Коммерческие автомобили. Коммерческие автомобили Баз 6909 технические характеристики

Недавно еженедельник ВПК опубликовал большой материал о ЗРПК "Панцирь-С" (см. "«Панцирь» – путь к успеху"). Не буду вдаваться в некую путаницу с шифрами "Панцирь-С" и "Панцирь-С1" - в статье упоминается только "Панцирь-С" и нет никаких ссылок на "Панцирь-С1", что не есть верно. Не буду говорить про всю статью, ограничусь всего лишь одним абзацем (оригинальная орфография сохранена):

"Сейчас в Центральном военном округе проходит обкатку экспериментальная средняя бригада, оснащенная бронетранспортерами и грузовиками. Главное ее достоинство – возможность совершать длительные марши с высокой скоростью, на которые неспособны тяжелые бригады с гусеничными БМП, танками и самоходными артиллерийскими установками. В командовании ЦВО считают, что для противовоздушной обороны новой бригады лучше всего подойдут «Панцири». Тем более что сейчас ЗРПК «пересел» с четырехосных грузовиков КамАЗ на «Вощины» брянского завода, которые, как показали испытания на полигоне в Бронницах, по проходимости не уступают гусеничным шасси. Работы по сухопутному «Панцирю» идут полным ходом. По словам управляющего директора ОАО «КБП» Дмитрия Коноплева, через два-три года новые машины будут готовы."

Здесь кое-что намешано в одну кучу. Прокомментирую то что знаю.

I. Следует различать семейства СКШТ "Вощина" и "Вощина-1" - это разные семейства! Выпуск СКШТ семейства "Вощина" прекращён более 15 лет назад, вместо него в 2003-2004 гг. принято на снабжение ВС РФ и поставлено на производство семейство "Вощина-1".

Различия между семействами кардинальные:

1. Схема раздачи мощности по колёсам у СКШТ семейства "Вощина" - бортовая, у СКШТ семейства "Вощина-1" - мостовая.

2. Количество двигателей у каждого образца шасси и тягачей семейства "Вощина" - 2 (два) КАМАЗ-740, у "Вощины-1" - 1 (один) двигатель модели 8424 или 8491 или 8492 Тутаевского моторного завода (ТМЗ).

3. Габаритная ширина у СКШТ семейства "Вощина" - 3,08 м, у серийных СКШТ семейства "Вощина-1" - 2,75 м (у опытного тягача БАЗ-6403.01 - 3,1 м).

4. В составе семейства "Вощина" есть (точнее, были) корпусные и рамные шасси и тягачи, в составе СКШТ семейства "Вощина-1" - только рамные шасси и тягачи.

5. У рамных СКШТ семейства "Вощина" и "Вощина-1" совершенно разные кабины.

Так вот, никто никогда даже не думал о том, чтобы использовать для ЗРПК "Панцирь" (я про все модификации "Панциря" - и "С", и "С1") СКШТ семейства "Вощина"! Следует заметить, что в разговорах (на жаргоне) даже конструкторы Брянского автозавода называют СКШТ семейства "Вощина-1" просто "Вощина", но уж если вопрос связан с публикациями и официальными документами - то два семейства путать недопустимо. Для "Панциря-С" была разработана комплектация шасси и изготовлен образец БАЗ-6909-019 из семейства "Вощина-1".

II. О том, как дело обстояло с "пересадкой" "Панциря" с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019, я кратко рассказал в статье в еженедельнике "ВПК" "Абсурд на колесах" .

Процитирую самого себя:

"Наиболее характерный пример некомпетентности – судьба ЗРПК «Панцирь-С». В августе 2008 года в процессе госиспытаний был проведен перемонтаж модулей комплекса с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019. В сентябре-октябре успешно прошли стрельбы с боевой машины (БМ), смонтированной на шасси БАЗ-6909-019. По всем согласованным документам планировалось осуществлять поставку комплекса «Панцирь-С1» на экспорт на Ближний Восток на шасси КАМАЗ-6560, а в ВС РФ – комплекс «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909. По отзывам специалистов, участвовавших в перемонтаже оборудования БМ комплекса и проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ-6909-019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Почему в серию не пошел «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909-019, догадаться не так уж сложно."

Добавлю для непосвящённых - опытный образец БАЗ-6909 действительно прошёл государственные испытания, в том числе часть испытаний была на полигоне в Бронницах. Позже был изготовлен образец БАЗ-6909-013, который прошёл типовые испытания также в Бронницах, в ходе которых была доказана грузоподъёмность шасси 22 т (согласно ТТЗ № 15-93 от 2 июня 1993 г. грузоподъёмность была заложена 18 т, но в конструкции шасси удалось найти существенные резервы).

Но самое главное - у меня нет никакой информации о том, что "сейчас ЗРПК «пересел» с четырехосных грузовиков КамАЗ" на "Вощины-1". Не далее как в августе на МАКСе-2013 я разговаривал с Первым заместителем научного руководителя ОАО "КБП" Юрием Александровичем Савенковым (ему недавно исполнилось 60 лет) касательно ЗРПК "Панцирь-С" и о его "пересадке" на БАЗ-6909 - никаких изменений на тот момент не было (то есть никто никаких переговоров с ЗАО "БАЗ" не вёл). Что-то мне не верится, чтобы за месяц резко были совершены "телодвижения" по "пересадке"! Для осуществления этого надо было не только изготовить шасси (в августе, когда был на БАЗе, в сборочном цехе собирали комплектации СКШТ для других комплексов и систем), но и принять необходимые директивы на уровне Заказчика (МО РФ).

Поэтому убедительная просьба к редакции еженедельника "ВПК" - вы уж не томите коллектив ЗАО "БАЗ", сообщите - вдруг уже решения приняты? И завод ждёт увеличение Гособоронзаказа? А то ведь надо подумать ещё как его выполнить, учитывая что и без этого грядёт существенное увеличение ГОЗ на 2014 г. ...

Опубликовал материалы, свидетельствующие об угрозе потери отечественного производства специальных колесных шасси и колесных тягачей (СКШТ) для МО РФ. В октябре 2008 года Минобороны закрыло ОКР «Вощина-2», а Брянский автомобильный завод (БАЗ) продолжил проведение работ по совершенствованию СКШТ за свой счет. Успешное завершение указанной ОКР было бы для БАЗа последним шансом для возрождения, но этого не произошло.

Еще не начались госиспытания шасси и тягачей, создававшихся в рамках ОКР «Вощина-1», а головными разработчиками ВВТ БАЗу были выставлены требования на доработку шасси и тягачей под конкретные образцы комплексов. Работы по расширению применения шасси и тягачей БАЗа велись параллельно с проведением ОКР «Вощина-1». Причем почти всем «головникам» потребовались СКШ грузоподъемностью не менее 20 тонн, а в ТТЗ на ОКР «Вощина-1» грузоподъемность была задана не более 18. Тем не менее задачу по увеличению грузоподъемности завод решил.

ОКР «Вощина-2»

Для ряда перспективных комплексов и систем требовались СКШ более широкие – не менее трех метров (вместо реализованной в СКШТ «Вощина-1» ширины 2,75 метра). Требование по габаритной ширине обусловлено особенностями монтажа и обеспечения поперечной устойчивости размещаемых ВВТ, особенно если центр масс конечного изделия находится высоко.

“ Успешное проведение ОКР «Вощина-2» было бы для БАЗа последним шансом возрождения и занятия достойного места в ряду предприятий ОПК ”

Также необходимо было провести разработку ряда систем и узлов самих СКШТ. Последнее не сделали в связи с недофинансированием ОКР «Вощина-1», в частности гидромеханической передачи (ГМП).

На БАЗе задумались о разработке нового семейства шасси и тягачей, и на рубеже веков на заводе впервые заговорили о новой работе под названием «Вощина-2». Среди проблем было отсутствие современных шин грузоподъемностью шесть тонн. Также рассматривалась разработка гидропневмоподвески. Но уже тогда стало ясно: без государственной поддержки многие вопросы не решить, тем более что в данном случае речь шла о создании семейства шасси и тягачей только для МО РФ.

В связи с тем, что работы соисполнителей по разработке автокомпонентов (шины, ГМП) значительно различались по срокам, БАЗ предложил провести ОКР «Вощина-2» в два этапа. На первом реализовать требования по увеличению габаритной ширины и грузоподъемности, установить двигатель 500 лошадиных сил и отработать конструкции агрегатов трансмиссии и подвески. На втором этапе установить двигатель мощностью 600–650 лошадиных сил, АКП или трансмиссионный модуль, бортовую информационно-управляющую систему (БИУС), а также другие агрегаты и комплексы. 24 мая 2005 года начальник вооружения ВС РФ – заместитель министра обороны генерал армии Алексей Московский утвердил решение № Р-19-2005, в котором было упоминание об ОКР «Вощина-2» в рамках ГПВ-2015.

В итоге заказчик отказался от первого этапа, провести который предлагал завод, и сразу решил приступить ко второму. Государственный контракт был заключен лишь в мае 2007 года.

Неожиданный удар

Работы по новому семейству СКШТ уже шли полным ходом, но, как и в случае с ОКР «Вощина-1», с финансированием опять возникли проблемы. У автора нет объяснения, в силу каких причин завод получил меньше четверти суммы из указанных в государственном контракте 80 миллионов рублей. Из сопутствующих НИОКР удалось выполнить в полном объеме всего одну, связанную с системой управления.

Коллаж Андрея Седых

Проведенные кадровые изменения в руководстве ГАБТУ отрицательно повлияли на развитие всей отечественной военной автомобильной техники (ВАТ). В октябре 2008 года начальник ГАБТУ генерал-лейтенант Николай Ершов своим решением вообще остановил все финансирование ОКР «Вощина-2» и всех сопутствующих работ. Без работ по шинам и ГМП выполнение основной ОКР потеряло смысл. К тому же остаток неосвоенных средств заказчик потребовал вернуть. ОКР «Вощина-2» была приостановлена на этапе разработки КД (технический проект разработали).

Проблемы возникли в связи с явным намерением руководства ГАБТУ сосредоточить все разработки и производство ВАТ на одном заводе. Так, в 2008 году МО РФ отказалось от закупок разработанного на БАЗе в инициативном порядке и принятого в том же году на снабжение ВС РФ седельного тягача БАЗ-6403, предпочтение отдали седельному тягачу КАМАЗ-65225, который не прошел госиспытания и не был принят на снабжение ВС РФ. В процессе испытаний выявлены замечания.

17 декабря 2008 года на международной конференции, проводившейся ОАО «АСМ-Холдинг», врио начальника 21-го НИИИ МО РФ полковник Тарасов сообщил о том, что КАМАЗ пообещал сделать собственные тягачи и шасси большой грузоподъемности (от 25 тонн и выше) для замены СКШТ от МЗКТ. Позже автору стало известно о том, что КАМАЗу уже выделены 120 миллионов рублей на проведение работ по этой теме (НИР «Платформа»).

Врио начальника 21-го НИИИ МО РФ мотивировал остановку финансирования ОКР «Вощина-2» тем, что в ее рамках разрабатывается техника двойного назначения и поэтому такая техника должна создаваться не за счет государственных средств. А заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению. Этот ответ был дан перед большой аудиторией. Многие до сих пор гадают: почему вообще тема СКШТ прозвучала публично именно в декабре 2008 года? Возможно, уже не было никакой возможности замалчивать факты, тем более что месяцем ранее, 19 ноября 2008 года в МО РФ состоялось совещание, на котором представители промышленности (и БАЗа в том числе) высказали вслух все, что думали об остановке НИОКР. К сожалению, о том совещании общественность не проинформирована.

Высказывания о том, что заказчик будет покупать конкурентоспособную технику по своему усмотрению, стали модными после назначения в апреле 2007 года на должность начальника вооружения – заместителя министра обороны Николая Макарова, позднее – начальника Генерального штаба ВС РФ – первого заместителя министра обороны. Хотя любому специалисту, связанному с ВВТ, понятно: ни одна серьезная работа не может быть проведена без государственного финансирования.

ОКР «Вощина-2» была инициирована вовсе не потому, что новые шасси и тягачи крайне необходимы предприятиям экономического сектора. Если военным нужны СКШТ, которые могут передвигаться по полному бездорожью с максимально возможной средней скоростью (нынешние требования – не менее 40–45 километров в час), обеспечивая при этом сохранность полезной нагрузки и защиту от различных средств разведки и поражения и т. д., выполняя также многие другие тактико-технические требования, то гражданским заказчикам многое из этого не требуется.

Даже ОАО «КАМАЗ», обладая существенно большими ресурсами, не смогло (или не захотело) провести работы по СКШ военного назначения за свой счет с последующим предложением готовой техники заказчику. Причастные уже тогда знали – КАМАЗ на ОКР запросит раз в 20, а то и больше, чем выделено на НИР «Платформа». А о том, сколько еще дополнительно предстоит потратить на организацию серийного производства, посвященные боялись даже говорить в присутствии представителей СМИ. Возможно, именно поиск средств для проведения работ КАМАЗом стал истинной причиной сворачивания как ОКР «Вощина-2», так и многих других работ.

Итак, в конце 2008 года БАЗ опять и уже в который раз по вине МО РФ оказался в затруднительном положении. Успешное проведение ОКР «Вощина-2» было бы для БАЗа последним шансом возрождения и занятия достойного места в ряду предприятий ОПК.

Наиболее характерный пример некомпетентности – судьба ЗРПК «Панцирь-С». В августе 2008 года в процессе госиспытаний был проведен перемонтаж модулей комплекса с шасси КАМАЗ-6560 на шасси БАЗ-6909-019. В сентябре-октябре успешно прошли стрельбы с боевой машины (БМ), смонтированной на шасси БАЗ-6909-019. По всем согласованным документам планировалось осуществлять поставку комплекса «Панцирь-С1» на экспорт на Ближний Восток на шасси КАМАЗ-6560, а в ВС РФ – комплекс «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909. По отзывам специалистов, участвовавших в перемонтаже оборудования БМ комплекса и проведении пробеговых испытаний и стрельб на полигонах Капустин Яр и Ашулук, БМ на шасси БАЗ-6909-019 обладает более высокими скоростями движения, динамикой, проходимостью, плавностью хода. Почему в серию не пошел «Панцирь-С» на шасси БАЗ-6909-019, догадаться не так уж сложно.

Невостребованная «Вощина-1,5»

К счастью, в МО РФ не решились закрыть ряд работ по перспективным системам и комплексам ПВО. Головным разработчикам, ориентировавшимся на отечественную технику, были необходимы широкие шасси и тягачи, и их предстояло создать. На БАЗе невольно вспомнили о первоначальных планах и конструкторы в инициативном порядке взялись за реализацию первого этапа разработки широких СКШТ, которые для удобства назвали «Вощина-1,5» (этот шифр семейству официально не присваивали и не используют в документах). Летом 2009 года уже начали разрабатывать тягач БАЗ-6403.01.

По результатам работ с потенциальными заказчиками была выявлена принципиальная необходимость увеличения габаритной ширины СКШТ для обеспечения возможности размещения, в том числе путем перемонтажа ВВТ с шасси и тягачей МЗКТ на БАЗ, различных средств ЗРС «Триумфатор-М».

10 июня 2011 года БАЗ-6403.01 был показан министру обороны, военным специалистам, представителям промышленности и прессе в подмосковных Бронницах. К сожалению, немногие обратили внимание на новинку, которую представлял БАЗ. Судя по дальнейшему развитию событий, тот памятный показ мало что принес полезного – прежний министр обороны вряд ли что-то вообще понял из увиденного и услышанного, так как ЗАО «БАЗ» вынуждено было проводить типовые испытания нового тягача, в том числе в НИИЦе АТ 3-го ЦНИИ МО РФ, за счет собственных средств. По имеющейся у автора информации, в дальнейшем этот тягач так и остался невостребованным для применения в составе ВВТ или для буксировки тяжелой бронетанковой техники, хотя его неоднократно показывали самым разным военачальникам и должностным лицам, в том числе президенту РФ Дмитрию Медведеву (в сентябре 2011-го на учениях в Чебаркуле именно БАЗ-6403.01 вытаскивал из грязи застрявшие автомобили повышенной проходимости отечественного производства).

В рамках дальнейших работ по «Вощине-1» могут быть осуществлены разработки и изготовление других образцов модернизированных СКШТ с увеличенной габаритной шириной и для использования в составе систем и комплексов ВВТ. Предпринимаются шаги, чтобы заинтересовать МО РФ перспективной техникой. Так, 1 февраля 2013 года на сайте военного ведомства появилась информация о посещении министром обороны генералом армии Сергеем Шойгу главного командования СВ. Министру были продемонстрированы макеты перспективных образцов ВВТ для СВ. На одной из фотографий на переднем плане можно было увидеть шасси БАЗа, причем это широкая «Вощина-1,5». Данное шасси предлагается использовать под монтаж различных ВВТ, в том числе для СПУ ОТРК «Искандер» и перспективных ОТРК.

Призрачные перспективы

Непосвященному читателю покажется, что все на БАЗе хорошо: завод выполняет поставки в рамках ГОЗ и в ближайшие годы ожидается его увеличение. В настоящее время по основным показателям технического уровня и ТТХ шасси и тягачи семейства «Вощина-1» соответствуют современным и перспективным (до 2020 года) требованиям и обеспечивают монтаж, транспортировку и боевое использование серийных и модернизированных комплексов ВВТ, полную замену базовых шасси типа КрАЗ (производства Украины), а также СКШТ типа МАЗ-543, МЗКТ-7930 (производства РБ) как при проведении капитального ремонта, так и в ходе серийного производства образцов ВВТ.

Но это день сегодняшний. Ведь любая, даже самая совершенная техника имеет пределы по ее модернизации и на БАЗе нужно создавать новое семейство СКШТ военного назначения.

Приостановка ОКР «Вощина-2» исполнена на основании решения генерального заказчика. Сама формулировка «приостановка работ» не исключает их возобновления. Отдельные наработанные в рамках ОКР «Вощина-2» решения уже сейчас внедрены или внедряются в конструкции СКШТ. Пока еще сохраненный инженерный потенциал предприятия готов к реализации большинства известных на БАЗе проектов ОКР и НИР, однако время уходит, а практической своей реализации эти планы не находят.

Вопрос стоит очень остро. Много говорится о том, что предприятия промышленности должны вести инициативные разработки, но такие разработки на БАЗе уже есть, в том числе и в металле (например в мае 2011 года изготовлен опытный образец шасси БАЗ-69096-013 с колесной формулой 10х10.1). Однако уже неоднократно на БАЗе сталкивались с тем, что в дальнейшем перспективные образцы остаются невостребованными со стороны МО РФ и головных разработчиков, с которыми предварительно согласовываются ТТЗ. Если же завод вложит значительные средства в разработку нового семейства военного назначения, будет ли оно востребовано МО РФ? Особенно в нынешних условиях, когда на других предприятиях уже ведутся разработки перспективных семейств автомобилей многоцелевого назначения и СКШТ, которые по своим ТТХ (грузоподъемность, увеличенная габаритная ширина, защищенность, независимая подвеска) частично соответствуют СКШТ БАЗа? Брянский автозавод не боится конкуренции, но, как показал предыдущий опыт, не всегда результат определяют лучшие ТТХ образцов техники – в 2008–2012 годах решения чаще принимались исходя из иных соображений. Поэтому наиболее оптимальным может быть либо продолжение ОКР «Вощина-2» с корректировкой ТТЗ, либо открытие новой ОКР, в рамках которой необходимо создать определенный научно-технический задел на перспективу. Но в нынешней ситуации собственник завода работы без государственного финансирования вести не планирует.

Сегодня на БАЗе все чаще задумываются: нужен ли будет этот завод государству в его нынешнем качестве через три года? Через пять лет? По имеющейся у автора информации, собственник завода уже рассматривает даже такой фантастический вариант, как полное перепрофилирование производства, прекращение выпуска СКШТ военного назначения после выполнения всех заключенных договоров в рамках ГОЗ.

Концерн «Алмаз-Антей» — производитель зенитно-ракетных систем С-400 «Триумф» — готов полностью отказаться от закупки продукции Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в пользу аналогичной техники Брянского автомобильного завода. Об этом «Известиям» сообщил источник в дирекции холдинга во время открытия президентом Владимиром Путиным нового сборочного производства зенитно-ракетных систем на заводе 70-летия Победы в Нижнем Новгороде. Официальная причина перехода на российские тягачи — резкий рост внутреннего и внешнего заказа на комплексы С-400.

— В этом году мы должны поставить Минобороны пять комплектов С-400, — сообщил «Известиям» представитель предприятия. — Это почти сотня пусковых установок, транспортно-пусковых машин, тягачей, перевозящих радиолокационные станции и дополнительное оборудование. А минчане требуют стопроцентную предоплату за работу, при этом не гарантируя нам сроков исполнения заказа.

Недавно «Алмаз-Антей» стал собственником Брянского автомобильного завода — основного российского производителя большегрузной техники. Тягач БАЗ-6909 с колесной формулой 8 на 8 выбран основным для размещения элементов комплекса С-400 на колесном шасси, а в перспективе и С-500 «Прометей».

Как подчеркнул источник «Известий», под выполнение гособоронзаказа 2016 года «Алмаз-Антей» инвестировал 114 млрд рублей в обновление трех производств — Нижегородского завода 70-летия Победы, ракетного завода концерна ПВО в Кирове, Брянского автомобильного завода (в том числе и покупку).

В ходе посещения завода Владимиру Путину показывали обновленное, полностью автоматизированное производство зенитно-ракетных систем С-400. При этом в сборочных цехах стояли исключительно машины брянского завода. Белорусские тягачи МЗКТ-543М, на которых пока еще размещается оборудование зенитно-ракетных систем «Триумф», были убраны в дальний конец цеха, чтобы не попались на глаза главе государства.

Продукция МЗКТ широко используется в отечественной военной промышленности. Так, белорусский завод поставляет для российской оборонки шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо» всех модификаций, колесные варианты экспортных зенитно-ракетных комплексов противовоздушной обороны «Тор» и «Бук», зенитных ракетных систем ПВО С-300 и С-400. На автошасси МЗКТ базируются все мобильные ракетные комплексы ракетных войск стратегического назначения России: «Тополь», «Тополь-М», «Ярс» и «Рубеж».

— С белорусами у нас сейчас не очень гладкие отношения в области обороны, — говорит эксперт в области вооружений и военной техники Виктор Мураховский. — Минск отказал нам в создании на территории страны авиабазы, а президент страны Александр Лукашенко был против приобретения МЗКТ российскими собственниками.

Осенью прошлого года Минобороны ставило задачу по переводу систем вооружений Российской армии на шасси отечественного производства. Предварительно был выбран Брянский автомобильный завод, куда планировалось перебросить с МЗКТ большую часть заказов на специальные колесные шасси, прежде всего для таких систем, как «Искандер» и РСЗО.

— Два месяца назад не Россия хотела купить МЗКТ, а Белоруссия приобрести БАЗ, — рассказал «Известиям» советник гендиректора МЗКТ Георгий Гриц. — Но концерн «Алмаз-Антей» выкупил БАЗ. Доля наших поставок на брянский завод элементов конструкций шасси составляет 60%. Не думаю, что холдингу удастся в ближайшее время полностью отказаться от нашей продукции. Так же как и нам сложно обойтись без российских комплектующих. В любом случае процесс «импортозамещения» затянется минимум на три года.

В холдинге «Алмаз-Антей» уверенны, что смогут полностью перейти на отечественную колесную базу. Тем более свою продукцию готов предоставить КамАЗ. Правда, автозаводу из Набережных Челнов необходимо как минимум пять лет на разработку и поставку на вооружение нового тягача. Скорее всего, как отмечают в холдинге, новое камазовское шасси будет использовано уже при производстве новейших комплексов С-500 «Прометей».

— У нас партнерские отношения с Белоруссией, — прокомментировал ситуацию «Известиям» глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин. — В чем-то мы идем навстречу, в чем-то должны действовать в своих интересах. Это нормальная практика. Не вижу проблемы в том, что производитель ракетной техники самостоятельно выбирает машины, на которых ее размещать.

Пожалуй впервые в своей истории открыл двери для прессы самый закрытый автомобильный завод России - Брянский автомобильный завод, или сокращенно БАЗ.

Во времена СССР БАЗ занимался разработкой и производством специальных колесных шасси и тягачей для подвижных ракетных комплексов, а также для реактивных систем залпового огня (РСЗО).

Из самых знаменитых:

РК "Луна"


РСЗО "Ураган"


А также для противокорабельного комлекса "Редут"


В 70-е здесь были созданы шасси для ЗРК "Оса"


Ну и самые знаменитые РК "Точка"



И без преувеличения уникальные шасси для РК "Ока"


После того как не к ночи помянутый Миша меченый пустил под нож последние, уничтожено было и все технологическое оборудование, которое использовалось при производстве шасси. В итоге предприятие лишилось и заказов и готовой продукции и оборудования, то есть оказалось в кризисе, а потом пришли лихие 90-е.

Нет смысла описывать все проблемы с которыми столкнулся БАЗ за это время.

В начале 2000-х здесь, практически на руинах было создано новое семейство колесных шасси для нужд Минобороны, которое получило название "Вощина" . Именно на ее производство и удалось посмотреть.

Сперва фото того, с чего начинался БАЗ, а именно с трактора, которому и установлен памятник на территории предприятия.


Производство начинается с металлообработки. Вот как выглядит местный сварщик:


А вот лежат силовые элементы будущей рамы. Хорошо видно производственное оборудование, которое удалось вернуть к жизни, новым его конечно же не назовешь


.

Затем рама отправляется на конвейер. Важно отметить, что специальные колесные шасси - это товар штучный и уникальный, каждая единица выполняется по требованиям заказчика, то есть здесь не тот конвейер, что делает легковые автомобили. Объемы выпускаемой продукции исчисляются сотнями в год.

Подвеска торсионная, имеется понижающая передача и блокировка дифференциалов


Двигатели отечественные, производства тутаевского завода:


Кабина аскетичная. Видно, что требования военных не сильно изменились, хотя кресло регулируемое и имеется кондиционер.



После того как шасси готово, оно отправляется на заводской пробег. По его окончанию возвращается в цех, где его осматривают вновь.

Контроль этих монстров проводят дамы:


После этого автомобиль отправляется заказчику.

Но специально для нас заказчик решил подождать а автомобили отправились на берег реки Десна, где продемонстрировали на что способны.

Управляли машинами вот такие суровые водители:


Покорял барханы тягач БАЗ-6402, тот самый, что таскает ракеты комплекса С-300 и С-400


Затем он покорял реку


Шасси без какой бы то ни было подготовки легко преодолевает брод глубиной 170 см.


И выходит на берег:


Чтобы соблюсти чистоту эксперимента на шасси установили балласт. Масса этого стального куба - 11 тонн.




Также БАЗ разработал систему мультилифт, которая устанавливается практически на все грузовые автомобили. Нам показали, как она работает с КАМАЗом


Потом мы отправились в конструкторское бюро. Здесь рождается будущее.


Перспективное направление - это использование шасси БАЗа в составе кранов грузоподъемностью до 200 тонн:


А вот набросок шасси, над которым кипит работа:


Сейчас завод загружен на 100% и даже испытывает дефицит кадров. Но в то же время имеются и проблемы, о которых я подготовлю отдельный материал для газеты ВПК .

Ну и вместо P.s. небольшое видео . Чудес монтажа никаких, просто слепленные вместе записи:

Мастерская YVS-Models выпустила модель автомобиля БЗКТ-6306 в масштабе 1:43.
Материал-смола, колеса-резина, все детали оригинальные, изготовлены "с нуля".

Балластный тягач высокой проходимости БАЗ-6306 предназначен для буксировки прицепов по дорогам всех категорий, допускающим осевую нагрузку до 10 тс и бездорожью.

Наименование Значения
Колесная формула, "> Колесная формула, 8х8.1
Полная масса буксируемого полуприцепа, т 15 (самолетов - 50)
Полная масса автопоезда, т, не более 47,500/82,500
Балласт, т 11
Сцепление однодисковое диафрагменное, ЯМЗ-184.10
Коробка передач, 9 передач вперед, 1 назад, ЯМЗ-2393-03
Подвеска I и II осей, независимая, двухторсионная с амортизаторами на каждом колесе
Подвеска III и IV осей, "> Подвеска III и IV осей, комбинированная, независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная, рессорная для верхних
регулируемым давлением, радиальные (1350х550-533Р), "> Шины с регулируемым давлением, радиальные (1350х550-533Р), ИД-370
Минимальный радиус поворота, м 13
Максимальная скорость, км/ч 70
Запас хода по контрольному расходу топлива, км 1000
- по бездорожью, 15,0
- по дорогам с твердым покрытием, 50,0
Длина, мм 10401
Ширина, мм 2750
Высота, мм 3190
Марка двигателя, "> Марка двигателя, ЯМЗ-8424.10
Мощность, л.с. 470

Заказ на разработку семейства унифицированных многоцелевых колесных шасси и тягачей высокой проходимости четвертого поколения грузоподъемностью от 13 до 18 т под пчеловодческим названием «Вощина-1» Брянский автозавод получил от МО РФ в 1992 году, когда стало окончательно ясно, что новейший на то время автомобиль КрАЗ-6316 , остаётся собственностью независимой Украины. В финансово и организационно неблагоприятное время коллективом инженеров автозавода под руководством главных конструкторов В.П. Трусова и Ю.А. Шпака новые машины были созданы, их заводские испытания были закончены в 1998 году.

Принципиальным отличием новых машин стало то, что конструкторы ушли от «бортовой» к традиционной «мостовой» схеме с блокируемыми межосевыми и межколесными дифференциалами, при этом на 300 мм уменьшилась колея и с 560 до 485 мм — дорожный просвет.

В состав семейства «Вощина-1» вошли автомобили: базовое четырехосное шасси БАЗ-6909 (8x8, грузоподъемность — 18 т) и его длинобазная версия БАЗ-69091, предназначенные для монтажа и транспортирования вооружения и военной техники по всем видам дорог и местности; 3-осное шасси БАЗ-69092 (6x6, грузоподъемность — 13,5 т), предназначенное для монтажа и транспортировки понтонных парков, станций комплексной очистки воды, мостостроительных машин и другого инженерного оборудования; специальное шасси БАЗ-6910 (8х8, грузоподъемность — 18 т) с каркасно-бронированной кабиной увеличенного объема; седельные тягачи БАЗ-6402 (6x6, с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 11,5 т) и БАЗ-6403 (8x8); артиллерийский (балластный) тягач БАЗ-6306 (8x8, грузоподъемностью 12 т). Все машины были максимально унифицированы между собой.

Трансмиссия — механическая, с мостовой раздачей мощности по колесам. В зависимости от модели на автомобили семейства первоначально планировалось устанавливать многотопливные турбонаддувные дизели Ярославского моторного завода: ЯМЗ-8424 (мощность — 343 кВт/470 л. с., с двухдисковым сцеплением мод. ЯМЗ-151 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-202), ЯМЗ-7511.10-06 (мощность — 294 кВт/400 л. с., с диафрагменным сцеплением ЯМЗ-184 и девятиступенчатой КПП ЯМЗ-239) или ЯМЗ-238Д-24 (мощность — 243 кВт/330 л. с., со сцеплением мод. ЯМЗ-183 и восьмиступенчатой КПП ЯМЗ-238М5). Военные серийные автомобили семейства оснащаются специально дооборудованными по требованиям МО РФ двигателями ЯМЗ-8492.10-033 (мощность — 470 л.с., КПП ЯМЗ-2393.10) или ЯМЗ-849.10 (мощность — 500 л.с., КПП ЯМЗ-2395). Последний оборудован дублирующей пневмостартерной системой запуска.

Раздаточная коробка — двухступенчатая (1,09 и 1,36) с двумя понижающими передачами и принудительно блокируемым дифференциалом. Блокируемые межколесные дифференциалы установлены в главных передачах второй и третьей осей — для 3-осных автомобилей и второй, третьей и четвертой — для 4-осных. Передаточные числа главных передач — 2,47, колесных редукторов — 3,36.

Подвеска всех колес — независимая, двухторсионная с гидроамортизаторами на каждом колесе. Задняя тележка седельного и артиллерийского тягачей комбинированная — независимая одноторсионная для нижних рычагов и балансирная рессорная — для верхних. Размерность колес — 533-440. Давление в радиальных широкопрофильных шинах модели ИД-370 производства «Днепрошина» г. Днепропетровск (Украина) размерностью 1350х550-533Р (21,5/75R21) регулируется. (Финансирование ОКР «Равнина» по созданию отечественных шин аналогичного уровня с 2008 года было прекращено.)

Тормозная система — двухконтурная пневмогидравлическая. Рулевое управление снабжено гидроусилителем с дублирующим насосом.

Для привода вспомогательного и технологического оборудования на автомобили, кроме раздаточной коробки, позволяющей отбирать от двигателя во время движения мощность 36,8 кВт (50 л.с.), могут устанавливаться коробка отбора мощности, тросовые лебедки и т.д. КОМ — трехвальная, двухступенчатая (передаточные числа 2,29 и 1,35). В зависимости от модификации отбираемая от раздаточной коробки на стоянке мощность — 70 кВт (95 л.с.), 110 кВт (150 л.с.) или 294 кВт (400 л.с.).

Рама автомобилей — лестничного типа, с лонжеронами Z-образного сечения, сварная. Машины снабжены расположенной перед моторным отсеком в пределах переднего свеса трехместной металлической, каркасно-панельной, кабиной закрытого типа, с двумя дверями для посадки и высадки экипажа. Сиденье водителя — регулируемое с индивидуальной подвеской, рулевая колонка — с изменяемым углом наклона. Дополнительное оборудование включает ФВУ ФВУА-100А-24, комплект противорадиационных экранов кабины, комплект средств повышения скрытности, комплект специальной обработки типа БКСО (для обеззараживания объекта), светозащитные шторы окон. По требоваению заказчика возможна установка комплекта локальной защиты кабины из броневых сталей 44 или 96, комплекта средств защиты от СВЧ излучения, а также кондиционеров Webasto модели СС4Е с электроприводом или модели СС5 — с приводом от двигателя, работающих на хладоагенте R134.

Эксплуатация автомобилей возможна при температуре воздуха от -50°C до +45°C и запыленности воздуха до 2,0 г/м³. Обеспечивается преодоление горных перевалов до 4650 м над уровнем моря. Машина приспособлена для перевозки транспортными самолетами Ан-22, Ан-124, Ил-76.

«Вощина-1» создавалась как семейство шасси и тягачей «двойного назначения». Ещё на этапе проектирования и испытания шасси для Министерства обороны, в условиях отcутствия от него значительных заказов, заводом были разработаны и поставлены для нефтегазового комплекса 3-, 4-, 5-, затем и 6-осные шасси грузоподъёмностью от 13 до 36 т с исключённым специальным оборудованием, с «народнохозяйственной» кабиной и отечественными шинами модели ВИ-3 PR14, размерностью 1300х530-533.

В 2006 году, в соответствии с гособоронзаказом, в войска стали поставляться седельный тягач БАЗ-64022, предназначенный для использования в составе ТПУ ЗРС С-400 «Триумф», и балластный тягач БАЗ-63064 — для буксировки тяжелых артиллерийских систем. В том же году семейство тягачей «Вощина-1» было отмечено Государственной премией Правительства России.


"Русская Сила - современное оружие"