Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля. Техническое обслуживание рулевого управления. Назначение, устройство составных частей узла

Энциклопедия начинающего водителя Ханников Александр Александрович

Техническое обслуживание рулевого управления

Объем работ при обслуживании механизмов рулевого управления (рис. 27) определяется видом технического обслуживания.

Неисправности рулевого управления влияют на управляемость автомобиля и, соответственно, на безопасность движения. К ним относятся: увеличенный холостой ход, тугое вращение рулевого колеса, стуки в рулевом управлении, утечка масла из картера, плохая устойчивость автомобиля, самовозбуждающееся угловое колебание передних колес.

Рис. 27. Механизм рулевого управления

Причины увеличенного холостого хода следующие: ослабление болтов рулевого механизма (для рулевых механизмов только червячного типа), гаек шаровых пальцев рулевых тяг; увеличение зазоров в шаровых шарнирах, подшипниках ступиц передних колес, в зацеплении ролика с червяком (для рулевых механизмов только реечного типа), между осью мятникового рычага и втулками, в подшипниках червяка, между упором рейки и гайкой, люфт в заклепочном соединении.

При тугом вращении рулевого колеса основными причинами являются: деформация рулевого привода; неправильная установка углов передних колес; нарушение зазора в зацеплении ролика с червяком (для рулевых механизмов только червячного типа); перетяжка регулировочной гайки оси маятникового рычага (для рулевых механизмов только червячного типа); отсутствие масла в картере рулевого механизма; повреждение деталей шаровых шарниров, подшипника верхней опоры стойки, опорной втулки или упора рейки (для рулевых механизмов только реечного типа), деталей телескопической стойки подвески; низкое давление в шинах передних колес.

Причина стуков в рулевом управлении заключается: в увеличении зазоров в подшипниках передних колес, между осью маятникового рычага и втулками; в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках червяка (для рулевых механизмов только червячного типа), в шаровых шарнирах рулевых тяг, между упором рейки и гайкой (для рулевых механизмов только реечного типа); в ослаблении гайки шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага (для рулевых механизмов червячного типа), гаек шаровых пальцев поворотных рычагов, болта крепления нижнего фланца эластичной муфты на валу шестерни (для рулевых механизмов только реечного типа); в ослаблении регулировочной гайки оси маятникового рычага.

Основными причинами плохой устойчивости автомобиля могут быть: нарушение установки углов передних колес; увеличение зазоров в подшипниках передних колес, в шаровых шарнирах рулевых тяг, в зацеплении ролика и червяка (для рулевых механизмов только червячного типа); ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг, крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага (для рулевых механизмов только червячного типа); деформация поворотных кулаков или рычагов подвески.

Причинами утечки масла из картера является: износ сальников вала рулевой сошки или червяка (для рулевых механизмов только червячного типа); повреждение уплотнительных прокладок; ослабление болтов крепления крышки картера рулевого управления.

Основные причины самовозбуждающегося углового колебания передних колес заключаются: в ослаблении гаек шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага; в нарушении зазора в зацеплении ролика с червяком.

Для налаженной работы механизма рулевого управления необходимо: осматривать места креплений, проверять нет ли подтекания смазки в редукторе, проверять люфт и сопротивление в рулевом колесе. После первых 2–3 тыс. км пробега, а затем через каждые 10–15 тыс. км следует осуществлять общую проверку рулевого управления, которая заключается в проверке крепления картера редуктора рулевого механизма и рулевого колеса, зазоров в резинометаллических и шаровых шарнирах рулевых тяг, затяжки креплений рулевых тяг к рейке, различных заеданий, шумов и стуков, состояния защитных чехлов рулевого механизма и шаровых шарниров рулевых тяг. Через 60 тыс. км пробега или в случае подтекания масла следует проверить уровень масла в картере рулевого механизма червячного типа, а через пять лет эксплуатации автомобиля и при каждом ремонте редуктора рулевого механизма следует менять смазку. Для слива масла из редуктора рулевого механизма червячного типа ослабляют нижнюю крышку редуктора или стопорную гайку подшипников червяка. После слива в картер рулевых механизмов червячного типа заливают масло.

При обслуживании рулевого управления с гидроусилителем производят проверку и регулировку приводных ремней, проверку уровня жидкости в бачке гидроусилителя, проверяют наличие утечек, гидравлическую систему, а также усилия поворота рулевого колеса.

Ремни проверяют на отсутствие трещин, расслоения, износа и замасливания, а при наличии этих дефектов заменяют. Через 30 тыс. км пробега необходимо проверить и, если необходимо, отрегулировать натяжение ремня привода насоса гидроусилителя рулевого управления.

Прогиб проверяют в средней верхней части привода насоса. Он не должен превышать 7–10 мм в зависимости от конструкции. В случае необходимости натяжение производят путем перемещения корпуса насоса.

Уровень жидкости в бачке проверяют при неработающем двигателе. В качестве рабочей жидкости для рулевых управлений с гидроусилителем обычно применяют маловязкое масло. Уровень жидкости определяется по стержню, устанавливаемому в бачке гидроусилителя, либо по отметкам бачке. Шкала НОТ соответствует температуре жидкости от 50 до 80 °C, а шкала GOLD – температуре от 0 до 30 °C.

Через 30 тыс. км необходимо проверять шланги на наличие утечек, трещин, ослабления креплений, разрушения и т. п. После проведения наружной проверки пускают двигатель и поддерживают частоту вращения коленчатого вала между минимальной и 1000 об/мин. Двигатель и рабочая жидкость в системе рулевого управления прогреваются до 60–80 °C. Рабочая температура достигается при работе двигателя в режиме холостого хода с поворачиванием рулевого колеса в течение 2 мин или после 10 км пробега. Рулевое колесо поворачивают несколько раз от упора до упора. Удерживая его в каждом из крайних положений по 5 с, проверяют, нет ли утечек жидкости. В ходе выполнения проверки удерживать рулевое колесо в крайнем положении более 15 с нельзя.

Перед началом проверки гидросистемы следует проверить натяжение приводного ремня насоса, приводной шкив и давление воздуха в шинах. К гидросистеме между насосом и приводом подсоединяют манометр с краном, после чего прокачивают систему для удаления воздуха. Затем запускают двигатель и доводят температуру рабочей жидкости до 60–80 °C. Двигатель прогревается при полностью открытом кране, прогревание при закрытом кране может привести к повышению температуры. Поворачивая рулевое колесо до упора влево и вправо при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1 000 об/мин, определяют развиваемое насосом гидроусилителя давление.

Если давление меньше 78–84 cм 2 , кран медленно закрывают на 15 с и вновь проверяют давление. Повышение давления свидетельствует об исправной работе насоса и неисправности рулевого механизма, низкое давление при закрытом кране – о неисправности насоса. Повышение давления в системе при проверках говорит о неисправности предохранительного клапана насоса. После проверки гидравлической системы манометр отсоединяют и при необходимости доливают рабочую жидкость, после чего из системы удаляют воздух.

Для проверки усилия поворота рулевого колеса автомобиль устанавливают на ровную сухую поверхность, затормозив его стояночным тормозом, доводят до нормы давление в шинах. Запускают двигатель, прогревают рабочую смесь до 60–80 °C. С помощью динамометра измеряют усилие поворота рулевого колеса после поворота его на 360 °C из нейтрального положения. Одно усилие должно быть не более 4. Если усилие выше данного значения, проверяют усилие сдвига рейки (для рулевых управлений реечного типа). Для этого отсоединяют нижний шарнир рулевого вала от рулевого механизма и рулевые тяги от поворотных кулаков.

Запускают двигатель и прогревают рабочую жидкость гидросистемы до рабочей температуры. Прикрепив динамометр к рулевой тяге, медленно сдвигают ее из нейтрального положения на 11,5 мм в обе стороны. Среднее усилие сдвига рейки 15,5–24,5. Если усилие сдвига рейки не находится в указанных пределах, рулевой механизм необходимо ремонтировать; при нормальном усилии сдвига следует проверить рулевую колонку.

Общую проверку технического состояния рулевого управления необходимо производить по суммарной величине люфта и усилию, необходимому для поворачивания рулевого колеса. При необходимости или для контроля выполняют общую проверку рулевого управления с помощью специального оборудования. Если техническое состояние рулевого управления неудовлетворительно, требуется поэлементарная проверка, которую осуществляют путем непосредственного осмотра и испытания под нагрузкой.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия начинающего водителя автора Ханников Александр Александрович

Техническое обслуживание автомобиля Необходимость технического обслуживания автомобиля Безопасная, безаварийная работа автомобиля во многом обеспечивается правильным техническим обслуживанием. Начинающий водитель должен знать, как заботиться, как обслуживать,

Из книги Справочник по проектированию электрических сетей автора Карапетян И. Г.

Техническое обслуживание двигателя Мойка двигателя. Моют двигатель по двум причинам – во-первых, из-за того, что постоянно высокая температура двигателя способствует образованию прочной и плотной пленки из масла, пыли и грязи, которая нарушает теплообмен между

Из книги Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации автора Редакционная коллегия "Метро"

Техническое обслуживание трансмиссии

Из книги Переносный зенитный ракетный комплекс «Стрела-2» автора Министерство обороны СССР

Техническое обслуживание системы зажигания Для правильной регулировки угла опережения зажигания в большинстве систем зажигания имеется три регулятора: ручной, центробежный и вакуумный.Ручной регулятор опережения зажигания, так называемый октан-корректор, позволяет

Из книги 40-мм ручной противопехотный гранатомет 6Г30 автора МО РФ

Техническое обслуживание ходовой части Техническое состояние автомобиля значительно ухудшают различные неисправности и отказы ходовой части. Так, в передней подвеске возможны изгибы балки, верхнего и нижнего рычагов, износ верхнего и нижнего шаровых пальцев, сухарей,

Из книги автора

Техническое обслуживание тормозной системы Из-за неисправностей тормозной системы автомобиля дорожно-транспортные происшествия составляют почти 45 % всех аварий, происходящих по техническим причинам. Чтобы не пополнять печальные ряды статистики, начинающий водитель

Из книги автора

Техническое обслуживание кузова Техническое обслуживание кузова заключается в поддержании его в чистоте, а также уходе за лакокрасочным покрытием. Пыль с обивки подушек и сидений следует удалять пылесосом, избавиться от жирных пятен на обивке помогут специальные

Из книги автора

Неисправности рулевого управления Увеличенный свободный ход рулевого колеса.Причины неисправности и их устранение:ослабление болтов крепления рулевого механизма (затянуть болты);ослабление гайки крепления шаровых пальцев рулевых тяг (проверить и затянуть

Из книги автора

5.2.7. Ремонт, техническое и оперативное обслуживание Организация эксплуатации ПС должна основываться на следующем:оперативное управление осуществляется из удаленного центра управления, при необходимости - с АРМ на ПС;профилактические и аварийно-восстановительные

Из книги автора

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УСТРОЙСТВ СЦБ И СВЯЗИ 6.49. Аппараты СЦБ, осуществляющие различного рода зависимости, должны быть закрыты и запломбированы. Вскрытие их допускается производить только уполномоченным на то работникам службы сигнализации и связи с обязательной

Из книги автора

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ЭСКАЛАТОРОВ 8.10. При местном управлении пуск эскалаторов для перевозки пассажиров производится с верхнего или нижнего пульта управления, которые должны быть доступны только обслуживающему, персоналу.8.11. Дистанционное или

Из книги автора

ГЛАВА 14 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14.1. Запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения.Требования к техническому состоянию

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

3 Техническое обслуживание гранатомета 3.1 Общие указанияДля поддержания гранатомета в постоянной исправности и готовности к немедленному использованию систематически проводятся различные виды технического обслуживания. Основными работами при техническом

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания, система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». В нём приведён перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоёмкости на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты на различные нормативы в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т.д.

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоёмкостью выполняемых операций и периодичностью.

ЕО – перед выездом каждый день открывается капот и внешним осмотром проверяется общее состояние рулевого управления (при выявлении явных неисправностей – устранить).

При проведении ЕО проверяют зазор, свободный ход рулевого колеса, состояние привода механизма рулевого управления и рулевой трапеции.

ТО-1 – провести контрольный осмотр и крепёжные работы. Проверить, не деформированы ли элементы рулевой колонки. Все крепёжные работы следует проводить обязательно по всем резьбовым соединениям, с усилением, соответствующим ТУ (корончатые гайки рулевых шарниров следует попытаться подтянуть гаечным ключом не расшплинтовывая их – если они стронутся с места, тогда их следует расшплинтовать и затянуть с соответствующим усилием).

После крепёжных работ следует проверить свободный ход рулевого колеса (люфт) с помощью люфтомеров-динамометров К-187 или К-402.

Люфт в рулевых шарнирах у автомобилей категории М 1 проверяются резким покачиванием в противоположные стороны смежных тяг. Люфт в маятниковом рычаге определяется покачиванием конца рычага в вертикальной плоскости.

При ТО-1 проверяют крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг, состояние уплотнителей шаровых пальцев, устраняют обнаруженные неисправности. Проверяют крепление и при необходимости закрепляют сошку механизма рулевого управления на валу, картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки. Проверяют зазор и величину усилия поворота рулевого колеса с помощью динамометра, зазор в шарнирах привода рулевого механизма.

Зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг проверяют резким покачиванием рулевого колеса в обе стороны. Значительное перемещение при этом продольной рулевой тяги относительно пальцев указывает на необходимость устранения зазора в шарнирных соединениях тяг. Для этого следует расшплинтовать регулировочную пробку в торце тяги, завернуть пробку специальной лопаткой до отказа и отвернуть так, чтобы прорезь в пробке совпала с отверстием для шплинта, после чего зашплинтовать. Таким же образом устраняют зазор и в другом шарнирном соединении тяги .

ТО-2 – проверяется техническое состояние рулевого механизма.

При ТО-2, в порядке сопутствующего ремонта, можно заменять отдельные неисправные легкодоступные детали и целиком узлы рулевого механизма. При необходимости разъединения рулевых тяг путём выпрессовки шаровых пальцев из конических отверстий смежных тяг следует пользоваться специальными съёмниками.

При проведении ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управления на панели салона .

Регулировка механизма рулевого управления с усилителем зависит от конструкции автомобиля. Все подвижные сопрягаемые детали должны работать без заедания и заклинивания при повороте вала рулевой сошки от одного крайнего положения до другого. Работу усилителя проверяют на специальном стенде или непосредственно на автомобиле при нахождении сошки в крайнем положении .

Стуки в рулевом механизме появляются при разрушении рабочих поверхностей рейки, червяка или ролика, и при увеличенном зазоре в зубчатом зацеплении.

При увеличении зазоров в шарнирах или шлицах карданный вал заменяют или ремонтируют.

ТР – заключается в основном в замене неисправных узлов и деталей. Неисправные узлы доставляются в агрегатный цех, где производится их мойка, разборка, дефектовка и замена неисправных, изношенных деталей.

Многообразие вышеуказанных факторов, влияющих на изменение технического состояния автомобилей, влечёт за собой широкий диапазон различных отказов и неисправностей, приводящих к ухудшению технико-экономических показателей работы автомобилей, причём для каждого автомобиля они несут сугубо индивидуальный характер. Именно поэтому при техническом обслуживании и ремонте требуется индивидуальный подход к каждому автомобилю. Кроме того, в целях снижения общих затрат и уменьшения простоя автомобилей при ТО и ремонте, обеспечения оперативного планирования и чёткой организации всех видов работ технологического процесса, а так же создания необходимых условий для надёжной, безаварийной и экономичной работы автомобилей.

Таблица 5.1 - Техническое обслуживание рулевого управления автомобиля

Периодичность

Технические

требования

Инструмент и материалы

Проверить:

Целостность рулевого механизма;

Состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг;

Люфт шарниров рулевых тяг;

Затяжку гайки пальца маятникового рычага;

Крепление рулевых тяг;

Крепление рулевой колонки к панели приборов, рычагов;

Затяжку и стопорение гаек крепления муфты рулевой колонки;

Отрегулировать зазор в зацеплении между валом и рейкой рулевого механизма;

Заменить смазку:

В шарнирах рулевых тяг (4 точки).

Трещины не допускаются

Нарушение герметичности уплотнителей не допускается

См. раздел «Треб. к рул. управлению»

См. раздел «Треб. к рул. управлению»

Ослабленные болты и гайки подтянуть.

Ослабленные гайки подтянуть

См. раздел «Треб. к рул. управлению»

См. раздел «Треб. к рул. управлению»

Отвернуть гайку, вынуть палец, заложить в кронштейн смазку.

Визуально

Визуально

Штангенциркуль, ключ 19 мм

Ключ 19 мм

Ключ 19 мм

Ключи 13, 17, 19 мм

Ключ 13 мм

Смазка ВН ИИ НП-242 или ЦИАТИМ-9П1

Графитная смазка УСсА, ключ 19 мм

Комплекс мероприятий по оценке и определению по оценке и определению технического состояния автомобиля, а так же отдельных его систем, узлов и агрегатов без разборки, по внешним признакам, путём измерения величин (параметров), характеризующих их состояние, при помощи различных стендов и приборов и сопоставление их с нормативами называется диагностированием.

Возможность непосредственного измерения структурных параметров весьма ограничена. Поэтому при диагностировании обычно пользуются косвенными признаками, отражающими техническое состояние различных систем и узлов автомобиля (в том числе рулевой колонки). Эти признаки называются диагностическими параметрами, которые в большей своей части, возможны для измерения тех или иных физических величин. Так например для рулевой колонки измеряются геометрические величины – зазоры, люфты, биения, величины свободного хода и т.д., параметры сопутствующих процессов – вибрации, шум в работе.

В «Положении» планово-предупредительной системы обслуживания и ремонта предусмотрено проведение следующих основных видов диагностирования:

Экспресс-диагностики – проводится ежедневно, выборочно или для всего подвижного состава, в основном по механизмам и системам, влияющих на безопасность движения (подходит для рулевой колонки);

Общей (комплексной) диагностики – имеет целью выявление работоспособности автомобиля по выходным показателям рабочего процесса;

Поэлементной (причинной) диагностики – служит для определения конкретных причин неисправностей в диагностируемых механизмах и системах автомобиля (подходит для рулевой колонки).

В процессе эксплуатации автомобиля в зависимости от условий детали механизма рулевого управления изнашиваются, крепление некоторых из них к раме нарушается, происходит деформация.

На работу механизма рулевого управления оказывает влияние техническое состояние передней оси, рессор, шин и других механизмов ходовой части автомобиля. При увеличении зазора рулевого колеса затруднено управление автомобилем (автомобиль «не держит дорогу»).

Неисправности рулевого управления создают угрозу безопасности движения и затрудняют управление автомобилем.

Основные неисправности механизма рулевого управления :

Увеличенный свободный ход рулевого колеса;

Тугое вращение или заедание механизма рулевого управления;

Нарушение герметичности гидросистем;

Недостаточное или неравномерное усиление гидропривода.

Причины увеличения свободного хода рулевого колеса:

Изнашивание сочлененных деталей червячного или реечного механизмов;

Изнашивание втулок;

Изнашивание подшипников и их посадочных мест;

Изнашивание деталей шаровых соединений рулевых тяг;

Изнашивание шарниров рулевых тяг;

Нарушение регулировки червяка с роликом;

Изнашивание подшипников червяка;

Ослабление крепления картера рулевого механизма;

Увеличение зазоров в подшипниках ступиц передних колес и шкворней;

Ослабление затяжек или поломка пружин наконечников рулевых тяг.

Причины тугого вращения или заедания в механизме рулевого управления:

Неправильная регулировка зацепления в редукторе рулевого механизма;

Искривление тяг;

Недостаточное смазывание картера редуктора;

Заедание поворотных цапф в шкворне.

Причины недостаточного или неравномерного усиления в механизме рулевого управления с гидроусилителем:

Слабое натяжение ремня привода насоса;

Снижение уровня масла в бачке;

Попадание воздуха в систему;

Заедания золотника или перепускного клапана при загрязнении;

Выбрасывание масла через предохранительный клапан насоса.

Главная причина повышенного изнашивания деталей - неправильная регулировка, несвоевременное смазывание узлов, недостаточное количество смазывающего материала.

Все работы по выявлению причин неисправностей рулевого управления выполняют при его диагностике и техническом обслуживании, а устранение неисправностей - при текущем ремонте.

Диагностика позволяет без разборки узлов оценить состояние механизма рулевого управления автомобиля .

Контроль технического состояния механизма рулевого управления осуществляется на диагностических стендах и с помощью специальных приборов.

Перед проверкой механизма рулевого управления доводят до нормы давление воздуха в шинах. Проверяют и при необходимости регулируют углы установки и подшипники ступиц управляемых колес. Подтягивают крепление картера механизма рулевого управления, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, проверяют наличие смазочного материала в узлах механизма рулевого управления и ступицах колес, а у автомобилей с гидроусилителем руля уровень и качество масла в бачке насоса гидроусилителя. Автомобиль устанавливают на ровную площадку, а управляемые колеса - в положение для движения прямо.

Рисунок 5.1 - Проверка зазоров шарниров рулевых тяг на автомобилях классической компоновки: 1 - наконечник рулевой тяги; 2 - защитный чехол;

3 – рычаг

Осмотр и проверка деталей механизма рулевого управления производятся, как правило, двумя механиками при установке автомобиля на эстакаду или осмотровую канаву: один покачивает рулевое колесо попеременно в разные стороны, второй в это время производит проверку креплений деталей рулевого управления и зазоров в соединениях. Сопряженные детали привода рулевого механизма должны перемещаться одновременно .

На автомобилях с классической схемой компоновки проверяют крепление и зазор маятникового рычага. Кроме того, выявляются механические повреждения деталей механизма рулевого управления, определяется надежность крепления рулевого колеса и симметричность его установки (при прямолинейном положении колес), а также отсутствие подтекания смазочного материала из картера рулевого механизма .

На переднее приводных автомобилях (рисунок 5.2.) проверяют изнашивание резинометаллических шарниров соединений рулевых тяг 6 с рейкой рулевого механизма, креплений упругой муфты 12, а также состояние защитных чехлов 10 редуктора рулевого механизма.

Рисунок 5.2 - Проверка зазора шарниров рулевых тяг на переднеприводных автомобилях марки «ВАЗ»: 1 - наконечник рулевой тяги; 2 - шаровой шарнир наконечника; 3 - поворотный рычаг; 4 - гайка; 5 – регулировочная тяга; 6 - рулевые тяги; 7- болты крепления рулевых тяг к рейке; 8 - скоба крепления редуктора;

9 - опора рулевого механизма; 10 - гофрированный защитный чехол редуктора;

11 - картер редуктора; 12 - упругая муфта; 13 - палец шарового шарнира;

14 - защитный чехол шарового шарнира; 15 - вкладыш шарового пальца

Проверка свободного хода рулевого колеса автомобиля с гидроусилителем производится при работе двигателя на холостом ходу. Перед тем как приступить к регулировке свободного хода рулевого колеса, необходимо проверить состояние и регулировку рулевого механизма, зазор в карданных сочленениях и затяжку клиньев крепления карданного вала.

Чтобы проверить осевой зазор рулевого колеса, необходимо перемешать рулевое колесо в осевом направлении вверх и вниз. При наличии осевого зазора подтягивают гайку, предварительно разогнув усики ее стопорной шайбы.

После регулировки один из усиков шайбы загнуть в паз гайки и проверить момент сопротивления вращению вала механизма рулевого колеса, отсоединенного от карданного вала рулевого управления. Допустимое сопротивление вращению должно быть 0,6…0,8 Н∙м.

Замену шарниров нижних рычагов, например, автомобиля ВАЗ-2105 надо выполнять в следующем порядке :

Вывесить переднюю часть автомобиля домкратом и снять переднее колесо;

Отсоединить крепление шарового шарнира пальца рулевой тяги к рычагу поворотной цапфы и отвести свободный конец боковой тяги назад; отвернуть гайки крепления нижнего рычага подвески к оси и снять шайбы с обоих концов оси;

Установить стакан 3 приспособления (рисунок 5.3,а) на полку рычага 4 и навернуть винт 1 на конец оси 6; удерживая винт 1 воротком и вращая гайку 2, сдвинуть проушину рычага с наружной обоймы шарнира; снять приспособление и выпрессованный шарнир 5 с оси рычага (схема запрессовки шарнира нижнего рычага показана на рисунок 5.3, б).

Рисунок 5.3 - Схемы выпрессовки (а) и запрессовки (б) шарнира нижнего

рычага: 1 - винт; 2 - гайка; 3 - стакан; 4 - полка рычага; 5 - шарнир; 6 - ось;

7 - кольцо; 8 - установочный упор

Оптический стенд модели 1119М для проверки углов установки колес (рисунок 5.4) позволяет определить углы развала, продольного наклона стойки и соотношение углов поворота колес, а также схождение - оптическим методом, а угол поперечного наклона стойки - по уровню. Оптическая система стенда модели 1119М состоит из стойки (рисунок 5.4, а) с измерительным микроскопом 4, наклонным зеркалом 2, площадки с измерительной шкалой 1 и зеркального отражателя 5, устанавливаемого на переднем колесе, к ободу которого он крепится с помощью кронштейна 7. Зеркальный отражатель имеет три зеркала: среднее располагается параллельно плоскости колеса, а два других наклонены к нему в вертикальной плоскости под углом 20°.

Рисунок 5.4 - Схема оптического стенда 1119М: а - оптическая система; б, в - сетки линзы объектива; г - схема замера углов схождения и углов поворота колес;

1 - измерительная шкала; 2 - наклонное зеркало; 3 - стойка; 4 - измерительный микроскоп; 5 - зеркальный отражатель; 6 - уровень; 7 - кронштейн; 8 - поворотный диск

На верхней стороне рамки зеркального отражателя установлен уровень 6. Колеса расположены на поворотных дисках 8. На линзе объектива зрительной трубы микроскопа нанесены две взаимно перпендикулярные линии /-/ и //-// (рисунок 5.4, б, в). На площадке с измерительной шкалой / находятся две взаимно перпендикулярные линии (с делениями), из которых вертикальные служат шкалой для замера углов развала а и продольного угла наклона стойки β, а горизонтальные - для замера углов схождения δ и углов поворота колес (рисунок 5.4, г).

Оптические стенды в последнее время все чаще монтируют на четырехстоечных подъемниках типа СДЦ-2,5 с оптическим прибором ПКО-1 (рисунок 5.5). Использование подъемника упрощает процесс диагностирования, делает его более удобным и дает возможность (особенно при наличии домкратов) выполнять необходимые регулировочные работы.

При проверке углов установки управляемых колес светопроекторы устанавливают на передние колеса, и световой луч проектируют на измерительные шкалы экрана, при проверке перекосов задних мостов - на задние колеса с направлением световых лучей на измерительные линейки, крепящиеся к передним колесам.

Рисунок 5.5 - Стенд с прибором ПКО-1: 1 - проекторы; 2 - стойка;

3 - проекционные экраны; 4 - поворотный диск; 5 - раздвижная штанга;

6 - трансформатор; 7 - площадки под задние колеса

Перед проверкой углов установки передних колес устраняют все недостатки, выявленные при осмотре передней и задней подвесок и рулевого управления, доводят до нормы давление воздуха в шинах колес, устанавливают автомобиль на специальный подъемник и прожимают подвеску в вертикальном направлении сверху вниз усилием 500...600 Н.

Закрепляют проектор на дисках колес в трех точках. Для исключения погрешности проверки из-за погнутости дисков колес вывешивают переднюю часть автомобиля, устанавливают перед автомобилем раздвижную штангу с экраном, на который направляют луч проектора. Поворачивая колесо руками с помощью трех регулировочных винтов устанавливают штатив проектора в плоскость вращения колеса, добиваясь минимального перемещения луча по шкале. Такую же операцию проделывают со вторым колесом.

Для проверки развала опускают на центры дисков поворотных кругов стенда передние колеса, устанавливая их для движения в прямолинейном направлении. Экраны располагают параллельно.

В соответствии с требованиями по безопасности дорожного движения минимальная остаточная высота рисунка протектора шин грузовых автомобилей составляет 2,0 мм, легковых - 1,6 мм. Не допускается сквозных прорезов и трещин, изменение геометрии колеса.

При ЕО качественным методом визуальной оценки и в процессе движения автомобиля проверяют: герметичность соединений и шлангов системы гидроусилителя рулевого управления, свободный ход рулевого колеса, состояние рулевого механизма и рулевого привода.

При ТО-1 проверяют: крепление и шплинтовку гаек рычагов поворотных цапф, гаек и шаровых пальцев продольной и поперечной рулевых тяг; состояние уплотнителей шаровых пальцев (обнаруженные неисправности устраняют); крепления (при необходимости закрепляют сошку рулевого управления на валу); картер рулевого механизма на раме и контргайку регулировочного винта вала рулевой сошки, свободный ход и усилие поворота рулевого колеса, люфт в шарнирах рулевого привода (при необходимости люфты устраняют); затяжку(при необходимости затягивают клинья карданного вала рулевого механизма), натяжение приводных ремней насоса гидроусилителя рулевого управления (при необходимости исправляют).

При ТО-2 проверяют крепление и при необходимости закрепляют рулевое колесо на валу и колонку рулевого управление на панели кабины, снимают и промывают фильтр насоса гидроусилителя рулевого управления.

При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите на эстакаде или в смотровой канаве в следующем порядке:

1. Очистите от загрязнения детали рулевого привода и картер рулевого механизма. Установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой.

2. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, убедитесь в том, что:

Свободный ход рулевого колеса не превышает 5° (при замере по ободу колеса не более 18–20 мм);

В шарнирах, соединениях и рулевом механизме не возникает стуков;

Крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага прочно (при необходимости подтяните резьбовые соединения);

В шаровых шарнирах тяги и в кронштейне маятникового рычага отсутствует свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении;

Усилие поворота рулевого колеса (при установке передних колес на гладкой плите) не превышает 196 Н (20 кгс).

3. Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, убедитесь в надежности затягивания их хомутов.

4. Проверьте состояние шаровых шарниров и защитных колпачков, как указано ниже.

5. Прежде всего проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Для этого, используя рычаг и опору, переместите наконечник параллельно оси пальца.

6. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1–1,5 мм. Такое перемещение свидетельствует о том, что вкладыш пальца не заклинен в гнезде наконечника тяги и перемещается вместе с пальцем, сжимая пружину. Шарнир с заклиненным вкладышем замените.

7. Покачивая рулевое колесо в обе стороны, на ощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, замените наконечник тяги или рулевую тягу в сборе.

8. Проверьте состояние защитных колпачков шаровых шарниров рулевых тяг.

Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически не ограничен. При попадании в шарнир влаги, пыли и т. д. происходит преждевременный износ его деталей.

Колпачок необходимо заменить, если он имеет трещины, разрывы, а также, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами рук.

Рулевое управление: 1 - боковая тяга; 2 - сошка; 3 - средняя тяга; 4 - маятниковый рычаг; 5 - регулировочная муфта; 6 - нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 - правый поворотный кулак; 8 - верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 - правый рычаг поворотного кулака; 10 - кронштейн маятникового рычага; 11 - подшипник верхнего вала рулевого управления; 12, 19 - кронштейн крепления вала рулевого управления; 13 - труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 14 - верхний вал рулевого управления; 15 - картер рулевого механизма; 16 - промежуточный вал рулевого управления; 17 - облицовочный кожух вала рулевого управления; 18 - рулевое колесо; 20 - фиксирующая пластина передка кронштейна; 21 - стяжной болт крепления карданного шарнира; 22 - лонжерон кузова

Данная статья предлагает рассмотреть возможные дефекты рулевого управления и способы их исправления, а также виды ТО.

При ТО-1 проверяется состояние стопорных шайб и шкворней:

  • крепление и шпилинговка гаек сошек;
  • рычаг поворотной цапфы и шаровых пальцев;
  • затяжка клиньев и гаек карданного вала рулевого управления;
  • свободный ход шарниров рулевых тяг и рулевого колеса;
  • герметичность в системе усилителя рулевого управления и уровень смазки в бачке гидроусилителя (кроме работ по ЕТО).

При ТО-2 проверяют зазоры рулевого управления, шкворневых соединений и шарниров рулевых тяг:

  • углы постановки передних колес;
  • состояние упорных подшипников и цапф поворотных кулаков;
  • крепление картера рулевого устройства и клиньев шкворней, а также рулевого колеса и колонки;
  • герметичность деталей и узлов гидроусилителя;
  • крепление и/или состояние карданного вала.

Основными дефектами рулевого управления являются:

  • износ ролика вала сошки и вала винта (или, как говорят, “червяка”);
  • износ подшипников, втулок и мест их посадки;
  • изнашивание отверстия в картере и поломка фланца крепления картера (появление трещин);
  • погнутость тяг;
  • ослабление крепежа рулевого колеса на валу;
  • износ составляющих шаровых соединений рулевых тяг.

При ремонте ролика вала сошки (винта), как правило, обнаруживается, что его рабочая поверхность сильно изношена, а ролик вала сошки имеет трещины. В данном случае их заменяют на новые (поскольку ремонту как таковому они не подлежат).

При износе подшипников, втулок и мест их посадки, восстанавливают их хромированием и последующей подгонкой под необходимый размер. Благодаря постановке втулки можно восстановить изношенные места посадки подшипника. Втулка запрессовывается в предварительно расточенное отверстие в картере, после чего шлифуется под необходимый размер.

Все поломки фланца крепления картера устраняются заваркой газовым пламенем, а изношенное отверстие в картере подгоняется под нужный размер. Погнутость тяг можно устранить выправлением в холодном состоянии.

Причина ослабление крепления рулевого колеса на валу – неисправность гидравлических усилителей. Она выражается в отсутствии усиления, а также недостаточным или неравномерным усилением при повороте в разные стороны.

Изношенные, а тем более имеющие сколы и задиры детали шаровых соединений рулевых тяг, заменяются новыми и ремонту не подлежат. Сломанные и ослабевшие пружины также заменяются новыми.

Из выше перечисленного можно сделать вывод, что произвести ремонт не так уж и просто.

Рассмотрим способы контроля технического состояния:

  1. детали рулевого управления осматривают для выявления дефектов, заметных глазу, а при невозможности осмотреть
  2. рулевое управление сверху используется смотровая яма;
  3. контроль крепления колонки и рулевого колеса производят приложением к нему физической силы, качание и
  4. перемещение рулевого колеса не допускаются;
  5. покачивая рулевое колесо на 40-50 градусов около нейтрального положения, работники проверяют крепление рычагов
  6. поворотных цапф и картера рулевого механизма;
  7. прилагая усилия к деталям привода, можно определить надежность крепления соединений;
  8. работу ограничителей поворота можно оценить визуально — для этого достаточно поворачивать колеса до упора в каждую из сторон;
  9. проверка рулевого управления осуществляется путем проверки давления в системе гидроусилителя — замеры производят с помощью манометра, установленного в нагнетательную магистраль, при включенном на малых оборотах двигателе, поворачивая колеса в разные стороны до полного упора;
  10. герметичность соединений рулевого привода проверяется при свободном положении рулевого колеса, а также путем удержания колеса в крайних положениях (при этом двигатель должен быть включен);
  11. пределить состояние шарниров рулевых тяг можно, прилагая переменные усилия к рулевому колесу.

Видео сюжет расскажет, как сделать ремонт рулевого управления

Рулевое управление — это такая система, которая следит за направлением движения автомобилей при помощи рулевого колеса. В нашей статье поговорим про техническое обслуживание и технический ремонт рулевого управления с гидроусилителем.

Для начала хочется перечислить основные признаки неисправности управления руля:

· течь смазки из картера рулевого механизма,

· стуки в рулевом управлении,

· заедание в рулевом механизме или тугое вращение рулевого колеса,

· люфт ход (повышенный свободный) рулевого колеса.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может быть по следующим причинам: нарушение регулировки зацепления ролика или червяка повышенный износ данных деталей, в шарнирах рулевых тяг передних колес могут быть зазоры, износ оси маятникового рычага или втулок, ослабление крепления кронштейна маятникового рычага или картера рулевого механизма. Чтобы определить зазоры в шарнирах рулевых тяг, мы рекомендуем одному человеку быстрыми движениями поворачивать руль влево-вправо, а второму на визуально или ощупь выявлять зазоры, прижатием пальцев к двум деталям, которые соединяют шарнир. Если перемещается одна из деталей соединения, а вторая является неподвижной, то имеет место люфт; если же будут перемещаться две детали вместе, то люфт отсутствует. Определить люфт в соединениях шарниров можно через перемещения тяги продольно руками. Если, к примеру, продольная тяга придвигается вместе с сошкой, то люфта в таком шарнирном соединении нет. Если обнаружен даже небольшой зазор в шарнире его надо устранить, поменяв шарнир. Нарушение регулировки зацепления ролика и червяка или увеличенный их износ тоже могут быть определены при резком покачивании колеса руля (влево-вправо от среднего положения), если будут возникать стуки в рулевом механизме, то нарушение имеет место. Также это можно сделать непосредственно, через прокачку сошки рулевого привода рукой. Такая неисправность регулировки зацепления ролика и червяка в большинстве случаев устраняется заменой деталей.

Износ оси маятникового рычага или втулок определяется по стукам и скрипу при повороте колес влево и вправо, а также при прямом покачивании маятникового рычага вниз и вверх. Неисправность можно устранить через подтяжку гайки оси маятникового рычага или замену изношенных деталей. Ослабление крепления кронштейна маятникового рычага и картера рулевого механизма - устраняется подтяжкой соответствующих гаек и болтов.

В случае течи смазки из картера руля, которая может быть вызвана износом сальника червяка или вала сошки, повреждения прокладок или ослабления прилегания крышки картера. Дефект устраняется заменой поврежденных прокладок или изношенных сальников, также надо подтянуть разболтавшиеся детали.

Техническое обслуживание системы рулевого управления с ГУР.

На машинах с гидравлическим усилителем руля люфт надо проверять при работающем моторе. Зачастую, рулевой механизм с гидроусилителем обуславливается высокой надежностью и при эксплуатации машины не требует постоянного обслуживания. Даже если будет произведен отказ насоса усилителя, движение на машине можно продолжать, однако для поворачивания руля в таком случае надо будет приложить значительно больше усилий, чем в случае с автомобилем без гидроусилителя. Причина полного выхода из строя гидроусилителя руля чаще всего - обрыв приводного насосного ремня. Поэтому нужно регулярно проверять состояние ремня - он может быть слабо натянут или изношен. Одним из признаков слабого натяжения является появление обратного толчка (отдачи) на руле. Лучше всего это заметно, когда машина трогается с места, тут колеса повернуты до отказа. Постоянно надо поддерживать на нужном уровне количество жидкости в усилителе. Если это нужно, то долейте жидкость марки, указанной в руководстве пользования. Надо учесть, что жидкость, которую используют на автоматических коробках передач не всегда пригодна гидроусилителям. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Потому как жидкость используется не только в роли рабочего тела гидросистемы, но и в роли смазочного материала, весьма важно, чтобы ее уровень не был ниже нормы, в противном случае может выйти из строя насос. Следить надо также и за чистотой работающий жидкости. Просроченная или грязная жидкость быстро разрушит уплотнения гидросистемы и насос, которые расположены на реечном механизме, а ремонт может занять у вас много времени. Менять саму жидкость надо не очень часто. Если вам потребуется слить жидкость, надо открыть крышку бачка, вытащить один из трубопроводов системы и пару раз повернуть руль из стороны в сторону, чтобы выдавить жидкость из гидросистемы.

Технический ремонт рулевого управления с гидроусилителем.

Признак неисправности

Неустойчивое движение машины на трассе (авто нуждается в регулярной корректировке заданного вектора движения рулем), а также наблюдается стук в механизме руля.

Причины неисправности:

1. Люфт в соединении сошки с валом сошки.

2. Ослабление крепления механизма руля к лонжерону.

3. Наблюдается зазор в зацеплении "" зубчатый сектор вала сошки - поршень - гайка "

Способы устранения:

1. Подтянуть детали крепления.

2. Затянуть крепления сошки (гайку).

3. В зацеплении надо отрегулировать зазоры.

Признак неисправности:

На рулевом колесе наблюдается повышенное усилие

Причины неисправности:

1. Неисправен насос.

2. Недостаточно натянут ремень привода насоса.

Способы устранения:

1. Заменить насос.

2. Подтянуть ремень.

Признак неисправности:

На рулевом колесе наблюдается скачкообразное изменение усилия, когда вы его вращаете или же заедает рулевое колесо, когда изменяется направление его вращения

Причины неисправности:

1. В гидросистеме усилителя руля есть воздух (пена в бачке, мутное масло)

2. Засорение клапанов насоса.

Способы устранения:

1. Промыть клапана.

2. Прокачать гидросистему.

Признак неисправности:

В гидросистеме рулевого усилителя слышен повышенный шум.

Причины неисправности:

1. В гидросистеме есть воздух.

2. В бачке недостаточный уровень масла.

Способы устранения:

1. Прокачать гидросистему.

2. Долить масло.

Признак неисправности:

Повышение шумности работы системы в крайних положениях руля, когда на сошке упоры касаются лонжеронов.

Причины неисправности: