающего масла, и другие. При тесте с бумагой, описанном выше по тексту, на ней остаются характерные масляные пятна.

Явный признак того, что в топливную смесь поступает масло - это его расход. При аппетите двигателя 500 грамм на 100 км пробега, дым характерного цвета будет появляться на переходных режимах работы. При увеличении данного показателя до одного литра - дым станет постоянным спутником работы двигателя. На современных машинах, правда, стоит система очистки выхлопных газов от вредных примесей в виде нейтрализатора. Он может очищать их даже в тех случаях, когда расход масла будет достигать больших значений.

Путей для доступа масла в цилиндры только два - через низ (сквозь зазоры между стенками цилиндров и поршневыми кольцами, масло берется из поддона картера) и через верх (сквозь небольшие зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов).

Наиболее частая причина появления этого вида дыма - появление износа на деталях поршневой группы, в особенности поршневых колец.

Например, верхние компрессионные кольца изнашиваются по нескольким направлениям: по наружной части, которая имеет контакт со стенками цилиндров и по торцевой (на которую действуют газы). Иногда бывает, что изнашиваются канавки. Тогда они создают так называемый «насосный эффект», то есть верхние кольца захватают масло и подают его в камеру сгорания. Такое положение дел может наблюдаться даже в том случае, когда маслосъемные кольца работают в нормальном режиме.

Причина также кроется в неравномерности износа поверхности цилиндров. Так, наиболее изнашивается часть, соответствующая остановке колец при поднятии поршня в верхнюю мертвую точку (далее - «ВМТ»). Также в средней части они иногда принимают форму овала. Таким образом, появляются зазоры, через которые масло поступает в камеру сгорания.

Иногда бывает, что в составе масла находятся сторонние предметы и ввиду мусора (абразивные частицы) вследствие плохой работы масляного фильтра. Такие предметы царапают стенки цилиндров, образуя на них пути для доступа в камеру сгорания масла. В таких случаях кольца даже в хорошем состоянии мало помогают.

Если автомобиль очень долго стоит в режиме неработающего двигателя, на стенках цилиндров и поверхности колец возможны появления ржавчины. Для восстановления первоначального состояния потребуется большой промежуток времени для взаимной приработки деталей. Хотя, иногда бывает, что первоначальное состояние восстановлению не подлежит.

Похожие эффекты возникают при неправильном ремонте двигателя (слишком грубая обработка цилиндра, из-за чего он приобретает неправильную форму) или использовании некачественных деталей. Нормальная приработка в таких условиях невозможна.

Когда изнашивают детали поршневой группы, идет потеря компрессии в цилиндрах, что негативно влияет на развитие двигателем мощности и тяговых свойств. Для проверок используют компрессометры или тестеры утечек. Но есть один нюанс. Большое количество масла хорошо уплотняет зазоры, что приводит к положительным показаниям приборов. Этот факт может запутать в процессе поиска причины и направить по ложному пути.

Есть еще один примечательный факт. Когда износ не достиг больших значений, синий дым появляется при запуске двигателя и постепенно исчезает с набором двигателем температуры. Причина проста - детали, нагреваясь, расширяются и плотнее прилегают друг к другу, уменьшая, таким образом, возможности проникновения моторного масла в камеру сгорания. Если зазоры достаточно большие, масло без особых проблем, ввиду уменьшения своей вязкости через нагрев, попадает в цилиндры.

Конечно, легче всего подаются «расшифровке» неисправности, связанные со значительными проблемами деталей. Например, частая детонация приведет к тому, что перемычки на кольцах сломаются. Иногда ломаются и сами кольца.

Сильные перегревы вызывают смещения по плоскости юбок поршней, и как следствие, перекашивание и неправильный износ. Подобные неполадки возможны, если шатун получил гидроудар (вода попала в двигатель). Или при обрыве ремня поршень ударил в незакрытый клапан.

Если заливать в двигатель масло низкого качества, возможно пригорание колец к стенкам поршня. Иногда из-за неправильного распределения температуры возможно полное пригорание колец с потерей всякой подвижности.

Обычно подобные эффекты появляются не на всех цилиндрах одновременно. Для поиска неисправного сравнивать значения компрессии и состояние свечей зажигания. Часто работа двигателя сопровождается посторонними стуками и шумами, особенно заметными при изменении нагрузок, оборотов и степенью прогрева. Особенно заметно, когда один из цилиндров отключается и мотор запускается в режиме холодного пуска.

Работа двигателя в подобном режиме сопровождается повышенным расходом масла. Довольно часто причина кроется в износе и потере своих первоначальных качеств стержней клапанов и маслосъемных колпачков. При увеличении температуры масло нагревается, уменьшается его вязкость, и оно легко проходит через зазоры, что вызывает эффект густого дыма при запуске холодного агрегата.

Кроме того, впрыск масла увеличивается при работе на холостых оборотах и при торможении автомобиля двигателем. В такие моменты внутри впускных коллекторов создается разряжение, что способствует стеканию масла в выхлопную систему и появлению большого количества дыма при первых моментах запуска.

Если двигатель оборудован системой турбонаддува, попадание масла в топливную смесь возможно ввиду износа деталей турбокомпрессора, в частности, его подшипников. При выходе из строя переднего подшипника во входном патрубке собирается некоторое количество масла, а на свечах образуется масляный нагар. Эту неисправность найти довольно трудно, так как большая часть масла догорает непосредственно в системе выхлопа.

Иногда появлению подобного дыма способствует отключение одного из цилиндров от работы общей группы. Такое происходит, если прогорают клапана или неправильно работает система зажигания. Тогда дым приобретает скорее бело-голубой цвет. Найти подобный дефект просто - компрессия в проблемном цилиндре будет или слабая, или вообще отсутствовать. А свечи будут обильно покрыты черным нагаром.

Бывают и уникальные в своем роде случаи. Так, из-за разрыва мембраны регулятора на АКПП двигатель может забирать масло из коробки. Для выполнения своих функций она использует вакуум. Возле такой системы находятся цилиндры, которые, действуют как насос, откачивая масло из коробки.

Дым черного цвета

Причина возникновения такого дыма - неправильная работа системы топливоподачи, которая переобогащает топливную смесь. Содержание сажи в таком дыме достигает больших значений.

Постоянные спутники этого дыма - повышенный расход топлива, неустойчивость работы, плохие запуски.

В двигателях, использующих карбюраторы для приготовления топливной смеси, причину следует искать в дефекте игольчатого клапана, который приходит в негодность из-за появления кокса на воздушных жиклерах. Неисправность клапана приводит к переливам в поплавковой камере.

При использовании системы электронного впрыска топлива причины проблемы скрыты в неправильной работе различных датчиков и при разгерметизации форсунок. При последней неисправности возможно появление гидроудара - топливо наполнит цилиндр, поршень не сможет подойти к ВМТ и шатун деформируется.

Дизельные двигатели дымят подобным образом, если неправильно работает насос высокого давления или идет большое опережение угла впрыска.

Распространение топлива по системе двигателя чревато неприятностями. Во-первых, страдают детали поршневой группы, особенно стенки цилиндров. Топливо смывает масло и на них появляются задиры. Также повышается степень износа всех деталей.

Во-вторых, смешиваясь с маслом, топливо меняет его физические свойства. Оно способствует разжижению, что приводит к скоплению в картере двигателя большей его части. Естественно, это крайне отрицательно влияет на состояние трущихся поверхностей деталей двигателя, которые не получают достаточное количество масла.

Разбавленное масло приобретает характерный запах топлива. Понятно, что эксплуатация двигателя с такими характеристиками - это способ скоро загнать автомобиль на капитальный ремонт.

После нескольких часов простоя автомобиля и последующего запуска двигателя в ряде случаев можно заметить появление густого дыма из выхлопной системы. Такой дым может быть белым, сизым или черным. Дымление может как исчезать, так и присутствовать после дальнейшего прогрева . Необходимо отметить, что если мотор дымит после прогрева, тогда это указывает на определеннее неисправности.

По цвету выхлопа можно точнее диагностировать поломку, а также выявить степень серьезности проблемы на различных стадиях. В определенных случаях появление дыма сопровождается:

  • затрудненным пуском холодного двигателя;
  • неустойчивой работой мотора на холостом ходу и под нагрузкой;
  • обороты на тахометре могут плавать;
  • наблюдается повышенный расход топлива и моторного масла;
  • двигатель теряет мощность и т.п.

Встречаются также ситуации, когда дымление холодного или горячего двигателя является единственным признаком неисправностей силового агрегата.

Читайте в этой статье

Причины дымления мотора

В списке основных неисправностей, которые вызывают повышенное дымообразование, выделяют:

  1. проблемы с системой топливоподачи;
  2. износ цилиндропоршневой группы;
  3. неполадки механизма газораспределения;
  4. сбои в работе системы охлаждения двигателя;

Появление дыма может быть вызвано неполноценным сгоранием топливно-воздушной смеси, сбоями в процессе сгорания, попаданием охлаждающей жидкости из системы охлаждения или из системы смазки в камеру сгорания. Указанные неисправности способны окрашивать выхлопные газы в определенный цвет.

Дополнительно стоит учитывать, что неполадки одной системы могут приводить в неправильной работе других узлов и элементов.

В качестве примера можно рассмотреть неэффективную работу системы охлаждения двигателя. Недостаточное охлаждение приводит к перегреву двигателя и разрушению поршневых колец. Проблемы с кольцами означают, что масло начинает попадать в цилиндры и мотор дымит.

Мотор дымит белым дымом

Белый дым в режиме прогрева зачастую является обычным паром, который конденсируется в выхлопной системе. Пар будет виден до того момента, пока выхлоп не нагреется. Также на конце трубы можно видеть капли воды. Если наружная температура низкая, тогда пар будет виден даже после прогрева мотора и его выхода на рабочую температуру. На густоту такого дыма дополнительное влияние оказывает влажность воздуха. Если влажность высокая, то и дыма будет больше.

Появление густого облака белого дыма в теплое время года после прогрева ДВС зачастую указывает на то, что в цилиндры попадает . Частой причиной внезапного дымления белым паром является предшествующий перегрев двигателя. Вода является компонентом, который присутствует в составе охлаждающей жидкости. Получается, часть воды не успевает испариться в камере сгорания. Попадание ОЖ может происходить в результате разрушения прокладки или трещин в местах прохода каналов рубашки охлаждения, по которым движется охлаждающая жидкость.

Белый дым является паром, который легко рассеивается в воздухе. Для проверки к выхлопной трубе можно приложить лист чистой бумаги. Вода постепенно высохнет на листе, не оставляя отчетливых жирных пятен.

Следующим шагом при диагностике станет проверка системы охлаждения на предмет попадания выхлопных газов. Для этого достаточно выкрутить пробку радиатора или крышку расширительного бачка на заглушенном моторе. Если чувствуется запах выхлопа, в самой жидкости имеется пленка масла и уровень жидкости снижен, тогда неисправность очевидна. Запуск двигателя в этом случае приведет к значительному повышению давления и увеличению уровня ОЖ в бачке. Также в бачке можно наблюдать пузыри газа и даже бурление.

Последующая остановка двигателя приведет к тому, что уровень понизится и ОЖ частично уйдет в цилиндр. Из цилиндра жидкость просачивается через поршневые кольца, оказывается в поддоне картера, смешиваясь со смазкой и разжижая моторное масло. Получается своеобразная эмульсия, цвет масла меняется и смазка мутнеет.

Попадание ОЖ в систему смазки диагностируется путем анализа крышки ГБЦ и пробки маслозаливной горловины. На внутренней стороне крышки появляется светлая пена, которая имеет желтоватый оттенок. Также наличие эмульсии в масле можно увидеть на масляном щупе.

Большое количество ОЖ в системе смазки укажет на серьезную трещину или прогар. В отдельных случаях жидкость может скапливаться в надпоршневом пространстве, что затрудняет пуск двигателя. Отдельно стоит добавить, что при подобной ситуации существует также высокий риск гидроудара. При незначительных утечках охлаждающей жидкости эмульсия на крышке может присутствовать, при этом других признаков сразу заметно не будет.

Диагностика неисправности

Более точно определить проблемный цилиндр можно следующими способами:

  • Выкрутить свечи и проверить их состояние. Охлаждающая жидкость имеет свойство «вымывать» свечу в неисправном цилиндре.
  • Выставить коленвал так, чтобы впускной и выпускной клапан были закрыты. Далее нужно подать сжатый воздух через свечное отверстие, после чего заглянуть в расширительный бачок. Повышение уровня ОЖ в результате подачи воздуха прямо укажет на неисправный цилиндр.
  • Снять ГБЦ для проверки прокладки и прилегающей поверхности головки. Если дефектов не выявлено, тогда осуществляется проверка герметичности головки под давлением;
  • Произвести диагностику цилиндра. Для этого поршень нужно опустить в НМТ и проверить стенки на наличие трещин;
  • Проверить прокладку впускного коллектора. Это делается в том случае, если в конкретном ДВС такая прокладка конструктивно служит для уплотнения каналов циркуляции ОЖ.

Двигатель дымит синим дымом

Двигатель начинает дымить синим или сизым дымом в том случае, если в цилиндры проникает избыточное количество моторного масла. Такой дым может быть голубым, синим или иметь похожие оттенки. Масляный дым двигателя более густой. Если поднести к выхлопной трубе бумагу, то на ней останутся жирные пятна.

Первым признаком, который укажет на причину дымления, является значительный перерасход масла (от 0.5 литра масла на 1 тыс. км. пробега). В ряде случаев выявить проблему только по цвету выхлопа сложно. Диагностику затрудняет наличие катализатора, который очищает выхлопные газы.

Определение поломки

Масло проникает в камеру сгорания как через поршневые кольца, так и сквозь неплотности между стержнем клапана и его направляющей втулкой. В первом случае имеет место износ . В списке возможных проблем находятся:

  • изношены компрессионные и маслосъемные кольца;
  • выработка канавок колец в самом поршне;
  • изменение формы стенок цилиндра, износ стенок;
  • наличие задиров на стенках цилиндров;

Износ элементов ЦПГ часто совпадает с тем, что в двигателе снижается компрессия. Также возможен рост давления картерных газов. Необходимо добавить, что в случае незначительного износа деталей двигатель будет дымить синим дымом только на «холодную». С нагревом мотора и температурным расширением деталей зазоры между деталями в цилиндре могут приходить в относительную норму. В результате мотор дымит менее заметно или же дымление полностью исчезает. Если износ ЦПГ значительный, тогда с прогревом двигатель станет дымить сильнее, так как нагретое масло разжижается и активнее попадает в камеру сгорания. Температурное расширение деталей при сильном износе уже не может компенсировать увеличенные зазоры.

Появление черного дыма свидетельствует о том, что двигатель работает на слишком обогащенной топливно-воздушной смеси. Цвет дыма может быть от темно-серого до черного. Такой оттенок выхлопу придают частицы сажи, которые появляются по причине нарушений эффективности сгорания топлива. Если двигатель дымит черным выхлопом, тогда вероятны проблемы с системой подачи горючего.

Подобная неисправность имеет ряд прямых и косвенных признаков:

  • затрудненный пуск ДВС;
  • повышенный расход топлива;
  • потеря мощности;
  • выход из строя катализатора и т.д.;

Возможные причины

Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.
  • Синий выхлоп дизельного мотора, неисправности и причины появления сизого выхлопа дизеля. Износ цилиндропоршневой группы, компрессия, подача дизтоплива.