Chenowth: пустынные багги армии США. Военные багги Итальянский бронеавтомобиль от компании IVECO

Главная задача, которая стояла перед машинами в военнное время - снабжение войск . Изначально с этим справлялись паровые тракторы , доставляя провизию британским войскам во время Крымской войны. Уже с началом 20-века в армии появились автомобили с бензиновыми двигателями, а к концу столетия ассортимент военных автомобилей серьёзно расширился.

Во времена 1-ой мировой войны некоторые страны уже имели собственные автомобильные подразделения. В те времена боевые машины или военные багги , как их называли в США, в основном использовались для моторизации штабов и снабжения солдат провизией. По правде сказать каких только багги не было у военных за всю историю, кроме электромобилей . Также с их помощью удавалось оперативно перебрасывать войска, буксировать артиллерийские орудия и эвакуировать раненных. После 1-ой мировой войны, началась бурная модернизация военной техники. Все ведущие армии мира, интенсивно внедряли военную автомобильную технику (ВАТ) .Поэтому операции второй мировой войны уже невозможно представить без применения военной техники.

За последние 60 лет сменилось несколько пооколений военной автомобильной технники. Количество и качество задач решаемых военной техникой росло пропорционально развитию техники. Современную военную технику принято разделять по следующим критериям использования: колёсные тягачи, гусеничные машины, многоцелевые автомобили, подвижные мастерские, машины технической и медицинской помощи.

Также есть ещё две классификации по видам: гусеничная и колёсная .

В каждой стране развитие ВАТ происходило разными путями. Мы остановимся на лидирующих странах и наиболее интересных военных автомобилях.

Вполне понятно желание вооруженных сил ведущих мировых держав иметь на вооружении технику собственного производства, или сеть для обслуживания ВАТ иностранных производителей, на крайний случай. Российский военный автопарк в 2005 году насчитывал 480 тысяч машин российского и советского производства.

После распада Советского Союза часть производителей оказалась «зарубежом», а производство и сервисное обслуживание стратегически важной техники нельзя ставить в зависимость от «внешних» условий. Поэтому автомобили украинского Кременчугского завода в скором времени вышли из эксплуатации на территории России. Что касается белорусских автомобильных заводов то им удалось сохранить доверительные отношения с Российскими вооруженными силами (Минский автомобильный завод, МАЗ, Минский заводколёсных тягачей, МЗКТ).

Военные внедорожники Легковые машины повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4 и максимально упрощённой конструкцией нашли применение во второй мировой войне, в качестве санитарных, командирских и транспортных машин. Позже американцы стали выпускать внедорожники с рамной конструкцией кузова, более динамичные и лёгкие, их называли военные багги .

Автомобили разработанные по окончании второй мировой войны были прородителями первых джипов. До сих пор в основе многих джипов лежат джипы 50-60 годов, такие ветераны как американские М151 , британские «ЛэндРовер» или же советские УАЗ-53 . Однако способы ведения войн меняются, а вместе с ними меняются и поколения боевых машин.

Например в США после вьетнамской кампании полностью отказались от машины «Виллиса» , а вместо неё стали использовать совершенно другой автомобиль, который сначала назывался HMMWV (аббревиатура означающая многоцелевое транспортное средство высокой мобильности). Также этот автомобиль известен под прозвищем Хаммер (молоток). Однако Хаммерами называют только коммерческие модификации этого автомобиля, но не военные. Этот автомобиль успешно сочетал независимую подвеску, широкопрофильную резину пониженного давления, широкую колёсную базу, внушительный дорожный просвет и мощный дизельный двигатель. Показательное требование к машине. Возможность управления с ранением одной руки и одной ноги, с использованием автоматической трансмиссии. Воздухозаборник с воздушным фильтром, расположенный над капотом, увеличивает глубину преодолеваемого брода. Линейка HMMWV содержит 15 модификаций с общими шасси, трансмиссией и двигателем. 8 из которых - боевые машины, несущие на борту боеприпасы. Остальные санитарные или штабные. Всего семейство хаммеров насчитывает 44 сменных модуля.


Бронированные модификации хамера менялись в следующем порядке: противопульное бронирование машин с использованием кевлара, стали и поликарбонатных бронестёкол.

В 90-е годы началось увеличение текущей брони, к противопульной кевларовой броне добавили сначала противоосколочную, а затем модернизировали шасси и поставили противоминную защиту днища. После войны в Афганистане где противоминная защита спасла не один экипаж от взорвавшейся мины, спрос на подобные автомобили резко возрос.

ЛуАз - 967 М (4х4)

Спрос на установку брони растёт с каждым годом. На пример компания «Армор Холдинг» с 93 по 2006 год оснастила 17, 5 тысяч Хамеров, 14 из которых после 2003 года.

Во время Иракской войны свой вариант бронирования хамеров предложили инженеры из ЮАР, уделив внимание защите от фугасных мин, к тому моменту ЮАР обладала солидным опытом борьбы с фугасами, а США как раз не хватало информационной поддержки и опыта в этой области.

Итальянский бронеавтомобиль от компании IVECO

Внедорожники имеют двойное назначение. Большинство военных внедорожников имеют гражданские модификации. Наиболее известные из них Мерседесы G -класса, Хаммеры, Лэндроверы и советские УАЗы, широко используемые в хоз. нуждах.


Автомобиль ГАЗ-64

Барсыи Тигры Первый серийный внедорожник 4х4 в СССР появился в 1941 году. Это была модель ГАЗ-61, за которой последовали модели с 64 по 67Б. Не смотря на это, в ходе великой отечественной войны в наших войсках больше всего было следующих моделей:«Виллис», «Додж ¾», «Форд». В 53 году начался серийный выпуск ГАЗ-69. Машины повышенной проходимости обретали всё большую популярность.

Боевой багги Flyer R 12 сингапурского производства используется в США.

Характеристики: дизельный двигатель 81 л.с., запас хода 500 км, макс. скорость 110 км/ч, экипаж 3 человека, масса 2,47 т

А с 1972 года на Ульяновском автомобильном заводе начался серийный выпуск УАЗ-469 , достойно служащих и в наши дни. Разные модификации этого автомобиля побывали более чем в 80 странах мира. Уступая западным внедорожникам по комфорту, русский УАЗ выигрывал проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью. Показательный случай из Эфиопии: при преодолении маловодной речушки с песком и илом, прочно застряли Лэндроверы , а УАЗ недолго побуксовав, пересёк реку и взял Лэндроверы на буксир.

Модельный ряд УАЗа со временем модернизировали. Например в 1985 году был установлен более мощный 80 л.с. двигатель, была улучшена трансмиссия,ходовая часть и органы управления. Позже был внесён ещё ряд изменений позволившихсущественно улучшить эксплуатационные качества машины. Войсковые части использовали следующие модификации: машину химической и радиационной разведки, автомобиль общего назначения, командно-штабная машина. Также УАЗ предусматривал использование доп. оборудования специального назначения: комплект железнодорожных ходов, для движения по рельсам, как для отечественной колеи (1520мм) так идля европейской (1435мм).

Чуть позже в 90-х годах предприняли ряд попыток модернизировать старого «козлика» УАЗ-469, прежде всего для коммерческого использования. В чеченской войне УАЗы также широко использовались в боевых действиях.


ГАЗ 29752 «ТИГР» 4х4. Используется внутренними войсками МВД РФ и ОМОНом. Масса 5 т, грузоподъёмность 1, 5 т (до 10 человек), дизельный двигатель 205 л.с., запас хода по топливу 1000 км.

Позже Ульяновский автомобильный завод поставил более мощный 137 л.с. двигатель с электронным впрыском, в сочетании с 5 ступенчатой коробкой передач, передней и задней рессорными подвесками и редукторными мостами.


«Барс» или УАЗ 3159Позже на основе Барса у увеличенной шириной колеи, создали УАЗ-2966, который поставлялся в войска с 2004 года. Разнесение колёс по ширине было связано не только с повышением устойчивости и манёвренности на поворотах. Подобное расширение базы не только позитивно отразилось на компоновке ущлов и агрегатов, но и позвоилио установить доп. защиту от мин. В Дагестане и Чечне российская армия сталкивалась с теми же минными проблемами, что и советская армия в Афганистане. Локальное бронирование приносило хорошие результаты. Показательный случай того времени:

«Барс» попавший под обстрел чеченских бандитов, выдержал не только сотни пулевых попаданий, но и выстрел из РПГ. Весь экипаж, находившийся в БАРСе выжил.

Боевые багги

Другим родам войск требовались более манёвренные и лёгкие транспортные средства. На пример для военно-десантных войск, такая потребность была ясна изначально. Джипы создававшиеся для них можно назвать сверхмалыми и лёгкими. Их главные плюсы: малая заметность на местности, простота погрузки/разгрузки на самолёт, вертолёт с целью оперативной переброски десанта. К первым военным багги относится американский М274, называемый «Механическим Мулом» (двигатель 21 л.с.), очень необычный австрийский багги «Штайр-Пух» 700 АР «Хафлингер» с 22 л.с. двигателем, предназначался для боевых действий в горах.

Отличились в ФРГ , приняв в 1970 - е годы на вооружение воздушно-десантных войск автомобиль «Крака» 640 компании «Фаун» с оппозитным двухцилиндровым двигателем и складной рамой. Несмотря на лёгкую колёсную базу «Крак» служил платформой для перевозки тяжёлого вооружения, безоткатных орудий, ракетных комплексов.


Фаун Крак 640 (4х4)

В СССР разработкой компактного внедорожника занялись в 1950-е годы . Главной целью было создание малозаметного транспортёра переднего края (ТПК). Позже, в 60-е годы на вооружении советской армии появился плавающий внедорожник ЛуАЗ - 967, производившийся на Луцком автомобильном заводе. Приземистый корпус с понтоном, 4-хцилиндровый двигатель воздушного охлаждения делали его уникальным в своём роде. ТПК использвали для эвакуации раненых, перевозки провизии и боеприпасов, установки отдельных видов вооружения (пулемёты, гранатомёты). Пилот мог управлять ТПК лёжа. А малые габариты и вес в сочетании с хорошей плавучестью и проходимостью делали тпк очень удобным для переброса десанта, съёмные мостки + лебёдка значительно повышали проходимость, лебёдкой можно было подтягивать к машине раненых солдат и грузы.

Штурмовой багги

Багги, оснащённые автоматическими пушками или пулемётами, собирали ещё в начале 20 века. Боевые багги использовались в двух мировых и нескольких локальных войнах. На пример во время второй мировой войны, Красная армия успешно использовала вооруженные пулемётами «Виллисы» . А зенитные и пулемётные установки на автомобильных шасси вообще были излюбленным вооружением.

Машина французского спецназа, Панар SCV

Масса 4т; вместимость 6-8 чел; дизельный двигатель 210 л.с., запас хода 800 км; скорость до 120 км/ч.

Позже в 70-80 годах, был очередной рост интереса к облегченным боевым мащинам, повышенной проходимости. На этот раз в связи с развитием сил быстрого реагирования и военно десантных войск.

Багги использовали для патрулирования территорий, разведки и поисково-спасательных работ.

Отсутствие брони компенсировали за счёт уникальной мобильности, достигаемой мощными двигателями в сочетании с лёгкой рамной конструкцией. Также багги обладали малой заметностью по сравнению со старшими братьями. Низкий корпус, малый уровень шума, способствовали незаметным передвижениям багги . Транспортный вертолёт мог брать на борт два автомобиля с экипажами. Здесь бронированные авто не могли конкурировать с облегченными багги.

Багги -лёгкий рамный автомобиль, отличающийся малыми размерами, высокой проходимостью, скоростью и устойчивостью на поворотах. В качестве примера можно взять американские боевые багги: ALSV , FAV и LSV . Эти багги развивали макс. скорость 130 км/ч, а 50 км/ч достигали уже на 8-ой секунде, при трогании с места, с полным экипажем (4 человека на борту). При этом на багги используется коммерческая версия дизельного двигателя и коробки передач.

Израильский автомобиль « Desert Raider » 6х6, масса - 2, 6 т, бензиновый двигатель 150 л.с. Запас хода по топливу 600 км.2 передних колеса ведущие. Автомобиль обладал хорошей устойчивостью, высокой базой и не заметной системой выхлопов. Использовался для перевозок солдат, установки пулемётов и рпг.

Военный багги американских военно воздушных войск. ALSV . Экипаж - 3 чел, двигатель 140 л.с. дизель. Масса 2, 35 т.

Используя шасси всем известного мерседесовского G класса позже построили ударные багги LIV , массой 2, 55 - 3, 3 т. Четыре домкрата, возимые на борту, позволяют разворачивать в полевых условиях боевой модуль с ракетным комплексом, разведывательное оборудование или цистерну для ГСМ, не говоря уже об установке автоматического гранатомёта или пулемёта.

Сегодня легкие и скоростные военные транспортные средства приобретают все большее значение. Армии многих стран имеют на вооружении квадроциклы и багги. В России не так давно на вооружение был принят армейский мотовездеход АМ-1. В то же время в Научно-исследовательском центре автомобильной техники 3-го центра НИИ Минобороны России рассматривается перспектива внедрения в российскую армию вездеходов типа «багги». Такие машины активно используются в армиях некоторых государств, поэтому военные в России всерьез заинтересовались их возможностями применительно к реалиям нашей страны.

Одними из самых активных эксплуатантов армейских багги являются вооруженные силы США. Здесь на вооружении находится более 20 видов багги производства различных компаний. Первоначально основным их назначением было патрулирование границ США. Также данные автомобили хорошо подходят для действий в пустыне, проведения диверсионных вылазок и ведения разведки. Обычно они являются носителями легкого вооружения, а их экипаж состоит из 2-3 человек. Военные конфликты в Афганистане и Ираке показали, что улучшение бронезащиты внедорожников неизбежно ведет к росту их массы и потере возможности выполнять ряд разведывательных задач. В этой ситуации им приходится уступать дорогу легким транспортным средствам, обладающим высокой маневренностью, скоростью, малой заметностью на местности и сравнительно небольшой ценой.


Первые багги появились в США в 1950-е годы. Для их изготовления обычно использовали старые, не используемые автомобили Фольксваген Жук. От уменьшительной формы названия Фольксвагена «Жука» - Volkswagen Bug и произошло слово «buggy» - «жучок». В ходе переделки с машин снимали кузов, крылья, двери, а в качестве несущей конструкции устанавливали облегченную раму или кузов из стекловолокна, также в некоторых случаях оставлялась урезанная версия штатного кузова Фольксвагена. Благодаря прочности шасси и проходимости «Жука», отсутствию радиатора, высокому дорожному просвету, а также заднему расположению двигателя этот популярный и узнаваемый по сей день легковой автомобиль идеально подходил для создания на его базе багги. Популярности багги способствовала и вседоступность легкового автомобиля Volkswagen Bug.

В конце 1970-х годов в США поняли, что военные автомобили не обязательно должны быть большими и внушать страх своим видом. Уже тогда в армии ощутили потребность в быстром и легком транспортном средстве, которое подошло бы для патрулирования пустыни, вспомнив о багги. Багги - это легкий рамный автомобиль, отличающийся высокой проходимостью, скоростью, небольшими габаритами и хорошей устойчивостью на поворотах. Такие машины оказались как нельзя кстати. Первые серийные багги американским военным поставила небольшая калифорнийская компания Chenowth, специализирующаяся на выпуске гоночных багги. Машины ее конструкции успешно участвовали в знаменитых гонках Ралли «Дакар».

В начале 1980-х годов эта калифорнийская компания выиграла армейский контракт на создание быстрого военного багги, способного легко передвигаться по песчаным дюнам, перевозя при этом существенную массу и различного боевого снаряжения. Уже в 1982 году на свет появился первый армейский багги, который пошел в серийное производство, FAV - Fast Attack Vehicle. В первой партии было 120 багги, однако в действительности машины простаивали вплоть до начала 1990-х годов. Их дебютам стали операции в Персидском заливе. Впервые они были использованы в Кувейте. Во время операции «Буря в пустыне», именно багги FAV стали первыми транспортными средствами, которые вошли в освобожденную столицу Кувейта. При этом передвигались они вовсе не по дорогам. В рамках операции «Буря в пустыне» багги использовались не только американскими военными, но и силами специальных операций Великобритании.

Fast Attack Vehicle оснащались двухлитровыми двигателями воздушного охлаждения компании Volkswagen, развивающими максимальную мощность 200 л.с, 4-х ступенчатой коробкой переключения передач, а также независимой подвеской. Автомобиль весил 960 кг и мог проехать на одной заправке 320 километров. Максимальная скорость багги составляла порядка 130 км/ч. Характерной особенностью багги был легкий кузов, который изготавливался из высокопрочных стальных трубчатых конструкций (рама и арка безопасности), а также расположение трансмиссии и двигателя в корме корпуса. В качестве вооружения могли использоваться 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы, гранатометы, ПТРК или ПЗРК, дополнительно могла быть установлена радиостанция. Со временем багги получил новое обозначение DPV - Desert Patrol Vehicle (буквально - транспорт для патрулирования пустыни).


Багги DPV был построен на базе автомобиля VW Beetle. На трубчатой раме устанавливалась передняя торсионная подвеска, а сзади располагался оппозитный двигатель воздушного охлаждения. Рама обшивалась листовой сталью. Экипаж багги FAV/DPV состоял из 3-х человек. Двое из них располагались традиционно, как в обыкновенном автомобиле (один - водитель, второй - стрельба из пулемета, чтение карт), еще один член экипажа располагался в верхней надстройке, находящейся над силовым агрегатом. Он мог вести огонь из пулемета или гранатомета.

Тактико-технические характеристики FAV/DPV:
Габаритные размеры: длина - 4080 мм, ширина - 2100 мм, высота - 2000 мм.
Дорожный просвет - 410 мм.
Масса - 960 кг.
Максимальная скорость - 130 км/ч (по шоссе).
Разгон с 0 до 50 км/ч - 4 с.
Максимальный уклон - 75%.
Максимальный боковой уклон - 50%.
Грузоподъемность - 680 кг.
Запас топлива - 80 л.
Экипаж - 3 человека.

Дальнейшим развитием багги DPV стал новый автомобиль LSV - Light Strike Vehicle (буквально переводится как легкий ударный транспорт). Возможное вооружение было существенно расширено и могло состоять из: 12,7-мм пулемета M2, 5,56-мм пулемета M249 SAW LMG, 7,62-мм пулемета M60 или M240 серии GPMG. Также могли использоваться два противотанковых гранатомета AT4 или один ПТРК BGM-71 TOW.

Позднее, примерно, в октябре 1996 года свет увидели усовершенствованные багги ALSV - Advanced Light Strike Vehicle. Они стали третьим поколением армейских багги компании Chenowth и прямыми наследниками моделей DPV и LSV. Усовершенствованный легкий ударный автомобиль выпускается в двух версиях - с 2-х и 4-х местным кузовом. Данное транспортное средство находится на вооружении армии и корпуса морской пехоты США, некоторых стран НАТО, государств Ближнего Востока и Центральной Америки.


Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается тенденция, направленная на изменение конструкции пустынных багги. С учетом того, что Фольксваген Жук перестали выпускать с середины 1990-х годов, передняя торсионная подвеска постепенно заменяется на подвеску с поперечными А-образными рычагами. Задняя подвеска багги строится на диагональных рычагах.

Наиболее «продвинутые» армейские багги Advanced LSV, построенные на базе автомобиля Humvee, получили имя собственное - Flyer («летун»), что лишь подчеркивает хорошие скоростные характеристики машин. Согласно информации производителя углы въезда и съезда данных багги составляют 59 и 50 градусов соответственно. Новая модель багги уже успела доказать свою мобильность и огневую мощь. Благодаря наличию круговой турели стрелок может вести огонь на 360 градусов, не разворачивая для этого багги. На машине может быть установлен крупнокалиберный 12,7-мм пулемет M2 или 40-мм автоматический гранатомет МК19. В качестве дополнительного вооружения могут использоваться легкие пулеметы и переносные противотанковые и противовоздушные комплексы. Каждая из дверей багги может быть оснащена турелью для установки 7,62-мм и 5,56-мм пулеметов.


Масса багги увеличилась до 2-х тонн. Благодаря наличию 160-сильного дизельного двигателя и полному приводу багги обладает превосходными внедорожными качествами. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой коробкой переключения передач. Существуют варианты багги ALSV, предназначенные для транспортировки раненых и перевозки грузов, а также машины, которые оснащен броней и предназначены для непосредственного участия в боевых операциях. При этом багги ALSV по-прежнему остаются компактными, возможна их перевозка по воздуху транспортными вертолетами CH-47 Chinook или CH-53 Sea Stallion.

Задачи, для решения которых предназначены подобные багги, остаются неизменными:
- проведение спецопераций;
- быстрая атака/проникновение вглубь территории противника;
- разведывательные операции;
- корректировка огня по наземным целям (в том числе с помощью БЛА);
- командный автомобиль.

Тактико-технические характеристики Flyer ALSV:

Габаритные размеры: длина - 4570 мм, высота - 1520 мм, ширина - 1520 мм.
Клиренс - 355 мм.
Радиус поворота - 5,48 м.
Снаряженная масса - 2041 кг.
Полная масса - 3400 кг.
Грузоподъемность - 1360 кг.
Силовая установка - 1,9-литровый дизельный двигатель мощностью 160 л.с.
Запас топлива - 68 л.
Запас хода - 725 км.
Экипаж - 2-3-4 человека.

Распространение лёгких кроссовых автомобилей типа «багги» вызвало закономерный интерес к ним военных: малогабаритные быстроходные машины, отличающиеся высокой проходимостью, представлялись идеальным средством для рейдовых действий. Первыми подобными машинами, обозначавшимися аббревиатурой FAV (Fast Assault Vehicle - «быстроходная штурмовая машина»), обзавелись американские спецназовцы. Вслед за ними багги приняли на вооружение в целом ряде других стран.

Боевые машины типа «багги» завоевали немалую популярность в Латинской Америке. Этому способствовали не только их тактические качества, но и исключительная простота конструкции, позволяющая собирать такие автомобили буквально в сараях, представляя их продуктом «отечественной военной промышленности». В итоге боевые багги собственной разработки появились на вооружении не только в сравнительно развитых Перу и Уругвае, но и в гораздо менее индустриализированной Боливии.

Прообразом боевых багги послужили американские машины класса FAV.
medium.com

Общие черты всех боевых багги: максимально облегчённый, но в то же время прочный кузов, образованный трубчатой пространственной фермой и практически лишённый какой-либо обшивки, а также усиленная подвеска и экипаж из трёх человек (водитель и командир - спереди, стрелок - сзади и выше их). На автомобилях применяются различные варианты коммерческих двигателей рабочим объёмом 1,6–2,5 л, что в сочетании с небольшой массой обеспечивает боевым багги отличную динамику. Как правило, эти машины неполноприводные - с ведущей задней осью.

«Коджак»

В первой половине 90-х годов отставной полковник боливийской армии по фамилии Корнехо задался мыслью обеспечить военных лёгким и дешёвым транспортно-боевым средством. Первые прототипы боливийского багги испытывались в 1995–1997 годах, но доводка конструкции заняла почти десять лет. Лишь в октябре 2005 года автомобиль приняли на вооружение, выбрав для него имя главного героя некогда популярного телевизионного сериала - «Коджак».

Даже на фоне своих «одноклассников» боливийский «Коджак» отличается предельно ужатыми размерами. С одной стороны, это существенно облегчает маскировку, с другой - в машине не нашлось места для багажника, и рюкзаки с имуществом членов экипажа навешиваются снаружи на раму. Ещё одним недостатком, бросающимся в глаза, является незащищённость стрелка: на его рабочем месте отсутствуют дуги безопасности. При опрокидывании «Коджака» стрелок в лучшем случае отделается тяжёлыми травмами… Единственный элемент, выполненный из листовой стали, - днище машины. Какое-либо прикрытие бортов отсутствует, нет даже болотников. Машина может буксировать лёгкий одноосный прицеп с дополнительными запасами, что является вполне уместным при действиях в отрыве от основных сил.

Заголовок1

Заголовок2


Основные варианты вооружения «Коджака»: 7,62-мм пулемёт (на машине справа) и 12,7-мм пулемёт (слева).
razonyfuerza.mforos.com


Стрелок «Коджака» не защищён даже простейшими дугами безопасности.
razonyfuerza.mforos.com

Считается, что боливийская армия обзавелась примерно четырьмя десятками «Коджаков». Стандартным вариантом вооружения считается пулемётный: на верхней установке у стрелка монтируется 7,62-мм или 12,7-мм пулемёт, командир располагает лишь автоматической винтовкой. Вместе с тем боливийские военные пытаются взгромоздить на «Коджак» буквально всё, что имеется под рукой: гранатомёты РПГ-7 , китайские ПТРК HJ-8A, китайские же ПЗРК, а также пусковые установки 70-мм неуправляемых ракет, созданные в Боливии.


«Коджак», вооружённый пусковой установкой 70-мм неуправляемых ракет, буксирует одноосный прицеп.
razonyfuerza.mforos.com

«Апереа»

Уругвайские военные озаботились созданием собственного багги примерно на десятилетие позже своих боливийских коллег, и машина получилась более продуманной. Силовой каркас из труб диаметром 50 мм защищает не только командира и водителя, но и стрелка. Для последнего дополнительной защитой при опрокидывании служит запасное колесо, крепящееся сверху. От брызг и грязи экипаж прикрыт капотом и небольшими боковинами, машина оснащена болотниками.

Уругвайское багги получило название «Апереа», означающее грызуна, также известного как бразильская морская свинка. Багги в значительной мере комплектуется узлами, импортируемыми из Бразилии, в частности, к ним относятся дизельные моторы «Фольксваген» рабочим объёмом 1,6 или 1,8 л. Максимальная скорость с первым из них составляет 140 км/ч, со вторым - 160 км/ч. 60-литровый топливный бак обеспечивает машине с 1,6-литровым мотором приличный запас хода - 700 км. Пустая машина весит 630 кг, снаряжённая (с экипажем) - до 1100 кг.


«Апереа», вооружённый 40-мм автоматическим гранатомётом и 7,62-мм пулемётом.
defensanacional.foroactivo.com

Как и в случае с «Коджаком», основной вариант вооружения «Апереа» включает два пулемёта: 12,7-мм М2НВ у стрелка и 7,62-мм FN MAG у командира. Вместо верхнего пулемёта можно смонтировать 40-мм автоматический гранатомёт - американский Мк 19 либо сингапурский CIS 40. Наиболее тяжёлым вооружением, опробованным на «Апереа», является американская 30-мм автоматическая пушка М230.


Стрелок на «Апереа» защищён массивной трубчатой рамой.
vasili.io.ua

«Лобо»

Перуанский «Волк» (именно так переводится прозвище «Лобо») производит впечатление наиболее продуманной конструкции среди всех латиноамериканских «поделок». Разработку машины под официальным обозначением VATT (Vehiculo de Ataque Todo Terreno - «вездеходная штурмовая машина») осуществляла с 2001 года фирма «Касанаве СА», а первые серийные образцы поступили на вооружение в 2005 году.


«Лобо» с базовым вооружением - 12,7-мм и 7,62-мм пулемётами.
discasanave.com

Как и у «одноклассников», кузов «Лобо» изготовлен из стальных труб, но более высокого качества - с титановым антикоррозионным покрытием. Помимо капота и невысоких бортов часть машин снабжена крышей над рабочими местами водителя и командира. Автомобиль может перевозиться по воздуху (в том числе на внешней подвеске вертолёта) и приспособлен для десантирования на грузовом парашюте.

Длина VATT составляет 4,5 м, ширина - 2,2 м, высота - 2,6 м. В справочниках указывается масса 850 кг, но, вероятнее всего, эта цифра не включает вооружения («Лобо» может нести самые разнообразные его комбинации). В дополнение к почти стандартному для латиноамериканских багги набору из 7,62-мм и 12,7-мм пулемётов (боекомплект 2500 и 500 патронов соответственно) на перуанской машине опробованы несколько противотанковых ракетных комплексов. Наиболее распространённым вариантом является ПТРК 9К11 «Малютка» (или его китайский клон HJ-73C). Две пусковые установки ПТУР этого комплекса монтируются по бокам верхней части машины (запасные ракеты, насколько можно судить по имеющимся фото, не предусмотрены). Кроме того, на «Лобо» опробованы более современные ПТРК: российский 9К135 «Корнет», израильский «Спайк» LR, украинский «Скиф» (с ПТУР «Барьер» РК-2), а также комплекс собственной разработки «Райо». Альтернатива ПТРК - гранатомёт РПГ-7В с возимым боекомплектом в шесть гранат.


«Лобо», дополнительно вооружённый ПТУР «Малютка».
discasanave.co

В зависимости от силовой установки различают несколько вариантов VATT. Для армейских частей спецназа поставлялся вариант М-1А2 с четырёхцилиндровым бензиновым оппозитным мотором воздушного охлаждения «Фольксваген Эскарабахо» рабочим объёмом 1,6 л с механической коробкой передач (четыре скорости вперёд, одна назад). Мощность двигателя составляет 120 л.с. От 0 до 70 км/ч машина разгоняется за 6 секунд, максимальная скорость достигает 120 км/ч. Армейцы посчитали, что этого вполне достаточно, но морпехам было мало: вариант М-2А1, поставлявшийся морской пехоте, комплектуется 1,8-литровым «фольксвагеновским» мотором мощностью 140 л.с. Экспортные модели М-3Е и М-4Е оборудованы ещё более мощными двигателями «Субару» EJ-25 рабочим объёмом 2,5 л. Запас хода «Лобо» в зависимости от двигателя составляет 380–450 км. Без вооружения автомобиль стоит примерно 18 000 долларов (вероятно, с мотором «Фольксваген»), а с вооружением и связным оборудованием цена «Лобо» достигает 45 000 долларов.


VATT на учениях сухопутных войск Перу.
discasanave.com

VATT оказался единственным латиноамериканским боевым багги, объём выпуска которого не ограничился несколькими десятками единиц, а также единственным, поставлявшимся на экспорт. Перуанские военные приобрели в общей сложности 210 «Лобо». Крупнейшим зарубежным покупателем стала Ангола, обзаведшаяся полусотней VATT. Меньшие партии поступили в Нигер (15 машин), Гвинею (12) и Гондурас (12). Наконец, имеются сообщения о поставке дюжины «Лобо» в Украину, но документальных подтверждений этого нам найти не удалось.


Рейдовая группа перуанского спецназа: на переднем плане - «Лобо», за ним - лёгкие автомобили «Пума».
discasanave.com

VELA и VLF

Разработку собственных боевых багги в своё время вели и аргентинцы. Им понадобилась машина массой не более 1000 кг, приспособленная для транспортировки вертолётом UH-1H «Ирокез» (на внешней подвеске). Автомобиль VELA (Vehiculo de Exploracion Ligero de Asalto - «лёгкая разведывательно-штурмовая машина») комплектовался 1,6-литровым мотором «Фольксваген» и вооружался двумя пулемётами (12,7-мм М2НВ и 7,62-мм М60). Интересной деталью аргентинского багги стало оснащение его двумя гранатомётами для стрельбы дымовыми гранатами.


Вооружение VELA: 12,7-мм и 7,62-мм пулемёты, дымовые гранатомёты (по бокам запасного колеса), а также два одноразовых РПГ М72, уложенных на крыше.
taringa.net

Концептуально VELA был близок к боливийском «Коджаку», будучи лишён каких-либо панелей кузова, но аргентинские конструкторы всё же пожалели стрелка, защитив его дугой безопасности. Прототипы VELA испытывались в 601-м десантно-штурмовом батальоне, но на вооружение машину не приняли: аргентинские военные отдали предпочтение более тяжёлому автомобилю «Гаучо», напоминающему уменьшенный внедорожник HMMWV.


Аргентинский автомобиль VELA.
vasili.io.ua

Создали боевое багги и на «Острове свободы». Кубинское государственное предприятие «Унион де Индустриас Милитарес» (UIM) разработало машину VLF (Vehiculo Liviano de Fiero - «лёгкая огневая машина»). Сведения о ней исчерпываются несколькими фотографиями. VLF вооружена 7,62-мм пулемётом ПКМ и 30-мм автоматическим гранатомётом АГС-17, причём из последнего стрелок ведёт огонь стоя. Параметры силовой установки автомобиля неизвестны, но по фотографиям можно предположить, что VLF является полноприводным. Количество изготовленных машин, вероятно, не превышает полутора десятков, эксплуатируются они кубинским спецназом «Ависпас Неграс» («Чёрные осы»).


Автомобиль огневой поддержки VLF кубинского спецназа «Ависпас Неграс».
Kulhánek L. Vojenské “buginy” zemí Latinské Ameriky // ATM, 2015, №5

Литература:

  1. Kulhánek L. Vojenské “buginy” zemí Latinské Ameriky // ATM, 2015, №5
  2. razonyfuerza.mforos.com
  3. defensanacional.foroactivo.com
  4. discasanave.com
  5. militar.org.ua

В мире военных автомобилей наблюдается все большее разделение между тяжелыми, хорошо защищенными боевыми бронированными машинами на колесном ходу и сверхлегкими, высокомобильными багги. Конфликты в Ираке и Афганистане показали, что повышение бронезащиты внедорожников неизбежно ведет к потере ими возможности выполнять целый ряд разведывательных задач. В этой ситуации на помощь броневикам приходят легкие ударные автомобили с высокой маневренностью, малой заметностью и относительно низкой стоимостью.

Необходимость проведения быстрых и в то же время незаметных вылазок в районы сосредоточения противника, осуществления диверсий в его глубоком тылу, скрытого преследования отходящих групп террористов и непрерывного наблюдения за их передвижением - все это обусловило повышение внимания Пентагона и его союзников к специальным ударным автомобилям, схожих по конструкции с багги. Основу этих машин с колесной форумлой 4х4 или 4х2 составляет кузов, изготовленный из высокопрочных стальных трубчатых конструкций. Двигатель и трансмиссия размещаются в кормовой части корпуса. Экипаж багги насчитывает от двух до шести человек, для их защиты возможна установка легких противопульных или противоминных накладок из кевлара. Такие машины вооружены, как правило, 7,62- или 12,7-миллиметровым пулеметом, 30 миллиметровой автоматической пушкой, 40 миллиметровым гранатометом либо ПУ ПТУР. За счет высокой удельной мощности багги обладают хорошими показателями быстроходности, значительной скоростью (120-160 километров в час) и большим запасом хода (500-600 километров), а также способностью к преодолению препятствий (подъем под углом 30 градусов, крен до 20 градусов).

В зависимости от боевой массы и габаритных размеров специальные ударные автомобили подразделяются на малые (боевая масса 750-2700 килограммов), средние (3500-4500 килограммов) и большие (5000-6000 килограмм). В настоящее время подобные машины состоят на вооружении США, Великобритании, Франции, Италии, Израиля и других стран.

Ударный багги ALSV, США. Масса — 2,35 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 140 л. с., скорость — до 130 км/ч, запас хода — 500 км

Одной из основных компаний, ориентированных на разработку и производство специальных ударных автомобилей, является американская фирма Chenowth. В ее арсенале имеется целая серия изделий, созданных по схеме "багги", в частности Advanced Light Strike Vehicle (ALSV), Multi-Sensor Towed Detection (MSTD), Fast Attack Vehicle (FAV) и Teleoperated Dune Buggy (TDB). Наибольшую популярность получила машина Light Strike Vehicle и ее дальнейшая модернизация Advanced Light Strike Vehicle.

В середине 80-х годов для нужд Армии, Корпуса морской пехоты (КМП) и ВМС США было закуплено около 300 подобных автомобилей. Машина ALSV выполнена по стандартной для багги схеме. Шасси представляет собой высокопрочную раму из хромомолибденового сплава. В качестве силовой установки используется карбюраторный двигатель STD воздушного охлаждения мощностью 94 лошадиных силы или дизельный. Командир машины - наводчик оружия способен вести огонь в двух противоположных направлениях. Штурман располагается рядом с водителем в передней части. Размещение силовой установки в кормовой части и низкий центр тяжести обеспечивают высокую скорость и устойчивость автомобиля при движении.

Прототип боевого багги Aggressor.

На базе ALSV монтируется различное вооружение: 7,62- или 12,7-миллиметровый пулемет, 40 миллиметровый гранатомет Мk 19, ПТУР ТОУ, а также 30-миллиметровая автоматическая пушка ASP-30. Экипаж может быть вооружен ПЗРК "Стингер". LSV применялась в зоне Персидского залива при проведении операции ВС США "Буря в пустыне". Американская фирма Teledain разработала двухосный полноприводный разведывательный автомобиль LFV (Light Forces Vehicle). Его силовая установка размещена в кормовой части корпуса, где расположены дизельный двигатель и автоматическая трансмиссия. LFV снабжен дисковыми тормозами и независимой подвеской.

Трубчатая рама машины в комплексе с броневыми листами обеспечивает защиту экипажа и служит основой для крепления различных видов вооружения: 7,62- или 12,7-миллиметрового пулемета, 30-миллиметровой автоматической пушки, 40-миллиметрового гранатомета или ПТУР ТОУ.

Летающая багги Chimera.

В настоящее время представители Армии и КМП США рассматривают несколько опытных образцов перспективных боевых багги - ITV (Internally Transportable Vehicle), LSV (Light Strike Vehicle) и TAC-C (Tactical Autonomous Chassis-Combat vehicle). С начала 2008 года Пентагон проводит в Афганистане испытания разработанной компанией BAE Systems многоцелевой машины SPRAT (Specialized Reconnaissance Assault Transport), которая способна перевозить четырех человек и одну тонну груза со скоростью до 160 километров в час. Основное внимание при создании новых машин уделяется подвеске и двигателям, в частности ведутся работы над созданием амортизаторов с магнито-реологической жидкостью и дизель-электрических силовых установок.

В настоящее время уже разработан прототип гибридного автомобиля Aggressor с интересными футуристическими формами. Кроме стандартных схем, военные инженеры в США разрабатывают концепцию летающих легких ударных автомобилей. Так, американская компания Atair Aerospace представила на выставке Modern Day Marine Military Expo летающий автомобиль Chimera, предназначенный для заброски на параплане на территорию противника. Во время полета Chimera приводится в движение с помощью винта с кольцевым обтекателем.

Автомобиль М-626/G «Дезерт Рейдер» (6х6), Израиль. Масса — 2,6 т, двигатель — бензиновый, 150 л. с., или дизельный, 107 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 600 км.

В 1997 году специально для спецподразделений и сил быстрого реагирования фирма Engineering Equipment Division разработала шестиколесный полноприводный специальный ударный автомобиль М-626/G Desert Raiders (FAV - Fast Attack Vehicle). Машина оригинальной конструкции имеет бензиновый двигатель рабочим объемом 2429 кубических сантиметров (возможна также установка дизеля VM рабочим объемом 2498 кубических сантиметров) и автоматическую коробку передач. Оригинальная конструкция задней подвески (независимая подвеска задней пары колес для каждого борта) позволяет машине преодолевать 60-сантиметровый барьер, брать подъем крутизной до 70 градусов и продолжать движение, даже если всего одно колесо касается земли.


Desert Raiders имеет низкую шумовую и тепловую заметность и может транспортироваться в грузовом отсеке вертолета CH-53. Место водителя размещено по центру, по бокам от него - два пассажирских сиденья, позади - грузовая платформа (вместо нее может быть установлено еще два сиденья). Вооружение - три пулемета Negev калибра 5,56 миллиметров. Машина официально принята на вооружение Армии обороны Израиля под названием Tomer, однако из-за финансовых трудностей ее серийные поставки задерживаются.

Иордания


В начале 2005 года на вооружение сухопутных войск Иордании принят полноприводный специальный ударный автомобиль Al-Thalab LRPV (Long Range Patrol Vehicle), разработанный совместно с английской фирмой Jankel Armoring и иорданской KADDB (King Abdullah II Design and Development Bureau) на базе узлов и агрегатов Land Rover и Toyota Land Cruiser 79. На машину могут устанавливаться 12,7-миллиметровый пулемет или 40-миллиметровый гранатомет.

Сингапур

Багги Spider.

Фирма Singapore Technologies Kinetics (ST Kinetics) разработала полноприводный специальный ударный автомобиль Spider с колесной формулой 4х4 (американский вариант Flyer Defense, ITV-1), на котором в качестве вооружения может устанавливаться автоматическая пушка, тяжелый пулемет или 120-миллиметровый миномет. Его особенность заключается в том, что наряду с механической трансмиссией может быть использован электрический привод для бесшумного передвижения на поле боя или по пересеченной местности. Существуют еще целый ряд боевых автомобилей, созданных по схеме багги, в частности иорданский Desert Iris, британские Super Supacat, Saiker и другие.


Ударный багги FLYER R-12 сингапурского производства, применяется в США. Масса — 2,47 т, экипаж — 3 человека, двигатель — дизельный, 81 л. с., скорость — до 110 км/ч, запас хода — 500 км

Основной спецификой Chenowth были и остаются гоночные багги. Раллийные машины её конструкции принимали участие в многочисленных «Ралли Дакар», всевозможных бахах и других разновидностях внедорожных гонок. Но в 1980-х компания выиграла армейский контракт на разработку быстрого военного багги, способного передвигаться по песчаным дюнам, неся при этом значительную массу оружия и боевой экипировки. В 1982 году на свет появился автомобиль Fast Attack Vehicle (FAV).

В первой партии было 120 FAV — но реально машины вплоть до начала 1990-х простаивали. Первой их крупной операцией стала война в Кувейте. Во время «Бури в пустыне» именно FAV стали первыми транспортными средствами, вошедшими в столицу Кувейта — и передвигались они вовсе не по дорогам. Машины оснащались 2-литровыми 200-сильными двигателями Volkswagen, весили 680 кг и могли проехать 320 км на одной заправке, максимальная скорость составляла 97 км/ч. В то же 1991-м машины получили другое название (по документам) — Desert Patrol Vehicle (DPV).

Боевое применение выявило ряд недостатков. Нужно было повышать мощность и грузоподъёмность автомобиля (они могли нести массу, примерно равную собственной). Поэтому Chenowth Racing Products, Inc. разработали второе поколение — Light Strike Vehicle (LSV). Эта машина весила 960 кг, разгонялась до 130 км/ч и могла нести значительно больше груза, в частности, она стандартно вооружалась 12,7-мм M2, 5−56-мм M249 SAW LMG, 7,62 M60 и двумя противотанковыми AT4. В общем, это был почти танк. LSV используется до сих пор и, помимо США, стоит на вооружении Греции, Кувейта, Мексики, Омана, Португалии, Испании и Бангладеш.

Наконец, в 1996 году появилось третье, заключительное поколение багги армии США — Advanced Light Strike Vehicle (ALSV). Это был ещё более тяжёлый монстр массой 1600 кг со 160-сильным двигателем, способным «затаскивать» машину в полном снаряжении на 75-градусные уклоны. Багги продумывали так, чтобы его мог транспортировать стандартный армейский вертолёт, скажем, CH-47 Chinook.

Несмотря на успешную «армейскую карьеру», компания Chenowth на сегодняшний день существует лишь на бумаге и не производит технику — ни военную, ни спортивную. Тем не менее, её багги регулярно используются армией США в различных войнах и антитеррористических операциях.