Изготавливаем воздушный фильтр своими руками. Устройство, принцип работы. Собираем необходимый инструментарий

Шляховой В.

Даже технически малограмотный человек понимает, что вода и грязь в топливе вызывают ускоренный износ топливной аппаратуры, а плохо очищенное масло существенно сокращает ресурс двигателя. Поэтому большинство транспортных компаний достаточно серьезно относятся к подбору масляных и топливных фильтров, но воздушные воспринимают несколько легкомысленно. Подумаешь, чем могут навредить мотору несколько лишних пылинок?..

Сейчас к услугам любого автовладельца огромный выбор моторных масел всевозможных типов, сортов и марок. Можно выбирать и дизельное топливо от разных поставщиков, хотя здесь предложений меньше. Но невозможно выбрать воздух, поступающий в двигатель. В зависимости от дорожных условий, погоды и сезона в воздухе присутствуют те или иные загрязнения. Единственной преградой для механических частиц, поступающих вместе с воздухом в двигатель, является воздушный фильтр, и те, кто экономит на воздушном фильтре, очень рискуют: достаточно попасть в двигатель 1 г загрязнений на 1 л.с. мощности, чтобы потребовался его ремонт.

К выбору воздушного фильтра нужно относиться осмотрительно, поскольку легко попасть на подделку, ведь изготовить фальшивый воздушный фильтр просто. Для этого с оригинала снимают размеры, делают аналогичный корпус и вставляют в него соответствующую бумагу, но чаще – несоответствующую.

Мало кто знает, что видов бумаги, используемой в фильтрах, более четырехсот! Да и количество этой бумаги у подделок, как правило, меньше, а стыки между бумагой и посадочными местами фильтроэлемента в подобных изделиях не всегда должным образом проклеены.

Иногда для экономии вместо требуемого типоразмера используют фильтрующие элементы меньшей высоты, устанавливая под них какие-то проставки. Подобная конструкция не отличается надежностью, так как обычно остаются неплотности между фильтром и проставкой, через которые проникает неочищенный воздух, и, кроме того, емкость такого фильтра меньше, а значит, раньше потребуется его замена.

Вывод: покупка дешевого фильтра в большинстве случаев вовсе не означает экономию.

Место установки

Двигатель на одном топливе без воздуха работать не будет. Для сгорания топлива обязательно нужен воздух, причем не только очищенный, но и поступающий в определенном количестве и не в объемном соотношении с топливом, а в весовом. Так что немалое значение имеет и место установки фильтра.

Плотность горячего воздуха меньше, а значит, в том же его объеме содержится меньше кислорода. Поэтому очень плохо, когда воздухозаборник расположен вблизи выхлопной трубы: в этом случае в двигатель может попадать не только подогретый воздух, но и отработавшие газы. А ведь отработавшие газы не просто горячие – в них намного меньше кислорода и присутствует сажа. Мало того, что в этом случае двигатель будет работать в режиме кислородного голодания, его воздушный фильтр начнет интенсивно забиваться несгоревшими частицами или сажей.

Качество фильтрации

Существует достаточно много типоразмеров фильтров, предназначенных для одного и того же двигателя, что объясняется прежде всего желанием производителей защитить свою конструкцию. Подготовка формы под производство фильтра процесс достаточно трудоемкий. Особенно сложна его разработка, поскольку место для размещения фильтра обычно ограничено и нередко имеет весьма специфическую форму.

В то же время существует всего два основных типа фильтров. В первом из них фильтрующий элемент зажимается крышкой вдоль его продольной оси. Обычно в этом случае к моменту замены фильтра на грузовике, который обычно наступает после пробега около 50 тыс. км, фильтр «прикипает» к посадочной поверхности, и, чтобы его сорвать, приходится дергать. При этом часть пыли, находящейся между гофрами, обычно просыпается внутрь корпуса и может попасть во впускной коллектор, а затем и в двигатель. Поэтому снимать фильтроэлемент надо осторожно, лишь покачивая его из стороны в сторону.

Для двигателя особенно опасны частицы кварца, из которых состоит песок. Кварц очень твердый, с высокими абразивными свойствами и сильно царапает отшлифованные поверхности деталей цилиндропоршневой группы. В результате в картер начинают прорываться отработавшие газы с частицами сажи, что приводит к быстрому ухудшению характеристик масла. Это в свою очередь вызывает перегрев двигателя и ускоренный износ других его деталей. А перевозчик грешит, как правило, на масло и масляный фильтр, хотя первопричиной является воздушный фильтр.

Поскольку самым слабым звеном в технике в целом и в воздушных фильтрах в частности является человеческий фактор, была придумана принципиально иная конструкция воздушного фильтра – с радиальным уплотнением. В этом случае фильтр со смазанной силиконом посадочной поверхностью надевают на трубу, что исключает его «прикипание», негерметичность уплотнения и попадание грязи во впускной коллектор.

Может ли хорошее стоить дешево?

Теоретически недорогие фильтры приемлемого качества время от времени появляться в продаже могут, ведь при вхождении в рынок некоторые компании, особенно малоизвестные, основное внимание уделяют снижению конечной цены своей продукции. Однако подобное случается не часто, да и длится недолго, так что низкой цене обычно сопутствует невысокое качество. Дешевизна воздушного фильтра подразумевает прежде всего его невысокую себестоимость, а ее можно снизить, используя более дешевую бумагу либо уменьшая ее количество, закрыв при этом глаза на качество изготовления или воспользовавшись неквалифицированной рабочей силой.

Визуально определить качество фильтра сложно, но все же есть моменты, на которые стоит обратить внимание, если возникают сомнения.

Все загрязнения, которые задерживаются воздушным фильтром, остаются на поверхности бумаги. Чтобы повысить количество задерживаемых фильтром загрязнений, т. е. его емкость, увеличивают количество бумаги. А чтобы максимально увеличить площадь фильтрующей поверхности, бумагу обычно гофрируют, и чем реже гофры, тем меньше емкость фильтра.

На гофрах через определенные промежутки делают специальные вмятины, чтобы удержать плисы гармошки на более-менее равномерном расстоянии и тем более предотвратить их слипание. На наружной поверхности бумаги многих фильтров наносят спиральные клеевые дорожки, предотвращающие вибрацию гофров, которая вызывается пульсацией всасываемого двигателем воздуха. Вибрация в свою очередь опасна тем, что бумага при этом может прикасаться к наружной сетке и быстро протрется, а значит, фильтр станет неработоспособным.

Возможности воздушного фильтра

Эффективность так называемых «мокрых» фильтров, очищающих жидкости – топливо, масло, охлаждающую жидкость и др., обычно измеряется в микронах, что соответствует минимальному размеру задерживаемых частиц. Этот же параметр у воздушных фильтров измеряется в процентах, определяющих, какую весовую долю загрязнений, находящихся в воздухе, этот фильтр может задержать.

Некоторые производители декларируют, что степень очистки их фильтров составляет 99%, а кто-то, например Cummins Filtration, гарантирует, что у его воздушных фильтров средняя эффективность очистки 99,96%. При этом слово «средняя» означает, что в процессе работы степень очистки фильтров изменяется. Когда устанавливают новый чистый фильтр, у него работает вся поверхность, но со временем часть отверстий забивается, а эффективность при этом растет и на определенном этапе достигает максимума. Теоретически идеальным был бы 100-процентный фильтр, но он, по всей видимости, вообще не пропускал бы воздух или имел слишком большое сопротивление.

Что означает процентный показатель для конкретного потребителя, несложно оценить, рассчитав, сколько грязи попадет в двигатель при его работе с каким-то конкретным фильтром. Так, эффективность 99% означает, что если на фильтр попадает 1000 г пыли, то 10 г из этого количества попадет в двигатель. А при эффективности 99,96% в двигатель попадет всего лишь 0,4 г пыли. Поэтому если кто-то предлагает «хороший» фильтр с эффективностью 99%, следует усомниться, действительно ли он хорош.

Ресурс

Впрочем, в реальной жизни владельцев транспортных средств больше заботит то, сколько воздушный фильтр может прослужить без замены, и поэтому они меняют его через 70 тыс. км, говоря при этом, что он мог бы еще и работать. Здесь надо помнить, что по мере засорения пор качество фильтрации повышается, но пропускная способность фильтра при этом уменьшается, и воздуха начинает не хватать. Кстати, это несложно почувствовать по потере мощности двигателя.

Ресурс воздушных фильтров во многом зависит от условий эксплуатации техники и определяется их емкостью. В зависимости от запыленности воздуха фильтры могут иметь различный интервал между заменами, поэтому однозначный ответ на вопрос, как долго может работать хороший воздушный фильтр, дать в принципе невозможно.

Есть много теорий относительно того, сколько загрязнений в граммах содержится в кубометре воздуха в тех или иных условиях. Исходя из этого, зная мощность двигателя и вычислив количество потребляемого им воздуха, теоретически несложно рассчитать, сколько конкретный фильтр проработает в данных условиях. Но на практике грузовик сегодня может колесить по чистым дорогам Германии, а завтра заехать на склад, расположенный на грунтовой площадке, и потому практически невозможно оценить реальный «вклад» пыли с разных участков дороги в загрязнение фильтра.

Впрочем, пылевая емкость фильтра очень высока, зато сажа может «убить» его быстро. Поэтому, повторимся, воздухозаборник ни в коем случае нельзя размещать вблизи выхлопной трубы.

Нежелательно также располагать воздухозаборник и корпус воздушного фильтра в местах, где вероятен выброс пыли, грязи и воды из-под колес транспортного средства: в этом случае помимо прочего в корпус фильтра может попасть влага, вызывающая набухание бумаги и увеличение ее сопротивления воздуху. Кстати, именно по этой причине некоторые жалуются, что в дождливую погоду двигатель начинает плохо работать.

Впрочем, определить работоспособность фильтра на глаз практически невозможно. Полностью забитый фильтр может выглядеть вполне работоспособным, тогда как рабочий может показаться абсолютно непригодным.

Существуют разработки, позволяющие продлить срок службы фильтра благодаря наличию систем предварительной очистки. Одной из таких систем (разработка компании Cummins Filtration) является неподвижная пластмассовая крыльчатка, которая, в зависимости от исполнения, может находиться как на самом фильтрующем элементе, так и внутри корпуса фильтра. Благодаря завихрениям всасываемого воздуха, создаваемым крыльчаткой, бо"льшая часть тяжелых частиц под действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса и собирается на дне. Таким образом, через фильтрующий элемент проходит уже предварительно очищенный воздух.

Твердые частицы, собравшиеся на дне фильтра, можно удалить, не открывая корпус фильтра, а лишь сняв в его нижней части резиновый конус, в котором скапливается грязь. Удалив грязь, очень важно правильно установить конус на место, чтобы в корпусе фильтра не нарушилась циркуляция воздуха.

Фильтры подобной конструкции поставляют как на конвейер в стандартную комплектацию, так и на вторичный рынок.

Как часто надо заменять фильтр?

В настоящее время в системе впуска тяжелых машин устанавливают, как правило, два воздушных фильтра – основной и вторичный, который правильнее называть предохранительным. Многие ошибочно считают, что первичный фильтр с бумажным фильтрующим элементом является фильтром грубой очистки, тогда как вторичный (войлочный) – основным. На самом деле если эффективность обычного бумажного фильтра более 99,9%, то у вторичного она составляет всего 80…90%, и этот фильтр в принципе не может задержать загрязнение, пропущенное первичным. Поэтому вторичный фильтр рекомендуют менять в два раза реже, чем основной. Задача вторичного фильтра – временно задержать загрязнение, накопившееся на основном фильтрующем элементе, в случае его повреждения.

Большинство компаний делают предохранительный фильтр из бумаги. Характеристики более дешевой бумаги, используемой во вторичных фильтрах, существенно хуже, а потому их эффективность в любом случае меньше, чем основных.

Итак, определить на глаз, когда надо менять фильтр, в принципе невозможно. Для этого существуют специальные датчики, которые показывают сопротивление, создаваемое этим фильтром. Такие датчики устанавливают на выходе фильтра. Сейчас на нашем рынке представлено несколько типов механических датчиков со шкалой в миллиметрах и дюймах водного столба (сказывается американское происхождение).

Обычно считается, что воздушный фильтр следует менять, когда его сопротивление во впускном тракте достигает уровня 25 дюймов (635 мм) вод. ст. В то же время многие датчики имеют шкалу лишь до 20 дюймов. Это вызвано тем, что сопротивление создается не только на фильтре, но и по всему впускному тракту.

Существует два типа подобных датчиков – более простые механические и более дорогие электромеханические. В зависимости от подключения и от того, где будет производиться контроль за давлением, сам показывающий прибор может быть установлен как непосредственно на корпусе фильтра, так и на панели приборов или в другом удобном месте, поскольку к воздушному фильтру зачастую добраться достаточно тяжело.

Человеческий фактор

Как уже говорилось, серьезной проблемой является человеческий фактор. С одной стороны, это подбор самого фильтра, а с другой – правильный подход к его замене. Многие пластмассовые и металлические корпуса выполнены с защелками. Верхняя защелка легкодоступна, а к нижней подобраться тяжело, и после замены фильтра некоторые механики, особенно если они не в настроении, дальнюю защелку ленятся закрыть, и тогда в этом месте подсасывается воздух, который в неочищенном виде попадает в двигатель.

Естественно, производители не оставили это без внимания и провели очередную эволюцию воздушных фильтров. Так, для уменьшения влияния человеческого фактора вместо защелок был придуман новый механизм фиксации крышки корпуса – так называемый «твист», когда крышка фильтра прикручивается и автоматически фиксируется защелкой. В этом случае по щелчку всегда легко убедиться, что крышка воздушного фильтра закрыта правильно, а снять ее легко. Новая разработка позволила изменить и конструкцию самого фильтрующего элемента. Правда, в настоящее время эта разработка поступает преимущественно на сборочные предприятия, а на вторичном рынке подобные фильтры присутствуют пока в ограниченном количестве.

Чтобы увеличить ресурс

Итак, при достижении сопротивления в 25 дюймов вод. ст. фильтр надо заменить, но и у нового фильтра начальное сопротивление около 8 дюймов, или 200 мм вод. ст. А рабочий диапазон составляет соответственно 17 дюймов, или 430 мм вод. ст. Поэтому для увеличения срока службы фильтров была проведена работа по уменьшению их начального сопротивления на 25% (до 6 дюймов, или 150 мм вод. ст.) при сохранении той же эффективности очистки воздуха.

В радиальном фильтре количество бумаги ограничивается его наружным диаметром. Увеличить площадь поверхности бумаги можно только путем увеличения площади поперечного сечения фильтроэлемента, что можно сделать, лишь уменьшив его посадочный диаметр. Однако если уменьшить проходное сечение, то сократится количество воздуха, подаваемого к двигателю. Поэтому компания Cummins Filtration увеличила посадочный диаметр, одновременно увеличив глубину фриз, склеив их с посадочного торца. Эта технология запатентована под названием OptiAir и в настоящее время применяется несколькими компаниями, в том числе в Восточной Европе. Корпус такой конструкции полностью пластмассовый, что отвечает современным тенденциям на рынке фильтров: несмотря на то, что подготовка производства пластмассовых корпусов обходится намного дороже, чем металлических, конечный продукт получается дешевле.

Большим достоинством разработки OptiAir является то, что благодаря увеличенному сечению можно уменьшить габаритные размеры фильтрующего элемента, полностью сохранив при этом технические характеристики стандартного фильтра. То есть на транспортные средства с небольшим моторным отсеком, прежде всего на те же погрузчики, можно устанавливать уменьшенную модификацию данного фильтра. При этом корпус изначально снабжен крыльчаткой, обеспечивающей первичную циклонную очистку воздуха.

Кроме того, для работы в условиях повышенной запыленности воздуха разработаны специальные предочистители, позволяющие существенно уменьшить количество пыли и других загрязнений, поступающих к основному фильтрующему элементу, и тем самым продлить его ресурс.

Воздушный фильтр - это важный элемент системы двигателя внутреннего сгорания. Хоть некоторые автовладельцы и не придают ему большого значения, но он может значительно влиять на работоспособность мотора и на его срок службы.

Дело в том, что главная задача воздушного фильтра, это задержка мелких частиц грязи и пыли в воздухе, попавшие внутрь двигателя, выступающие в роли мелкого, но твердого абразивного материала. Что приведет к преждевременному износу всех трущихся деталей. Соответственно. Если бы в конструкции автомобиля отсутствовали фильтры, то его срок сократился бы до нескольких тысяч километров.

Также, забившийся воздушный фильтр не способен пропускать достаточный объем воздуха. Это приводит к снижению мощности, увеличению расхода топлива и увеличению выброса вредных веществ в отработанных выхлопных газах.

Теперь становится понятным, что состояние воздушного фильтра - это важный момент в эксплуатации автомобиля, и требующий постоянного контроля. Тут есть несколько нюансов, каждый автопроизводитель, в инструкции к своей модели автомобиля, указывает рекомендуемый срок замены фильтра, ориентированный на количество пройденных километров. Но в расчете рекомендаций по замене, принято учитывать усредненные условия эксплуатации машины. Поэтому, правильнее будет самостоятельно следить за состоянием данного элемента, а замену проводить чаще рекомендуемой. Тем более, стоимость воздушного фильтра очень низкая, относительно других запчастей, а замену способен провести любой автовладелец.

Особенности работы воздушного фильтра

Прежде всего, воздушный фильтр - это элемент очистки воздуха перед смешиванием его в камере сгорания. Позволяющий исключить все твердые частицы, присутствующие в уличном воздухе.

Внешне, фильтр может иметь различную форму. Он может быть выполнен в виде прямоугольника, круга или напоминать консервную банку. Но специальный фильтрующий материал напоминает сложенную гармошку, это сделано для увеличения фильтрующей поверхности и повышения производительности.

Естественно, что со временем работы, на поверхности фильтрующего материала скапливается масса загрязнения, уменьшающая пропускную способность фильтра. А учитывая тот факт, что для нормального горения бензина в двигателе, необходимо соотношение 1 к 15. Или другими словами, на 1 литр бензина, тратится от 15 литров воздуха. А уменьшение количества поступившего кислорода, компенсируется увеличением топлива, что приводит к увеличению расхода, снижению мощности и соответственно к большему количеству вредных веществ в выхлопе.

Также, из-за длительной эксплуатации фильтра по времени, может усохнуть уплотнительная резинка, расположенная на нем, и не дающая просачиваться воздуху мимо фильтра. В данном случае, вся функциональность фильтра пропадает, а двигатель начинает ускоренно изнашиваться, приближая время к .

Когда менять воздушный фильтр

Это самый важный вопрос в данной статье, но точного ответа никто не даст. Дело в том, что время замены воздушного фильтра полностью зависит от условий эксплуатации двигателя. Если автомобиль используется в сухой и пыльной местности, то следует проводить замену раза в 2-3 чаще от рекомендуемой, в других условиях, можно устанавливать новый фильтрующий элемент реже. Поэтому, стоит самостоятельно следить за степенью загрязнения, и самостоятельно принимать решение о замене.

Но если взять средние показатели, то можно ориентироваться на цифру в 10 000 километров. Или опираться на косвенные признаки загрязнения, которые описывались выше. Если точнее, то стоит обратить внимание на пониженную мощность и динамику автомобиля и повышенный расход топлива.

Как поменять воздушный фильтр автомобиля

Несмотря на то, что каждый автомобиль имеет свою индивидуальную конфигурацию, принцип расположения и замены воздушного фильтра не меняется уже много лет. А практически все производители автомобилей, пытаются облегчить доступ и сам процесс замены.

Поэтому, для замены фильтра, в первую очередь стоит приобрести новый у официального дилера или в специализированном магазине. Затем нужно заглянуть в подкапотное пространство Вашего автомобиля. Найдя там корпус воздушного фильтра (он должен соответствовать форме и иметь размеры позволяющим вместить фильтр, и чаще всего имеющий крышку с креплениями в виде защелок для быстрой замены), демонтировать отработавший свой срок старый, и установить недавно приобретенный. Затем возвращаем крышку фильтра и капот на свои места. Конечным этапом можно протереть тряпочкой фары автомобиля, ведь вся работа по замене фильтра уже выполнена.

Вся процедура по замене занимает не более пяти минут самостоятельной работы, что делает замену воздушного фильтра, самым простым видом ремонта автомобиля.

Воздушные фильтры нулевого сопротивления

В узких кругах автовладельцев, интересующихся тюнингом и форсированием силового агрегата автомобиля. Бытует мнение о способности фильтра нулевого сопротивления, значительно увеличивать мощность двигателя.

В своих рассуждениях они правы и не правы в одно и то же время. Дело в том, что такие фильтры уже давно и успешно применяются на спортивных автомобилях. И за долгий срок использования, уже доказали свою эффективность, даже в условиях пыльных пустынь.

Но стоит учитывать несколько факторов. Данные фильтры применяются в комплексе форсирования двигателя, и в том случае, когда была перенастроена система подачи топлива таким образом, что штатный фильтр не способен пропускать необходимое количество воздуха. Именно тогда, имеет смысл устанавливать воздушный фильтр нулевого сопротивления.

Также, мало кто изначально интересуется сроком службы таких фильтров. Ведь, из-за высокой эффективности и пропускной способности, приходится жертвовать сроком службы и ценой. На гоночных автомобилях, фильтр меняется через одну или две гонки, что может соответствовать одной или двум тысячам километров пробега в спокойном режиме. А стоимость может превышать в несколько раз от штатного фильтра.

Поэтому, использования «нулевика», на автомобилях без дополнительного тюнинга мотора, и тем более на автомобиле предназначенного для повседневных поездок - это нерациональная трата денег без видимого результата.

Ошибки при эксплуатации воздушных фильтров

Еще стоит обсудить несколько ошибок начинающих водителей. Некоторые автовладельцы, желающие сэкономить денежные средства, пытаются самостоятельно очистить воздушный фильтр. Сразу можно сказать - эта затея не приводит к видимы результатам в лучшую сторону, но может привести к полной порче детали.

Дело в том, что фильтрующий элемент улавливает даже самые маленькие частицы пыли и грязи, которые не видны невооруженным глазом, но качественно забивающие микро каналы в фильтре. Поэтому, обстукивание фильтра, или использование пылесоса, уберет только видимую верхнюю часть налета. Но видимого результата не приведет.

Также, некоторые пытаются «постирать» воздушный фильтр. При этом могут применять не только чистую воду, но и химические вещества. Данный способ не только бесполезен, но и повредит сам фильтр. После мойки при помощи воды, фильтрующий элемент теряет способность к пропусканию воздуха, что приведет к срочной покупке нового фильтра.

Вывод

Учитывая стоимость воздушных фильтров и простоту в замене, правильнее будет перестраховываться и чаще приобретать новые.



Но в случае, когда денег совсем не хватает, необходимо продолжить эксплуатировать автомобиль с тем, что есть. До момент покупки нового фильтра, а попытки очистки старого, могут привести к ухудшению ситуации.

Готовчик Дмитрий, 2017

Предназначение фильтрующего элемента — это очистка воздуха, который поступает в мотор, от пыли. Это очень важно для поддержания его работоспособности и хорошего качества топливной смеси.

Регулярная и своевременная замена воздушного фильтра необходима потому, что в проходящем через него воздухе содержится различный сор: пыль, грязь, насекомые и пыльца растений. Если все это будет попадать в двигатель, то за достаточно короткое время выведет из строя в первую очередь клапан. Впоследствии, смешиваясь с маслом, превратит его в абразивную пасту, которая пагубно воздействует на трущиеся части двигателя.

Воздушная фильтрующая система

[ Скрыть ]

Как часто нужно производить замену?

Если вы не знаете когда менять воздушный фильтр, или какая периодичность его проверки, то почитайте инструкцию. Обычно практически для всех автомобилей рекомендуется замена, приблизительно каждые 10000-15000 километров пробега. Для авто, эксплуатируемых в условиях высокой запыленности, периодичность замены несколько выше. Показателями загрязнения воздушного барьера могут быть:

  • возросший расход бензина;
  • снижение мощности мотора;
  • затрудненный пуск.

Непригодный к дальнейшему использованию элемент

В случае если вы желаете сами проверить, то подсветите его снизу и посмотрите, хорошо ли свет проходит через него. В случае если вы отчетливо видите свет, то это означает, что его можно поставить на место и использовать дальше, в случае если нет – то необходима замена воздушного фильтра.

Инструкция по замене воздушного фильтра

Установка воздушного фильтра в авто абсолютно не сложный процесс, но часто возникают небольшие затруднения. Тем не менее любой водитель это может сделать самостоятельно, своими руками.

Собираем необходимый инструментарий

  • ключ;
  • отвертка;
  • фильтрующий элемент;
  • ветошь.

Снимаем старый фильтр

Фильтрующий элемент в разных марках и моделях может устанавливаться в различные места. Но часто они во многом схожи. Обычно внутри воздухозаборника сверху на карбюраторе.

Расположение системы фильтрации

Чтобы снять старый барьер необходимо выполнить простые действия:

  1. Глушим двигатель.
  2. Откручиваем болты воздухозаборника крепящие крышку.
  3. Дальше нужно снять крышку воздухозаборника.
  4. Извлекаем старый барьер.

Процедура установки новой детали

Установка воздушного фильтра это простая задача и для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. Воздухозаборник очищаем от пыли.
  2. Ставим новый барьер.
  3. Ставим крышку воздухозаборника.
  4. Закручиваем болты.

Когда меняете воздушный фильтр авто, обратите обязательно внимание на то, чтобы крышка как можно плотнее прилегала к корпусу. Неплотное прилегание крышки приведет к появлению щелей, через которые неочищенный воздух сможет попадать в двигатель.

На все это у вас уйдет не более 5 минут как на авто с инжекторным двигателем, так и на авто с карбюраторным. Зато ресурс двигателя вашего авто увеличится в несколько раз. Не говоря уже о том, сколько вы сможете сэкономить время и денег обойдясь без поездки на СТО.

Видео «Замена фильтрующего материала двигателя»

Если после прочтения статьи вы еще не разобрались как заменить воздушный фильтр, то посмотрите данный видеоматериал, в котором пошагово рассмотрена процедура замены фильтра.

А вы сталкивались с такой процедурой? Возможно у вас есть свои секреты? Поделитесь ими в отзывах!

Воздушный фильтр Ваз 2114 — ключевой компонент системы защиты ДВС. Фильтр не позволяет пыли, сору, прочим инородным телам попадать в рабочие камеры мотора; помогает сохранять его функциональное состояние.

Воздушный фильтр — это расходный материал: в процессе эксплуатации он забивается, подвергается различным воздействиям и со временем появляется необходимость его замены. Заявленный ресурс «воздушника» — 30 000 км, но эксплуатационная практика показывает, что в реальности фильтр меняют каждые 15-20 тысяч пробега.

На модель «2114» устанавливаются воздушные фильтры панельного типа. В эпоху карбюраторных моторов на автомобили ставились большие круглые фильтры. Панельная конструкция позволила оптимизировать габариты детали и улучшить эксплуатационные свойства фильтрующего элемента.

Механизм действия воздушного фильтра ВАЗ 2114

Описать принцип работы фильтрующего элемента на «четырнадцатой» можно следующим алгоритмом:

  1. Уличный воздух посредством вентилятора системы охлаждения попадает в воздушный фильтр;
  2. На выходе из воздушного фильтра устанавливается датчик массового расхода воздуха, отслеживающий количество всасываемого мотором воздуха. От показаний датчика зависит режим работы двигателя. Если все ОК, то мотор работает равномерно, не глохнет, соблюдается заявленный режим расхода топлива;
  3. Затем отфильтрованный атмосферный воздух поступает в ресивер инжектора; далее воздух участвует в поддержании рабочего давления топливной системы.

Почему нужно своевременно менять воздушный фильтр

Если воздушный фильтр не сможет улавливать пыль, то песчинки начнут просачиваться в рабочие камеры мотора и плавиться в них. Продукты плавления будут оседать на деталях «движка», снижать их ресурс.

Признаки засорения воздушного фильтра:

  • значительная потеря мощности авто: воздуху труднее проникать в рабочие камеры ДВС;
  • возрастает расход бензина. В реальном выражении при засоренном фильтре расход увеличивается в среднем на три литра;
  • затрудненный пуск мотора даже в теплую погоду;
  • двигатель плохо «тянет», не способен развить высокие обороты;
  • увеличивается детонация топлива.

Езда с отжившим свое воздушным фильтром влечет резкий скачок износа свечей зажигания; дополнительно будут проявляться сбои в работе электронного блока управления двигателем. Зачастую забившийся «воздушник» является причиной включения индикатора «Check Engine».

Своевременно менять фильтрующий элемент необходимо еще и по причине того, что он очищает воздух поступающий из окружающей среды в салон.

Покупка новой детали

Новый фильтр на «четырнадцатую» стоит не более 300 рублей. Запчасти продаются в любых магазинах, специализирующихся на отечественном автопроме. Нужно отметить, корпус воздушного фильтра Ваз 2114 является отдельной деталью и приобретается дополнительно. Низкие цены на комплектующие делают установку воздушного фильтра Ваз 2114 посильной задачей для любого владельца «чепырки».

Некоторые умельцы умудряются своими руками чистить использованные фильтрующие элементы, но по сути, результат от этого нулевой. Ресурс у восстановленных фильтров крайне мал, а времени на ручную очистку требуется немало, поэтому изначально эта затея нецелесообразная.

Большинство автолюбителей предпочитают штатную деталь с маркировкой ВФ-14. Продается на любом авторынке за 150-200 рублей. Если Вы заинтересованы в максимальном ресурсе фильтрующего элемента, то рекомендуем приобретать комплектующие немецких производителей (на рынке представлены изделия фирм MANN и HENGST).

Также в продаже имеются так называемые «фильтры нулевого сопротивления». «Нулевики» ощутимо повышают мощность мотора, но при этом их монтаж требует дополнительной доработки силового агрегата.

Как правильно ставить воздушный фильтр Ваз 2114

Замена воздушного фильтра — одна из наиболее простых манипуляций, связанных с текущим обслуживанием автотранспорта. Для проведения мероприятий по замене фильтрующего элемента автолюбителю потребуются:

  • новый фильтр;
  • чистая ветошь;
  • тара под крепеж крышки воздушного фильтра;
  • отвертка под крестовый шлиц.

Все будет сделано быстро и без ошибок, если придерживаться алгоритма, который изложен ниже.

Правильная последовательность действий:

Установка воздушного фильтра Ваз 2114 завершена, дел на три минуты. До начала работ, в качестве меры предосторожности, снимите клеммы с АКБ, чтобы обесточить автомобиль. Крепеж крышки аккуратно складывайте в заранее подготовленную тару.

Несмотря на свою конструктивную простоту, воздушный фильтр играет весьма важную роль для исправной работы автомобильного двигателя и также требует к себе внимания. Поэтому важно знать, когда и как заменить воздушный фильтр.

Читайте в этой статье

Экскурс в матчасть

Как известно, в камере сгорания любого двигателя, хоть , хоть , воспламеняется не чистое горючее, а топливно-воздушная смесь. Причем воздуха, который необходим для процесса горения, в такой смеси содержится минимум в 15 раз больше, чем самого топлива. Разумеется, что этот компонент смеси берется непосредственно из атмосферы, которая содержит не только газы, но и частицы пыли, мелкие капельки различных жидкостей и так далее.

Если механические частицы, избытки влаги и другие примеси попадут внутрь двигателя и камеры сгорания в частности, тогда это приведет к существенному сокращению срока службы и серьезным поломкам.

Однако, благодаря воздушному фильтру, воздух поступает уже очищенным от различных примесей. Они остаются на фильтрующем материале. Вполне очевидно, что фильтрующий элемент со временем забивается, так что рано или поздно придется заменить воздушный фильтр двигателя. В подавляющем большинстве случаев сделать это можно самому. Придется только купить подходящую запчасть.

Виды воздушных фильтров

Автомобильные воздушные фильтры, устанавливаемые на двигатели, различаются по своим конструктивным особенностям, и, кроме того, по способам очистки воздуха. Что касается первого критерия, то здесь можно выделить три типа:

  • цилиндрические;
  • кольцевые;
  • панельные;

По способам очистки деление происходит так:

  • Бумажные. Сегодня это наиболее распространенный вариант. В качестве фильтрующего материала используется, как следует из названия, специальная бумага с пористой структурой, которая задерживает частицы размером даже в один микрон. Бумага имеет специальную пропитку и не теряет своих свойств при контакте с водой, маслом, бензином или соляркой. Для увеличения полезной площади поверхности многослойный материал сложен в виде гармошки. Такие фильтры не подлежат восстановлению и просто меняются тогда, когда исчерпывают свой ресурс.
  • Инерционные. Сейчас эти фильтры практически не используются. Разве что на старых автомобилях еще можно встретить подобные решения. Суть их работы заключается в том, что внутри корпуса находилась мочалка из лески. Попадающий внутрь фильтра воздух резко меняет свое направление. Крупные частицы оседают на дне, а более мелкие – внутри мочалки. Замена воздушного фильтра такого типа не производилась, так как фильтр просто мыли, чистили и снова устанавливали. В более совершенном варианте данного типа фильтров на дне корпуса помещалось масло для более качественного улавливания посторонних частиц.
  • Фильтры с нулевым сопротивлением (нулевики). Конструктивно похожи на бумажные. Однако в качестве фильтрующего материала в данном случае используется пропитанная специальными составами многослойная ткань (типа марли) или поролон. Для повторного использования требуется очистка шампунями. По стоимости дороже бумажных. По этим причинам почти не используется на обычных авто. Зато такие фильтры распространены на спортивных машинах из-за минимального сопротивления воздушным потокам и лучшей пропускной способности.
  • Цилиндрические фильтры встречаются намного реже. Но в общих чертах при их замене предстоят уже описанные выше операции.

Итак, владея этой информацией, начинающие автомобилисты смогут выбрать в магазине нужный фильтр. Если, все-таки, возникнут затруднения, то всегда можно заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля и, конечно, желательно посмотреть под капот.

Как произвести замену воздушного фильтра самостоятельно

В том, чтобы правильно заменить воздушный фильтр, нет ничего сложного даже для начинающего автолюбителя. Из инструментов может иногда потребоваться только один гаечный ключ подходящего размера, а также отвертка плоская и крестовидная.

Как уже говорилось выше, фильтр располагается под капотом. К нему часто подведен шланг или гофра — воздуховод. Место расположения можно уточнить в техдокументации к авто. Например, у автомобилей отечественного производства, особенно у старых моделей, он помещен как бы над двигателем и напоминает внешним видом своего корпуса плоскую кастрюлю. Под таким названием и вошел в обиход. Итак, процесс замены этого узла будет иметь небольшие отличия, обусловленные типом применяемого фильтра. И не забудьте в целях безопасности отключить перед началом работы.

  1. Кольцевой. Чаще встречается на авто. Чтобы извлечь фильтрующий элемент, необходимо снять крышку корпуса. Она, как правило, фиксируется либо защелками, либо винтами. Защелки открываются руками. Винты можно открутить при помощи пассатижей. Ну, а если крышка крепится болтами, то тут потребуется гаечный ключ подходящего размера. Скорее всего, это будет ключ на 10. После того, как крышка будет открыта, старый фильтрующий элемент изымается, а на его место вставляется новый. Но перед этим стоит удалить находящийся в корпусе мусор.

    Новый фильтрующий элемент оклеен защитной пленкой или бумагой. Ее, разумеется, перед установкой нужно снять. Важно следить за тем, чтобы фильтр встал строго на отведенное ему место. Не путайте верх и низ. На нижней стороне может располагаться уплотнение.

    После этого крышка возвращается на место. Если она крепится не защелками, а гайками или винтами, то затягивать их необходимо равномерно.

  2. Панельный фильтр обычно стоит на моторах с , заключен в специальном корпусе. Меняется примерно так же, как и предыдущий тип. Разница в том, что крышка корпуса воздушного фильтра может крепиться болтами. Для их отворачивания понадобится крестовидная отвертка. Важно помнить, что в данном случае также нужно следить за правильностью установки «верх-низ».

Как часто менять воздушный фильтр на автомобиле

Вообще, к новым фильтрам может прилагаться инструкция по установке, следовать которой требуется неукоснительно. А что касается того, как определить необходимость замены, то это можно сделать визуально. Либо можно производить эту операцию через каждые 15-30 тысяч километров пробега. Решает автовладелец сам, но нужно помнить, что забитый фильтр является одной из причин повышенного расхода топлива или неустойчивой работы ДВС.

В первом варианте необходимость замены фильтра наступает в том случае, если материал слишком загрязнен. Некоторые водители предпочитают производить этот вид ремонта вместе с . Кроме того, если на двигателе имеется турбонаддув, то срок эксплуатации стоит сократить на треть. Использование двигателя без установки воздушного фильтра категорически запрещается.

Итак, замена фильтра воздуха на двигателе входит в стандартный набор процедур по обслуживанию автомобиля. В ней нет ничего сложного. Нужно только определить тип элемента, приобрести его и заменить, согласно инструкции и приведенным выше рекомендациям.

Читайте также

Какой срок службы воздушного фильтра. Через сколько километров производится рекомендуемая замена. В каких случаях и почему нужно менять фильтр раньше срока.

  • Что делать, если машина стала хуже разгоняться, не набирает скорость, есть провалы при разгоне. Почему мотор не тянет, как найти причину снижения мощности.