Краткие сведения о горючем, смазочных материалах и технических средствах. Качество топливо-смазочных материалов и их влияние на техническое состояние машин

Для обеспечения нормальной работы техники в войсках применяются различное горючее , многообразные виды и сорта масел, замазок и специальных жидкостей . Качество горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, применяемых при эксплуатации техники, должно соответствовать требованиям ГОСТа или техническим условиям.

Номенклатурой горючего, смазочных материалов и технических средств службы называется определенным образом классифицированных перечень, предназначенный для составления заявок, учетных и отчетных документов. Основными номенклатурными группами считаются:

1. Горючее (топлива), масла, смазки и специальные жидкости для эксплуатации и обслуживания вооружения и военной техники;
2. Топлива, масла, смазки и специальные жидкости для вспомогательных целей;
3. Технические средства службы горючего и смазочных материалов.

На различных типах двигателей и силовых установок военной техники применяются пять групп горючего (топлив): бензины, дизельные топлива, авиагорючее (авиакеросины), газотурбинное топливо и мазуты. Все они являются продуктами переработки нефти. Вместе с тем они различаются между собой по показателям физико-химических и эксплуатационных свойств. Каждая группа делится на подгруппы, сорта и марки, а бензины еще и на виды, подгруппы, сорта и марки.

Авиационные и автомобильные бензины используются для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Дизельные топлива предназначены для двигателей внутреннего сгорания с воспламенение от сжатия. Авиакеросины предназначены для жидкостно-реактивных и воздушно-реактивных двигателей (турбореактивных и турбовинтовых двигателей). Газотурбинное топливо предназначено для наземных и судовых газотурбинных двигателей. Котельное топливо (топочные мазуты) предназначены для паротурбинных установок на кораблях ВМФ и жидкостных котельных воинских частей.

Смазочные материалы предназначены для смазки трущихся поверхностей и консервации агрегатов и техники. Смазочные материалы подразделяются на смазочные масла и пластические смазки.

Смазочные масла в зависимости от применения делятся на пять групп: моторные, газотурбинные, трансмиссионные, индустриальные, энергетические. Каждая группа подразделяется на подгруппы и марки.

Моторные масла делятся на масло для карбюраторных двигателей и масла для дизелей. Все они обозначаются по классам вязкости, группам эксплуатационных свойств и сезонности применения. Моторные масла вырабатываются летних, зимних и всесезонных сортов.

Газотурбинные масла делятся на масла для поршневых двигателей, для жидкостно-реактивных и воздушно-реактивных двигателей.

Трансмиссионные масла делятся на две подгруппы: для механических и гидромеханических передач. Они предназначены для смазки агрегатов трансмиссий (коробок передач, раздаточных коробок, бортовых передач, ведущих мостов и т.д.) автомобилей, тракторов, тягачей, танков и других боевых машин.

Индустриальные масла подразделяются на масла общего назначения, масла гидравлических систем, цилиндровые и другие.

Энергетические масла: турбинные, трансформаторные, компрессорные.

Смазки (пластичные смазки) представляют собой мазеобразные нефтепродукты, предназначенные для тех узлов трения, в которых по конструктивным и эксплуатационным особенностям невозможно использование жидких масел. Они приготовляются смешением минеральных масел с загустителями, в качестве которых используются мыла жирных высших кислот и твердые углеводороды. В зависимости от предназначения пластичные смазки подразделяются на группы:

Антифрикционные, используемые для снижения износа и трения-скольжения соприкасающихся деталей;
- консервационные, применяемые для предотвращения коррозии металлических изделий и механизмов при хранении, транспортировании и работе;
- уплотнительные, используемые для герметизации зазоров;
- канатные, предотвращающие износ и коррозию стальных канатов.

Специальные жидкости (технические жидкости) в зависимости от назначения подразделяются на группы:

Жидкости для гидравлических систем;
- низкозамерзающие охлаждающие жидкости;
- противооткатные жидкости;
- противообледенительные жидкости.

Жидкости для гидравлических систем подразделяются на подгруппы:

Гидравлические жидкости и масла предназначены для применения в силовых узлах гидравлических систем (гидроприводах, гидроподъемниках, гидравлических системах управления, гидростабилизаторах);
- амортизационные жидкости предназначены для применения в телескопических рычажно-кулачковых и других амортизаторах;
- тормозные жидкости используются в гидроприводах тормозных систем боевых и транспортных машин.

Охлаждающие низкозамерзающие жидкости применяются в двигателях внутреннего сгорания для их охлаждения. Встречаются различные марки антифризов, ТОСОЛов и др.

Противооткатные жидкости наряду с отводом тепла обеспечивают амортизацию ударов, откат и накат ствола орудия.

Противообледенительные жидкости применяются в основном на авиационной технике (жидкости «Арктика», «Холод-40», спирт этиловый ректифицированный). Спирт может использоваться также для очистки поверхностей, промывки контактов радио- электроаппаратуры, в медицинских и лабораторных целях.

Все специальные жидкости, применяемые в войсках, ядовиты и представляют опасность для жизни и здоровья военнослужащих. Поэтому их употребления внутрь сопряжено с риском для жизни, независимо от того, какие предложения могут быть от товарищей или бывших военнослужащих.

В войсках применяются масла, смазки и специальные жидкости для вспомогательных целей. К ним относятся:

Масла специализированные (масло вазелиновое медицинское, масло парфюмерное, масло трансмиссионное для промышленного оборудования и т.д.);
- смазки одноразового пользования (смазки ЦИАТИМ, вазелин технический волокнистый);
- составы пропиточные;
- парафины, церезины, вазелины;
- отработанные нефтепродукты.

Важную роль в бесперебойном и полном снабжении воинской части горючим играют технические средства службы, их правильная эксплуатация, своевременное техническое использование и ремонт. Технические средства службы горючего и смазочных материалов – это комплекс специальных установок, оборудования, агрегатов, приборов для перекачки, заправки, транспортирования и хранения горючего, других работ с горючим и смазочными материалами при условии сохранения ими физико-химических свойств, безопасного проведения работ и экологической безопасности.

По функциональному предназначению они делятся на основные и вспомогательные группы. К основным группам относятся:

Средства перекачки (перекачивающие станции для горючего, передвижные насосные установки, мазутоперекачивающие установки, мотонасосные установки для перекачки горючего, мотонасосные установки для перекачки масел);
- групповые и централизованные средства заправки (групповые заправщики самолетов топливом, комплект беспричальной заправки кораблей, групповые заправщики кораблей, полевые заправочные пункты, топливораздаточные и маслораздаточные колонки и заправочный инвентарь);
- автомобильные средства заправки и транспортирования (автотопливозаправщики, автомаслозаправщики, автотопливомаслозаправщики, автозаправщики спецжидкостей, автоцистерны с дополнительным оборудованием, автоцистерны для масел, прицепы и прицепы цистерны);
- средства транспортирования и хранения (передвижные металлические и резинотканевые резервуары, стальные бочки, канистры);
- полевые магистральные и складские трубопроводы (ПМТ-100, 150, ПМТБ-200, ПСТ-100);
- средства ремонта (подвижные ремонтные мастерские, комплект оборудования для механизированной зачистки резервуаров, оборудование для промывки бочек, комплект инструментов и ЗИП);
- средства контроля качества горючего (передвижные лаборатории горючего, войсковые лабораторные комплекты);
- средства механизации погрузочно-разгрузочных работ (роликовые транспортеры, бочкоподъемники ручные и электрические, грузозахватные приспособления, автокары, погрузчики, штабелеры, поддоны).

Вспомогательные группы включают в себя средства подогрева (передвижные паровые котлы, трубы сливные с паровой рубашкой, электронагревательные ленты), средства очистки (фильтры различного назначения), средства замера (счетчики для горючего и масел, метрштоки, рулетки, уровнемеры, т.е. сигнализаторы уровня жидкости). Все технические средства службы горючего и смазочных материалов относятся к основным средствам.

Тем самым, разнообразие марок и модификаций вооружения и военной техники обуславливают применения различных марок горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей. Номенклатурой горючего, смазочных материалов и технических средств называется определенным образом, классифицированный перечень, предназначенный для составления заявок, учетных и отчетных документов.

В связи с тем, что войска применяют бюджетный учет специалисту финансовых органов необходимо иметь представление об основных номенклатурах горючего, масел, смазок, специальных жидкостей и технических средств службы горючего.


К атегория:

Автомобильные эксплуатационные материалы



-

Качество топлив и смазочных материалов и эффективность их использования


Одним из основных резервов повышения надежности и экономичности работы автомобилей является применение топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей (ТСМ и СЖ) высокого качества. Качество ТСМ и СЖ должно соответствовать требованиям, предъявляемым к ним подвижным составом автомобильного транспорта и условиями его эксплуатации. Под качеством ТСМ понимается совокупность их физико-химических, моторных и эксплуатационных свойств. Степень пригодности ТСМ и СЖ определяется уровнем их качества.

Под уровнем качества ТСМ и СЖ следует понимать количественную оценку степени удовлетворения требованиям потребителя. Однако количественное выражение этих требований имеет оптимум. Под оптимальным уровнем качества продукта следует понимать такой уровень, при которых максимально удовлетворяются требования потребителя при минимальных затратах на его производство и потребление (рис. 1). Оптимальный уровень находят как для совокупности всех свойств, входящих в понятие качество, так и для отдельных наиболее важных свойств. Уровень качества ТСМ и СЖ формируется с учетом требований потребителя, технических возможностей и затрат в нефтеперерабатывающей промышленности, экономического эффекта от их использования в народном хозяйстве. Современная оценка народнохозяйственного экономического эффекта юлжна проводиться с учетом окупаемости затрат при их производстве и в дальнейшем при эксплуатации техники.

Рис. 1. Зависимость затрат от уровня качества продукции: 1 - затраты на изготовление; 2 - сатраты в процессе эксплуатации; Ч - суммарные затраты

Так, например, основным показателем качества бензина, оказывающим наибольшее влияние на экономичность двигателя, является его детонационная стойкость. Повышение октанового числа бензина на 10 ед. позволяет снизить его удельный расход при работе двигателя на 5…8%. Однако увеличение октанового числа потребует углубления процессов переработки нефти, что связано как с дополнительными затратами, так и с повышенным расходом нефтяных фракций. В связи с этим для обеспечения оптимального эффекта на народнохозяйственном уровне несколько снижаются требования к октановым числам бензинов с одновременным снижением номинальных показателей двигателей.

Государственный проектно-изыскательский
и научно-исследовательский институт
гражданской авиации "Аэропроект"

УТВЕРЖДЕНО
Заместителем Министра
гражданской авиации
1 ноября 1991г.

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО СЛУЖБЕ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ВОЗДУШНОМ
ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(НГСМ-РФ-94)

"Наставление по службе горюче-смазочных материалов на воздушном транспорте Российской
Федерации (НГСМ-РФ) разработано Государственным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом гражданской авиации "Аэропроект" и предназначено для всех должностных лиц воздушного транспорта (ВТ), а также учреждений и предприятий народного хозяйства арендующих воздушные суда (ВС) и обеспечивающих поставку для них горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Наставление по службе ГСМ определяет основные положения и общие правила организации работы службы ГСМ по обеспечению предприятий ГСМ, заправке ВС, эксплуатации сооружений и оборудования, контроля качества ГСМ и спецжидкостей, охране труда и пожарной безопасности , подготовке кадров, повышению их квалификации.
С вводом в действие настоящего Наставления утрачивает силу "Наставление по службе горюче-смазочных материалов в ГА СССР" (НГСМ ГА-86), введенное приказом - Министерства гражданской авиации от 12.03.85г. №46.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термины и определения.

Аэропорт - предприятие, осуществляющее регулярные прием и отправку пассажиров, багажа, грузов и почты, организацию и обслуживание полетов воздушных судов (ВС) и имеющее для этих целей аэродром, аэровокзал и другие наземные сооружения, а также необходимое оборудование.
Аэродром ПАНХ - взлетно-посадочные полосы (площадки),. временные аэродромы, вертодромы, специально подготовленные и оборудованные для взлета и посадки ВС и предназначенные для выполнения, как правило, сезонных работ.
Служба горюче-смазочных материалов - структурное подразделение авиапредприятия, которое обеспечивает, снабжение ГСМ, прием, хранение, подготовку и выдачу их на заправку ВС и наземной техники с соблюдением правил и требований охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды .
Склад горюче-смазочных материалов - комплекс зданий, сооружений, установок и оборудования для приема, хранения и выдачи ГСМ на заправку ВС и спецавтотранспорта
Горюче-смазочные материалы (ГСМ) - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной и наземной техники.
АвиаГСМ - общее наименование топлив, масел, смазок и спецжидкостей всех марок, применяемых при эксплуатации авиационной техники.
Заправка - комплекс работ по заполнению ГСМ баков ВС и наземной техники.
Качество горюче-смазочных материалов - совокупность свойств ГСМ, определяющая способность этих материалов удовлетворять установленным требованиям в соответствии с их прямым назначением.
Контроль качества горюче-смазочных материалов - определение физико-химическими анализами значения показателей качества ГСМ для установления соответствия полученных значений требованиям ГОСТ или ТУ на данный продукт.
Система централизованной заправки самолетов (Ц3C) топливом - комплекс, сооружений и технологического оборудования для подачи топлива из резервуаров в баки ВС с помощью стационарных насосов по технологическим трубопроводам и через заправочные агрегаты.
Безопасность труда - состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Техника безопасности - система, организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.
Производственная санитария - система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Охрана тpyдa - система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

1.2. Принятые сокращения.

АДП - аэродромный диспетчерский пункт.
А/О ФАГС - акционерное общество "Фирма АвиаГСМ сервис".
ATЗ - автотопливозаправщик.
БПРМЛ - базовая поверочно-ремонтная метрологическая лаборатория.
ВЛП - весенне-летний период.
ВС - воздушное судно.
ЗА - заправочный агрегат системы ЦЗС.
ИКТ - индикатор качества, топлива.
КПП - контрольно-пропускной пункт.
KР - капитальный ремонт .
МЗ - маслозаправщик.
МКК - местная квалификационная комиссия.
НСИ - нестандартизированные средства измерения.
НТД - нормативно-техническая документация.
ОНП - отработанные нефтепродукты.
ОЗП - осенне-зимний период.
ПАНХ - применение авиации в народном хозяйстве.
ПВК-Ж - противоводокристаллизационная жидкость.
ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия.
РНП - концерн "Роснефтепродукт".
СИ - средства измерения.
СНО - средства наземного обслуживания.
СР - средний ремонт.
ССТ - служба спецтранспорта аэропорта.
ТО - техническое обслуживание.

Инженер, техник по ГСМ высшей квалификации (младший инженер)

не менее года

Высшее, среднетехническое (не по профилю работы)

Инженер, техник

не менее года

1.5.2.12. После принятия на работу в лабораторию ГСМ авиапредприятия на должность инженера-руководителя лаборатории сотрудник должен пройти обучение (стажировку):
- для лаборатории ГСМ и класса в базовой или класса лаборатории ГСМ своего объединения ВТ;
- для лаборатории ГСМ класса в базовой лаборатории ГСМ своего объединения ВТ;
- для базовой лаборатории ГСМ в базовой лаборатории ГСМ любого объединения ВТ, имеющей схожие условия работы.
По результатам обучения комиссия авиапредприятия, в котором проводится стажировка, оценивает уровень подготовленности сотрудника и возможность его работы руководителем лаборатории ГСМ и составляется акт по форме приведенной в приложении 5.
1.5.2.13. После работы сотрудника на рабочем месте в своем авиапредприятии под наблюдением руководителя службы ГСМ в течение испытательного срока при положительных результатах по представлению руководителя службы ГСМ приказом руководителя предприятия оформляется допуск его к самостоятельной работе.
1.5.2.14. Кандидат на должность техника-лаборанта в части квалификационных требований должен иметь следующий опыт по части контроля качества.

Техник-лаборант

Уровень образования

Квалификация

Продолжительность стажировки

Минимальная продолжительность испытательного срока

Высшее, среднее специальное (по профилю работы)

Инженер, младший инженер, техник

Среднее-техническое (не по профилю работы) среднee образование

Инженер, техник без квалификации

1.5.2.15. После принятия на работу в лабораторию ГСМ авиапредприятия на должность техника-лаборанта сотрудник должен пройти обучение в целях приобретения необходимых теоретических и практических навыков. Вне зависимости от имеющего уровня образования и специализации сотрудника его обучение охватывает следующие этапы:
- обучение на рабочем месте под руководством руководителя лаборатории или выделенного для этого опытного техника-лаборанта (не более 2-3 недель);
- стажировка в вышестоящей лаборатории ГСМ, при положительных результатах первого этапа. По результатам обучения комиссия авиапредприятия, которое проводит стажировку, оценивает уровень подготовленности сотрудника и возможность его работы техником-лаборантом и составляется акт по форме приложения 5;
- работа сотрудника на рабочем месте под наблюдением выделенного работника службы ГСМ в течение испытательного срока.
Для оказания методической помощи при организации обучения и повышения профессиональной подготовки персонала лаборатории ГСМ в приложении 6 приведена типовая программа подготовки техников-лаборантов.
1.5.2.16. При положительных результатах обучения техников-лаборантов, по представлению руководителя службы комиссией производится проверка знаний и оформляется протокол.
1.5.2.17. Должности и фамилии техников-лаборантов, допущенных к самостоятельному выполнению анализов и имеющих право подписывать паспорта качества на авиаГСМ, объявляются приказом руководителя авиапредприятия.
1.5.2.18. Продление допуска техника-лаборанта к самостоятельному проведению анализов авиаГСМ производится после повторной стажировки, которая проводится не реже 1 раза в 2 года.
Продление допуска руководителя лаборатории, класса к самостоятельному проведению анализов авиаГСМ производится посла повторной стажировки 1 раз в 3-5 лет на специальных курсах, сборах, или при необходимости в базовой лаборатории ГСМ.
Продление допуска руководителям базовых лабораторий ГСМ производится каждые два года после прохождения ими обучения на специальных курсах или сборах.
1.5.2.19. В процессе работы в зависимости от уровня профессиональной подготовки, квалификации и стажа работы техникам-лаборантам может быть присвоена вторая или первая категория.
Присвоение категории производится МКК авиапредприятия по представлению руководителя службы ГСМ.
МКК проверяет знания материалов у техников-лаборантов, учитывая при этом результаты обучения сотрудника на специальных курсах, сборах, индивидуальной стажировки. При оценке уровня профессиональной подготовки обязательно учитывать результаты анализов выполняемых сотрудником при проведении сверки воспроизводимости контрольных проб авиаГСМ.

Аттестация и допуск к работе авиатехников по ГСМ

1.5.2.20. Для работы в должности авиатехника по ГСМ необходимо знать:
- требования основных нормативных документов; задачи, организацию работы службы ГСМ; организацию подготовки, порядок применения и контроля качества ГСМ; правила приема ГСМ, учет, порядок ведения документации; порядок организации и проведения заправки ВС; правила эксплуатации, технического обслуживания и ремонта технологического оборудования и сооружений объектов ГСМ; правила охраны труда и пожарной безопасности, должностную инструкцию.
1.5.2.21. Авиационным техникам по ГСМ в зависимости от полученной в учебном заведении квалификации, уровня специальной подготовки сложности выполняемых работ и стажа paботы присваиваются 3-й, 4-й и 5-й разряды.
Основные квалификационные требования к авиатехникам по ГСМ приведены в приложении 3.
1.5.2.22. Допуск к работе выпускников ЕАТК, прошедших практику на данном предприятии, производится приказом руководителя авиапредприятия, по представлению руководителя службы ГСМ.
1.5.2.23. Допуск к работе в качестве авиатехника по ГСМ выпускников ЕАТК, не проходивших практику на данном предприятии производится после стажировки на службе ГСМ не менее 1 месяца, и проверки знаний МКК. На основании представления руководителя службы и акта МКК (приложение 7) издается приказ руководителя авиапредприятия о допуске к работе с присвоением разряда, соответствующего показанным знаниям и навыкам в работе и сложности выполняемых работ.
1.5.2.24. К работе в должности авиатехника службы ГСМ допускаются лица, имеющие среднее образование или среднее специальное образование не по профилю ГА, после прохождения первоначального обучения и стажировки сроком не менее 2-х месяцев на службе ГСМ, проверки их знаний МККК, по представлению руководителя службы и приказа: руководителя предприятия о допуске к работе.
1.5.2.25. Квалификация "Авиатехник по ГСМ разряда присваивается:
- лицам, которые окончили ступень ЕATK или училище ГА по профилю ГСМ;
- лицам, имеющим среднее и среднее специальное образование не по профилю ГСМ после обучения и стажировки на службе ГСМ.
1.5.2.26. Квалификация "Авиатехник по ГСМ IV разряда присваивается лицам, окончившим I ступень ЕATK по профилю ГСМ или другие средние специальные учебные заведения, проработавшим не менее 2-х лет авиатехником разряда, имеющим положительную аттестацию.
1.5.2.27. Квалификация "Авиатехник по ГСМ V разряда" присваивается лицам, окончившим ступень ЕАТК по профилю ГСМ, а также лицам, окончившим ступень ЕАТК и другие средние учебные заведения, проработавшим в службе ГСМ не менее 2-х лет техником V разряда, имеющим положительную аттестацию.
1.5.2.28. Руководителям авиапредприятий предоставляется право досрочно повышать разряд авиатехникам службы ГСМ высококачественно выполняющим производственные задания.
1.5.2.29. В случае невыполнения должностных обязанностей возможно снижение разряда специалистов на одну cтупень.
1.5.2.30. Повышение или понижение разряда (категории) специалистов осуществляется по представлению руководителя службы ГСМ при наличии акта МКК по проверке знаний и оформляется приказом руководителя авиапредприятия.

Источник: Владимир Михайлович Янзин, канд. тех. наук, доцент кафедры «Эксплуатация машинно-тракторного парка» ФГБОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

Длительная безаварийная работа любой машины зависит не только от строгого соблюдения установленных правил и норм эксплуатации, но и от использования только определенных сортов топливо-смазочных материалов (ТСМ) соответствующего качества.

Качество ТСМ влияет на такие важнейшие показатели двигателей внутреннего сгорания, как экономичность, долговечность, токсичность отработавших газов, металлоемкость и др. Например, путем использования высокоэффективных ТСМ ресурс двигателя можно увеличить в 1,5–2 раза, а токсичность отработавших газов уменьшить в несколько раз.

В настоящее время многие сельхозпроизводители в целях экономии финансовых средств часто приобретают ТСМ у не проверенных фирм и посредников. Проведенные нами анализы проб таких нефтепродуктов показали, что некоторые партии топлив и моторных масел использовать в двигателях машин нельзя.

Бензин. Мощность бензинового двигателя, надежность работы, его экономичность во многом зависят от качества применяемого топлива. Качество бензина зависит от его физико-химических свойств: фракционного состава, детонационной стойкости, теплоты сгорания и т. д.

Фракционный состав бензина – один из важнейших показателей, характеризующий его качество как для экономичной, так и надежной и долговечной работы двигателя. Так, от фракционного состава бензина зависит запуск двигателя и время, затрачиваемое на его прогрев; перебои в работе двигателя, вызываемые образованием паровых пробок или обледенением карбюратора; приемистость двигателя; расход топлива и масла; мощность двигателя; образование углеродистых отложений, а также в определенной степени износ трущихся деталей.

Для характеристики фракционного состава в стандарте указываются температуры, при которых перегоняется 10, 50 и 90% бензина, а также температуры начала и конца его перегонки.

По температуре начала перегонки (для летнего бензина не ниже 35°С) и перегонки 10% бензина (t 10%) судят о наличии в нем головных (пусковых) фракций, от которых зависит легкость пуска холодного двигателя. Повышенное содержание низкокипящих фракций в бензине не всегда является положительной особенностью. В этом случае увеличивается склонность бензинов к паровым пробкам в системе топливоподачи двигателя и значительно возрастают потери бензина на испарение при
хранении на нефтескладе.

После пуска двигателя интенсивность его прогрева, устойчивость работы на малой частоте вращения коленчатого вала и приемистость (интенсивность разгона автомобиля при полностью открытом дросселе) зависят главным образом от температуры перегонки 50% бензина (t 50%).

Чем ниже эта температура, тем легче испаряются средние фракции бензина, обеспечивая поступление в непрогретый еще двигатель горючей смеси необходимого состава, устойчивую работу на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и хорошую приемистость. По температуре перегонки 90% (t 90%) и температуре конца перегонки (кипения) судят о наличии в бензине тяжелых трудноиспаряемых фракций, интенсивности и полноте сгорания рабочей смеси и мощности, развиваемой двигателем. Для обеспечения испарения всего бензина, поступающего в цилиндры двигателя, эти температуры должны быть как можно более низкими.

Концевые фракции поступают в цилиндр не испарившись, они не участвуют в сгорании, и экономичность двигателя ухудшается. Тяжелые фракции бензина, осевшие на стенках цилиндра, смывают масло и увеличивают износ. Несгоревшее топливо откладывается на поверхностях камеры сгорания и поршней в виде нагара, который инициирует детонацию и калильное зажигание, нарушающие работу двигателя. Чем меньше t 90% и t к.п. бензина, тем лучше.

Проведенные нами анализы проб бензинов из различных хозяйств области показывают, что иногда используют бензины с высокой температурой конца кипения. Это объясняется тем, что нередко бензины перевозят в тех же автомобильных цистернах, в которых транспортируют дизельное топливо. В емкости всегда остается 30–40 кг топлива, которое при последующем ее заполнении смешивается с новым нефтепродуктом. Установлено, что при температуре конца перегонки бензина t к.п. = 230...2400С износ цилиндропоршневой группы двигателя увеличивается в два раза, а расход топлива повышается на 10%.

Дизельное топливо. В настоящее время хозяйствами области закупается дизельное топливо ЕВРО по ГОСТ Р 52368–2005. Согласно этого ГОСТа выпускаются 11 сортов дизельного топлива: A, B, C, D, E, F, а также классы: 0, 1, 2, 3, 4. Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости приведено в таблице.

Применение дизельного топлива по предельной температуре фильтруемости

летний период переходные весенний/
осенний периоды
зимний период
сорт
А
сорт
В
сорт
С
сорт
D
сорт
E
сорт F и
класс 0
класс
1
класс
2
класс
3
класс
4
не
выше
+5°С
не
выше
0°С
не
выше
–5°С
не
выше
–10°С
не
выше
–15°С
не
выше
–20°C
не
выше
–26°С
не
выше
–32°С
не
выше
–38°С
не
выше
–44°С

Все сорта выпускаются трех видов:

Пример записи дизельного топлива при заказе и в технической документации:
Топливо дизельное ЕВРО по ГОСТ Р 52368–2005 (ЕН 590:2009)
– сорт А (В, С, D, Е, F), вид I (вид II, вид III);
– класс 0 (1, 2, 3, 4), вид I (вид II, вид III).

Рекомендуемое сезонное применение дизельных топлив в Самарской области в соответствии с требованиями к предельной температуре фильтруемости:
– летний период (с 1 мая по 30 сентября (5 мес.) – сорт C;
– переходные весенний/осенний периоды (с 1 по 30 апреля (1 мес.) / с 1 по 31 октября (1 мес.) – сорт E;
– зимний период (с 1 ноября по 31 марта (5 мес.) – класс 1.

Дизельное топливо должно обладать хорошими распыливанием, смесеобразованием, испарением и прокачиваемостью, быстрым самовоспламенением; полностью сгорать, причем без дымления; не вызывать повышенного нагаро- и лакообразования на клапанах и поршнях, закоксовывания распылителя, зависания иглы распылителя, коррозии резервуаров, баков, деталей двигателя и т. д.

На качество смесеобразования наряду с конструкцией камеры сгорания двигателя влияют свойства применяемого топлива: плотность, вязкость, давление насыщенных паров, поверхностное натяжение, фракционный состав и др.

Повышение плотности топлива сказывается на процессе смесеобразования так же, как и увеличение вязкости: возрастает длина струи, ухудшается экономичность двигателя и увеличивается дымность. При малой плотности топлива уменьшается длина струи, ухудшается процесс смесеобразования и увеличивается износ прецизионных пар насоса высокого давления, для которого топливо одновременно служит смазочным материалом. Поэтому плотность дизельного топлива должна
быть оптимальной с учетом сезонности эксплуатации и других факторов и находиться в пределах при 15°С для сортов А, В, С, D, Е, F – 820–845 кг/ м3, для классов 1, 2, 3, 4 – 800–845 кг/м3.

Причина повышенной коррозии и износов деталей двигателя – наличие в топливе сернистых соединений, органических кислот, водорастворимых кислот и щелочей. На коррозионную агрессивность дизельных топлив существенно влияют сернистые соединения. Установлено, что общий износ деталей двигателя приблизительно прямо пропорционален содержанию серы в дизельном топливе. При температуре охлаждающей жидкости в двигателе ниже 70°С возрастает степень коррозионного износа, поскольку увеличивается образование серной кислоты. Продукты сгорания топлива, содержащие сернистый и серный ангидриды, проникают через неплотности цилиндропоршневой группы в картер, где образуют с водой серную и сернистую кислоты. Смешиваясь с маслом, кислоты ухудшают его качество, в частности антикоррозионные свойства, вызывают быстрое старение. Химическому износу подвергаются вкладыши подшипников, шейки коленчатых валов и другие детали. Особенно сильной коррозии подвержены вкладыши из свинцовистой бронзы.

В результате действия сернистых продуктов на картерное масло получаются смолистые соединения, которые затем образуют нагар. При наличии сернистых соединений увеличивается нагаро- и лакообразование в цилиндропоршневой группе. Из-за содержания серы нагар становится твердым, что приводит к абразивному изнашиванию цилиндропоршневой группы. Отложение лака в зоне поршневых колец ведет к их закоксовыванию и заклиниванию. Активные сернистые соединения (элементная сера, меркаптаны, сероводород) обладают высокой коррозионной агрессивностью, поэтому товарные топлива для ДВС не должны их содержать.

Проведенные нами многочисленные анализы проб дизельного топлива, полученных из различных районов области, показали, что очень часто закупаются партии топлива с большим содержанием активной серы, а это недопустимо. Работа двигателя на таком топливе неизбежно приведет к преждевременному выходу его из строя. Такие пробы мы получали из многих районов области.

Наличие воды и механических примесей в дизельном топливе служит одной из главных причин отказов топливной аппаратуры. Вода и механические примеси могут попадать в топливо, начиная от пути следования его из нефтезавода до использования в двигателе. Большинство механических примесей имеют большую твердость и вызывают повышенный износ деталей двигателя. Особенно вредны примеси для топливных насосов высокого давления, насосов-форсунок, форсунок. В прецизионных парах зазор составляет 1,5–3 мкм, поэтому даже небольшое количество механических примесей, размер которых соизмерим с зазором плунжерных пар, вызывает их интенсивное изнашивание. При использовании засоренного топлива срок службы топливной аппаратуры сокращается в 5–6 раз.

Перед заправкой в бак машины топливо должно отстаиваться не менее 10 дней. Чистота различных слоев топлива при этом будет неодинаковой.

Даже при 10-дневном отстое в нижних слоях топлива остаются мельчайшие частички механических примесей, представляющие наибольшую опасность для топливной аппаратуры. Машины необходимо заправлять топливом верхних слоев. Содержание механических примесей в дизельном топливе не допускается.

Моторное масло. Моторное масло должно надежно и длительно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя. Основные функции моторного масла в двигателях – уменьшение трения между трущимися поверхностями деталей; снижение износа трущихся поверхностей и предотвращение их заедания; охлаждение деталей; дополнительное уплотнение поршневых колец, защита деталей от коррозии и загрязнения углеродистыми отложениями.

От вязкости моторного масла при рабочих температурах в двигателе зависят качество смазывания трущихся поверхностей деталей и их износ. Вязкость моторного масла, в свою очередь, зависит от температуры, с увеличением которой она понижается, а с уменьшением – повышается. Интенсивность изменения вязкости масла при изменении температуры у разных моторных масел различна. Крутизну вязкостнотемпературной кривой оценивают по индексу вязкости. Чем выше индекс вязкости, тем лучше технико-эксплуатационные свойства моторных масел.

Оценивая вязкость проб моторных масел, представленных нам из различных хозяйств области, мы установили, что в основном вязкость проверяемых масел соответствует требованиям ГОСТ 17479.1–85. Однако иногда вместо заявленного зимнего моторного масла проба соответствует летнему маслу и наоборот.

Очень важными эксплуатационными показателями моторного масла являются его антиокислительные и антикоррозионные свойства. Эти свойства моторных масел зависят главным образом от эффективности антикоррозионных и антиокислительных присадок, а также от состава базовых компонентов. В процессе работы масла в двигателе коррозионность значительно возрастает.

Антикоррозионные присадки защищают вкладыши подшипников и другие детали, выполненные из цветных металлов, образуя на их поверхности прочную защитную пленку.

Нейтрализующая способность – это важнейшее химическое свойство моторных масел, характеризуемое щелочным числом. Оно показывает, какое количество кислот, образующихся при окислении масла или попадающее в него из продуктов сгорания топлива, может нейтрализовать единица массы масла. Щелочное число масла обусловливается содержанием в них моющих и диспергирующих присадок, обладающих щелочными свойствами и препятствующих отложению смолисто-асфальтовых веществ на деталях кривошипно-шатунного механизма и особенно на деталях цилиндропоршневой группы двигателей в виде лаков и нагаров.

Чем выше концентрация присадки в масле (щелочное число), тем меньше нагарообразование в двигателе. Однако концентрация присадки в масле во время работы двигателя постепенно снижается (срабатывается) и защитные свойства масла ухудшаются. Это является одним из основных признаков необходимости замены масла в двигателе.

Анализы проб моторных масел показали, что очень часто по щелочному числу масла не соответствуют ГОСТ 17479.1–85. Так, например, у масла М-10Г2 щелочное число должно быть не менее 6,0 мг КОН/г, а оно часто составляет всего 3,5–4,0 мг КОН/г, у масла М-10Д2М вместо 8,2 мг КОН/г 5,5–6,5 мг КОН/г. Срок службы таких масел значительно меньше, и они должны заменяться в двигателе чаще. А это дополнительные затраты труда и денежных средств.

Таким образом, все вышеприведенное свидетельствует о том, что качество топливо-смазочных материалов значительно влияет на техническое состояние машин. Перед их приобретением и применением необходимо убедиться, что качество покупаемых материалов соответствует требованиям ГОСТов.

В автотракторных двигателях применяют жидкие и газообразные топлива, Топливо этих видов в зависимости от сырья, из которого его получают, может быть нефтяного и ненефтяного происхождения. Жидкие топлива (бензин и дизельное) получают из нефти путем ее прямой перегонки или крекинг-процессом.

Газообразные топлива как естественного происхождения, так и искусственные, полученные газификацией твердых топлив или другими способами, применяют в автотракторных двигателях в сжиженном и сжатом состоянии. К сжиженным газовым топливам относятся газы, способные при относительно низких давлениях (до 2 МПа) и нормальной температуре (20°С) переходить в жидкое состояние. Сжатые газы при нормальной температуре не переходят в жидкое состояние даже при высоком давлении (до 20 МПа), поэтому их используют в газообразном состоянии.

Расширенное применение газообразных топлив обусловлено их преимуществами:

  • меньшей стоимостью
  • способностью к лучшему смесеобразованию
  • полным сгоранием в цилиндрах
  • отсутствием разжижения моторного масла

Автомобильные бензины для карбюраторных двигателей должны удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь высокие карбюрационные и антидетонационные свойства
  • давать минимальное количество нагара
  • не вызывать коррозии
  • обладать высокой стабильностью при хранении

Товарные сорта бензинов получают смешиванием дистиллятов бензина прямой перегонки и термического крекинга, к которым добавляют с целью повышения их антидетонационной стойкости моторный бензол, алкилбензол, бензин каталитического крекинга, технический изооктан и др. С точки зрения антидетонационной стойкости наиболее желательны в бензине ароматические углеводороды, однако при сгорании они образуют канцерогенные вещества, в частности, 3,4 бензпирен. Поэтому нормами Европейского Союза содержание ароматических углеводородов в бензине не должно превышать 10%.

Ранее по ГОСТ 208467 бензин выпускался следующих марок: А-76, АИ-93 и АИ-98. Для первой из указанных марок октановое число определялось моторным методом, а для двух последующих — исследовательским методом. Сейчас для неэтилированных бензинов в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, установлены следующие марки бензинов: «Нормаль-80», «Регуляр-92», «Премиум-95» и «Супер-98». Октановое число этих бензинов, определенное моторным методом, равно соответственно 76 — 83 — 85 — 88. Стандарт разрешает применение для этих бензинов марганцевых антидетонаторов.

Дизельные двигатели имеют меньший удельный эффективный расход топлива — 170…180 г/элсч по сравнению с карбюраторными — 220…250 г/элсч ввиду большей степени сжатия. В конце сжатия, когда давление составляет 30 — 35 атм и температура 500…550°С, за 15…25° до ВМТ начинается и через 6…10°после ВМТ заканчивается впрыск топлива, которое сгорает, обеспечивая работу двигателя.

Дизельное топливо должно удовлетворять следующим эксплуатационным требованиям:

  • обладать хорошими низкотемпературными свойствами, не содержать механических примесей и воды
  • обеспечивать хорошее смесеобразование и испарение, для чего иметь оптимальную вязкость и фракционный состав
  • обладать хорошей воспламеняемостью, т.е. обеспечивать легкий запуск, мягкую работу двигателя и полное бездымное сгорание, что зависит от вязкости, химического и фракционного составов
  • не вызывать нагаро- и лакообразования
  • не содержать коррозийных продуктов

Дизельные топлива получают смешением в основном трех дистиллятов прямой перегонки: керосинового, газойлевого и частично солярового, с добавлением элементов каталитического крекинга. В зависимости от требующегося сорта дизельного топлива изменяют пропорцию при смешении компонентов. Например, соляровый дистиллят вводится лишь в летнее дизельное топливо, а арктическое дизельное топливо почти целиком состоит из керосинового дистиллята.

Автотракторное дизельное топливо вырабатывается трех сортов:

  • Л (летнее), применяемое при температуре окружающего воздуха 273 К (0 оС) и выше
  • З (зимнее) — для эксплуатации при температуре 253 К (-20 °С) и выше
  • А (арктическое), используемое при температуре 223 К (-50 °С) и выше

Смазочные материалы для автомобилей

Для обеспечения надежного смазывания и длительной работы механизмов в масла вводят присадки, которые улучшают эксплуатационные качественные показатели масел. Присадки представляют собой металлоорганические и другие сложные химические соединения. Их классифицируют в зависимости от выполняемых ими функций в масле.

Моторные масла

Классификация моторных масел в соответствии с ГОСТ 17479-72 предусматривает выпуск их с вязкостью от 6 до 20 сСт при 100°С с интервалом через 2сСт. По эксплутационным свойствам масла делят на шесть групп (А, Б, В, Г, Д, Е), отличающиеся количеством и эффективностью введенных присадок. Поэтому в марке указывается значение кинематической вязкости при 100°С и буква, которая позволяет выбрать масло для двигателей различной степени теплонапряженности.

Масла группы А не содержат присадок и в настоящее время не выпускаются. В масла группы Б вводили до 5% присадок и использовали их в малофорсированных карбюраторных двигателях старых марок.

Масла группы В предназначены для работы в среднефорсированных двигателях и содержат до 8 % присадок, а масла группы Г для форсированных двигателях содержат до 14 % присадок.

Масла групп Б, В, Г делятся на 2 подгруппы:

  • 1 — для карбюраторных двигателей
  • 2 — для дизелей

Эти индексы указываются в марке. Для работы теплонапряженных двигателей с наддувом предназначены масла группы Д.

Масла группы Е предназначены для малооборотных стационарных дизелей и в сельском хозяйстве не применяются.

Буква М в маркировке масла указывает на то, что масло моторное. Например, масло М-4з/8В2, моторное, класс вязкости 4, имеет вязкость 8 сСт при 100°С, содержит загущающую присадку и предназначено для среднефор- сированных двигателей.

Зимой применяются масла с вязкостью 8 сСт, а летом — 10 сСт. Для среднефорсированных двигателей грузовых автомобилей применяются масла М-8В1 и М-10Вь Для высокофорсированных двигателей автомобилей применяются масла М-8Г1 и М-10Г1.

Масло М-8В2 и М-10В2 применяется для среднефорсированных двигателей тракторов устаревших марок. Для двигателей тракторов К-700, К-701, Т-150К и ДТ-175С применяются только масла группы Г — М-8Г2 и М-10Г2 .

Для автомобилей КАМАЗ предназначено масло М-8Г2к и М-10Г2к, имеющие улучшенные моюще-диспергирующие, вязкостно-температурные свойства и более низкую зольность по сравнению с другими маслами группы Г. Это масло рекомендуется к использованию также для тракторов К-700 и К-701.

Для обеспечения эксплуатации высокофорсированных дизелей с наддувом выпускается в ограниченном количестве масло М-10Дм, имеющее улучшенные моющие и антиокислительные свойства.

Масла МС-14, МС-20, и МК-22 используются в поршневых авиационных двигателях, а цифра в их маркировке указывает вязкость в сСт при 100°С. Эти масла могут использоваться в высокофорсированных тракторных двигателях.

Принято следующее обозначение масел для двигателей различного назначения. Оно состоит из групп знаков:

  • первая буква М (моторное)
  • вторая — цифры, характеризующие класс кинематической вязкости
  • третья — прописные буквы (А, Б, В, Г, Д, Е), означающие принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам

Масла различных групп различаются эффективностью и содержанием присадок.

В марках масел, предназначенных для карбюраторных двигателей, указывают индекс 1, а для дизелей — индекс 2. Универсальные моторные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в карбюраторных двигателях одного уровня форсирования (обозначаемые одинаковыми буквами), индекса в обозначении не имеют. Масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первая буква характеризует качество масла при применении в дизелях, а вторая — в карбюраторных двигателях.

Примеры обозначения:
М — 8 — Вь где М — моторное масло; 8 — вязкость при 100 оС, мм2/с; В1 — для среднефорсированных карбюраторных двигателей;
М - 61/10 - Гь где 6 — класс вязкости, для которого вязкость при 255 К (-18 оС) находится до 10400 мм2/с; з (в индексе) — наличие загущающей (вязкостной) присадки, вследствие чего масло может быть использовано в качестве как зимнего, так и всесезонного; 10 — вязкость при 373 К (100 °С); T -для высокофорсированных карбюраторных двигателей.

Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла используют для смазывания агрегатов и механизмов трансмиссий тракторов, автомобилей и других машин.

Трансмиссионные масла по вязкости делят на четыре класса (9, 12, 18 и 34), а по эксплуатационным свойствам — на пять групп (1…5) и маркируют следующим образом:

Пример обозначения : ТМ-5-123(рк), где ТМ — трансмиссионное масло; 5 — наличие противозадирной высокоэффективной присадки многофункционального действия; 12 — класс вязкости (1100… 1399 мм2/с); з — наличие загущающей присадки; рк — обладает рабочеконсервационными свойствами.

Пластичные смазки представляют собой мазеобразные продукты, состоящие из минерального или синтетического масла (основы), загустителя, наполнителя, стабилизатора и присадок.

Технические жидкости

В качестве охлаждающих жидкостей в автотракторных двигателях применяют воду и низкозамерзающие жидкости (антифризы).

Антифризы представляют собой смесь этиленгликоля (двухатомного спирта) с водой и антикоррозионной присадкой. Промышленность выпускает антифризы марок 40 и 65. Эти антифризы предназначены для эксплуатации двигателей в холодное время года при температуре до 233…208 К (- 40…- 65 оС).

Низкозамерзающая жидкость «Тосол» предназначена для использования всесезонно в двигателях легковых (ВАЗ, ГАЗ и др.) и грузовых (ЗИЛ-4331, КамАЗ) автомобилей, тракторов К-701. Выпускают три марки этой жидкости: АМ, А-40 и А-65. «Тосол» марки АМ представляет собой концентрат, при разбавлении которого на 50 % дистиллированной водой получают антифриз с температурой застывания 238 К (- 35 °С). При соответствующем разбавлении «Тосола» марки АМ дистиллированной водой получают марку А-40 с температурой замерзания 233 К (- 40 °С) или А-65 с температурой замерзания 208 К (- 65 °С).

Тормозные жидкости предназначены для использования в гидравлическом приводе тормозов и сцеплений легковых и грузовых автомобилей. Выпускают несколько марок тормозных жидкостей, например: БСК, ГТЖ-22М, ГТЖА-2 («Нева»), «Томь» и «Роса».