Самодельная бронетехника. Самодельные боевые машины. Безымянная реактивная система залпового огня

В последнее время в сети интернет, средствах массовой информации все чаще и чаще появляются фотографии броневиков, пушек, ракетных установок и прочей боевой машинерии, созданной силами, умениями и талантами энтузиастов и самодеятельных конструкторов. Большинство из этих чудес техники появляются на свет, что называется, по бедности, из-за нехватки или полного отсутствия настоящей боевой техники. По своим характеристикам и боевым качествам самоделки или, по-другому, гантраки (gun truck – вооружённый грузовик – импровизированные боевые машины, которые американские солдаты строили во Вьетнаме) значительно уступают промышленным образцам, однако, в умелых руках даже они имеют все шансы переломить ход сражения и послужить делу победы.

1. Одесские танки «НИ-1»

Во время героической обороны Одессы от немецко-фашистских войск и их союзников (лето-осень 1941 г.) город находился на осадном положении. Пополнять парк бронетехники было невозможно и это притом, что потери боевых машин постоянно росли. Именно тогда изобретательные одесситы постарались хоть в какой-то мере решить эту проблему и наладить выпуск собственной бронетехники.

Над созданием одесского танка начала работать группа гражданских и военных специалистов возглавляемая главным инженером Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романовым. Ими было предложено обшивать имеющиеся в распоряжении города трактора, тягачи и прочие гусеничные машины броней и устанавливать на них легкое вооружение.

Сугубо гражданские предприятия города не были приспособлены к выпуску боевой техники, отсутствовали и соответствующие материалы (в частности броневая сталь), поэтому конструкторам пришлось проявлять чудеса изобретательности и инженерной смекалки. Так бронезащиту на одесских танках (бронетракторах) стали делать трехслойной. Между наружным и внутренним слоем из 8-10 мм корабельной стали прокладывался либо 10 мм слой резины, либо 20 мм слой досок. Конечно, от попадания снаряда такая броня не защищала, зато пули и осколки держала весьма сносно. Для изготовления башен применили карусельный станок из трамвайных мастерских, а иногда на самодельные боевые машины устанавливали башни от подбитых и не подлежащих восстановлению танков Т-26 .

Вооружение у одесских танков было самое разнообразное, как по калибру, так и по количеству, ставили то, что имелось в наличии. Однако самым распространенным вариантом являлся: один крупнокалиберный пулемет ДШК в башне и пулемет ДТ в передней части.

Свое название НИ-1 одесские бронетракторы получили после ночного боя состоявшегося 20 сентября 1941 года. В ту ночь 20 бронетракторов с включенными фарами и сиренами двинулись на траншеи румынских войск (союзников фашистской германии). Устрашающий эффект дополнил страшный лязг и грохот, которые производили машины при своем движении. Румынские войска не выдержали такого психологического натиска и в панике бежали с поля боя. Начиная с этого момента, самоделки и стали называть НИ-1 , что при расшифровке означает «На испуг». Одесситы всеми силами старались поддержать грозный имидж своих танков. Для этого наращивались стволы башенных малокалиберных пушек, а на машины без пушечного вооружения устанавливались очень солидные муляжи орудий.

Всего за период обороны Одессы было выпущено около 70 подобных танков. В связи с тем, что базой для этих боевых машин служили различные модели тракторов и тягачей, а так же с тем, что выпуском занимались сразу несколько заводов, НИ-1 иногда значительно отличались по своему внешнему виду.

2. Боевые машины ПМР

Во время военного конфликта 1992 года в Приднестровье, когда русскоязычное население поднялось на защиту молодой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) от прорумынских, поддерживаемых молдавским правительством сил, самодельная боевая техника вновь оказалась востребованной. Ополченцам пришлось создавать ее, чтобы противостоять молдавским БТРам, БМП и танкам. Для этого переоборудованию подверглись, как чисто гражданские автомобили, так и войсковая инженерная и вспомогательная техника.



Имеющие у приднестровцев путепрокладчики БАТ-М также стали бронировать. В результате получились этакие мощные тараны, которым уже в скором времени пришлось славно поработать в настоящем бою. Во время активизации боевых действий молдавские вооруженные формирования попытались атаковать казармы гвардейцев ПМР на двух БТР-70 , им даже удалось подбить приднестровский МТЛБ. В ответ на атаку обороняющиеся пустили в ход свои бронированные путепрокладчики. Появление диковинных машин на танковом шасси, рев мощных двигателей и лязг гусениц полностью деморализовало полицейских. Пока те раздумывали, как им быть и что предпринять, БАТы таранили бронетранспортеры, один из которых даже перевернули. Бросив свои машины, молдаване с позором бежали, а их БТРы перешли во владение ополчения ПМР.


На всевозможных, имеющихся в распоряжении ПМР шасси местные умельцы устанавливали вертолетные блоки для запуска неуправляемых авиационных ракет (НАР). По воспоминаниям участников тех событий применение таких импровизированных РСЗО производило не только боевой, но и достаточно сильный устрашающий эффект.



РСЗО из пусковых блоков НАР (старое название — НУРС) изготовляли не только защитники Приднестровья, это делалось как до них, так и после них, делается и в настоящее время. В некоторых изданиях мне довелось обнаружить пренебрежительные, можно даже сказать издевательские оценки этого оружия. Мол, эффективность низкая, накрыть цель практически невозможно, один шум и больше ничего. Хочу сказать, что рассуждать так могут лишь дилетанты. Самодельные РСЗО из пусковых блоков неуправляемых авиационных ракет на дистанциях до километра обладают вполне достойной плотностью и точностью огня, что способно нанести противнику весьма ощутимый урон. Доказательством тому служит применение подобных самодельных систем в войнах и вооруженных конфликтах по всему миру, даже такие далеко не последние армии как американская и израильская не гнушались устанавливать блоки НАР на своей боевой технике. А вот воспоминания разведчика 668-го отдельного отряда спецназа ГРУ, который в Афганистане на одном из блокпостов видел подобную самодельную систему залпового огня:

«Установку с НУРСами приспособили вместо башни БРДМ (историю потери башни выяснить мы не успели, так как наша группа быстро снялась и ушла). Кнопка электроспуска была выведена на панель приборов у командира вместо кнопки предохранителя стрельбы КПВТ. Этот БРДМ стоял в капонире с радиально размеченными стенами. Местность была пристреляна по этим меткам. Бойцы с поста говорили, что водила БРДМ может наводить установку так точно, что попасть ракетой в ухо моджахеду так же легко, как съесть банку сосисочного фарша».


Еще одним показательным примером эффективного использования мобильной РСЗО из блока НАР является установка «Метла-2», созданная майором ВДВ Александром Михайловичем Метлой. История ее создания такова. Прибыв в Афганистан, майор Метла обратил внимание на то, что чаще всего батальоны его бригады несли потери в одном и том же месте. Обстрел колонн «духи», как правило, вели из русла высохшей реки. Прекращался он так же внезапно, как и начинался, после чего душманы быстро уходили только им известными тропами. Настильный автоматно-пулеметный огонь десантников особого вреда нападавшим не причинял. Тут был необходим беглый навесной огонь минометов. Но на развертывание миномета во время обстрела колонны просто не хватало времени. Да и «духи» не стали бы просто так сидеть и ждать огневого удара. Тогда-то у майора Метлы и возникла идея поместить скорострельный 82-миллиметровый миномет 2Б9 «Василек» на станину зенитной установки и разместить огневую точку в кузове бортового «Урала».

Боевое крещение установка получила при первом же сопровождении колонны. Как только начался обстрел, расчет миномета вступил в бой. Десантники выпустили более 100 мин. Позиция «духов» исчезла в огненных разрывах и клубах пыли. Больше на том опасном участке дороги душманы не появлялись, уж слишком запоминающимся был преподанный им урок. А солдатская молва быстро окрестила мобильный миномет «Метлой».


Через некоторое время установка Александра Метлы угодила под огонь гранатометчика. Почти весь экипаж получил ранения. После этого случая майор создал принципиально новую боевую машину. «Метла-2» не только уничтожала противника, но и защищала свой экипаж от пуль и осколков. В кузов «Урала-4320» была установлена вырезанная средняя часть бронекорпуса БРДМ вместе с пулеметной башенкой, поверх которой громоздился вертолетный блок УБ-32-57 для стрельбы 57-мм авиационными неуправляемыми ракетами С-5. Эффект от залпов импровизированной «катюши» был просто ошеломляющим. Не случайно за такими установками «духи» устраивали настоящую охоту.

А вот другие примеры наземного использования авиационных блоков НАР (или НУРС):





4. Бронепоезд «Краина Экспресс»

Разговор о бронепоездах, пожалуй, стоит начать с напоминания о том, что в начале XX века именно этот вид боевой техники являлся самым мощным вооружением наземных войск. По сути бронепоезда представляли собой сухопутные дредноуты или передвижные крепости, противостоять которым было невероятно сложно. Почему именно так, разберем по пунктам:

1. Бронепоезд может состоять из 3-10 вагонов, на каждом из которых устанавливаются артиллерийские орудия разных калибров и многочисленные пулеметы. Это настоящий шквал огня по периметру 360, не позволяющий противнику приблизиться на дистанцию прямого выстрела.

2. Грузоподъемность железнодорожных платформ составляет десятки тонн, что позволяет защитить экипаж броней, которая даже и не снилась танкам.

3. Благодаря все той же грузоподъемности бронепоезд имеет возможность взять на борт тонны боеприпасов и не экономить их в бою.

4. Попадание снаряда в один из вагонов бронепоезда практически не влияет на боевые возможности других вагонов и чаще всего не приводит к снижению подвижности всего состава (за исключением случая повреждения локомотива).

5. Большая скорость передвижения позволяет быстро выходить из зоны артиллерийского обстрела.

Несомненным, главным минусом бронепоездов, который, по сути, и привел к прекращению их строительства, является привязанность к железнодорожным путям. Передвижение лишь по рельсам невероятно сужает возможности их боевого применения, а подрыв путей делает выполнение боевой задачи полностью невозможным.

Однако на некоторых территориях, обладающих разветвленной железнодорожной сетью, бронепоезда могут оказаться весьма полезны. Примером тому может служить бронепоезд «Краина Экспресс», созданный сербскими железнодорожниками во время войны в Югославии.


Бронепоезд был собран в 1991 году в городе Книне. Вначале он состоял из локомотива «Дженерал-Моторс» и прицепленных перед ним 2-х вагонов, защищенных мешками с песком. На тот момент противостоящие сербам хорваты только начинали получать тяжелое вооружение из-за рубежа, так что их основным оружием оставались автоматы, винтовки и пулеметы. Исходя из этого, создатели бронепоезда пришли к выводу, что защиты из мешков вполне достаточно.

Бои близ Штикарне, где бронепоезд противодействовал в основном хорватской пехоте, показали необходимость улучшения защиты. Поэтому в Стрмице на вагоны были установлены стальные плиты толщиной 25 мм. На тот момент конкретно боевыми являлись только два вагона. В передней части одного из них была установлена сдвоенная ЗСУ M38 калибра 20 мм, захваченная партизанами еще во время Второй мировой войны. На втором вагоне разместили пусковые установки противотанковых ракет «Малютка» и английскую ЗСУ M12 калибра 40 мм. Помимо этого бронепоезд был вооружен пулеметами M53 (копии знаменитых немецких MG-42).

Через некоторое время бронепоезд дополнился еще одним боевым вагоном, поставленным между двумя уже имеющимися. Новый вагон оснастили строенным зенитным орудием калибра 20 мм. (производства Югославии по испанской лицензии), одноствольной ЗСУ M75 того же калибра и двумя американскими пулеметами M2HB калибра 12,7 мм. Для защиты локомотива были установлены два пулемета M84 (копии советского ПК). Было вновь усилено бронирование вагонов. Теперь в случае артиллерийского или минометного обстрела экипаж мог укрываться внутри них или внутри вагона со снаряжением. Также на бронепоезд была нанесена маскировочная раскраска.

В данной комплектации бронепоезд активно воевал вплоть до весны 1992 года. Именно в это время экипаж «Краины Экспресс», пользуясь затишьем в боевых действиях, значительно усилил вооружение своей мобильной крепости. На переднем боевом вагоне трофейная немецкая зенитка была заменена советским орудием ЗИС-3 калибра 76,2 мм. образца 1942 года. Позади орудия установили два пусковых блока НАР для 57-мм неуправляемых авиационных ракет. В одном из грузовых вагонов был размещен 120-мм миномет.


Летом 1993 года «Краина Экспресс» вновь подверглась модернизации. ЗИС-3 заменили на американское самоходное орудие M18. Такие самоходки поставлялись в Югославию в 50-е годы. И вновь установленную самоходку, и весь бронепоезд снабдили противокумулятивной защитой.


Бронепоезд участвовал в активных боевых действиях на протяжении почти пяти лет. На его счету насчитывается немало боевых операций и славных побед. Все это время он оставался на ходу и быстро залечивал полученные раны. Враги так и не сумели уничтожить легендарный бронепоезд, это сделал сам его экипаж. 4 августа 1995 года армия Хорватии начала операцию «Буря». В ее ходе «Краина Экспресс» оказался в полу окружении. Чтобы бронепоезд не достался врагу, сербский экипаж пустил его под откос, после чего ушел на территорию Республики Сербской.


Пример бронепоезда «Краина Экспресс» наглядно доказывает, что даже в современной войне умелое и грамотное применение бронепоездов может быть весьма эффективно.

Некоторые из этих изделий были разработаны в кратчайшие сроки и выглядят одновременно курьезно, странно и пугающе.

Техника далеко не самого лучшего качества, но при этом довольно интересная и совершенно уникальная.

Боевая бронированная машина «Азовец», получившая от почитателей таланта украинских танкостроителей ласковое прозвище «Навозец», позиционируется как «городской танк». Она смонтирована из установленных на шасси танка Т-64 мусорных контейнеров - и это, пожалуй, единственное, что позволяет говорить о ее преимуществах для ведения боя в городских условиях: в любой момент можно замаскироваться во дворе какой-нибудь многоэтажки. Главное только, чтобы мусоровоз ее по ошибке не вывез на свалку.

До недавнего времени главной отличительной чертой «Азовца» являлись два независимых боевых модуля с авиационными пушками и ПТРК - вероятно, для того, чтобы один стрелок мог уничтожить другого, если тот окажется тайным агентом Кремля. Теперь появилась еще одна уникальная особенность: фирма «Авикос» поставила по подряду некачественные оптико-электронные устройства, которые, как признают сами хозяева машины из неонацистского полка «Азов», «выполнены из дешевых компонентов китайского производства для бытового назначения». Помимо прочего, на этой пластмасске «в качестве основы камеры использованы бытовые детали, которые применяются в дверных глазках или домофонах».

С другой стороны, согласитесь, что глазок куда лучше подходит для «городского танка», чем стандартная оптика для бронетехники. К тому же, это будет первый в мире танк, в экипаже которого имеется консьерж. В качестве дополнительной инновации можем также посоветовать приделать к бортам лавочки и усадить на них бабок, которые своими увещеваниями должны существенно снизить наркоманию в рядах ВСУ.
Полеты во сне и наяву

Еще одно инновационное изделие украинской оборонки - ударный беспилотник на конной (ой, то есть, простите, на реактивной) тяге, который, как сообщает украинский «24 канал», разработан учеными из Национальной академии наук Украины. Судя по внешнему виду, он изготовлен из обрезанного штыка лопаты и колесиков от сумки-тележки, однако утверждается, что он «развивает скорость до 800 км/ч» и способен «уничтожать вражескую технику на расстоянии до 50 километров». Спорить с этим не будем, добавим только, что аппарат предельно универсален: сначала уничтожаешь врага, который будет помирать со смеху, а потом тем же беспилотником закапываешь его труп.

С другими видами летаков у украинцев тоже все в порядке. Вот, к примеру, «Лев-1», переделанный из американского легкого вертолета Bell 47G-4 1964 года выпуска - то есть, построенного еще при жизни изобретателя вертолета, русского киевлянина Игоря Сикорского. Сообразительные украинцы придумали использовать этот мыльный пузырь не только для обеспечения господства в воздухе, но и для того, чтобы транспортировать раненых пониже спины бойцов.

«Куда вы меня тащите?» - как бы спрашивает этот несчастный киборг. Как куда - конечно, на живодерню. Ну, или в морг, это уж как доктор скажет. А что - примотал носилки скотчем, и скорая помощь для самоубийц готова. Если же наш подранок не окочурится от такого экстрима, можно сунуть ему в зубы кулемет, и таким макаром долететь не только до середины Днепра, но и до середины Волги. Надо только для сопровождения взять дроны-лопаты.
Броня крепка

Неудачи с украинскими бронетранспортерами, которые трескаются от хорошего удара кулаком, не остановили полет инженерной мысли. В чью-то светлую голову пришла идея переоснастить в бронеавтомобили старые советские «шишиги» (армейские грузовики ГАЗ-66).

Получившийся продукт носит название «Овод». Выглядит он заметно пристойнее большинства украинских «шушпанцеров», несмотря на то, что выполнен в форм-факторе гроба. Собственно, и находиться в его кабине живому человеку довольно затруднительно, хотя, как говорят психологи, поза эмбриона помогает преодолеть страх и почувствовать себя в безопасности. Особенно это будет актуально, когда после очередной колдобины водитель и пассажир выбьют себе зубы коленями.

А посмотрите, как изящно отделан салон кожзаменителем. Не хватает только коробки с мелочью и висящих над ней четок.

Еще один чудесный экземпляр, правда, еще не пошедший в серию - БТР «Джокер». «Такое название для боевой машины военнослужащие придумали недаром - если в картах «Джокер» помогает игроку выиграть, то в бою усовершенствованный БТР даст Калиновским гвардейцам больше шансов на быструю победу», - пишут украинские СМИ. Если честно, боевые возможности этого БТР-80 с четырьмя противотанковыми гранатометами больше напоминают ситуацию, которая у игроков в преферанс называется «прикупить двух тузов на мизере». Не зря в эту братскую могилу на колесах уже встроена кладбищенская оградка.

Конверсия по-украински выглядит примерно так. Есть авиазавод «Антонов», тяжкое наследие коммунистического прошлого, который в годы «советской оккупации» производил никому не нужные самые большие самолеты в мире. Теперь при нынешнем евроинтегрированном режиме сотрудники предприятия наконец-то могут заняться по-настоящему полезной и востребованной продукцией. Смотрите, какой у них получился замечательный блиндированный Ford, в котором все по-чеховски прекрасно: и обтекаемые контуры, и приваренные елочкой треугольные профили, и тризуб на капоте, и брызговики в виде бахромы из цепочек. Авиастроителям есть, чем гордиться!

Трудовую эстафету принимают работники Николаевского тепловозоремонтного завода. Поскольку новой Украине не нужны доисторические тепловозы, лучше изготавливать современные машины-убийцы, тюнингованные арматурой и прочей рухлядью. Некоторые пруты приварены некрепко - так что киборги смогут оторвать парочку и пойти с ними в рукопашную, а в крайнем случае - и использовать их вместо протезов, поскольку украинские заводы по производству протезов уже давно перепрофилировались на изготовление шляп для сбора милостыни.

Вот еще одна разработка по принципу обратной конверсии - боевая машина «Тортилла», состоящая из гусеничной базы трактора Т-150 и половины цистерны, какие обычно устанавливают над дачными душами. Можно долго спорить о ее достоинствах (среди которых - скорость 40 км/ч, вместимость 30 десантников и, конечно, превосходное бронирование), но с одним утверждением нельзя не согласиться: аналогов этой машины нет ни в одной армии мира. К тому же, создатель блестяще воплотил в жизнь фразеологизм «накрыться медным тазом».

А вот и конкурент российских роботов-танков - самобеглая боевая телега с дистанционным управлением.

Ну, то есть, как дистанционным - куда провода от розетки хватит.

Еще одна крайне необходимая в хозяйстве вещь - блиндированная передвижная баня. Оснащена сразу двумя двигателями: дровяным и паровым.

В комплекте с баней идет прицеп-пепелац, в который помещается до двухсот ведер горилки.

А попарившись, можно сгонять с побратимами в ближайший автомагазин и шлифануть это дело стекломоем.

Универсальный бронеавтомобиль для культурно-массовой деятельности. Свадьбы, корпоративы, похороны.

Кстати о последнем - на службе в ВСУ имеются любые виды военной техники. Даже боевые катафлаки.

Это детище конструкторов из палаты интенсивной терапии Житомирского психдиспансера не прошло кастинг на фильм «Безумный Макс».

А это - из косплея замечательной компьютерной игры Carmageddon.

Флагман украинского флота колесных бронепоездов «Летучий хохландец».

Очередная вариация на тему мусорного бака на колесах. Как мы знаем, в стране победившего Евромайдана любят проводить люстрации с помощью мусорных баков, а тут у нас натуральный мобильный люстратор.

Боевой болид, который ранее планировался для первой украинской команды «Формулы-1», а теперь поступил на вооружение под кодовым наименованием «Слабоумие и отвага».

Гантрак ручной сборки, как и прочее, не имеющий аналогов в мире. Особенно в плане конструктивных решений.

Крепления лучше скотча и деревяшки еще никто не придумал. Представляем вам мотороллер «Заградотряд» - как только водитель попытается покинуть поле боя, сразу получит залп в голову.

Новая «Лада Укроп». Как говорится, неважно, откуда растут руки - главное, что они золотые.

Пикап «Мечта оккупанта». Отлично подходит для быстрого перепрятывания сала.

Жанр армейского конструктивизма получил на Украине особое развитие. Заводится с толкана.

В чем украинцам не откажешь - так это в чувстве стиля. Обратите внимание на модные в этом сезоне леопардовые кресла.

А этот газенваген отделан бронежалюзи высочайшего качества, которые обеспечат бойцам отличную защиту от солнца.

Передвижной пункт по сбору металлолома путем примагничивания.

Джихад-мобиль в зимнем камуфляже из туалетной бумаги. Это они, конечно, зря продукт переводят - при наступлении ополченцев бумага им ой как пригодится.

Жить захочешь - не так обвешаешься.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

» заставила нас вспомнить другие примеры тяжёлой военной техники, созданной практически в домашних условиях. Стоит отметить, что мастеров, умело создающих реплики танков из тракторов, украшающих задний двор, а то и сцену в фильме про Вторую мировую войну, довольно много, и их произведения нас не интересуют. Мы расскажем про разработки, ставшие участниками настоящих сражений.

Боевая DIY-техника в истории

Первые упоминания о применении кустарной бронетехники относятся ко временам Первой мировой войны. Разрозненные отряды партизан, повстанцев, ополченцев, сталкиваясь с необходимость выстраивать оборонительные и наступательные позиции, были вынуждены противопоставлять самодельные бронемашины военной технике регулярных армий, которая постепенно пересаживалась с лошадей. Зачастую основой для таких эрзац-машин становились тракторы, уже тогда превращавшиеся в главную сельскохозяйственную и строительную технику.

Так, в революционной России первыми, кто стал применять самодельную бронетехнику, были белогвардейцы. Профессиональные офицеры царской России в сражениях против крестьян и пролетариата проигрывали из-за недостаточной технической укомплектованности своих войск. Компенсировать это пытались самодельным оружием и машинами. Одним из наиболее ярких примеров кустарной техники того времени стала бронемашина «Полковник Безмолитвенный». Построенная на базе трактора Clayton силами Донской армии в 1918 году, бронемашина вмещала 11 человек экипажа, была обшита толстыми металлическими листами, а также вооружена 76,2-миллиметровым полевым орудием в кормовой части и шести 7,62- миллиметровыми пулемётами «Максим» образца 1910 года. Однако в сражении машина оказалась крайне неудобной за счёт своей громоздкости и габаритов. Обычная лошадь перемещала пушки и орудия того времени гораздо быстрее.

Межвоенный период стал самым ярким в развитии строительства бронетракторов. В России и Европе было создано множество экземпляров такой техники, зачастую в единичном экземпляре. Однако называть это кустарным производством было бы не совсем правильно, поскольку обшивались броней тракторы в заводских условиях, под присмотром инженеров и конструкторов, да и в настоящих сражениях, как правило, не участвовали.

Вторая мировая война также подтолкнула энтузиастов в спешном порядке создавать тяжёлую военную технику, которая на этот раз должна была противостоять авиации и танкам профессиональных армий. Так, например, в СССР был создан танк НИ-1 («На испуг» ), импровизированный бронетрактор, построенный в 1941 году в Одессе для обороны города. На крышу НИ-1 устанавливалась лёгкая пушка или пулемёт на вращающейся башне. Эти танки участвовали во многих сражениях в первые годы войны, а некоторые из них сохранились до сих пор.

Примеров такого рода техники очень много, подобные эрзац-танки, бронеавтомобили и другая суррогатная тяжелая техника изготавливалась во многих городах с развитой промышленностью. Однако опять же назвать такое производство кустарным было бы не совсем правильно.


А вот тизнаосы, широко применявшиеся во время гражданской войны в Испании, являлись самым настоящим примером «домашнего производства». О тизнаосах в силу того, что каких-либо общих характеристик у этого собирательного понятия нет, известно не много. Многие из этих машин являлись достаточно грозной техникой в городских условиях: установленные на их крышах пулемёты, турельные установки и лёгкие пушки были серьёзной силой в борьбе с правительственными войсками.






Послевоенная история также была богата различными экземплярами такой техники. Везде, где имели место сражения регулярной армии против разрозненных повстанческих объединений, начиная с Вьетнама, Афганистана, Ближнего Востока, а потом Балкан и стран постсоветского пространства, находили уникальные примеры фантазий местных конструкторов.


Говоря о самодельной технике нельзя не вспомнить бронебульдозер Марвина Химейера. Детище последнего американского героя участвовало всего в одном-единственном сражении, однако заслуживает внимания за в некотором роде техническое совершенство. Бронированный толстыми металлическими листами Komatsu D355A-3 не был вооружён, однако имел специальные амбразуры для стрельбы изнутри, камеры для навигации, спрятанные в пуленепробиваемых пластиковых кофрах, систему охлаждения двигателя и вентиляцию герметичной кабины. 200 пулевых попаданий и несколько взрывов гранат не нанесли бульдозеру никаких повреждений, а остановить его смогла лишь обвалившаяся крыша здания.


«Шам-2» и сирийская артиллерия

Собственно, сам «Шам-2». Страна производства - Сирия. Построен на базе шасси неизвестно автомобиля, толщина брони - 2, 5 сантиметра. Не способен выдержать прямое попадание из гранатомета или танкового орудия. Габариты импровизированного БМП - 4 x 2 метра. На крышу установлен станковый 7, 62-миллиметровый пулемёт. Экипаж включает двух человек - водителя и стрелка. Навигация осуществляется за счёт пяти видеокамер, вмонтированных в корпус техники, стрелок управляет пулемётом при помощи геймпада. Боевое дежурство машина несёт неподалеку от города Алеппо. Официальных доказательств участия «Шам-2» в сражениях нет, однако учитывая жёсткие экономические условия, в которых вынуждены существовать сирийские повстанцы, можно с уверенностью сказать, что машина построена не для развлечений и может выполнять функции БМП, оказывая огневую поддержку местным боевикам в городских и полевых условиях.


Стоит отметить, что вообще современные сирийцы - лидеры в производстве самодельного оружия. Интернет заполнен примерами кустарного производства гранат, систем артиллерийского огня, огнемётов и прочей техники.







Безымянная реактивная система залпового огня

Эту систему обнаружили израильские военные в 2010 году в секторе Газа. РСЗО установлена на базе самосвального мусоровоза. Прицеп оснащён девятью трубами-направляющими для запуска ракет «Кассам», которые, к слову, являются гордостью кустарного производства палестинцев. Такая ракета изготавливается из полой трубы от 70 до 230 сантиметров в длину, начиняется взрывчаткой, а ускорителем служит обычная смесь из сахара и калийной селитры, применяемой повсеместно в качестве удобрений. Сгорая, эта смесь выделяет большое количество газа, способного отправить ракету на дистанцию в 3–18 километров. Однако качество прицельной стрельбы на таких установках оставляет желать лучшего.

Плюс подобной РСЗО - в отличной маскировке. Беспрепятственно подъезжая к городским объектам, такой мусоровоз может быть быстро приведён в боевую готовность.


Самодельные бронемашины наркокартелей

Криминальные элементы, причастные к производству и сбыту наркотиков, отличаются особой фантазией. Так, например, ранее мы писали о том, как для транспортировки кокаина. А их коллеги из Мексики предпочитают иную технику - бронированные транспортные машины. Орудия на таких БТР не установлены, однако экипаж через специальные бойницы может вести прицельный огонь. Однако мексиканцы не уделяют внимания колёсам, делая упор на скорость перемещения подобной техники, что становится, как правило, слабым местом у импровизированных БТР. Если пробить резину, перемещение на такой машине, учитывая вес брони, становится практически невозможным.




Бронемашины сирийских курдов

Фотографии этих вундерваффе были, предположительно, сделаны на территории Сирии и перемещаются по различным информационным порталам с весны 2014 года. Никакой официальной информации о самодельных бронированных машинах нет, принадлежность техники можно определить по рисункам на броне - такой логотип является официальным символом Отряда народной самообороны Сирии, боевого крыла Курдского верховного комитета, участвующего в сирийском вооружённом конфликте.







Самодельная техника ливийских повстанцев

Любимое оружие ливийских повстанцев, так называемые машины-«технички», представляют собой самодельный симбиоз советских блоков НАР, СЗО, зенитных орудий и разных пикапов.










Самодельная техника силовиков и ополченцев Украины

Фотографии самодельной техники различных сил, воюющих на территории Украины, также ходят по интернету с лета. В условиях ограниченного финансирования украинские силовики и ополченцы бронируют российские КамАЗы и переделывают старую советскую технику.












Подтвердить участие большинства из этих экспонатов в сражениях достаточно сложно. Однако, например, бронированный КамАЗ «Железяка» батальона «Азов» участвовал в сражениях под Мариуполем и даже стал героем новостей.

Распад СССР перевернул очередную страницу истории. Началась эпоха всеобщей политической нестабильности, взаимных территориальных претензий и локальных войн. В политическом сленге появился новый термин – "горячая точка". И этими точками планета в кратчайшие сроки покрылась вся, словно подросток прыщами. Еще вчера мы ездили туда отдохнуть или погостить к родственникам, а сегодня по телевизору уже показывают, как люди в камуфляже короткими перебежками перемещаются среди развалин на фоне до боли знакомого пейзажа.

Обилие локальных войн порождает точно такое же обилие импровизированной бронетехники. Словно бы следуя какому-то непонятному закону природы, пока одни заняты тем, что стреляют друг в друга, другие запираются в гаражах и мастерских, загоняют туда первый же попавшийся на глаза транспорт и создают боевые машины самого немыслимого вида и сомнительной функциональности. А потом едут на них воевать, ведь все равно больше не на чем. А нам остается только любоваться их творениями, поражаясь тому, насколько голь иной раз бывает на выдумки хитра. Обозреватель сайт Алексей Байков продолжает собирать информацию о самых интересных образцах боевого народного творчества.

В днестровских плавнях

Одним из первых на постсоветском пространстве полыхнуло Приднестровье. Весной 1992 года после расстрела машины с дубоссарскими милиционерами и нападения отряда спецназначения МВД Молдавии на полк российской 14-й армии, стоявший в районе села Кочиеры, всем стало ясно, что войны уже не избежать. Приднестровье к тому моменту уже было наводнено добровольцами из России и других стран СНГ, а армия Молдавии находилась в состоянии боевой готовности.

Если у молдавской стороны имелись кое-какие запасы оружия с советских военных складов и поставки из Румынии, то гвардейцам ПМР и добровольческим соединениям приходилось воевать чем придется. Разумеется, в этой истории не обошлось без доморощенных мастеров сварки и напильника. Чаще всего зверскому насилию с их стороны подвергались КрАЗы.

Смотришь – и сразу на ум приходит известная сказка про Емелю и его самоходную печку. Броневик изготовлен рабочими ремонтного завода "Сельхозтехника" в Дубоссарах. По сведениям от лиц более или менее причастных к процессу, в пустоты между бронелистами и корпусом таких машин в качестве средства дополнительного бронирования засыпали песок.

А этот броневик, весьма похожий на уже знакомые испанские "тизнаос", замечателен не столько сам по себе, сколько своим экипажем. Вкруг машины боевой стоят члены запрещенной в России организации украинских националистов УНА-УНСО. Воевали они, как это не парадоксально, на стороне ПМР, исходя из той логики, что Приднестровье – это исконная украинская территория, так что пусть лучше она станет независимой, но не достанется Молдавии.

Но пулеметы в башенках и автоматный огонь сквозь амбразуры – это несерьезно. Именно на постсоветском пространстве впервые придумали, как можно качественно усилить вооружение самодельных бронеходов – на них стали ставить ракетные блоки НУРС, снятые с подбитых или сломанных вертолетов. Первенство в этом деле до сих пор оспаривают Приднестровье и Абхазия, хотя не правы ни те, ни другие.

Первыми делать такие "катюши" начали еще советские войска в Афганистане. Местные инсургенты наловчились атаковать конвои со снабжением – так что бригадам материального обеспечения срочно понадобились гантраки. Как правило, душманы атаковали либо прямо из под ног – из пролегающего вблизи дороги русла высохшей реки, либо с крутых горных склонов, а использовавшиеся для охранения БТР и БМП могли вести только настильный огонь и откровенно не справлялись. Для борьбы с такими засадами требовалось нечто, способное быстро накрыть цель по довольно крутой навесной траектории, то есть миномет. Проблема же заключалась в том, что развертывание миномета на позиции требует времени, а если расчет попытается этим заняться в условиях горной засады, то с вероятностью в 99 процентов его мгновенно перебьют снайперы.

Выход из сложившейся ситуации нашел майор Александр Метла, установив в кузове обычного КАМАЗа 82-мм автоматический миномет 2Б9 "Василек" на зенитном станке. В первой же засаде расчет миномета слегка развернул ствол и мгновенно накрыл позицию "духов", выпустив по ней около сотни мин. Нападения на конвои в этом квадрате прекратились раз и навсегда. А в войсках такие гантраки стали называть "метлами".

Через некоторое время майор Метла выкатил на суд командования "Метлу-2". В кузов КАМАЗа была установлена вырезанная средняя часть бронекорпуса БРДМ вместе с пулеметной башенкой, поверх которой громоздился блок вертолетных НУРСов С8. Фотография этой машины сохранилась.

Уже тогда было замечено, что залп неуправляемыми ракетами даже если и ложится не всегда прицельно, то все равно оказывает огромное моральное воздействие на противника. Проще говоря, после обстрела из такой импровизированной "катюши" моджахеды, как правило, разбегались.

Александр Метла, получив свою "Красную Звезду", медаль "За боевые заслуги" и контузию, уехал из Афгана, а прочие воины-интернационалисты глядели на его гантраки и мотали на ус. И когда, уже вернувшись домой, они приняли участие в локальных войнах по месту жительства – идея с установкой НУРСов на бронированные самоделки "пошла в народ". А с постсоветского пространства она распространилась уже по всему миру.

Перед нами наглядный пример, так сказать, двойной "обратной" конверсии. На фотографии, сделанной в 1990 году у села Тодон в Нагорном Карабахе, ведет огонь установка залпового огня, переделанная из самосвала КАМАЗ, в кузове которого установлены сугубо мирные противоградовые ракеты "Алазань". В качестве боевой части на них навинчивались обычные 82-мм мины, совершенно не подходившие по аэродинамике, так что точность стрельбы, мягко говоря, оставляла желать лучшего.

"Вовчики" против "юрчиков"

От днестровских плавней перенесемся в Таджикистан, где в 1992 году местные исламисты начали выяснять свои непростые отношения с Народным фронтом. Как водится – со стрельбой.

Этот агрегат был сфотографирован в Нуреке в 1992 году. Переделан из тягача АТТ, вооружение – пушка от БМП-2, размещенная, что характерно, в задней части корпуса, как на броневиках Первой Мировой.

По некоторым версиям, принадлежал сей аппарат исламистам, то есть "вовчикам", и сделан был больше для устрашения оппонентов, чем для ведения реальных боевых действий. А после того как в октябре 1993 года находившиеся в Таджикистане части 201-й дивизии перестали соблюдать нейтралитет и в ход пошли настоящие танки, такие поделки местных мастеров стали иметь совсем уж блеклый вид.

Один раз боевики попытались перекрыть чем-то подобным дорогу на перевале Чормагзак перед носом у российской колонны, но после первого же выстрела из пушки головного Т-72 исчезли вместе со своим "мирным трактором".

Ну и прежде чем покинуть пылающие просторы бывшего СССР, посмотрим на действительно забавный экземпляр, стоящий на военном кладбище мемориала "Сардарапат" в Армении.

Особенно мило выглядит приваренный сзади на арматуре будто бы гранатомет, напоминающий плод от внебрачной связи РПГ-7 с фашистским фаустпатроном. Ну и башня для гномика с пушкой из водопроводной трубы. В таких случаях говорят: "Художник так видит".

Сделан был этот агрегат уже в 2000-х, по всей вероятности, на базе тягача АТ-Т, участия в боевых действиях не принимал, да и вряд ли когда-то ездил своим ходом. Просто Армения до сих пор очень бедная страна и у нее нет лишних танков, чтобы ставить их на постаменты.

Балканы в огне

Самодельная бронетехника Югославской войны буквально неисчерпаема – там есть все и на любой вкус. Такой всплеск народного творчества, пожалуй, был третьим в истории после Гражданской войны в Испании и британской Home Guard. В дело шли армейские тягачи, грузовики, автобусы, тракторы, музейные экспонаты времен Второй Мировой – словом, любая техника, которую можно было обшить броней.

Хорватский самодельный броневик у боснийского Томиславграда, 1993 год. Один только его вид поражает воображает воображение и наводит ужас. Шасси неизвестно, но скорее всего это КАМАЗ или его местный аналог – ТАМ.

Колесный бронетрактор, выполненный в стиле "антихудожественный минимализм".

Но среди этих уродцев попадались и подлинные шедевры. За появление самой оригинальной серии сербской самодельной бронетехники был ответственен капитан Мичел Остожич (Micel Ostojic). Все его машины выглядели крайне футуристично и отдаленно напоминали шлем Дарта Вейдера. Делалось это, конечно же, не для красоты, а ради наиболее оптимальных углов наклона брони. Жаль, что почти все они сохранились только в виде фотографий – режиссеры фантастических фильмов такой реквизит скупили бы на корню.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс, забронированный по проекту Остожича, на базе коммерческого грузовика FAP 13. Вооружение составляли две авиационные ракеты К-13, очевидно снятые с какого-то МиГ-21.

Остожич также собрал колесную самоходку на шасси FAP-13, вооруженную 76-мм горной пушкой М-48 "Тито". Орудие, кстати, снова размещено в задней части корпуса. Концепт будет неполным если не показать вид спереди.

И непременный гантрак, переделанный из грузовичка PAP 13С и вооруженный древней 40-мм зенитной пушкой "Бофорс" (см. левый снимок).

А на шасси грузовика ТАМ-110 установлена 20-мм зенитная пушка М55А3, известная в народе как "троцевац" – трехстволка (см. правый снимок). Толщина брони – 8 мм.

Но не Остожичем, как говорится, единым. Например, существует совершенно чудовищный бронегроб, сделанный где-то в Хорватии еще в 1991 году.

Хорватская школа строительства бронированных самоделок отличалась крайней и даже нарочитой брутальностью внешних форм. Некоторые из них дожили до наших дней и сегодня их можно увидеть в музее Югославской войны в замке Карловац.

Серия таких машин была изготовлена еще в 1991 году в третьем по величине городе самопровозглашенной Хорватии – Риеке. Помимо полнейшего отсутствия нормальной военной техники там также не хватало и пригодных для переделки грузовиков. Зато в изобилии имелись фронтальные погрузчики GTR 75A, производившиеся по итальянской лицензии на местном заводе "Торпедо". Там же их и бронировали по методу "сэндвич" (корабельная сталь с "подушкой" из цемента). Погрузочный отвал был сохранен для разрушения баррикад.

Вся конструкция получила название HIAV – "хорватская инженерная контртеррористическая машина". Вооружать их изначально планировали 20-мм автоматическими пушками М75, но в процессе выяснилось что "пряников сладких всегда не хватает на всех", поэтому большинство таких машин получило самый обычный пулемет, причем некоторые даже не крупнокалиберный. Внутри имелось десантное отделение на шесть бойцов. Всего было изготовлено около 16 экземпляров.

Броневичок на шасси мини-грузовика Unimog S404 (примерный аналог нашего "Соболя"), вооруженный пулеметом ДШК. Небольшую серию таких машин изготовили инженеры и рабочие компании JANAF – "Ядранский нефтепровод".

Ну и напоследок – одна забавная машинка из Боснии и Герцеговины, сделанная из частей вполне себе военного происхождения. На шасси советского танка Т-55А установлена башня от американской противотанковой САУ времен Второй Мировой M18 Hellcat, а все вместе называлось So-76. Была построена в единственном экземпляре.

Палестинское "мирное" чудо

Настала пора вернуться на Святую Землю и взглянуть на самую необычную самодельную "катюшу" за всю историю строительства подобных машин. Израильские войска и военная полиция долго охотились за ней по всему Сектору Газа.

С виду это был совершенно обычный мусоровоз. Заезжает такая в обычный палестинский дворик, собирает содержимое из баков и пакетов, а потом разворачивается и дает залп девятью ракетами "Кассам" в сторону ближайшего еврейского поселения. Особенно умиляет надпись на дверце: "При нарушении правил дорожного движения, пожалуйста, свяжитесь с властями Палестинской автономии".

Янки дудл

Американская земля конечно же тоже не оскудела талантами. Разумеется, в такой статье нельзя не упомянуть про уже ставший легендой и притчей во языцех "Киллдозер" – Марвина Химейера, устроившего маленький апокалипсис в отдельно взятом городе Грэнби, штат Колорадо.

А вот следующая машина была создана уже с сугубо мирными целями.

Транспорт охотников за торнадо, предназначенный для сближения со смерчем на минимальную дистанцию. Выглядит – хоть сейчас в кино снимай.

Сирийские и курдские чудовища наших дней

В наши дни Ближний Восток снова полыхает, в связи с чем у местных Кулибиных наблюдается явный ажиотаж. Расцвету их творческой фантазии способствует и обилие подходящих шасси – уходя из Ирака американские войска побросали там ту технику, которую, по их мнению, было бы слишком дорого вывозить. В результате всем местным инсургентам, начиная с курдских сил самообороны Пешмерги и заканчивая запрещенным в России ИГИЛ, досталось грузовиков и "Хаммеров" без счета. Как тут не взяться за сварку и паяльник – решительно невозможно.

Этот кладезь в буквальном смысле неисчерпаем.

Курдский бронеход на базе КРАЗа, в кузове которого установлен вырезанный кусок корпуса БТР-80 вместе с пулеметной башенкой.

Снова курды. Сфотографировано рядом с Кобани в этом году.

Верх инженерной мысли, а заодно злостное издевательство над американским Humvee, и по совместительству – тот уникальный случай, когда бренные останки одного импровизированного бронехода используют для изготовления другого.

Судя по расположению окон и дверцы, огромная башня со стволом от советской зенитной установки ЗУ-2-23, была взята от какого-то ранее скончавшегося гантрака.

И снова нечто курдское, созданное с явной ностальгией по танкам Первой мировой.

На Востоке знают, что оружие воина и его боевой конь должны выглядеть красиво. И если самопальный броневик нельзя украсить жемчугом и кистями с золотым шитьем, то его можно, по крайней мере, разрисовать.

Serega80 11-03-2008 02:21

перемещено из История оружия

Пара фоток самодельных броневиков, что использовались в Приднестровье. Уважаемые форумчане, есть у кого-нибудь еще фотографии или информация по подобным переделкам?

Большой ус 11-03-2008 08:19

Только Приднестровские интересуют?

десант 11-03-2008 10:37

фоток нет, но широко использовались переделки из мазов и камазов -самосвалов. к кузову наваривали листы и когда его опускали, то кабина закрывалась полностью. (использовали в таджикии, нагорном карабахе)

ipse 11-03-2008 14:47

У ангольцев на базе КрАЗов были с ЗУ-23.
У индусов на базе тракторов.
У хорватов тоже на базе тракторов и Татр

Serega80 11-03-2008 18:45

quote: Originally posted by Большой ус:
Только Приднестровские интересуют?

Интересуют любые кустарные переделки мирной техники в бронемашины.

Serega80 11-03-2008 19:14

Шикарная машина!

Большой ус 11-03-2008 19:16

Есть еще фото из танкового музея с Кубинки. Бронированный трактор с башней. Если интересно, могу попробовать отсканировать.

ipse 11-03-2008 19:19

Вы об одесском НИ или о харькавском?

Большой ус 11-03-2008 19:21

В Кубинки стоит особняком один-единственный и без надписей.

ipse 11-03-2008 19:23

Постараюсь найти у себя фото харьковского бронетрактора (с башней от БТ-5) и одесского НИ (башня похожа на пулеметную от Т-26 или что-то в этом духе)

десант 12-03-2008 13:53

эмден 23-03-2008 03:35

quote: Originally posted by Вут:

Это чего, ООНовские механики подрабатывали, собирая бронетехнику?

нет просто завод взял заказ для ооновцев сделать капиталку бтр-ов
"уруту" уже почти всё доделали ,а еще для нигерии "амл-90" тож капиталку делали позавчера бтр-60 привезли, уже начали ковырять,
одно двигло уже сняли

Робин Гад 27-03-2008 01:57

Перед музеем Датского Сопротивления в Копенгагене стоит. Собрали его где-то тихарем, использовали только раз- в 45м при освобождении города. Броня впрочем пулями покоцанная слегка

AllBiBek 27-03-2008 11:47

Емели не хватает. С балалайкой, и щучим капканом. И ухвата на крыше. Для дополнительного антуражу.

EOD 30-03-2008 01:47

Vot iso Pridnestrovskie, stayali tak na voruzene v 2003r.
U nih nazvane ided "BTR-G" i posle etogo indeks togo iz tsego peredelali. "G" kak "gusenitsnyi".

U nih kutsa takogo musora na voruzene.