Допустимый люфт рулевого управления легкового автомобиля. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Штраф за люфт в рулевом управлении

Неисправности рулевого управления, при которых Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспортных средств

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

– легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов.

"А что это за нерусское слово такое, люфт?" – часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Сейчас мы с этим разберемся.

Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то "с ужасом" увидите, что колеса стоят на месте!

Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть люфт, то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Только любой люфт должен быть в пределах нормы.

Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10°, то эксплуатация автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль начинает "рыскать" по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может привести к незапланированным контактам с другими участниками движения.

При движении за городом на большой скорости эффект рыскания автомобиля по дороге обычно усиливается и, в конце концов, водитель просто теряет контроль над поведением машины. Кроме того, повышенный люфт руля требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Очень опасно эксплуатировать автомобиль, если имеются нарушения в креплениях многочисленных шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, когда сорваны или не затянуты резьбовые соединения, а также, если они ненадежно зафиксированы. При движении машины из-за постоянных вибраций возможно разъединение элементов рулевого управления. А это уже ведет к полной или частичной потере управляемости автомобиля и к непредсказуемой траектории его движения.

Вот почему в рулевом управлении все резьбовые соединения затянуты специальными гайками, которые фиксируются шплинтами от самопроизвольного отворачивания. В некоторых конструкциях применяются разовые самоконтрящиеся гайки. И не стоит экономить на этих копеечных деталях, повторно используя разовую гайку или погнутый шплинт, ведь эта экономия может "аукнуться" весьма плачевно.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Прежде всего, давайте разберемся с тем, что такое "усилитель рулевого управления".

Гидроусилитель руля предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, распределительного устройства и гидроцилиндра (рис. 53).

Рис. 53. Схема гидроусилителя рулевого управления: 1 – насос усилителя; 2 – распределительное устройство; 3 – трубопроводы; 4 – силовой цилиндр усилителя; 5 – поршень усилителя со штоком; 6 – маятниковый рычаг; 7 – емкость для масла

При повороте руля распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидроцилиндра, помогая тем самым водителю поворачивать управляемые колеса.

При повороте рулевого колеса налево жидкость под давлением поступает в полость А (рис. 53), а при повороте направо в полость Б. Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гидроусилитель не действует.

Запрещается движение при неисправности рулевого управления. [Здесь и далее красным шрифтом дается перечень неисправностей, при которых дальнейшее движение транспортных средств запрещается в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.]

Если в пути произошел отказ в работе рулевого управления, то дальнейшее движение автомобиля запрещено! Самостоятельно вы не имеете права проехать ни метра, да и навряд ли это вам удастся. Правда, есть возможность устранить неисправность на месте, если вы "дока" во "внутренностях" автомобиля и возите с собой массу запасных деталей. В противном случае, вам предстоит вызвать передвижную службу автосервиса или специализированного буксировщика.

Люфт - термин в механике, который подразумевает наличие свободного хода у элемента механической системы. Он представляет собой параметр, по которому можно судить о величине движения упомянутого выше узла для получения ответа со стороны другого - управляемого узла.

Другими словами, размер люфта характеризуется как величина поворота или смещения управляемого элемента, которое не приводит к каким-либо изменениям в объекте.

Применительно к автомобилю и - угол поворота руля, при котором машина продолжает движение в неизменном направлении.

Что подразумевается под суммарным люфтом рулевого колеса?

Еще один термин, требующий рассмотрения - «суммарный люфт». Под ним подразумевается общий угол, отсчет которого начинается при крайнем положении рулевого колеса с одной стороны, когда начинается поворот, до противоположного положения, когда машина начинает движение в другом направлении.

Чтобы разобраться в принципах работы суммарного люфта, важно понимать конструкцию и особенности работы системы управления. Если исходить из технической составляющей, принцип действия люфта имеет следующий вид.

В передаче рулевых тяг присутствует шток, который фиксируется с небольшим зазором в один-два миллиметра.

Это расстояние необходимо для защиты узлов зацепления рулевой системы от износа по причине чрезмерного трения.

Наличие зазора - технологическое решение, позволяющее держать зацеп в необходимом положении и не касаться к поверхности зубцов.

Для водителя этот параметр представляет собой свободный ход рулевого колеса, позволяющий получить более точное управление автомобилем и чувствовать, в какой момент изменяется направление движения транспортного средства.

По сути, это полное расстояние, которое проходит руль, прежде чем машина поедет в левую или правую сторону.

Многие ошибочно считают это явление негативным и пытаются от него избавиться. Не стоит этого делать, ведь люфт в рулевом управлении - норма для каждого автомобиля. Другое дело, что он должен иметь строго определенную величину.

Здесь прослеживается интересная закономерность - чем большие габариты имеет авто, тем более высоким является показатель люфта.

В процессе измерения суммарного люфта обязательно соблюдение ряда условий:

  • Передние колеса располагаются в нейтральной позиции и стоят на твердой (асфальтной или бетонной) поверхности.
  • Покрышки управляемых колес сухие и чистые.
  • Двигатель автомобиля заведен. Это актуально, если тестируется работа усилителя рулевого привода.
  • Натяжение приводного ремня насоса усилителя руля, а также уровень рабочей жидкости должны соответствовать требованиям, которые утверждены заводом-изготовителем.

Проверка суммарного люфта производится посредством измерения угла поворота управляющего колеса между фиксированными позициями изменения движения в левую и правую сторону.

Для получения точных параметров измерение производится от двух и более раз.

Что такое начало поворота рулевого колеса?

Помимо рассмотренного выше, существует еще один термин, о котором нужно знать - начало поворота управляемого колеса.

Под этим параметром скрывается угол поворота колеса на 0,06 градуса с погрешностью 0,01 градус в одну и другую сторону.

Измерение параметра производится при отталкивании от позиции прямолинейного движения.

Допустимые люфты в автомобилях

В ПДД прописаны нормированные показатели суммарного люфта для различных автомобилей. Кроме того, этот параметр не должен превышать цифр, указанных в документации по эксплуатации машины.

Если в бумагах производителя отсутствуют специальные рекомендации, люфт должен быть следующим:

  • Для легковых машин, а также сделанных на их основе узлов автобусов и грузовиков - 10 ;
  • Для автобусов - 20 ;
  • Для грузовиков -25 .
  • Для ВАЗ-2106, 2107, 2110, 21213 - 5 ;
  • Для Газель 3302 - 20 (пассажирский вариант) и 25 (грузовая машина).

Причины большого люфта

Объяснением увеличения люфта могут быт изменения в конструктивных особенностях рулевого управления, а также разрушение их элементов.

К основным причинам можно отнести:


Если говорить в целом, люфт возникает при неисправности в цепочке между рулевым колесом и колесами.

Чтобы выяснить причину, необходимо пройти всю цепочку и определить «слабые» места. Главное - убедиться, что речь идет именно о повышенном свободном ходе, а не о других проблемах.

К другим причинам люфта в рулевом управлении можно отнести:

  • Износ или неправильная регулировка зацепления «червяка» и роликового механизма.
  • Износ оси или втулок маятникового рычага.
  • Ослабление крепежа картера.

Признаки поломки

Как отмечалось выше, для эффективного устранения неисправности ее необходимо своевременно диагностировать. Для этого достаточно знать признаки люфта в рулевом управлении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Появление стука в рулевом механизме;
  • Повышенные вибрации во время движения;
  • Скрип при повороте колес;
  • Отклонение от заданной траектории при прямом положении рулевого колеса.

При настройке люфта рулевого управления стоит брать во внимание рекомендации производителя и правила ПДД.

Настроенный параметр не должен превышать верхний предел, но и занижать показатель также не стоит.

Слишком низкий люфт рулевого колеса может привести к дополнительному дискомфорту и ухудшению управляемости автомобилем.

При этом не стоит игнорировать появление маленького люфта, ведь со временем этот параметр может увеличиться, и тогда бороться с проблемой будет сложнее.

Да и неудобно управлять машиной, когда постоянно приходится «ловить дорогу» и вращать рулевым колесом в одну и другую сторону.

Диагностика проблемы и применяемые приборы

Чтобы определить, соответствует ли параметр норме, необходимо сделать небольшую проверку.

Чтобы точно убедиться в наличии проблемы, можно использовать специальный прибор - люфтомер.

С его помощью можно проверить общий (суммарный) люфт в системе.

Одним из вариантов прибора является К 524 М или ИСЛ-М, которые могут применяться обычными автовладельцами и профессионалами на СТО.

С помощью люфтомера удается определить величину свободного хода всего за три минуты, в том числе с учетом монтажа и снятия устройства.

Алгоритм действий при диагностике люфта рулевого управления следующий:

  • Заведите мотор (он должен работать на холостом ходу);
  • Поставьте передние колеса параллельно продольной оси машины. Одновременно с этим убедитесь в работе гидравлического усилителя;
  • Поверните руль в одну, а потом в другую сторону. В этот момент фиксируйте моменты, когда передние колеса начинают прокручиваться в требуемом направлении. Расстояние, которое проходит рулевое колесо между этими промежутками - это и называется люфтом (свободным ходом).

Такая проверка считается отличным вариантом для водителей, которым необходима точная и быстрая информация.

При этом не имеет значения, как была диагностирована проблема. Если люфт в рулевом управлении превышает норму, он должен быть устранен.

Как устранить неисправность: основные способы

Чтобы отрегулировать рулевое управление, потребуется стандартный набор инструментов, позволяющих настроить крепление.

Если ручное измерение или прибор К 524 М показал неподходящий результат, стоит сделать следующее:

  • Попробуйте настроить винты, усиливающие карданные шарниры. Найти эти элементы можно на валу рулевого управления.
  • С помощью регулировочного винта шарниров поставьте необходимый параметр.
  • Проверьте величину люфта. Если свободный ход остался выше нормы, необходимо искать другую причину.
  • Подтяните регулировочную гайку на рулевой рейке (если такой предусмотрен), это устранит зазоры между зубчатой планкой и ведущей шестерней, который и может быть причиной люфта.

Следующим шагом в регулировке может быть настройка шарниров рулевых тяг.

Сделать это в условиях гаража сложнее, ведь для выполнения работы потребуется эстакада, смотровая яма или подъемник.

С большой вероятностью вы увидите, что шарниры повреждены, а это свидетельствует о необходимости подтяжки винтов. Кроме того, стоит протянуть и рулевые тяги.

Если устранить люфт описанными выше методами не удается, остается только одно решение - разобрать механизм рулевого управления и поменять вышедшие из строя детали.

При отсутствии необходимого опыта и знаний можно обратиться к опытным специалистам на СТО.

О важности рулевой системы автомобиля не стоит упоминать лишний раз, поскольку всем и так ясно, что она играет ключевую роль в безопасности вождения. Вот почему не следует пренебрегать регулярным техосмотром и ремонтом всех деталей этой системы, ведь частая эксплуатация ведет к снашиванию даже наиболее надёжных узлов и агрегатов. Самый распространённый симптом неисправности заключается в таком явлении, как люфт рулевого колеса. Любой мало-мальски грамотный и ориентирующийся в пдд автомобилист должен быть знаком с этим термином, чтобы уметь, при желании вовремя диагностировать и устранить проблему.

Для того, чтобы понять как работает суммарный люфт в рулевом управлении, нужно немного разобраться в конструкции рулевой системы. С технической точки зрения это можно описать примерно так: в передаче рулевых тяг есть шток, который зафиксирован неплотно, с зазором в 1-2 миллиметра. Если бы не это расстояние, то все входящие в зацепление детали снашивались бы намного быстрее, в результате сильного трения. Зазор же позволяет удерживать зацеп, при этом не соприкасаясь со стенками зубцов передачи – отсюда и возникает люфт.

С позиции водителя люфт определяется как свободный ход руля, необходимый для получения отклика элемента системы, которым вы управляете (в нашем случае это передние колеса). Проще говоря – это расстояние, которое преодолевает рулевое колесо, прежде чем машина сделает определенный маневр. Это явление нельзя назвать негативным, поскольку минимальный люфт присутствует в управлении любого автомобиля и увеличивается пропорционально размеру транспортного средства.

Однако спустя продолжительное время эксплуатации люфт возрастает до опасного уровня, когда автомобиль перестаёт слушаться и с опозданием реагирует на «команды» водителя.

Если вовремя не среагировать и не устроить проверку, в лучшем случае вас ждет дорогой ремонт, в худшем – согласно пдд ваш автомобиль становится потенциальным источником опасности на дороге.

Причины люфта

Искать причину появления люфта нужно, конечно же, в конструкции системы рулевого управления:


В целом же, практически всегда люфт провоцирует какая-либо неисправность в цепочке руль-рейка-тяги-колеса. Для того чтобы выявить причину, нужно пройтись по каждому звену, тщательно проверить детали и выявить, где и что было недокручено – поскольку как раз этот элемент и стопорит работу управления. Но для того, чтобы не перепутать люфт с какими-либо другими неисправностями, нужно изучить его практические симптомы.

Признаки

Если ходовая часть автомобиля становится все менее чувствительной к вашим воздействиям, значит, пора проанализировать появившиеся проблемы в управлении. Предельное допустимое значение свободного хода руля ровняется 30 миллиметрам, или же 10 градусам, согласно пдд. Любые отклонения от нормы считаются неисправностями.

Для того чтобы определить укладывается ли люфт в этот параметр, нужно устроить небольшую проверку:


Хотя на самом деле неважно, что именно помогло вам диагностировать неполадку – люфтомер 524, какая либо другая модель этого устройства, или простые измерительные инструменты. Если проблема определена, нужно заняться её устранением.

Как убрать

Для того чтобы отрегулировать рулевое управление, понадобится несколько простых инструментов, которые позволят настроить крепления.

Если люфтомер К 524 М показал нежелательный результат, следует попробовать осуществить настройку винтов усиления карданных шарниров. Эти элементы находятся на рулевом валу. Для этого мы находим регулировочный винт шарниров и устанавливаем допустимое значение. Затем проверка повторяется, и если свободный ход все еще превышен, значит причина в другом.

При завышенных показателях по люфтомеру также рекомендуется отрегулировать шарниры рулевых тяг. Но сделать это будет сложнее, поскольку вам понадобится подъёмник или помещение со смотровой ямой. Скорее всего, вы обнаружите что шарниры «раздолбаны», а значит их крепления нуждаются в подтяжке. Также можно подтянуть рулевые тяги.

Иногда состояние деталей не оставляет других вариантов, кроме как полностью разобрать рулевой механизм и заменить изношенные элементы. В этом случае лучше обратится к услугам профессиональной автомастерской, чтобы по неопытности не повредить систему.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10°
  • Автобусы — 20°
  • Грузовые автомобили — 25°

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

При каком значении суммарного люфта в рулевом управлении допускается эксплуатация легкового автомобиля?

Суммарный люфт в рулевом управлении легкового автомобиля не должен превышать 10 градусов.

При каком максимальном значении суммарного люфта в рулевом управлении допускается эксплуатация автобуса?

Суммарный люфт в рулевом управлении грузового автомобиля не должен превышать 25 градусов.

Автомобилистам следует тщательно следить за состоянием узлов и механизмов эксплуатируемого автомобиля. Халатное отношение к исправности транспортного средства (ТС) может привести к очень серьезным поломкам и возникновению аварийных ситуаций на дорогах. Неисправности авто различаются по масштабам и сложности, при наличии некоторых из них эксплуатация транспорта запрещена.

1 Когда эксплуатация машины под вопросом – 3 категории неполадок

Существуют разные неисправности автомобиля, при которых запрещено эксплуатировать ТС. Машину при большинстве из них можно использовать, чтобы добраться до ремонтной мастерской, но для любого другого движения она уже не предназначена. По нормам действующих ПДД транспорт может быть запрещено использовать, даже при наличии сравнительно мелких неполадок.

Выделяется несколько категорий неисправностей, при которых нельзя или не рекомендуется использовать ТС:

  1. Проблемы с авто, при которых дальнейшая эксплуатация категорически запрещается. К таким неисправностям относят поломки, при которых даже при движении в авторемонтную мастерскую, автомобиль может представлять серьезную опасность для самого водителя и всех остальных участников дорожного движения. Сильно поврежденные авто увозят на ремонт на эвакуаторе или буксире.
  2. Неисправности, при которых эксплуатация авто запрещена, кроме движения до ремонтной мастерской. К таким проблемам с машиной относят механические неисправности.
  3. Незначительные поломки, при которых эксплуатация транспортного средства возможна – неработающий амортизатор, стеклоподъемник и т.д. Другими словами, незначительными считаются неисправности, которые не оказывают серьезного воздействия на работу автомобиля. Однако даже такие поломки могут привести к некоторым сложностям при использовании машины и к возникновению гораздо более существенных неисправностей.

Именно поэтому нужно периодически проводить диагностику для выявления неисправностей и максимально быстро реагировать на любые обнаруженные проблемы в механизмах и узлах ТС. Только так вы можете гарантировать долгую службу и безотказность собственной машины.

2 Неисправности, при которых использование ТС категорически запрещено

Чаще все причиной невозможности безопасного использования машины выступают проблемы с рулевым управлением и тормозной системой. С неисправными тормозами авто использовать нельзя, ведь такое транспортное средство представляет серьезную угрозу безопасности дорожного движения. В ПДД указывается, что эксплуатация ТС возможна, только если тормозная система может обеспечить неподвижное состояние автомобиля при полной нагрузке на дороге под углом до 16 градусов. Для легковых автомобилей и автобусов угол остановки под наклоном составляет 23 градуса, а для грузовых – 31.

Существует всего две неисправности тормозной системы, при которых дальнейшая эксплуатация авто возможна:

  1. Уменьшенный свободный ход педали.
  2. Нерабочая лампа тормозов.

Не менее распространены и , из-за которых использовать машину нельзя. Транспортное средство запрещено эксплуатировать, если люфт рулевого колеса превышает допустимую норму. Для разных автомобилей эта норма различается:

  1. Для легковушек – 10.
  2. Для автобусов – 2.
  3. Для грузовиков – 25.

Кроме того, автомобиль категорически запрещено использовать в случае неисправностей внешних световых приборов. Ночью и при плохой видимости авто с неработающими фарами не может нормально и безопасно двигаться по дороге, оно представляет собой прямую угрозу для водителя и других автомобилистов. Количество осветительных устройств должно полностью соответствовать числу, предусмотренному конструкцией.

Эксплуатация авто невозможна также в следующих условиях:

  1. Если внешние световые устройства сильно загрязнены.
  2. Если неправильно выполнена .
  3. Если на фары не установлены рассеиватели или они не соответствуют типу используемых осветительных приборов.
  4. Если на машине не работают задние габариты.
  5. Если установлены передние фары с огнями любого цвета, кроме белого.

Цвет внешних световых огней регламентируется ГОСТом. Если установлены приборы, не соответствующие п. 2.5.6 ГОСТа, то эксплуатация такого ТС будет запрещена. А вот автомобиль без противотуманных фар использовать можно, не опасаясь проблем с автоинспекторами.

Отдельно стоит затронуть тему автомобилей с неработающими омывателями и стеклоочистителями. Машину с такими неисправностями разрешено использовать, но только в условиях, когда эти проблемы не оказывают негативного влияния на безопасность дорожного движения. В периоды, когда в таких устройствах есть необходимость, к примеру, при сильном дожде или снегопаде, использовать автомобиль нельзя, ведь водитель попросту не сможет нормально следить и своевременно реагировать на ситуацию на дороге.

Если авто с неработающими стеклоочистителями остановят во время дождя, в отношении водителя могут быть приняты штрафные санкции, которые будут сопровождаться снятием с транспортного средства номерных знаков. Однако это еще не самых худший результат эксплуатации ТС с неработающими очистителями из возможных, ведь из-за такой проблемы повышается вероятность аварии. Если автомобиль эксплуатируется вместе с прицепом, то его нельзя будет использовать в случае неработающего или ненадежного сцепного устройства.

3 Механические повреждения, при которых можно доехать только до автоцентра

При механических проблемах с авто водителю разрешено самостоятельно доставить его до места ремонта или назначения, при условии соблюдения всех возможных мер безопасности. К таким механическим повреждениям принято относить значительный износ протекторов шин и другие неисправности резины:

  • механические повреждения шин, при которых корд становится видимым;
  • расслоение каркаса шины;
  • начальная стадия отслоения протектора резины.

Водителям запрещено также ставить на одну ось шины с различными рисунками протекторов, а еще совмещать зимнюю и летнюю резину – шины с шипами и без. Еще одной причиной необходимости скорейшей доставки транспортного средства до места ремонта является неисправный двигатель. Машину нельзя использовать, если в отработанных газах слишком большое содержание вредных веществ – когда этот показатель существенно превышает допустимую норму. На машине нельзя ездить и в случае, когда она при движении производит слишком сильный шум.

Часто встречаются и другие проблемы, при которых машины можно использовать только для движения в автомастерскую, а именно:

  • проблемы в работе ручного тормоза;
  • отсутствие ремней безопасности или их несоответствующее качество;
  • поломка спидометра (желательно устранять неисправность на месте ее обнаружения, если сделать это невозможно, нужно сразу отправляться в ремонтную мастерскую);
  • проблемы со звуковым сигналом;
  • отсутствие знака аварийной остановки или аптечки (эти недостатки не сказываются напрямую на работоспособности машины, но по закону без этих элементов авто использовать нельзя);
  • поломка механизма обогрева стекол;
  • поломка механизма регулировки водительского сидения.

Проблемы, из-за которых машину запрещается эксплуатировать, могут создавать сами автомобилисты. По закону запрещено вешать на заднее стекло шторки, если хотя бы с одной стороны авто нет бокового зеркала заднего вида.

Если вы выявили неисправность, какой бы мелкой она не была, ее необходимо в ближайшее время устранить. Если этого не сделать, то спокойно ездить на машине не получится. Во-первых, из-за поломки на дороге может возникнуть аварийная ситуация. Во-вторых, неисправность может быть обнаружена сотрудниками ГИБДД, в результате чего в отношении вас примут штрафные санкции. В-третьих, затягивая ремонт, вы рискуете сильно усугубить и усложнить имеющиеся проблемы, в результате чего запоздалый ремонт обойдется намного дороже.