Как проверить что аккумулятор заряжен. Как правильно проверить автомобильный аккумулятор в гаражных условиях? Если нет специальных приборов

Содержание:

Аккумуляторные батареи (в сокращении АКБ) как источники электрической энергии нуждаются в периодическом тестировании. Простейшим тестом может быть использование аккумулятора по его прямому назначению. Например, в фонарике по яркости свечения лампы или в автомобиле по энергичности раскручивания стартера. Но эта оценка состояния аккумулятора весьма приблизительна. Особенно для аккумулятора автомобиля. Ведь имеет значение сама конструкция этого электроприбора. Разновидностей аккумуляторных батарей существует несколько. Их главное отличие в агрегатном состоянии компонентов.

Автомобильный аккумулятор, как и некоторые другие аналогичные устройства, содержит жидкий электролит. Его состояние проверяется по специальной методике соответствующими приборами. Но электрические характеристики аккумулятора, как в автомобиле, так и в любом другом случае, можно проверить с помощью мультиметра. Поэтому далее в статье более подробно остановимся на том, как проверить аккумулятор мультиметром. Его также часто именуют тестером, применяя это название в основном к приборам со стрелочным табло.

Что проверяется в аккумуляторе

Любой аккумулятор, независимо от его конструкции, оценивают по трем основным показателям:

  • способность в течение определенного времени поддерживать заданный уровень электрической мощности, что называется емкостью аккумулятора;
  • величина силы тока, при которой такой ампераж не вызывает поломку в этом источнике электроэнергии;
  • напряжение в полностью заряженном состоянии.

Напряжение аккумулятора, не питающего нагрузку, является максимальным по величине. Оно всегда уменьшается либо по мере разряда, либо в зависимости от силы тока аккумулятора, даже если он полностью заряжен, но питает ту или иную нагрузку. Силу тока в электрической цепи заряженного аккумулятора определяет не только нагрузка, но и его внутреннее сопротивление. Оно в основном и характеризует батарею как источник электроэнергии. Чем оно меньше, тем больше электрическая мощность аккумуляторной батареи.

Проверка зарядки аккумулятора мультиметром сводится к замерам напряжения и силы тока. На аккумуляторе любой конструкции можно померить напряжение этим прибором. Но чтобы оценить заряд аккумулятора мультиметром, замерьте в цепи зарядного устройства силу зарядного тока. Если его величина уменьшается, значит, происходит определенный процесс зарядки. Но следует уточнить то, что проверить напряжение и зарядный ток - это значит просто выяснить, «жив» электроприбор или «мертв». То есть, может ли батарея использоваться как хотя бы плохонький источник электроэнергии.

Проверка под нагрузкой

Полная проверка аккумулятора всегда делается с замерами токов нагрузки. Например, чтобы проверить аккумулятор автомобиля, нужна нагрузка, рассчитанная на токи в десятки ампер. Такая электрическая конструкция называется нагрузочной вилкой. Перед тем как проверить мультиметром автомобильный или иной мощный аккумулятор, надо позаботиться о том, чтобы такая вилка была в наличии. Она может быть в комплекте с тестером. Ее можно купить в магазине. Ну и, в крайнем случае, такую конструкцию можно изготовить своими руками.

Вилка по своей сути - это резистор с параллельно присоединенным вольтметром. Он позволяет измерить напряжение на клеммах аккумулятора, нагруженного этим резистором. Но поскольку ее присоединяют на относительно долгое время, для того чтобы оператор определил емкость батареи, резистор успевает сильно нагреться и нуждается в охлаждении. Отсюда и такая громоздкая конструкция. Но зато измеренная таким способом емкость получается достаточно точной. Поясним более детально, как измерить ее величину. Этим пояснением также дадим ответ на вопрос, как проверить заряд аккумулятора.

Сразу сделаем важное уточнение. Между измеряемым зарядом аккумулятора и термином «емкость», применяемым к нему же, никакого знака равенства быть не может. Просто эти слова используются на бытовом уровне для удобства как синонимы. Но суть аккумуляторной емкости состоит в изменении во времени величины силы тока. А понятие заряда статично, то есть означает некое финальное его значение при завершении процесса зарядки. Наиболее наглядным индикатором энергетического потенциала аккумулятора является напряжение на его клеммах.

Порядок действий

Перед тем как узнать, какое же на них напряжение, рекомендуем проверить автомобильный аккумулятор комплексно, а не только мультиметром. Такую проверку следует делать периодически, особенно перед тем, как зарядить его. Итак, начнем.

  • Осматриваем корпус со всех сторон, для того чтобы выявить трещины в нем.
  • Проверяем чистоту поверхности с клеммами. Хуже всего - это потеки электролита на ней. Они создают дополнительные цепи разрядки, которые медленно, но верно уменьшают энергоемкость через саморазряд аккумуляторной батареи. В этом несложно убедиться, приложив один щуп мультиметра к одной из клемм, а другим щупом прикоснувшись к корпусу в разных местах электролитного пятна. Прибор устанавливаем в режим измерения напряжения.

Если перевести прибор в режим измерения тока, можно получить представление о величинах токов утечки. Пролитый электролит надо обязательно удалить с поверхности.

  • Открыть пробки и замерить уровень электролита, набирая его уровнемерной трубкой (трубку погружаем до упора). Если необходимо, доливаем дистиллированную воду так, чтобы уровень в трубочке соответствовал норме.

  • Ариометром меряем плотность электролита.

Финальной проверкой будет измерение мультиметром электрических параметров аккумулятора. Замер напряжения на клеммах уже свидетельствует о состоянии батареи.

  • Показания мультиметра уточняем нагрузочной вилкой (не отключая щупы мультиметра для более точного измерения). Ее присоединяем к клеммам на пять секунд и фиксируем по табло мультиметра напряжение на 5–6 секундах. Отсчет времени достаточно сделать на раз, два, три, четыре, пять без каких-либо секундомеров.

Специально подобранное сопротивление нагрузочной вилки обеспечивает правильную нагрузку, которая, соответственно действующим стандартам, немного разрядит аккумулятор. Сопротивление вилки составляет 0,1 Ом, о чем упомянуто в ее техническом паспорте и может быть указано также на упаковке. Поэтому при самостоятельном изготовлении нагрузки из мощных резисторов надо получить именно такую величину их общего сопротивления.

Правильные и своевременные измерения позволят максимально использовать конструктивные возможности аккумуляторной батареи.

В заключение все важные параметры покажем вместе на одном изображении.

Со временем все аккумуляторы приходят в негодность или разряжаются. Чтобы не столкнуться с проблемой неисправного состояния АКБ, необходимо периодически проверять ее. Способов, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, несколько.

Внешний осмотр

При внешнем осмотре как нового аккумулятора, так и бывшего в использовании, проверяются различные его компоненты:

  • на чистоту. Они не должны иметь зеленоватого или белого налета. При его наличии необходимо очистить клеммы мелкозернистой наждачной бумагой, после чего смазать их вазелином.
  • Плотность прилегания клеммы и контактов. Из-за неплотного прилегания клеммы аккумулятор может недостаточно заряжаться, кроме того, это затрудняет запуск двигателя автомобиля. Для того чтобы уплотнить контакт, надо затянуть гайки, если же контакт после этого все равно остается неплотным, можно подложить металлическую прокладку.
  • Цельность корпуса. Даже малейшие повреждения со временем могут привести к утечке электролита. При выявлении дефектов в корпусе необходимо заменить аккумулятор на новый.
  • Грязь и влага на корпусе. Необходимо держать корпус в чистоте, так как это отрицательно влияет на . Грязь можно удалить, протерев корпус слабым щелочным раствором.

Проверка электролита

Для того чтобы проверить уровень электролита в используемом аккумуляторе необходимо снять с него клеммы и расположить его на горизонтальной поверхности. После этого следует открутить крышки всех емкостных банок аккумулятора, и посмотреть внутрь. Уровень электролита должен покрывать свинцовые пластины приблизительно на один сантиметр.

Для более точных замеров можно воспользоваться специальной градуированной трубкой – ареометром или же можно взять обычную стеклянную трубку и измерительный прибор. Трубка помещается внутрь до упора и закрывается сверху пальцем, после чего ее надо вытащить и измерить уровень, нормальные показатели должны быть в районе 10–15 мм.

Проверка плотности электролита осуществляется при помощи ареометра после полной зарядки при комнатной температуре. Для этого необходимо взять пробу из любой банки. Нормальные показатели должен быть в районе 1,28 г/см 3 . Проверять плотность необходимо раз в полгода.

Проверка аккумулятора при помощи нагрузочной вилки проводится как без нагрузки, так и под ней. Для проверки без нагрузки необходимо отключить клеммы от аккумулятора, после этого подсоединяется нагрузочная вилка. При полностью заряженном аккумуляторе напряжение должно быть 12,7 В. Падение показаний на 0,2 соответствует разрядке на 25 %.

Более важно производить замеры под нагрузкой, в идеальном состоянии показатели должны быть на уровне 10,2 В, если показатели ниже на 0,6, то это соответствует 75% заряду аккумулятора, причем за время замера напряжение не должно падать. Если такое происходит, то необходимо его заменить.

Как пользоваться нагрузочной вилкой, смотрите ниже:

Проверка мультиметром

Одним из популярных приборов проверки заряда аккумулятора является мультиметр. Данный прибор позволяет сделать не только замеры заряда аккумулятора, но и проверить всю электрическую систему автомобиля. Стоит данный прибор немного, в сравнении со своими возможностями. Для проверки заряда нужно перевести мультиметр в режим постоянного напряжения и отсоединить минусовую клемму.

Порядок работы с мультиметром представлен в видеоматериале:

Если нет специальных приборов

Существует несколько надежных и одновременно простых способов проверки состояния аккумулятора без различных приборов. Современные аккумуляторы оборудованы датчиком, который показывает уровень заряда. Для того чтобы понять, как пользоваться датчиком можно прочитать инструкцию, иногда информация размещается прямо на аккумуляторе.

Кроме того, можно проверять заряд аккумулятора при помощи света фар. Для этого надо, чтобы автомобиль успел остыть после использования, лучше всего делать это с утра, когда автомобиль простоит всю ночь. Необходимо включить ближний свет фар на 5 минут, в течение которых необходимо следить за ним. Яркость света не должна падать на всем протяжении теста. Если свет тускнеет, пора задуматься о замене аккумулятора.

Об этом стоит подумать и если будут получены плохие результаты в ходе теста со звуковым сигналом. Для проверки сначала включают фары на дальний свет и ждут одну минуту. После чего нажимают на звуковой сигнал, если он будет громкий, то все в порядке, тихий – аккумулятор надо менять. Стоит проверить на ощупь температуру аккумулятора, если он нагрелся, то есть вероятность его взрыва.

Все перечисленные способы помогут избежать неприятных ситуаций как дома, так и вдали от него.

Если вам посчастливилось стать автовладельцем, то рано или поздно вы столкнетесь с ситуацией, когда будет необходимо знать уровень заряда аккумулятора. И не важно, купили вы новый автомобиль или уже побывавший в эксплуатации. В нашей статье мы подготовили инструкцию о том, как правильно проверить аккумулятор и не остаться без «железного коня» в самый неподходящий момент.

Особенности севшего АКБ

Даже новички-автолюбители при постоянной эксплуатации авто замечают, когда автомобиль начинает давать сбои. И в один момент машина просто перестает заводится. Послужить этому может севший аккумулятор. Характерными чертами проблем с аккумулятором являются:

  • Вялая прокрутка стартером каленвала двигателя. Либо стартер не крутится совсем.
  • Быстрая потеря заряда. Это особенно заметно в период холодов.

Если вы обнаружили хотя бы один из этих признаков, не игнорируйте. Для начала проверить аккумулятор можно в домашних условиях, перед тем как обращаться в автомастерскую или покупать новую батарею.


Внешний осмотр аккумулятора

Регулярно проверять внешний вид аккумулятора желательно каждый раз, как решите заглянуть под капот авто. Ведь даже простая грязь на корпусе способна привести к преждевременной разрядке.

Если на корпусе имеются трещины, то проверьте надежно ли он закреплен. Плохая фиксация способствует тряске аккумулятора и приводит к деформации пластика.

Потеки электролита, пыль и грязь возле выводов батареи образуют загрязнения, приводящие к саморазряду. Необходимо очистить места соединений содовым раствором и вытереть насухо.

При наличии закисших клемм убедитесь в плотности крепления выводов. Зачистите клеммы наждачкой или щеткой по металлу, обработайте устойчивой к кислоте смазкой.

Устройства для проверки аккумуляторов

Внешний осмотр АКБ укажет на видимые недостатки эксплуатации, но «на глаз» уровень заряда узнать невозможно.


В помощь автолюбителям приведем пару тестирующих устройств для проверки аккумуляторов:

  • Мультиметр
  • Нагрузочная вилка

Проверка тестером

Для получения точных результатов зарядки аккумулятора, измерения лучше проводить через пару часов после зарядки. В паспорте на батарею указывают диапазон заряда и в большинстве случаев он не превышает 12,9 вольт.

Пошаговая инструкция:

  • Установите ручку прибора в состояние постоянного тока (DCA).
  • Вставьте положительный(красный) провод-щуп в разъём с диапазоном от 10 до 20А.
  • Отрицательный (черный) провод-щуп вставьте в общий разъем (COM)
  • Красным щупом прикоснитесь к положительному выводу батареи, черным – к отрицательному.
  • Снимите данные с дисплея прибора и сравните с технической документацией на батарею.

Помните, что длительность проверки аккумулятора тестером не должна превышать 2 сек, чтобы не повредить АКБ.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно быть меньше 12,6 Вт. Уровень заряда 12 Вт указывает, что аккумулятор сел на 50 % и необходима подзарядка. При значениях 11,5 Вт мы получаем полностью разряженный аккумулятор.


Диагностика нагрузочной вилкой

Для всесторонней проверки состояния батареи недостаточно одного тестирования мультиметром. Следующий этап – это проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

На практике иногда происходит, что при проверке напряжения данные показывают полную зарядку, а на деле стартер либо плохо крутится, либо не крутится совсем. Причиной этому может послужить неправильное использование аккумулятора в течении долгого времени. Поэтому необходимо проверить работу батареи под нагрузкой.

Нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с зажимом и нагрузочным проводом. Подсоединяем клеммы к выводам аккумулятора (+/+, -/-). Длительность измерения не более 5 сек.

Фиксируем показатели. При напряжении 10 Вт и ниже АКБ необходима подзарядка. При получении цифры 9 Вт стоит подумать о смене батареи.

Проверка уровня электролита

После устранения внешних недостатков и измерения напряжение приступаем к следующему шагу. Перед тем, как проверить уровень электролита в аккумуляторе, откройте заглушки банок и посмотрите внутрь.

Нормальным уровень электролита считают, когда он покрывает пластины на 1,5 см и больше. Для получения точных данных возьмите стеклянную трубку (примерно 3 мм диаметр) и погрузите в отверстие, заткнув пальцем один конец.

Если электролита мало, то пластины будут возвышаться над жидкостью. В этом случае необходимо добавить дистиллированной воды.

Проверка плотности электролита

Для адекватной работы АКБ необходимо не только регулярно измерять уровень электролита, но и его плотность. Сделать это можно с помощью специального прибора – ареометра.

Он представляет собой стеклянную колбу с грушей и пипеткой на конце. Внутри колбы измерительная шкала и утяжелитель. Как проверить аккумулятор ареометром показано на фото.

Необходимо открыть заглушки на всех банках батареи. Затем поочерёдно из каждой банки грушей набирается электролит. Поплавок должен свободно плавать. Измеряется плотность в каждой банке.


При получении данных в пределах среднего значения (1,27-1,29 гр/см3), то с электролитом ничего делать не нужно. Если цифры меньше, то добавьте дистиллированной воды. Если больше, то возьмите из банки с большей плотностью электролита и налейте туда.

Пару слов напоследок

  • Регулярно осматривайте аккумулятор снаружи
  • Измеряйте уровень электролита хотя бы раз в квартал.
  • Не позволяйте АКБ полностью разряжаться
  • В период ходов заносите аккумулятор в помещение

В нашей статье вы узнали, как провести полную диагностику аккумулятора. У каждого есть плюсы и минусы. Каким из них пользоваться, решать Вам. Но не забывайте, что хорошему хозяину аккумулятор может прослужить много лет.

Фото инструкция как проверить аккумулятор

Не успела наступить зима, как что-то стало не так с хорошо работающим последние пару-тройку лет аккумулятором. Чувствуется как он напрягается из последних сил, пытаясь оживить промороженную машин ку. И это при десяти десяти градусах мороза, то ли еще будет при двадцати, как обещали этой зимой? Как узнать не пора ли с аккумулятором что-то делать, чтобы не остаться один на один с холодной машиной зимой?

Многие глядя под капот задаются вопросом: Как проверить заряжен ли аккумулятор? Есть старый дедовский способ, о котором чуть ли не каждый номер журнала “За рулем” писал. Покупаем в магазине ареометр. Это такая трубка стеклянная с грушей и поплавком, которую нужно совать в аккумулятор и поплавок должен показать заряжен ли наш друг.


Ареометр действует по принципу измерения плотности электролита, грушей набираем электролит из аккумулятора, а поплавок тонет или всплывает в зависимости от плотности. На поплавке – шкала, показывающая плотность и соответствующую ей степень заряженности. Где-то там была еще и таблица, которая вносила поправки в показания, если температура в момент измерения отличается от 25 градусов Цельсия. Самый точный способ определения емкости, и к тому же самый правильный.





Внимательно осматриваем аккумулятор. Чтобы его лучше рассмотреть я даже принес аккумулятор домой. И так, смотрим и удивляемся, и куда тут чего? По большому счету большинство современных аккумуляторов считаются необслуживаемыми. (Необслуживаемый это значит первые два-три года с ним ничего не нужно делать, а когда нужно будет, проще выкинуть и купить новый) А для визуальной проверки заряженности есть даже некий глазок. У меня почему-то ничего через него не видно.

У необслуживаемых аккумуляторов считается, что все запаяно и заклеено, но мы-то с вами понимаем, что на заводе куда-то должны были заливать электролит в этот стандартный кислотный аккумулятор. Смотрим внимательно и видим, что отверстия все-таки есть, достаточно выкрутить при помощи монетки и можно проверять. Но мы не будем его проверять ареометром. Во-первых, там в аккумуляторе кислота, и очень неприятно будет, если она попадет, например, на палец. А во-вторых, понять степень заряда 12-ти вольтового аккумулятора можно просто померив напряжение на его клеммах и не пачкаясь кислотой. Метод конечно менее точный, зато пачкаться не нужно.

Только здесь два нюанса. Напряжение нужно мерить через несколько часов после последней поездки (зарядки), чтобы все химические процессы успокоились. Если померить сразу, то аккумулятор будет всегда показывать очень хороший результат. Мерить нужно цифровым вольтметром, который показывает десятые, а еще лучше сотые доли вольта. Конечно, если вы большой любитель автомобильных аккумуляторов, то можете воспользоваться первым вариантом, с кислотой и грушами, но я предпочитаю второй. К тому же у меня брелок от сигнализации показывает напряжение на аккумуляторе, поройтесь в инструкции к своей машине, может быть у вас есть нечто подобное.

Итак: таблица напряжений заряженного аккумулятора

Что хорошо, что температура воздуха практически не влияет на напряжение. Т.е. на морозе напряжение буде чуть меньше, но не сильно. Однако отрицательная температура очень даже сильно влияет на возможность аккумулятора отдать свою емкость. Смотрим на таблицу.

Приблизительная зависимость емкости аккумулятора от температуры окружающего воздуха

Если аккумулятор заряжен на 100% при 25 градусах цельсия, то чем ниже температура, тем меньше он может отдать своей емкости. Но если аккумулятор разряжен, скажем на 50%, то при понижении температуры до -20, завести машину можно будет только вызвав помощь друга. Да и разряженный аккумулятор может просто замерзнуть, превратившись в ледяной боченок. Конечно можно его оттаить, а потом попытаться зарядить, но как потом будет это все работать- известно. Плохо будет работать, если вообще будет. Так что лучше да такого не доводить.

И при каком напряжении уже нужно аккумулятор зарядить? Ответ дает производитель автомобилей. В некоторых особо продвинутых машинках, если напряжение аккумулятора падает ниже 12 вольт, например до 11,9 , что по согласно первой таблице – 40% емкости, то машина выдает на бортовом компьютере “Аккумулятор разряжен”. У меня, к примеру, она начинает противно блямкать при каждом открытии дверцы, мол, хозяин, скорее заряжай меня, скоро смерть моя придет. Конечно производитель перестраховывается и на таком разраженном аккумуляторе можно еще ездить, но лучше все-таки не дожидаясь мороза в 20 градусов нести аккумулятор на зарядку в теплое помещение.

Заряжаем аккумулятор при помощи автоматического зарядного устройства.

А в теплое, чтобы аккумулятор взял всю возможную емкость, а не сколько, сколько указано в таблице.
Зарядник должен быть полностью автоматическим, чтобы как раз и не носиться с ареометрами для выявления степени заряда/разряда. У меня осталась еще со старых времен и работает прекрасно, зяряжает даже 70A аккумулятор, хотя в инструкции написано, что работает для 55-60 амперных.

А можно ли подзарядить аккумулятор на холостом ходу, чтобы не таскать эти 15-19 килограммов? Подзаря дить конечно можно, вопрос сколько нужно гонять машинку на холостом ходу. Это время зависит от многих факторов. Но кроме эмпирических доводов, давайте обратимся к цифрам. Автомобильный генератор выдает до 80 Ампер при максимальных оборотах около 5000 оборотов. На холостом ходу генератор будет выдавать около 30-40 ампер. Много это или мало? Все зависит от потребителей. Если схема зажигания берет около 20 ампер, фары еще 20, обогрев стекла 15. Конечно чуть меньше, поскольку мы смотрим по величине предохранителей.

Но все равно мы видим, что даже при отключенных потребителях почти весь ток, который вырабатывает генератор, будет уходить на поддержание работы машины, и на заряд аккумулятора останется всего ничего, хорошо, если ампер 10. Таким током разряженный 60 амперный аккумулятор будет заряжаться порядка 6 часов и то, если аккумулятор будет принимать заряд, мы помним, что на морозе емкость аккумулятора резко уменьшается. Вот и ответ. А если вспомнить, что стартер сразу берет 150-200 ампер, а может и до 500 ампер в сильно заторможенно-промороженном варианте, то лишний раз запускать двигатель для “подзарядки” аккумулятора вообще не стоит. Лучше уж отнести разряженный аккумулятор заряжаться туда где тепло и ему будет хорошо.

Сколько нужно ездить, чтобы аккумулятор заряжался? Если у вас короткие поездки, скажем меньше часа, да еще по городу, где вы больше стоите в пробках на холостом или близком к холостому ходу, когда мы “медленно стоим” режиме, то аккумулятор в таком варианте будет постепенно разряжаться. И через пару-тройку месяцев, даже полностью исправный аккумулятор нужно будет заряжать. Зимой проблема усугубляется тем, что при коротких поездках холодный аккумулятор не прогревается и просто не может взять заряд. Летом, когда аккумулятор теплый, подзаряд начинается сразу же после начала поездки, что явно положительно влияет на возможность завести двигатель.

Выводы простые:
Во-первых, пока не заведен двигатель, лучше не включать дополнительные потребители энергии дабы сэкономить заряд аккумулятора. К примеру в моей машинке была такая функция как “Вежливый свет”, когда после постановки не сигнализацию, еще секунд 15 машина услужливо подсвечивала мне ближним светом дабы я не шел домой в темноте. Ага, а стоит она обычно мордой к забору, и вежливо так в забор светит. А с учетом того, что у меня для отключения этой фичи нужно было специально ехать на сервис и программировать автомобильные мозги, то аккумулятор эта штука сажала мне хорошо, пока я ее не отключил.
Во-вторых, меньше коротких поездок, мало того, что при этом расход бензина бешеный, так еще и аккумулятор садится. Но это уж как получится.
В-третьих контролировать напряжение на аккумуляторе. И если оно упало ниже 12 вольт, то не раздумывая нести заряжать аккумулятор. А если ему года три и более, и раньше он работал нормально, то либо что-то в машине подтерлось и замыкает, либо поездки короткие, а то может быть и менять пора, сейчас стоит это не так дорого.

Каждый владелец автомобиля обязательно сталкивается с необходимостью определения исправности аккумулятора. Производитель гарантирует его нормальную работу в течение двух лет. Но это бывает не всегда. Как можно самостоятельно проверить работоспособность аккумулятора автомобиля?

При эксплуатации автомобиля, от водителя требуется регулярно следить, в каком состоянии находится аккумулятор. Осматривая прибор, больше всего внимания требуется уделить нескольким факторам:

  • Состояние корпуса. Не допускаются трещины и сколы.
  • Грязь.
  • Чистота клемм.
  • Потеки электролита.
  • Зажим клемм.
  • Надежная фиксация.

Если на корпус устройства машины попала влага, это обязательно приведет к быстрому саморазряду. Если клеммы аккумуляторной батареи плохо закреплены, исчезнет плотный контакт с выводами. В результате в контактных соединениях увеличиться сопротивление. Уменьшится пусковой ток стартера, двигатель перестанет заводиться. Начнут греться клеммы, резко снизится зарядка аккумулятора.

Чтобы не допустить появления таких проблем, АКБ должна обязательно быть чистой. Постоянно проверять крепежные соединения. Потеки электролита легко устранить щелочным раствором, в состав которого входит:

  • Сода – 5 гр.
  • Вода -100 гр.

Смесь удаляется с поверхности сухой тряпочкой. Контакты зачищают нулевой шкуркой, затем смазывают машинным маслом. Такое обслуживание сведет к минимуму появление неисправностей аккумулятора.



Проверяем состояние электролита

Определить существующую плотность электролита возможно лишь на обслуживаемых приборах. Аппарат устанавливают на ровную, горизонтальную поверхность, откручивают все пробки. Электролит должен полностью закрывать пластины.

Чтобы проверить уровень электролита в аккумуляторе, требуется взять обыкновенную стеклянную трубочку. Затем опустить в банку, пока она не коснется пластины. Верхний конец закрывается пальцем. В извлеченной трубке, высоты электролита должна быть в пределах 10–15 мм. Такие замеры проводятся во всех банках. Чтобы уровень кислоты достигал нормального значения, добавляют дистиллированную воду.

Плотность аккумулятора проверяется ареометром, на предварительно заряженном аккумуляторе. Температура воздуха должна быть не более 25 градусов. В состав прибора входит две детали:

  • Резиновая груша.
  • Градуированный поплавок.

Шкала показывает удельный вес электролита, по системе СГС. Операции с электролитом требуют соблюдения техники безопасности. Глаза и руки должны быть надежно защищены.

Чтобы проверить значение плотности электролита, кончик ареометра помещают в аккумуляторную банку. С помощью груши втягивается электролит. Причем прибор должен свободно плавать в этот момент. Линия поверхности электролита, которую показывает шкала ареометра, соответствует его плотности.

Существуют специальные таблицы, по которым можно определить соответствие значения плотности электролита, относительно степени заряженности батареи. Таким образом, проверяется работоспособность аккумулятора.

Стандартное значение нормальной плотности находится в пределах 1,28 +-0,01 г/см3. Если значение плотности уменьшилось на 0,01 г/см3, следовательно, банка разрядилась, приблизительно на 4–6 %.

К примеру, возьмем показания прибора — 1,23 г/см3. Нормальная плотность должна достигать 1,28 г/см3, разница составляет 0,05. Следовательно, батарея находится в разряженном состоянии примерно на 30%, срочно требуется подзарядка. Чтобы провести проверку аккумулятор на работоспособность, подобная операция должна проводиться один раз в полгода.



Проверяем батарею нагрузочной вилкой

Этот прибор может проверять любые аккумуляторы. Он показывает значение уровня заряда АКБ, характеризующего работоспособность АКБ. В состав нагрузочной вилки входит вольтметр, находящийся в прочном корпусе. Он соединен с добавочными нагрузочными сопротивлениями. Специальные контакты, выведены наружу.

Проверка вилкой осуществляется лишь обслуживаемых аккумуляторов, отключенных от автомобиля. Предварительно зачищаются клеммы, протирается корпус, банки остаются закрытыми.

Сначала напряжение батареи проверяется без нагрузки. Берется вилка, отключается нагрузочные сопротивления. Затем ножки плотно прижимаются к клеммам.Фиксируются данные вольтметра. Если плотность электролита достигает 1,28 г/см3, а напряжение, определяемое без нагрузки, превышает 12,7 вольта, значит батарея окончательно разрядилась. Если значение напряжения уменьшилось на 0,2 вольта, следовательно, батарея разрядилась на 20 %.

Нагрузочная вилка позволяет проводить измерения, имитируя настоящую работу АКБ. Берется вилка, к ней подсоединяется нагрузочное сопротивление, равное 1-1,4 емкости батареи. Во время измерения, ножки плотно удерживаются на клеммах, примерно пять секунд.

Данные вольтметра отмечаются на последней, пятой секунде. Если напряжение будет достигать 10,2 вольта, такой аккумулятор считается полностью заряженным. Если во время измерения, напряжение начинает падать, его значение не превышает 7,8 вольта, значит, батарея полностью разрядилась. Когда напряжения уменьшается на 0,6 вольта, степень зарядки падает примерно на 25%. Когда не нагруженная батарея показывает полный заряд, а при нагрузке, значение напряжения начинает резко падать, значит, батарея, вышла из строя.



Мультиметр для проверки аккумулятора

Этот прибор позволяет измерить напряжение, а также выяснить степень заряда аккумуляторной батареи. Чтобы работать с таким прибором, требуется провести несколько действий в определенной последовательности:

  • Устанавливается постоянное напряжение.
  • Выставляются нужные пределы.
  • Щуп черного цвета подсоединяется к минусу.
  • Красный фиксируется на плюсе.
  • Записываются данные, показанные на экране прибора.

Заряженный аккумулятор показывает напряжение, превышающее 12,7 вольт. При его значении 11,7 В, говорят о полном разряде батареи. Величина заряда батареи легко подсчитывается, если учесть, что уменьшение напряжения на 0,1 вольта, обозначает уменьшение степени заряда, примерно на 10%.



Как можно проверить батарею не имея приборов

Новейшие необслуживаемые аккумуляторы оборудованы встроенными индикаторами, некоторые имеют систему самодиагностики. Достаточно прочитать инструкцию к такой батарее, что определить в каком состоянии находится заряд АКБ.

Если такая система отсутствует, можно выполнить простейшую проверку. Батарею нужно хорошо очистить от грязи, протереть сухой тряпкой. Проверить фиксацию клемм.Если нужно, увеличить силу затяжки. На работающем двигателе проверяется напряжение заряда аккумулятора, происходящего от работы генератора.

Если в течение пяти минут после включения фар на незаведенном автомобиле, яркость останется неизменной, следовательно, заряд батареи соответствует нормальному значению.

Следуя вышеописанным рекомендациям, можно легко установить работоспособность любого аккумулятора. Чтобы батарея прослужила намного дольше, требуется регулярное обслуживание. Категорически запрещается проводить измерения, если батарея находится в замерзшем состоянии.

Видео про проверку акб на работоспособность