Когда и в какое время включать ближний и дальний свет, противотуманные фары и дневные ходовые огни? Автоматическое включение ближнего света фар своими руками: делаем “скандинавский” свет

На многих современных автомобилях автоматическое включение фар, также называемое “евросвет”, давно стало нормой. В странах, где законодательство обязывает автовладельцев ездить со включенным ближним светом фар (а в их числе и Россия), эта функция очень удобна, и ряд владельцев автомобилей, лишенных данной функции, задумываются о ее внедрении.

Плюсы автоматического включения фар

  • Устраняется фактор забывчивости водителя (в любом случае фары на движущемся автомобиле будут включены, нельзя и забыть их выключить).
  • При резком изменении освещенности, например, при въезде в тоннель, автомобиль будет освещать дорогу сразу, без задержек на время реакции водителя.

Возможные варианты работы автоматического включения света фар

  • Включение/выключение синхронно с зажиганием . Этот способ наиболее прост, однако имеет определенный минус: при необходимости стоянки со включенным зажиганием аккумулятор автомобиля можно легко разрядить.
  • Автоматическое включение фар при запуске двигателя автомобиля. Такой вариант можно назвать оптимальным.

Самостоятельное подключение евросвета

В зависимости от конструкции автомобиля, решение может быть различным, перечислим наиболее характерные моменты:


Важные моменты

В первую очередь, трезво оцените свои умения и опыт, особенно, если речь заходит о ситуации, описанной в третьем пункте предыдущего подраздела. Лучше расстаться с определенной суммой денег за квалифицированную работу автоэлектрика, чем упорно пытаться обойтись своими силами и нажить себе лишние проблемы.

Все вмешательства в электроцепи лучше производить внутри салона, чтобы защитить точки врезки в штатную проводку от влияния окружающей среды. Грамотно выполненная и заизолированная скрутка, вопреки расхожему мнению, не только не уступает пайке в качестве соединения, но и превосходит ее по стойкости к вибрации. Примененное Вами дополнительное реле должно обязательно быть жестко закреплено .

Цепи питания силовых контактов дублирующего реле и его управляющей обмотки в обязательном порядке должны защищаться предохранителями . Это можно гарантировать подключением реле после блока предохранителей.

Ветви проводки не должны иметь натяг при любом ее возможном перемещении, а в местах перегиба ее возле металлических частей кузова обязательным является применение изолирующей поливинилхлоридной трубки (тюбинга).

Часто можно услышать, что того же результата можно добиться без применения дополнительных реле, вставив перемычку в нужное место монтажного блока автомобиля. Нужно крайне скептически относиться к подобным советам, так как зачастую их авторы не имеют никакой квалификации автоэлектрика и выполнение их рекомендаций может привести к печальным последствиям, например, если в реальности эта перемычка приведет к включению фар в обход предохранителя.

Итог

В большинстве случаев внедрение “скандинавского света” на автомобиль не является большой трудностью и может быть выполнено самостоятельно. Важно помнить, что, как и любое вмешательство в электропроводку автомобиля, эта работа требует большой аккуратности и внимания к мелочам, и только в этом случае завершится полным успехом.

Как включить фары?



Новички, получившие права, а иногда и опытные водители не всегда знают, как включить фары в только что купленном авто. И если с фарами ближнего света и габаритными огнями, которые, так или иначе, задействуются на курсах по вождению, дела обстоят ещё более-менее, то вот с фарами дальнего света и противотуманными фарами проблемы у водителей возникают достаточно часто. Предлагаем несколько полезных советов ниже.

Как включить противотуманные фары

Во-первых, необходимо знать, что противотуманные фары (ПТФ) есть далеко не в каждом автомобиле. Если всё же они присутствуют, то отметим, что основных способов включения противотуманок два. В некоторых марках машин ПТФ включаются при помощи поворота специального рычажка на одном из переключателей справа или слева от руля. Если рычажок находится в положении «on», то при включении габаритных огней или габаритов с ближним светом автоматически включатся и ПТФ.

Также бывают случаи, когда ПТФ включаются кнопкой на приборной панели. Кроме того, не забывайте, что помимо передних ПТФ, существуют также и задние противотуманки, которые в большинстве случаев включаются кнопкой, расположенной на приборной панели справа от руля.

Как включить ближние, дальние фары и габаритные огни

Рычаг включения фар ближнего и дальнего света обычно находится на руле слева — при помощи этого рычага можно не только управлять внешним освещением автомобиля, но и включать указатели поворота («поворотники»). Фары ближнего света включаются путём поворота переключателя на конце рычага в крайнее положение, на которое также указывает и соответствующий символ на переключателе.

Ну а габаритные огни занимают промежуточное положение между крайними отметками выключенных и включённых фар ближнего света. То есть, повернув переключатель один раз, вы включите именно габариты, а после второго поворота — уже и фары ближнего света.

С дальним светом дело обстоит также достаточно просто. В зависимости от марки машины он может включаться как оттягиванием рычага переключателя от себя, так и потягиванием на себя (при включении вы увидите синий значок на приборной панели). При этом, если вы хотите только мигнуть дальним светом, подавая сигнал фарами другим водителям, нужно лишь на короткое время надавить на рычажок в противоположную от включения сторону. То есть, если дальний свет включается путём оттягивания, то для сигнала фарами нужно просто быстро потянуть рычажок на себя и отпустить, чтобы он вернулся в исходное положение.

Вообще же, перед тем, как сесть за руль, желательно прочитать инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, которая ответит практически на все возникающие вопросы по любым аспектам вождения.

Дальний свет включаем в темное время суток, при недостаточной видимости и в туннелях . При этом Правила допускают пользоваться в этих случаях и ближним светом.

Дальний переключаем на ближний в следующих случаях:

При встречном разъезде (за 150 метров до встречного автомобиля);

При встречном разъезде на большем расстоянии, если водитель встречного автомобиля «поморгал» вам фарами;

Во всех случаях, когда ваш дальний может ослепить водителей встречных;

В населенных пунктах, если дорога освещена.

Можно воспользоваться дальним светом и при обгоне. Пункт 19.11 ПДД позволяет водителю «поморгать» дальним для предупреждения об обгоне.

Ближний свет

Спорные моменты

Давайте рассмотрим типичные случаи, когда инспектор ДПС обвиняет водителя в нарушении правил пользования световыми приборами.

В КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей (статья 12.20).

1. Вы видите в засаде экипаж ДПС и предупреждаете других водителей «морганием» дальним светом. Такие действия не возбраняются, так как прямого запрета на них в ПДД нет.

2. Ночью при въезде в населенный пункт по освещенной дороге вы не переключились на ближний. За это вас обоснованно привлекут к ответственности, так как необходимость переключиться на ближний установлена пунктом 19.2 ПДД. Если же дорога не освещена, можно продолжить движение на дальнем свете.

3. В светлое время суток для обозначения транспортного средства на дороге вы едете с передними противотуманками и так же проезжаете туннель. На выезде вас останавливает инспектор. Наказание будет справедливым. Ведь согласно пункту 19.4 противотуманки допускается использовать вместо ближнего света, тогда как пункт 19.1 говорит о необходимости включить дальний или ближний при проезде туннеля.

К слову, такая же ситуация и при движении с ДХО. Въезжая в туннель, нужно включить ближний или дальний. С ДХО по туннелю ехать нельзя.

4. Если вы в темное время суток не переключаетесь с дальнего на ближний при встречном разъезде, наказание будет справедливым. Даже если встречные вас об этом не просят, пункт 19.1 ПДД говорит о необходимости перехода на ближний не менее чем за 150 метров от встречного автомобиля.

5. Днем в населенном пункте вы двигаетесь с дальним светом фар. В этом случае состава нарушения нет, так как прямой запрет на использование дальнего света в населенном пункте один - темное время и освещенная дорога.

6. Движение по городу в темное время суток с ДХО повлечет за собой штраф. В этом случае ПДД однозначно требуют включать либо ближний (если дорога освещена), либо дальний, если освещения в населенном пункте нет.

7. Если на автомобиле не работает одна фара (не важно, ближний свет или дальний), к ответственности вас привлекут уже по другой статье - часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ (наказание такое же - предупреждение или штраф 500 рублей).

P.S. Это, конечно, не все ситуации, которые встречаются на дороге. Если у вас есть свои варианты, пишите в комментариях, обсудим.

Одним из очередных распространенных нарушений ПДД, которые допускают водители на территории России, является невключенный ближний свет фар. Несмотря на то что изменения в ПДД были приняты уже достаточно давно, некоторые автовладельцы все равно их совершают, в результате чего получают штраф за невключенные фары.

В результате различных ситуации ближний свет фар может быть не включен не только по причине незнания ПДД либо простой забывчивости, но и в случаях неработающей фары. Во всех ситуациях виновник будет наказан административным штрафом.

Стоит напомнить, что нововведения касающиеся включения световых огней, ближнего света или ходовых огней, в светлое время суток было одобрено Правительством РФ 20.11.2010 года. Начиная с этого времени водители должны ездить с включенным на своих автомобилях ближнем светом постоянно, как днем, так и ночью. Ходят слухи, что с 1 апреля 2018 года данное правило изменилось и теперь можно не включать фары днем, но это неправда, поправок в законе об этом нет, вот последняя официальная редакция .

Основной причиной принятия нововведения является то, что автомобили с включенными фарами более заметны и привлекают больше внимания как пешеходов, так и самих автомобилистов. Результат не заставил себя долго ждать - количество ДТП на дорогах в некоторых случаях значительно уменьшилось. Данный принятый закон в ПДД оказался эффективным, поэтому требует соблюдения.

Какой положен штраф?

Перед тем как сесть за руль в автомобиль и начать движение, необходимо проверить работают ли все осветительные приборы, в том числе и ближний свет, который подлежит обязательно включать. Без включенных фар ездить днем нельзя, это является нарушением и за это предусмотрен штраф.

На основании ст. 12.20 кодекса о правонарушениях за неправильную работу световых приборов автомобиля на водителя накладывается административный штраф в 500 рублей или, в лучшем случае, инспектор ГИБДД может оформить предупреждение.

В большинстве случаев, водители, которые допустили данное нарушение, попросту забывают, что нужно включать фары днем в городе. А в связи с тем, что включенный ближний свет днем трудно определить, то подобные ситуации очень часты на дорогах.

Кроме штрафа за невключенный ближний свет встречаются и другие подобные нарушения. Штрафы за неправильную работоспособность световых приборов могут быть выписаны в следующих случаях:

  • включение дальнего света в черте города. Данная проблема актуальна по ночам, когда перед въездом в город водители забывают выключить дальний. Поэтому за подобное движение также предусмотрен штраф;
  • использование задних противотуманных фонарей не по назначению. Задние противотуманные фары, согласно ПДД, рекомендуется использовать только при плохой видимости, например, при сильном тумане, ливне, снежной метели и т. д.
  • езда с ходовыми огнями по ночам. По своей забывчивости некоторые водители допускают ошибку, когда при включенных ДХО днем, забывают включить ближний свет во время начавшихся сумерек, а также ночью.

Предусмотренный законом штраф в 500 рублей сейчас является не столь значительным, поэтому некоторые граждане считают, что этим можно пренебречь. Здесь стоит заметить, что в случае возникновения ДТП двух автомобилей, когда выяснится, что у пострадавшего не был включен ближний свет, то инспекторы ГИБДД виновниками могут признать обоих водителей. В таком случае встанет вопрос с компенсацией страховой компанией, она либо в откажет в страховой выплате пострадавшему, либо компенсирует только половину суммы за полученные повреждения.

Можно ли пользоваться противотуманными фарами?

На основании п.19.4 правил ПДД противотуманные фары можно применять в сложных погодных условиях, когда видимость по тем или иным причинам затруднена. Они могут включаться на автомобиле как совместно с ближним светом в городе или одновременно с дальним, так и с габаритными огнями.

В связи с принятым новым законом в ПДД о ближнем свете фар днем и ходовых огнях, противотуманные фары были к ним приравнены. На основании этого разрешается днем включать и обходиться только противотуманками - это не будет считаться нарушением правил ПДД и, соответственно, штрафа за это не предусмотрено. Получается, что днем нужно ездить со светом фар ближнего света, ДХО или с противотуманками.

Штраф за неработающую фару

На дорогах часто можно встретить автомобили, у которых не горит одна фара, это может быть как лампа заднего фонаря, так и передняя ближнего света. В таких случаях, правонарушение не будет приравниваться к нарушению работе световых приборов. Наличие неработающей фары нарушает правило перечня требований о наличии в автомобиле неисправности, при которой движение запрещено. А именно пункт правил 3.3 «о наличии неисправных осветительных приборов».

Штраф за неработающую фару предусмотрен аналогичный - 500 руб или вынесение предупреждения (ст. 12.5 кодекса административных нарушений).

К тому же, согласно правилам ПДД (п. 2.3.1) езда с неправильно работающими световыми приборами в темное время или же без них и в полном их отсутствии приравнивается к нарушению. Что также дополнительно подчеркивает, что езда на автомобиле по городу в таких случаях не допускается.

Заключение

Штраф за невключенные передние лампы ближнего света, а также если одна из них перегорела, составляет всего 500 рублей. Учитывая то, что автомобиль с горящим передним светом бросается в глаза лучше, этим пренебрегать ни в коем случае нельзя. Стоит также иметь в виду, что если фара сгорела, то продолжать езду дальше запрещается.

Современный автомобиль увешен внешними световыми приборами, как новогодняя ёлка игрушками. И всем этим надо умело пользоваться. Ошибаются те, кто думает, что включать те или иные световые приборы или не включать, это всё на усмотрение водителя. Девятнадцатый раздел Правил строго регламентирует, когда и что нужно включать. Чтобы со всем этим разобраться, давайте смоделируем реальную поездку.

Итак, мы начинаем движение днём при ясной погоде.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Правила делят сутки на следующие части:

– Светлое время суток.

– Вечерние сумерки.

– Темное время суток.

– Утренние сумерки.

Движение в светлое время суток при прозрачной атмосфере самое комфортное и безопасное. Тем не менее, даже в светлое время суток водители в силу различных причин могут не увидеть друг друга, и ДТП происходит, что называется, «средь бела дня».

С целью обеспечение бо льшей безопасности Правила обязывают всех водителей во время движения обозначать своё транспортное средство (не только ночью, но и днём! ). При этом днём, то есть в светлое время суток, для обозначения своего транспортного средства водители обязаны включать либо фары ближнего света, либо дневные ходовые огни (если они есть).

Дневные ходовые огни – это новинка, приобретающая в последнее время всё большую популярность, ибо они обладают заметными преимуществами:

– Лучше распознаются.

– Автоматически включаются вместе с запуском двигателя и выключаются, когда двигатель глушится.

– Отличаются экономичностью, высокой надёжностью и долговечностью.

– Продлевают срок службы обычной системы освещения.

Правила выделили дневные ходовые огни в отдельный термин и дали им такое определение:

Правила. Раздел 1. “Дневные ходовые огни” – внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

Обратите внимание – дневные ходовые огни обозначают транспортное средство только спереди!

И в светлое время суток это абсолютно правильно.

Днём идущее впереди транспортное средство вам и так хорошо видно (без всякого дополнительного освещения). И в то же время Вы легко, особо не напрягаясь, непрерывно контролируете события сзади, благодаря тому, что у едущего сзади автомобиля включены дневные ходовые огни.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены фары ближнего света.

Либо благодаря тому, что у едущего сзади включены противотуманные фары.

Ученики. Позвольте, причём здесь противотуманные фары? В пункте 19.5 нет никаких противотуманных фар! В пункте 19.5 говорится только о фарах ближнего света и о дневных ходовых огнях.

Учитель. Да, вы совершенно правы. В пункте 19.5 о противотуманных фарах действительно ничего не говорится. Но о них говорится в пункте 19.4.

вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

Резюмируем:

В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться:

– либо фары ближнего света;

– либо дневные ходовые огни;

– либо противотуманные фары.

Вы ещё не забыли? Мы двигаемся днём при ясной погоде. Но вот впереди тоннель!

В тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .

Совершенно неважно, короткий тоннель или длинный, есть там искусственное освещение или его нет.

Во всех случаях, двигаясь в тоннеле, водители обязаны включать именно фары ближнего или дальнего света.

И это правильно – в любом тоннеле освещения всегда недостаточно. Да и потом искусственное освещение это не солнце и в любой миг может погаснуть. И тогда дневные ходовые огни или противотуманные фары мало, чем вам помогут. Тут потребуются именно фары (ближнего или дальнего света).

В Билетах есть такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

В тоннеле с искусственным освещением должны быть включены:

1. Фары ближнего света или габаритные огни.

2. Фары ближнего света или дневные ходовые огни.

3. Фары ближнего или дальнего света.

Комментарий к задаче

Некоторые из вас начинают сомневаться – разве можно включать дальний свет в тоннеле? Я же буду всех слепить!

Конечно, если движение плотное (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), водители обязаны переходить на ближний свет.

Но если слепить некого (хоть в тоннеле, хоть не в тоннеле), кто ж вам запретит включить фары дальнего света. Правила именно это имели в виду.

Выехали из тоннеля, можно продолжить движение на ближнем свете фар,

можно перейти на противотуманки, можно перейти на дневные ходовые огни.

Но вдруг небо затянуло чёрными тучами, всё вокруг потемнело, и пошёл дождь.

Или, скажем так – нет никаких туч, просто наступил вечер, сумерки, ещё не ночь, но видимость стала недостаточной .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света .

То есть Правила не делают никакой разницы между движением в тоннеле и движением в условиях недостаточной видимости. И, в общем-то, правильно – в обоих случаях освещённость недостаточная, и требование «должны быть включены фары ближнего или дальнего света» вполне оправдано.

Но, с другой стороны, условия недостаточной видимости это ведь не только снижение освещённости, как, например, в сумерки. Условия недостаточной видимости это ещё и временное ухудшение прозрачности атмосферы, как, например, в тумане – светло, но ничего не видно! Так, может быть, уже пора включить противотуманные фары и задние противотуманные фонари? Посмотрим, что по этому поводу сказано в Правилах:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

То есть в условиях недостаточной видимости в первую очередь необходимо включить фары ближнего или дальнего света! При желании к ним можно добавить противотуманные фары, а при необходимости можно ещё и включить задние противотуманные фонари.

Здесь нам придётся сделать небольшое отступление. Опыт работы в автошколе подсказывает мне, что далеко не все ученики имеют чёткое представление о том, какие световые приборы расположены впереди, какие – сзади, как они работают и, вообще, чем отличается фара от фонаря.

Основное назначение фар – освещать дорогу. И они, конечно же, расположены впереди и они белого цвета. Правда, противотуманные фары могут светить и жёлтым светом (считается, что жёлтый свет лучше пробивает туман).

Основное назначение фонарей – обозначать само транспортное средство. И они расположены сзади и все красного цвета. Исключение составляют только фонари заднего хода и освещение номерного знака – они белого цвета.

Кроме этого у автомобиля (мотоцикла) есть ещё габаритные огни. Передние габаритные огни – белого цвета, задние габаритные огни – красного цвета.

Водителю крайне важно знать, как именно согласована работа фар и фонарей. В частности необходимо понимать, что можно включить габаритные огни, не включая фары. Но невозможно включить фары, не включив габаритные огни!

То есть когда мы говорим, что водитель включил габаритные огни, это значит, что впереди горят два белых огня, а сзади – два красных (но фары не горят).

Если мы говорим, что водитель включил фары (неважно какие), это значит, что впереди горят фары, а сзади – два красных габаритных огня.

Но вернёмся к «нашим баранам». Итак, в условиях недостаточной видимости водитель обязан включить фары ближнего или дальнего света (а раз включены фары, значит, сзади обязательно будут гореть красные габаритные огни).

Но при сильном тумане (снегопаде, дожде) дальний свет фар не достигает полотна дороги!

Вот тут-то самое время перейти на ближний и подключить противотуманки. Плоский и широкий пучок света противотуманных фар бьет под пелену тумана, высвечивая не только проезжую часть, но и обочину.

Посмотрите, как хорошо стало видно логотип «автошколадома».

Только не вздумайте двигаться на одних противотуманках. Противотуманные фары высвечивают дорогу в 5-10 метрах от автомобиля. Движение в условиях недостаточной видимости на одних противотуманках опасно и потому Правилами запрещено.

Но есть ещё одна проблема.

В условиях недостаточной видимости задние габаритные огни уже на расстоянии 10 метров превращаются в малозаметные точки, а то и вообще становятся невидны.

В этом случае водителя выручат задние противотуманные фонари. Они горят несравненно ярче, чем габаритные огни.

Именно поэтому Правила разрешают применять задние противотуманные фонари только в условиях недостаточной видимости!

Если включить их при прозрачной атмосфере, вы будете слепить едущих сзади водителей.

В Билетах есть одна задачка про задние противотуманные фонари. Она откровенно провокационная, и вы частенько делаете здесь ошибку:

Сумерки плавно перетекли в ночь. Наступило темное время суток.

Но туман рассеялся. Атмосфера абсолютно прозрачна.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В тёмное время суток на движущемся транспортном средстве должны быть включены фары ближнего или дальнего света.

Подчёркиваю! – если Правила говорят: «В тёмное время суток», и ничего не добавляют, значит, на дворе тёмная непроглядная ночь, но и только. Никакого тебе тумана, дождя, снегопада и проч.

Поскольку мы уже с наступлением сумерек двигались с включенными фарами ближнего света, то с наступлением тёмного времени суток нам и делать-то ничего не надо. Правда, остались неясными два момента. Во-первых, разрешается ли пользоваться ночью противотуманными фарами? И, во-вторых, в каких случаях можно использовать фары дальнего света?

Правила. Раздел 19. Пункт 19.4. Противотуманные фары могут использоваться в тёмное время суток на неосвещённых участках дорог совместно с ближним или дальним светом.

Как видим ночью ездить на одних противотуманках Правила категорически запрещают (так же, как и в условиях недостаточной видимости). Но можно добавить противотуманки к фарам ближнего или дальнего света, если дорога неосвещена.

Теперь о том, когда можно использовать дальний свет и когда нельзя.

Мы уже знаем, что и ближний, и дальний свет можно использовать, во-первых, при движении в тоннеле, во-вторых, при движении днём в условиях недостаточной видимости и, в-третьих, при движении ночью, независимо от того, какая тут видимость (достаточная или недостаточная). Осталось только понять, когда можно использовать ближний свет, а когда дальний.

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний:

– в населённых пунктах, если дорога освещена;

– при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

– в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

Разберёмся с каждым из этих требований по отдельности.

1. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в населённых пунктах, если дорога освещена.

Оставим это требование Правил без комментария. Тут вроде бы и так всё понятно – по городским улицам ночью ездим с ближним светом (если, конечно, они освещены).

Но если заберёмся в такое место, где не видно ни зги, то даже в городе разрешается включить дальний.

2. при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 метров до транспортного средства, а также и при большем , если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого .

Дальний свет (если он правильно отрегулирован) достигает полотна дороги на расстоянии 90 – 100 метров от автомобиля. Правила с запасом установили минимальное расстояние между сближающимися транспортными средствами – 150 метров. К этому моменту водители обоих транспортных средств обязаны переключить дальний свет фар на ближний, дабы не ослепить друг друга.

Но может случиться так, что у одного из автомобилей фары не отрегулированы, и дальний свет бьёт, что называется, «в небо». В этом случае встречные водители ещё издалека будут просить (мигая своими фарами) перейти на ближний свет. И Правила обязывают водителя это сделать, даже если расстояние между сближающимися транспортными средствами более 150 метров.

3. Дальний свет фар должен быть переключён на ближний – в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей, как встречных, так и попутных транспортных средств .

Дальний свет может создавать проблемы не только для тех, кто едет навстречу, но и для тех, кто двигается впереди в попутном направлении. Для этой ситуации Правила не установили никакого минимального расстояния, но грамотный водитель всегда переключит фары на ближний свет, приближаясь к транспортному средству, едущему впереди.

А кстати! Как должен вести себя водитель при ослеплении светом фар?

Мы уже поговорили об этой ситуации в седьмой теме. Повторим ещё раз. Тёмное время суток.

Дорога вне населённого пункта без искусственного освещения. Навстречу едет автомобиль с включённым дальним светом фар. Только представьте – вы не видите полотна дороги, вы не видите разметку, вы не видите обочину. Это же смертельно опасно!

Самое правильное сейчас – это изобразить вынужденную остановку. То есть знак аварийной остановки выставлять не нужно, только лишь включите аварийную световую сигнализацию и плавно остановитесь, не меняя полосы. Уверяю вас, это самое правильное и безопасное решение. Тем более что и Правила требуют того же:

Правила. Раздел 19. Пункт 19.2. Последний абзац. При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Ну и, наконец, самые сложные условия движения!

Мало того, что ночь на дворе, так ещё и недостаточная видимость!

На этот случай Правила не придумали ничего нового, ибо все возможности современного транспортного средства уже исчерпаны.

Поэтому в условиях недостаточной видимости порядок пользования внешними световыми приборами один и тот же в любое время суток. Можно включить дальний свет, можно включить ближний, можно добавить противотуманные фары, можно зажечь задние противотуманные фонари.

Другое дело, что опытные водители при движении в сильном тумане, дожде или снегопаде никогда не используют дальний свет. Они прекрасно знают, что в таких условиях дальний свет неэффективен – он попросту не долетает до поверхности дороги, и водитель ничего не видит, кроме тумана, снега или дождя.

В таких условиях самое правильное – это ближний свет плюс противотуманные фары. И, конечно, скорость должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.

Особый случай – буксировка!

При буксировке два транспортных средства двигаются как одно целое на близком расстоянии друг от друга. В таком случае и обозначать себя они должны как одно целое.

Буксирующий – впереди, и у него включены фары , буксируемый – сзади, и у него включены габаритные огни .

Правила. Раздел 19. Пункт 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

– на всех механических транспортных средствах и мопедах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);

– на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни .

Правила запретили буксируемому включать фары даже в темное время суток и даже в условиях недостаточной видимости (только габаритные огни!). И в этом есть своя логика. Ведь у буксируемого ещё и будет включена аварийка:

Правила. Раздел 7. Пункт 7.1. Аварийная световая сигнализация должна быть включена при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве).

Чтобы обозначить своё транспортное средство этого вполне достаточно, а освещать ему ничего не нужно – впереди максимум в 6-ти метрах едет буксирующий.

В Билетах есть одна такая задачка, и здесь вы частенько ошибаетесь:

Какие внешние световые приборы должны быть включены в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых транспортных средствах?

1. Дневные ходовые огни.

2. Габаритные огни.

3. Задние противотуманные фонари.