6 проходная газ. Памятник автомобилю ГАЗ-АА «полуторке» в Нижнем Новгороде

История ГАЗ начинается с конца двадцатых годов прошлого столетия. В марте 1929 года советом народного хозяйства Советского Союза подписывается указ о начале строительства нового в ближайшем расположении от Нижнего Новгорода. Начало строительства стартовало в начале мая 1930 года. В связи с образовавшимся поселением около новостройки в 1931 году был создан Автозаводский район, а к 1 января 1932 года ГАЗ был построен.

Проходная автомобильного завода ГАЗ

Но вначале он именовался Нижегородским автозаводом им. Молотова.

Прототипом первых нижегородских автомобилей послужили американские машины Форд. Легковушка ГАЗ А была разработана на базе «Форд А», за основу («полуторка») был взят американский грузовой автомобиль «Форд АА». Автомобили были похожи на «американцев», но все же имели собственные очертания – руководитель нижегородской конструкторской группы внести свою корректировку при разработке проектов.

В октябре Нижний Новгород переименовывается в Горький, затем меняет название и автозавод – он становится Горьковским.

Сборочный цех Горьковского автозавода

ГАЗ быстро набирает обороты – в 1933 году разрабатывается и запускается в серию автобус ГАЗ 03 30. Почти одновременно на базе ГАЗ А создается пикап, металлический кузов которого способен перевозить груз до 500 кг.

На следующий год появляется 3-осный ГАЗ ААА. В 1935 году ГАЗ уже произвел 100 000 автомобилей, и это событие было важной датой в истории завода.

В 1936 году завод приступает к выпуску . За основу «черного воронка» берется «фордовская» модель V8-40. Эта машина производилась и в первые военные годы, выпуск ее был прекращен в 1943 году. На базе ГАЗ М1 создается новая модель ГАЗ 11 73, на которой был установлен двигатель ГАЗ 11. Этот мотор имеет длинную историю – в дальнейшем им комплектовался хорошо всем известный .

Конвейер по производству двигателей для грузовиков ГАЗ

К началу Великой Отечественной войны завод ГАЗ освоил около двух десятков различных модификаций и произвел почти полмиллиона автомобилей различных типов. 70 процентов всех производимых автомашин в Советском Союзе до войны приходилось на долю Горьковского автозавода.

Так выглядит модель волги 31105

Но в этот раз на конвейере она продержалась недолго – в 2009 году сборочную линию «Волги» полностью свернули. Была еще одна попытка поставить на поток «Волгу Сайбер», но этот проект провалился, просуществовав около года.

0 оценило

Популярные за человека!

Памятник грузовику ГАЗ-АА установлен перед главной проходной ГАЗа.

Автомобиль был установлен на постамент у главной проходной в 1982 году в честь 50-летия Горьковского Автозавода. На памятнике имеется надпись: Памятный знак трудовой славы автозаводцев заложен 17 апреля 1982 года - в год пятидесятилетнего юбилея Горьковского автозавода .

История ГАЗ-АА

ГАЗ-АА , НАЗ-АА или полуторка — легендарный грузовой автомобиль Горьковского Автомобильного Завода. ГАЗ-АА представлял собой многократно модернизированную лицензионную копию грузовика Форд модели АА от 1930 года.

Автомобиль имел грузоподъёмность 1500 кг или полторы тонны, что и дало ему название полуторка .

Первая "полуторка" ГАЗ-АА сошла с конвейера Горьковского автозавода 29 января 1932 года. Тогда грузовик назывался НАЗ-АА, потому что Нижний Новгороды был переименован в Горький чуть позже.

Это был настоящий прорыв в автомобилестроении: "полуторки" отличались выносливостью, неприхотливостью, и хорошими характеристиками и что немаловажно для советских дорог - проходимостью.

Важную роль грузовик ГАЗ-АА сыграл во время Великой Отечественной войны и особенно - блокады Ленинграда, обеспечивая связь города с внешним миром перевозя продовольствия и обеспечивая эвакуацию.

Выпускалась полуторка до 1949 года, после чего уступила место на конвейере другим, более совершенным моделям.

г. Нижний Новгород, пр. Ленина
ближайшая станция метро "Кировская"

На фото - Главная проходная ГАЗ.

Горьковский автомобильный завод - крупнейшее в Автозаводском районе предприятие, да и в городе, наверное, тоже. И самое известное.

А начинался он в 1930 году с гигантской стройки. Всего за 17 месяцев строительство было в основном закончено, а к 1932 году завод вступил в строй действующих предприятий.


29 января 1932 года на главном конвейере автозавода был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-АА. Точнее, НАЗ-АА, потому что Нижний переименовали в Горький чуть позднее.


На нем устанавливался четырехцилиндровый двигатель мощностью 42 л. с. Из-за низкой степени сжатия, составлявшей всего 4,25, в качестве топлива применялся низкооктановый бензин, что тогда было очень важно.

Дело в том, что высоококтанового топлива советские заводы еще не делали. А ГАЗ-АА могла ездить хоть на керосине, хоть на тракторном лигроине.


Запас хода составлял 215 км. Грузоподъемность автомобиля - полторы тонны. Поэтому и называли машину «полуторка».


ГАЗ-АА и его измененный вариант ГАЗ-ММ прошли Великую Отечественную войну и выпускались на автозаводе до 1949 года. А всего их было выпущено всеми заводами почти миллион (985 тысяч шт.).


В честь 50-летия ГАЗ у главной проходной было решено разбить сквер и установить памятный знак трудовой славы автозаводцев. Рабочие предложили установить на пьедестале грузовик "ГАЗ-АА".

На памятнике сбоку написано: "Памятный знак трудовой славы автозаводцев заложен 17 апреля 1982 года - в год пятидесятилетнего юбилея Горьковского автозавода".


В сквере с тех пор ничего не изменилось. Все так же радуют глаз мозаичные панно об истории завода, которые показаны на фото выше. Все так же торопится выйти с завода Владимир Ильич (он стоит симметрично автомобилю, но с другой стороны сквера).

Изменилась только противоположная сторона проспекта Ленина. Теперь рабочие, пройдя через сквер и перейдя дорогу, попадут в большой гипермаркет "Окей". И это, наверное, удобно и хорошо.

Я как коренной Нижегородец (рожден в Горьком) захотел узнать, почему автомобили выпущенные на Горьковском автозаводе раньше назывались "Эмка" или попросту ГАЗ М-1. Нашел интересный исторический факт. Автор - Гордин А.

Жаркое лето 1957 года, или Как переименовывался завод

«Никиту снимают, вылетай срочно в Москву!» - эта фраза, брошенная в телефонную трубку его старым товарищем, упорно вертелась в голове секретаря Горьковского обкома Игнатова. Он сидел в кожаном кресле в приемной Хрущева, ожидая последних указаний перед отъездом в Горький. Из открытого настежь окна дул легкий ветерок, чуть приподнимавший белую занавеску. Почувствовав сухость во рту, появлявшуюся в минуты нервного напряжения, Игнатов подошел к столику, на котором стояло несколько бутылок с минеральной водой, наполнил до краев стакан и с жадностью его выпил. В эту минуту дверь резко распахнулась, и в приемную влетел небольшого роста полноватый человек, казавшийся удивительно подвижным. Раскинув руки, он быстро обнял еще не успевшего опомниться Игнатова и произнес с улыбкой: «Ну что, съели они у нас! Показали мы им кузькину мать!», - и увел его в свой кабинет.
Похлопав Игнатова по плечу, Хрущев скороговоркой произнес: «Молодец! Все-таки не зря мы тебя ввели в Президиум!» Беседа была недолгой, напоследок Хрущев уверено сказал Игнатову: «Пора линию партии проводить и на местах. Главное - разъяснить людям антипартийную позицию отщепенцев. И реши вопрос с автозаводом».

СЕГОДНЯ - ДРУГ, ЗАВТРА - ВРАГ

Это история началась 18 июня 1957 года. В Кремле, взятом под усиленную охрану, проходило необычное заседание Президиума ЦК КПСС. Молотов и Маленков поставили вопрос о смещении Хрущева, обвинив его в «экономическом волюнтаризме», активном разоблачении культа личности Сталина и других грехах. По существу, речь шла о пересмотре решений XX съезда партии. В случае признания Хрущевым ошибок предполагалось перевести его на должность министра сельского хозяйства. Пост Первого секретаря прочили Молотову. Оппозиционеры (Молотов, Маленков, Ворошилов, Каганович, Булганин, Первухин, Сабуров, а впоследствии - Шепилов) уже праздновали блестящую победу - было принято решение о смещении Хрущева. Но все же часть Президиума (Микоян, Суслов, Кириченко) поддержали Хрущева, на стороне «Первого» выступили министр обороны Жуков и Председатель КГБ Серов. Именно «силовики» помогли Хрущеву, отказавшемуся признать решение Президиума законным без одобрения Центральным комитетом партии, быстро перебросить в столицу его сторонников. Апофеоз этой яркой исторической драмы пришелся на 22 - 29 июня 1957 года. Хрущев, несмотря на яростное сопротивление Президиума, все же провел заседания Пленума Центрального Комитета. Подавляющее большинство коммунистов безоговорочно поддержали Хрущева. Все противники Первого секретаря «сложили свое оружие», признав ошибки. Только один продолжал упорствовать. Это был Молотов. Удивительно, но факт: никто из оппозиционеров не только не был расстрелян, но даже исключен из партии. Членов антипартийной группы в качестве наказания из столичных кабинетов «бросили на периферию» (Молотова направили послом в Монголию, Маленков стал директором гидроэлектростанции на Иртыше, Каганович - директором Уральского горно-обогатительного комбината). В начале июля 1957 года в стране прошла широкая агитационная кампания - вчерашних любимцев партии и народа клеймили позором.

ВЧЕРА - МОЛОТОВА, ЗАВТРА - ИЛЬИЧА

Особая роль в этом процессе была отведена рабочим и инженерам автозавода, носившего уже четверть века имя Молотова. Первые собрания трудящихся прошли в промышленном районе по отлаженной схеме - все участники осуждали «антипартийные действия раскольнической группы Маленкова, Кагановича, Молотова и примкнувшего к ним Шепилова». 8 июля 1957 года на автозаводе состоялся многотысячный митинг, на котором выступил сам секретарь Горьковского обкома Игнатов. Он сообщил о работе июньского Пленума Центрального комитета партии, изложил его решения об антипартийной группе, рассказал о грандиозных достижениях Советского Союза в области промышленности и сельского хозяйства и предложил рабочим направить просьбу о снятии с завода имени Молотова. Затем выступили с поддержкой этого решения кузнец Клементьев и работница прессового корпуса Шульгина. Казалось бы, дело сделано. Но неожиданно митинг пошел по незапланированному сценарию. На трибуну поднялась секретарь комсомола литейного цеха № 5 Клевачева и выразила от имени своего коллектива сомнения в вине Молотова: «Пусть он сам приедет на митинг и все объяснит», - сказала она. Автозаводец Дехтяр вспоминал, что это «выступление было явно не из подготовленных». Организаторы митинга стояли в растерянности. Вдруг на трибуну взошел еще один оратор «вне списка» - шофер автоцеха Шохрин. Секретарь Автозаводского райкома партии Веселовский отмечал (декабрь 1957 года): «Жалуясь на большие материальные трудности, надев рваную ватную фуфайку, Шохрин попытался говорить от имени рабочих-автозаводцев, пытался использовать политическую трибуну для того, чтобы выразить сомнение в правильности решений июльского пленума ЦК по разоблачению антипартийной группы Маленкова, Кагановича и Молотова». Рабочий автозавода заявил, что «получил квартиру после письма Молотову и верит ему. А другие не отвечали на письма. Так что рано снимать имя Молотова. Пусть приедут сюда все снимаемые, а мы выслушаем их», - вспоминал Дехтяр.
Положением постепенно овладели, и на митинге была принята резолюция, в которой отмечалось, что трудовой коллектив «единодушно одобряет решения июньского Пленума и меры, принятые ЦК КПСС направленные на единство рядов партии и народа». Однако вопрос о снятии имени Молотова остался открытым. И еще несколько месяцев с заводского конвейера сходили грузовики с именем Молотова, затем этот штамп с автомобилей убрали. В ноябре 1957 года Государственный автомобильный завод имени Молотова был официально переименован в Горьковский автомобильный завод. Жители района стали привыкать к новому названию проспекта Молотова - проспекту Ильича. Политические страсти долго не утихали на Автозаводе. В декабре 1957 года на районной партийной конференции секретарь обкома Игнатов отмечал: «Очень многие спрашивают где... Маленков, Каганович. Это с какой целью? Что, тяжелее жить стало без них? Я думаю, стало лучше жить, народ идет в гору».