«БАТ-М» – инженерная машина дорожного класса. Инженерная техника советской армии Путепрокладчик бат м техническое описание и инструкция по эксплуатации

БАТ-М (изделие 405му) предназначен для прокладки путей на труднопроходимой для техники местности. Также может использоваться на всех видах бульдозерных работ (в том числе – и планировка площадок и дорог на косогорах), засыпка ям, рвов, траншей, расчистка местности от завалов, кустарника и др; валка деревьев, корчевка пней. Наличие лебедки с тяговым усилием 25 т.с. и крана грузоподъемностью 2 т. значительно расширяет возможности машины, в том числе и по проходимости. Этому же способствует и сравнительно небольшое удельное давление на грунт, что позволяет использовать машину в труднопроходимых местах. Гусеничное шасси п/пр БАТ-М сконструировано на агрегатах тяжелого артиллерийского тягача .

Габаритные размеры:

а) в транспортном положении (рабочий орган опрокинут в кузов)

б) в полутранспортном положении (рабочий орган поднят на максимальную высоту над опорной поверхностью гусениц)

в) в рабочем положении (рабочий орган опущен на уровень опорной поверхности гусениц)

Вписываемость в ж.д. габарит:

1Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на платформе путепрокладчика;

02-Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на ж.д. платформе и платформе путепрокладчика.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Тип рабочего органа - универсальный бульдозерный отвал с лыжей

Положение крыльев рабочего органа в работе:

  • двухотвальное;
  • бульдозерное;
  • грейдерное (правое и левое);
  • комбинированное (правое и левое) – одно крыло в бульдозерном положении,
  • другое – в двухотвальном.

Размеры рабочего органа:

ООО "Батмастер-Истра" с 2001 года поставляет комплектующие, ремонтирует и продаёт путепрокладчики БАТ-м с консервации и хранения. Наше предприятие располагает производственной базой, складом запасных частей. Техническая служба ответит на вопросы и поможет разобраться в вопросах эксплуатации и сервиса путепрокладчиков БАТ-м, базового шасси АТ-Т и дизельного двигателя А-401. В технической библиотеке предприятия имеются каталоги запасных частей, инструкция по эксплуатации для путепрокладчика БАТ-м и другой инженерной и автобронетанковой спецтехники.
В 2002 году наше предприятие разработало программу модернизации дизельного двигателя В-401 установленного на гусеничном снегоочистителе БАТ-м с универсальным грейдерным отвалом. Метод основан на применении цилиндропоршневой группы выполненной из кованых поршней (изотермическая штамповка) и комплекта поршневых колец с стальным маслосъемным кольцом с тангенциальным расширителем. Доработанный дизель отличает увеличенный КПД и долговечность ЦПГ не менее 8000 моточасов.

Всем привет! Речь пойдет о путепрокладчике БАТ-М (изделие 405му) , разработанном на базе Артиллерийского тягача АТ-Т (изделие 401).

Изображения машины, характеристики и прочее можно найти на нашем сайте, а я хотел вам рассказать о машине с точки зрения ведущего специалиста по ремонту инженерной техники.

Мое знакомство с машиной произошло в начале воинской службы на дальнем востоке в 90 годы. Тогда еще молодым лейтенантом, разъезжая по командировкам, в одной из мотострелковых частей я первый раз увидел БАТ-М . Тогда еще было непонятно назначение этой машины, но было жутко интересно зачем на ней столько всякого оборудования (отвал, кран, лебедка). Я служил в Железнодорожных войсках и у нас ничего подобного не было.

Прошли годы и вот уже на базе нашего предприятия мы вновь встретились с этой чудо-машиной, которая поступила к нам в ремонт. Машину пришлось изучать с нуля, начиная с ее назначения и до последнего винтика. Поначалу было не просто ­- новый вид техники, требования к ремонту, опыт работы с данной техникой. Но оказалось, что она при своем грозном виде относительно проста по сравнению со своим современным собратом БАТ-2 (Объект 454) с которым я столкнулся на предприятии в начале моего творческого пути и уже потом с БАТ-М. А посему было с чем сравнивать и не по картинке.

Одно из преимуществ БАТ-М втом, что на нем установленаобычная механическая трансмиссия. Привод от двигателя осуществляется через главный фрикцион (401.07Сб-А) (многодисковый метал по металлу) что было удивительно как такое возможно. Однако работает и надежно – с уважением к разработчикам! Далее привод идет на КПП (401.08Сб-1А) и планетарные механизмы поворота (401.09.2Сб и 401.09.3Сб), благодаря которым машина совершает повороты с замедлением в 1,42 раза или разворот за счет блокировки ПМП остановочной лентой. Регулировка приводов управления осуществляется при помощи линейки и слесарного инструмента. Что не скажешь о следующем поколении машин БАТ-2 с гидравлическим управлением, которые требуют специальное оснащение и оборудование для диагностики и ремонта и само собой – подготовленных специалистов.

БАТ-М – машина прошлого, но актуальна и по сей день. Интерес к машине проявляют организации и предприятия исходя из скоростных характеристик машины и ее производительности:

Производительность прокладки колонного пути по кустарнику и мелколесью - 4-8 км\ч;

Производительность прокладки пути по снегу - 8-10 км\ч

Подкупает еще простота конструкции, теплая кабина за счет обдува радиатора охлаждения и двигателя, который находится под кабиной, крановая установка (П1000-00-00) в 2т. и вылетом 5.4м, которая обслуживает сама себя при сборке (разборке) рабочего оборудования, лебедка (401.18.1Сб-4) с усилием в 20т., которая помимо основных функций помогает при переводе рабочего органа в транспортное положение.

Управление гидросистемой рабочего органа осуществляется электропереключателями на рычагах управления машиной - удобно и легко.

На базе нашего предприятия было в ремонте немало таких машин. Состояние их было разное - искореженные, некомплектные, покрытые ка мхом ржавчиной.

Приходилось всему коллективу ремонтной бригады прикладывать максимум усилий, чтобы довести машину до требуемого состояния, а затем вместе с заказчиком ощутить чувство восторга от состояния машины.

Путепрокладчик «БАТ-М» относится к классу инженерных (дорожных) машин и предназначен для механизации различных землеройных работ и может выполнять расчистку и планировку площадок, засыпку ям, рвов, траншей, оврагов, прокладку путей на косогорах, проходы в завалах, валку деревьев, корчевку пней, удаление камней, сборку мостов и укладку дорожных покрытий, расчистку снега на дорогах. Наличие лебедки и крана значительно расширяет использование машины. Сравнительно небольшое удельное давление на грунт позволяет использовать его в любых труднопроходимых местах.

Базовая машина - путепрокладчик БАТ на основе АТ-Т, от которого машина отличается гидравлическим, а не механическим (тросовым) управлением рабочего органа (отвала). Мощность двигателя 415 л. с., масса 27,5 тонны, транспортная скорость до 35,5 км/ч. Кабина герметизирована, снабжена фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ), благодаря чему машина может работать на местности, заражённой отравляющими и радиоактивными веществами, причём экипаж в кабине может находится без средств индивидуальной защиты.

Рабочий орган (отвал) может устанавливаться (ширина в плане) в бульдозерное (5 метров), двухотвальное (как показано на рисунке) (4,5 метра) и грейдерное (4,0 метра) положение. Благодаря этому путепрокладчик может использоваться для различных дорожных и землеройных работ. Расположенная впереди рабочего органа регулируемая по высоте лыжа обеспечивает возможность снятия земляного слоя заданной толщины.

Поднимание и опускание, в том числе и принудительное заглубление рабочего органа, а также его перекашивание в любую сторону производится с помощью гидропривода.

Дополнительно машина оснащена крановым оборудованием грузоподъёмностью 2 тонны, причём управление им производится с выносного пульта, благодаря чему крановщик может одновременно выполнять роль такелажника (стропальщика).

В транспортном положении рабочий орган закидывается за кабину, что разгружает передние катки и обеспечивает машине хорошую проходимость по пересечённой местности. Площадь опорной поверхности гусениц равна танковой, что при значительно меньшей, чем у танка, массе (27,5 тонны) обеспечивает машине хорошую проходимость по мягкому грунту, снегу и заболоченной местности.

Значительный запас топлива (около 950 кг) обеспечивает машине пробег свыше 500 км или автономную работу в течение 12-15 часов.

Производство базового шасси - Харьковский завод транспортного машиностроения имени В. А. Малышева

Производство навесного оборудования - Киевский завод "Стройдормаш"

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ:

Базовая машина - изделие 405му

Двигатель четырехтактный дизель марки А-401Г

Габаритные размеры:

а) в транспортном положении (рабочий орган опрокинут в кузов)

б) в полутранспортном положении (рабочий орган поднят на максимальную высоту над опорной поверхностью гусениц)

в) в рабочем положении (рабочий орган опущен на уровень опорной поверхности гусениц)

Вписываемость в ж.д. габарит:

1Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на платформе путепрокладчика;

02-Т со снятием и укладкой рабочего оборудования на ж.д. платформе и платформе путепрокладчика.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Тип рабочего органа - универсальный бульдозерный отвал с лыжей

Положение крыльев рабочего органа в работе:

  • двухотвальное;
  • бульдозерное;
  • грейдерное (правое и левое);
  • комбинированное (правое и левое) – одно крыло в бульдозерном положении,
  • другое – в двухотвальном.

Размеры рабочего органа.

При устройстве переходов через овраги и рвы, устройство спусков к переправам;

  • расчистки маршрута движения от кустарников, деревьев, пней, снега и камней, устройство проходов в завалах, в лесу и населенных пунктах;
  • укладки блоков дорожно-мостовых конструкций;
  • отрывание котлованов при самоокапывании, устройство проходов на местности, зараженной радиоактивными веществами.
  • Основными частями путепрокладчика является базовая машина (изделие 454 или МТ-Т) и рабочее оборудование.

    Рабочее оборудование, установленное на путепрокладчике БАТ-2, предназначенное для разработки мерзлых и не мерзлых грунтов, выполнения грузоподъемных работ. В состав рабочего оборудования входят бульдозерное оборудование, разрыхлительное и крановое оборудование, механизм отбора мощности, гидропривод и электрооборудования.

    Оборудование

    Рис.1.

    1 – бульдозерное оборудование, 2 – базовая машина 3 – крановое оборудование, 4 – разрыхлительное оборудования, 5 – продольный брус обхватывающей рамы.

    Бульдозерное оборудование предназначено для послойной разработки и перемещения грунта. Тип оборудования с универсальным отвалом. Ширина отвала в положении путепрокладчика 4000 мм, бульдозерном 4570 мм, грейдерным 4300 мм. Высота отвала 1200 мм. Размер углубления 450 мм, подъема 3700 мм. Угол перекоса отвала до 10 градусов.

    Бульдозерное оборудование располагается в передней части машины и состоит из обхватывающей рамы, толкающей рамы, отвала, лыжи и механизмов управления.

    Обхватывающая рама предназначена для передачи усилий от корпуса машины на толкательную раму. Она имеет П – образную форму и состоит из двух боковых продольных брусьев, соединенных в передней части корпуса машины поперечной балкой и двух упорных кронштейнов.

    Толкательная рама предназначена для передачи усилий, возникающих при разработке грунта, от обхватывающей рамы на отвал и прикрепленной к ней всех основных частей бульдозерного оборудования. Она представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, выполненную в форме арки.

    Отвал предназначен для послойного срезания и формирование призмы грунта. Он воспринимает усилия от толкающей рамы в процессе разработки грунта. Основными частями отвала есть левое и правое крыло и центральная часть. Левое и правое крыло отвала одинаковые по строению и представляют собой сварную металлоконструкцию.

    Лижа предназначена для регулирования толщины срезаемого слоя почвы при путепрокладочном положении крыльев отвала. Она воспринимает вертикальные нагрузки, возникающие в процессе разработки грунта, и тем самым частично разгружает гидроцилиндры механизма подъема. При движении машины вперед лыжа копирует поверхность местности, заставляя приподниматься или опускаться отвал, поддерживает постоянную толщину срезаемого грунта. Она крепится к центральной части отвала и вынесена вперед. Основными частями лыжи является кронштейн, опора, цепь и гидроцилиндр.

    Механизмы управления предназначены для изменения положения бульдозерного оборудования. К ним относятся: два механизма установки крыльев, механизм перекоса отвала, механизм поворота и механизм подъема бульдозерного оборудования.

    В транспортном положении бульдозерное оборудование фиксируется двумя пальцами путем соединения балки с корпусом машины и двумя винтовыми штангами, которые соединяют корпус машины с качающимися стойками.

    Управление бульдозерным оборудованием осуществляется с пультов управления.

    Лыжи

    Рис.2.

    А – грейдерным положение, Б – бульдозерное положение, В – положение путепрокладчика. 1 – крыло, 2 – захват; 3 – телескопическая штанга; 4 и 13 – крюки; 5, 12, 18 – гидроцилиндры, 6 – толкающая рама, 7 – поперечная балка; 8 и 14 – рычаги; 9 и 11 – гидроцилиндры механизма перекоса; 10 – трубчатая цапфа; 15 – лыжа; 16 – цепь; 17 – полоз лыжи; 18 – палец; 20 – отвал; 21 – крышка; 22 – ножи отвала.

    Разрыхлительное оборудование предназначено для разрыхления твердых и мерзлых верхних слоев почвы. Оно установлено в задней части базовой машины и состоит из рабочего элемента и привода перемещения.

    Рабочий элемент состоит из стойки, наконечника и деталей крепления. Стойка является несущим элементом. Наконечник, который имеет устойчивое к износу наплавки, является переменной частью и непосредственно осуществляет отделение разрушения грунта при движении путепрокладчика.

    Привод перемещения рабочего элемента представляет собой Параллелограммную конструкцию, которая состоит из двух верхних тяг, рамы, корпуса и двух гидроцилиндров. Параллелограммная конструкция обеспечивает постоянный угол резания независимо от величины заглубления рабочего элемента в грунт.

    Разрыхления твердых и мерзлых грунтов осуществляется на задней передаче с включением реверса вперед. Рабочим элементом нарезают ряд продольных борозд на глубину 0,5 м с расстоянием между ними 0,7-0,9 м. При необходимости нарезаются поперечные борозды под углом 50-60 градусов к продольным.

    Разрыхлитель

    Рис.3.

    1 – балка; 2 – гидроцилиндр; 3 – корпус; 4 – рабочий элемент; 5 – рама.

    Крановое оборудование предназначено для механизации погрузочно-разгрузочных работ. Его максимальная грузоподъемность на всех вылетах стрелы 2 т. Максимальный вылет крюка 7,37 м. Высота подъема крюка 7,42 м, глубина опускания от опорной поверхности гусеницы 5 м. Расстояние при максимальном вылете крюка гусенице сбоку 5,76 м, к стойке разрыхляя оборудования 3 м, к балке при транспортном положении бульдозерного оборудования 3,04 м. Скорость подъема (опускания) груза 0,196-0,04 м/с.

    Основными частями кранового оборудования является опорно- поворотное устройство, стрела, механизм поворота, грузовая лебедка, гидроцилиндр изменения вылета стрелы, приборы безопасности и электрооборудования.

    Опорно–поворотное устройство предназначено для крепления кранового оборудования к корпусу машины и передачи статических и динамических нагрузок, возникающих при работе механизмов. Основными частями опорно- поворотного устройства есть основа, опорный подшипник и поворотная платформа.

    Стрела предназначена для крепления механизмов и передачи возникающих от перемещения груза усилий на опорно-поворотное устройство. Она состоит из неподвижной и выдвижной секций.

    Механизм поворота, предназначенный для поворота кранового оборудования относительно вертикальной оси и остановки его в требуемом положении. Он установлен сверху на поворотной платформе и состоит из гидромотора 210.20, червячного редуктора, стакана, ведомой шестерни и тормоза.

    Приспособления безопасности предназначены для обеспечения безаварийной работы кранового оборудования. К приборам безопасности относятся ограничитель грузоподъемности и ограничитель высоты подъема крюка.

    Электрооборудование предназначенное для дистанционного управления работой гидропривода, обеспечения работы приборов безопасности, сигнализации, освещения. В состав электрооборудования входят блок аппаратуры, электрооборудования гидропанели, соединительные платы, вращающийся контактное устройство, концевые выключатели ограничителя грузоподъемности и ограничителя высоты подъема крюковой обоймы, светильники, крышки, розетки, выносной пульт.

    Кран

    Рис.4.

    1 – грузовая лебедка; 2 – крюкова обойма; 3 – стрела; 4 – гидроцилиндр вылета стрелы; 5 – механизм поворота; 6 – опорно-поворотное устройство.

    Механизм отбора мощности предназначен для привода гидронасосов. Он установлен слева в средней части корпуса базовой машины и состоит из привода редуктора и редуктора гидронасосов.

    Привод редуктора является связующим звеном между редуктором лебедки и валом отбора мощности. Он представляет собой вал, по концам которого выполнены шлицы для соединения с валом отбора мощности редуктора лебедки базовой машины и с валом редуктора гидронасосов.

    Редуктор гидронасосов представляет собой шестеренчатый механизм, выполненный вместе с фрикционной муфтой сцепления, предназначенный для включения и передачи крутящего момента от вала отбора мощности до гидронасосов. На редукторе установлены два гидронасоса 210.25 и два 210.16. Корпус редуктора разборный.

    В редукторе установлен шестеренчатый насос НШ-10Е3, который обеспечивает подачу масла для включения фрикционной муфты. Подача масла осуществляется через систему клапанов, расположенных в крышке, в полость под поршень, установленный в барабане фрикциона, сжимающего диски. Сжатием дисков осуществляется соединение барабана фрикциона и ведомого барабана, соединенного с зубчатым колесом, которое передает крутящий момент на валы гидронасосов.

    Редуктор гидронасосов

    Рис.5. Редуктор гидронасосов.

    1 – гидронасос, 2 – корпус, 3 – маслозаборник, 4 – фрикционная муфта, 5 – шестеренчатый насос НШ 10-Е, 6 – ведущий вал в сборе.

    Гидропривод предназначен для управления бульдозерным, разрыхлительным и крановым оборудованием. С помощью гидропривода осуществляется углубление и выглубления отвала, перевод бульдозерного разрыхлительного оборудования и лыжи в рабочее или транспортное положение, перекос отвала, фиксация крыльев отвала в различных рабочих положениях, подъема или опускания стрелы, привод механизма поворота и грузовой лебедки кранового оборудования.

    Основными частями гидропривода является гидробак, два гидронасоса 210.25, два гидронасоса 210.16, три гидропанели, два гидроцилиндра фиксации рычагов механизмов установления крыльев отвала, два гидроцилиндра разрыхлительного оборудования, два гидроцилиндра перекоса отвала, гидроцилиндр лыжи, два гидроцилиндра подъема бульдозерного оборудования, гидропривод кранового оборудования, аварийный агрегат и охладитель.

    Схема гидропривода

    Рис.6. Схема гидропривода БАТ-2.

    1 – гидрозамок, 2 – дроссель 3 – гидроцилиндр изменения вылета стрелы, 4 – гидромотор грузовой лебедки, 5 – гидроцилиндры тормозов грузовой лебедки; 6-8, 34-39, 44-47 – трьохпрзицийни золотника 85/2; 9,10, 14,16 и 33 – электромагнитные краны ГА 192/1, 11 – гидроцилиндр механизма поворота, 12 – гидромотор 210.2, 13 – предохранительный клапан БГ52-24 (13МПа), 15 и 25 – предохранительные клапаны БГ 52-54 (16МПа), 17 – предохранительный клапан 32-200 (16МПа), 18 – предохранительный клапан (0,3 МПа), 19 – радиатор, 20 – гидронасосы 210.25, 21 – гидронасосы 210.16, 22 – гидроциклоны, 23 – обратный клапан, 24 – гидробак, 26 – предохранительный клапан (1.0МПа), 27 и 32 – гидроцилиндры подъема бульдозерного оборудования, 28 – аварийный агрегат; 29 – гидроцилиндры разрыхляя оборудования, 30 – золотники плавающего положения; 31 – предохранительный клапан БГ 52-24 (20 МПа), 40 и 43 – гидроцилиндры механизма поворота отвала; 41 – гидроцилиндры фиксации рычагов установления крыльев отвала; 42 – гидроцилиндры механизма перекоса отвала, 48 – гидроцилиндр лыжи; 49 – клапан разъема

    Электрооборудование предназначено для дистанционного управления гидроприводом, для контроля уровня и температуры рабочей жидкости и для обеспечения безопасной работы механизмов. Питание потребителей электроэнергией осуществляется от сети базовой машины.

    В состав электрооборудования входят:

    • пульт, установленный в кабине на левой стенке,
    • блок-реле, установленный в кабине на передней стенке;
    • выносной пульт;
    • электрооборудования гидропанелей;
    • электрооборудования крана;
    • переключатели на рычагах управления поворотом транспортера;
    • реле уровня рабочей жидкости в гидробаке,
    • электрический термометр для дистанционного контроля температуры рабочей жидкости в гидроприводе и масла в редукторе насосов;
    • фонари освещения, электрокабели, вилки и розетки.

    Тактико-технические характеристики

    Техническая производительность при прокладке колонных путей, км / ч:
    – по пересеченные местности 6-8
    – в зарослях 2-3
    – по снежной целине 8-15
    – в лесных завалах 0,2
    Техническая производительность при планировании местности, устройстве спусков и засыпке воронок, м 3 / ч 350-400
    Максимальная транспортная скорость, км / ч 60
    Средняя транспортная скорость по грунтовым дорогам, км / ч 28-35
    Масса, т 39,7
    Габаритные размеры в транспортном положении, мм
    – длина 9640
    – ширина 4000
    – высота 3690
    Расчет, чел 2
    Периодичность технического обслуживания, моточасов:
    – ЕТО 1,5-2
    – ТО-1 100
    – ТО-2 300
    Трудоемкость технического обслуживания, чел. / час:
    – ТО-1 16-21
    – ТО-2 29-30
    Расход топлива, л:
    – на 100 км пробегу 275-300
    – на 1 час работы двигателя 80-100
    Запас топлива по ходу, км 500
    Глубина рыхления, мм не меньше 500
    Грузоподъемность кранового оборудования, т 2
    Тяговое усилие лебедки, тс 25

    РВСН. БАТ и перловка.
    БАТ — большой артиллерийский тягач.
    В нашем полку РВСН у батареи боевого обеспечения был БАТ. Вернее два БАТа, но один двигатель на двоих. А сама эта штука — это такой здоровенный трактор на танковом шасси. У нашего БАТа был огромный клиновидный нож. Если мне не изменяет память о школьных уроках НВП, для расчистки проходов, в зоне сплошных разрушений ядерного взрыва.
    А еще в нашем полку была солдатская столовая, где кормили нас... В общем, кормили. В то время кормили в основном перловкой с комбижиром и она нам не нравилась. Потом она нам понравилась, но было поздно. А тогда много несъеденной перловки кухонный наряд должен был относить на хоздвор, где специально обученные солдаты выращивали свиней и коров, видимо на случай полного прекращения поставок продовольствия. Для переноски отходов были сварены стальные носилки, в которые влезало по ощущениям не меньше 100 кило. Теперь картина — ты с напарником, распаренный в драной подменной форме, насквозь мокрый, должен тащить эти носилки со стальными ручками по заснеженной дорожке в лес метров 300 до хоздвора. А за бортом-то -20 то -30. В общем, редкая птица долетала до середины. Обычно эта каша вываливалась зимой в снег прямо за столовой. И к весне вырос нехилый холм из смерзшейся перловки. Выше столовой. И однажды это чудо увидел командир полка полковник Шевский.
    А о нем хорошо сказал один узбек: "когда другие офицеры кричат — ты понимаешь — положено кричать и он кричит. А Шевский не просто кричит... он душу вкладывает! "
    И вот Шевский увидел эту гору перловки, искрящуюся на солнце. Муза моя бессильна описать его крик. Упругие порывы мата колебали наш строй. В бой были брошены солдаты с ломиками. Но ломики весело отскакивали от хрустальной горы. Мороз придал овсянке прочность гражданского бетона . Был немедленно (полдня на оживление) пригнан из автопарка БАТ для уничтожения горы. БАТ ревел и чадил как дракон. Но овсянка оказалась покруче ядерного взрыва. Так мы лишились последнего БАТа. Гора растаяла только летом.
    А свинки наши, недополучая перловки, росли поджарыми и хищными, с длинными мордами, похожими на крокодильи. Однажды, на зимнем выезде, нам выдали сухпаек, в котором был кусочек сала с нашего хоздвора. Хорошо, что он был маленьким. Ножей солдатам не полагалось иметь, у АКСУ нет штык-ножа, откусить от этого кусочка было невозможно. По консистенции он напоминал автомобильный протектор. Даже не велосипедный. Хорошо — маленький. Я его полчаса пососал и проглотил. (пошляки — в сад).
    PS:
    В солдатской столовой нашего командира полка часто поджидали сюрпризы. То один повар варил в чае свою шинель, желая придать ей легкомысленный оттенок, то другой повар украл у солдата из наряда по столовой билет и переделал его на себя, с фальшивыми отметками о службе в Афганистане (дело было в 1985г.) видимо для поднятия своего авторитета на гражданке. Но один случай заставил нашего командира на минуту лишиться дара речи. На входе он столкнулся с духом (прослуживший менее полугода), пришедшим с ведром, за едой для служащих на хоздворе солдат. Все бы ничего, но у солдата была длинная черная окладистая борода.