Первые русские автомобили. История отечественных автомобилей

Пора затронуть и столь популярный вопрос: , а также, кто и когда его изобрел. Мы уже узнали кто изобрел первый автомобиль в мире , но наши умельцы отстали от Генри Форда и Готлиба Даймлера всего лишь на 10 лет.

Самый первый русский автомобиль создали два изобретателя, живущие тогда в Петербурге – Яковлев Евгений Александрович , отставной лейтенант российского военного флота, и Фрезе Пётр Александрович , горный инженер. Именно в Петербурге и был создан первый в России самоходный экипаж. На всеобщее обозрение он был представлен на Всероссийской художественно-промышленной выставке, что состоялась в июне 1896 года в Нижнем Новгороде. Как утверждают сами создатели первого российского автомобиля, они создали его чуть раньше – в мае этого же года.

Но следуя букве закона известно, что все его увидели именно в июне на выставке в 1896 года. Это подтверждает сообщение в петербургской газете «Новое время», которое появилось 8 июня 1896 года. Так же известно, что первый российский автомобиль был оснащен кузовом для двух пассажиров, при этом весил 300 кг и мог развивать скорость до 20 км/ч.

Яковлев в 1891 году основал в Санкт-Петербурге на Большой Спасской улице «Первый российский завод газовых и керосиновых двигателей Е. А. Яковлева», сейчас он носит название «Вулкан». А Петр Фрезе владел Акционерным общество, которое производило экипажи «Фрезе и Ко». Оно находилось по адресу С-Петербург, Эртелев переулок дом 10 (сейчас это улица Чехова)

Е. Яковлев сделал для первого российского автомобиля двигатель, имеющий один горизонтальный цилиндр, и трансмиссию, состоявшую из дифференциала и двухступенчатой коробки передач. Двигатель имел мощность в 2 лошадиных силы. Производя эти изобретения Яковлев использовал опыт Карла Бенца . Стоит отметить что так же делали и другие создатели автомобилей тех лет из Франции, США, Германии и многих других стран.

Интересный факт: первым автомобилем на петербуржских улицах стал «Бенц», четырехместная модель «Виктория».

Первые русские автомобильные заводы.

На заре роста автомобилестроения в России почти не было автомобильных заводов полного цикла. Почти все заводы производили только шасси и моторную основу. Для того, чтобы получить полный автомобиль надо было купить шасси и доставить его на фабрику по производству экипажей, где с учётом ваших пожеланий создавали кузов автомобиля. В то время кузов называли «кароссери».

Однако стоит сказать, что русские кароссери высоко ценились даже за рубежом. Кузова производства русских фабрик много раз получали высшие награды на престижных международных выставках автомобилей в период с 1907 по 1913 года проходивших в России.

К примеру, на первой из таких выставок, проходившей в 1907 году, большой золотой медалью были удостоены автомобильные кузова фирмы «П. Д. Яковлева». А на 4ой Международной автомобильной выставке 1913го года (Петербург) был представлены полдюжины автомобилей «Мерседес», имеющих кузова экипажной фабрики «Брейтигам» города Петербург.

Среди самых лучших экипажных фабрик звучали такие имена, как «Победа», «Фрезе», «П. Д. Яковлев», «Пузырёв» и «Отто». Но среди них только фабрика «Фрезе и Ко» пыталась наладить выпуск грузовых и легковых автомобилей. В начале ХХ века она создала несколько десятков автомобилей с трансмиссией и двигателем «Де Дион Бутон», а так же первый троллейбус и поезд с электротрансмиссией. Но все эти изобретения так и не были развиты до полных итоговых образцов.

Первый русский автомобильный завод Пузырева.

Натурально первый русский автомобильный завод был основан в 1909 году. Он назывался «Русский автомобильный завод И. П. Пузырёва». Его создатель хотел и сделал завод, который все части для автомобилей делал сам из русских материалов, руками русских рабочих под руководством отечественных инженеров. Так же у этого завода была цель – придумать и сделать автомобиль для российских дорог. И вскоре он был создан: модели носили названия «28-35» (1911г) и «А28-40» (1912г). Эти автомобили были просты по устройству. В них был заложен большой запас прочности, но они были немного тяжеловаты. Они имели большую проходимость, благодаря высокому дорожному просвету – 320мм.

На автомобилях, производства завода Пузырева, впервые во всем мире передачи в трансмиссии переключались с помощью кулачковых муфт – это собственное изобретение завода. Все рычаги для переключения передач были размещены внутри кузова. А все картеры двигателя, дифференциала и коробки передач были созданы из алюминия. Двигатель развивал мощность до 40 л.с.

На уже упомянутой нами, IV Международной автовыставке в Петербурге (весна 1913г.) Пузырев представил 3 машины – закрытый пятиместный лимузин и открытый семиместный автомобиль с кузовом торпеда, а также первый российский гоночный автомобиль с верхнеклапанным двигателем и спортивным шасси.

Антон Шиханов для автомобильного портала Колёса.ру

В этом году - серьезный юбилей. Ни много ни мало, ровно 120 лет назад был представлен первый российский автомобиль, который должен был стать серийным. Но так и не стал.

Предпосылки изобретения

Эпоху царствования Николая Второго принято делить на два этапа, когда бурным развитием всех сфер экономики считают года, предшествующие революции 1905 года. Именно тогда на знаменитой Нижегородской Выставке показали машину, которая имела полное право именоваться русской.

Если верить историческим справкам, то в 1893 году, во время посещения Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго, Петр Фрезе и Евгений Яковлев (привезший в Соединенные Штаты свой двигатель внутреннего сгорания на жидком топливе) увидели представленный Карлом Бенцем автомобиль.


Патент, выданный Карлу Бенцу на его автомобиль, 1886 год

Экспозиция нашей страны тогда была далеко не промышленной: русские инженеры и геологи показывали Донбасское золото и коллекцию почв с 1/6 суши…


Русский павильон на Всемирной колумбовой выставке в Чикаго, 1893 год

И если Чикагская выставка должна была показать триумф американской действительности, то Всероссийская нижегородская символизировала потенциал Империи, которая вступила в период экономического роста и расцвета.

Сейчас может показаться удивительным, но всего лишь спустя три года в преимущественно крестьянской стране был создан автомобиль, который не только не имел в своей конструкции зарубежных деталей, но и ни в чем не уступал современным аналогам из стран Европы и США. Импортозамещение? Да, во всей своей красе.

Чины 9 класса в отставке

Евгений Яковлев был отставным лейтенантом русского флота, а Петр Фрезе, сын обрусевшего немца, - титулярным советником, также оставившим службу. Согласно петровской табели о рангах, оба изобретателя являлись чинами девятого класса. Останься они на действительной еще пару лет и, получив новые звания, будущие изобретатели попали бы в разряд «высокоблагородий». Впрочем, не это занимало все их мысли.


Петр Фрезе и Евгений Яковлев

Так, к тому моменту, как приступить к созданию автомобиля, Евгений Яковлев был уже признанным в стране конструктором двигателей внутреннего сгорания, обласканный самим Менделеевым и имевший множество заказов на их производство. Петр Фрезе являлся успешным управляющим собственной же фирмы «Фрезе и Ко», которая занималась производством колясок и экипажей. На уже упомянутой выше чикагской выставке экипажная фабрика Фрезе удостоилась бронзовой медали и почетного диплома.

Экспонат Всероссийской выставки

Со всех городов Российской Империи, по железным дорогам (в том числе круговой электрической (!!!) на выставку съезжались посетители. Место проведения было выбрано неслучайно - по соседству со знаменитой Нижегородской ярмаркой, в Макарьевской части города, на берегу Оки, близ леса графа Шувалова.


Главный ярмарочный дом на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, 1896 год

Ехали смотреть на достижения в сельском хозяйстве, на потенциал нефтехимического промысла Нобеля. Кого-то интересовали павильоны, выстроенные в «русском» стиле, кто-то ехал просто погулять, попить продававшиеся здесь фруктовые и минеральные воды. Любой посетитель выставки мог найти для себя что-то познавательное.

Для Фрезе и Яковлева открывалась перспектива завоевания обширного российского рынка, который пока не был заполонен иностранной продукцией.

Российский транспорт

В то время, когда большинство жителей нашей страны передвигалось либо пешком, либо на лошадях, самодвижущаяся пролетка, а именно так выглядел первый автомобиль, была прорывом.

Конечно, в России уже были машины зарубежных марок. Но собственный гараж у императора появился лишь в 1905, то есть спустя 9 лет. Поэтому, страна, где основой дорожного движения были извозчики, да конки в крупных городах, остро нуждалась в подобном транспорте.

Технические характеристики

Автомобиль обладал солидным запасом хода: при скорости в 21 км/ч можно было ездить без малого 10 часов. Иными словами, 210 километров на одной заправке.


Автомобиль Яковлева и Фрезе в действии, Нижний Новгород, 1896 год

Нынешние «реплики» автомобиля, которые выставлены в музеях, не могут в полной мере считаться точными копиями, поскольку история не сохранила чертежей. Тем не менее, некоторые факты являются вполне достоверными.

Так, в то время, когда мощность двигателя в 150 л.с. уже считается достаточно средним показателем, первый русский автомобиль приводился в движение мотором, который был эквивалентен двум условным «лошадям»… Была применена заднемоторная компоновка. По нынешним меркам двигатель являлся простым: он был четырехтактным, цилиндр был один и располагался горизонтально, применялось водяное охлаждение. В качестве радиаторов использовались емкости из латуни, достаточно мягкого сплава, которые были расположены сзади по бортам автомобиля.



Всё в этой конструкции было незамысловато! Но напомним, что 120 лет назад мир был совсем иным. Яковлев использовал в компоновке своего автомобиля карбюратор испарительного типа, а коробка передач имела все позиции: вперед и холостую. Назад автомобиль ездить не мог.


Однако, были и достаточно своеобразные и неоднозначные решения. Так, достоверно известно, что межколесный дифференциал был расположен не между колесами, а впереди них; тормозов было два. Ножной передавал воздействие на ведущий вал трансмиссии, в то время как ручным прижимались резиновые бруски к шинам задних колес.

Внешний вид

Автомобили с современными нам типами кузовов появятся несколько позже. В конце 19 века все они, включая детище Бенца, больше походили на открытый экипаж. Фабрика Евгения Фрезе не сделала открытия в этом направлении. Внешне автомобиль напоминал пролетку, в которую не нужно было впрягать лошадь. Его длина составляла 2,2 метра, а ширина - 1,5. Колеса также были чисто «каретными». Их диаметр составлял около полутора метров. При этом подвеска была рессорной. Что касается самого кузова, то для его изготовления были применены деревянные брусья.

Эпилог

У всех русских изобретений, как правило, похожая судьба. Стоит вспомнить хотя бы паровоз Черепановых, который какое-то время возил дрова для уральских заводов оружейников Демидовых, вместо того, чтобы служить транспортом для людей.

Автомобиль Яковлева и Фрезе был яркой вспышкой на страницах нашей истории. Но время триумфа длилось совсем недолго. Евгений Яковлев умер, а Петр Фрезе ввиду экономических причин был вынужден продать свое дело Русско-Балтийскому вагонному заводу. Изобретение, созданное быть серийным, так и осталось штучным экземпляром


Сушильные шкафы для одежды и обуви выпускает много компаний. Большая часть российского рынка занята производителями из нашей страны. Здесь мы рассмотрим два бренда "КУБАНЬ" (Ампаро) и "РШС" от московского завода Рубин. Московское производственное объединение «Рубин» выпускает как традиционные сушильные шкафы, так и инфракрасные. Производство сертифицировано, продукция представлены на рынке уже 23 года. ...

Сушильные шкафы для одежды и обуви

0 292


MAXANTO предлагает посмотреть видео о том, как крепостной крестьянин рассказывает о чудачествах барина-индуиста и загадочной и непостижимой Сансаре! ...

Театр одного актера: крепостной, барин-индуист и Сансара

0 339


Говорят, что лицедеи - это люди, которые раскрывают человеческую сущность. Эмоции, бьющие через край, пантомима на грани фола. Всё это в видео, которое MAXANTO разместили прямо под этим текстом. ...

Кто ты на самом деле? Ты изменился?

0 389


Энни Вейч - художница из Онтарио (Канада). На ее картинах маслом - женские фигуры. Она исследует и преподносит нам простую красоту тела, а также пытается передать спектр сложных человеческих эмоций. ...

Картины сна на полотнах канадки Annie Veitch

0 648


История возникновения и развития урду чрезвычайно интересна. В IX веке с появлением в Индии мусульманских завоевателей североиндийский хиндави—развитой язык с богатым фольклором — начал обогащаться множеством персидских и арабских слов и перенял несколько видоизмененную арабскую письменность. ...

Индия: язык урду (хиндустани)

0 664


Когда подходит время готовности документов для подключения газа, нужно заняться выбором газового котла. Марок котлов очень много, и в этой пестроте оборудования, необходимо выбрать котел, который бы удовлетворял всем Вашим требованиям. Разговоры с соседями, у которых уже давно подключен газ, как правило, ничего определенного не дают. Каждый рассказывает свои истории, кто хвалит котел, а у кого уже третий, а последний очень хороший. ...

Как выбрать газовый котел, бойлер, систему удаленного доступа и т.д.

0 403


Сейчас в интернете представлено множество компаний, которые предлагают своим клиентам широкий ассортимент самой разной продукции.В этой статье мы расскажем про популярные интернет-магазины, которые продают уборочную технику и оборудование. Итак, топ-5: ...

Обзор интернет-магазинов, где можно купить уборочное оборудование

0 470


Строительство храмового комплекса Тупден Шедудлинг в Отрадном идет своим чередом. Уже построена Ступа Просветления рядом с Временной Ступой. ...

Ступа Просветления Храмового комплекса Тупден Шедублинг - Москва

0 658


Необоснованность мысли не дает мне покоя. Лучезарные мальчики поют свои речи с ютуб каналов, собирая миллионы подписчиков. Отдышавшись, я понял, что не завидую им, а где-то даже восхищаюсь. Вы только представьте, сколько желающих обучиться бизнесу и стать «Биг боссом». ...

Тренинги: как учиться, чтобы не уйти разочарованным?

0 714


Инструкция о том, как подключить комбинированный бойлер косвенного нагрева к системе отопления газового котла. ...

Подключение комбинированного бойлера косвенного нагрева (БКН) к системе отопления газового котла

0 1052


Порядок и сроки оформления документов и выполнения работ по подключению газа. При условии, что рядом с Вашим домом проходит газовая магистраль. ...

Подведение газа к частному дому в Подмосковье, в ТСН.

0 651


Как только дирижер откланивается публике, взмахивает своей палочкой, по мановению которой распахиваются красные театральные портьеры и вступает оркестр, понимаешь: это Имре Кальман. Его музыка, торжественная и вечная, переносит в удивительный мир венских оперетт, пусть даже сейчас они называются мюзиклами. ...

Принцесса цирка московского театра мюзикла

0 955


Новый клип группы Queen с вокалом Фредди Меркьюри на песню All Dead, All Dead с альбома News of the world. ...

Новый клип группы Queen c вокалом Фредди Меркьюри

0 1585


12 октября 2017 года Центробанком России были представлены купюры, чей номинал - 200 и 2000 рублей. ...

Центробанк представил новые купюры номиналом 200 и 2000 рублей

0 1424


Как полагают ученые, первые часы сбыли созданы и сделаны общественным достоянием древними греками. Для того, чтобы жившие в древних Афинах горожане не чувствовали себя вне времени, по улицам города сновали специальные люди, за небольшую плату сообщавшие, где на данный момент находится отметка тени солнечных часов. ...

Кто придумал часы? История изобретения

0 1259


"Баня лечит душу", так говорили на Руси, и были правы. Можно вспомнить, как в фильме "Гардемарины", француз, решивший пойти в русскую парную, кричал матом на своем языке и с позором бежал из стен святого места. Для русского, баня - это часть его жизни. В бане человек очищает тело и душу после трудовой недели. ...

Баня для тела и души

0 806


Лунатизм, снохождение - это особое состояние сна, наблюдаемое чаще у детей и подростков. При лунатизме отмечается расстройство сознания, сопровождающееся автоматическими сложными действиями во время ночного сна. ...

Лунатизм

0 1001


Традиционно, в северных странах для отопления дома в холодное время использовалась печь, в то время как в южных довольствовались каминами. Так было до недавнего времени, когда некоторые производители создали симбиоз печи с камином, который совместил в себе эстетику открытого огня и тепло от настоящей печи. Мы расскажем о шведском производителе KEDDY, который вот уже третье десятилетие выпускает целый модельный ряд печей с суперкассетами - закрытыми стеклом топками, сквозь которые вы можете наблюдать за тем, как огонь пожирает дрова. ...

Шведские печи-камины Keddy Maxette

0 1100


Оформление земельного участка и загородного дома в собственность на участке, предназначенном для строительства жилья (если это не садовое и не дачное товарищество) С 1.01.2017 года вместо свидетельства о регистрации права на землю введен новый документ, который называется «выписка из ЕГРН» (единого государственного реестра недвижимости). В состав выписки из ЕГРН вошли: выписка из ЕГРП (прав) и государственного кадастра недвижимости. ...

Оформление земельного участка и загородного дома в собственность

0 689


После просмотра шоу Точь-в-точь, где в роли судьи выступает Геннадий Хазанов, складывается тягостное впечатление. Глядя на него, можно решить, что эпоха лицедейства закончилась. Именно поэтому корреспондент MAXANTO с настороженностью шёл на спектакль театра Антона Чехова "Ужин с дураком"; каково же было его удивление, когда он вынес вердикт, что Хазанов, пожалуй, единственный, кто "унаследовал" феерическую манеру игры штрихами, по чуть-чуть, свойственную Аркадию Райкину. И не просто унаследовал, а пронес сквозь толщу десятилетий, нисколько не расплескав жидкость из этого драгоценного сосуда. ...

Ужин с дураком - Геннадий Хазанов

0 872


Есть такой анекдот, когда монах постучался в дверь к женщине на ночлег. Женщина поставила условие для ночлега: выпить с ней, съесть мясо или провести ночь. Монах отказался, но выбор был невелик, иначе ночью он бы замерз, так как находился в горах, где лежал снег. И монах согласился выпить с ней немного вина. И только выпив, он съел мяса, ну а после уже и переспал с ней. ...

Исповедь вегетарианца или как я снова стал есть мясо

0 1136

Москва. Красная площадь. Сколько было сказано, сколько написано. На Красной площади проходили и проходят военные парады, люди идут на встречу с Лениным в мавзолее. Все-таки чудо, а вдруг скоро уберут? ...

Москва. Красная площадь. Лето 2017.

0 1353


31 мая, в канун лета, корреспондент MAXANTO побывал на клубной встрече, которую провел Андрей Веселов на тему: "Стратегические изменения: разбудите силу 5П!" ...

Стратегические изменения: разбудите силу 5П

0 1691


Тех, кто привык летом смотреть себе под ноги, знают, что на природе, да и в городских джунглях, по земле ползает множество самых разных жуков. При этом иногда мы даже как-то и не задумываемся над тем, что некоторые виды занесены в Красную книгу… Одним из исчезающих видов является жужелица кавказская...

Жужелица кавказская - жук из Красной книги

0 4254


Многие задумываются о постройке загородного дома. На что обратить особое внимание при его постройке и монтаже инженерных коммуникаций? С чего начать? ...

Ошибки при строительстве загородного дома

0 1383


В Калининграде строится завод, где планируется производить автоматические коробки. Согласно бизнес-плану, площадь производственной территории составит 80 тысяч квадратных метров, а планируемый объем производства должен достигать 30 тысяч АКП в год. ...

КАТЕ: российские автоматические коробки передач

0 4206


Илон Маск предлагает кардинальное решение - постройку новых линий метрополитена именно для машин. На первый взгляд это выглядит футуристично и не реализуемо. Но давайте на миг отвлечемся и вспомним о том, что другой не менее правдоподобный проект Илона Маска - Hyperloop (постройка труб, в которых будут передвигаться поезда со скоростью свыше 1200 км/ч), уже реализуется. Поэтому, давайте посмотрим, как видится разработчикам андерграунд для автомобилей. ...

Метрополитен для автомобилей

0 912


Установка ТЭНа в бойлер косвенного нагрева Baxi Premier Plus

0 3074


Первый УАЗ ДЕВОЛРО будет готов в начале июля 2017! Орлов обозначил срок появления первого автомобиля в США. УАЗ ДЕВОЛРО можно будет впервые увидеть (и купить) уже в июле 2017 года! Цена будет зависеть от комплектации, начало от 15,000$ и до 35,000$. ...

Первый УАЗ ДЕВОЛРО можно будет купить в начале июля 2017 года

0 1224


Сегодня диспоузеры уже не являются удивительными приборами. Во многих квартирах и загородных домах их применение стало обыденным. Тем не менее, среди широких слоёв населения еще нет полной уверенности в том, что они действительно нужны. Более того, словосочетание «измельчитель пищевых отходов» порой ставит в тупик, потому как не совсем понятно, для чего вообще что-то измельчать? ...

Диспоузеры Bone Crusher и InSinkErator

0 1063


Известно, что нет в природе двух одинаковых людей. Даже двойники, при близком рассмотрении совсем не являются идентичными. Природой заложено бесчисленное разнообразие видов, что, в конечном счете, является элементом эволюции. Наверняка многие обращали внимание на то, что в человеке различно всё: и даже уши. Так, существует несколько классификаций ушных раковин.Безусловно, когда речь заходит об идентификации личности, в первую очередь имеется в виду опознание трупов в криминалистике. Так, по данным Министерства внутренних дел, каждый год в стране обнаруживают более двадцати тысяч (!!!) неопознанных трупов. Поэтому данная проблема интересна в большей степени именно экспертам в уголовном розыске. ...

Идентификация личности по ушным раковинам в криминалистике

0 1620


Гусеницы - известные вредители. Конечно, потом они станут бабочками и, хотя останутся такими же истребителями урожаев, но при этом приобретут определенную красочность и будут радовать глаз. Что касается их предтечи - гусениц, или, как их еще называют, личинок, то они не вызывают симпатий. Хотя некоторые представители определенно фотогеничны. ...

Гусеницы - фитофаги, поедающие листья

0 1745


Кроме России и Европы «проворные ящерицы» обитают даже на северо-западе Монголии. Впрочем, быть может, именно из Монголии они пришли на Русь вместе с полчищами Чингисхана! Взгляните на две карты - ареал обитания «проворных ящериц» и очерченную границу Монгольской империи - они частично совпадают. Существует альтернативное мнение, что это неспроста. ...

Путь ящерицы: из Монголии в Европу

0 1183


Ипох - город в Малайзии, который стал бурно развиваться на рубеже 19 столетия. Сейчас в нем проживает свыше семисот тысяч жителей, вокруг - современные постройки. Впрочем, сохранились и здания колониальной эпохи. Достаточно интересными являются и граффити на стенах старого города (Old town), которые были созданы Эрнестом Захаревичем. Рисунки появились после поездки художника по стране. Так получились такие образы, как "велорикша", "старик с чашкой кофе", "дети на бумажном самолетике", "чайные пакетики", "девочка на табуретке" и "колибри". ...

Граффити на стенах Ипоха, Малайзия

0 897


Корреспонденты MAXANTO посетили тренинг «103 новые фишки активных продаж», который провел известный тренер по продажам Дмитрий Ткаченко. ...

103 новые фишки активных продаж

0 1136


Сегодня международное издание motor1.com опубликовало серию фотографий «загадочного прототипа большого седана». Снимки были сделаны фотографами издания во время проведения ходовых испытаний на одном из замерзших озер в Швеции. И если некоторые иностранные читатели не вполне знакомы с дизайном будущего президентского лимузина, который должен быть готов к предстоящей инаугурации в 2018 году, то читатели MAXANTO без труда угадают под камуфляжем будущий лимузин марки AURUS, а вовсе не Rolls-Royce или Bentley. ...

Тест президентского лимузина (проекта "Кортеж") в Швеции

0 1392


Говорят, что научить торговать нельзя. Но это не так. Например, скончавшийся совсем недавно Дэвид Рокфеллер-старший, несмотря на унаследованный капитал, учился в Лондонской школе экономики и политических наук. В Москве уже не первый год проходит, организованная под эгидой и при непосредственной поддержке B2Bbasis конференция "Продажи и маркетинг-2017". Корреспонденты MAXANTO побывали на этом интересном мероприятии, чтобы ознакомиться со всеми актуальными тенденциями в сфере маркетинга и продвижения услуг на рынок. ...

Продажи и маркетинг - 2017: тренды этого года

0 1208


Когда Жан-Клод Ван Дамм показал шпагат на двух движущихся грузовиках Volvo, мир захлебнулся в рукоплесканиях. Но ролик с Ван Даммом - это далеко не первый случай, когда артисты показывали растяжку между движущимися объектами. Конечно, первыми, кто стал показывать людям такие трюки, были циркачи. MAXANTO удалось разыскать фотографию учеников Владимира Дурова. По всей вероятности, снимок датируется 60-ми годами прошлого века. На снимке - артистка цирка Владислава Варьякоене. ...

Шпагат на слонах, грузовиках, мотоциклах

0 1090

В течение последнего десятилетия Сатоши Сайкуса создал ряд проектов, в которых затронуты такие темы, как ночь, память и хрупкость бытия.Независимо от того, работает ли он в серии портретов, натюрмортов или инсталляций, сквозь всё творчество, по его словам, проходит буддийская концепция непостоянства - с акцентом на memento mori. ...

Фотограф Сатоши Сайкуса: темы смерти, рождения и сна

0 882


Ева Грин - роковая красотка из последнего перезапуска фильмов про Джеймса Бонда. Та самая Веспер Линд, оставившая шрамы на сердце агента 007. Мы не будем размышлять о притягательности этой женщины. Сегодня MAXANTO покажет вам образы, созданные ею в сотрудничестве с японским фотографом Сатоши Сайкуса. ...

Ева Грин: девушка Бонда в японском объективе

0 1530


Конечно, мы не будем оригинальными, если скажем, что богомолы - это инопланетные существа. Конечно, они живут на Земле и очень распространены на ней. Но присмотритесь к ним внимательно: не их ли головы копировали и копируют американские киностудии, создавая свои фильмы про ужасных пришельцев из космоса?Глядя на них, успокаивает только одно: богомолы маленькие насекомые. Если же представить, что они были бы размером хотя бы с кошку или собаку, уверяем, при встрече с ними вам стало бы не по себе. ...

В июле 1896 года на Нижегородской промышленно-художественной выставке Яковлев Е.А. и Фрезе П.А. впервые представили свой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в нашей стране. Автомобиль естественно был назван в их честь - Фрезе и Яковлев (другое название Яковлев-Фрезе), это был первый автомобиль Российской Империи. Изготавливали его частями, двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе.

Конечно, первый русский автомобиль не был предметом гениальной идеи их создателей и уж точно не был уникальным, например за 3 года до появления автомобиля Яковлева и Фрезе, в 1893 году, на Всемирной выставке в Чикаго был показан автомобиль «Бенц-Виктория». Кроме этого, данный автомобиль появился в то время, когда во всем мире имелись предпосылки рождения автомобильной промышленности.

Не смотря на то, что во всем мире уже бурно развивалась автомобильная промышленность «Журнал новейших открытий и изобретений» в 1896 году отметил ряд существенных улучшений в конструкции ходовой части, трансмиссии и кузова автомобиля по сравнению с машинами других фирм.

В 1898 году Е. А. Яковлев умер, а его компаньоны не проявили интереса к двигателям внутреннего сгорания и переориентировали завод. Фрезе пришлось покупать двигатели за границей и в конечном итоге в 1910 году, он продал свою фабрику Русско-Балтийскому вагонному заводу.

На данный момент чертежей автомобиля Фрезе и Яковлева не сохранилось, и параметры автомобиля восстанавливали по имеющимся фотографиям и описаниям.

Помимо легковых автомобилей в 1902-1903 годах выпускали 10-местные автобусы с 1-цилиндровым 4-тактным двигателем объемом 864 см 3 и мощностью 8 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту.

Дизайн и конструкция

Внешне автомобиль походил на легкую конную коляску. Обод колеса изготавливался из дерева, шины резиновые, сплошные. Вращение колеса происходило не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках. Подвеска - рессорная, с большим числом листов со значительным трением между ними (своего рода фрикционный гаситель колебаний) это позволяло обходиться без амортизаторов, причем рессорная подвеска была как сзади, так и спереди. Передние рессоры поворачивались вместе с колесами.

Кузов состоял из деревянных гнутых брусьев. По меркам нынешних легковых автомобилей диаметр колеса автомобиля Фрезе и Яковлева был просто огромен и составлял 1.2-1.5 метра. Это делалось с целью снижения дорожных толчков, с чем сплошные резиновые шины справлялись не лучшим образом.

Двигатель автомобиля был четырехтактный с одним горизонтальным цилиндром и находился в задней части кузова. Сейчас уже невозможно установить, сколько автомобилей было изготовлено. Однако одно можно сказать точно, конструкция Яковлева-Фрезе была создана именно как серийный коммерческий автомобиль.

Фотографии

Первый русский автомобиль родился в Петербурге в мае 1896 года и впервые был показан на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде в июне того-же года. Машина с двухместным кузовом весила около 300 кг и развивала скорость до 20 км/ч. Первое сообщение в прессе об этом событии появилось 8 июля 1896 г. в петербургской газете «Новое время». Создателями первого отечественного безлошадного экипажа стали два петербургских изобретателя - отставной лейтенант военного флота Евгений Александрович Яковлев и горный инженер Петр Александрович Фрезе . Одному принадлежал основанный в 1891 году на Большой Спасской улице (в С-Петербурге) «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева» (ныне завод «Вулкан»), другому - Акционерное общество постройки экипажей «Фрезе и К°" в доме 10 по Эртелеву переулку (ныне М.Морская улица, С-Петербург) Е. Яковлев взялся изготавливать двигатель с одним горизонтальным цилиндром мощностью около двух лошадиных сил, и трансмиссию (двухступенчатую коробку передач и дифференциал). В этом он опирался на опыт К. Бенца, как и другие создатели автомобилей того времени Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, США.

Интересный факт

На ранней стадии автомобилестроения наряду с автомобильными заводами возникают и кузовные (экипажные). Большинство заводов выпускали только шасси и покупатель, приобретая шасси, отдавал его на экипажную фабрику, где в соответствии с его пожеланиями изготовляли „кароссери“ - так назывались тогда кузова для автомобилей. Свидетельством высокой оценки русских кароссери служит отчет о IV Международной автомобильной выставке проходившей в Петербурге в 1913 году. Среди её экспонатов на стенде№29 были представлены пять автомобилей „Мерседес“ с кузовами петербургской экипажной фабрики „Брейтигам“. В ряду других экипажных фабрик ведущие место занимали такие петербургские фабрики как предприятия „Фрезе“, „Победа“, «П.Д. Яковлев», «Отто» и «Пузырёв». Кузова русских фабрик не раз отмечались высшими наградами на международных автомобильных выставках 1907-1913 гг. в России. На первой из этих выставок в 1907 году большой золотой медалью награждены кузова фирмы «П.Д. Яковлева». Но из всех этих экипажных фабрик лишь «Фрезе и К°" сделала попытку организовать выпуск легковых и грузовых автомобилей. С 1901 по 1904 гг. она изготовила несколько десятков машин с двигателеми и трансмиссией фирмы „Де Дион Бутон“,а так-же испытала экспериментальный троллейбус и автопоезд с электро-трансмиссией. Но слабость производственной базы не позволило развить начатое дело.

В 1909 г. был заложен „Русский автомобильный завод И.П. Пузырева“. Его основатель задался целью поставить дело так, чтобы русское производство не было бы только названием, а было бы действительно русским "…завод вырабатывал самостоятельно все автомобильные части из русского материала, русскими рабочими и под руководством русских инженеров“. Второй задачей  было создать автомобиль, отвечающий требованиям передвижения в России (применительно к особенностям наших дорог). В 1911 г. основная модель завода обозначалась "28-35», в 1912 г. «А28-40». Эта машина была довольно проста по устройству, имела большой запаc прочности, но была несколько тяжеловата . Её отличия были в высокой проходимости, дорожном просвете в 320 мм и другими новшествами. На автомобилях Пузырёва впервые в мире все передачи в КПП включались кулачковыми муфтами - это было собственное изобретение завода. Рычаги переключения передач размещались уже не снаружи кузова, а внутри его. Картеры двигателя, коробки передач и дифференциала были отлиты из алюминия, задний мост имел полуоси полностью разгруженного типа.
Рабочий объем двигателей был до 6325 куб.см, мощность до 40 л.с. На IV Международной автомобильной выставке в Петербурге весной 1913 г. И.П. Пузырев экспонировал три машины - открытую с семиместным кузовом "торпедо" и закрытую с пятиместным кузовом "лимузин" - обе c 40-сильным двигателями, а так-же спортивное шасси с верхнеклапанным двигателем.

Автомобиль Яковлева и Фрезе

Автомобиль Яковлева и Фрезе

Создателями первого русского автомобиля считаются Евгений Александрович Яковлев (1857-1898 гг.) и Петр Александрович Фрезе (1844-1918 гг.): 1 (14) июля 1896 года на Нижегородской промышленно-художественной выставке они представили первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в нашей стране.

Нельзя сказать, что русские инженеры не искали информацию о достижениях науки и техники за рубежом. Известный московский пропагандист технического прогресса и изобретательства П.К. Энгельмейер еще в 1883 г. встретился в Германии с К. Бенцем, а Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе побывали в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго, где экспонировался автомобиль «Бенц-Виктория». Таким образом, было бы неверным отнестись к созданию автомобиля Яковлевым и Фрезе, как к гениальному озарению технической мысли. Более того, он родился в то время, когда во всем мире имелись предпосылки рождения автомобильной промышленности. Именно летом того же 1896 г. Г. Форд совершил первый выезд на своем «квадрицикле», во Франции состоялись автомобильные гонки Париж - Марсель - Париж на дистанции длиной 1720 км, и Э. Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами. В том же году Россия ввела у себя правила дорожного движения, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии парламент отменил закон о человеке с красным флагом, который - должен был идти впереди любого безлошадного экипажа. И Фрезе и Яковлев знали об экспериментах с самодвижущимися экипажами во Франции и Германии, а «Бенц» модели «Виктория», который они в деталях могли рассмотреть на Всемирной выставке в Чикаго, поразил их воображение. Экипажная часть первого русского автомобиля по конструкции следовала традициям легких конных колясок. Колеса с деревянными ободьями и сплошными резиновыми шинами вращались не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках. Их опорная поверхность должна была быть большой и отсюда массивные ступицы.

Рессорная подвеска неразрезных осей тогда отличалась очень большим разнообразием конструкций, нередко довольно сложных. Простейшая конструкция для легких открытых экипажей (на 2-4 человека) - на четырех продольных полуэллиптических рессорах. Большое число листов со значительным трением между листами (своего рода фрикционный гаситель колебаний) позволяло обходиться без амортизаторов. На легких экипажах часто не было рамы. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход». Кузов же с каркасом из деревянных гнутых брусьев представлял собой самостоятельную несущую систему, которая соединялась с «ходом» через рессоры. Колеса, оснащенные сплошными резиновыми шинами, плохо поглощали дорожные толчки, особенно при езде по булыжным мостовым. Поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200-1500 мм).

В конных экипажах поворот осуществлялся передними колесами. Оглобли соединялись с наружными частями ступиц, а сама ось с колесами поворачивалась на вертлюге относительно кузова. При этом передние колеса заходили под так называемый «гусь» (передок кузова), а их приходилось делать диаметром меньше, чем задние, чтобы «гусь» и расположенные над ним козлы не были очень высокими. Но в конце XIX века некоторые экипажные мастера начали устанавливать передние колеса на поворотных шкворнях. А поскольку на поворотах колеса катились по дугам разных радиусов, то пришлось изобрести специальные механизмы, известные как система Аккермана или трапеция Жанто (по имени своих создателей).

Этим принципам следовали многие экипажные мастера, их же придерживался и П.А. Фрезе при разработке шасси первого русского автомобиля. Он внимательно изучил патент К. Бенца, выданный ему в 1893 г., и нашел собственное решение. Фрезе поместил рессоры подвески передних колес рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес. Передние рессоры поворачивались вместе с колесами относительно шкворней, причем шкворни П.А. Фрезе предусмотрел не только в балке передней оси, но и в расположенной над ней поперечине, жестко связанной с каркасом кузова. На ней же крепилась рулевая трапеция, высоко поднятая над дорогой и таким образом не подверженная ударам о возможные препятствия. Для сравнительно легкой (320 кг) коляски П.А. Фрезе выбрал деревянные колеса, полагая, что булыжная мостовая требует более прочной их конструкции. Колеса велосипедного типа были бы проще, но в Петербурге тогда еще не существовало велосипедных фабрик, где можно было бы заказать колеса. Фирмы же «Дукс» и «Лейтнер» находились достаточно далеко: в Москве и Риге.

Естественно, что колеса оснащались сплошными резиновыми шинами, так как петербургская фирма «Треугольник» обратилась к производству пневматических шин лишь в 1898 г., два года спустя после экспериментов французского фабриканта Мишлена. Что касается двигателя и трансмиссии, то Е.А. Яковлев пошел по пути К. Бенца, однако он исправил некоторые его ошибки и сделал двигатель более легким. Во всяком случае, масса машины, построенной им вместе с П.А. Фрезе, оказалась такой же, как у малой модели «Вело» К. Бенца, выпуск которой начался в 1894 г. Важно также отметить, что немецкий и русский автомобили имели почти одинаковую колесную базу и сходную конструкцию. Но русский автомобиль был шире по колее, оснащался более тяжелыми деревянными колесами (на немецком - велосипедного типа) и комплектовался складным кожаным верхом. Это означало увеличение массы на 50-70 кг по сравнению с конструкцией К. Бенца.

1 - свечной фонарь; 2 - педаль ленточного тормоза трансмиссии; 3 - сигнальный рожок с резиновой грушей; 4 и 5 - рукоятки переключения передач; 6 - рукоятка золотника добавочного воздуха; 7 - ручка газа; 8 - тумблер опережения зажигания; 9 - рулевой рычаг; 10 - рычаг ручного колодочного тормоза; 11 - складной кожаный верх; 12 - глушитель; 13 - звездочка заднего колеса; 14 - карбюратор; 15 - с спускной краник карбюратора; 16 - цепь; 17 - звездочка дифференциальной оси.

По-видимому, Е.А. Яковлев существенно облегчил двигатель и трансмиссию, в частности выполнил собственно двигатель меньших, чем у К. Бенца, размеров. Моторы «Бенца», устанавливаемые на модель «Вело», при рабочем объеме 1045 см развивали мощность 1,5 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 450 мин, а с 1896 г. - 2,75 л.с. при частоте вращения 600 мин. У Е.А. Яковлева эта мощность составляла 2 л.с. Е.А. Яковлев, так же как и немецкий изобретатель, снабдил свой двигатель испарительной системой охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась. Любопытно, что Т. фон Либих, в 1894 г. совершивший на автомобиле «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения пробег из Райхенберга в Мангейм и обратно, расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150л (!) воды.

Запас воды (около 30 л) у Е.А. Яковлева размещался в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра размещался за спинкой сиденья. По примеру К. Бенца, Е.А. Яковлев изготовил и испарительный карбюратор. На снимках машины видна его нижняя часть со сливным краником. Этот карбюратор напоминал вертикальный цилиндрический бачок диаметром около 200 мм. Он подогревался отработавшими газами, бензин испарялся, насыщая парами проходивший через бачок воздух. Состав рабочей смеси мог быть изменен в смесителе, где она при необходимости объединялась добавочным воздухом. Для регулирования ее состава служил поворотный рычажок, выведенный под сиденье водителя. Количественной регулировки смеси, поступающей в цилиндр, не было, как и опережения зажигания. Электрическое зажигание осуществлялось от батареи и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем (разновидность катушки Румкорфа).

Указанные особенности конструкции не позволяли регулировать частоту вращения двигателя применительно к нагрузке на него и по пути предопределяли его работу как бы в стационарном режиме. Управлять его работой можно было, либо сильно обогащая смесь, либо создавая пропуски в подаче тока на свечу. Такие действия были необходимы при переключении передач.

Автомобили К. Бенца, Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе располагали сходной по конструкции трансмиссией, принципиальная схема которой была заимствована от станков. Она состояла из двух ремней (у К. Бенца - кожаных, у Е.А. Яковлева - из прорезиненной ткани), работавших на ступенчатых шкивах. Каждый соответствовал низшей и высшей передачам, и каждый имел холостой ход. Передвижением ремней и, тем самым, переключением передач управляли с помощью двух рычажков на вертикальных осях, расположенных справа и слева от рулевой колонки. Пробуксовка ремней при переключении заменяла действие механизма сцепления.

Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.

Рациональное сочетание собственных и заимствованных технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего «безлошадного экипажа». При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля «Бенц» (четырехместного модели «Виктория») не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г. Петербургский торговец Э. Зеленый весной 1895 г. заказал автомобиль фирме «Бенц». Автомобиль под № 218 прибыл в столицу 1 (14) августа 1895 г., и его приобрел архитектор А.К. Жиргалев, который совершил свой первый выезд 9 (22) августа 1896 г. на Марсово поле. Вполне очевидно, что эту громоздкую четырехместную машину (она весила 864 кг) модели «Виктория» копировать не имело смысла.