Вождение автомобиля в экстремальных условиях. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности. Класс видов деятельности субъектов в особых и экстремальных условиях постоянно расширяется. Характерной особенностью современности является прибли

Дата: 21-12-2010, 00:57

Как известно, каждый год в нашей стране происходят десятки тысяч аварий, при этом, число их с каждым днем увеличивается, о чем свидетельствует печальная статистика ДТП. Очень часто в результате аварий страдает не только техника, регулярно на дорогах погибает большое количество людей. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий отмечается зимой. Вне зависимости от того, какая категория вождения у водителя - категория B , C, D или A, какой опыт он имеет, ограниченная видимость и гололедица в совокупности с неисправностью транспортного средства, создают все условия для возникновения аварии. Для уменьшения риска возникновения ДТП применяется ряд приспособлений, среди которых: цепи из металла на колеса автомобиля, зимние шины. Однако, несмотря на существование перечисленных выше приспособлений, решающая роль в предотвращении и снижении опасностей на дорогах принадлежит все-таки водителю. Чтобы помочь владельцам транспортных средств управлять машиной в условиях возникновения экстремальной ситуации, проводятся действующие на базе автошкол курсы повышения квалификации.

Принципы вождения автомобиля в зимнее время.

Окончили ли вы автокурсы в Воронеже , Москве или любом другом городе, скорее всего, вы слышали о том, что принципы вождения автомобиля в летнее время по сухим дорогам и в зимнее - по замерзшим, отличаются. Что же делать, если при повороте ваше транспортное средство занесло? Прежде всего, важно не закрывать руками лицо, не бросать управление, а всеми силами пытаться его сохранить. Каждая хорошая автошкола, будь то автошкола в Воронеже или другом городе, на курсах вождения зимой обучает водителей действовать по инструкции. Именно это и будет уместно в данном случае. Усвоив то, что на курсах преподают инструкторы, можно в значительной степени сократить риски возникновения аварий на проезжей части.

Водитель, как категорий B , C, D, так и категории A, выезжая на дорогу во время гололедицы, не имеет право использовать для передвижения транспортное средство, техническое состояние которого считается ненадлежащим. От выполнения этого условия часто может зависеть не просто сохранность техники, но здоровье и жизнь пешеходов, пассажиров, других водителей. Чтобы избежать нежелательных последствий, до наступления зимы машина должна пройти полную диагностику, целью которой является выявление различных дефектов, а в случае необходимости - замена деталей, узлов. По запросу сотрудники автосервисов нанесут на кузов машины антигравийное покрытие, произведут балансировку колес, установят на них металлические цепи.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автобуса, быстро выполнять задачи по перевозке пассажиров. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспособность водителя - это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Чтобы получить представление о влиянии перечисленных характеристик на надежность водителя, рассмотрим основные психофизиологические процессы приема и переработки информации водителем.

Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меняется и зависит от плотности транспор­тного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюдать на расстоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движения малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо одном факто­ре, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточения взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ± 18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 - 5°. Это обусловливает снижение надежности води теля, поскольку для него возрастает вероятность неожиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слежение за идущим впереди автомобилем может в значительной степени поглощать внимание водителя.

Данные статистики ДТП показывают, что значительная их часть происходит при ясной, сухой погоде, на дороге мало загруженной транспортом; на крутых поворотах, например, число ДТП составляет всего 0,6% (остальное на прямых участках дороги); в снегопад совершается всего 3,5% ДТП, а в туман 0,1%. Но в темное время суток, когда у некоторых водите­лей объективно ухудшается зрение и одной бдительности недостаточно, число ДТП увеличивается до 20%.

Психологи считают, что при обоих крайних состояниях водителя, дремотном или повышенной бдительности, быстрая смена развивающихся событий, ведущая к ДТП, воспринимается водителем как неожиданность.

Ежегодно в России происходят тысячи аварий. В ДТП не только разбиваются фары и приходят в негодность автомобили, но и погибают люди. Вот почему рассудительные автовладельцы спешат записаться на курсы экстремального вождения.

К слову, в данной ситуации под «экстремальным» подразумевается не езда на бешеных скоростях и лихие развороты, а обучение безаварийному вождению в разное время года и на разных дорогах.

Правильное безопасное вождение строится на умении автомобилиста:

  1. объезжать неожиданно возникшие препятствия
  2. тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе
  3. уходить от столкновений
  4. погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой безаварийного вождения является правильная посадка водителя. Ее категорически запрещено рассматривать как позу для отдыха. Из-за неправильного положения тела можно потерять драгоценные секунды или доли секунд, во время которых можно избежать аварийной ситуации.

Управляя транспортным средством, приучите себя всегда держать руки в верхней части рулевого колеса. Спиной прижимайтесь к сиденью. Также избавьтесь от привычки вешать на стекло различные украшения. Снимите со щитка и ветрового стекла все «висюльки» и прочие посторонние предметы. Они лишь отвлекают внимание и мешают избежать аварийных ситуаций.

Оптимальная посадка позволяет человеку слиться с машиной в одно целое. Благодаря ней водитель получает информацию от дороги и авто «мышечным чувством». Ощущения такого рода выручают при:

  1. опрокидывании машины
  2. вращении
  3. пробуксовке
  4. заносе

Опытный водитель, обладающий «мышечный чувством», подсознательно знает, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и избежать аварии .

Одной левой

Хорошо подготовленный автомобилист должен уметь крутить баранку одной рукой, в частности, левой, чтобы преодолевать критические ситуации. Держа руль левой рукой, правой вы сможете переключать передачи, включить на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Руление такого типа обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь с «железным конем» одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 - по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, следует перехватить его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти.

Так вы не потеряете контакта с баранкой. Естественно, перекат - не лучший способ контролировать руль, ведь рука в таком положении может проскальзывать. Но это куда лучше, чем совсем отпустить управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости машины избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

В автошколах начинающих автомобилистов плохо обучают технике скоростного руления. Впрочем, в ней нет ничего сложно. Выполняется подобное управление на боковом секторе баранки обеими руками поочередно и очень напоминает движения во время лазания по канату.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Старт на скользкой дороге

Помимо посадки и искусства руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (особенно зимой и в гололед). Этот процесс, надо отметить, даже у опытных автовладельцев вызывает массу негативных эмоций.

Зимой можно постоянно наблюдать такую картину: водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда машина начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой.

Чтобы без проблем стартовать с места, нужно первым делом выровнять колеса авто. Если они окажутся хоть немного повернутыми в сторону, это усложнит задачу. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если вы забуксовали, решите эту проблему выключением и повторным включением сцепления. На машине с передним приводом необходим двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте машины нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время езды квалифицированные водители совершают опережающие действие по управление машиной. В этом автовладельцам помогает опыт, благодаря которому они заблаговременно прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, помните, что у любой машины тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто - на это нужно время.

Соответственно, чтобы избежать проблем, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так вы сможете легко:

  • преодолевать крутые подъемы;
  • сохранять устойчивость машины на неровной дороге;
  • избежать лишнего переключения передач при езде по снегу, песку и грязи;
  • ускорить выполнение обгона;
  • быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Итоги

Чтобы управлять автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, вы обязательно приобретете его, научитесь чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро принимать правильные решения.

Водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге. Скажем, если опытным автовладельцам музыка, играющая в авто, абсолютно не мешает, то новичков она отвлекает, равно как и разговоры с пассажирами.

Между двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.

Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.

Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – до­рога», участники которых случайны, а действия их взаимосвяза­ны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонима­ния.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.

Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.

Особенности управления автомобилем в экстремальных условиях

Ежегодно в нашем государстве происходит множество ДТП и аварий, в том числе и со смертельным исходом. В авариях разбиваются фары, приходят в негодность автомобили, погибнут люди. В подобных условиях, во многих городах России открыты курсы экстремального вождения.

Следует отметить, что под «экстремальным» вождением подразумевается обучение безаварийному вождению в разное время года и на различных дорогах России.

Основные правила безопасного вождения автомобилиста в экстремальных условиях:

- объезжать неожиданно возникшие препятствия;

Тормозить и разворачиваться на покрытой льдом трассе;

Уходить от столкновений;

Погашать заносы и т.д.

Безопасная посадка

Основой системы безаварийного и безопасного вождения является правильная и точная посадка водителя. Следует отметить, что из-за неправильного положения тела водителя теряется время, когда еще можно избежать аварийной ситуации.

Управляя автомобилем необходимо руки держать в верхней части рулевого колеса, сидеть, спиной прижимаясь к автомобильному креслу. Оптимальная посадка позволяет водителю слиться с автомобилем в единое целое и получить оптимальную информацию от дороги благодаря авто «мышечному чувству». Эти технические моменты важны для преодоления опасных ситуаций на дороге в момент опрокидывании, излишнего вращения автомобиля, пробуксовки, заноса.

Водители-профессионалы, обладающие «мышечным чувством», подсознательно знают, что нужно сделать, чтобы стабилизировать автомобиль и .

Управление автомобилем левой рукой

Технически грамотный и хорошо подготовленный водитель должен уметь вращать руль левой рукой, правой он может переключать передачи, включать на некоторое время стояночный тормоз, чтобы заблокировать задние колеса и т.д.

Подобный вид управления автомобилем обеспечивает повышенную безопасность во время езды задним ходом и на высоких скоростях. Управляясь автомобилем одной левой рукой, можно повернуться вправо на 90 градусов, расширив радиус заднего обзора.

Для выполнения кругового руления левой рукой нужно взять ею руль на цифре 12 – по аналогии с часами. Повернув рулевое колесо до цифры 4 или 8, перехватывая его в нижней части, выполнив перекат тыльной стороной кисти, не теряя контакта с баранкой, следует отметить, что перекат – не лучший способ контролировать руль, рука в таком положении может проскальзывать, но даже это лучше, чем совсем потерять управление.

Быстрое руление обеими руками

При потере управляемости и устойчивости автомобиля избежать аварийной ситуации помогает скоростное руление. Водитель, не имеющий опыта и достаточной квалификации, обязан обладать быстрой реакцией, чтобы вовремя исправить допущенную ошибку.

Для смены рук используется метод перекрестного захвата. Высокая скорость поворота руля обеспечивается благодаря непрерывным приложениям усилий и рывкам. Опытные водители могут таким образом вращать руль со скоростью 270 оборотов в минуту.

Выполняя скоростное управление, на боковом секторе руля обеими руками поочередно, мы выполняем движение похожее на передвижение по канату.

Старт на скользкой дороге

В правильном и безаварийном процессе управления автомобилем важна посадка и искусство руления, водителю важно знать, как правильно трогаться на скользкой дороге (). Движение в гололед даже у опытных водителей вызывает неоднозначное отношение. В зимний период водители, трогаясь с места и совершив пробуксовку, продолжают давить на педаль газа, но ничего не происходит. Когда автомобиль начинает буксовать, колеса разогревают лед или снег. Он тает, образуя водяную прослойку, мешающую сцеплению шин с дорогой, чтобы без проблем стартовать с места, нужно сначала выровнять колеса машины. Если колеса окажутся хоть чуть - чуть повернутые в сторону, это осложнит движение. Трогаться нужно мягко, с минимальной пробуксовкой или вообще без нее. Если автомобиль забуксовал, решить эту проблему можно выключением и повторным включением сцепления. На автомобиле с нужен двойной выжим сцепления.

Преодолеваем вязкий грунт

Чтобы не буксовать в грязи и песке, при старте автомобиля нужно сохранить максимальный крутящий момент двигателя. Стартовать следует на высоких оборотах с большой пробуксовкой сцепления. После начала движения благодаря пробуксовке колес сохранится высокая тяга двигателя и крутящий момент. Так протектор шин очистится от грязи. Чтобы прекратить излишнюю буксовку, достаточно, тронувшись с места, быстро выключить повышающую передачу.

Опережающее дросселирование

Для повышения уровня безопасности во время движения опытные водители водители совершают опережающие действие по управлению автомобилем. В этом автовладельцам помогает опыт, когда водители прогнозируют поведение машины и возможную ситуацию на дороге.

Двигаясь по дороге и реагируя на ситуацию путем торможения и разгона, нужно помнить, что у автомобиля тормозная динамика выше разгонной. Если замедлить движение можно сразу же после нажатия педали тормоза, то повысить частоту вращения коленвала двигателя непросто – на это нужно время.

Чтобы избежать проблем движения, следует начинать дросселирование до момента, когда движок потеряет мощность. Так можно преодолеть крутые подъемы, сохранить устойчивость машины на неровной дороге, избежать лишнее переключение передач при езде по снегу, песку и грязи, ускорить выполнение обгона,быстрее выполнять различные экстренные маневры.

Для управления автомобилем в экстремальных условиях, нужен опыт. Практикуясь, водитель его приобретет, научится чувствовать автомобиль и в сложных ситуациях быстро примет правильные решения.

Неопытному водителю, особенно новичку, важно сконцентрироваться на дороге.

Курелов А.С.

мастер производственного