Требования к техническому состоянию автобусам. Требования к оборудованию и оснащению автобусов. Государственный стандарт российской федерации

Общие положения. Эксплуатация автомобилей, являющихся транспортными средствами повышенной опасности, требует выполнения основных правил подготовки машин к работе и безопасности движения. Среди многочисленных факторов, влияющих на безопасность и безаварийность работы автомобиля, следует выделить основные: техническое состояние автомашины; физическое и психическое состояние водителя; четкое знание им Правил дорожного движения, безусловное их выполнение, а также: категория и состояние дороги; интенсивность дорожного движения; умение водителя оценивать непрерывно меняющуюся дорожную ситуацию и принимать правильные решения в выборе скорости и направления движения, умело согласовывать свои действия с действиями других участников движения. Опыт водителя и умение правильно использовать технические возможности автомобиля также влияют на безопасность движения.

Конструкции современных автомобилей в основном удовлетворяют требованиям безопасной эксплуатации. Подготовка автомобилей разных типов и назначений к эксплуатации и поддержание их в нормальном техническом состоянии регламентированы. Особое внимание уделено техническому состоянию систем, непосредственно влияющих на безопасность движения. К ним относят: состояние рабочей и стояночной тормозных систем; рулевого управления; внешних световых приборов; стеклоочистителей и омыва- телей ветрового стекла; шин; двигателя и других элементов, предусмотренных конструкцией автомобиля. Запрещается вносить изменения в конструкцию автомобиля, ухудшающие безопасность его эксплуатации.

Техническое состояние автомобиля. Тормозная система должна действовать эффективно, не вызывая заноса автомобиля. Тормозной путь при дорожных испытаниях рабочей тормозной системы на сухом шоссе с твердым покрытием с заданной начальной скоростью не должен превышать установленные нормы. Не должна быть нарушена герметичность гидравлического и пневматического приводов. В гидроприводе тормозов не должно быть воздуха. Если свободный ход педали увеличился или зажглась контрольная лампа сигнального устройства, то необходимо выяснить и устранить причину нарушения нормальной работы тормозов и прокачать гидропривод тормозов, удалив из него воздух. Необходимо своевременно регулировать и, если необходимо, заменять неисправные детали или агрегаты механизма привода тормозов.

Если автомобиль оборудован пневматическим приводом тормозов, то нельзя начинать движение машины, если давление в пневмосистеме привода ниже 0,5 МПа, и необходимо не допускать снижения давления при движении ниже этого значения. При давлении ниже 0,5 МПа загорается контрольная лампа на щитке приборов. На длительных спусках нельзя выключать из работы двигатель, чтобы не израсходовать весь запас воздуха из баллонов пневмосистемы. На автомобилях с гидроприводом тормозов при выключенном двигателе не будет работать вакуумный усилитель тормозов.

Конденсат из воздушных баллонов сливают только при наличии давления воздуха в системе. При высокой влажности воздуха и зимой конденсат следует сливать ежедневно во избежание замерзания его в приборах и трубопроводах. После слива рекомендуется заполнить систему воздухом и остановить двигатель.

Сцепляют и расцепляют прицеп с автомобилем только на горизонтальной площадке с твердым покрытием. Если прицеп оборудован комбинированным тормозным приводом, то при сцепке нужно пользоваться только двухпроводной системой.

Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное стояние: транспортных средств с полной нагрузкой на уклоне до 16% включительно; грузовых автомобилей и автопоездов в снаряженном состоянии на уклоне 31% включительно; легковых автомобилей и автобусов в снаряженном состоянии на уклоне до 23% включительно.

Рулевое управление должно находиться в нормальном техническом состоянии. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать допустимые значения. Правилами дорожного движения установлено, что для легковых автомобилей и грузовых, созданных на их базе, суммарный люфт, измеренный по углу поворота рулевого колеса, не должен быть больше 10°; для автобусов - 20°; для грузовых автомобилей - 25°.

У грузовых автомобилей с гидроусилителем рулевого управления люфт рулевого колеса при работающем на малых оборотах двигателе также не должен превышать 25°, у нового автомобиля - не больше 15°. Систематически проверяют люфт в шарнирах рулевых тяг и деталях привода. При наличии люфта его устраняют регулировкой, в необходимых случаях заменяют изношенные детали.

Для автомобилей, оборудованных гидроусилителями рулевого управления, запрещается длительная буксировка автомобиля с неработающим двигателем. Нельзя выключать двигатель на длительных спусках и при движении накатом, так как перестает работать гидронасос и затрудняется управление автомобилем. Не следует долго двигаться с вывернутыми в крайнее положение колесами, например при выезде из колеи, так как из-за перегрева масла может выйти из строя гидронасос гидросистемы. Допускается кратковременное движение на пониженной скорости с неисправным гидроусилителем до гаража. В систему гидроусилителя рулевого управления на заводе заливают всесезонное масло марки Див течение эксплуатации его замены не требуется. В ходе эксплуатации автомобиля следят за уровнем масла в гидроусилителе и доливают его до установленного уровня.

Шины. От состояния шин зависит сцепление их с дорогой. Шины легковых автомобилей должны иметь остаточную высоту рисунка протектора не менее 1,6 мм, грузовых автомобилей и их прицепов - не менее 1,0 мм, автобусов - не менее 2,0 мм. Автомобили должны оборудоваться шинами, рекомендованными заводом-изготовителем, в соответствии с типом, размером и допустимой нагрузкой. Не допускается установка шин разной размерности, разного типа (диагональных и радиальных) и с разным рисунком протектора на одну ось, поскольку ухудшается управляемость автомобиля. Давление воздуха в шинах следует поддерживать в соответствии с техническими условиями на их эксплуатацию и проверять при полностью остывших шинах. Снижение давления в шинах на 25% уменьшает срок их службы в 2 раза. Кроме того, состояние протектора шин и давление в них воздуха влияют на устойчивость и управляемость автомобиля. В автомобилях высокой проходимости, оборудованных шинами с малым числом слоев корда и системой централизованного изменения давления в них, допускается снижение давления воздуха только для улучшения проходимости при преодолении тяжелых для движения участков пути. Снижение давления в шинах ниже 0,05 МПа может привести к выходу их из строя.

Внешние световые приборы. Их число, тип и расположение должны соответствовать требованиям конструкции автомобиля. Они должны быть в исправном состоянии и отрегулированы так, чтобы не мешать другим участникам движения, и сигнализировать о начале движения и об изменении направления движения, остановке или маневрировании. Не допускаются установка и использование внешних электроосветительных приборов, не разрешенных Правилами дорожного движения.

Стеклоочистители и омыватели ветрового стекла должны находиться в исправном состоянии.

Двигатель. В отработавших газах не должно быть выброса токсичных веществ (СО, СН, NO x) больше, чем предусмотрено законодательством. Перед работой двигатель автомобиля следует прогревать до устойчивой его работы на холостых оборотах и не начинать движения, если на щитке приборов горят сигнальные лампочки с красными светофильтрами. Запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления отработавшими газами. Не должно быть нарушений герметичности системы питания.

Техническое состояние транспортных средств

Какие требования безопасности предъявляются к техническому состоянию транспортных средств?

Запрещается выезд транспортных средств, прицепов и полуприцепов при одной из следующих неисправностей:


Рулевое управление: 1) люфт рулевого управления, измеряемый на рулевом колесе, превышает 25°; 2) повреждены или ослаблены крепления картера и колонки рулевого механизма; 3) повреждены, не закреплены, не зашплинтованы детали рулевого привода; повышенный люфт в шарнирных соединениях; 4) затруднено вращение рулевого колеса, имеются изгибы, вмятины или другие повреждения рулевой колонки.


Ножной тормоз: 1) при однократном нажатии на педаль не происходит полного торможения; 2) свободный ход педали не соответствует требованиям инструкции завода-изготовителя; 3) подтекает жидкость из гидравлического привода; 4) нарушена герметичность пневматического привода (пропуск воздуха обнаруживается на слух или падение давления в системе превышает 1 кг/см2 — 0,1 МПа), не работает манометр пневматического привода; 5) при торможении транспортное средство «уводит» в сторону или происходит заклинивание колеса; 6) эффективность торможения не обеспечивает выполнения следующих норм (табл. 3); 7) отсутствует или не подключено тормозное устройство полуприцепа или двухосного прицепа, а также прицепа-роспуска грузоподъемностью 4 т и выше.

Таблица 3. Эффективность торможения


Транспортные средства

Тормозной путь при скорости 8,3 м/с (30 км/ч)— не более, м

Максимальное замедление — не менее, м/с

Автомобили:



легковые и другие, сконструи-



рованные на их базе

грузовые грузоподъемностью



до 4,5 т и автобусы длиной до



грузовые грузоподъемностью



свыше 4,5 т и автобусы дли-



ной более 7,5 м

Мотоциклы (мотороллеры) и мо-





без коляски

с коляской

с рабочим объемом двигателя



менее 49,8 см 3

Ручной тормоз: 1) рычаг (рукоятка) тормоза не удерживается запирающим устройством; 2) полностью груженый автомобиль не удерживается на уклоне 16° (автопоезд — на уклоне 8°) или при торможении порожнего автомобиля, движущегося со скоростью 4,1 м/с (15 км/ч); 3) тормозной путь превышает 6 м, а замедление составляет менее 2 м/с.


Трансмиссия: 1) пробуксовывает или не полностью включается сцепление; 2) самопроизвольно выключается или с затруднением включается передача; 3) заметные вибрация и рывки карданного вала при движении; 4) имеются трещины на поверхности трубы карданного вала или на других деталях карданной передачи.


Колеса, шины: 1) отсутствует или слабо затянута гайка крепления диска колеса; 2) неисправно или неправильно установлено замковое кольцо диска колеса; 3) полностью изношен рисунок протектора шины; 4) сквозное повреждение, расслоение или другие механические повреждения покрышки шины; 5) шина при движении трется о детали подвески или кузова; 6) давление воздуха в шине не соответствует установленной норме.


Запрещается устанавливать шины:


1) не соответствующие марке транспортного средства по размеру и допустимой нагрузке; 2) с восстановленным протектором на передние колеса автобусов, легковых автомобилей, а также грузовых, используемых для перевозки пассажиров.


Кузов, грузовая платформа, сцепные устройства: 1) неисправен запор двери кабины (кузова); 2) неисправен запор борта грузовой платформы; 3) неисправно тяговосцепное устройство автомобиля и прицепа или опорно-сцепное устройство тягача и полуприцепа; 4) разбито лобовое стекло или оно имеет дефекты, ухудшающие видимость; 5) при отсутствии наружного зеркала заднего вида запрещается размещать какие-либо предметы, загораживающие заднее стекло.


Внешние световые приборы: 1) фары не отрегулированы или освещают дорогу менее чем на 100 м при дальнем свете и 30 м — при ближнем; 2) неисправен переключатель света фар; 3) освещение номерного знака не обеспечивает его видимости при ясной погоде за 20 м; 4) не работает стоп-сигнал или указатель поворота; 5) не горит задний или передний габаритный огонь; 6) поврежден или отсутствует предусмотренный конструкцией отражатель света (катафот); 7) не горит передний габаритный огонь прицепа (полуприцепа), превышающего ширину тягача.


Запрещается установка:


1) фар-прожекторов, фар-искателей и других дополнительных фар (за исключением противотуманных) спереди, сбоку или сзади, если они не предусмотрены заводом-изготовителем; 2) красных огней и отражателей, видимых спереди; 3) белых огней и белых или желтых отражателей, видимых сзади.


Дополнительное оборудование: 1) не работает стеклоочиститель в дождь или снегопад; 2) отсутствует или неправильно установлено зеркало заднего вида; 3) не работает спидометр.


Если хотя бы одна из перечисленных выше неисправностей возникает в пути, водитель обязан принять меры к ее устранению, а если это невозможно, то следовать на ближайшую ремонтную базу или возвратиться в гараж с соблюдением необходимых мер предосторожности.


При возвращении в гараж на транспортном средстве с одной негорящей фарой (габаритным огнем) свет должен быть обязательно с левой стороны.


Тракторы, дорожные, строительные, уборочные, поливочные и другие самоходные машины и механизмы, скорость которых не превышает 6,2 м/с (20 км/ч), при движении по автомобильным дорогам в темное время суток или при плохой видимости днем должны иметь, по крайней мере, спереди одну фару с ближним светом, расположенную слева, а сзади — габаритный огонь.


Кабина автомобиля должна удовлетворять следующим требованиям: 1) ветровое и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость, а боковые стекла — плавно передвигаться от руки или стекло-подъемными механизмами; 2) щетки включенного стеклоочистителя перемещаться свободно без заеданий, обеспечивая нормальную очистку ветрового стекла; 3) на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; они должны регулироваться, чтобы обеспечить удобную посадку водителя;


4) концентрация вредных веществ в кабине трактора, грузового автомобиля, внутри салона автобуса или кузова легкового автомобиля не должна превышать санитарной нормы (окись углерода - 30 мг/м3, акролеин - 2 мг/м3);


5) исправные замки дверей кабины, исключающие возможность их самопроизвольного открывания во время движения автомобиля; 6) бесперебойное отопительное устройство в кабине. Запрещается отапливать кабину отработавшими газами; 7) исправный пол кабины должен быть застелен резиновым ковриком.


Системы питания, охлаждения и смазки не должны иметь течи топлива, масла и воды, а также пропуска отработавших газов через неплотности соединений в системах питания и газораспределения.


Труба глушителя должна плотно соединяться с выпускным трубопроводом двигателя, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель не иметь трещин и пробоин.


Вентиляционное устройство двигателя должно работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство.


Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка — прямую, соответствующей длины и прочности шпильку. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.


Техническое состояние переднего моста должно обеспечивать надежность установки передних колес и крепления деталей рулевого привода к деталям ходовой части.


Передний мост не должен иметь:


1) погнутости, трещин в балке передней оси или деталях независимой подвески; 2) люфта передних колес более положенного по паспорту завода-изготовителя; 3) заеданий и повреждений в подшипниках передних колес.


Техническое состояние тормозов должно обеспечивать своевременную остановку автомобиля (автопоезда) и одновременность начала торможения всех колес.


Движение автомобиля с пневматическим приводом тормозов разрешается только при наличии давления в воздушном баллоне не менее 0,3 МПа (3 кг/см2). Манометр при этом должен показывать наличие давления воздуха в системе.


В тормозной системе не допускается:


1) заедания колодок хотя бы в одном колесном тормозе; 2) замена тормозной жидкости минеральными или иными маслами, а также жидкостями-суррогатами.


При регулировке и проверке ручного тормоза убеждаются в отсутствии трещин тормозного диска. При их наличии диск заменяют. Рычаг (рукоятка) ручного тормоза должен надежно удерживаться запирающим устройством.


Запрещается спаривать новые шины с шинами, имеющими значительный износ рисунка протектора.


Диски колес надежно закрепляют на ступицах. Не допускаются наличие трещин и погнутости дисков колес, разработка в дисках колес отверстий, нарушающих надежность крепления их гайками. Замковые кольца должны быть исправны и правильно установлены.


Техническое состояние электрооборудования автомобиля, трактора должно обеспечивать пуск двигателя стартером, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и клеммах. Все провода электрооборудования должны иметь падежную неповрежденную изоляцию. Аккумуляторную батарею надежно укрепляют. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.


Автомобили (тракторы) снабжают набором исправных инструментов и приспособлений в соответствии с ГОСТом или техническими условиями, в частности: подъемным приспособлением (домкратом) необходимой грузоподъемности, пусковой рукояткой, закрытым источником освещения — переносной лампой или электрическим фонарем, ручным насосом для накачивания шин и продувки системы питания двигателя, гаечными и баллонными ключами.


Все автомобили обеспечивают клиньями для колес. Перед дальним рейсом грузовые автомобили (тракторы) и автобусы дополнительно снабжают металлическими козелками, лопатой, буксирным тросом (штапгой), цепями противоскольжения, аптечкой первой помощи.


Чтобы не возник пожар на автомобиле, тракторе, запрещается:


1) допускать скопление на двигателе и его картере грязи, смешанной с топливом и маслом; 2) оставлять в кабинах и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (тряпки, концы и т. п.); 3) допускать неисправности в приборах системы питания; 4) курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в частности, от топливных баков) ; 5) пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей механизмов; 6) подогревать двигатель открытым пламенем.

Портал «Опасный груз» - объединение участников рынка опасных веществ и изделий.

6. Требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств

6.1. Общие положения

6.1.1. Техническое состояние, оборудование и укомплектованность АТС всех типов, марок, назначений, прицепов и полуприцепов, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать требованиям действующих нормативных актов.

6.1.2. К кабине (салону) АТС предъявляются следующие требования:

боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;

на сиденьи и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;

шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;

отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;

пол кабины, салона и кузова АТС должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.

6.1.3. Органы управления АТС должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработавших газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

6.1.4. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Запрещается наличие трещин и погнутости дисков колес.

6.1.5. Техническое состояние электрооборудования АТС должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укрепленной. Запрещается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.

6.1.6. Каждое АТС должен быть обеспечен специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

6.1.7. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем, при этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

6.1.8. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.

6.1.9. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

6.1.10. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.

АТС, работающие на уборке урожая, должны иметь выпускные трубы, оснащенные искрогасителями.

6.1.11. АТС с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.

6.1.12. Двери кабин, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

6.2. Дополнительные требования к грузовым автомобилям, прицепам, полуприцепам

6.2.1. Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок; техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадания груза при движении АТС.

6.2.2. Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры.

6.2.3. Для разовых перевозок пассажиров кузов грузового бортового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. При перевозке детей борта должны иметь высоту не менее 0,8 м от уровня пола. Сиденья, расположенные вдоль заднего и бокового борта, должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количества оборудованных для сиденья мест.

6.2.4. Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть оборудован:

тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;

ровным полом без сквозных отверстий и щелей;

звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;

стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;

выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.

Грузовой автомобиль и полуприцеп с кузовом типа "фургон", используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, должен иметь:

исправные, открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова;

исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;

исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;

подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;

устройство для обогрева в холодное время года;

второй огнетушитель, расположенный в кузове.

6.2.5. Прицепы, полуприцепы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны оборудоваться исправными откидными стойками и щитами (последние устанавливаются между кабиной и грузом), иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.

6.2.6. Поворотные круги прицепов должны иметь исправные стопоры, исключающие поворачивание прицепа при движении назад.

6.2.7. Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправные устройства, поддерживающие сцепную петлю дышла в положении, удобном для сцепки с тягачем и расцепки с ним.

6.2.8. Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы, исключающие отрыв прицепа при поломке сцепного устройства. Цепи (тросы) не должны крепиться к тяговому крюку автомобиля или деталям его крепления.

Одноосные прицепы (кроме роспусков) должны также иметь исправные опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии.

6.2.9. Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков).

6.2.10. Полуприцепы должны оборудоваться:

исправными устройствами, служащими передними опорами, когда они отцеплены от автомобиля-тягача;

исправными седельными устройствами.

6.2.11. Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.

На бортах автомобиля-самосвала должна быть нанесена яркой несмываемой краской надпись "Не работать без упора под поднятым кузовом", а автомобиля-самосвала КамАЗ - "Не работать под поднятым кузовом, не установив стопор".

6.2.12. Открывающийся борт автомобиля-самосвала или прицепа-самосвала должен плотно прилегать к кузову и исключать потерю груза, запрещается самопроизвольное открытие борта.

6.2.13. Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз.

6.2.14. Грузовые автомобили с закрытым кузовом, предназначенные для перевозки горючих и токсичных веществ в мелкой таре и бочках, должны иметь естественную вентиляцию кузова.

6.2.15. Емкость (тара) для перевозки опасных грузов должна иметь хорошо различимую предупредительную надпись и знаки в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов.

6.2.16. АТС, предназначенное для перевозки опасных грузов, дополнительно оснащается оборудованием и средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормативными актами.

6.2.17. Грузовой автомобиль, используемый для оказания технической помощи, должен дополнительно иметь:

кузов типа фургон;

верстак со слесарными тисками и комплект инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонта автомобилей на линии;

специальные ящики с ячейками для хранения инструмента, запасных частей, приспособлений;

дополнительные источники освещения (прожекторы, переносные низковольтные лампы) для производства ремонта в ночное время;

приспособления для буксировки автомобилей на жесткой сцепке и трос, шанцевые инструменты и цепи противоскольжения;

металлические козелки и упоры под колеса;

дополнительные баки для доставки топлива, масла и оборудование для безопасной их заправки (шланги, насосы, воронки и т.п.);

бачок с питьевой водой;

устройства для вытаскивания и поднятия потерпевших аварию автомобилей, а также съемные защитные решетки на переднем стекле.

6.3. Дополнительные требования к автомобилям, работающим на газовом топливе

6.3.1. Техническое состояние автомобилей, работающих на газовом топливе, должно соответствовать требованиям технических условий и инструкций организаций-изготовителей газобаллонных автомобилей или газобаллонной аппаратуры.

6.3.2. Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными, исключающими проникновение газа в кабину, кузов, а также в атмосферу.

Герметичность газового оборудования на автомобиле должна проверяться в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

Баллоны для КПГ должны отвечать требованиям действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.

6.3.3. Газовые баллоны, устанавливаемые на автомобиль, должны окрашиваться в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные в соответствии с действующими государственным стандартом и иным нормативным актом и надпись белой краской "Пропан" или "Метан".

6.3.4. Не допускается эксплуатировать автомобили, на газовых баллонах которых:

отсутствуют паспортные данные;

истек срок освидетельствования;

имеются наружные повреждения (коррозия, трещины, выбоины, раковины и т.п.);

неисправны переходники и вентили;

окраска и надписи не соответствуют предъявляемым требованиям.

6.3.5. Баллоны с газом должны быть надежно закреплены на автомобиле.

6.3.6. Трубки газопровода высокого давления должны быть окрашены в красный цвет.

6.3.7. Не допускается эксплуатация автомобилей, работающих на газовом топливе, с неисправной газовой аппаратурой. После устранения неисправностей элементов газовой системы питания или замены газовых баллонов должна быть проверена герметичность газовой системы питания.

6.4. Требования по переоборудованию автотранспортных средств для работы на газовом топливе

6.4.1. В условиях эксплуатации АТС установка на них газобаллонного оборудования для работы на КПГ или ГСН проводится в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и иных нормативных актов.

6.4.2. При подготовке АТС к установке газобаллонного оборудования необходимо:

вымыть АТС (моторный отсек, кабину, раму и т.д.);

слить бензин из топливного бака и трубопроводов системы питания, если по технологии установки газобаллонного оборудования требуется снятие топливного бака с автомобиля.

6.4.3. При производстве электромонтажных работ должны соблюдаться следующие требования:

закрепленные провода не должны поворачиваться относительно клемм приборов;

провода, идущие в моторный отсек к датчику низкого давления газа, электромагнитному бензиновому клапану, электромагнитному газовому клапану, электромагнитному пусковому клапану и другим элементам электрооборудования газобаллонной аппаратуры, не должны касаться нагревающихся деталей АТС;

запрещается касание металлических деталей АТС с токоведущими клеммами приборов и наконечниками проводов;

провода не должны располагаться на острых кромках и ребрах деталей АТС;

изоляционные трубки должны быть плотно посажены на наконечники проводов;

не допускаются резкие перегибы проводов, а также перекручивание и натяг их после присоединения к электрооборудованию.

6.4.4. Установку баллонов на АТС необходимо производить с помощью грузоподъемных устройств, предварительно убедившись в отсутствии газа в баллонах.

6.4.5. Устанавливаемые на АТС баллоны для КПГ должны быть из одной марки стали и иметь одинаковые сроки освидетельствования.

При установке таких баллонов на АТС необходимо выдерживать соответствующие технической документации расстояния от горловины до элементов конструкции. В местах крепления баллонов должны быть проложены резиновые прокладки.

Баллоны должны крепиться так, чтобы исключалась возможность их проворачивания и перемещения.

6.4.6. Перед установкой газопроводов высокого давления необходимо продуть их сжатым воздухом и осмотреть (запрещается наличие трещин и повреждений).

6.4.7. Выключатель "массы" должен быть установлен в кабине АТС в удобном для водителя месте.

6.4.8. При установке переходников и вентилей на баллонах должны соблюдаться следующие требования:

баллоны должны отвечать требованиям Госгортехнадзора России, утвержденными в установленном порядке;

для обеспечения герметичности конические резьбы должны быть смазаны (свинцовым глетом, жидким стеклом или свинцовым суриком);

усилие при затяжке конических резьб переходников и вентилей должно соответствовать 450-500 Н (45-50 кгс), для чего используются динамометрические ключи;

при монтаже переходников и вентилей баллон должен быть установлен в специальное зажимное устройство, препятствующее его проворачиванию;

вновь ввернутые в баллон переходники и вентили должны иметь не более 2-3 витков резьбы, не вошедших в резьбовые гнезда горловины баллона.

6.4.9. После установки газобаллонного оборудования на АТС газовая система питания должна быть проверена на герметичность и опрессована согласно требованиям действующих нормативных актов.

В дальнейшем АТС должен эксплуатироваться согласно требованиям инструкции по эксплуатации газобаллонного АТС, прилагаемой к комплекту газобаллонного оборудования, установленного на АТС.

6.5. Дополнительные требования к специализированным автотранспортным средствам

6.5.1. Специализированные АТС (автомобили, прицепы и полуприцепы, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки различных грузов) должны отвечать соответствующим техническим условиям.

6.5.2. Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на АТС должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.

6.5.3. Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 1,3 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами).

6.5.4. Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками для подставки под раму полуприцепа при погрузочно-разгрузочных работах.

6.5.5. Для укрепления грузов на панелевозах должны быть предусмотрены лебедки, страховочные цепи с крюками, а также тросы с угольниками.

6.5.6. Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь надпись "Огнеопасно", не менее двух огнетушителей, лопату и заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны).

6.5.7. Автоцистерны для перевозки горючих и опасных жидкостей, а также битума должны иметь исправные "дыхательные" клапаны, обеспечивающие герметичность цистерн в заданных пределах.

6.5.8. Сливная арматура автоцистерн должна исключать возможность подтекания.

6.5.9. При перевозке жидкостей автоцистерны должны иметь исправные устройства для контроля ее уровня.

6.5.10. Автоцистерны для перевозки жидких и сыпучих грузов должны иметь устройства для заземления.

6.5.11. Автоцистерны для перевозки сыпучих грузов с пневматической разгрузкой должны быть оборудованы исправными манометрами, хорошо видимыми с пульта управления. Пульты управления должны иметь освещение.

6.5.12. Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные быстродействующие запоры, обеспечивающие герметичность цистерн.

6.5.13. Автоцистерны, находящиеся под давлением, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к сосудам, работающим под давлением.

6.5.14. Внутренние стенки кузовов автомобилей или полуприцепов-рефрижераторов не должны иметь задиров и острых кромок.

6.5.15. Автомобили и полуприцепы с кузовом типа "фургон" должны иметь исправное освещение внутри кузова, обеспечивающее освещенность не менее 5 лк.

6.5.16. Подъемные механизмы, устройства управления подъемом (опусканием) кузова, бортов и т.п. на специализированных АТС должны быть исправными.

Движущиеся детали (шестерни, ремни, цепи и т.п.) должны иметь исправное ограждение.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ

И ОБОРУДОВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

2.1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Изучение и анализ ДТП показывают, что они происходят в основном из-за нарушений Правил до­рожного движения и неудовлетворительного технического состояния транспортных средств.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств, находящихся в эксплуатации, должно отвечать требованиям ГОСТ 25478-82. Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правил дорожного движения. Правил по охране труда на автомобильном транспорте, инструкций предприятий-изготовителей, регистрационных документов и другой нормативно-технической документации.

Не должны допускаться к эксплуатации технически неисправные транспортные средства.

Особое внимание необходимо уделять техническому состоянию тормозной системы, из-за неисправности которой происходят наиболее тяжелые ДТП. Перед выпуском автомобиля на линию следует осмотреть тормозную систему, проверить эффективность ее действия и в случае обнаружения неисправностей немедленно их устранить.

К эксплуатации не допускаются автомобили, если: изменена конструкция тормозных систем; применены тормозная жидкость, узлы или отдельные детали, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя; нарушена герметичность гидравличе­ского тормозного привода; нарушение герметичности пневматического тормозного привода вызывает падение давления воздуха при неработающем компрессоре на 0,05 МПа за 30 мин при свободном положении органов управления тормозной системой или за 15 мин при включенных органах управления; не работает манометр пневматического тормозного привода; рычаг стояночной тормозной системы не удерживается запирающим устройством; при дорожных испытаниях не соблюдаются нормы эффективности торможения ра­бочей тормозной системы; стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние на уклоне менее 16%-транспортных средств с полной нагрузкой, 23% - легковых автомобилей и их моди­фикаций для перевозки грузов, автобусов в снаря­женном состоянии, 31%-грузовых автомобилей и автопоездов в "снаряженном состоянии. При испы­тании стояночной тормозной системы двигатель от трансмиссии необходимо отключить.

Дорожные испытания рабочей тормозной системы проводят на горизонтальном участке дороги с ров­ным, сухим и чистым цементе- или асфальтобетонным покрытием при начальной скорости торможения 40 км/ч.

Тормозной путь для автомобилей в снаряженном состоянии с учетом массы водителя должен быть не более, м:

Легковые автомобили
и их модификации для перевозки грузов………………………14,5

Автобусы с полной массой
до 5 тонн включительно…………………………………………18,7

То же свыше 5 тонн………………………………………………19,9

Грузовые автомобили с полной массой до 3,5 …………………19,0

То же от3,5 до 12 тонн включительно………………..………….18,8

То же свыше 12 тонн……………………………………...………17,7

Автопоезда с автомобилями-тягачами с полной массой до 3,5 тонн включительно………………………………………..………..22,7

То же от 3,5 до 12 тонн включительно……………….……..22,1

То же свыше 12 тонн…………………………………….…...21,9

Результаты испытания считают недействительными, если для сохранения прямолинейного направ­ления в процессе торможения водителю приходится исправлять траекторию движения.

При стендовых испытаниях рабочей тормозной системы, а также при проверке эффективности запасной (аварийной) и вспомогательной тормозных систем применяют нормы по ГОСТ 25478-82.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления передними колесами на любых скоростях и в различных дорожных усло­виях. О техническом состоянии рулевого управления судят по суммарному люфту. У автомобилей определенных типов он не должен превышать следующих предельных значений, град:

Легковые автомобили и созданные
на их базе грузовые модификации и автобусы...........................10

Автобусы...................................................................................... 20

Грузовые автомобили................................................................. 25

В рулевом управлении недопустимы не предусмотренные конструкцией ощутимые взаимные перемеще­ния деталей и узлов или перемещение их относительно кузова (шасси, кабины, рамы) автомобиля. Все резьбовые соединения должны быть затянуты или надежно зафиксированы. В рулевом управлении не должны применяться детали со следами остаточной дефор­мации и другими дефектами, а также детали и рабочие жидкости, не предусмотренные для данной модели автомобиля или не соответствующие требованиям предприятия-изготовителя.

Следует помнить, что увеличенные зазоры в сочленениях элементов рулевого управления, износ и деформация деталей, ослабление их крепления при­водят к вибрации передней части автомобиля, потере устойчивости, а иногда и управления автомобилем.

Состояние ходовой части автомобиля определяют внешним осмотром деталей подвески, дисков, колес и шин, проверкой осевого люфта подшипников колес, углов установки передних колес.

Нормальное техническое состояние ходовой части означает надежное крепление подвески, правильное расположение переднего и заднего мостов относительно рамы или кузова. Недопустимы погнутости, трещины в балках рамы или деталях подвески; разрушения коренного листа или центрального болта рессоры, повреждения пружин.

Диски колес должны быть надежно закреплены в ступицах, в них не должно быть трещин, погнутостей, разработанных отверстий или кольцевых канавок, а также неисправных замковых колец и по­врежденных деталей крепления.

Одна из главных гарантий безопасного движения автомобиля - шины. Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля, если: шины легкового автомобиля имеют остаточную высоту ри­сунка протектора менее 1,6 мм, грузового-1,0 мм, автобуса - 2,0 мм (для прицепов и полуприцепов нормы такие же, как для автомобилей-тягачей); шины имеют местные повреждения (порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины; между сдвоенными шинами имеются инородные предметы; шина по размеру и допустимой нагрузке не соответствует модели автомобиля; на одну ось установлены диагональные и радиальные шины, а также шины с различным рисунком протектора. Не допускается устанавливать на передние оси междугородного автобуса шины, восстановленные по первому или второму классу ремонта, а на других осях - по второму классу ремон­та. Шины, восстановленные по второму классу ремонта, нельзя также устанавливать на передней оси легкового автомобиля и автобусов (кроме междугородных) .

При эксплуатации автомобиля необходимо следить, чтобы внутреннее давление воздуха в шинах поддерживалось в пределах установленных норм. Кроме того, при каждом ТО-1 и ТО-2 давление сле­дует измерять и при необходимости подкачивать шины.

Осевой люфт (затяжку) подшипников ступиц колес проверяют при вывешенном подъемником или домкратом переднем колесе. Если подшипники отрегу­лированы правильно, то при покачивании колеса в осевом направлении не должно ощущаться заметного люфта, а после толчка рукой колесо должно сделать несколько оборотов. Следует знать, что слабая или сильная затяжка может привести к разрушению под­шипников, а сильная, кроме того, может вызвать нагрев ступиц и заклинивание колес.

Углы установки передних колес (схождение, развал) проверяют при ТО-2 на специальных диагностических стендах или с помощью линейки ЦПКТБ. Неправильная регулировка установки передних колес приводит к ускоренному износу шин и ухудшению управляемости автомобилем.

К двигателю автомобиля с точки зрения техники безопасности и пожарной безопасности предъявляют следующие требования. Системы охлаждения и смазки не должны иметь течи масла, антифриза и воды. Вентиляция картера должна работать исправно, исключая прорыв газов в подкапотное пространство. Храповик коленчатого вала должен быть с несработанными прорезями, а пусковая рукоятка - иметь прямую соответствующей длины и прочности шпильку и гладкую, без заусенцев ручку. Автомобиль не до­пускается к эксплуатации, если; содержание вредных веществ в отработавших газах или их дымность превышает установленные нормы; негерметична топ­ливная система; неисправна система выпуска отрабо­тавших газов; отсутствуют приспособления для подавления помех радиоприему. Не допускается вносить изменения в конструкцию двигателя, а также уста­навливать устройства и оборудование для работы на другом виде топлива без согласования с предприятием-изготовителем.

Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать надежный пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя. безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода должны иметь надежную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Моноблок не должен иметь трещин и повреждений, течь электролита из моноблока не допускается.

На безопасность движения оказывает влияние и состояние внешних световых приборов, которые обеспечивают езду в ночное время и в тумане, сигнализируют о маневрах автомобиля и аварии. Неправиль­ная регулировка фар и одновременное включение ближнего и дальнего света могут привести к ослеплению водителей встречных транспортных средств. Необходимо содержать световые приборы и световозвращатели в чистоте, своевременно очищая их от грязи, пыли и налипшего снега, поддерживать их работоспособность в установленном режиме. Следует периодически проверять и регулировать фары.

Все автомобили должны быть обеспечены набором исправных инструментов, медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарем). Грузовые автомобили с полной 3,5 т и автобусы с полной массой свыше 5 т обеспе­чивают также противооткатными упорами. Автобусы и специально оборудованные грузовые автомобили для перевозки людей укомплектовывают двумя огне­тушителями. Один из огнетушителей должен нахо­диться в кабине водителя, а другой - в пассажир­ском салоне автобуса или кузове грузового автомобиля.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь не менее двух огнетушителей, войлочную кошму, лопату, заземляющее устройство (металлическую цепочку, приваренную одни концом к корпусу цистерны).

6.1. ВМ могут перевозиться специальными, специализированными автомобилями * и автомобилями общего назначения, приспособленными для этих целей, работающими на жидком или газообразном топливе.

* Специальный автомобиль - автомобиль, предназначенным для перевозки В M ; специализированный автомобиль - автомобиль, оборудованный для перевозки ВМ.

При отсутствии проезжих дорог допускается перевозка ВМ тракторами или другим гусеничным транспортом. Способ перевозки, а также порядок оборудования таких транспортных средств с учетом специфических условий должны быть согласованы с Госгортехнадзором России.

6.2. У автомобилей, предназначенных и оборудованных для перевозки ВМ, а также автомобилей общего назначения, систематически (более двух раз в неделю) используемых для этих целей, выпускная труба глушителя должна быть вынесена в правую сторону перед радиатором.

Если расположение двигателя не позволяет провести такое переоборудование, допускается выводить выпускную трубу в правую сторону вне зон кузова (цистерны) и топливной коммуникации. В этом случае, а также при разовых перевозках ВМ на автомобилях общего назначения необходимо устанавливать на выпускную трубу искрогаситель серийного производства или изготовленный по технической документации, разработанной специализированной организацией, прошедший соответствующую экспертизу.

6.3. Перевозка ВМ на автосамосвалах запрещается.

В исключительных случаях по письменному разрешению руководителя предприятия, осуществляющего перевозку, допускается транспортирование тротила, аммиачноселитренных ВВ, в том числе с содержанием жидких нитроэфиров не свыше 15 %, детонирующего и огнепроводного шнуров на автосамосвалах, не оборудованных системой подогрева кузова, при надежном креплении кузова, исключающем его опрокидывание, с установкой на выпускную трубу искрогасителя.

6.4. ВМ, за исключением детонаторов и дымного пороха, могут перевозиться на автоприцепах. При этом перевозка ВМ на одноосных прицепах, а также прицепах, не имеющих жесткой сцепки и тормозов, запрещается.

Допускается перевозка ВМ в специализированных фургонах-прицепах, комплектуемых со специальными автомобилями.

6.5. Металлические части кузова (днища и борта) автомобилей и автоприцепов, перевозящих ВМ, должны быть покрыты сплошным настилом из трудновоспламеняющегося материала, исключающего искрообразование. Дерево, применяемое для изготовления настила, необходимо пропитывать огнезащитным составом, рекомендованным специализированной экспертной организацией по безопасности работ.

6.6. Двигатель автомобиля, перевозящего ВМ, должен работать в нормальном режиме.


6.7. Топливный бак (кроме газовых баллонов) необходимо оборудовать металлическими щитками со стороны передней и задней стенок, а со стороны днища устанавливать стальную сетку с ячейками размером 10 ´ 10 мм (перфорированный лист); расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не менее 20 мм.

Топливный бак должен быть удален от двигателя, электрических проводов и выпускной трубы так, чтобы в случае утечки горючего оно выливалось непосредственно на землю.

6.8. Электрическое оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должно отвечать следующим требованиям:

номинальное напряжение не должно превышать 24 В;

электрические цепи должны быть защищены от повышенных токов предохранителями заводского изготовления и размыкающим выключателем, приводимым в действие из кабины водителя;

электропроводка должна иметь надежную изоляцию, исключающую короткое замыкание, прочно крепиться и располагаться таким образом, чтобы она не могла быть повреждена от ударов и трения о части автотранспортного средства, а также была защищена от теплового воздействия выпускной системы;

электропроводка должна быть выполнена из проводов с бесшовной оболочкой, не подвергающейся коррозии.

6.9. Автомобиль необходимо оборудовать зеркалами заднего вида с обеих сторон. Водитель и лицо, сопровождающее груз, обязаны наблюдать за состоянием груза и немедленно принимать меры к устранению неисправностей, возникающих в пути следования.

6.10. У транспортного средства с кузовом типа «фургон», перевозящего ВМ, кузов должен быть полностью закрытым, прочным, не иметь щелей, внутренней электропроводки и отделяться от кабины водителя промежутком не менее 150 мм. Дерево, применяемое для изготовления кузова, необходимо пропитывать огнезащитным составом (см. п. 6.5). Для внутреннего покрытия следует использовать материалы, не вызывающие искр. Запрещается применять материалы, способные образовывать опасные соединения с перевозимым грузом.

Дверь фургона должна быть расположена с правой стороны автотранспортного средства. Допускается устройство двери в задней стенке фургона при условии оборудования сигнализацией, выведенной в кабину автомобиля и срабатывающей при открывании двери. Дверь должна запираться на внутренний замок и иметь приспособление, препятствующее ее открыванию в случае выхода замка из зацепления. Для внутреннего освещения фургона необходимо использовать светильник, плафон которого должен устанавливаться в верхней части передней стенки кузова с наружной электропроводкой, проложенной в защитном кожухе.

В автомобиле типа «передвижной склад ВМ» должны быть оборудованы рабочее место заведующего складом (раздатчика), а в переднем правом углу фургона - отсек для средств инициирования с дверью, открывающейся наружу.

Кузов специального автомобиля должен представлять собой конструкцию повышенной прочности, исключающую прострел пулей, и иметь встроенную систему пожаротушения. Окраска и оборудование кузова специального автомобиля должны соответствовать нормативно-технической документации.

6.11. Если в качестве покрытия открытых кузовов автомобилей, предназначенных для перевозки ВМ, используется ткань, то она должна быть трудновоспламеняющейся, непромокаемой, хорошо натянутой и перекрывать борта кузова не менее чем на 200 мм. Ткань должна закрепляться на специальных крюках и петлях, установленных на всех бортах кузова.

6.12. Техническое состояние и оборудование транспортных средств, перевозящих ВМ, должны отвечать требованиям правил и руководств по их технической эксплуатации с учетом необходимости охраны окружающей среды.

6.13. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки ВМ, комплектуется:

красным флажком, прикрепляемым с левой стороны кабины;

противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать типу транспортного средства;

тремя огнетушителями вместимостью не менее 5 л каждый;

трудновоспламеняющейся непромокаемой тканью;

набором инструментов для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;

мигающим фонарем красного цвета или знаком аварийной остановки;

двумя знаками «Въезд запрещен»;

аптечкой;

комплектом цепей противоскольжения. Необходимость укомплектования цепями противоскольжения автомобилей с двумя или более ведущими мостами определяется техническим руководителем предприятия, осуществляющего перевозку ВМ.

В случае перевозки пиротехнических составов и изделий транспортное средство комплектуется лопатой и запасом сухого песка в количестве не менее 50 кг.

6.14. Перевозка ВМ на неисправных транспортных средствах, а также при наличии в кузовах посторонних изделий и материалов запрещается.

6.15. Ответственным лицом транспортного цеха (гаража), назначенным приказом, перед выпуском в рейс транспортного средства, предназначенного для перевозки ВМ, должно быть проверено его техническое состояние в присутствии водителя и в путевом листе сделана подтвержденная подписью отметка: «Автомобиль проверен, исправен и пригоден для перевозки ВМ». При отсутствии указанной записи выдача ВМ для перевозки запрещается. Перечень подлежащих проверке показателей технического состояния транспортного средства утверждается техническим руководителем предприятия.

На предприятиях (в организациях), ведущих взрывные работы (работы с ВМ), лица, ответственные за выпуск транспортного средства в рейс, должны быть аттестованы комиссией предприятия с участием представителей органов госгортехнадзора и ГАИ (по согласованию).

6.16. Транспортные средства, перевозящие ВМ, должны дважды в год представляться госавтоинспекции на техосмотр.

Техническое обслуживание транспортных средств, допущенных к перевозке ВМ, должно проводиться в установленном порядке, в том числе в автотранспортном цехе (гараже) предприятия, согласно требованиям эксплуатационной документации.