Растянутый Rolls-Royce Silver Shadow: в духе экстаза. Серебряная тень День длинных теней

В 1965 году компания Rolls-Royce представила роскошный седан Silver Shadow - первый автомобиль марки с несущим кузовом. В отличие от предшественника - модели - у машины был более современный дизайн без выступающих крыльев над колесами. Среди других новшеств автомобиля - дисковые тормоза, независимая задняя гидропневматическая подвеска (первоначально и передняя подвеска была гидропневматической, но вскоре от этого решения отказались). Аналогом этой модели был седан , отличавшийся лишь эмблемами и формой решетки радиатора.

На Rolls-Royce Silver Shadow устанавливали двигатель V8 6.2 мощностью 172 л. с., но в 1970 году он был заменен 6,75-литровым, развивающим 189 сил. Все автомобили комплектовались автоматическими коробками передач, поставщиком которых был концерн «Дженерал Моторз».

В 1966 году в модельном ряду появилось двухдверное купе, а в еще год спустя - кабриолет (в 1971 году двухдверные версии стали отдельной моделью ). В 1969 году покупателям начали предлагать длиннобазную версию, у которой колесная база была увеличена примерно на 10 см.

Обновленный вариант Roll-Royce Silver Shadow II, дебютировавший в 1977 году, отличался модернизированной ходовой частью и «резиновыми» бамперами. Тогда же длиннобазная модификация была переименована в .

Производство седанов на заводе в британском городе Крю продолжалось до 1980 года, им на смену пришла модель . Всего было выпущено примерно 30 тысяч «Серебряных теней».

В кризисе марки Rolls-Royce, продолжавшемся добрых 30 лет и приведшем в итоге к потере независимости, многие винят модель 1965 года Silver Shadow. Между тем машина замышлялась как толчок к процветанию компании. Это был радикальный шаг вперед по сравнению с основной моделью конца пятидесятых-начала шестидесятых Silver Cloud. К тому моменту всем было очевидно, что Rolls-Royce отстал от времени, а "лучшие автомобили в мире" не имеют права быть морально и технически устаревшими. Поскольку в традициях элитарных английских марок было принято подолгу выпускать каждую модель с постепенным доведением ее до совершенства, Rolls-Royce должен был не только соответствовать текущим стандартам, но и задавать новые, чтобы иметь несколько лет преимущества перед производителями автомобильного "ширпотреба". Задача упрощалась благодаря тому, что в 63-м "Мерседес" выпустил свой "шестисотый" (W100), и британцы теперь ясно представляли, какого серьезного противника надо превзойти.

Наверное, в истории Rolls-Royce это был самый большой шаг вперед в техническом плане. Silver Shadow впервые в истории фирмы получил несущий кузов и полностью независимую подвеску всех колес, смонтированную на отдельных подрамниках. Это была знаменитая "ситроеновская" гидропневматическая подвеска с контролем уровня как в продольном направлении, так и отдельно по осям. Ради достижения уникального ездового комфорта британцы потратили изрядную сумму на покупку лицензии. В 1969 году в целях некоторого удешевления и упрощения конструкции от контроля уровня в передней подвеске откажутся, так как опыт эксплуатации показал, что этот узел, по сути, задействуется лишь для задней оси. Под огромным капотом скрывался привычный со времен Silver Cloud "кадиллаковский" V8 объемом 6226 куб. см и оценочной (по традиции фирма указывала ее как "достаточную") мощностью 172 л. с. Весьма приличные 182 км/ч максимальной скорости ставили чопорный лимузин практически в один ряд со спортивными седанами производства Jaguar. Чтобы остановить двухтонную громадину, несущуюся на такой скорости, на все колеса пришлось ставить дисковые тормоза с двухконтурным гидравлическим приводом (также лицензия Citroen). Выходит, что по сумме показателей Silver Shadow "Мерседесу", как минимум, не уступал. Но вот превосходил ли?


Да, в соответствии с веяниями времени автомобиль стал более скоростным и маневренным, но вместе с тем из облика Silver Shadow исчезла та "роллс-ройсовская" величественность, характерная для предыдущих моделей и ставившая машины из Крю на ступень выше любых потенциальных конкурентов. Давние почитатели марки открыто называли новую модель всего лишь тенью (по-английски - shadow ) прежних "Роллсов", но, с другой стороны, более демократичный Silver Shadow нашел своего клиента в среде элиты промышленной буржуазии. Нашлось место для "Серебряной тени" и в гараже большого любителя классных авто Л. И. Брежнева. В общем, продажи росли.

Расширялся и модельный ряд. Во-первых, как и любая другая модель Rolls-Royce, начиная с 30-х годов Silver Shadow имел двойника под маркой Bentley, названного Bentley T. Список отличий между "Роллсом" и "Бентли" исчерпывался фигуркой Spirit of Ecstasy на капоте и едва заметными нюансами в настройке подвески. И если предыдущие модели Bentley получали скоростные "купейные" версии, то мотор T не подвергался дополнительной форсировке даже на заказ. Видимо, маркой Bentley решили пожертвовать и перетянуть часть ее клиентуры к "Роллс-Ройсу". Зато впервые в истории Rolls-Royce было налажено серийное производство купе. Существовало две версии, разработанные разными кузовными ателье: хорошо знакомый нам вариант от Mulliner Park Ward и куда более редкий - от James Young. Сначала машина называлась Silver Shadow FHC (fixed head coupe ), а с 71-го была переименована в Corniche (название шоссе во французской Ривьере). Версия с открытым кузовом дебютировала в 1967-м.

В 1970 году мотор был расточен до 6750 куб. см и выдавал уже 189 сил. У Corniche инженеры Rolls-Royce заменили распредвал и выпускную систему, в результате подкапотный "табун" достиг величины в 200 "голов". Те же цифры составили и максимальную скорость купе (у кабриолета в силу худшей аэродинамики и большей массы "потолок" был немного ниже). Тогда же четырехдиапазонная АКПП уступила место более простому трехдиапазонному автомату, потому как к тому времени государственная компания Rolls-Royce очутилась на грани банкротства. И Silver Shadow не имел к этому никакого отношения, просто Британия уже тогда погружалась в бездну тотального кризиса, совместившего в себе политическую нестабильность с крахом традиционной колониальной экономики. Правительство вынуждено было пойти на приватизацию автомобильного отделения компании, оставив за собой лишь аэрокосмическое, которое до сих пор имеет стратегическое значение.


В 73-м кризис стал общемировым, но верные многолетней практике постоянной эволюции англичане все равно нашли силы предложить новый вариант Silver Shadow. Как известно, 60-70-е годы были, помимо всего прочего, временем плодотворного сотрудничества английских автостроителей с итальянскими кузовными ателье. Особенно много для автопрома Туманного Альбиона сделали Pininfarina, Michelotti и Zagato. Именно дизайнеры Pininfarina в середине 70-х предложили свое видение большого "роллс-ройсовского" купе. Это был прощальный аккорд многолетнего англо-итальянского сотрудничества. В дальнейшем островные автомобилестроители буду обходиться собственными силами при проектировании кузовов. Дешевле, знаете ли. Но вернемся к купе. В 75-м в серию был запущен Rolls-Royce Camargue (назван в честь национального парка во Франции) - огромное купе, выполненное в находившемся на пике моды итальянском плоскостном стиле. Сейчас Camargue выглядит странновато, но тогда, видимо, его стиль был востребован, неслучайно он простоял на конвейере до 1986 года. Кроме нового кузова Camargue не мог похвастаться заметными обновлениями. А поскольку машина стала даже больше и массивнее прообраза, то в динамике Camargue уступал "стандартному" купе Corniche. Стоит также отметить, что в приведении к ценам 2005 года Camargue до сих пор остается самым дорогим произведением Rolls-Royce ($550 604).


В 1977 году был выпущен Rolls-Royce Silver Shadow II. Модернизация оказалась достаточно глубокой, теперь применялся рулевой механизм типа "шестерня-рейка", были изменены настройки передней подвески. Как результат - существенно улучшилась управляемость. Вдобавок в соответствии с новыми требованиями безопасности хромированные бамперы уступили место легкосплавным с резиновыми амортизаторами. Во "втором поколении" собственное имя получила длиннобазная версия. Теперь она звалась Silver Wraith II. Эту версию легко узнать по обитой винилом крыше. Часть Silver Wraith II комплектовалась перегородкой (с электроприводом) между водителем и салоном. Машины с перегородкой ценятся коллекционерами больше всего.

В 80-м на смену седанам пришла новая модель Silver Spirit. Купе Corniche продержалось в производственной программе на 2 года дольше. Camargue, как уже отмечалось, дотянул до 86-го, а вот кабриолету Corniche была уготовлена роль истинного долгожителя. Почти не меняясь внешне, машина выпускалась до 96-го года, претерпев ровно одно существенное изменение в конструкции: сменилась система питания двигателя (с двух карбюраторов на электронный впрыск), что дважды поднимало мощность - в 89-м до 218 л. с. и до 248 сил в 94-м. С Corniche также связан "ограниченный ренессанс" Bentley. Продаваясь под этой маркой, с 84-го года купе и кабриолет назвались Continental и, помимо базового атмосферного силового агрегата, могли оснащаться компрессорным мощностью от 315 до 426 л. с. в зависимости от года выпуска.

Для Rolls-Royce модель Silver Shadow стала знаковым явлением, определившим облик машин этой марки на 40 с лишним лет (что-то от него осталось и в

Дебют Silver Shadow состоялся в октябре 1965 году. Первые экземпляры продавались по цене 6,556 фунтов. Разработка модели заняла несколько лет. В конце 50-х гг. руководство Rolls-Royce поняло, что для переоборудования производства под новую модель потребуется несколько миллионов фунтов стерлингов и приняло два основополагающих решения: сохранить новый автомобиль в производстве как можно дольше и создать для него несущий кузов. Автомобиль был огромным шагом вперед по сравнению с его предшественниками. Впервые детище Rolls-Royce оснастили несущим безрамным кузовом, независимой подвеской, дисковыми тормозами на четырех колесах, автоматическим выравниванием подвески и максимальным тормозным усилием. С 1965 до 1969 год под капотом трудился двигатель V8 объемом 6,2 литра мощностью 172 лошадиные силы. С 1970 до 1980 модель оснащали силовом агрегатом увеличенного объема 6,7л/ 189 л.с. Автоматическую коробку поставлял концерн General Motors.

Интересный факт, когда появился Rolls-Royce Silver Shadow, тогдашний министр советского автопрома А.Тарасов сумел доказать необходимость покупки нескольких таких машин для ознакомления и изучения. Четыре машины были заказаны через компанию «Автоэкспорт». Когда их доставили в Москву и показали Л. И. Брежневу, он был от них не в восторге. Купленные машины передали ЗИЛу, где одна из них использовалась в качестве персонального автомобиля тогдашнего директора П. Бородина, а другие постоянно снимались в многочисленных кинофильмах. Один Rolls-Royce Silver Shadow был создан в Англии специально для Л.И. Брежнева

Silver Shadow II увидел свет в 1977 году. Это был усовершенствованный вариант предыдущей модели. Он получил реечный рулевой механизм и отличался модифицированным кузовом. Были внесены и другие мелкие изменения. Автомобиль изначально задумывался как самый передовой, поэтому в нем постарались собрать все лучшие из существовавших тогда технологий. Silver Shadow был верен наследию более ранних моделей, но в нем имелись и важные технические новинки, например автоматические стеклоподъемники и кондиционирование воздуха с электрическим управлением.

Удлиненная модель Silver Shadow получила собственное имя Rolls-Royce Silver Wraith II и была представлена в 1977 году на автомобильной выставке в Женеве. Лимузин имел V — образный восьмицилиндровый двигатель (6,75 л.) и несущий кузов. Модель предоставляла на 4 см больше задним пассажирам, и фактически явилась приемником Silver Shadow long wheelbase.

Silver Shadow стал самым продаваемым автомобилем Rolls-Royce в мире. Его раскупали быстрее, чем все предыдущие модели марки. В конце 70-х годов объем производства составил примерно 3,3 тыс. штук ежегодно. Всего за 15 лет было построено 30059 седанов. На смену Silver Shadow в 1980 г. пришла модель Silver Spirit.

Ушам прожжённого автомобильного энтузиаста будут знакомы и нестабильный холостой ход, и стук клапанов, и даже басовитый выхлоп типичной уличной "гонки". Но вот только этот звук не соответствует автомобилю - почти все из нас ожидали бы услышать Monaro или Falcon, а на самом деле загадочным автомобилем окажется украшенный хромом Rolls-Royce Silver Shadow 1965 года выпуска в элегантном белом цвете. Внезапно?

Бен купил свой Rolls с уже . Причём это довольно популярное решение для таких старых моделей - мотор от Chevrolet прост, надёжен и куда более лёгок в обслуживании и ремонте, чем родной и время от времени проблемный V8 Rolls-Royce.

Повреждённый дифференциал был заменён на короткий 9-дюймовый экземпляр от Ford F100. Естественно, что для его установки понадобилось доработать многие элементы 4-рычажной задней подвески с рычагами Уатта, и при этом в арках нужно было уместить эти диски Billet Specialties размером 20х13 дюймов. Работая самостоятельно, Бен столкнулся с тем, что ему пришлось вносить изменения в часть кузова от задних сидений до подвески для того, чтобы всё вместилось.

С изменениями в задней подвески новшества пришли и в переднюю часть. Оригинальная рейка и рулевой механизм были заменены на подвеску с поперечным рычагом, созданную с использованием деталей и подрамника Southern Rod & Custom, ступицами от XF Falcon 1980-ых годов, большими тормозами от BA Falcon и рулевой рейкой от BMW 3-серии. И спереди, и сзади поселились пневмо-подушки, которые способны в любой момент поднять большой Rolls.

Для многих автомобилистов становится сюрпризом то, что с завода на эти Rolls-Royce Silver Shadow устанавливали 3-ступенчатую автоматическую коробку GM TH400. Именно благодаря этому установка V8 от Chevrolet стала не такой уж сложной задачей. И, естественно, имея такой мотор, нельзя оставить его без хоть какой-либо доли тюнинга. "Да, мотор прямо-таки кричал, чтобы его доработали" - признаётся Бен. "К нему нужен подход!"

6,7-литровый V8 - расточенная версия 6,5-литрового смолл-блока - установленный на автомобиль Бена теперь может похвастаться злыми валами Camtech, головками блока Dart Sportsman II и нагнетателем Holley 850 на коллекторе Weiand. Охлаждает мотор при помощи стандартного радиатора Rolls-Royce, но снабжённого тремя вентиляторами.

"Мотор мне достался от одного парня из Литгоу, который специализировался на серьёзных двигателях для Holden" - сообщил Бен. "Его собирали для HQ Monaro, но в итоге туда поставили LSX."

При всех этих доработках кузов и салон автомобиля остались практически в первозданном виде, избежав множества изменений. Бену куда больше нравится их классический и элегантный вид, и пусть экстерьер и интерьер находятся не в идеальном состоянии, но всё равно могут порадовать глаз любого автолюбителя.

"Этот автомобиль сделан очень добротно" - говорит Бен, а потом как бы невзначай добавляет, что в 60-ых данная модель получила премию "Лучший Автомобиль Мира". Ну разве это не самая настоящая любовь владельца и его творения?

Машина времени

Наверное, лучше "Роллс-Ройса" может быть может быть только "Роллс-Ройс". Такой, как редкий RR Silver Shadow.

В московском музее восковых фигур есть занятная композиция -- Лаврентий Берия играет в шахматы с Малютой Скуратовым, а за поединком наблюдают не менее замечательные персонажи разных исторических эпох... Не так давно в Риге появилась машина времени, способная разместить на своих креслах вполне реальные исторические личности, представляющие самые разные срезы мировой культуры и политики. За ее стеклами видели Хосе Каррераса и Монтсеррат Кабалье. Из ее двери выпрыгивал Филипп Киркоров. А однажды автомобиль даже попал в свиту Билла Клинтона, посетившего Латвию с рабочим визитом.

КОМПРОМИСС. Rolls-Royce Silver Shadow был впервые представлен публике в октябре 1965 года. Консервативная аристократия, привыкшая к громоздко-чопорным "Роллс-Ройсам", поначалу восприняла новую модель в штыки. Объективно "Тень" была лучше "Облака" -- начиная с конструктивных особенностей и пресловутого "фарша", кончая габаритами, позволяющими автомобилю более уверенно маневрировать в потоке транспорта. Однако надо ли говорить, что для RR одной из главных характеристик по-прежнему являлась внешность. А тут поклонники марки были готовы разве что не плакать: почти плоские борта, далекие от классического закругления, не самые лучшие пропорции кузова делали облик флагмана британского автомобилестроения коробчатым, напоминающим стайлинг рядовых машин. Злые перья из Sunday Times ехидно строчили, что "компания "Роллс-Ройс", решив поприветствовать наступление бурных 60-х величавым кивком, вместо жарких объятий получила вялое рукопожатие -- общество с прохладцей отнеслось к ее новому автокомпромиссу".

ТЕНЬ ОТ ОБЛАКА. Зато своими ходовыми качествами автомобиль мог гордиться. Там, где кончался кузов и начиналось шасси, придуманные публикой "недостатки" сходили на нет: конструкция автомобиля содержала в себе столько новаций, сколько их не было ни в одном предыдущем Rolls-Royce. В новой модели фирма отказалась от архаичной рамной конструкции в пользу несущего кузова с одновременным использованием независимой подвески задних колес, что привело к недопустимо высокому уровню шума в салоне. Поэтому за восемь лет доводки была создана система задней подвески на подрамниках с виброизоляционными подушками, снабженная цилиндрическими пружинами и саморегулирующимися гидравлическими амортизаторами. На всех колесах устанавливались дисковые тормоза "Джирлинг" с сервоусилителем, передние диски в 1973 году стали вентилируемыми, а система привода имела три абсолютно независимых контура, что гарантировало троекратную защиту от отказа тормозов. Сервоусилителями были также оборудованы рулевой механизм, стеклоподъемники, антенна радиоприемника.

Алюминиевый V8, доставшийся автомобилю по наследству от Silver Cloud III, в 1969 году был расточен до объема 6750 куб. см. Плюс ко всему свечи зажигания располагались теперь не под впускным трубопроводом, а над ним. Автоматическая четырехскоростная коробка, тоже оставшаяся от "Третьего Облака", имела электрический селектор переключения, вынесенный на рулевую колонку.

Интерьер салона отделан столь любимыми в Крю панелями из орехового дерева, телячьей кожей, коврами из натуральной шерсти -- всем тем, что было привычно для любого другого Rolls-Royce. Зато места в заднем отделении кузова оказалось явно недостаточно, и это было уже очень серьезно. Silver Shadow находился в стадии проектирования десять лет, и потому не надо быть маркетологом, чтобы прийти к выводу: выпускаться и продаваться он должен был сопоставимое с этим сроком время. В Крю несколько приуныли, а решение проблемы нашлось за океаном.

НАСТОЯЩИЙ ЛИМУЗИН. Это только у немцев принято называть "лимузином" любой четырехдверный седан, даже если под капотом у него двигатель объемом 1 л, а пассажиры задних сидений упираются подбородками в колени. Подлинные ценители знают, что настоящий лимузин -- это удлиненный автомобиль с шестью боковыми окнами, стеклянной перегородкой, отсекающей водительское отделение от VIP-заднего, а в последнем могут с комфортом разместиться четыре драгоценных пассажира. Настоящий лимузин неотделим от шофера в униформе, а также ливрейного лакея, помогающего господам перемещаться от парадной двери особняка на не менее парадное сиденье автомобиля.

Именно для такой жизни и был создан лимузин на основе Silver Shadow. Американская кузовная фирма Niko-Michael Coachworks Port Washington New York разрезала пополам стандартный четырехдверный седан, вварив в кузов вставку шириной 36 дюймов (почти метр), что дало возможность значительно увеличить внутреннее пространство. В откидном подлокотнике заднего сиденья появилась кнопка, позволяющая пассажирам изолироваться от водителя стеклянной перегородкой. Шоферу, чтобы объясниться с господами, в этом случае приходится пользоваться коммуникационной системой -- те, услышав зуммер, снимут или проигнорируют трубку в боковом подлокотнике. Снаружи пассажиров заднего дивана практически не видно, зато сами они могут наблюдать окружающую действительность сквозь стеклянные прорези в обтянутой винилом крыше, стилизованные под рычаги складного верха. Если сзади едет больше двух персон, то из центральной перегородки электропривод выдвинет два дополнительных кресла. В 1973 году, наверное, вся эта автоматика казалась чем-то космическим: здесь ею оборудованы тормоза, подвеска, кондиционеры -- всего более сорока систем. Разве что бар с напитками открывается вручную.

СВОИМИ РУКАМИ. Именно такой автомобиль и был приобретен на аукционе банком Parex, который теперь любезно предоставляет его приезжающим в Ригу VIP-персонам.

Когда начался парадный развоз знаменитостей, местная пресса буквально взорвалась. Сначала кто-то пустил слух, будто за автомобиль выложили полмиллиона долларов. Потом некий репортер раздобыл сведения, что для покраски кузова его на специальной платформе вывозили далеко в море -- чтоб ни пылинки не село. Наконец, нашлись очевидцы того, как американский президент, бросив свой бронированный Cadillac, плюхнулся на заднее сиденье Silver Shadow... По отношению к автомобилю любой другой марки все эти истории выглядели бы полной нелепицей. Применительно к эксклюзивному Rolls-Royce -- они очень даже органичны.

Более чем за четверть века здесь мало что изменилось. Ламповый телевизор. Транзистор и кассетный магнитофон -- две раздельные системы, расположенные в разных частях центральной консоли. В перчаточном ящике лежит увесистый том, отпечатанный на мелованной бумаге и переплетенный кожей, -- руководство по эксплуатации и ремонту. С педантичностью, достойной старейшего нашего автожурнала, здесь рассказывается, как своими силами чистить карбюратор и менять свечи зажигания на "Роллс-Ройсе".

Вероятно, автомобиль в свое время изготавливался для арабского заказчика -- в VIP-салоне смонтирован раскладной столик для игры в нарды. Поэтому вполне можно себе представить, как в древнюю восточную игру здесь сражаются Лучано Паваротти и Земфира, например. А что? Пела же оперная прима Кабалье в дуэте с отвязанным солистом Queen.

"АВТОПИЛОТ", 2000 г.

P.S. Дуэт роскошных автомобилей 70-х - новомодный заокеанский "компакт" Cadillac Seville и символ британского консерватизма RR Silver Shadow.

МОДЕЛЬ/МОДИФИКАЦИЯ ROLLS-ROYCE SILVER SHADOW LIMOUSINE
Год выпуска 1973
Фирма-изготовитель ROLLS-ROYCE LTD.
Страна-производитель Великобритания
КУЗОВ
Тип седан
Несущий элемент кузов
Количество дверей/мест 4/7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип карбюраторный
Расположение спереди, продольно
Рабочий объем (куб. см) 6745
Число/расположение цилиндров 8/V-образно
Диаметр цилиндра х ход поршня (мм) 104,1х99,1
Степень сжатия 9,0:1
Мощность (л.с. при об./мин.) 220 при 4500
Момент (Нм) 350
ТРАНСМИССИЯ
Привод на задние колеса
Коробка передач автоматическая 3-ступенчатая
ПОДВЕСКА
Передняя независимая на сдвоенных рычагах и цилиндрических пружинах
Задняя независимая пружинонезависимая? на сдвоенных рычагах и цилиндрических пружинах
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип шариковая шайка с прогрессивным сервоусилителем
ТОРМОЗА
Передние дисковые
Задние дисковые
КОЛЕСА
Размер шин 205-15
РАЗМЕРЫ/ОБЪЕМЫ/ВЕС
Длина/ширина/высота (мм) 6180/1829/1518
Колесная база (мм) 3945
Колея передняя/задняя (мм) 1460/1460
Объем топливного бака (л) 107
Масса снаряженная 2980
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Максимальная скорость (км/ч) 185
Разгон до 100 км/ч (сек.) 12
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива (л/100 км):
город 22,0
шоссе 17,5