Без ключевой. Система бесключевого доступа – возможность дистанционной идентификации. Составляющие компоненты бесключевой системы доступа

Без ключевой. Система бесключевого доступа – возможность дистанционной идентификации. Составляющие компоненты бесключевой системы доступа

У владельцев современных автомобилей появилась возможность попасть в свой автомобиль, используя бесключевой доступ. Как понятно из самого названия, при помощи данной системы автомобиль предоставляется в распоряжение владельца без использования ключа, в привычном понимании такового. Так как работает эта система? И как защитить свой автомобиль, если к нему открыт такой лёгкий доступ?

Как появилась идея?

Возможность внедрить бесключевой доступ в авто, тем самым исключив ключ как необходимый аксессуар автомобилиста, привлекала автомобильных инженеров и простых автолюбителей ещё более пятидесяти лет тому назад. Те, кто постарше, должен помнить, как ещё во времена СССР любители автомобилей пытались своими руками установить на отечественные машины пусковую кнопку стартера «СТАРТ/СТОП» вместо обычного замка зажигания.

Интересно знать! Законодательством ЮАР разрешено применять любую степень применения средств самообороны в случаях угрозы жизни или имуществу владельца. Это же касается и автомобилей. Чтобы защитить машину от угона, можно расставить вокруг неё капканы, использовать шокеры и даже огнемёты.

Но такой тюнинг не решал проблемы полного отказа от ключей автомобиля, а лишь только сокращал их количество. Ведь целый ряд автомобилей советского автопрома не мог полноценно эксплуатироваться без двух различных ключей: один открывал водительскую дверь и багажник, второй же запускал автомобиль.

Автомобильные производители, в отличие от гаражных умельцев, подходили к решению проблемы более тщательно. Они пытались объединить удобство применения системы с обеспечением гарантии сохранности автомобиля, в случаях несанкционированного проникновения третьих лиц или заинтересованных злоумышленников. Конечно же, такие системы устанавливались только на концепт-кары.

Тогда каждый автопроизводитель пытался выскочить из кожи вон, чтобы максимально креативно, а главное, удобно и эффективно решить поставленную задачу. Создавалась даже «интеллектуальная система» – это система, которая включала в себя сканеры отпечатков пальцев, идентификацию лица и прочее. Но такие приспособления были очень сложны и весьма дороги, чтобы их пускать в серийное производство. И только тогда, когда появились надёжные системы, идентифицирующие радиосигнал с плавающим ключом, который передавался по закрытому каналу, получилось спроектировать желаемое. Так и появилась система бесключевого доступа к автомобилю.

Одним из первых автомобилей, на который было установлено такое оборудование, стал Mercedes Benz W220 , который выпускался в середине девяностых прошлого века. Только тогда инженеры смогли устранить главные технические трудности, обеспечив тем самым эффективное функционирование системы на протяжение всего эксплуатационного срока автомобиля.

Интересно! Двое нерадивых злоумышленников из Америки угнали автомобиль, но оставили за собой двадцатикилометровый след из пончиков, которые вываливались из багажника автомобиля. По нему-то полиция их быстро и нашла.

Как работает система бесключевого доступа в автомобиле

Принцип работы данной системы одновременно прост, но в тоже время сложен с точки зрения технической реализации. На самом деле эта система всё же предполагает наличие ключа, но он может быть выполнен в различных вариациях, а не в привычном понимании ключа, как такового. В этот ключ вмонтирован специальный электронный блок. С его помощью происходит взаимодействие владельца с автомобилем на небольшом расстоянии.

Как работает современный бесключевой доступ к автомобилю? Когда владелец машины приближается к ней на определённое расстояние, электроника распознаёт код смарт-ключа и снимает защиту, открывая замки дверей. Разместившись в салоне авто, водителю достаточно будет только нажать кнопку запуска и двигатель заведётся. Когда же автовладелец покидает машину, отходя на определённое расстояние, электроника утрачивает сигнал и автоматически блокирует все двери, а также разъединяет все электрические цепи.

Как вы уже поняли, принцип работы этой интеллектуальной системы весьма прост. И, конечно же, многие читатели, знакомые с основами электроники, зададутся резонным вопросом относительно появления подобных систем только двадцать лет назад, а не ещё раньше. Ответ заключается в основной технической сложности, с которой разработчики прототипов сталкивались несколько десятилетий назад – это обеспечение безопасности транспортного средства. Автомобиль должен распознавать исключительно ключ владельца, оставаясь недоступным для других посягателей.

Первые опыты с подобными системами определяли бреши в защите. Сигнал ключа можно было легко перехватить и спроецировать его вновь угонщику, у которого в наличии имеется портативный приёмник и передатчик радиосигналов. Логично было бы оснастить систему криптозащитой, но тогда бы код был един, что тоже подвергало бы автомобиль опасности угона.

Панацеей от этих бед стало появление цифровых технологий и, впоследствии, сложного кодирования на их основе. Так и появилась система взаимодействия автомобиля и смарт-ключа на основе плавающего кода. При таком взаимодействии посылается множественное числовое значение. И на предварительном этапе приёма сигнала генерируется произвольный кодовый вариант из всех имеющихся вариантов. То есть, если мошенник даже и перехватит посланный код, то не сможет его использовать, так как на следующих этапах будет происходить мгновенная генерация уже новых числовых значений электронного кода. В силу множественности возможных вариантов, шанс того, что злоумышленник «попадёт пальцем в небо», сводится к нулю.

Виды бесключевых систем

Прежде чем перейти к перечислению возможных видов данных систем, хотим отметить, что их различия, в первую очередь, заключаются в их форме, а не в содержании. Все интеллектуальные системы бесключевого доступа работают по аналогичному принципу. Различается только исполнение самого смарт-ключа и то, по какой схеме он используется.

Например, некоторые бесключевые системы на автомобилях, которые сошли с конвейера в период с конца 90-х – начала 2000-х годов, имеют дополнительный складной ключ, который используется «на авось». Так, первое время автомобильные производители перестраховывали владельцев от возможности непредвиденного сбоя в электронной системе. Сегодня такие варианты отсутствуют.

Мы в статье не раз упомянули о смарт-ключе, но что это такое, толком не пояснили. На сегодняшний день он может представлять из себя брелок или смарт-карту. В первом случае он может служить также и для дистанционного запуска автомобиля. Когда водитель садится в свой автомобиль, он утапливает интеллектуальный ключ в специально отведённый для него паз, активируя систему зажигания. Использование же смарт-карты несколько отличается. Её не нужно никуда класть, вставлять, нигде проводить и прочее, она просто находится при владельце: в кармане, в кошельке, в визитнице, где удобнее. Здесь всё просто. Достаточно подойти к автомобилю, и двери сами разблокируются. Вам же только остаётся сесть за руль и нажать кнопку «СТАРТ».

Интересно! Один угонщик пережил серьёзный шок. Он незаконно завладел фургоном, который принадлежал одним профессиональным пранкерам. Когда сел в автомобиль и поехал, он заметил окровавленные трупы. Он сильно испугался и поехал в ближайший полицейский участок. Но в фургоне были всего лишь загримированные для Хэллоуина манекены людей.

Интересное исполнение интеллектуального ключа было разработано компанией Jaguar в её новейшем спортивном кроссовере F-pace. Здесь в качестве идентификатора выступает наручный браслет, которому не нужны батарейки, и сделан он из влагозащитного материала.

Конечно же, по своему удобству данная разработка опередила многих, ведь риск потери смарт-ключа сведён к минимуму. Браслет крепко сидит на запястье, в отличие от того же брелока или карты, которые можно попросту где-то забыть или потерять. Скорее всего, данное решение будет «слизано» остальными компаниями-производителями. Может, даже будет возможность интегрировать чипы в наручные часы или даже украшения, но это только вопрос технологического прогресса.

Достоинства и недостатки

Многие автомобилисты спрашивают себя, насколько безопасен бесключевой доступ в автомобиль и если у него есть очевидные плюсы, тогда должны быть и минусы. Ведь есть такая закономерность: возникающие проблемы с каким-либо устройством прямо пропорциональные сложности его технологического исполнения.

В последнее время климат в нашей стране шутит над нами не на шутку. Поэтому вполне логично будет задуматься о том, как поведёт себя система бесключевого доступа в сильную жару и колючие морозы. Судя по опыту сервисных центров, можно смело опровергать возникающие по этому поводу страхи автовладельцев. Процент поломок данной системы от общего количества всех, случающихся в автомобиле, очень мал.

Как защита от угона, бесключевая система очень даже надёжна, но только в том случае, если её использовать в коллаборации с другими противоугонными системами. Хотя там и так имеется встроенная функция иммобилайзера, которой вполне хватает для базовой защиты автомобиля от угона.

Но, друзья, не обольщайтесь. Трудности с бесключевым доступом к автомобилю всё же могут возникнуть. Во-первых, если будет утерян смарт-ключ, то в машину просто так вы не попадёте, но это полбеды. Вы её даже не заведёте. Провести разблокировку и прописать новый ключ можно будет только в официальном дилерском центре . В гаражные мастерские соваться даже не стоит, там за такое вряд ли кто возьмётся. Можно, конечно, сделать дубликат при покупке, но хранить его стоит очень аккуратно.

Важно знать! Потеряв свой ключ, переписывайте коды немедленно. Кто-то из тех, кто видел, как вы садились в автомобиль, мог узнать ваш смарт-ключ. Вам добавится ещё одна задачка. Но уже со звёздочкой – отыскать свой автомобиль.

Бесключевой доступ в автомобиль, перспективы развития

Что такое бесключевой доступ в автомобиль, мы детально пояснили, но осталось ещё одно интересное предположение. На первый взгляд можно подумать, что уже некуда дорабатывать эти системы, так как на данном этапе они совершенны.

В некоторых дорогих моделях автомобилей интеллектуальные системы бесключевого доступа делают не только то, о чём мы говорили выше, но и восстанавливают настройки водительского места, вплоть до включения любимого трека, когда владелец садится в автомобиль. Но прогресс постоянно движется куда-то вперёд, и автомобильные компании тесно сотрудничают с поставщиками электронных составляющих, разведывая пути дальнейшего развития бесключевых систем.

Одно из актуальных и приоритетных нынче направлений – это интеграция интеллектуальной системы со смартфонами. Но здесь снова всплывает давняя проблема – опасность постороннего вмешательства. Также в ближайшее время могут появиться системы, распознающие отпечатки пальцев владельца. Они будут интегрированы в дверную ручку.

Но есть наличие определённых факторов, которые могут осложнить процедуру этой идентификации: загрязнение автомобильного корпуса или рук владельца, экстремальное повышение или понижение температур, дождь и прочее. Поэтому, если и заниматься разработкой идентификационных систем, тогда по более общим визуальным или голосовым признакам.

Кроме того, если в доступ без ключа внедрять всякого рода различные «фишки», то автомобили будут стоить запредельных денег. Яркий пример – Audi A8 с дактилоскопическим детектором на дверных ручках.

Всем привет.

Эта тема носить исключительно информационный смысл. Просто что бы Вы понимали, как может быть угнан авто с бесключевой системой доступа при помощи прибора "Волна".

Помните буржуи за 60 секунд машины в фильме угоняли? С тех пор все стало проще. В век айфонов инстаграмма и твиттера угонщикам уже не нужно вырывать провода из под рулевой колонки, соединять их по цветам и замыкать их с летящими искрами, ломать блокиратор руля. На помощь пришла электроника.
Она конечно сначала пришла к владельцам автомобилей с комфортным доступом и с бесключевым запуском двигателя. Удобно не вынимая ключа из кармана сначала открыть автомобиль потрогав ручку двери, а потом и завести мотор просто нажав кнопку на торпедо.
Какой радиус действия у ключа? Не больше метра. Достаточно от машины один шаг отойти и пассажир уже мотор завести не сможет. При этом система обмена кодами между ключом и автомобилем очень крутая. Нельзя просто так взять и подменить ключ или взломать его.
Но, можно удлинить радиоканал. Представьте, что радиус действия ключа не 1 метр, а 500 метров или километр даже. Вы по Ашану с тележкой бродите, а любой может подойти к машине вашей, открыть дверь и завести ее. Так как будто у него ключ в кармане. Ну не совсем любой конечно. А только тот у кого есть "Волна".
Талантливые разработали. Для угонщиков "особых отделов полиции и прочих спецслужб".
Как радиоудлинитель работает, принципы работы на картинке:

Вкратце: в ашане рядом с вами человек с рюкзачком, в нем одна половина комплекса читающая ключ и имитирующая для ключа машину, а рядом с машиной его подельник со второй половиной, которая из себя ключ имитирует для машины стоящей на парковке.
Вот так сумка выглядит изъятая у угонщиков:

Вот они отдельно:

Чтобы не перепутать заботливо подписаны "КЛ" - ключ, эта коробка с вами в магазин пойдет.

И "М" - машина. Эта будет на улице заводить мотор.

Вот именно этот комплект проверяли на моей машине и он работает. То особенное чувство, когда ты снаружи смотришь как кто-то заводит твой автомобиль, а ключ при этом у тебя в кармане.
После того как мотор заведен, наличие ключа более не требуется. Двигатель будет работать пока его не заглушат.
Видео про то как это в реальной жизни выглядит:
Обратите внимание на персонажа с рюкзачком, у него коробочка с буквами "КЛ".


Самое забавное, что коробочки эти в свободной продаже находятся. Да да, после 10 вечера банку пива купить нельзя, а комплекс позволяющий угнать свежую BMW - можно. Но подороже конечно.
Вот актуальный прайс, заботливо поделенный на группы по маркам:

Кто в группе риска?
В первую очередь автомобили оснащенные системой комфортного доступа. Там где не надо жать на кнопки на ключе, чтобы открыть дверь. Впрочем, сломать личинку замка в автомобиле без этой системы для угонщика тоже не великая проблема. Также больший риск у владельцев БМВ Х3 5 и 7 серии (в F кузовах) - блок CAS позволяет без особых трудностей изготавливать для них новые ключи, т.е. автомобиль буквально через пару часов может иметь комплект новых ключей и нового владельца. Блоки FEM (F20 F30) и BDC (F15) насколько мне известно, пока не взломаны и с привязкой ключей все сложнее, т.е. после того как угонщики двигатель такого автомобиля заглушат, для нового запуска понадобится гораздо больше телодвижений, чем с пятерками семерками. Но прогресс на месте не стоит.

Что делать?
Можно ничего не делать. По статистике, если у вас не лексус и не солярис, вероятность угона все равно гораздо ниже вероятности попасть в аварию. И скорее всего эта беда обойдет стороной.
Можно застраховать автомобиль от угона - отличный вариант отбить часть потерь в случае его утраты.
Всяческий внешний тюнинг и стайлинг, меняющий вид автомобиля и делающий его не похожим на собратьев, снижает вероятность угона. Никто не будет связываться с розовым хаммером в сердечках с портретом любимой чихуахуа на капоте.
Еще как вариант можно усложнить процесс угона настолько, что он станет нецелесообразным. Да, это правда, что если захотят угнать - все равно гонят. Завести не смогут, так не эвакуатор погрузят и утащат.
Два человека в лесу наткнулись на медведя. Один из них становится на колени и начинает молиться, второй же начинает перешнуровывать свои ботинки. Первый спрашивает второго:
- Что ты делаешь?! Тебе не обогнать медведя!
- А мне и не нужно, мне всего лишь надо обогнать тебя.

Зачем угонщикам возиться со сложным автомобилем, когда недалеко стоит такой же, но ничем не охраняемый?
В видео про красавца W222 процесс угона занимает минуту. Через три минуты уже можно посмотреть на потерянного владельца. Если бы в мерседесе была элементарная секретка на бензонасос, простейший тумблер в сидении. Да хоть замок на руль - машина бы не уехала. Не будет угонщик на стоянке разбираться что там за блокировка сработала. Да и господин с рюкзачком с буквами "КЛ", тоже не может час за вами таскаться пока машину завести пытаются.
Вариантов охранных систем сейчас великое множество. И большинство из них обеспечат уровень угоноустойчивости достаточный для того, чтобы машину не дернули вот так нагло прямо со стоянки возле магазина.

Бесключевой доступ в автомобиль убивает людей? May 21st, 2018

Ужас какой то. Только недавно узнал какие то и вот опять. Я уже начал переживать нужен ли мне в новой машине бесключевой доступ или нет.

Нет, речь в данном случае вовсе не о том, что сигнал радиоключа с помощью нехитрых устройств могут перехватить злоумышленники, чтобы получить доступ к автомобилю и угнать его. Как выяснили журналисты The New York Times, проблема заключается в фундаментальных принципах работы системы бесключевого доступа, которые якобы нельзя назвать интуитивно понятными.

Это привело к тому, что в США с 2006 года по меньшей мере 28 человек скончались и 45 пострадали.


Для начала о самой системе:

Бесключевой доступ в автомобиль - это особый метод идентификации водителя авто и безопасности в целом, который заключается в том, что автомобиль закрывается (блокируется), как только водитель выходит из машины и отходит от неё на определённое расстояние. И наоборот, когда водитель приближается к автомобилю до определённого расстояния, то автомобиль разблокируется.

В какой-то мере бесключевой доступ в автомобиль - это особая значительно расширенная разновидность иммобилайзера с использованием так называемой технологии Smart Key. Технически, суть работы беспроводного доступа работает таким образом:

У водителя в ключ помимо прочего встроен специальный чип, который содержит зашифрованный код.

В автомобиле есть особый электронный механизм, с особой периодичностью испускающий радиоволны с целью проверки наличия на определённом максимальном расстоянии такого ключа с чипом.

В том случае, когда этот механизм находит такой чип в пределах проверяемого расстояния, он проверяет тот самый зашифрованный код, который хранится в это чипе и, если он совпадает с тем, что занесён в базу механизма, то двери разблокируются, предоставляя водителю доступ в автомобиль. Как правило, проверяемое расстояние составляет 2-3 метра.

В ряде случаев, которые становятся всё более распространёнными, бесключевой доступ в автомобиль позволяет не только разблокировать двери при приближении водителя, но и завести двигатель. Всё чаще автомобили вовсе не оборудуются привычным нам ключом зажигания, так как его заменяет обычная кнопка на торпеде автомобиля и возможность запуска двигателя автоматически при приближении водителя.


А теперь переходим к проблеме:

Не понимая до конца, как функционирует система, они невольно оставляли в гараже на первом этаже собственного дома автомобиль с работающим двигателем, будучи уверенными в том, что мотор автоматически глохнет, когда покидаешь автомобиль с ключом в кармане. Хотя это, конечно же, не так. В результате дом быстро наполнялся выхлопными газами из гаража и люди задыхались. Эксперты считают, что проблемой является отсутствие в автомобиле очевидных подсказок о том, что двигатель работает.

Сообщество автомобильных инженеров (SAE) поднимало этот вопрос в 2011 году, призывая автопроизводителей обеспечить «звуковую или визуальную сигнализацию», если мотор работает, двери закрыты, а ключ отсутствует в автомобиле. Как результат, концерн GM, к примеру, установил в 2015 году на своих автомобилях автоматическую систему выключения двигателя через 30 минут при отсутствии ключа, а у Ford аналогичная функция появилась с 2013 года.

Даже не знаю, какая то проблема мне кажется "выеденного яйца" не стоит. В чем сложность нажать на кнопку выключения двигателя? Или это проблема похоже на - вроде бы как назвали систему автопилотом, но она чуть ли не простой круиз-контроль. А люди то читают слово "автопилот" и надеются, что это реально "автопилот".

Так же и тут: придумали бесключевой доступ - сделайте так, чтобы человек не заморачивался и все выключалось само.

Т.е. на чьей стороне вы в этом споре? Неграмотные пользователи действуют неправильно или производители оставили недочеты в логике работы бесключевого доступа?

А какие еще минусы бесключевого доступа вы знаете?

источники
http://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF-%D0%B2-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C

Каждый водитель видел автомобили, которые способны самостоятельно закрывать и открывать дверной замок, прогревать силовой агрегат и являться в указанное место без посторонней помощи. Подобное удается делать за счет современной системы бесключевого доступа. Она устанавливается не только на дорогих моделях транспортных средств, но и бюджетных. Главное перед покупкой внимательно проверить комплектацию, чтобы не ошибиться с выбором.

Бесключевой доступ: что он и себя представляет

Многие водители задают вопрос, что это за система бесключевой доступ и какие основные функции. Если говорить очень просто, то главная функция системы состоит в управлении транспортным средством на довольно большой дистанции. При этом не всегда требуется нажимать на кнопку, которая располагается на брелке.

Что касается второй и дополнительной функции, то она состоит в защите транспортного средства от угона, неприятных ситуаций. За счет подобного водителю не придется волноваться за безопасность автомобиля, любое нарушение герметичности приведет к отправке на смартфон специального сигнала. Стоит отметить, что функция внедряется в иммобилайзер транспортного средства. Это довольно удобно и практично. Водитель сможет на расстоянии управлять не только силовым агрегатом и дверьми, но и климат контролем. То есть заранее подготавливать транспортное средство для поездки.

Стоимость системы варьируется в зависимости от функционала. Если водитель хочет просто открывать и закрывать двери, то одна цена, а если управлять всеми функциями автомобиля на расстоянии, то совсем другая. Об этом не стоит забывать и заранее рассчитывать собственный бюджет.


Из чего состоит система

Современная система бесключевого доступа разделяется на две основные части:

    1. Само устройство и механизмы;

    2. Брелок, который носит водитель.

Что касается устройства, то это довольно сложный комплекс из большого количества механизмов. За счет этого водителю не требуется вставлять ключ в замок зажигания и запускать транспортное средство. Можно просто нажать на кнопкуStart /Stop , которая расположена в передней части панели и отправляться в путь. Многие автопроизводители используют дополнительную защиту, устанавливают необычное гнездо для подтверждения действия. Водитель должен просто вставить Key и подождать некоторое количество времени. Система считает код и подтвердит личность.

Теперь можно рассказать, из чего состоит система. Главным отличием является наличие кнопки Start /Stop , которая устанавливается возле рулевого колеса. Следом идет небольшого размера компьютер и мощный комплекс радиосистемы. Благодаря последнему удается управлять транспортным средством на расстоянии. Стоит отметить, что каждый блок имеет свою частоту работы, все зависит от стоимости и производителя. Многие устанавливают и простые GSM сети, что довольно практично и дешево. Из дополнительного следует отметить:

Многие премиум-классы оснащены системой, которая позволяет управлять климатом, навигацией, музыкой и другими полезными функциями. Все это осуществляется на расстоянии. Что касается второй части системы, то это простой брелок или Smart Key . На нем имеется несколько кнопок, чтобы открывать и закрывать двери, управлять багажным отделением, запускать двигатель.


Какие имеются плюсы и минусы

Отдельно хочется рассказать про основные плюсы и минусы системы. Ведь перед покупкой о них следует знать.

Плюсы:

    1. К самому первому плюсу относят бесконтактный контроль дверными замками;

    2. Чтобы открыть багажник, не требуется идти в салон. Достаточно нажать на кнопку, которая располагается на брелке;

    3. Можно прогревать транспортное средство, не выходя из дома. Довольно удобно и практично особенно в суровый мороз;

    4. При прогреве двигателя педаль тормоза и акселератор заблокированы. Во время посадки агрегат глохнет, даже если хозяин;

    5. Любой брелок оборудован простым ключом, чтобы открыть дверь во время разрядки аккумуляторной батареи.

Минусы:

    1. Если водитель потеряет брелок, то никак не сможет попасть в салон транспортного средства. В подобной ситуации даже не поможет разбивание стекла. Дело в том, что система автоматически заблокирует запуск двигателя. Требуется обращаться к производителю, чтобы сделать дубликат;

    2. Система не очень хорошо работает в сильный мороз и жару.



Вывод

И в завершение хочется сказать, что система бесключевого доступа пользуется большой популярностью. Ведь это не только облегчает жизнь водителей, но и предотвращает от угонов и неприятностей.

Стоящая у тротуара машина опознала меня за пару шагов. Включила подсветку салона, раскрыла лопухи зеркал и отреагировала на протянутую руку характерным щелчком центрального замка. Я завожу двигатель, трогаюсь - и замечаю на дисплее предупреждающую надпись: «Key not found». Все верно, ключа от этой машины у меня действительно нет. И не было. Зато есть электронное устройство, позволяющее открывать и заводить автомобили телепатическими методами - на расстоянии. Угонщики называют его Длинной рукой.

Вам уже доводилось поездить на автомобилях с «золотым ключиком»? Тем, который автоматически ставит машину на охрану, открывает двери и позволяет заводить двигатель кнопкой, не доставая брелок из кармана? Классная вещь! Система настолько умна, что теперь обычный ключ зажигания - что каменный топор. По отраслевой терминологии такие системы называются PKES (Passive Keyless Entry and Start - «пассивный бесключевой доступ и запуск двигателя»), а в упрощенном виде их работа выглядит так. Как только водитель подходит к автомобилю и нажимает кнопку на рукоятке двери (вместо нее может стоять тачпад или электронный створ, реагирующий на кисть руки), машина «просыпается» и начинает диалог с ключом:

Привет, я автомобиль Х с электронным номером Y и кодом-идентификатором Z. А ты кто?

Слева «эмулятор», а справа - «считыватель». Внутри этих коробочек спрятаны приемники и передатчики на три диапазона (125 кГц, 433 МГц и 900 МГц), полосовые фильтры, усилители, процессоры и литий-полимерные батареи большой емкости. Коричневый кант, опоясывающий один из блоков, - это рамочная антенна. После включения питания блоки устанавливают между собой высокоскоростной канал передачи данных, который позволяет ретранслировать «ключевые» запросы автомобиля и удаленно принимать ответы метки. Создатели криминального радиоудлинителя хорошо разбираются в вопросах электромагнитной совместимости: при работе Длинной руки можно говорить по мобильному телефону или, наоборот, включать генераторы помех сотовой связи для блокировки GSM-трафика систем мониторинга

Этот посыл передается в эфир на «транспондерной» частоте 125 кГц, и если ключ-брелок находится рядом и понимает язык запроса, он тут же отвечает машине, используя уже свою рабочую частоту (у нас и в Европе это 433 МГц или 868 МГц). Причем отвечает хитрой цифровой комбинацией, сгенерированной по индивидуальному алгоритму шифрования:

Привет, я твой ключ! Код ответа: X123.Y456.Z789.

Чтобы исключить электронные подтасовки (воспроизведение заранее записанных посылок, передачу кода по каналам сотовой связи или мобильного интернета), ответ от электронного ключа должен поступить в режиме реального времени (счет задержкам ведется на наносекунды), так что любые «аудио­спектакли» и попытки открыть машину «под фанеру» обречены на провал. Но…

О криминальной уязвимости PKES-систем заговорили в 2011 году, когда команда швейцарских программистов продемонстрировала метод «удлинения» канала связи «автомобиль-ключ». Технологию назвали Relay Station Attack. Забавно, что к тому времени российские угонщики уже вовсю пользовались такими устройствами (АР №8, 2011). А этим летом в мои руки попали сразу два радиоудлинителя.

Первый предназначен для угона «бесключевых» автомобилей Toyota и Lexus, выпущенных до 2013 года, а второй «удлиняет» системы доступа Intelligent Key автомобилей Nissan и Infiniti нынешнего поколения. Каждая Длинная рука состоит­ из двух блоков: «считывателя» и «эмулятора», - которые легко помещаются в небольшой плечевой сумке. После включения блоки устанавливают между собой высокоскоростной канал передачи данных, позволяющий ретранслировать «ключевые» запросы автомобиля и удаленно принимать ответы метки.

Зондирующие антенны на 125 кГц установлены по периметру кузова так, чтобы их диаграммы не перекрывались. Благодаря этому машина всегда знает, откуда отвечает ключ, и разрешает выполнение только «географически привязанных» команд. К примеру, двигатель запустится в том случае, если в радиообмене с ключом будет задействована антенна в спинке водительского сиденья, а багажник откроется лишь при успешном опросе ключа из заднего сектора

Машины своих знакомых я открывал так. Сначала ждал, пока законный хозяин припаркует автомобиль, выйдет, закроет дверь, оглядится… Теперь, держа в сумке заранее включенный «эмулятор», подхожу к водительской двери - и в тот момент, когда мой сообщник со «считывателем» приближается к владельцу машины (свои действия мы координируем по телефону, используя невинные словесные обороты), нажимаю кнопку на дверной ручке. Автомобиль выдает поисковый запрос, «эмулятор» принимает его, демодулирует, усиливает - и тут же передает по радиомосту сообщника. Его аппаратура производит обратные действия - и «опрашивает» ключ, находящийся в кармане владельца. Схватив ответную посылку, «удлинитель» тем же путем отправляет ее обратно - и через «эмулятор» ретранслирует машине. Тяну ручку - и дверь гостеприимно распахивается!

Перед запуском двигателя система доступа должна еще раз запросить ключ (через антенну в спинке водительского сиденья), поэтому «эмулятор» я по-прежнему держу рядом - и, нажав на кнопку «Start/Stop», слышу бодрый рокот стартера. Едем! Теперь уже ключ не нужен - ни настоящий, ни «эмулированный»: мотор будет работать до тех пор, пока я сам его не заглушу!

А как же запрет на проведение «радиоспектаклей»? Фишка в том, что информация между блоками передается без цифровой обработки сигналов, методом прямого переноса спектра, - и это позволяет уложиться в лимит времени, отведенный системой доступа автомобиля на диалог с ключом.

Вот мой улов. Седан Infiniti Q50, Nissan X-Trail, Nissan Pathfinder, Toyota Highlander, Toyota Land Cruiser 200, Toyota RAV4 и Lexus RX 350. Неплохо за пару дней?

На открытой местности криминальные коробочки «цеп­ляли» их ключи из карманов водителей на расстоянии от одного до трех метров (разброс определялся расположением «считывателя», антенна которого имеет выраженную диаграмму направленности, и наличием помех). Дальность же «переброса» кода, то есть расстояние между хозяином и машиной в момент угона, даже в городе может достигать более трехсот метров. Однако угонщики обычно перестраховываются, атакуя­ жертву сразу после того, как она покидает место парковки.

Способов приблизиться к человеку, чтобы не мозолить ему глаза, сколько угодно: лифт, вращающиеся стеклянные двери на входе в гипермаркет, очередь в кассу… Можно даже заставить электронную метку откликнуться из закрытого помещения. Зайдя домой, ключи вы кладете… Скажем, на тумбочку в прихожей, верно? Входная дверь железная, но блоки, которыми обложен короб, радиопрозрачные!

Докладываю: из пяти попыток «украсть» код от автомобиля «через стену» успешными оказались три - Копперфильд позавидует! А если соорудить внешнюю направленную антенну (подходящим камуфляжем для нее будет раскрытый зонт), то дальность транспондерного «выстрела» увеличится в разы. И, скорее всего, большинство угонов дорогих автомобилей с загородных участков осуществляется именно так.

Блоки радиоудлинителя Toyota/Lexus собраны из стандартных корпусов для радиоэлектронных устройств. Платы имеют антистатическое покрытие, элементы с консольным монтажом закреплены стяжками и термоклеем, а питание подведено через надежные силовые разъемы. Маркировка с ключевых элементов схемы удалена механическим способом (это осложняет копирование устройства методом реверс-инжиниринга), а незакрепленный разъем антенны радиомоста намекает на возможность использования внешнего излучателя. Следов национальной принадлежности этого устройства мы не нашли, но некоторые технологические особенности наводят на мысль, что радиоудлинитель собран в одной из стран бывшего соцлагеря

Вы уже выглянули в окно, испугавшись за свою машину? А сегодняшних попутчиков в лифте запомнили? Утешает лишь то, что раскошелиться на ретранслятор кода ключа может себе позволить лишь устойчивая криминальная группировка: стоит такая штуковина от десяти до пятидесяти тысяч евро. Разброс цен определяется криминальным маркетингом, ведь производителю ретрансляторов нет смысла продавать угонщикам универсальную «открывашку». Как правило, предлагается аппаратная часть с конкретной прошивкой, «форматированная» под системы доступа автомобилей определенной марки. А потом выходят программные обновления для машин свежих годов выпуска, платить за которые надо отдельно. Знакомый подход, правда? И если верить рекламным материалам производителя (концы легко находятся в интернете по ключевым запросам), то купить можно любой ретранслятор - хоть для Renault, хоть для Bugatti, - так что проблема, увы, глобальная.

Что делать, чтобы связать угонщикам их Длинные руки?

Вырубить систему Keyless Go, вытащив из ключа батарейку! (По секрету: при документально заверенной деактивации PKES некоторые страховые фирмы предлагают владельцам криминогенных машин льготные тарифы по риску «Угон».) Но тогда придется что-то ставить взамен. Если решитесь, то ни в коем случае не соглашайтесь на охранную сис­тему с двусторонней связью, работающую в режиме «Slave»: по сути, это аналог штатной системы PKES и точно так же «удлиняется». Толковым рецептом против Relay Station Attack является отключение штатного радиоканала и перевод управления модулем SmartKey на блок стороннего производителя, управляемый своей меткой. Специалисты по защите автомобилей просят за такую услугу 15 тысяч рублей. Разработан и «интеллектуальный» модуль защиты, анализирующий радиообстановку вокруг машины, выявляющий работу радиоудлинителя и умеющий ему противостоять. Стоит он около 8000 рублей.

Ну а пока - прячьте брелок от машины в клетку Фарадея: чехольчик или футляр с металлическим (фольгированным) экраном. Такое убежище для «золотого ключика» можно сделать и самому - хотя бы из сигаретной пачки.

Это образец «почерка» ретранслятора для угона автомобилей Nissan и Infiniti, взятый профессиональным анализатором спектра Agilent Technologies. Сигнал на частоте 902 МГц - это и есть радиомост, служащий для передачи шифрованных пакетов между блоками Длинной руки