Почему дымит двигатель синим дымом на холодную. Дымит двигатель. поможет ли добавка «супротек»

В практике любого автолюбителя бывали ситуации, когда изменялись выхлопные газы, их цвет, плотность, запах. В ближайшее время придется посетить автосервис, что бы выяснить: почему дымит двигатель и провести диагностику двигателя.

Говоря в общих чертах, когда двигатель дымит, причины этого, в большинстве случаев связаны с работой цилиндропоршневой группы (далее - ЦПГ) и попаданием в нее посторонних жидкостей, например, масла или жидкости из системы охлаждения (ОЖ), а так же работой двигателя на сильно обогащенной смеси. Несколько по-другому дымит дизельный двигатель и об этом будет сказано ниже.

Синий дым

Однозначно говорит о попадании масла в цилиндры или впускной тракт. Такой дым не рассеивается быстро в воздухе, часто не исчезает при прогреве, имеет характерный запах. Причинами того, что дымит двигатель ВАЗ являются,чаще всего, износ или поломка деталей ЦПГ – нарушение зеркала цилиндров, износ поршневых канавок и т.д. Для двигателей с турбтной– неисправность сальников вала турбины.

Нередко причиной появления синего дыма является использование некачественного масла неизвестных производителей или несвоевременное обслуживание двигателя.

При небольших износах деталей двигатель дымит при запуске и перестает после прогрева. В этом случае почему дымит двигатель можно объяснить расширением нагревающихся деталей и уменьшением (исчезновением) зазоров между ними. И, наоборот – при сильно изношенных деталях двигатель дымит на оборотах и горячее масло проникает в цилиндр.

Работа двигателя в данном режиме сопровождается повышенным расходом масла.

Если двигатель дымит белым дымом

Часто так холодный двигатель дымит в процессе прогрева. Что не является признаком неисправности, а в зимнее время года по нему нельзя судить о нештатной работе двигателя. Это пар, естественный продукт горения топлива, с понижением температуры и увеличением влажности воздуха он становится еще гуще.

Но если пар заметен в теплое время на прогретом двигателе, то это говорит о попадании охлаждающей жидкости в цилиндры, что часто наблюдается, когда дымит двигатель ВАЗ старых моделей. Оттенок зависит, в основном, от количества попавшей жидкости в двигатель, ее состава. Но главным отличием от синего дыма служит быстрое рассеивание пара в воздухе.

В основном двигатель дымит по причине попадания охлаждающей жидкости в цилиндры – повреждение прокладки головки блока, недостаточная протяжка ее крепления или образование микротрещин в головке или блоке цилиндров. Подобные дефекты способствуют попаданию выхлопных газов в систему охлаждения, которые, в свою очередь, создают в ней газовые пробки, вот почему дымит двигатель и цвет дыма белый.

Необходимо следить за уровнем охлаждающей жидкости, а так же за ее состоянием в радиаторе и расширительном бачке – при открытии их пробок не должно быть запаха выхлопных газов и масляной пленки на поверхности.

Дымит дизельный двигатель черным дымом

Часто связано со смесеобразованием – это либо нехватка воздуха, либо избыток топлива. Следствием этого является повышенный расход топлива, неустойчивые режимы работы двигателя и падение его мощности по причине неоптимального состава рабочей смеси. Часто по этой причине дымит двигатель ВАЗ с бензиновым двигателем.

Наиболее распространенными причинами нехватки воздуха может быть банальное засорение воздушного фильтра, воздуховодов, неисправности датчиков расхода воздуха (датчика кислорода) и его цепей.

Не лишним будет измерить давление топлива в системе, в особенности, если сильно дымит двигатель на высоких оборотах. В случае, если оно ниже нормы, в первую очередь рекомендуется заменить топливные фильтры, проверить работу топливного насоса; убедиться в целостности магистрали на предмет течи. В этом случае происходит длительный и несвоевременный впрыск топлива. В двигателях с электронным впрыском проверить правильность работы форсунок и их чистоту.

Когда дымит дизельный двигатель, также, необходимо обратить внимание на работу насоса высокого давления и угол опережения впрыска. При нарушении в работе данных узлов и систем возможно появление черного дыма.

Необходимо иметь в виду, что резкое и продолжительное увеличение нагрузки на двигатель может привести к появлению выхлопных газов черного цвета.

Таким образом, зная и понимая почему дымит двигатель можно собственными силами провести диагностику, найти и устранить неисправность, в ряде случаев - своими силами, следовательно, сэкономить средства на диагностике в автосервисе.

При запуске двигателя на холодную часто появляется густой дым, выходящий из системы выхлопа. Дым может иметь разные оттенки от белого до голубого и даже черного цветов. Дымление прекращается после прогрева движка, а может продолжаться и впоследствии.

Если прогретый двигатель дымит, это означает, что силовой агрегат имеет конкретные неисправности. Цвет выхлопных газов указывает на стадию развития поломки и ее серьезность.

Краткое описание симптомов, сопровождающих выход дыма

В ряде случаев дымление может сопровождаться следующими симптомами:

  • затруднения при запуске холодного мотора;
  • неустойчивая работа мотора как на холостых оборотах, так и под нагрузками;
  • непостоянство показаний тахометра (плавают обороты);
  • повышение и машинного масла;
  • потеря мощности силового агрегата.

Нередкими бывают ситуации, при которых дымление двигателя является единственным тревожным сигналом.

Устройство автомобиля рассчитано на постоянное малозаметное выделение системой выхлопав атмосферу отработавших газов в заданных объемах. Но если при запуске мотора из выхлопной трубы выходит дым в больших количествах, необходимо срочно искать причину появившегося тревожного симптома.

Первое, на что нужно обратить внимание, это цвет, оттенки и плотность дыма, исходящего из движка. Наиболее распространенными являются следующие цвета выделяющихся газов:

  1. Белый.
  2. Черный.
  3. Голубовато-сизый.

Каждый из перечисленных цветов дыма может иметь различные оттенки, но именно это разделение на группы является основным.

Причины появления дымления двигателя

Почему , этим часто интересуются автовладельцы. Основные неисправности, вызывающие усиленный выход дыма из выхлопной трубы:

  • повреждения, возникшие в системе подачи топлива;
  • износ деталей, входящих в цилиндропоршневую группу;
  • нарушения в работе газораспределительного механизма;
  • неполадки в системе охлаждения.

Дым может появиться при нарушении количественного баланса воздух-топливо, неравномерном смешивании и неполном сгорании топливовоздушной смеси, сбоях, возникающих при проникновении охлаждающих жидкостей или смазочных материалов в камеры сгорания.

Каждая из описанных причин может влиять на оттенок выбрасываемого облака дыма.

Опытный мастер способен учитывать влияние дефектов одной системы на неправильную работу других узлов силового агрегата. Например,неполадки, возникшие в системе охлаждения,приводят к перегреву элементов двигателя. Под воздействием сверхвысоких температур поршневые кольца разрушаются, герметичность нарушается, масло и охлаждающая жидкость проникают в цилиндры, сгорают, образуя дым определенного цвета.

После капиталки, как правило, дымление мотора прекращается.

Прозрачный дым из выхлопной трубы

Выходящий из двигателя пар можно принять за белый дым. Пар образовывается в процессе испарения накопленной жидкости в охлажденных системах двигателя. Наиболее часто скопление жидкости на конце выхлопной трубы и выход пара наблюдаются в холодное время года после запуска мотора.

Элементы двигателя и выхлопной системы нагреваются, вода интенсивно испаряется. После полного прогрева мотора и выхлопной системы количество пара сокращается до минимума или исчезает совсем.

Количество выходящего пара зависит от показателей влажности в окружающей среде, чем они выше, тем дольше будут видны его следы. Выход пара не является признаком поломки деталей и узлов двигателя, при появлении данного эффекта ремонт не требуется.

Выход черного дыма

Наибольший урон окружающей среде наносят клубы черного дыма, выходящие из выхлопной трубы автомобиля или, напрямую валят из силового агрегата. Наиболее вероятные причины появления такого дыма кроются в следующих нарушениях:

  • сбои вработе системы управления двигателем;
  • разлад регулировок в топливной аппаратуре;
  • уменьшение .

Нарушение баланса между количеством компонентов топливовоздушной смеси в сторону увеличения топлива вызывает не только образование черного дыма, но и существенно увеличивает расход горючего. Сбой процесса нормального смесеобразования может быть вызвано загрязнением воздушного фильтра. Дефицит воздуха влечет за собой избыток топлива при подготовке топливовоздушной смеси.

Снижение уровня компрессии может быть вызвано механическими повреждениями цилиндров, что существенно уменьшает мощность силового агрегата и способствует увеличению концентрации топлива в смеси.

Для проведения ускоренной диагностики необходимо изучить состояние свечей зажигания. Черный налет сигнализирует о том, что возникла необходимость замены свечей на новые образцы с последующим ремонтом деформированных элементов и регулированием систем силового агрегата.

Появление белого дыма

Дымящий движок белым газом не всегда выпускает безобидный водяной пар. Белый дым отличают от пара по следующим признакам:

  1. повышенная плотность дыма;
  2. длительное рассеивание;
  3. наличие устойчивого запаха гари;
  4. не исчезает при прогреве движка.

Белый густой дым, выходящий из выхлопной трубы машины, свидетельствует о неисправностях, возникших в системе охлаждения. Разнообразие оттенков белого дыма зависит от вида используемых охлаждающих жидкостей, но в любом случае при подобных выхлопах необходимо производить срочный ремонт системы охлаждения двигателя.

Неправильная работа элементов охлаждающей системы может привести к серьезным нарушениям в функционировании силового агрегата в целом.

Причины возникновения дыма белого цвета:

  • трещины в головке блока цилиндров (ГБЦ);
  • попадание охлаждающей жидкости в полость цилиндра движка;
  • перегревание мотора;
  • использование охлаждающей жидкости низкого качества.

При нарушении герметичности ГБЦ охлаждающая жидкость проникает в цилиндры, в картер поддона двигателя. При разбавлении смазочных материалов тосолом либо антифризом происходит снижение вязкости масла, что существенно отражается на его функциях.

Что нужно делать при обнаружении белого плотного дыма

При разборе цилиндров необходимо проанализировать состояние свечей. Образование накипи на свечах свидетельствует о попаданиивнутрь воды. После обследования всех цилиндров и свечей накаливания, находящихся в них, необходимо отремонтировать или заменить цилиндры и свечи. Данные мероприятия рекомендуется выполнять при помощи квалифицированных мастеров на ближайшей станции техобслуживания.

Нередко охлаждающие жидкости низкого качества при контакте с рабочими элементами движка вызывают усиленную коррозию узлов и деталей силового агрегата. Дешевые сорта тосола способны буквально разъесть внутренние части двигателя при возникновении протечек. После такого воздействия отремонтировать испорченные детали не представляется возможным.

Чтобы убедиться, что охлаждающая жидкость проникает в камеру сгорания, необходимо снять крышку с расширительного бачка. Резкий запах гари, снижение уровня тосола в бачке, плавающая масляная пленка свидетельствуют о выявлении данного дефекта.

Дым с голубоватым (сизым) оттенком

Если дизельный или бензиновый движок сильно дымит сизым газом, то это означает, что машинное масло просачивается в один или несколько цилиндров. При сгорании образуются густые клубы дыма, которые имеют устойчивый запах горелого масла и долго не рассеиваются.

В зависимости от сорта используемого моторного масла, температурных условий окружающей среды цвет дыма может иметь различную интенсивность голубизны. Чтобы дать более точную оценку природе выходящего дыма и отличить его от стандартного выхлопа, необходимо производить регулярную проверку уровня масла. Перерасход машинной смазки указывает на наличие утечек.

Помимо визуального анализа цвета выхлопных газов, производится проверка при помощи бумаги, приложенной к выхлопной трубе. Если на листе остаются отчетливые пятна, имеющие маслянистый характер, то становится понятна причина выхода из трубы сизого дыма с голубоватым оттенком: наличие масла в камере сгорания.

Описание причин появления белого дыма с голубым оттенком

Почему дымит двигатель белым газом с сизым или синим оттенком? При исследовании происхождения сизого или голубого выхлопа наиболее часто называются следующие причины:

  1. Повреждение маслосъемных колпачков.
  2. Залегание колец, предназначенных для снятия остатков масла со стенок цилиндров.
  3. Неисправность турбокомпрессора.
  4. Используемое масло имеет низкое качество.

Назначение колпачков состоит в удерживании масла перед моментом его подачи. Низкое качество и неисправность данных элементов приводят к потере герметичности, смазка постоянно просачивается и скапливается в цилиндрах. Стоит завести холодный мотор после долгого перерыва, накопленное масло сгорит вместе с топливом в камере, голубой или синий дым огромным облаком вырвется из выхлопной трубы автомобиля.

Износ и залегание маслосъемных колец приводит к попаданию излишнего количества смазочного вещества в цилиндры двигателя и последующему сгоранию. Применение метода раскоксовки колец временно решает возникшую проблему, но при этом кольца теряют упругость, и залегание может возобновиться. Чтобы избежать серьезных поломок в силовом агрегате, необходимо постоянно контролировать цвет выхлопных газов.

При малом износе элементов двигателя наблюдается кратковременный выход синего дыма при работе на холодную. По мере нагрева мотора детали расширяются в результате повышения их температуры, что благоприятно сказывается на зазорах между сопрягаемыми поверхностями элементов. Выход дыма уменьшается или вовсе исчезает.

Турбокомпрессор и причины появления сизого дыма

Если автомобиль оснащен турбокомпрессором, то выход густого сизого дыма может быть обусловлен его неудовлетворительным состоянием. В результате неисправности этого агрегата происходит утечка моторного масла, предназначенного для смазки подшипников турбины. Смазочное веществопроникает в пусковую систему мотора.

В процессе сгорания масла турбокомпрессора образуется густой сизый дым, наносящий непоправимый вред атмосфере.

Для диагностики турбины необходимо произвести следующие действия:

  1. Отсоединить турбину от двигателя.
  2. Проверить наличие накоплений масла внутри воздуховода.

Скопление большого количества масла в воздуховоде и турбине является серьезным дефектом. При обнаружении подобной ситуации необходимо незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.

Влияние качества используемого масла на дымообразование

Моторное масло должно обладать определенными характеристиками. Качество применяемого смазочного материала напрямую зависит от его свойств. Если в моторе автомобиля находится масло низкого качества, коэффициент вязкости которого не соответствует марке автомобиля или при повышении температуры внутри двигателя происходит резкая потеря полезных свойствсмазки, это приводит к серьезным поломкам элементов и систем силового агрегата. При появлении сизого дыма нужно проверить масло на соответствие и при необходимости произвести его полную замену.

Появление дыма может быть вызвано и рядом других причин - от появления микротрещин в корпусе движка до использования не подходящего вида топлива, предназначенного для данной марки двигателя. Каждая конкретная ситуация всегда имеет решение при обращении за помощью к квалифицированным специалистам.

Довольно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации схожи с картинками из старых кинофильмов, на которых паровоз окутывается клубами дыма. Каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности приносит тревожные волнения. Тогда начинаются интенсивные поиски ответов на вопрос, почему дымит двигатель.

Повышенное дымление нередко становится показателем серьезных неисправностей двигателя. Симптомы касаются бензиновых и дизельных моторов. Автомобилисты со стажем способны поставить довольно точный диагноз по цвету и особенностям выхлопов. А определив суть проблемы, с нею легче справляться.

Цвет дыма как показатель автомобильных проблем

Через выхлопную трубу автомобиля в атмосферу постоянно выбрасываются отработанные газы. При исправном двигателе это происходит почти незаметно и в минимальных количествах. Однако уже на начальной стадии серьезных поломок в силовом агрегате выхлопы могут становиться обильными, окрашенными различными цветовыми оттенками.

При некоторых обстоятельствах появление дыма сочетается с такими симптомами:

Повышенное дымление холодного либо горячего мотора – первый, а иногда и единственно верный, признак поломки силового агрегата. Точнее диагностировать неисправности, выявлять степень серьезности проблем, различные стадии их протекания помогает характерный цвет выхлопа.

Прозрачность дыма (белесые выхлопы)

Прозрачные или белесоватые выхлопы чаще всего появляются сразу после пуска двигателя или при непрогретом до рабочей температуры моторе. Собственно, в этом и заключаются причины появления таких выхлопов. Подобным образом силовой агрегат реагирует на простой. В зимнее время после морозной ночи бездействия из выхлопных труб большинства автомобилей выбрасывается прозрачный или белесый дым. Но, по сути, он является паром.

Прозрачный дым – не повод для паники

По степени прогрева двигателя и всей газораспределительной системы количество дыма будет уменьшаться. При очень низких атмосферных температурах пар остается заметным даже при работе хорошо прогретого мотора. На густоту таких выбросов дополнительно влияет влажность воздуха. Повышенные ее показатели увеличивают количество прозрачного дыма из выхлопной трубы.

Довольно легко можно убедиться в том, что прозрачный дым легко рассеивается и является паром. Простой эксперимент докажет, что мотор не испытывает серьезных проблем. К выхлопной трубе прикладывается чистый бумажный лист. После определенного времени он высохнет, а выхлопной конденсат не оставит отчетливых грязно-жирных или маслянистых пятен. Можно к задней части глушителя приложить какую-либо емкость. На ее стенках при работающем двигателе образуется конденсат.

Прозрачный дым может сопровождаться появлением капель из выхлопной трубы. Этого не стоит бояться. Происходит выброс конденсата, скопившегося внутри системы. Ситуация не становится поводом для паники, двигатель не требует вмешательства или ремонта.

Белизна дыма

После прогрева мотора в теплое время может появляться густое белое облако из выхлопной трубы. Оно указывает на попадание в цилиндры охлаждающей жидкости. Происходит это из-за нарушения герметичности через прокладку между блоком цилиндров и головкой, трещины в каналах движения охлаждающей жидкости.

Стоит обратить внимание на другие возможные причины появления белого дыма. На заглушенном двигателе проверяют попадание выхлопных газов в систему охлаждения. Для этого снимают крышку расширительного бачка или выкручивают пробку радиатора. При этом определяют:

  • наличие запахов выхлопа;
  • имеется ли маслянистая пленка в самой жидкости;
  • снижен ли уровень охлаждающей жидкости.

При запуске двигателя может наблюдаться увеличение количества жидкости в бачке, появление пузырей, бурление. Все эти признаки укажут на попадание выхлопных газов в систему охлаждения.

Попадание газов в систему охлаждения приводит к повышению давления. После остановок двигателя охлаждающая жидкость частично уходит в цилиндры. Ее уровень в бачке снижается. Антифриз (тосол) через поршневые кольца просачивается в поддон картера. Там он смешивается с моторной смазкой, разжижая ее. Образуется своеобразная эмульсия. Моторное масло меняет цвет, мутнеет, теряет рабочие свойства.

Опытные мастера советуют перед ремонтом подобных повреждений изнутри. Так экономятся нервы и время при ремонте. Очищенный мотор поможет легче определить место неисправности.

Дополнительно убедиться в проникновении охлаждающей жидкости в систему смазки помогает диагностика состояния маслозаливной пробки и крышки головки блока цилиндров. На их внутренней стороне образуется светлая пена с желтоватым оттенком. Подобный признак можно зафиксировать на маслоизмерительном щупе.

Некачественный антифриз может провоцировать внутреннюю коррозию металлических деталей двигателя. Иногда повреждения становятся сквозными, частицы ржавчины попадают в расширительный бачок. Потребуются значительные средства для восстановления такого двигателя.

Перегрев двигателя – предпосылка к появлению белого дыма

Причины появления обильного белого дыма часто кроются в перегреве двигателя. Неэффективная работа системы, отвечающей за охлаждение мотора, приводит не только к перегреву силового агрегата, но и к деформации поршневых колец. Последствия требуют безотлагательного реагирования, незамедлительного устранения неисправностей.

При наличии белого дыма обязательно придется проверить состояние:

Для определения проблемного цилиндра нужно выкрутить свечи. В неисправном цилиндре наличие охлаждающей жидкости даст о себе знать накипью на электроде. Такой налет во многом аналогичен тому, что встречается внутри чайника.

Жидкость может попадать в камеру сгорания. Это приводит к образованию воздушных пробок, попаданию большого количества жидкости в цилиндры. Следствием может быть гидроудар. Тогда скачки давления приводят к образованию трещин на корпусе тех или иных деталей, повреждению различных элементов оборудования.

Установив конкретные причины появления белого дыма из выхлопной трубы, безотлагательно следует приступать к ремонту. Следствие неисправностей придется устранять в работе всей системы охлаждения.

Голубовато-сизый дым

Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.

Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.

Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.

Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:

История автолюбительской практики запечатлела курьезные случаи, в результате которых из выхлопной трубы появлялся голубовато-сизый дым. Так, некоторые владельцы машин заливали в бак горючее для двухтактных моторов. Этот вид топлива специально смешивается с маслом. Тогда поиски причин дымления продлеваются до полного сжигания по ошибке залитого горючего.

Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором

Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.

Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.

Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:

  • взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
  • растянуть ткань на дроссельном патрубке;
  • завести автомобиль;
  • несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
  • заглушить двигатель;
  • проверить состояние ткани.

Появившиеся следы масла на ткани говорят о ранней стадии проблемы. Разрешить подобную ситуацию гораздо проще, чем в запущенном ее состоянии. Стоит учесть, что неисправности одного агрегата или системы приводят к нарушению нормальной работоспособности других элементов и узлов.

Чернота дыма

Появляющиеся выхлопы черного цвета также могут рассказать о том, почему машина дымит. Оттенки дыма бывают от темно-серого до густо-черного. Они свидетельствуют о чрезмерном обогащении горюче-воздушной смеси. Тревожный цвет обеспечивается частицами сажи, которые выбрасываются в атмосферу из-за неэффективного сгорания топлива.

Чаще всего чернота дыма говорит о проблемах, связанных с подачей горючего. Их можно выявить, обратив внимание на прямые или косвенные признаки:

Черный дым становится следствием того, что не все топливо успевает прогореть в цилиндропоршневой группе. Если затягивать с ремонтом в таких случаях, то результаты могут оказаться очень плачевными. При серьезных повреждениях цилиндропоршневой группы, других узлов силового агрегата дорогостоящий ремонт может превышать цену самого автомобиля.

Причины появления черного дыма разняться в зависимости от технической комплектации автомобиля. Моторы, оснащенные карбюраторным впрыском, дымят чернотой из-за перелива горючего в поплавковой камере. В подобных ситуациях необходимо проверять игольчатый клапан и жиклеры, отвечающие за подачу воздуха.

При инжекторном нагнетании топлива переобогащение смеси происходит из-за сбоев электронных датчиков. Не стоит исключать из перечня причин возможную потерю герметичности самих форсунок. Если инжекторные форсунки не справляются с дозированием горючего, тогда в камеры сгорания попадает избыток топлива. Избыточное горючее перемещается в картер мотора, смывает маслянистую защиту со стенок цилиндров.

Часто черный дым дополняется устойчивым запахом топлива. Это – еще один из признаков попадания горючего в моторное масло. Перепроверить такой знак можно, замерив уровень смазочной жидкости. Повышение количества масла свидетельствует о его разбавлении горючим.

Специфика дизельных двигателей

Черный дым, вырывающийся из выхлопных труб дизельных либо турбо дизельных двигателей, становится следствием низкого качества горючего. Среди других причин стоит рассматривать такие:

ТНВД является одним из сложнейших узлов во всей системе топливоподачи, которой оборудованы дизельные двигатели. Для эффективной работы топливного насоса необходима смазка, содержащаяся в дизельном горючем. Низкопробное топливо не имеет свойств для обеспечения надежной работы топливного насоса. Поэтому этот важный агрегатный узел может выходить из строя преждевременно.

Появление дымного шлейфа белого, сизого или черного оттенков – серьезный повод для того, чтобы обратиться за помощью к мастерам автосервиса. Промедление, откладывание решения проблемы приводит к удорожанию ремонта, созданию непредсказуемых ситуаций на дороге. Внимательно присмотревшись к цвету выхлопов, можно предотвратить многие проблемы. Своевременная диагностика причин неисправностей поможет поддерживать автомобиль в хорошем функциональном состоянии.

Новички-водители часто ищут ответ на вопрос, почему дымит ВАЗ. Есть несколько причин, которые могут вызвать обильное выделение густого пара, похожего на дым. Но случаются и поломки, которые сопровождаются дымом. Что же делать, когда машина стала дымить?

Автомобили ВАЗ имеют много разных проблем, среди которых и частое наличие неисправностей выхлопной системы и двигателя. Большинство неисправностей системы зажигания, выхлопа и узла двигателя сопровождаются дымом. Это происходит по самым разным причинам. Сперва нужно разобрать все варианты, когда не стоит беспокоиться за целостность любой из систем.

Вот первый и основной из них: двигатель заводится, начинается обильное выделение белого дыма из выхлопной трубы.

Это вполне нормальное явление. Белый цвет парообразного вещества свидетельствует о том, что механизмы автомобиля начали работу с большой разницей температур между холодными деталями и окружающей средой. Обычно такое случается после длительного простоя. Когда двигатель начинает работу, все внутренние системы сразу же нагреваются, при этом пар, который обычно не виден, выделяется в огромных количествах из-за резкого изменения температурного режима. Многих новичков может напугать большое облако, которое образуется из выхлопа после запуска движка.

Но это не предвещает беды, если не было замечено увеличение расхода топлива, масла или жидкости для охлаждения. Особо густое парообразование бывает после холодных зим и длительных простоев машины без работы.

Белый пар не опасен, так что нет повода для беспокойства.

Синий дым

Дым любого другого цвета является признаком довольно серьезной поломки. Один из признаков повреждения — голубоватый дым, который появляется после запуска двигателя. Он может иметь все оттенки цвета вплоть до темно-синего, который будет означать обширные повреждения поршневой системы автомобиля. Если из выхлопной трубы идет синеватый дым, какая-то часть цилиндра сломалась. Почему это происходит?

Масло должно поступать в цилиндры для смазывания механизмов, их частичного охлаждения и улучшения рабочего состояния. Обычно масло не может попасть в другие узлы, но если какая-то часть поршня или системы маслораспределения была повреждена, оно протекает в камеру двигателя. Охлаждающая жидкость смывает масло, унося его с собой в систему охлаждения, где происходит его испарение в выхлопные каналы. Из-за этого дым получает синеватый цвет. Цвет будет зависеть от интенсивности работы двигателя — от прозрачно-голубого, почти белого до практически синего.

Газообразование этого цвета сопровождается сильной затратой масла. Решением проблемы является проверка системы смазывания поршней, маслосъемных колпачков или замена масла на другую марку.

Такой дым в ВАЗ-2105 может появляться и со стороны карбюратора, не только в выхлопах. Это также может быть из-за длительного простоя автомобиля или повреждений системы. Если цвет дыма со временем меняется, значит, беспокоиться не стоит, утечка проходит после прогрева деталей.

Черный дым

Одним из самых опасных видов поломки являются неисправности двигателя и топливной системы, которые сопровождаются черным дымом из выхлопной трубы.

Вот другие признаки, которые могут появиться при этом:

  1. Значительно увеличивается расход топлива, дым очень густой и темный, поэтому довольно токсичный.
  2. Двигатель работает нестабильно, иногда глохнет.
  3. Наблюдается потеря мощности двигателя.
  4. Движок очень плохо запускается.

Почему это происходит? Для ВАЗ эта неисправность свойственна из-за наличия карбюратора. Из-за неисправности игольчатого клапана происходит перелив в поплавковой камере. Также эта неполадка случается, когда забиты воздушные жиклеры. Стоит почистить их и заменить детали, отрегулировать систему подачи топлива или весь движок.

Другие источники дыма

Существует целый ряд других проблем, которые вызывают дымление со стороны двигателя:

  1. Неисправность системы охлаждения. Детали перегреваются и частично пригорают, выделяется дым.
  2. Поломка системы подачи топлива. Кроме того, топливо может сгорать не полностью, из-за этого получаются выхлопные газы другого цвета.
  3. Охлаждающая жидкость либо масло попадает в цилиндры двигателя из-за наличия в них повреждений.

Невозможно перечислить все вероятные неполадки, из-за которых может выделяться дым из машины. В основном для устранения проблемы достаточно замены деталей, масла или топлива, но иногда причину поломки не удается выяснить самостоятельно.

В таком случае единственный вариант — поездка в автосервис за комплексной диагностикой и ремонтом.

Любой автомобиль постоянно отправляет в атмосферу отработанные газы – и это нормальная ситуация. Все дело в количестве вредных выхлопов и их составе. При правильно отрегулированной и исправной системе газы из глушителя будут прозрачными и почти невидимыми (исключая морозную погоду). Но что делать, если дымит двигатель очень сильно, выбрасывая плотные выхлопы черного или сизого оттенка? Это значит, что с вашей силовой установкой не все в порядке и цвет газов поможет разобраться в причинах «болезни» авто.

Причины возникновения дыма двигателя

Усиленный выход газов из глушителя может быть следствием неправильного баланса между горючим и воздухом, не одновременного либо неполного сгорания смеси, попадания масла или антифриза в цилиндры двигателя. Основные причины, почему машина дымит, можно обобщить ниже:

  • возникновение неисправностей в топливной системе;
  • износ деталей цилиндро-поршневой группы;
  • неполадки охлаждающей системы;
  • неправильное функционирование газораспределительного механизма.

Опытные автослесари могут точно определить, почему автомобиль сильно дымит, изучив оттенок выхлопа. А если известна причина, то справиться с проблемой гораздо легче. Появление сизого, белого или черного выхлопа зачастую сопровождается «попутными» неприятностями:

  • Затрудненным пуском остывшего двигателя.
  • Неустойчивой работой силового агрегата в холостом режиме и под нагрузкой (стрелка тахометра скачет).
  • Увеличенным расходом масла и бензина (солярки).

Здесь стоит сделать небольшое отступление. Дело в том, что у некоторых автомобилей сравнительно высокий расход масла и горючего предусмотрен производителями. Это относится к мощным и дорогим машинам. Например, двигатель Toyota 2UZ FE объемом 4,7 л по трассе расходует 10 л на 100 км, а в городе все 16. При этом естественный угар масла составляет 1 л на 1000 км. Подобные параметры особенно резко бросаются в глаза после пересадки с экономичных машин среднего класса.

  • Потерей тяговой мощности автомобиля.

Бывает и так, что дым из трубы глушителя – единственный признак неисправности какого-либо узла машины. Более точно диагностировать неисправность можно по цвету выхлопа.

Прозрачный дым

Неопытные автовладельцы иногда выходящий из глушителя пар принимают за дым и начинают паниковать. Однако это вполне нормальное явление. Жидкость конденсируется на выхлопной трубе при низких температурах и после начала работы двигателя вода начинает активно испаряться, превращаясь в пар. Когда мотор нагреется до рабочей температуры, «явление» прекратится. Объем выделяемого пара связан с влажностью окружающего воздуха: чем она больше, тем продолжительнее белое «дымление». Оно не является признаком поломки силового агрегата, и никаких действий в этом случае предпринимать не требуется. Чтобы окончательно убедиться, что движок работает нормально и из трубы идет пар, приложите к трубе глушителя чистый листок бумаги на несколько секунд: вода высохнет и не оставит ни малейших следов. Если это так, значит, все в порядке.

Выход черного дыма

Эта неприятность наносит наиболее серьезный урон экологической обстановке и свидетельствует о серьезных неполадках в силовой установке. При этом ощущается сильный запах горелого масла или металла, в салоне иногда воняет нагретым пластиком. Почему такое происходит? Вероятные причины, когда двигатель дымит в этом «режиме»:

  • неполадки топливной системы, : серьезно разбалансирован состав воздушно топливной системы – в цилиндры поступает чрезмерно обогащенная смесь (много бензина или солярки и мало воздуха);
  • сбои в электронном блоке управления двигателем (нарушен правильный впрыск);
  • утрата форсунками (они переливают) герметичности в инжекторном двигателе;
  • падение компрессии в цилиндрах силового агрегата: причиной служит износ колец, поршней в результате длительной эксплуатации или некачественного ремонта.

Эти неисправности ведут к повышенному расходу горючего, рядом с машиной будет ощущаться запах бензина или солярки. Для ускоренной проверки выверните свечи и оцените их: черный налет подтверждает неисправность системы зажигания или подачи топлива.


Дымообразование голубоватого оттенка

Если он появляется у дизеля или автомобиля, работающего на бензине, то это говорит о проникновении масла внутрь цилиндров. В результате смазочный состав сгорает, образуя сизые клубы дыма, который плохо рассеивается. Голубой оттенок может иметь разную интенсивность, что связано с маркой применяемого масла, температурой окружающего воздуха. Убедиться в перерасходе смазочного материала можно, измерив щупом его уровень. Регулярное уменьшение количества масла свидетельствует о его сгорании или утечке. Еще один тест проводится с помощью листа чистой бумаги, приставленной к трубе глушителя при заведенном моторе. Маслянистые пятна только подтвердят присутствие смазочного состава в камере сгорания. Причины, по которым двигатель дымит:

  • поломка, износ или невысокое качество маслосъемных колпачков: при пуске мотора на «холодную» после продолжительной стоянки смазочный состав будет сгорать вместе с топливом, что сразу покажет дымообразование;
  • залегание колец поршня;
  • — использование смазочного материала, не соответствующего требованиям производителя.

Сизый дым может образовываться и при несильном износе двигателя. После прогрева элементы силового агрегата начинают расширяться, и синий выхлоп постепенно становится менее сильным, а потом может и вовсе исчезнуть.


Белое плотное дымообразование

От пара он отличается не только повышенной плотностью. Если машина дымит белым дымом, то последний будет долго рассеивается. Одновременно ощущается запах гари, не исчезающий после достижения движком рабочей температуры. При пуске двигателя на «горячую» проблема также не решается. Белый дым говорит о наличии серьезных проблем в охлаждающей системе: попадании в масло антифриза. Оттенки выхлопа зависят от типа антифриза (ОЖ). Причины возникновения данной проблемы:

  • нарушение герметичности ГБЦ: образование трещин, сильная деформация или прогар прокладки;
  • применение низкокачественной ОЖ и : плохой антифриз способен буквально «проедать» металл, резко усиливая коррозию, что в может привести к невозможности восстановления некоторых деталей охлаждающей системы.

При смешивании антифриза и масла, последнее утрачивает свои качества и становится менее вязким, что отрицательно сказывается на нормальном функционировании всех систем силовой установки и ведет к снижению его эксплуатационного ресурса.


Необходимые действия при появлении белого плотного дыма

Сначала внимательно осмотрите свечи: если на них есть накипь, это говорит о попадании воды внутрь цилиндров. Затем откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения: малый уровень антифриза, масляная пленка, запах гари свидетельствуют о нарушении герметичности системы охлаждения. Далее нужно демонтировать головку и проверить целостность ее прокладки, наличие трещин. Все восстановительные работы необходимо проводить в специализированной автомастерской.

Действия при появлении сизого дыма

В камеру, где приготовляется воздушно-топливная смесь, масло проникает через утратившую свою герметичность клапана или «благодаря» изношенным поршневым кольцам и . Тогда потребуется растачивать и хонинговать цилиндры, переходить на следующий ремонтный размер. Иногда (но ненадолго) помогает замена поршневых колец. Первый вариант, когда количество масла, попадающего в цилиндры, превышает все пределы, подразумевает или клапанов.

Иногда беловатый дым синего оттенка образуется из-за утечки смазывающего состава и попадания его на выпускной коллектор. Тогда проверьте и при необходимости поставить новые прокладки и (или) сальник коленвала.

Неисправности двигателя с турбокомпрессором

Если машина оснащена этим агрегатом, то появление белого выхлопа с сизым оттенком может быть связано с утечкой масла, которое вместо того, чтобы смазывать подшипники турбины, идет в систему пуска. Чтобы проверить это, снимите турбину с дизеля или бензинового мотора и посмотрите, есть ли масло в воздуховоде. Если это так, то целесообразнее посетить автомастерскую. При выходе из трубы черного дыма протестируйте герметичность впускной системы. Особенно хорошо заметен выход темного выхлопа при перегазовке.