Лиаз где. Лиаз - ликинский автобусный завод. От копирования к собственным разработкам

Ликинский автобусный завод

Когда в 1933 году в подмосковном посёлке Ликино-Дулёво был построен Лесохимический Опытный Завод Облагораживания Древесины (ЛОЗОД), мало кто мог догадываться, что здесь закладывается основа одного из флагманов будущей российской автопромышленности. Тем не менее, первоначально выпускавший изоляционные плиты и прессованную древесину, завод с 1945 года начал изготавливать электропилы, шпалорезные станки и передвижные электростанции. Переход на «машиностроительные рельсы» окончательно оформился в 1958 году, когда на заводе, именовавшемся тогда ЛиМЗ (Ликинский машиностроительный) был выпущен первый автобус – ЗиЛ-158. Уже в следующем году завод был переименован и получил известное всем наименование ЛиAЗ.

В девяностые годы ЛиАЗ , как и большинство российских предприятий, пережил очень тяжелые времена. Разрыв традиционных экономических связей внутри СССР, большие кадровые потери поставили завод ЛиAЗ на грань катастрофы. Тем не менее, пройдя через громадные трудности с производством и реализацией продукции, банкротство и конкурсное управление, завод ЛиAЗ всё-таки встал на ноги и смог вновь начать выпуск пассажирского автотранспорта. Это оказалось не случайностью, а настоящим возрождением предприятия, и в начале нового XXI века ЛиAЗ смог модернизировать производственное оборудование и начать выпуск автобусов, способных на равных конкурировать с продукцией других предприятий.

Продукция ЛиАЗ занимает одно из лидирующих мест на рынке автобусов большого класса. Достаточно вспомнить модель автобуса ЛиАЗ-5256, который уже выпущен в количестве более 20 000 штук, и выпуск до сих пор продолжается. Кроме него, завод ЛиАЗ производит ряд других моделей автобусов. Не все из них пока что получили широкое распространение, однако нет оснований сомневаться, что со временем транспортные организации по достоинству оценят новые ЛиAЗ.

Новые автобусы «старого» завода

Спектр производимых заводом ЛиАЗ машин исключительно широк. Разумеется, наиболее известны городские автобусы ЛиAЗ, однако предприятие постоянно разрабатывает и готовит к выпуску новые модели и даже новые типы транспорта. К примеру, не так давно ЛиАЗ в дополнение к модельному ряду автобусов начал производство и троллейбусов. Кроме того, завод ЛиAЗ первым в России освоил выпуск современных низкопольных сочлененных автобусов, без которых уже немыслимо дальнейшее развитие городского пассажирского транспорта.

В настоящее время ЛиАЗ производит множество видов транспорта. К нему относятся:

Конечно, эта классификация условна. Модельный ряд продукции завода ЛиAЗ постоянно расширяется, и в любой момент можно ожидать появления новых видов автобусов и троллейбусов ЛиАЗ . Тем не менее, приведённый перечень даёт общее представление о том море пассажирского транспорта, который выпускается на ЛиAЗе.

Некоторые из автобусов, выпускаемых на заводе ЛиАЗ , для России уникальны. Таковы, например, сочлененные автобусы ЛиАЗ, производимые с 2002 года. Никто в нашей стране, кроме ЛиAЗа, пока что не изготавливает низкопольные автобусы особо большого класса, и среди отечественного транспорта у сочлененного автобуса ЛиАЗ-62132 пока что нет аналогов. Нет у ЛиАЗа конкурентов и по вместимости: даже сочлененный автобус ГоЛАЗ, модель АКА-6226, отстаёт от «гармошек» ЛиАЗа. Его вместимость составляет 170 пассажиров, в то время как модели сочлененных автобусов ЛиAЗ рассчитаны на перевозку 178 человек.

Высокое качество продукции ЛиАЗ

Уникальны не только автобусы ЛиАЗ – уникальны ещё и технологии, используемые заводом. В настоящее время на заводе ЛиAЗ установлено оборудование из Японии, Италии, Швеции, Швейцарии, Австрии и Германии. Благодаря модернизации производства ЛиАЗ может теперь выпускать продукцию мирового класса, и автобусы ЛиAЗ не уступают по качеству своим зарубежным аналогам.

Новые технологии на ЛиАЗе применяются в самых широких масштабах. В своё время завод стал первым предприятием в России, применившим полную антикоррозионную обработку кузовов методом катафореза. Суть этого метода электролитического окрашивания состоит в том, что изделие, помещённое в катафорезную ванну, подвергается воздействию электрического поля. В результате этого специальная краска на водной основе осаждается на всё изделие целиком, не пропуская даже труднодоступных уголков. Сцепление эпоксидного слоя с металлом чрезвычайно прочно, а получившееся покрытие устойчиво к самым агрессивным погодным условиям.

Метод катафорезного грунтования применяется в автопромышленности достаточно широко, но только ЛиAЗ среди российских автозаводов начал делать полную катафорезную обработку кузовов. На заводе ЛиАЗ установлена уникальная линия антикоррозионной обработки и окраски «Джейко», не имеющая аналогов в России. Эта линия включает в себя особую катафорезную ванну, которая позволяет поместить в неё и обработать кузов целиком, благодаря чему не нужно опасаться, что коррозия начнётся в местах соединений. В настоящий момент такой способ нанесения электролитической грунтовки кроме ЛиAЗа используется лишь на отдельных предприятиях Западной Европы.

Кроме катафореза, коррозионную стойкость кузовов ЛиАЗа обеспечивают и другие методы. Если раньше внешние части автобусов ЛиAЗ изготавливались из обычного «чёрного» металла, то сейчас все элементы кузовов, которые в обычных условиях ржавеют быстрее всего, изготовляются из оцинкованной стали. Внедрение других современных технологий, в частности, сборки на объёмном стапеле и точной сварки, позволило снизить затраты на изготовление кузовов с одновременным повышением их качества. Теперь завод ЛиАЗ уверенно гарантирует, что кузова его автобусов прослужат не менее 12 лет до сквозной коррозии.

Несмотря на то, что кузова являются предметом законной гордости завода ЛиАЗ , остальные части автобусов им не уступают. При изготовлении автобусов применяются детали, выпущенные только теми производителями, которые успели доказать высокое качество своих изделий. Так, например, силовые агрегаты ЛиAЗ всё чаще включают в себя дизельные двигатели CAT производства американской фирмы Caterpillar. Эта фирма производит промышленное оборудование и двигатели для судов и автомобилей на протяжении уже более чем шестидесяти лет, и за это время успела завоевать уважение потребителей.

Однако завод ЛиАЗ не отказывается от сотрудничества и с отечественными предприятиями, оснащая свои автобусы также двигателями производства ЯМЗ и КАМАЗ. Их качество пока что уступает импортным, однако оба производителя прилагают все усилия, чтобы исправить это положение. Ярославский моторный завод, поставляющий двигатели ЯМЗ для автобусов ЛиAЗ, с 2007 года выпускает двигатели, соответствующие международному экологическому стандарту Euro-3. Не отстаёт от ЯМЗ и КАМАЗ, чьи двигатели пока ещё несколько отстают по сроку службы от ярославских, однако легче, экономичнее и удобнее в обслуживании.

Кроме дизельных, на автобусы ЛиАЗ устанавливаются также газовые двигатели. Как известно, использование природного газа в качестве моторного топлива обходится дешевле, чем бензина или дизтоплива, но при этом газовые двигатели экологически намного чище других типов двигателей внутреннего сгорания. Завод ЛиАЗ не мог остаться в стороне и разработал ряд модификаций автобусов, работающих на газе. На этих ЛиAЗ используются двигатели Cummins, разработанные независимым американским концерном Cummins Inc., который в течение восьмидесяти лет является лидером двигателестроения США, и использование её продукции делает газовые ЛиAЗ высококачественными и надёжными машинами.

Помимо двигателей, высоким качеством отличаются и другие детали автобусов. Нет никаких нареканий и к мостам Raba, которыми также оснащаются ЛиAЗы. Эти мосты известны у нас с тех времён, когда СССР массово закупал автобусы «Ikarus», и уже тогда продукция этого венгерского предприятия зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Стоящие на автобусах ЛиАЗ мосты Raba отличаются потрясающим сроком эксплуатации: в тяжёлые 90-е, когда отечественное автопроизводство практически остановилось, мосты со списанных автобусов часто ставили на вновь изготавливаемые машины – и потребители не имели нареканий. Никогда не было проблем с этими мостами и у ЛиАЗа. Кроме Raba, на автобусах ЛиAЗ используются и мосты КААЗ, не уступающие по качеству венгерским.

Пассажирский транспорт XXI века

Какой бы высококачественной не была «начинка» автобуса, но пассажиры в первую очередь оценивают удобство автобуса. Надо отметить, что у продукции ЛиАЗ с этим проблем нет. При модернизации классической модели городского автобуса ЛиАЗ-5256 и разработке новых ЛиAЗов удобству и комфортабельности уделялось очень большое внимание.

Это внимание проявляется во многом. Пассажиры городских автобусов ЛиАЗ наверняка оценят удобство и практичность новых сидений. Теперь не нужно бояться того, что из-за износа или неизвестного хулигана сидячее место придёт в негодность: благодаря высокой прочности сиденья в салоне ЛиAЗа прослужат долго, а хулиганам придётся очень постараться, чтобы повредить специальную антивандальную конструкцию. Вообще следует отметить, что хулиганам в автобусах ЛиАЗ наверняка будет скучно: высокое качество изготовления и прочные элементы отделки не позволяют разгуляться разрушительным «талантам». При этом можно с уверенностью утверждать, что обычным законопослушным гражданам понравится комфортабельный и вместительный пассажирский транспорт производства ЛиAЗ.

Обычные городские автобусы достаточно высоки, и старикам, инвалидам и детям подниматься в них не всегда легко. Заботясь о пассажирах, ЛиАЗ разработал и уже начал выпуск нескольких моделей низкопольных автобусов. Их пол находится всего в 35 см от уровня дороги, и поэтому пассажирам нет необходимости подниматься в эти ЛиАЗы по обычным ступенькам. Низкопольные автобусы производятся в двух вариантах – в виде обычного городского автобуса большого класса и сочлененного гиганта вместимостью 178 человек. Надо отметить, что низкопольные сочлененные ЛиAЗ – это абсолютная новинка отечественной автопромышленности. Ни одно предприятие в России, кроме завода ЛиАЗ, их пока не выпускает.

Кроме высокопольных и низкопольных моделей, ЛиАЗ изготавливает и полунизкопольные автобусы. Многие считают эту модель ЛиAЗа не слишком удачным компромиссом, однако нельзя не отметить, что такой автобус всё-таки удобнее для пассажиров, чем традиционный высокопольный ЛиАЗ. К тому же пока что низкопольные модели автобусов обходятся в производстве дороже высокопольных, и полунизкопольный ЛиAЗ позволяет совместить интересы покупателей автобусов и их пассажиров.

Как уже было сказано, не так давно ЛиАЗ начал производство не только автобусов, но и троллейбусов. Как известно, российский троллейбусный парк значительно изношен, а многие выпускаемые сейчас машины были разработаны ещё в советские времена и успели морально устареть. Мысль о том, что хорошо бы оснастить качественные и современные автобусы ЛиАЗ электродвигателями, зрела уже давно. Какое-то время ЛиAЗ даже сотрудничал с другими предприятиями, выпуская сначала экспериментальные модели, а затем полуготовые машинокомплекты, на которых другие заводы уже сами устанавливали электрооборудование. Однако такое «распределение» производства влекло за собой удорожание и снижение качества машин, и потому в декабре 2007 года на заводе ЛиАЗ была запущена линия по производству троллейбусов. Теперь троллейбусы ЛиAЗ являются уже не «гибридным» транспортом, по сути – переделанным автобусом, а полноценным городским электротранспортом на уровне всех современных требований.

Приобретение продукции Ликинского автобусного завода

Если вы решили купить ЛиАЗ , вам нужно перейти в раздел «Контакты» этого сайта – и вы сможете обратиться в нашу организацию по телефону, или отправить заявку по электронной почте. Мы осуществляем продажу ЛиАЗ по ценам завода-производителя. Компетентные сотрудники нашей компании предоставят вам всю интересующую информацию относительно особенностей, технических характеристик, комплектации, помогут определиться с выбором модели.

Пригородные модели ЛиАЗ рассчитаны на перевозку пассажиров между городом и ближайшими к нему населёнными пунктами. Сравнительно длинные маршруты, большое число пассажиров и нечастые остановки – именно для таких условий работы сконструированы эти автобусы. Широкие проходы позволят перевезти всех желающих и позволят избежать толчеи, а удобные сиденья сделают поездку приятной для пассажиров. Как и вся продукция ЛиАЗ, пригородные модели автобусов отличаются высоким качеством и надёжностью.

В 30-х годах ХХ века в г. Ликино-Дулёво был построен завод, выпускавший древеснослоистые пластики, из которых строились самолёты, вырезались вкладыши для подшипников, подкладки под рельсы метро и мн. пр. В конце войны завод преобразовали в машиностроительный для ремонта дизелей, изготовления передвижных электростанций, мотовозов. В 1958 году завод стал автобусным. Выпускалась модель «ЗИЛ-158», но уже в 1962 году появился первый «ЛиАЗ-677», впоследствии ставший легендой автопрома: собрано около 200 тысяч машин, это самая массовая модель автобуса большого класса в мире.
читать полностью →
В трудные 1990-е годы производст во остановилось, люди не получали зарплаты, в прессе уже сообщалось, что ЛиАЗа больше нет. Сохранение основных мощностей и возрождение завода – подвиг трудового коллектива. Ныне ЛиАЗ – снова флагман отрасли, он, наряду с ещё 17-ю предприятиями в России и за рубежом, входит в «Группу ГАЗ», являющуюся крупнейшим в стране производителем коммерческого автотранспорта и принявшую стратегию развития на период до 2012 года, цель которой – предоставление потребителям комплексных решений транспортных проблем. На ЛиАЗе занято 3200 человек, с конвейера сходит за год около 3000 автобусов, планируется в ближайшие четыре года поднять выпуск до 4300. Создаваемые на заводе новые модели, начиная с 2002 года, неизменно удостаиваются высших наград Московской международной автовыставки.

ЛиАЗ предлагает потребителям всевозможные автобусы большого и особо большого класса: городские и пригородные, туристические, одинарные и сочленённые, газовые, школьные, северные, инвалидные. Наибольшим спросом пользуются низкопольные модели 5292 и 6213. Все кузова подвергаются химической обработке в восьми огромных ваннах, что позволяет давать гарантию против коррозии на 12 лет. Подобную технологию для автобусов имеют ещё только три фирмы в Европе. По желанию заказчиков ставятся отечественные или импортные двигатели Камского и Ярославского автозаводов, или импортные Caterpillar, Cummins, MAN, разные коробки передач, и вообще покупатель вправе выбрать любые опции, от основных узлов до окраски автобуса. Выполняются даже заявки на машины, каких завод раньше не делал, – так, школьный автобус в северном варианте сконструирован и партия выпущена менее чем за два месяца! В конце 2007 года освоено производство троллейбусов. В 2008 году изготовлен образец автобуса с гибридным силовым агрегатом (два двигателя – дизельный и электрический).

В миллионах исчисляются средства, выделяемые на социальную поддержку персонала и на дальнейшее улучшение санитарно-бытовых условий. Работники награждаются по итогам трудового соревнования, существуют выплаты к юбилейным датам, к отпуску, предприятие частично берёт на себя расходы по перевозке работников от места жительства на завод и обратно. Организован летний отдых лиазовцев на побережье Чёрного моря, а также их детей в оздоровительных лагерях. Так выполняется основополагающий принцип производственной системы Ликинского автобусного завода: «Люди – самый ценный актив предприятия».

Полный модельный ряд Ликинского автобусного завода

История возникновения завода уходит в 1933 год, когда было принято решение о строительстве Лесохимического опытного завода облагораживания древесины "ЛОЗОД". В 1935 завод выпускал: изоляционные плиты, бруски лигностона, прессованную древесину и изделия из нее. С 1945 года завод стал именоваться Ликинским машиностроительным заводом (ЛиМЗ) и производил: электропилы, шпалорезные станки, мотовозы, лебедки, передвижные электростанции. В 1946 году на заводе работало более 1100 человек.

ЛиАЗ-158
С 1959 года завод начинает сборку пассажирских автобусов ЗиЛ 158 и становится Ликинским автобусным заводом (ЛиАЗ). Годовой выпуск составлял в 1959 году- 213 автобусов, в 1963 году- 5419 шт, 1969 год-7045 штук. Одновременно велась разработка и испытание нового, улучшенного большого городского автобуса.

ЛиАЗ-677

Им стал ЛиАЗ-677. Опытная партия, которых изготовлена в 1967 году. За 25 лет изготовлено более 200 000 автобусов ЛиАЗ-677 и его модификации: городской, северный, экскурсионный, пригородный, газобаллонный, передвижная телевизионная станция. Осенью 1972 года автобус ЛиАЗ-677 получил Золотую медаль и Диплом Первой степени на международной ярмарке в Лейпциге. В 1975 году производство было выведено на проектную мощность 10 000 автобусов в год. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

ЛиАЗ-677М

В 1978 году ЛиАЗ-677 был модифицирован и получил обозначение ЛиАЗ-677М. Изменения коснулись, главным образом, внешней отделки кузова и оборудования салона. В частности, световые приборы панели задка стали собираться в комбинацию и приобрели прямоугольную форму, появились бамперы, ветиляционные люки на крыше. Позже - в конце 1980-х годов - ЛиАЗ-677М получит верхние габаритные огни и боковые указатели поворота прямоугольной формы.

ЛиАЗ-5256
1982 год начало разработки проекта технического перевооружения завода ЛиАЗ на выпуск автобусов ЛиАЗ-5256. В 1985 году начало технического перевооружения; одновременно начат выпуск автобусов малыми партиями в цехе мелких серий. Серийное производство больших городских автобусов ЛиАЗ-5256 начато с 1990 года.

"ЛиАЗ-5256 - автобус с трудной судьбой. Машина, созданная в львовском экспериментальном институте, вначале никак не могла выйти из разряда мелкосерийных. Потом сгорел завод двигателей КамАЗа, и автобус остался без «сердца». Тогда на ЛиАЗ стали ставить моторы различных марок и продавать машины городам, не обеспечивая сервисом. Без того подорванная репутация автобуса окончательно рухнула после страшной аварии в Красноярском крае. Расследование показало, что катастрофа произошла из-за ошибок в конструкции... Словом, новому руководству ЛиАЗа, которое пришло в 1998 году, достался не только полностью разваленный завод, но и машина, от которой заказчики бежали, как черт от ладана... С тех пор изменилось многое. «Нынешние автобусы отличаются даже от тех, что выпускались два года назад, как небо и земля», - говорят на ЛиАЗе" (http://www.autoreview.ru).


После рестайлинга автобус ЛиАЗ-5256 претерпел весьма заметные внешние и внутренние изменения. Внешне - это вполне европейский автобус. Внутренне содержание вполне соответствует мировым стандартам. Агрегатная база автобуса - от мировых лидеров в производстве комплектующих. Салон теперь также выглядит гораздо современнее. Специальные антивандальные сидения, высококачественный пластик в оформлении элементов салона, новое освещение и ряд других улучшений - такой автобус действительно украсит улицы наших городов.

ЛиАЗ-5256 (пригородный)
Автобус большого класса (11400х2500х3007 мм) предназначен для эксплуатации на маршрутах "ближнего" и "дальнего" пригорода, оборудован мягкими регулируемыми/нерегулируемыми или стандартными городскими сидениями.

ЛиАЗ-5256 "Школьный"
Специально под заказ Московского правительства ОАО "Ликинский автобус" изготовил модификацию автобуса для перевозки детей. Благодаря быстрому началу конвейерной сборки, эта модель доступна для всех регионов нашей страны.

ЛиАЗ-5256 "Инвалидный"
Модификация автобуса ЛиАЗ-5256для перевозки людей с нарушением опорно-двигательной системы. Данная машина - первый автобус большого класса, который предлагает решение проблемы автобусно-пассажирских перевозок для инвалидов в нашей стране.

ЛиАЗ-5292
Новый низкопольный автобус (12000х2500х2800 мм) предназначен для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком. Внешний вид автобуса соответствует тенденциям современного автодизайна. Низкий уровень пола (высота пола над уровнем дороги составляет 340 мм), широкие пассажирские двери (3/1282 м) обеспечивают удобную посадку и высадку пассажиров, что значительно сокращает время нахождения на маршруте.

ЛиАЗ-6212
Городской автобус особо большого класса (17640х2500х3007 мм) создан на базе ЛиАЗ-5256. Автобус предназначен для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком.

ЛиАЗ-6213
Первая отечественная низкопольная сочлененная машина. ЛиАЗ-6213 - принципиально новый автобус для крупных городов России. Автобус обладает оптимальным сочетанием цена/качество. Стоимость ЛиАЗ-6213 в 2,5 раза ниже западных аналогов.

ЛиАЗ-62xx
(опытно-промышленный образец)
Разработка Ликинского автобусного завода - 3-х осный городской автобус (15 метровый). Автобус может использоваться как на городских, так и на пригородных маршрутах. Высокое качество агрегатной базы и ресурс кузова в 12 лет обеспечивают общий ресурс в 1 млн. км. По итогам выставки MIMS-2004 автобус ЛиАЗ-62ХХ получил приз жюри в номинации "Лучший городской автобус".

Использованы фотографии

В Московской области работает множество предприятий, выпускающих продукцию самой различной направленности. Не последнее по важности место в перечне производящих комплексов региона занимают предприятия, выпускающие транспортные средства, одним из наиболее крупных и известных среди которых можно назвать Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ), расположившийся в городе Ликино-Дулево.

История создания Ликинского автобусного завода восходит к 1937 году – в то время в поселке начал свою деятельность лесотехнический комплекс по облагораживанию древесины. Восемь лет спустя автопредприятие было переименовано и начало специализироваться на строительстве машин и установок для деревообрабатывающего производства. В 1958 году нынешний «ЛиАЗ», сайт которого можно найти в интернете, был реконструирован под выпуск пассажирских автобусов; именно тогда предприятие и получило свое настоящее название.

На протяжении всего своего существования Ликинский автобусный завод «ЛиАЗ» непрерывно развивался, наращивая мощность и расширяя ассортимент продукции. Предприятие неоднократно удостаивалось высоких наград в крупных конкурсах.

Продукция Ликинского автобусного завода, официальный сайт которого представляет полную информацию о нем, соответствует наиболее высоким экологическим требованиям, а также установленным нормативам безопасности и комфорта. В последние годы «Группой ГАЗ», в которую входит предприятие, была проведена его тотальная модернизация, внедрено новое оборудование.

«ЛиАЗ»: продукция
Ликинский автобусный завод отправляет на экспорт транспортные средства в различные города России, а также является поставщиком техники нового поколения для столицы и Санкт-Петербурга.


Завод «ЛиАЗ» выпускает порядка двадцати моделей автобусов, которые имеют большую популярность на рынке пассажироперевозок. Он является единственным российским предприятием, выпускающим полную линейку пассажирских автобусов длиной 12 и 8 метров, которые работают на всех видах топлива.

Автобусный завод «ЛиАЗ» в разные годы своего существования также выпустил несколько опытных моделей сочлененных автобусов и троллейбусов; в 2012 году с конвейера сошел электробус. В разные времена заводом также производились передвижные видеосалоны, мобильные компьютерные центры и различные модификации троллейбусов.

Ликинский автобусный завод это ведущий производитель пассажирских автобусов на отечественном рынке. Завод располагается в г. Ликино-Дулёво Орехово - Зуевском районе Московской области на площади размером 630 000 кв.м., 172 000 из которых является производственной. В настоящее время предприятие представляет собой высокотехнологичный комплекс, основанный на передовых технологиях и системах автоматизации. На заводе применяется оборудование как отечественного, так и импортного производства. Примером служат такие фирмы как итальянская « Джейко», японская « Наката», австрийская «Кальтенбах», немецкие «Хальброн», «Трумабент», «Труматик» и др. Выпускаемая на предприятии продукция соответствует всем требованиям европейских стандартов.

Свое начало завод берет еще из далеких 30-х годах двадцатого века. Так в 1933 г было начато строительство опытного завода лесохимического профиля по облагораживанию древесины, сокращенно «ЛОЗОД». Его основным ассортиментом продукции стал выпуск прессованной древесины, изделий на ее основе, лигностона, изоляционных плит. К 1945 году из Лесохимического завод перепрофилирован в машиностроительный, и получил название Ликинский машиностроительный завод под аббревиатурой «ЛиМЗ». В то далекое время основной продукцией были: мотовозы, электропилы, лебедки, шпалорезные станки, передвижные электростанции. В 1959 году на базе завода начинается сборка пассажирских автобусов типа ЗиЛ 158, также происходит смена названия на ныне известное ЛиАЗ. Первоначальный годовой выпуск составлял всего лишь 213 автобусов, но уже к 1969 году увеличился до 7045 штук. Большое внимание уделялось новым разработкам и испытаниям, что привело к созданию в 1967 г. новой модели автобуса городского типа ЛиАЗ - 677. В течение более 25 лет продолжалось производство этой модели и его модификаций (городская, пригородная, северная, экскурсионная, передвижная телевизионная станция и газобаллонная), и было выпущено свыше 200 000 штук. Благодаря своим характеристикам на международной ярмарке в г. Лейпциге автобус модели ЛиАЗ - 677 был награжден Дипломом первой степени и Золотой медалью. Завод был удостоен такой награды как Орден Трудового Красного Знамени. На конец 80-х годов приходится создание модели автобуса нового поколения под названием ЛиАЗ-5256. Но тяжелая экономическая ситуация 90-х годов не обошла стороной и это передовое предприятие. Спад производства с 1991 по 1996 г.г. привел к остановке производства, задержке заработной платы рабочим и банкротству предприятия. Но уже в 1997 г меняется управление и руководство, на должность управляющего приходит Н.П. Адамов. И благодаря сохраненным территории и имуществу завода, а также поддержке органов региональной власти, руководству удалось восстановить производство.

В настоящее время основным направление политики предприятия является автоматизация производства и обновление парка оборудования. По мнению руководства это должно принести свои плоды. Так, например, применение современных систем автоматизированного производства должно заинтересовать молодые перспективные кадры, а также автоматизировать процесс проектирования и технологической подготовки на производстве. Обновление и наладка сетевой инфраструктуры, телефонии и разработка личного сайта предприятия поможет изменить структуру маркетинга. По словам руководства, восстановление завода должно проходить в три этапа - запуск производства, достижение уровня рентабельности и «раскрутка». Два первых этапа уже пройдено. А для третьего существует благоприятная почва. Это и более привлекательные цены по сравнению с импортными аналогами. Автобус из отечественных комплектующих, который подойдет многим городам, можно приобрести всего за 1 млн. руб. И отличное качество и срок службы. А необходимость обновления автобусного парка в регионах, а это примерно около 40 000 автобусов, говорит о наличии спроса на эту продукцию.

В 2000 году на заводе началась разработка новых моделей городских автобусов. Это сочлененный ЛиАЗ 6212 и пригородный ЛиАЗ - 5256 R. Полный ассортимент выпускаемых моделей представлен ниже.

Автобусы для междугородних и пригородных маршрутов:

  • ГолАЗ-ЛиАЗ-5256. Предназначен для междугородних перевозок. Автобус имеет мягкие регулируемые в различных направлениях сиденья и багажные отсеки объемом 4,5 куб.м. Общее количество мест 66. Максимальная скорость 90км/ч.
  • ЛиАЗ-5256-01. Автобус, предназначенный для пригородных перевозок. Имеет 88 мест из них 44 посадочных. Максимальная скорость 75 - 80 км/ч.

Для городских перевозок производятся модели:

  • ЛиАЗ-5256. Это автобус для городских перевозок. Имеет 110 мест, 23 из которых посадочные, и доступную цену.
  • ЛиАЗ-5292. Модель оборудована специальными крепежами для инвалидных колясок и имеет аппарель для съезда/въезда.
  • ЛиАЗ-5293. Модель имеет 100 мест, 25 из них посадочных.
  • ЛиАЗ-6212. Количество мест этого автобуса 178, в т.ч. сидячих 33.
  • ЛиАЗ-6213. Модель незаменима на маршрутах с повышенным пассажиропотоком, число мест 153, из них сидячих 33.

Модели автобусов работающих на альтернативном топливе:

  • ЛиАЗ-5256.7. Является лидером по продажам в своем классе. Предназначен для пригородных и городских маршрутов. Работает на газовом топливе. Главное преимущество данной модели - возможность посадки/высадки пассажиров любой категории.
  • ЛиАЗ-5292.7 - для городских перевозок, имеет двигатель, работающий на газу.
  • ЛиАЗ-5292. Городской автобус, представляющий линейку гибридных моделей, работает на альтернативном топливе (дизель-газ-электричество).
  • ЛиАЗ-6212.7. Данная модель имеет двигатель, работающий на газу, и предназначена для городских перевозок, число мест 178, из них посадочных 33 места.

Отдельно стоит сказать о специальной модификации для школьных учреждений: ЛиАЗ-525626-20 оборудован 42 посадочными местами для детей и специальной ступенькой для самых маленьких пассажиров.

Предприятием выпускаются также троллейбусы: модели ЛиАЗ-52802, ЛиАЗ-5280, ЛиАЗ-52803. Вместимость таких троллейбусов составляет порядка 100 пассажиров.

В настоящее время Ликинский автобусный завод представляет собой современное предприятие, специализирующееся на производстве больших автобусов городского типа. Использование передовых технологий обеспечивает производство техники, соответствующей европейским стандартам. Для оснащения предприятия используется современное оборудование известных компаний: "Nakata" (Япония), "Jeico" (Италия), "Halbron", "Trumbent" и "Trumatic" (Германия), а так же швейцарское, австрийское оборудование.

Идет подготовка к запуску в производство низкопольных автобусов городского типа.