Обзор рынка новых легковых автомобилей. Самые продаваемые автомобили на подержанном рынке в России

С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.

Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.

IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.

Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.

В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.

Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.

IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.

Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. единиц*

страна, регион 2012 2013 2014 2015 2016
Китай 19,1 21,4 23,1 24,4 25,7
США 14,5 15,6 16,5 17,5 18,0
Западная Европа 11,8 11,5 12,1 13,2 13,5
Индия 2,8 2,7 2,6 2,8 3,0
Россия 3,2 2,8 2,5 1,6 1,6
Мир в целом 79,5 82,8 86,3 87,6 89,8

* - данные IHS Automotive (2016 год - прогноз).


На 2016 год IHS прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей в мире до 89,8 млн. единиц.

Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.

В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.

Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год будет годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.

Для Бразилии и России, 2016 год, вероятно, будет трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen ошеломила мир, когда сместил компанию Toyota как крупнейшего в мире производителя автомобилей по объему продаж. В первом полугодии 2015 года Volkswagen продала 5,04 млн. автомобилей с января по июнь, по сравнению с 5,02 млн. проданных Toyota за тот же период.

Аналитики объяснили рост продаж Volkswagen повышенным спросом в Европе, где рынок рос самыми быстрыми темпами более чем за пять лет. С другой стороны, Toyota пострадала от снижения спроса в Китае, а также от неспособности получать те же выгоды в Европе, несмотря на преимущества, которые компания получила через ослабление японской иены.

Правда, уже осенью Toyota вернула лидерство по продажам на мировом рынке, а по итогам года совокупный объем продаж компании составил около 10 млн. автомобилей, против 9,93 млн. автомобилей у компании Volkswagen. Вместе с тем, 2016 год обещает быть еще одним годом конкуренции между двумя автогигантами.

Ниже приводится список из 10 крупнейших автомобильных компаний в мире (по продажам за 2014 год).

Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире

место компания Страна происхождения Объем продаж, млн. ед. Кол-во сотрудников, тыс. чел.
1 Toyota Motor Япония 10,20 330,0
2 Volkswagen Group Германия 10,10 592,6
3 General Motors США 9,92 216,0
4 Renault-Nissan Alliance Франция, Япония 8,47 450,0
5 Hyundai Motor Group Южная Корея 7,71 249,4
6 Ford Motor США 6,32 224,0
7 Fiat-Chrysler Италия, США 4,75 228,7
8 Honda Motor Япония 4,36 199,4
9 PSA Peugeot-Citroen Франция 2,94 184,8
10 Suzuki Япония 2,88 14,6

Рынок легковых автомобилей России в 2015-2016 годах

Российский рынок легковых автомобилей закончил 2015 год снижением на 35,7% в годовом исчислении. Продажи снизились на 890,187 единиц по сравнению с 2014 годом, в общей сложности до 1,601,126 единиц, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в декабре снизились на 45,7% в годовом исчислении до 146,963 единиц, падение на 123,682 единиц.

Топ-10 брендов легковых автомобилей по продажам в России

штуки Дек. 2015 Дек. 2014 Изм., % 2015 2014 Изм., %
Lada 23462 35315 -34 269096 387307 -31
Kia 15215 20200 -25 163500 195691 -16
Hyundai 12570 15235 -17 161201 179631 -10
Renault 11934 19263 -38 120411 194531 -38
Toyota 11177 17536 -36 98149 161954 -39
Nissan 8410 20131 -58 91100 162010 -44
VW 7927 13871 -43 78390 128071 -39
UAZ 6324 7221 -12 48739 49844 -2
GAZ LCV 5099 7916 -36 51192 69388 -26
Skoda 4596 6214 -26 55012 84437 -35

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11%. Темпы падения снизились втрое благодаря программам господдержки, стабилизации экономики и отложенному спросу, отмечают эксперты

«Финальный поиск дна»

В декабре 2016 года в России было продано около 146 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 10% превышает результат ноября (132,3 тыс.), следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Но по итогам всего 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее. Таким образом, прошлый год стал четвертым подряд годом падения российского автомобильного рынка, хотя темпы падения снизились в 3,2 раза: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м — на 10,3%, в 2015-м — на 35,7%.​

В сравнении с «двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года» декабрьские продажи — это «хороший результат», отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении ассоциации). «Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — добавил он. АЕБ надеется, что в 2017 году у российского рынка «есть потенциал» закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Общий объем продаж автомобилей по итогам 2017 года, как ожидается, составит 1,48 млн штук, то есть на 4% больше, чем в 2016 году, сказал Шрайбер.

В Subaru и Suzuki считают, что в 2017 году рынок может вырасти даже чуть больше — на 4-5%, говорят их представители. «Пока предпосылок к глобальному росту нет», — признает руководитель департамента продаж и маркетинга «Сузуки Мотор Рус» Ирина Зеленцова. «В 2017 году мы не ожидаем драматических изменений», — соглашается гендиректор «Субару Мотор» Есики Кишимото. А в Toyota считают, что объем рынка в 2017 году останется на уровне 2016 года, говорит ведущий специалист по связям с общественностью компании Наталья Астафьева. «Российский автомобильный рынок остается одним из приоритетных рынков для Toyota, и мы рассматриваем его как перспективный», — указывает она.

Относительная с​табилизация авторынка произошла благодаря программам господдержки, улучшению экономической ситуации и отложенному спросу, сказал РБК исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Прогноз «Автостата» не сильно отличается от АЕБ, прирост по итогам года может составить около 5%. При этом авторынок достаточно волатильный, если будут резкие движения в экономике, то, возможно, восстановление рынка пойдет быстрее, добавляет он.


Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом. Как следует из опубликованного в четверг сообщения компании, за год завод продал в России 266,23 тыс. автомобилей, что на 1% (на 2,8 тыс. штук) меньше, чем в 2015 году. По собственной оценке АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке по итогам года составила 20%, что на 2,2 п.п. лучше показателей 2015 года. Впрочем, по данным АЕБ, в 2016 году доля концерна составила 18,7%, увеличившись лишь на 1,9% п.п.

Как АвтоВАЗ нарастил долю

По итогам 2015 года продажи Lada снизились на 30%, при этом доля АвтоВАЗа составляла 16,8% (по данным АЕБ) в общем объеме. В начале марта акционеры завода — альянс Renuat-Nissan и «Ростех» — решили отправить в отставку его президента Бу Андерссона, который возглавлял компанию с января 2014 года. Одной из основных причин стали огромные убытки по итогам 2015 года — 73,9 млрд руб. Вместо того чтобы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, Андерссон предпочел идти «по самому легкому пути», говорил тогда гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, объясняя причину отставки топ-менеджера и плохие финансовые результаты компании. По его словам, это было «большой ошибкой».

За месяц до отставки Андерссон сказал, что в 2016 году АвтоВАЗ увеличит свою долю до 20%. В пресс-службе завода в четверг заявили, что эта цель достигнута — завод контролирует 20% продаж новых машин. Но, по данным АЕБ, доля Lada в общем объеме продаж составила 18,7%.

После отставки президента АвтоВАЗа компанию возглавил Николя Мор, который перешел из другой «дочки» альянса Renault-Nissan — румынской Dacia. «Во-первых, основная моя цель — вернуть компанию к прибыльности. Во-вторых, усиление присутствия Lada на российском рынке. В-третьих, необходимо привнести стандарты и способы управления альянса на АвтоВАЗ, привлекать все больше сотрудников с АвтоВАЗа в проекты, которые реализуются в периметре альянса Renault-Nissan», — говорил Мор в интервью «Ведомостям» в июне 2016 года.

К тому же перед Мором была поставлена задача повысить уровень локализации комплектующих, которые АвтоВАЗ использует в своих моделях, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Южнокорейский производитель сидений Daewon локализует на площадке «ИжАвто» (один из заводов АвтоВАЗа) в Ижевске производство каркасов сидений для Lada Vesta, которые ранее импортировались, рассказал Чемезов на брифинге в декабре: «Задача — в максимально короткие сроки локализовать каркасы». По его словам, завод может повысить уровень локализации новых моделей как раз за счет активного привлечения иностранных поставщиков в Россию, АвтоВАЗ должен за три года поднять локализацию Vesta и Xray на 10 п.п., примерно до 50%.

Занявшие по итогам 2016 года второе и третье места корейские производители Kia (149,5 тыс.) и Hyundai (145,25 тыс.) сократили продажи на 9 и 10% соответственно, следует из отчета АЕБ. Нарастить продажи по итогам года также смогли Lexus (рост на ​19%, до 24,1 тыс.), Lifan (+15%, до 17,46 тыс.), Ford (+10%, до 42,5 тыс.), Skoda (+1%, до 55,4 тыс.) и УАЗ (+1%, до 48,85 тыс.). А аутсайдерами по итогам 2016 года оказались SsangYong (-78%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%).

Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам 2016 года стала Hyundai Solaris, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на 20% (до 90,38 тыс. штук). На втором месте — Lada Granta (-27%, 87,72 штук), на третьем месте — Kia Rio (+9,7%, 87,66 тыс. машин).

Оптимистичный настрой

Позитивные изменения на рынке в 2016 году видят как компании, сумевшие за год улучшить свои результаты, так и автопроизводители, снизившие долю продаж. Доля Kia по итогам года составила 10,5%, увеличившись на 0,3 п.п., сказал РБК управляющий директор «КИА Мотор Рус» Александр Мойнов. Цель на 2017 год — довести этот показатель до 11%, добавил он.

Россия остается «ключевым стратегическим рынком» и для Nissan, компания реализует долгосрочные планы по увеличению локализации и укреплению позиций, передал РБК через пресс-службу глава Nissan в России Андрей Акифьев. «Фундамент, построенный нами в России, достаточно прочен, но в то же время в связи с внешними факторами нам приходится корректировать свой курс в соответствии с новыми условиями», — признал он.

Директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала РБК, что, несмотря на то что в 2016 году автомобильный рынок упал на 11%, компания смогла увеличить свою долю рынка с 10,3 до 11%. В 2016 году Volkswagen реализовал в России 157 тыс. автомобилей, из них 147 тыс. произведены на местных производственных площадках — в Калуге и Нижнем Новгороде. Объем локального производства в 2016 году вырос на 9%, уточнила она.

«Результаты 2016 года вполне ожидаемы. Конечно, мы хотели продать больше автомобилей, но мы сделали неплохой задел на будущее. Наша цель на 2017 год — увеличение доли на рынке до 1% (около 0,5%), а при оптимистичном сценарии — до 4%», — сказал управляющий директор Peugeot, Citroen и DS Александр Мигаль.

«В 2016 году продажи Subaru снизились на 18%, это вызвано тем, что изначально мы планировали продажи исходя из того, что рынок упадет на 20%, поэтому для нас это вполне ожидаемый результат», — передал РБК через пресс-службу Кишимото. Изначально в 2016 году компания планировала продать 5,5 тыс. автомобилей, но в итоге реализовала чуть больше — 5,7 тыс.

Рост не в России

По предварительным оценкам, по итогам 2016 года объем мирового авторынка составит 90,9 млн штук, что на 1,7% выше 2015 года (89,4 млн штук — данные IHS Automotive). В отличие от российского авторынка мировые продажи демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет.

Лидером мирового авторынка по итогам прошлого года, следует из данных focus2move, стал Volkswagen, продавший 10,1 млн автомобилей, что на 1,4% выше показателей 2015 года. А Toyota опустилась на второе место с 9,95 млн машин (+0,2%). Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%), корейские Hyundai и Kia — 8,17 млн штук (+1,9%). Пятерку замыкает американская General Motors — 7,97 млн (+0,3%).

В конце 2014 года произошло падение цен на нефть, ослабление рубля, дестабилизация экономики, это вызвало рост цен на автомобили, напоминает Удалов из «Автостата». В итоге российский авторынок пошел на спад в отличие от мирового, замечает он.

Но в 2017 году эксперты ожидают падение продаж мирового рынка автомобилей. До конца этого года может быть продано лишь 83,6 млн новых машин (на 8% меньше, чем ожидается по итогам 2016 года), прогнозирует Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA).

Уходящий год на автомобильном рынке РФ был годом мучений

Москва. 26 декабря. сайт - Уходящий год на автомобильном рынке России был годом мучений - мучительные поиски "дна", мучительные попытки автопроизводителей стабилизировать продажи акциями и скидками, и производства - простоями и оптимизациями персонала, и, наконец, мучительное обсуждение стратегии дальнейшего развития всей отрасли. Помогает Детройт: призрак опустевшего из-за закрытия автомобильных производств "города моторов" бродит по российскому рынку и заставляет власти поддерживать его разнообразными способами, в основном - накачкой деньгами.

В поисках дна

Таблица динамики продаж в 2016 г. выглядит менее устрашающей по сравнению с 2015 г., а сам рынок на протяжении года лихорадило уже не так сильно - кажется, его участники просто устали, но, тем не менее, их настроение было далеко от оптимистичного. Поискам дна были посвящены 11 месяцев из 12 - и надежда уже было совсем угасла, однако к ноябрю статистика продаж начала выравниваться, а предпоследний месяц даже показал символический прирост - продажи, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 0,6%.

Темп падения, несколько сбавивший обороты в апреле, вновь ускорился летом, но с приходом осени начал сокращаться, пока, наконец, не достиг ноябрьского "нуля".

При этом, как и в 2015-м, вновь весь год на разных уровнях, как мантра, повторялась фраза, смысл которой сводился к принципу "могло быть хуже, если бы не господдержка". По оценкам, хуже могло быть от 30% до 40%, однако, чем дальше, тем более угрожающей становилась зависимость рынка от государственных вливаний.

На рубеже полугодия заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов озвучил цифры проникновения госпрограмм стимулирования спроса и признал, что их влияние достигло критической величины: господдержка обеспечила продажу за полгода больше половины из 500 тыс. выпущенных автомобилей. "За неполные шесть месяцев почти 275 тыс. автомобилей было реализовано с использованием мер господдержки. При этом произвели за пять месяцев порядка 499 тыс. автомобилей всех типов, включая легковые, грузовые и легкие коммерческие автомобили. Таким образом, у нас значительная доля охвачена прямой мерой господдержки стимулирования спроса. Это критическая величина, такого объема проникновения госпрограмм в объемы продаж наших производителей мы еще не достигали", - сказал замминистра.

Еще в октябре 2015 г. программе господдержки спроса был обязан каждый третий проданный автомобиль.

"Понятно, что стимулирование продаж автомобилей в данном случае позволяет нам оптимальным образом поддерживать рынок. Понятно также, что данный инструмент должен иметь какую-то срочность - потому что в противном варианте наши основные участники рынка - я имею в виду наших покупателей - привыкнут к этой мере и никакого значительного воздействия на конечных потребителей эта мера не окажет", - сказал тогда замминистра, предупредив, что в дальнейшем программы господдержки будут ориентированы на "высоколокализованные производства".

Актуальную статистику по эффективности мер господдержки по итогам 11 месяцев в Минпромторге предоставить не смогли.

Аппарат искусственного дыхания

При этом в конце года у участников рынка даже появился повод для паники - начали муссироваться слухи о том, что программа утилизации в свете сокращения бюджетных расходов и снижения ее эффективности будет вскоре свернута. В середине ноября, однако, президент Владимир Путин заверил, что программа утилизации будет продолжена и в 2017 году. "Я не вижу оснований ее прекращать. Мы думали настойчиво над этим, имея в виду ограничения ВТО. Вопросы экологического характера решать никто не запрещает. Мы предъявляем требования к тому, чтобы утилизация была своевременной, правильно промышленно организована", - сказал президент.

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Володин позднее заявил, что ведомство запросило в правительстве 62,3 млрд руб. на господдержку автопрома в 2017 г. помимо экспортных проектов. "То есть, поддержка экспорта будет дополнительной мерой поддержки, и это позволит нашей индустрии получить дополнительные объемы сбыта своей продукции помимо внутреннего российского рынка, который находится сейчас не в самом лучшем состоянии", - сказал он. При этом, по словам министра Дениса Мантурова, программы утилизации и trade-in будут сохранены наряду с новыми мерами поддержки в I квартале или I половине 2017 года.

Финальное слово осталось за Дмитрием Медведевым - в ходе интервью российским телеканалам премьер, наконец, озвучил планируемую сумму господдержки автопрома в 2017 г., которая станет более адресной. "Нам Детройт не нужен - нам нужны современные автомобильные заводы, которые производят хорошую продукцию теперь. И в прошлом году, и в этом году мы запланировали деньги, и в следующем году - 62 млрд руб. Это самый большой объем помощи промышленности. Это касается различных видов автотехники - и легковой, и грузовой, все вместе, - сказал премьер. - При этом мы хотим эту программу немного изменить и сделать ее более адресной, более приспособленной к интересам конкретных людей. То есть, появятся конкретные пользователи льгот - малый и средний бизнес, большие семьи, фермеры - они смогут получить льготы".

Медведев имел в виду программы прямой поддержки определенных категорий потребителей, которые готовит Минпромторг - "Первый автомобиль" (субсидия в размере 60 тыс. руб. при покупке первого автомобиля стоимостью до 800 тыс. руб. гражданами до 30 лет), "Семейный автомобиль" (субсидия в 100 тыс. руб. на покупку автомобиля стоимостью до 1 млн руб. семьям с тремя и более детьми в случае, если в семье нет автомобиля), "Русский тягач" (субсидии для покупки грузовиков российского производства), "Русский фермер" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для фермеров и хозяйств), "Свое дело" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для малого и среднего бизнеса).

Автопром стал одной из немногих отраслей, удостоившихся такого подробного освещения в ответах премьера, который даже привел печальный пример американского Детройта, некогда автомобильной столицы США, пришедшей в упадок из-за разразившегося кризиса и, как следствие, закрытия основной массы автомобильных производств. По данным Минпромторга, по итогам 2015 г. вклад автопрома в ВВП страны составил "чуть менее полпроцента", а на более чем 400 предприятиях отрасли занято около полумиллиона человек "без мультипликативного эффекта". Надо отдать должное и лоббистским способностям самой отрасли, который год подряд получающей наибольший кусок антикризисного пирога.

Стратегические переносы

Вопрос дальнейших перспектив развития отрасли начал обсуждаться еще в конце 2014 г., но в уходящем году был, наконец, переведен в практическую плоскость. В середине января 2016 г. Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 г., направленную на импортозамещение продукции и технологий. Ответственным за исполнение этого поручения был назначен сам Медведев, доклад планировался в срок до 1 марта 2016 г.

В поручении говорилось, что обновленная стратегия будет предусматривать развитие экспорта продукции российского автопрома, приоритетные направления научно-технологического развития и разработки перспективных образцов автотехники с учетом мировых тенденций перехода к серийному производству электромобилей; механизмы поддержки автопрома, направленные, в том числе, на увеличение экспорта; развитие производства автокомпонентов и локализации производства автомобильной техники на территории РФ.

Однако 1 марта доклада не случилось - Денис Мантуров назначил своему министерству новый срок, заявив, что обновленная стратегия будет подготовлена до конца III квартала 2016 г. Но в сентябре срок вновь сдвинулся, новым дедлайном был назначен конец года. Пока новая стратегия так и не опубликована - директор департамента автомобильной промышленности министерства Алексей Володин на одном из мероприятий в конце года лишь представил презентацию, в которой были обозначены общие направления развития отрасли на период до 2025 г., проблемы и возможные способы их решения.

По словам главы департамента, сильными сторонами российского автопрома являются наличие современных производственных мощностей, позволяющих полностью удовлетворить внутренний спрос, базовых компетенций в области разработки и инжиниринга автомобилей и автокомпонентов, а также наличие экономических предпосылок для конкурентоспособной себестоимости производства в России и для экспансии на внешний рынок. Вместе с тем, по его словам, российский автопром чрезмерно зависим от внутреннего спроса и курса валют, а существующие мощности, рассчитанные на производство 3,2 млн автомобилей в год, избыточны (по данным за 11 месяцев 2016 г. средняя загрузка составила 40-45%). Еще одним ослабляющим фактором Володин назвал "высокую степень фрагментации выпускаемых платформ и моделей в легковом сегменте". О необходимости сократить и объединить количество выпускаемых платформ заявлял вице-президент "АвтоВАЗа" Харальд Грюбель. Его предложение прошло бы незамеченным, если бы сам "АвтоВАЗ" с подачи своих акционеров не выпустил официальное "разъяснение", в котором назвал позицию Грюбеля "личной точкой зрения" топ-менеджера, не отражающей официальной позиции компании.

По словам Володина, производство одной модели автомобиля у мировых лидеров в среднем находится на уровне 500 тыс. штук в год, "максимум - 800 тыс.". "Соответственно, мы в России производим своих уникальных моделей максимум 50 тыс. Получить конкурентоспособную цену на нынешнем рынке при таких несопоставимых объемах автопрому не удастся", - посетовал он. При этом чиновник отметил, что развитие сегмента легковых автомобилей "будет обеспечено концентрацией производства за счет уменьшения общего количества выпускаемых платформ внутри страны до уровня 6-8 платформ, не менее трех локальных". Вместе с тем он оговорился, что это "некие целевые индикаторы, это дискуссионный вопрос". "Производители переживают, почему именно такое количество определено. Я бы это напряжение сейчас снял, мы ставим расчетные целевые параметры, при которых производство в России видится наиболее эффективным. Сколько платформ получится в России оставить или создать, или объединить, - покажет практика - это сложный переговорный процесс, в том числе и с поставщиками комплектующих, которые должны будут создать унифицированные компоненты для автомобиля, скорее всего, на втором и третьем уровне", - пояснил глава профильного департамента Минпромторга.

Лейтмотивом его доклада осталась тема экспорта, на которую государство возлагает большие надежды. В условиях хронической недозагрузки мощностей и зависимости от внутреннего рынка одной из основных задач Минпромторгу видится повышение конкурентоспособности российского автопрома, в том числе в части себестоимости продукции, выход на новые рынки и развитие в сегментах перспективной техники (беспилотные транспортные средства, электромобили и т.д.). "Мы видим, что даже к 2020 году внутренний рынок ни одна аналитическая компания не прогнозирует на уровне 3,2 млн, который нам необходим для загрузки мощностей на 100%", - объяснил важность развития экспорта чиновник.

Экспорт для галочки

От слов, подтверждающих необходимость развития экспорта, в уходящем году власти, наконец, перешли к делу - в начале 2016 г. правительство распорядилось выделить 3,3 млрд руб. для компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также адаптацию автомобилей под требования экспортных рынков.

"Мы предлагаем нашим автопроизводителям поддержку, если они экспортируют свою продукцию из РФ, параллельно ведем переговоры с принимающими сторонами и договариваемся о льготных режимах для нашей продукции", - говорил Алексей Володин, приводя в пример соглашение о свободной торговле с Вьетнамом и прорабатываемую зону свободной торговли с Египтом. В 2016 г. французская Renault начала экспортировать во Вьетнам автомобили Renault Duster российской сборки.

По словам Володина, экспорт Renault в 2016 г. превысит 11 тыс. автомобилей, в 2017 г. планируется на уровне "не ниже" 30 тыс. штук. Renault в уходящем году также начала поставки сваренных на "АвтоВАЗе" кузовов на свой завод в Алжире.

Расширяют свои экспортные поставки и другие производители. Помимо стран, входящих в периметр Евразийского экономического союза, был запущен ряд экспортных проектов и в дальнем зарубежье. Так, "АвтоВАЗ" и Datsun начали поставлять автомобили в Ливан (к слову, на родину главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона).

И все же, пока, несмотря на падение курса рубля, экспорт остается скорее делом престижа и показательной приверженности "официальной линии" - автопроизводители признают, что по себестоимости продукция российского автопрома еще не может всерьез конкурировать на рынках дальнего зарубежья. "Деталь, произведенная в России и поставленная на завод в Петербург, сравнима по цене с деталью из Европы, преодолевшей длинную логистическую цепь, а также барьер импортных пошлин. Поэтому российские производители автокомпонентов пока еще недостаточно конкурентоспособны, чтобы поддерживать экспорт автомобилей", - говорил "Интерфаксу" старший вице-президент Nissan по производству Колин Лоутер.

Сказочке конец

Лавры самой обсуждаемой компании вновь достались "АвтоВАЗу" - в феврале компания, за редким исключением терпящая многомиллиардные убытки на протяжении нескольких лет подряд, наконец сдалась и заявила о необходимости помощи со стороны акционеров. Акционеры предприятия объявили о начале переговоров по очередному спасению компании, и на этом фоне с новой силой начали распространяться слухи о возможной отставке президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, которого уже не раз критиковали за авторитарный стиль управления. В конце концов была запущена процедура финоздоровления - акционеры "АвтоВАЗа" одобрили допэмисссию (по плану ее должен выкупить Renault, потратив на это 25 млрд руб.), а также конвертацию долга в акции и его частичное списание (прерогатива "Ростеха"). Всего же для финансового оздоровления "АвтоВАЗу" необходимо 85 млрд рублей.

И хотя эпопея с финоздоровлением компании пока далека от завершения, для одного из непосредственных ее участников она уже завершилась. Ситуация стала последней каплей в отношении шведского управленца - в середине марта совет директоров "АвтоВАЗа" отправил Андерссона в отставку, назначив на его место главу румынского автопроизводителя Dacia (входит в Renault) Николя Мора. И если "Борис Иванович" ("официальное" прозвище Андерссона) с первых дней на посту президента компании снискал противоречивую славу непримиримого борца с убытками, грязными туалетами и цветами в горшках, то "Николай Иванович" больше похож на пресловутого "крепкого хозяйственника" (которому, к слову, удалось вывести Dacia из убытков в "середняки") и не склонен делать громких заявлений.

Вместе с Бу Андерссоном совет директоров покинули и две знаковые фигуры - Карлос Гон и Сергей Чемезов. В самой компании поясняли, что они сосредоточатся на реализации стратегии компании. Председателем совета стал заместитель Чемезова Сергей Скворцов, который, согласно новой концепции корпоративного управления "АвтоВАЗа", будет курировать социальную политику и связи с госорганами.

Немцы под Москвой, японцы - на Дальнем Востоке

Уходящий год принес развязку еще одной многолетней интриге - немецкий концерн Daimler, владеющий 15% в ПАО "КАМАЗ" , долгое время оставался единственной компанией "большой немецкой тройки", так и не локализовавшей в России производство легковых автомобилей. Компания вела переговоры, в качестве потенциальных мест размещения завода назывался целый ряд регионов и даже вариант сборки на мощностях челнинского производителя грузовиков.

Наконец, губернатор Московской области Андрей Воробьев в конце июня заявил, что в рамках ПМЭФ-2016 было подписано соглашение о строительстве завода в подмосковном Солнечногорске. Сама компания при этом никакого официального подтверждения на этот счет так и не предоставила. Как говорил Денис Мантуров, предполагается, что Daimler подпишет специнвестконтракт, вложит в строительство не менее 300 млн евро. "Могу только примерные параметры (озвучить - ИФ) - объём в год 25-30 тыс. автомобилей. Это премиальный сегмент, за исключением S-class, то есть премиальные внедорожники", - говорил он. Запустить предприятие планируется в 2019 году.

Специнвестконтракт также стал инструментом реализации другого проекта, да еще и ориентированного на экспорт. Речь идет о строительстве завода двигателей Mazda на Дальнем Востоке - соответствующий СПИК совместное предприятие Mazda и "Соллерс" подписало с Минпромторгом в сентябре. Контракт подразумевает строительство во Владивостоке завода двигателей мощностью 50 тыс. штук в год. Предполагается, что производство будет запущено в конце 2018 г., сам контракт будет действовать вплоть до конца 2023 г. По его условиям, РФ гарантирует "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства, а СП вкладывает в производство, в том числе локализацию ряда операций по обработке базовых компонентов двигателей, более 2 млрд руб.

Варианты развития

Изначально консенсус-прогноз Ассоциации европейского бизнеса предполагал, что рынок легковых автомобилей и LCV в РФ в 2016 г. окажется на уровне 1,53 млн шт., что на 4,7% меньше показателя 2015 г., однако по результатам полугодия АЕБ ухудшила прогноз до снижения на 10,3% по сравнению с 2015 г. (1,44 млн проданных машин).

На рубеже полугодия Минпромторг давал три возможных сценария развития рынка - базовый прогноз по продажам легковых автомобилей в 2016 г. 1,4 млн шт (-6,7% по сравнению с 2015 г.), пессимистический - до 1,3 млн шт. Оптимистический сценарий - сохранение продаж на уровне 2015 г. (1,5 млн шт.). Глава профильного департамента Минпромторга Алексей Володин в конце года заявил, что министерство ждет общий рынок в 2016 г. на уровне 1,45 млн шт., в 2017 г. - на уровне 1,5 млн автомобилей, производство "где-то +7% - на уровне 1,4 млн автомобилей".

Прогноз продаж легковых автомобилей PricewaterhouseCoopers в России в 2016 г. предполагает сокращение к факту отгрузок 2015 г. на 14%, до 1,27 млн шт. Эксперты PwC предполагают, что в 2017 г. производство вырастет до 1,3 млн автомобилей, загрузка составит 41%, а продажи - 1,49 млн шт. Учитывая текущие планы автопроизводителей по увеличению производственных мощностей в России, а также текущие прогнозы рынка, в PwC ожидают, что загрузка мощностей может достичь 52% к 2020 г.

Прогнозы PwC по продажам автотехники в 2016-2017 гг.

На рынок LCV, по оценке PwC, негативно влияют спад деловой активности малого и среднего бизнеса, сохранение объема автоперевозок на низком уровне, а также сокращение благосостояния населения. Положительными факторами являются "различные меры господдержки (обнуление пошлин на компоненты газовых систем двигателей, программа обновления парка скорой помощи и т.д.)".

Положительными факторами, влияющими на рынок грузовиков, в PwC называют отложенный спрос за предыдущие периоды, который окажет стимулирующее воздействие на рынок грузовых автомобилей; выделение государством в 2016 г. 3,3 млрд руб. на субсидии закупок газомоторной техники и планируемое увеличение к 2018 г. количества автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. Сдерживающими факторами являются нестабильная экономическая ситуация, а также "наличие неналоговых сборов".

В PwC называют три фактора, которые влияют на рынок автобусов: выделение 3 млрд руб. на федеральную программу обновления парка школьных автобусов в российских регионах. Также в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. возникает необходимость расширения парка автобусов в городах, принимающих матчи. Наконец, обнуление ввозных пошлин на комплектующие для машин с двигателями на природном газе позволит сократить расходы на производство автобусов с данными комплектующими.

В декабре 2016 года рынок новых легковых автомобилей показал свой годовой максимум. В декабре рынок легковушек вырос к ноябрю на 21,76%, продажи увеличились до 137 572 ед. авто, что оказалось на 5,8% выше уровня реализации за декабрь 2015 года.

Несмотря на это, годовой показатель рынка остался в минусовой зоне, о чем свидетельствуют данные исследования «Автостат Инфо». За весь прошлый год в РФ было продано 1 243 020 автомобилей, на 3,2% меньше, чем в 2015 году.

Российские марки пошли в рост

Прошедший год показал усиление сегмента отечественных марок на авторынке страны. По итогам 2016 года их доля выросла на 2 процентных пункта, до 22,1%, а фактические продажи увеличились на 6,1% и составили 274 322 ед. В декабре рынок российских легковушек достиг своего годового рекорда — 31 031 проданных авто, что на 13,3% больше, чем в декабре 2015 года. В общем объеме легкового авторынка страны на российские машины в декабре пришлось 22,6% (годом ранее — 21,1%).

Сегмент российских автомобилей тянет вверх марка LADA, по ней фиксируется рост продаж как в декабре, так и за 2016 год в целом. В «Автостат Инфо» отмечают, что в прошлом году в России был продан 255 371 автомобиль LADA, на 6,6% больше, чем за весь 2015 год. Только за декабрь объем продаж увеличился на 15,1% в годовом сопоставлении и составил 28 833 ед. За последний месяц 2016 года доля LADA в объеме авторынка выросла до 21% (годом ранее — 19,3%). Показатели марки «УАЗ» остались в минусе. За прошлый год ульяновский автопроизводитель реализовал 18 930 автомобилей, на 0,3% меньше, чем в 2015 году. В декабре спад составил 6,1%, всего было продано 2198 новых «УАЗов».

По итогам прошлого года аналитики «Автостат Инфо» зафиксировали спад сегмента иномарок на 5,6% в годовом сопоставлении. Объем реализованных машин составил 968 698 ед., что эквивалентно доле в 77,9% (в 2015 году доля составила 79,9%). Декабрьский показатель на рынке автомобилей иностранных марок (106 541 ед., +3,8%) оказался самым высоким за весь прошедший год.

ТОП-5 сегмента иномарок по итогам 2016 года заняли массовые бренды — KIA, Hyundai, Renault, Toyota и Volkswagen. И большинство из них, за исключением Hyundai и Volkswagen, закончили год с приростом. Лидером по фактическим продажам стала KIA — 153 060 ед. авто (+6,8%), которая в абсолютном рейтинге авторынка РФ заняла второе место, уступив только отечественной LADA. Второй по величине результат продаж среди иномарок продемонстрировал Hyundai — 129 103 авто (-1,6%). На третье место вышел Renault с приростом в 9,8% (всего 113 133 ед.). Toyota и Volkswagen заняли еще два места в ТОП-5 среди иномарок: 84 807 и 70 327 ед. соответственно (+5,6% и -0,6%).

Согласно данным аналитиков «Автостат Инфо», в 2016 году в России некоторые премиальные марки показали высокую динамику. Так, за прошлый год на 89,2% до 1771 ед. выросли продажи Jaguar, на 28,2% до 21 791 шт. увеличились показатели Lexus. Кроме того, в 2016 году на 92,2% приросли продажи автомобилей Alfa Romeo (всего 98 ед.), объем реализации Ferrari стал больше на 80% (36 авто), smart прибавил 76,1% (до 685 ед.), а Bentley вырос за год в продажах на 66,7% (всего 315 машин).

Большое количество марок, входящих в ТОП-30 по версии «Автостат Инфо» за декабрь, продемонстрировали уверенный рост. Так, KIA, которая в прошлом месяце осталась лидером среди иномарок, увеличила объемы реализации в России на 17,9% и продала 16 517 машин. Hyundai (третье место в декабре) продал 15 118 машин, на 22,3% больше, чем в декабре 2015 года. Прирост у Renault составил 8% (продано 12 998 машин), а у Toyota — 1,2% (до 9437 ед.). Кроме того, в декабре Volkswagen реализовал в РФ 8125 автомобилей, на 5,8% меньше. чем за аналогичный месяц 2015 года. За тот же период продажи машин Nissan сократились на 6,1% до 7189 ед.

Абсолютным лидером рынка легковых автомобилей в России в 2016 году стала модель KIA Rio, которая оттеснила на второе место LADA Granta. Российская «Гранта» в годовом рейтинге опередила Hyundai Solaris. За год россияне приобрели 89 292 автомобиля KIA Rio (+4% к 2015 г.). LADA Granta разошлась на рынке в количестве 85 665 шт., что на 21,7% меньше по сравнению с 2015 годом. Третий по величине показатель продемонстрировал Hyundai Solaris -- 79 213 авто (-17,88%). Модель LADA Vesta стала четвертой -- 51 636 проданных авто. На пятое место вышел Volkswagen Polo, прирост продаж которого составил в годовом сравнении 9,9% (всего 44 687 ед.). В ТОП-10 среди моделей за весь прошлый год входит Renault Duster (6-е место) с результатом 43 982 реализованных авто (+17,3%). Седьмое место занимает LADA Largus, который разошелся на рынке в количестве 34 723 ед. (-16,2%). Восьмым стал Renault Logan (30 881 шт., -13,3%), а девятым — Chevrolet NIVA (28 636 шт., -0,9%). Последним финишировал кроссовер Toyota RAV4, продажи которого выросли за год на 15,4% до 28 330 ед.

Сегмент SUV занимает более 40 процентов в объеме авторынка

В 2016 году рынок SUV занял 40,65% от всех продаж. Как отмечают в «Автостат Инфо», это самый емкий сегмент российского авторынка. За год российские покупатели приобрели 505 337 машин, относящихся к классу SUV, на 6,1% больше, чем в 2015-м.

Второй по доле сегмент авторынка — это сегмент машин B-класса, на которые по итогам 2016 года пришлось 25,46% от всех автомобильных продаж. За год в количественном выражении объем реализации таких автомобилей составил 316 459 ед., что оказалось меньше результата 2015 года на 9,85%. Долю в 14% в продажах на легковом рынке занимает сегмент автомобилей C-класса. За год прирост объемов реализации таких машин составил 2,67%, фактические продажи выросли до 173 365 шт. И наконец, самый маленьких сегмент российского авторынка — малолитражные авто, на которые пришлось лишь 0,32% от всех продаж за прошлый год. Тем не менее, именно этот сегмент показал самый высокий годовой прирост, продажи компактных машин выросли на 24,6% до 3998 ед.

Лидером рынка SUV за прошлый год стал внедорожник Renault Duster. В сегменте С первое место заняла LADA Vesta. Первым среди минивэнов стала LADA Largus. В сегменте бизнес-седанов лидером продаж стала Toyota Camry (26 126 ед., +10,35%), в сегменте малолитражек — KIA Picanto (1657 шт., +8%).

Компания JATO подвела предварительные итоги мировых продаж новых машин. Данные о регистрациях во всех странах еще не собраны, но приведенный анализ на основе статистики 52 крупнейших рынков вполне позволяет понять общую «картину мира». Итак, в 2016 году продажи выросли на 5,6% - до 84,24 млн новых легковушек и легких коммерческих автомобилей. Депрессивных регионов на карте не так уж много: помимо России, спрос упал в азиатских странах (Япония, Южная Корея, Малайзия и Таиланд), а также в Южной Африке, Бразилии и двух европейских государствах - Нидерландах и Швейцарии. Зато крупнейший в мире китайский рынок вырос на 14%!

Toyota возглавляет рейтинг автомобильных марок, причем отрыв от Фольксвагена серьезный: 7,2 и 6,1 млн машин соответственно. Из пятидесяти брендов только девять ухудшили результаты в 2016 году, а самый головокружительный рост - у китайских компаний. Российская Лада - на сорок девятом месте.

Звание мирового бестселлера досталось семейству пикапов Ford F-серии (на заглавном фото): за год реализован без малого миллион этих гигантов! В основном их покупают в США (821 тысяча), но без помощи других рынков победы бы не было. Ведь на втором месте с минимальным отставанием находится «всемирная» Toyota Corolla (953 тысячи машин). Следом идет Volkswagen Golf (860 тысяч), а на четвертом месте - сугубо китайский компактвэн (847 тысяч), выпускаемый совместным предприятием концернов SAIC и GM и продающийся преимущественно на внутреннем рынке.

Общий вектор развития мирового рынка тот же, что в России и Европе: покупатели все чаще выбирают кроссоверы и внедорожники. За прошедший год их доля в структуре продаж выросла с 25 до 29%: реализовано 24,3 млн таких автомобилей. К сожалению, в компании JATO не разделяют внедорожные модели по классам: компактные паркетники и здоровенные рамные внедорожники смешаны в один рейтинг. Если же разделить автомобили типа SUV хотя бы на компактные, среднеразмерные и полноразмерные, то сегментация рынка выглядела бы совсем иначе, а самым востребованным оказался бы легковой класс C+, он же гольф-класс.