Какая трансмиссия лучше автомат или механика. Какая коробка лучше — механика или автомат

На что обычно обращают внимание будущие владельцы автомобиля? На марку, модель, комплектацию, мощность двигателя, цвет, и не в последнюю очередь - на то, какая трансмиссия у автомобиля.

Большинство производителей предлагает выбор: автомат или механика. Но

Изначально появилась Сначала было три ступени, потом четыре, а сейчас некоторые автомобильные корпорации разрабатывают и шесть, и семь, и есть разговоры о восьмиступенчатой коробке.

Механика или автомат - конечно, будет решать каждый автолюбитель сам, но мы поможем вам определиться с выбором.

У механической трансмиссии есть несколько преимуществ.

  • Одна из главных причин выбора: цена автомобиля с механической коробкой передач при прочих равных праметрах на 30000 - 50000 рублей меньше.
  • Экономичность эксплуатационных расходов. Механика более дешева в обслуживании, так как требует почти в два раза меньше Кроме того, ремонт механики более простой, что, соответственно, и дешевле.
  • Вследствие того, что масла в коробке у механики меньше, зимой его проще разогреть, а значит, и завести машину легче.
  • Автомат или механика - этот вопрос не стоит перед любителями быстрой, спортивной езды, так как при определенной сноровке в переключении передач и отслеживании крутящего момента разгон автомобиля с механической коробкой передач более быстрый.
  • При определенном мастерстве на механике можно добиться экономии топлива, например, при использовании езды на «нейтралке», «накатом».
  • Ну и некоторые водители, выбирая, автомат или механика, склоняются в сторону механики из-за зимнего вождения. В условиях гололеда можно притормозить с помощью понижения передачи на механической коробке.

Давайте рассмотрим машины с автоматической коробкой передач. Техническая мысль человечества не стоит на месте, и на смену механике пришел автомат. Данный механизм сам решает, когда переключать скорости по алгоритму программы, заложенной в него. Как и у всякого новшества, у автомата есть преимущества и недостатки:

  • Самое большое преимущество автоматов - это удобство для водителя: не надо отвлекаться на ряд последовательных действий по переключению скоростей - это сделает автоматика. Автоматическая трансмиссия идеальна для новичков, которые раньше могли сжечь несколько пока набирались опыта вождения, а также для женщин.
  • Кроме того, одна из самых больших проблем новичка - это начало движения вверх или вниз, например, со светофора. С автоматом это легко сделать и самому неопытному водителю.
  • Срок работы двигателя при автоматической трансмиссии все-таки существенно выше, чем при механической, за счет продуманных переключений передач на определенных оборотах двигателя.
  • Можно не рассматривать сложности вождения с автоматической коробкой передач зимой, так как большинство современных автомобилей комплектуются различными системами курсовой устойчивости, пробуксовки, стабилизации и т.п.

Кроме того, совершенствуется, многие производители для любителей «подергать ручку» добавляют к автоматической трансмиссии режим «мануал», в котором сам автовладелец может понижать или повышать передачи.

Ну и, наконец, автоконцерны изобрели передач и вариатор, которые призваны устранить все недостатки автомата, учитывая преимущества механической коробки.

Так что каждый покупатель автомашины должен сам определить, что предпочтительнее - автомат или механика.

При выборе автомобиля обычно обращают внимание на тип его кузова, мощность двигателя, комплектацию… Не последнюю роль при этом играет тип трансмиссии, которой оснащена машина. Если суровые советские автомобилисты выбора типа коробки передач были лишены и, в лучшем случае, весь «выбор» в конце 80-х сводился к четырехступенчатой или пятиступенчатой «механике», то наши современники могут выбирать между традиционной механической коробкой передач, уже привычной автоматической трансмиссией и некоторыми её подвидами - бесступенчатым вариатором и роботизированной «механикой».
Не бывает идеального типа трансмиссии, одинаково подходящего всем автомобилям и всем водителям. Главное - четко понимать различия между разными коробками передач и определиться с выбором, исходя из собственных предпочтений, условий эксплуатации и назначения транспортного средства.

Механика

Старейшим типом трансмиссии является, разумеется, традиционная «механика». Водитель сам выбирает нужную передачу, руководствуясь дорожными условиями и интенсивностью движения. Переключения передач осуществляются «через нейтраль» при выключении сцепления. Передаточные числа подбирают таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя во всем диапазоне скоростей. На большинстве легковушек старт с места необходимо выполнять на первой передаче, после чего последовательно переключаться «вверх». Изначально «механика» отличалась от современной коробки по конструкции и способу управления. К примеру, у легендарного Ford Model T коробка передач планетарного типа была двухступенчатой и приводилась в действие при помощи педали, у которой было три позиции: нейтраль, первая, вторая передачи. Для включения задней передачи и тормоза использовались две другие педали.

Со временем механические трансмиссии стали трехступенчатыми, а в 60-е большинство производителей остановилось на четырехступенчатой конструкции (четыре передачи для движения вперед, и одна - назад). В начале 80-х в массовый обиход вошли пятиступенчатые коробки, а в конце ХХ века на автомобили начали устанавливать шестиступенчатую механику. И это не предел: компания BMW ведет работы по созданию семиступенчатой механической трансмиссии, а Porsche уже оснащает такой коробкой новый Porsche 911.

Как правило, четвертая передача выполнена «прямой», то есть её передаточное отношение близко к единице, а пятая (шестая) - повышающей, для экономичного движения с равномерной скоростью. Большое количество «ступенек» позволяет конструкторам сблизить передаточные числа и сделать первые передачи более «короткими», а последние, напротив, «длинными». Благодаря этому автомобиль получает хорошую динамику в городском движении с сохранением требуемой экономичности за городом на высоких скоростях. Для этой же цели иногда используют несколько вариантов передаточных чисел (рядов КП) в зависимости от типа двигателя и его мощности. Иногда конструкторы не изменяют передаточные числа передач, но применяют разную главную пару - на модификациях с более слабым двигателем устанавливают «короткую» пару, чтобы обеспечить приемлемую динамику, в то время как на мощных версиях применяют «длинную» (скоростную) главную передачу.
Кроме увеличения количества передач, «механика» также совершенствовалась «качественно». Со временем все передачи переднего хода получили синхронизаторы, благодаря которым переключение передач происходит легко и мягко, не требуя от водителя выполнения особых приёмов с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. С каждым новым поколением автомобилей механическая коробка передач становилась все более тихой и долговечной, что позволило некоторым производителям довести её ресурс до общего срока службы автомобиля даже без регулярной смены масла!

Новейший Porsche 911 оснащен семиступенчатой (!)
МКП

Недостаток у «механики» только один - она требует постоянного внимания со стороны водителя, ведь он должен постоянно переключать передачи в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Именно поэтому «механика» долго оставалась «камнем преткновения» для большинства водителей слабого пола, для которых «автомат», напротив, стал настоящим спасением. Впрочем, и многие водители-мужчины в наше время не очень-то жалуют «механику», особенно если они живут (и ездят) в мегаполисах с вечными пробками и интенсивным движением.
Сегодня «механика» является уделом лишь самых доступных (бюджетных) авто, а также используется на спорткарах. Но в большинстве случаев производители предлагают потенциальному владельцу альтернативу в виде автоматической трансмиссии.

Таким образом, имеем:

Плюсы механики (механической коробки передач)

1) Разгонная динамика автомобиля у рядовой механики лучше, чем у автомата. С механикой вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме автомата), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее у механики, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива на механике, на автомате сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку передач вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Механика в сравнении с автоматом требует меньше масла. В автомат нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механику около 3 литров.

4) Зимой автомобиль с механикой легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механическую коробку передач, отремонтировать значительно дешевле автомата, да и сделать механику могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус механики в нашей статье «автомат или механика » - удобство вождения. Самый значительный минус механики, это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механической коробке передач. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой передач, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, на автомате такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя на автомобиле с механикой значительно ниже, чем на автомобиле с автоматом. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

Автомат

Главная особенность автоматической трансмиссии для водителя - самостоятельное переключение передач. Это обеспечено примененим специальных механизмов - например, планетарной передачи и гидромеханического привода.
Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса и отличается более низким КПД, чем «чистая механика» или промежуточный вариант с гидромуфтой. Однако благодаря ухищрениям конструкторов потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии со временем снизились и почти достигли уровня традиционной трансмиссии.

Сам гидротрансформатор не может обеспечить весь необходимый диапазон передаточных чисел, вследствие чего вместе с гидравликой стали использовать коробку передач с фрикционными муфтами и гидроприводом. Сложная гидромеханика позволяет менять передаточные числа при переключении передач без разрыва потока мощности. Благодаря этому автомат при переключениях работает плавно и не требует участия водителя - достаточно включить режим «драйв» в самом начале поездки и более не отвлекаться на переключения.

«Интеллектуальную роль» у классического автомата с гидротрансформатором выполнял гидроблок управления и насос гидросистемы. Сначала необходимость в переключении передач определялась по показаниям центробежного регулятора, «измерявшего» скорость автомобиля и по силовому регулятору, который разными способами определял нагрузку на двигатель.
При всей прогрессивности и сложности конструкции у классического "гидроавтомата" был ряд недостатков, самым существенными среди которых являлись медлительность и невысокий КПД по сравнению с традиционной механикой, что особенно ощущалось на малолитражных автомобилях.

Поэтому со временем гидротрансформатор с "механическим" управлением уступил место более совершенным и сложным типам автоматической трансмиссии.
Пионером в категории «умный автомат» стала немецкая компания Porsche, первой реализовавшая полуавтоматический режим работы АКП с электронным управлением.

Сегодня "типтроником" ("tiptronic") нередко называют все виды подобных "автоматов" на любых автомобилях, хотя это название является торговой маркой Porsche. Ключевое отличие «типтроника» от обычного автомата - возможность ручного переключения. В режиме M(manual) такая коробка позволяет выбирать нужную ступень принудительно как "вверх", так и "вниз", благодаря чему водитель при желании может переключать передачи самостоятельно. К тому же трансмиссия такого типа является «адаптивной», то есть она словно «подстраивается» под манеру вождения водителя и переключает передачи в соответствии со стилем его езды.
Впрочем, у большинства автоматических трансмиссий расход топлива все равно чуть выше, чем у аналога «на механике», а время разгона до 100 км/ч на пару секунд дольше. Однако для большинства адептов автоматической трансмиссии его главный плюс - самостоятельное переключение передач - перекрывает все недостатки. Поэтому многие водители при выборе трансмиссии отдают предпочтение именно «автомату», который не требует от водителя постоянного внимания и не заставляет отвлекаться от собственно управления автомобилем.
Как и «механика», автоматические коробки передач "не любят" агрессивной манеры езды с резкими разгонами, особенно в непрогретом состоянии, а постоянное "насилие" над автоматом заметно снижает его ресурс, что особенно актуально для мощных автомобилей. Кроме того, "автоматы" требуют не только бережной эксплуатации, но и правильного обслуживания - в частности, замены масла и фильтров в строгом соответствии с регламентом.

Роботизированная механика

Дальнейшее развитие автоматических трансмиссий привело к изобретению довольно интересных гибридов - так называемых «роботов». Такая трансмиссия, по сути, является обычной механической коробкой передач со сцеплением, но процессом переключения управляет не водитель, а умная электроника.
Сначала подобные "роботы" стали применяться на компактных городских малолитражках, для которых традиционный "гидроавтомат" не подходит из-за слабого двигателя. У разных производителей эта трансмиссия называлась по-разному: Opel — Easytronic, Fiat — Dualogic, Citroеn — Sensodrive и т.д.

Поскольку на электронику в этом случае возложена очень непростая задача, то даже довольно совершенная роботизированная механика работала не очень плавно из-за резкого прерывания крутящего момента. Грубо говоря, «робот» переключал передачи примерно так же, как не очень опытный водитель. Вдобавок такая трансмиссия не отличалась высокой надежностью, из-за чего «роботы» с одним сцеплением практически исчезли с рынка.

Второе поколение, называющееся преселективной трансмиссией, стало стало более совершенным. Каждый производитель называет «преселекты» по-разному: Volkswagen - DSG, Audi — S-tronic, Porsche — PDK, Ford — PowerShift…. Конструктивная особенность и главное отличие от первых "роботов" - пара сцеплений, каждое из которых "обслуживает" свой ряд передач с отдельными валами для четных и нечетных "ступеней". Такая схема позволяет мгновенное переключение передач без разрыва крутящего момента, что обеспечивает высокую плавность работы на уровне обычного «автомата», а по динамике и топливной экономичности преселективные трансмиссии как минимум не уступают «механике».
Единственный недостаток «роботов» - не самая высокая надежность и нестабильный ресурс. К сожалению, некоторые коробки выходят из строя еще в гарантийный период, а также ведут себя странно - работают с рывками при переключении передач.

Вариатор

Cамым необычным вариантом автоматической трансмиссии является вариатор - механическая передача, основанная на передаче вращения (момента) трением через промежуточное тело (ремень, ролик), которое можно переводить в любую точку переменного радиуса ведущего и/или ведомого колёс, получая изменение передаточного отношения. На автомобилях применяется клиноременной или цепной вариатор, а сама бесступенчатая трансмиссия получила название CVT (англ. Continuously Variable Transmission).
Благодаря конструкции вариатор способен плавно изменять коэффициент передачи (отношение скоростей вращения и вращающих моментов двигателя и движителя) во всём рабочем диапазоне скоростей и тяговых усилий.

Для водителя эта конструктивная особенность вариатора означает максимально плавную работу двигателя и трансмиссии - ведь переключений передач, по сути, просто не происходит! Правда, чтобы не «пугать» водителей подобной бесступенчатостью и избежать занудного завывания мотора во время разгона, конструкторы придумали «виртуальные» ступени.
Всем хорош вариатор - и работает плавно, и КПД у него даже выше, чем у традиционной «механики». Однако при реальном применении такой трансмиссии на автомобилях конструкторы столкнулись с проблемой передачи значительного крутящего момента от двигателя на колеса. Ременной привод подходит для мопедов, скутеров и слабосильных машин особого малого класса, а вот на более тяжелых автомобилях применяют цепь.
Вариатор идеально сочетается не только (и не столько) с традиционным ДВС, сколько с гибридной силовой установкой и электродвигателем. Поэтому большинство автопроизводителей относятся к вариаторам прохладно - в частности, после некоторых экспериментов «немцы» выбрали для себя в качестве наиболее перспективной преселективную трансмиссию, а большинство американских и азиатских компаний применяет классический гидротрансформаторный автомат. А вот японцы используют вариатор не только на малокубатурной двухколесной технике, но и на авто - к примеру, Nissan серийно оснащает трансмиссией Xtronic CVT свои многие автомобили, а Toyota активно применяет вариатор на гибриде Prius (Hybrid Synergy Drive — гибридный синергический привод).

Минусы автоматической коробки передач.

1) Классический автомат разгоняется медленнее, чем механика

2) Опять же классический автомат, расходует больше топлива

3) Необходимость земены масла в автоматической трансмиссии

4) Зимой заводится сложнее

5) Стоимость автомобиля с автоматом дороже

6) Стоимость ремонта автомата дороже, чем механики

Плюсы автомата

Вот про плюсы я хочу поговорить по подробнее, потому как автоматы различны и не стоит их так сказать валить в одну кучу.

1) Разгон автомата различен. Да классический гидротрансформаторный автомат на 4 -ре передачи медлительнее, чем механика. Но сейчас существуют вариаторы и автоматы на 6 и 7 - ть передач с двумя дисками сцепления, они не уступают по эффективности механики, а иногда ее превосходят. Например, вариатор превосходит механику, также как и автоматическая коробка DSG от Volkswagen.

2) Автомат классический (4 - ре передачи) расходует больше топлива, но если взять современные автоматы или вариаторы (на 6 ть передач или бесступенчатые трансмиссии), то у них уже потребление топлива намного ниже, иногда, даже ниже чем на механике.

3) Удобство вождения автомобиля с автоматом намного выше. Даже не опытный водитель сможет спокойно без нервов и рывков тронуться с места, не создавая аварийной ситуации.

4) Ресурс двигателя и узлов трансмиссии, намного выше, автомат контролирует обороты и не даст перегреть двигатель.

Советы по выбору трансмиссии
Какую именно трансмиссию выбрать, зависит от конкретных предпочтений, стажа водителя и типа выбираемого автомобиля. Ведь далеко не всегда выбор возможен, а иногда он состоит из пары вариантов - «механика или автомат» и «механика или робот».
Если предстоит эксплуатация в условиях городских пробок, то хорошим выбором будет именно «автомат» (независимо от его подвида). При езде по загородным дорогам не напрягает и обычная «механика». Нужно помнить, что для большинства автомобилей мощностью до 100 л.с. наличие автоматической транмсиссии означает удорожание на 2000-3000 у.е. и заметное ухудшение динамических показателей. Для мощных же автомобилей (свыше 200 л.с.) тип трансмиссии не имеет принципиального значения, а начиная с определённой ценовой категории и рабочего объема «автомат» входит в список стандартного оснащения, в то время как «механика» предлагается далеко не везде и только в виде исключения.

Олег Полажинец

Решив приобрести новый автомобиль, мы задумываемся о типе двигателя и коробки передач, которым будет оснащена машина. Раньше такой выбор не представлял особых трудностей, потому что, по сути, существовало только два варианта - механическая или автоматическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, поэтому сегодня всем, кто задумался о приобретении новой машины, предстоит решить нелегкую задачу. Какой вариант все-таки предпочтительней - автоматическая, механическая или роботизированная коробка передач? Давайте остановимся поподробнее на всех достоинствах и недостатках обозначенных выше вариантов.

Простая, но одновременно сложная «механика»

Механическая коробка передач, по сравнению с автоматизированным и роботизированным типом трансмиссии, имеет более простое устройство. Машины, оснащенные таким видом коробки передач, просты в обслуживании и эксплуатации и стоят относительно недорого. Однако присутствуют и свои нюансы.

Сам принцип работы МКПП основан на активном участии водителя, отсюда и все вытекающие последствия в виде пресловутого человеческого фактора. Особых проблем не возникнет, если за рулем опытный водитель, знающий на какой скорости нужно переключить передачу, а также не пасующий в нестандартных ситуациях (застрявшая в снегу или песке машина). И совершенно другое дело, если за управление авто с МКПП берется начинающий автолюбитель. Недостаток опыта и несовершенные знания правил эксплуатации данного вида трансмиссии, приведет к тому, что коробка передач «прикажет долго жить» задолго до истечения своего обязательного срока эксплуатации, а это ни много, ни мало - сотни тысяч километров.

В случае если вы остановили свой выбор на машине с механическим типом КПП, думаем не лишним для вас будут знания всех положительных и отрицательных ее сторон:

Плюсы МКПП:

  • 1) Значительная экономия топлива (около 15% по сравнению с автоматикой при соблюдении условий оптимального стиля вождения).
  • 2) Бюджетный вариант в плане эксплуатации и ремонта.
  • 3) Простая конструкция.
  • 4) Наличие возможности использовать такую коробку передач, даже в случае выхода из строя автомобильного двигателя заводской комплектации.
  • 5) Высокая степень надежности.
  • 6) Работает даже в экстремальных ситуациях

Минусы МКПП:

  • 1) Трудность в управлении для начинающих автолюбителей (малый опыт использования сцепления часто приводит к выходу из строя как самого сцепления, так коробки передач).
  • 2) Малая степень комфорта, в отличие от автоматической коробки передач.
  • 3) Наличие опасности излишней нагрузки на мотор при несоблюдении правил включения передач.
  • 4) Меньший ресурс двигателя.
  • 5) Во время езды в условиях города водитель вынужден постоянно находиться в напряжении из-за постоянного переключения передачи.

Комфортная, но дорогая езда - все о коробке «автомат»

В отличие от механической коробки передач, «автомат» имеет более сложное устройство, отсюда и немаленькая цена конечного изделия, а также его ремонта и эксплуатации. Однако есть и огромный плюс, из-за которого современные водители все чаще и чаще отдают предпочтение именно такому виду трансмиссии - легкость и простота в управлении. Водить таким авто одно удовольствие, ведь для этого используется только две педали - газ и тормоз. Даже новичок сможет справиться с такой задачей. На сегодняшний момент вариантов автоматических коробок существует несколько: классический «автомат», роботизированная механика (МТА), последовательные коробки передач и другие. Выбрать есть из чего, но прежде чем выбирать взвесьте все за и против.

Плюсы АКПП:

  • 1) Идеальный вариант для водителей с небольшим стажем вождения - автомобиль с АКПП удобен и прост в управлении.
  • 2) Возможность избежать перегрузки двигателя, за счет наличия автоматических настроек переключения.
  • 3) Даже езда в городских условиях не вызывает особого дискомфорта в управлении.
  • 4) Высокий уровень безопасности за счет постоянного сцепления с дорогой.

Минусы АКПП:

  • 1) Удорожание автомобиля в целом, за счет автоматизированной коробки.
  • 2) Необходимость в частом техническом обслуживании и высокая стоимость ремонтных работ.
  • 3) В отличие от МКПП, показатели расхода топлива заметно выше.
  • 4) Особые требования к управлению в нестандартных ситуациях

Итог

Задумываясь над выбором автомобиля, стоит для самого себя взвесить и обдумать некоторые аспекты вашей с ним предстоящей жизни. Насколько часто и в каких условиях будет использоваться автомобиль? Имеется ли вблизи места вашего проживания достаточное количество станций ТО, чтобы быть застрахованным от неприятных неожиданностей в случае, если вы выбрали автоматику? Как часто на дорогах, по которым вы планируете ездить, возникают пробки? Ведь в случае, если пробки являются «нормой жизни» ответ при выборе будет однозначным - только АКПП дает возможность наиболее комфортного вождения в условиях затрудненного движения.

Вообще, идеально было бы попробовать и то и другое. На практике оценить, как может автомобиль ехать, разгоняться, двигаться в разных комплектациях. Во время управления автомобилем с МКПП или АКПП ориентируйтесь на свои ощущения. Ведь, если говорить объективно, идеального решения в выборе между МКПП и АКПП не существует - это только ваше индивидуальное решение.

Решив купить новую машину, мы думаем о типе двигателя и коробки, которыми будет оснащена машина. Ранее такой выбор не представлял каких-либо проблем, так как, на самом деле, существовало только два возможных варианта – механическая или коробка "автомат". Но прогресс не стоит на месте, потому сейчас всем, кто задумался о приобретении нового автомобиля, предстоит сделать непростой выбор. Какой вариант все-же лучше - механика, автомат или роботизированная трансмиссия? Давайте остановимся более детально на всех плюсах и минусах этих вариантов.

Непростая «механика»

Механическая трансмиссия передач, по сравнению с автоматическим и механизированным типами коробок, имеет более обычное устройство. Машины, имеющие коробку такого типа, привычны в обслуживании и эксплуатации, а цена у них относительно невысокая. Но есть и свои нюансы.

Сама работа МКПП невозможна без активных действий водителя, то есть результат эксплуатации такой коробки целиком зависит от пресловутого человеческого фактора.

Особенных трудностей не возникнет, если за рулем находится водитель со стажем, понимающий, когда переключить передачу и на какой скорости, не теряющий самообладание в критических ситуациях (если, к примеру, автомобиль застрял в снегу или в песке). Все обстоит иначе, когда за руль авто с МКПП садится начинающий автовладелец. Нехватка опыта и далеко не идеальные познания правил эксплуатации коробки данного типа, приведут к тому, что коробка, как говорится, "накроется" задолго до того, как истечет ее реальный срок эксплуатации, а это, между прочим, не одна сотня тысяч километров.

Если вы остановили собственный выбор на авто с механической коробкой, думаем, не лишним вам будет знать все ее плюсы и минусы.

Плюсы МКПП:

1) Значимая экономия горючего (около 15%, по сопоставлению с автоматикой, при соблюдении условий грамотного стиля вождения).
2) Экономный вариант в смысле эксплуатации и ремонта.
3) Обычная конструкция.
4) Возможность использовать такую коробку, даже в случае, если у автомобиля из строя вышел двигатель заводской комплектации.
5) Высокая надежность.
6) Может работать даже в критических экстремальных условиях.

Минусы МКПП:

1) Она трудна в управлении для новичков (неумение работать со сцеплением нередко приводит к поломке и сцепления, и коробки).
2) МКПП не так комфортна для водителя, как автоматическая коробка.
3) Есть угроза лишней нагрузки на двигатель, если не соблюдать правила переключения передач.
4) Двигатель имеет меньший срок эксплуатации.
5) Во время езды по городу водитель должен постоянно быть в напряжении, чтобы переключать передачи.

Дорогая, но комфортная коробка "автомат"

В отличие от механики, «автомат» устроен более сложно, отсюда и большая стоимость коробки, ее ремонта и эксплуатации. Но есть и большой плюс, благодаря которому все больше водителей предпочитают именно такую коробку – ею легко и просто управлять.

Водить такой автомобиль одно наслаждение, ведь для этого нужно управляться только с педалями газа и тормоза. Даже неопытный новичок легко справится с такой задачей. На сегодня существуют разные варианты коробок "автомат": традиционный «автомат», роботизированная механика (МТА), последовательные коробки передач и другие. В общем, выбор есть, но, перед окончательным выбором, нужно сопоставить все плюсы и минусы.

Плюсы коробки "автомат":

1) Лучший вариант для водителей с маленьким стажем вождения – автомобиль с коробкой "автомат" комфортен и прост в управлении.
2) Не создается лишняя нагрузка на двигатель, за счет наличия автоматических опций переключения.
3) Не вызывает особенного дискомфорта в управлении даже езда в условиях города.
4) Повышенная безопасность за счет лучшего сцепления с дорогой.

Минусы автоматической коробки:

1) Удорожание такого авто в целом, за счет автоматической коробки.
2) Частые ТО и дорогостоящий ремонт.
3) В отличие от МКПП, характеристики расхода горючего заметно выше.
4) Особенные требования к управлению в необычных ситуациях.

Наш вывод

Решая, какой автомобиль выбрать, нужно четко представлять: 1) как часто будет использоваться машина, 2) в каких условиях.

Есть ли рядом с вашим домом хотя бы одна, а лучше несколько станций ТО, чтобы застраховать себя от неприятных неожиданностей в том случае, если ваш выбор пал на автоматику? Как часто появляются пробки на трассах, по которым вы будете ездить? Если пробки бывают часто, то самое логичное выбрать автомобиль с коробкой "автомат" – только автоматическая коробка делает вождение комфортным, даже если движение затруднено.

Конечно, идеально, если есть возможность испытать автомобиль и в той, и в другой комплектации, чтобы понять, как могут машины с разными коробками разгоняться и двигаться. В процессе управления машиной с МКПП либо коробкой "автомат" ориентируйтесь на свои чувства. Ведь, если говорить беспристрастно, идеального выбора между МКПП и коробкой "автомат" не существует – это только ваше личное решение.

Каждый автомобилист перед покупкой новой машины взвешивает все плюсы и минусы транспортного средства. Кто-то ориентируется в первую очередь на комфорт. Другие же в вершину угла ставят скоростные показатели. Третьи не могут представить себе жизнь без коробки автомата.

В действительности, сколько людей, столько и мнений. Именно поэтому так тяжело сказать однозначно, что лучше механика или автомат, и у той и у другой системы есть свои преимущества.

Важно! Механика первой была установлена на машину. Это произошло где-то в начале XX века. Лишь спустя 50 лет на машины стали устанавливать автоматы.

На первый взгляд, может показаться, что автомат — это эволюция механики. Тем не менее это не совсем так. Безусловно, отрицать то, что автоматическая система возникла на полстолетия позже и представляет собой изменения в потребительских предпочтениях — глупо. Но несмотря на этот факт, нельзя обойти вниманием и то, что МКПП также развивалась всё это время и совершенствовалась.

Чтобы лучше понять разницу между механикой и автоматом нужно рассмотреть и другие виды коробок, которые существуют на рынке. Ведь они символизируют собой целые витки эволюции автомобилестроения.

Виды коробок передач

Для начала рассмотрим особенности механики. Конструкция имеет множество валов, шестерёнок, муфт и синхронизаторов. Двигатель с МКПП соединяет сцепление. Стоит на него нажать, как связь между двигателем и коробкой исчезнет.

Важно! При удерживании сцепления в механике водитель может включить любую передачу.

Автомат устроен совершенно по другому принципу в отличие от механики. Чтобы понять, как работает стандартная гидромеханическая АКП, представьте обычный вентилятор и ещё один такой же.

Суть эксперимента заключается в следующем: вам нужно подключить один пропеллер к электричеству и поднести его к другому. Лопасти второго устройства начнут вращаться.

В автоматической системе в движение первый вентилятор приводит мотор, второй крепится к валу. Обе детали помещены в герметичный корпус. Их работа происходит в среде полностью заполненной трансмиссионной жидкостью.

Вариатор — третья ступенька эволюции после механики и автомата. Чтобы понять принцип его работы вам понадобится вспомнить обычный велосипед. Точнее, одну из продвинутых моделей, у которой сзади несколько звёздочек.

При переключении передачи цепь переходит с одной звезды на другую. Также происходит и в вариаторе, только вместо цепи ремень, а велосипедные звёздочки заменяют шкивы.

Как видите, отличия в конструкциях между механикой, автоматом и вариатором весьма существенные. Следующий представитель эволюции автомобильных коробок лишь увеличит разрыв в технологиях.

Роботизированная КПП или просто «робот», появилась на рынке не так давно, но уже успела завоевать миллионы поклонников по всему миру. На первый взгляд — это обычная механика, вот только вместо ноги водителя переключение передач осуществляется посредством блока управления.

Основную роль в подобной системе играет блок управления, в котором заложено определённое количество программ. К сожалению, ранее водители часто жаловались на рывки при переключении передач, которых на автомате или механике нет.

Роботизированная коробка передач обеспечивает экономию топлива, даже по сравнению с механикой. Дело в том, что компьютер в отличие от водителя никогда не сердится. Он чётко и максимально рационально переключает передачи, делая выверенные шаги для продолжения движения.

Важно! По цене роботизированная коробка стоит намного дешевле автомата. Однако она не обеспечивает той плавности, которую даёт гидравлика.

К сожалению, недостатки роботизированной коробки также более чем существенные. При резком разгоне автомобиль начинает клевать носом. Данный тип системы идеально подходит для спокойной и равномерной езды.

Чтобы понять принцип работы «робота», как и в случае с автоматом, механикой и вариатором возьмём наглядный пример, а именно систему DSG от компании Volkswagen. Кстати, именно этот бренд одним из первых начал устанавливать на свои авто вместо обычной механики или автомата — «робот».

Результат не заставил себя ждать. Теперь практически каждый автомобиль немецкого бренда выпускается с «роботом» на борту, а не механикой или автоматом. Если же брать во внимание систему DSG, то она имеет ряд особенностей, которые являются прямым достоянием работы немецких инженеров.

Коробка передач DSG состоит из двух сцеплений. Одно отвечает за парные передачи, второе за непарные. Главное достоинство «робота» заключается в том, что система автоматически вносит в режим ожидания следующую передачу. Стоит вам только достигнуть определённого числа оборотов, как произойдёт переключение.

Плюсы и минусы двух систем

Характеристики механики

Простота конструкции механики влияет в первую очередь на её стоимость. Да и срок эксплуатации в сравнении с тем же автоматом намного больше. В результате купить машину с МКПП намного дешевле, чем с АКПП.

Главная особенность механики заключается в необходимости активного участия водителя во время переключения передач. Как результат, человеку нужно немало практики, чтобы научиться переключаться с одной передачи на другую. Если делать это не вовремя, то, во-первых, вам так и не удастся перейти на новую передачу, а во-вторых, подобная неумелость негативно скажется на сроке эксплуатации транспортного средства.

Совет! Новичкам лучше всего выбирать автомат. Для управления машинами с данной системой нужен минимум навыков.

Для работы с механикой в сложных условиях требуются навыки, для выработки которых нужно приложить немало усилий. Новичок из-за незнания может слишком быстро выработать ресурс МКПП.

Внимание! При умелой эксплуатации срок использования механики может исчисляться сотнями тысяч километров.

При выборе между механикой и автоматом, вы должны взвесить все достоинства и недостатки каждой системы и только после этого сделать выбор.К положительным характеристикам МКПП причисляют:


Как видите, преимуществ у механики более чем достаточно. Тем не менее не бывает идеальных систем. Также и у МКПП есть определённые недостатки, которые нужно учитывать:

  1. Механика сложна в эксплуатации, особенно для новичков.
  2. При некорректном переключении передач возникает перегрузка мотора. Это происходит из-за того, что двигателю приходится работать на повышенных оборотах.
  3. Потеря мощности при переключении передач на механике.

Езда по городу в часы пик на механике — крайне нервное мероприятие. Постоянное переключение передач на минимальных скоростях может вывести из равновесия кого угодно.

Характеристики автомата

Коробка автомат является логичным продолжением механики. В конструкции стало намного больше узлов и агрегатов. Это напрямую отразилось на стоимости. Но несмотря на это — АКПП имеет ряд весомых характеристик, которые делают её очень популярной среди водителей:

  1. Автомат более удобен для езды в черте города. От водителя не требуется постоянная работа со сцеплением, система всё делает сама.
  2. Участие человека при езде на автомате сведено к минимуму.
  3. Лёгкость в эксплуатации.
  4. Автомат способен передавать больший крутящий момент.
  5. Двигатель не перегружается при переключении передач.
  6. Промежуток времени, требующийся для перехода с низшей ступени на высшую, сокращён.

Автомат — это идеальное устройство для управления автомобилем в черте города. Оно позволяет забыть про нервное переключение передач на механике. Если вы не хотите тратить часы для выработки нужных навыков — это идеальный вариант.

Несмотря на все видимые преимущества, автомат имеет и некоторые недостатки, к таким причисляют:

  1. Высокую стоимость обслуживания и ремонта. Автоматические коробки из-за сложности конструкции очень сложно чинить. В некоторых случаях дешевле провести полную замену.
  2. Большой вес.
  3. Низкую приемистость.
  4. Высокий расход топлива.
  5. При аварии автомобиль, работающий на автомате можно забрать только при помощи эвакуатора.
  6. Автомат не даёт возможности затормозить, когда машина движется в режиме «Драйв». Чтобы активировать торможение нужно переключиться на более низкую передачу.
  7. Максимальный ресурс эксплуатации не превышает 200 тысяч километров.

Как видите, недостатки автомата более чем весомые. Но не всё так плохо, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что с большинством из них автомобильные инженеры ведущих компаний справились.

Итоги

Выбор между механикой и автоматом во многом зависит от опыта водителя и условий эксплуатации авто. Если вы только сели за руль и собираетесь каждый день ездить на автомобиле на работу — автомат идеальный выбор.

Для любителей быстрой езды и загородных поездок лучше остановиться на старой доброй механике. К тому же её цена в разы ниже автомата. При должном навыке переключение передач доводится до автоматизма.