Путевой лист в бюджетном учреждении. Путевой лист необходим, чтобы. В каких случаях нет необходимости в оформлении документа

Изменения 2017 года | Обновление требований от 12.12.2017 г.

ВНИМАНИЕ!

Министерство транспорта РФ приказом от 18.01.2017 № 17 года внесло поправки в порядок заполнения путевых листов,
утвержденный приказом Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152.
Документ зарегистрирован в Минюсте 13 февраля и официально опубликован 15 февраля 2017 года.

После скачивания образца, обязательно прочитайте ниже рекомендации и требования к путевым листам, учитывайте особенности своей деятельности!

Зачем делать ежедневный предрейсовый осмотр:

Внимание! Последние изменения!

Приказ Министерства транспорта РФ от 7 ноября 2017 г. N 476 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства транспорта Российской Федерации по вопросам организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и оформления путевых листов"

В путевом листе должны отражаться ОГРН перевозчика и сведения о проведении предрейсового контроля.
Дополнен перечень обязательных реквизитов путевого листа.
Помимо прочего, в нем должны указываться ОГРН юрлица (предпринимателя), а также дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством).
Кроме того, ранее предусматривалось проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки. Теперь речь идет только о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств до их выезда с места постоянной стоянки.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 декабря 2017 г. Регистрационный N 49083.

Приказ Минтранса России от 06.04.2017 N 141 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств"

Для ЮЛ и ИП, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержден порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств

Контроль технического состояния транспортных средств проводится контролерами, назначаемыми перевозчиками. При этом контролеры должны соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям, утвержденным Минтрансом России.

При проведении контроля проверяется работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения. Закреплен перечень проверяемых узлов и систем (проверяется, в том числе, исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей и др.).

В путевом листе исправного транспортного средства ставится отметка "прошел предрейсовый контроль технического состояния", а также подпись, фамилия и инициалы контролера, проводившего предрейсовый контроль, дата и время его проведения.

Перевозчик ведет учет прохождения предрейсового контроля в специальном журнале.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Вместе с тем, ранее:

Приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17 "О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152"

Уточнен порядок заполнения путевых листов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Установлено, что дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Кроме того, отменено положение, согласно которому в заголовочной части путевого листа проставлялась печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.

Любая организация, индивидуальный предприниматель, применяющие для осуществления своей деятельности легковой автотранспорт, должны четко представлять: в чем заключается необходимость путевых листов, как они выглядят и как их надо заполнять.

Обязанность оформления путевых листов определена Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ. Действующее законодательство обязывает оформление путевых листов для контроля, правильного учета движения топливных ресурсов и расчета заработка водительскому составу. Кроме того, ведение учета расходов по использованию автотранспорта необходимо для целей налогообложения. Поэтому путевой лист можно смело назвать главным первичным документом, служащим основанием для осуществления контроля пробега автомобиля, списания ГСМ, оплаты труда и расчета налогов.

В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78 для оформления путевых листов предусмотрены типовые формы №3 и 3-спец. - для легковых автомобилей; №4 - для легкового такси; № 4-С и 4-П - для грузового транспорта; №6 и 6-спец. - для автобусов. Правила заполнения этих форм оговорены в Приказе Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года № 152. Эти Правила обязывают выписывать путевые листы на один день или смену. Однако в случае необходимости оформления служебной командировки диспетчеру либо уполномоченному лицу необходимо указать дату выезда и возвращения в гараж (число, месяц, год) согласно приказу руководителя. Действие срока путевого листа не должно превышать один календарный месяц. Чтобы исключить возможные придирки контролирующих органов, путевые листы надо регистрировать в журнале, который должен быть соответствующим образом прошнурован, пронумерован и скреплен печатью (унифицированная форма №8).

Путевой лист легкового автомобиля - так нужен или нет?

Путевой лист обязательно должны приобрести:

  1. Водители маршрутных такси, организующие перевозку пассажиров в районе или городе.
  2. Шофер, занимающийся перевозкой какого-либо груза, предметов, товаров, багажа.
  3. Водители транспортных компаний, совершающих рейсы междугороднего сообщения.
  4. Шофер другого наземного транспорта общественного назначения - трамвая, троллейбуса.

Заметьте, что любое юридическое лицо, имеющее транспорт в распоряжении компании, должно принимать от своих сотрудников путевые листы чтобы:

  1. Знать, где же находился автомобиль компании, какую работу выполнял водитель.
  2. Отчитаться перед налоговой службой.
  3. Рассчитать средства, которые были потрачены на бензин и ГСМ, которые не подлежат налогообложению.
  4. Уменьшить сумму налогов.
  5. Вести нормативно-правовую базу данных в бухгалтерии.

Когда не нужно оформлять путевой лист:

  1. Физическому лицу, использующему собственный транспорт в своих целях.
  2. Физическому лицу, предоставляющему автомобиль другому лицу по доверенности.

По вопросу необходимости оформления путевого листа, если автомобиль зарегистрирован на коммерческую организацию.

Недавно к нам в редакцию пришло письмо, в котором его автор рассказал, что его остановили сотрудники Госавтоинспекции и сначала попросили предъявить доверенность на право управления транспортным средством (!), а затем путевой лист. Как вы уже поняли наш герой ехал за рулем корпоративной машины, которая принадлежит юридическому лицу. Так как водитель за рулем корпоративного автомобиля не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров и не перевозил коммерческий груз, то согласно действующему законодательству он имел право передвигаться без путевого листа.

То же самое касается доверенности на управление ТС, которая была отменена еще в 2012 году. Но, несмотря на то, что водитель не нарушал закон, он был привлечен к административной ответственности за отсутствие путевого листа. Как вы думаете, законно ли это? Обязан ли в такой ситуации водитель иметь при себе заполненный путевой лист? Давайте разбираться.

Для начала давайте выясним, законно ли инспекторы ДПС требовали от водителя доверенность на право управления автомобилем.

И так, для этого давайте вспомним Постановление Правительства РФ № 1156 от 12.11.2012 года, который отменил абзац четвертый пункта 2.1.1 ПДД РФ. Напомним, что этот пункт регулируют перечень документов, которые водитель автомобиля обязан возить с собой и предъявлять их сотрудникам полиции при первом требовании.

Так, в частности Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2012 года отменило абзац, обязывающий ранее водителей возить с собой документ на право управление транспортным средством в отсутствии собственника. То есть, другими словами Правительство в 2012 году отменило обязанность водителей возить с собой доверенности на право управления ТС. Соответственно, с 2012 года сотрудники полиции не имеют право требовать от водителей предъявить доверенность.

К счастью наш герой, которого остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов знал об этом Постановлении и фактически процитировал его слово в слово сотрудникам полиции. В итоге инспекторы ДПС сразу забыли о своей просьбе и неожиданно переключились на путевой лист, потребовав предъявить заполненный документ, указав на то, что автомобиль зарегистрирован на юридическое лицо, а значит, в соответствии с законодательством все водители, управляющие корпоративным транспортом, обязаны возить с собой и предъявлять по первому требованию заполненные путевые листы .

Как вы уже поняли наш герой не имел оформленного путевого листа. В итоге сотрудники Госавтоинспекции, составив протокол об административном правонарушении и выписали штраф.

К сожалению, наш герой не юрист в области автотранспортных перевозок и в области безопасности дорожного движения. Поэтому он поверил сотрудникам полиции, что каждый водитель корпоративного транспорта обязан иметь при себе заполненный путевой лист. В итоге он, как законопослушный гражданин РФ, заплатил в установленный законом срок выписанный штраф.

Но на самом деле сотрудники ГИБДД выписали штраф не законно, и его можно было легко, оспорив в суде, отменить. Все дело в том, что наш герой, несмотря на управление автомобилем, который принадлежит юридическому лицу, был не обязан возить с собой заполненный путевой лист, поскольку не осуществлял коммерческую перевозку пассажиров или грузов. Но к сожалению Вам не удасться доказать свою правоту инспектору ГИБДД, поэтому мы настоятельно рекомендуем иметь при себе путевой лист при любой поездке на транспорте, принадлежащего организации.

И так давайте внимательно рассмотрим пункт 2.1.1 Правил дорожного движения:

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции (в том числе сотрудникам ДПС ГИБДД РФ) передавать им, для проверки следующие документы:

Водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории

Регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам)

- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид"

Страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца (полис ОСАГО)

В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля

Обратите внимание на выделенный красным текст. Этот пункт указывает на то, что водители обязаны возить с собой путевой лист, только в установленных законом случаях. То есть, путевой лист, если следовать логике закона, водитель должен возить с собой не всегда. Иначе бы в законе не было бы отметки об "установленных случаях". Но тот ли случай или нет будет определять именно сотрудник ГИБДД при остановке вашего автомобиля.

Мы знаем, что возить с собой заполненный путевой лист нужно только в установленных законом случаях.

Но в каких же тогда случаях, установленных законом, водители обязаны иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по требованию полиции?

Да, действительно в определенных случаях путевой лист все-таки нужно заполнять и возить с собой, чтобы предъявить его по первому требованию. Например, в случае, когда водитель занимается коммерческой перевозкой груза (ов) или пассажиров.

Для начала давайте выясним, в каких случаях заполняется путевой лист. Этот вопрос регулируется Приказом Министерства транспорта РФ №152 от 18.09.2008 г. года "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", с изменениями на 2017 год.

Так, согласно этому документу, путевой лист заполняется на транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для перевозки грузов, пассажиров или багажа. Вот выдержка из Приказа Минтранса №152:

"9. Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях"

Многие скажут что в этом документе нет ни слова о "коммерческих перевозках" поэтому, судя по всему, путевой лист должен оформляться во всех случаях эксплуатации транспортного средства, которое принадлежит юр.лицу или ИП. На самом деле это не так. Дело в том, что Приказ Минтранса №152 прямо ссылается на более важный Федеральный закон:

Закон № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 8 ноября 2007 года

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются также положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

То есть, как видите Приказ Минтранса №152, ссылаясь на Федеральный закон №259, подразумевает, что путевой лист должен оформляться при коммерческих перевозках грузов и пассажиров. Но в этих документах нет ни слова о том, что у водителя автомобиля, который принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, должен быть на руках заполненный путевой лист при любых видах перевозок. То есть, при отсутствии факта коммерческих перевозок согласно приказу Министерства транспорта, путевой лист не должен заполняться. Например, при поездках для корпоративных нужд компании. Иначе в подобном документе это было бы прописано.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.
Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259", где разъясняется, что такое перевозчик:

"Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу"

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного (служебного транспорта) если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя?

Как вы уже поняли в этом нет необходимости, поскольку действующее Российское законодательство четко обозначила тех лиц, которые обязаны во время управления транспортным средством иметь при себе заполненный путевой лист и предъявлять его по первому требованию сотрудникам полиции.

К сожалению, некоторые сотрудники ГИБДД, по всей видимости, либо не знают об этих не очень легких законодательных нормах (хотя это их прямая обязанность), либо намерено пользуются на дороге юридической неграмотностью водителей, которые трудятся в различных компаниях.

Многие водители, даже в душе понимая, что сотрудники ДПС не законно требуют путевой лист, стараются не связываться. Для многих, к сожалению, проще заплатить штраф.

Но это приводит к безнаказанности тех недобросовестных сотрудников ГИБДД, которые незаконно требуют предъявить путевой лист с водителей, которые не занимаются коммерческими перевозками.

Поэтому советуем вам в случае незаконного привлечения к административной ответственности за отсутствие оформленного путевого листа, оспаривать действия сотрудников ГИБДД в суде, а пойдете вы в суд или нет - решать вам, но явно проще возить с собой путевой лист.

Особенности выписки путевых листов

Бухгалтер любой организации должен знать, что такой документ выписывается на 1 день, либо на 1 поездку. К примеру, вас отправляют в командировку в другой город на транспорте компании с водителем. Он должен получить путевой лист перед выездом.

Заметьте, если ваше нахождение в другом городе затянулось на 1 месяц и даже больше, то, чтобы вас привезли обратно, водитель должен будет выписать 2 такой же лист. Подтверждение этому вы найдете в Приказе №152 Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года, под названием «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем указан срок выдачи - от 1 до 30 дней.

Оформлять листок следует на каждого водителя, особенно в том случае, когда транспорт будет использоваться несколькими сотрудниками во время перевозки (п. 11 того же приказа).

На каждый легковой или грузовой автомобиль компании также должен быть выписан свой, отдельный путевой лист (п. 9 того же приказа).

Документ должны регистрировать в бухгалтерии, либо сами руководители организации. Заметьте, срок хранения документов - не менее 5 лет.

Правила заполнения путевого листа грузового автомобиля в 2017 году - порядок внесения изменений до выезда и на линии

Чтобы правильно оформить бланк путевого листа , необходимо следовать следующим правилам:

  1. Не забыть проставить сразу дату и код , по которому будут начислять компенсацию в бухгалтерии.
  2. Указать марку авто, прицепа, гаражный номер , а также количество сотрудников-водителей, личные данные.
  3. Определить количество рейсов , протяженность маршрута.
  4. Записать, сколько литров топлива и других горюче-смазочных материалов требуется . Если в машине есть остаток, то его количество отмечают.
  5. Сделать отметку о состоянии здоровья водителя у лица, который допускает водителя к своей деятельности.
  6. Внести показания спидометра ТС.
  7. Записать, во сколько вы выехали на машине из гаража , во сколько прибыли на место сбора пассажиров, либо груза, указать адрес этого места.
  8. Описать объект перевозки.
  9. Время прибытия на место отгрузки перевозимого товара следует также задокументировать.
  10. Предъявление ТТН грузополучателю также отметьте в соответствующей графе.
  11. Укажите и время отбытия с места отгрузки . Если случится простой на линии, то о нем следует также написать в документе, отметьте и причину.
  12. Далее запишите, во сколько вы прибыли в гараж или на КПП , затем сдайте транспорт механику ОТК или КПП под подпись.

Основные формы путевых листов для легковых и грузовых автомобилей

  1. Для легковушки. Оформляется такой документ по №3. Эта бумага позволяет зафиксировать работу сотрудника. В налоговой это доказательство служит основанием для начисления зарплаты.
  2. Для специального авто. Это разновидность предыдущего документа для легковой машины, поэтому выписывают его по форме №3, специальной. В таком листе записываются также данные о работе водителя.
  3. Для таксиста на легковой машине. Оформляется по №4. В нем также фиксируется работа шофера. По документу начисляют зарплату водителю.
  4. Для грузового автомобиля, водитель которого работает сдельно , выписывается документ по форме №4-с.
  5. Для грузового транспорта, водитель которого выполняет работу повременно и ежедневно , оформляется лист по №4-п.
  6. Для автобуса бумага выписывается по форме №6. Обычно используется такой путевой лист для транспорта, действующего по пригородным или городским маршрутам.
  7. Для автобусов необщего пользования. Перевозя пассажиров в таком транспорте, водитель должен обладать документом по специальной форме №6.

Как правильно разработать собственную форму путевых листов - правила

Не все работодатели желают связываться с оформлением путевых листов. Как правило, на заполнение бумаги уходит много времени. Поэтому можно упростить такой документ только некоторым организациям - тем, которые не имеют штатных водителей и транспортных средств, предназначенных для выполнения перевозок в целях компании.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (от 21.11.1996 N129) в документе вы должны указать все главные сведения.

Штрафы 2017 за отсутствие путевых листов

Физическое лицо , передвигающегося без положенных бумаг, в частности путевого листа, не может быть уголовно наказан. Он будет привлечен к административной ответственности. Это означает, что его обяжут выплатить штраф в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).

Юридическому лицу грозит больший штраф - 100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ). Такое же наказание ожидает компаний, организующих перевозку электрическим, наземным транспортом.

Если у Вас возникли вопросы с утверждением формы путевого листа, задавайте их в комментариях или свяжитесь с нами по телефону.

Мы можем разработать путевой лист такси именно под Вашу организацию с целью предотвращения штрафных санкций

Что изменилось в заполнении путевых листов с 26 февраля 2017 года? Обязательно ли в марте оформлять путевые листы по новой форме? Действительно ли теперь в каждом путевом листе требуется подпись механика о проведенном предрейсовом осмотре легкового или грузового автомобиля? Как в путевых листах учесть изменения с 15 декабря 2017 года? В данной статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы, а также сможете скачать новые формы бланков путевых листов.

Формы путевых листов

В 2017 году организация или индивидуальный предприниматель может формировать и использовать:

  • или унифицированные формы путевых листов (утверждены постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);
  • самостоятельно разработанные формы путевых листов.

Если унифицированные образцы путевых листов вдруг не подходят компании или ИП (например, если в них есть «лишние» реквизиты или если нет нужных), то можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Но в таком случае нужно иметь в виду, что самостоятельно разработанной форме должны присутствовать все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 № 152.

Путевые листы нужны, чтобы подтвердить производственный характер поездок и списать в налоговом учете горючее, запчасти и компенсацию за использование личного транспорта.

Новые обязательные реквизиты с 26 февраля

С 26 февраля Минтранс расширил перечень обязательных реквизитов путевого листа (Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). С этой даты в путевом листе обязательно требуется ставить отметку о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Механик должен указать дату и время проверки машины, подпись, фамилию и свои инициалы. Прежде такие отметки тоже можно было ставить, но совсем не обязательно. Таким образом, с 26 февраля 2017 года, к обязательным реквизитам путевых листов, которые разработаны самостоятельно, относятся:

  1. Название - путевой лист;
  2. Номер;
  3. Срок действия;
  4. Сведения о собственнике машины;
  5. Тип и модель машины;
  6. Государственный регистрационный знак машины;
  7. Показания одометра при выезде из гаража и при заезде в гараж;
  8. Дата и время выезда из гаража и заезда в гараж;
  9. Подпись и Ф.И.О. работника, который ставит в листе показания одометра, дату и время;
  10. Ф.И.О. водителя;
  11. Дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя;
  12. Штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который проводит медосмотр;
  13. Отметка о предрейсовом осмотре технического состояния машины с датой и временем;
  14. Подпись и Ф.И.О. контролера технического состояния машины.

Федеральным законом от 08.11.2007 №259-ФЗ определена обязанность оформления путевых листов. Так, в обязательном порядке эту первичку требуется подготавливать следующим группам лиц:

  • Компаниям, осуществляющим перевозку пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригороде.
  • Транспортным организациям, совершающим междугородные пассажирские перевозки.
  • Компаниям, специализирующимся на автомобильной транспортировке грузов и багажа.
  • Транспортным компаниям, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи и троллейбусы).

Отмена печати

С 26 февраля 2017 года в путевых листах можно не ставить печать или штамп. Вполне достаточно сведений о собственнике машины. Это название компании или арендодателя, адрес и телефон. Это также следует из Приказа Минтранса России от 18 января 2017 г. № 17). Однако печать можно проставлять и после указанной даты – ошибки не будет.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок – не более одного месяца. Когда же транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов – для каждого водителя.

Новый бланк на 2017 год

В связи с расширением перечня обязательных реквизитов, некоторые компаниям и ИП потребуется скорректировать бланки своих путевых листов. Если после 26 февраля 2017 года в листе не будет всех обязательных реквизитов, то проверяющие могут расценить такой первичный документ как «неполноценный». И тогда, к примеру, с признанием затрат на ГСМ могут возникнуть сложности. Мы подготовили для вас новый бланк путевого листа, который содержит все реквизиты, обязательные с 26 февраля. Выглядит он так:

Также вы можете новый бланк путевого листа на 2017 год в формате Word для легковых автомобилей. Аналогичным образом вы можете поправить бланк путевого листа для грузовых автомобилей, чтобы в нем можно было делать отметки о предрейсовом техническом осмотре.

Имейте в виду, что если вы будете утверждать новый бланк путевого листа на 2017 год, то это обстоятельство потребуется зафиксировать в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).

Во многих организациях директор и водитель и механик – в одном лице. В такой ситуации он и ставит подпись о том, что провел предрейсовый техосмотр. А также указывает дату и время проведения осмотра.

Поправки с 15 декабря 2017 года

Приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 476 внесены поправки в правила заполнения путевых листов. Они вступают в силу с 15 декабря 2017 года. Если коротко, то в правилах появились нововведения о новых обязательных реквизитах. Поясним подробнее.

ОГРН

Кроме реквизитов, которые уже есть в путевом листе, с 15 декабря 2017 года требуется указывать дополнительно ОГРН компании или индивидуального предпринимателя.

С 15 декабря 2017 года указание ОГРН и ОГРНИП в путевых листах – обязательно. Без этих реквизитов путевые листы будут считаться заполненными с нарушением.

Где указывать ОГРН в путевых листах? Этот вопрос остается на усмотрение компании или ИП. По нашему мнению, ОГРН можно фиксировать в графе, предназначенном для информации об организации или ИП.

Дата и время предрейсового контроля

В порядке заполнения путевых листов с 15 декабря 2017 года дата и время предрейсового контроля технического состояния транспорта - это обязательный реквизит путевого листа. Установлено, что дата включает в себя число, месяц и год, а время – часы и минуты.

С 15 декабря 2017 года сведения о транспортном средстве должны включать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законом).

Изменения в правила обеспечения безопасности перевозок

С 15 декабря 2017 года внесены изменения в правила обеспечения безопасности перевозок. Если ранее предписывалось проводить ежедневный контроль технического состояния ТС перед выездом на линию с места стоянки и по возвращению к месту стоянки, теперь правилами установлено только проведение предрейсового контроля технического состояния до выезда транспортного средства с места постоянной стоянки.


Изменилось ли что-то в правилах заполнения путевых листов по сравнению с прошлым годом? В марте действительно ли существует такая вероятность, что заполнять путевые листы необходимо по новым правилам? Обязательно ли теперь в каждом путевом листе проставлять подпись механика о том, что он действительно провел осмотр грузового или легкового перед рейсом?


Эти и многие другие вопросы интересуют многих водителей и дальнобойщиков, которые часто отправляются в командировки. О том, какое правильное и точное заполнение путевого листа по новым правилам в 2017 году образец и бланк заполнения вы подробно рассмотрите этой информационной статье.

Новые правила заполнения путевых листов в 2017 году

Бланки путевых листов

Индивидуальный предприниматель или организация в 2017 году могут использовать и формировать:
  • Разработанные самостоятельно формы путевых бланков;
  • Унифицированные бланки путевых листов, которые постановил и утвердил Госкомстат 28 ноября 1997 года № 78.
Если ИП или организации вдруг не подходят унифицированное оформление путевых листов (например, в них нет нужных реквизитов или заполнены «лишние»), то есть возможность разработать документ путевого листа самостоятельно. Но нужно иметь в виду, что в этом случае в разработанной самостоятельно форме должны быть заполнены все реквизиты, которые являются обязательными, они предусмотрены во втором разделе приказа Министра России №152 от 18 сентября 2008 года.

Для чего нужны путевые листы? Для того, чтобы производственный характер поездок имел подтверждение, для списания горючего, компенсации за использование собственного транспорта, запчастей. Учет ведется в бухгалтерской книге.

Правила заполнения путевых листов в 2017 году

Правильность заполнения путевых листов в 2017 году

Минтранс с 26 февраля добавил к обязательным реквизитам несколько дополнительных пунктов (Приказ Министра Российской Федерации №17 от 18.01.2017 года). В командировочном автомобильном листе с этой даты требуется обязательно ставить отметку о том, что автомобиль перед рейсом прошел технический осмотр. Механик обязан указать время и дату проверки транспорта, поставить свои инициалы, фамилию и расписаться. До этого дня такие реквизиты указывать нужно было, но совсем необязательно. Итак, с 26.02. порядок заполнения путевых листов в 2017 году выглядит так:
  1. название путевого документа;
  2. его номер;
  3. с кого по какое число действителен;
  4. данные о собственнике автомобиля;
  5. модель и тип машины;
  6. регистрационный государственный номер машины;
  7. показания счетчика одометра при отправке и при въезде автомобиля в гараж;
  8. время и дата выезда и заезда транспорта в гараж;
  9. фамилия, имя и отчество, подпись работника, который в листе ставит время и дату, а также показания одометра;
  10. полные инициалы водителя;
  11. время и дата медосмотра водителя перед поездкой и после нее;
  12. ФИО, подпись и штамп медицинского работника, который делал заключение о состоянии водителя;
  13. отметка об осмотре перед рейсом технического состояния автомобиля со временем и датой;
  14. ФИО и подпись контролера технического состояния автотранспорта.

Печать и штамп на путевых листах в 2017 году


В 2017 году с 26 февраля штамп или печать в путевых листах ставить не обязательно. Достаточно будет информации о собственнике автомобиля. Это название арендодателя или компании, телефон и адрес. Что указывается также в приказе Министерства Транспорта России от 18.01.2017 года №17. Тем не менее, ошибки не будет, если печать проставится после указанной даты.

Путевые листы разрешается оформлять как на один день, так и на несколько, но не более одного месяца. Если несколько водителей используют одно транспортное средство, но посменно, можно сразу оформить столько путевых листов, сколько водителей работает на данной машине.

Новый бланк путевого листа на 2017 год

Некоторые ИП и организации в связи с тем, что список обязательных реквизитов увеличился, корректируют свои документы путевых листов. Если проверяющие после 29 февраля 2017 г. на листе не найдут обязательных реквизитов, то такой документ будет расценен как «неполноценный». Вследствие этого могут возникнуть сложности с признанием затрат на горюче-смазочные материалы.

Пример заполнения путевого листа . Ниже приведен образец заполнения путевого листа, в котором содержатся все обязательные с 26 февраля 2017 года реквизиты. Вот так он выглядит:


Также можно скачать в формате Word новый бланк путевого листа для легковых автомобилей 2017 г. Похожим образом можно внести поправки в путевые листы грузовых автомобилей, чтобы делать в нем записи о техническом предрейсовом осмотре.

Во многих компаниях механик, водитель и организатор – это один человек. В этом случае, ознакомившись с правилами заполнения путевого листа в 2017 году . он сам лично ставит время, дату и подпись о том, что предрейсовый осмотр был произведен.

Первичным документом легкового автомобиля, отражающим работу определенной марки автотранспорта, является путевой лист. Для учета движения легкового автомобиля применяется типовая форма 3, допускается оформление в свободной форме. С 2017 года в заполнение формы путевого листа легкового автомобиля внесены дополнения, как заполнить новую форму, скачать бланк, действующий в 2017 – 2018 году можно в статье в word. Кроме того, приведен образец заполнения.

Для водителей грузовых автомобилей оформляют путевой лист по другой форме – .

Основные функции документа:

  • отслеживание маршрута передвижения водителя компании;
  • расчет заработной платы водителя;
  • списание расходов на ГСМ и обслуживание автотранспорта.

Необходимость путевого листа для легкового автомобиля обусловлена экономической направленностью документа. Налоговой инспекцией проверяются путевые листы на правильность оформления, на соответствие норм списания ГСМ у имеющегося транспорта в организации. Оформляются путевые листы на каждое средство передвижения, в том числе и арендованные легковые автомобили.

Причем с 1 марта 2017 года нужно обеспечить применение новой формы путевого листа, в котором будут учтены изменения, вводимые приказом Минтранса от 18.01.2017. Об этих изменениях читайте ниже.

Документ выдается водителю ежедневно или посменно. В случае нахождения водителя в длительной командировке, законом допускается составление бланка на целый месяц.

Если же до управления служебного транспорта допущены несколько водителей, то каждый из них должен иметь собственный маршрутный лист.

Заполнение новой формы путевого листа легкового автомобиля

Согласно приказу Минтранса №152 в ред. от 18.01.2017 с 1 марта нужно применять новую форму, в которой должны быть обеспечены некоторые изменения:

  • утверждается перечень реквизитов, которые должны присутствовать в новой форме путевого листа для автомобиля, также даны пояснения по каждому реквизиту, что входит в его состав, среди этих реквизитов:
  • обновлен порядок заполнения путевого – не нужно проставлять печать или штамп юрлица или ИП в заголовочной части новой формы путевого листа, добавлена необходимость проведения предрейсового контроля технического состояния легкового автомобиля – контролер проставляет дату и время контроля, заверяет запись своей подписью с указанием расшифровки.

С учетом данных изменений нужно сформировать новую форму путевого листа, при этом для легкового автомобиля за основу можно взять форму 3, утвержденной 28 ноября 1977 года Постановлением №78, или составить свой бланк с учетом изложенных выше изменений.

Как выглядит новая форма для типового бланка 3 с учетом изменений 2017 года: (нажмите для увеличения)

Бланк формы 3 для легкового автомобиля не является обязательным в применении, допустима собственная форма путевого листа, которая может дополняться, кроме обязательной информации о водителе и автомобиле предприятия, эксплуатационными особенностями конкретного средства передвижения.

«Самовольное» составление бланка путевого листа возможно только для автомобилей категории В, при отсутствии транспортируемого груза и пассажиров.

Приняв решение о заполнении унифицированного документа, нужно понимать, что он все же нуждается в доработке. Например, требуется внести дату и время осмотра водителя (предрейсового и послерейсового), а для компаний, оказывающих транспортные услуги, еще и сведения о техническом состоянии транспорта перед осуществлением рейса.

Путевой лист состоит из лицевой и обратной стороны.

Лицевая часть содержит информацию:

  • серия и номер бланка;
  • день оформления путевого листа;
  • название предприятия, использующего автотранспорт, его местонахождение;
  • марка средства передвижения и номер легкового автомобиля;
  • ФИО водителя, которому выдается путевой лист, реквизиты его водительского удостоверения;
  • сведения о задании для водителя: время и место выезда легкового автомобиля;
  • информация о возвращении транспорта в гараж, автопарк (показания спидометра и время прибытия);
  • подпись водителя при сдаче автомобиля;
  • информация о технической исправности машины: показания спидометра; подпись механика, разрешающего выезд;
  • сведения о выданном бензине, остатках в баке и количестве использованных литров;
  • подпись механика, принявшего показания километража машины.

Обратная сторона бланка путевого листа включает в себя 6 пунктов: порядковый номер, код, место отправления, время выезда и возвращения, количество пройденных километров, роспись водителя.

Бухгалтер по полученному путевому листу рассчитывает списание израсходованного топлива, и оплачивает труд водителю. Внесенные записи в маршрутный бланк могут применяться при составлении акта замера топлива (контрольного).

Все российские компании и частные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, обязаны вести путевые листы. Грузовой транспорт не исключение. «Путевка» — документ, подтверждающий произведенные расходы на эксплуатацию и содержание автомобиля, расход горючего. Заполненный бланк является основанием для начисления заработной платы водителю.

Для каждого типа транспортного средства разработаны и утверждены индивидуальные бланки унифицированной формы (постановление Госкомстата от 28.11.1997 № 78). Согласно Закону № 402-ФЗ от 06.12.2011, применять утвержденные формы не обязательно, организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланк с учетом особой специфики деятельности предприятия. На практике подавляющее большинство учреждений и ИП пользуются унифицированными формами.

Для грузовиков действуют две формы путевки, утвержденные Госкомстатом: № 4-С (ОКУД 0345004) и № 4-П (ОКУД 0345005). Форма путевого листа грузового автомобиля № 4-С используется организациями, в которых начисления заработной платы водителям производится сдельно, а форма 4-П (путевой лист грузового автомобиля) — для повременной оплаты. Не исключено применение обоих бланков в одном учреждении.

Бланк путевого листа грузового автомобиля: скачать бесплатно форму № 4-П

Скачать бесплатно форму № 4-С

Новое в оформлении путевых листов грузового автомобиля

Минтранс России в приказах от 18.09.2008 № 152 (ред. от 18.01.2017) и от 07.11.2017 № 476 закрепил перечень обязательных реквизитов, без которых документ могут признать ничтожным. К тому же соответствующими распоряжениями отменено обязательное проставление гербовой или круглой печати фирмы на путевке, если в Уставе бюджетной организации не предусмотрено использование печати.

Если в документе не будут прописаны все обязательные реквизиты, то сотрудники ГИБДД вправе оштрафовать собственника авто и водителя. Налоговики также не примут документ в качестве подтверждения расходов, пересчитают налоговую базу и выпишут штраф.

Информация, обязательная к заполнению в бланке путевого листа грузового автомобиля 2019 года:

  1. Название и номер документа, дата формирования (выписки). Следует строго соблюдать хронологический порядок при нумерации путевок.
  2. Период действия документа, то есть срок, на который он выписан, но не более одного месяца.
  3. Полные реквизиты собственника транспортного средства, включая ОГРН (ОГРНИП для частников).
  4. Данные водителя авто: Ф.И.О. и номер действующего водительского удостоверения.
  5. Информация о транспорте: госномер, марка.
  6. Данные одометра перед выездом и по возвращению в гараж.
  7. Точная дата и время начала рейса и возвращения в гараж.
  8. Подпись, Ф.И.О. и должность ответственного работника, который снял и записал показания одометра, дату и время.
  9. Дата и время медицинского осмотра водителя перед выездом и по возвращению.
  10. Штамп, подпись и Ф.И.О. медицинского работника, который провел осмотр.
  11. Информация о прохождении технического осмотра перед выездом в рейс в формате ДД/ММ/ГГГГ, а также часы и минуты.
  12. Подпись и Ф.И.О. ответственного за техосмотр автомобиля (механик, контролер, мастер).

Составляется документ всегда в единственном экземпляре. Заполненный бланк заверяет руководитель, ставится круглая печать (при наличии). Готовую путевку передают водителю. По окончании рейса (выполнения задания) водитель передает документ ответственному лицу бюджетной организации под подпись. Выписывать новый лист не следует, пока водитель не отчитается по предыдущему.

Ниже вы найдете готовый образец заполнения путевого листа грузового автомобиля.

Особенности учета и хранения документации

Учитывать путевки следует в . Форму бланка можно разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике. Либо использовать унифицированную документацию по форме № 8 (ОКУД 0345008), утвержденную постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78.

Порядок заполнения журнала учета путевок основан на хронологической регистрации всех выписанных бланков в организации. Отдельным приказом закрепите ответственного за составление журнала. Если в бюджетной организации используется собственная форма журнала, то следует утвердить и порядок его заполнения. Ответственное лицо следует ознакомить с данным порядком под подпись.

Храните путевки и регистрационные журналы не менее 5 лет, такие требования прописаны в приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152. За отсутствие документации налоговики могут оштрафовать на 200 рублей за каждый документ.

Ответственность и штрафные санкции

За правильность, достоверность и полноту сведений, указанных в документации, ответственность несет руководитель, а также ответственные сотрудники. Верно составленная путевка — это не только основание для списания расходов, но и подтверждение того, что ТС исправно, водитель имеет право управлять машиной, прошел медосмотр и прочее.