Шипованная резина без шипов как липучка. Что лучше: липучка или шипы для современной зимы? Преимущества шипованных шин

С каждым очередным наступлением периода холодов часть автолюбителей неизбежно сталкивается с проблемой выбора зимней резины для своей машины. Зайдя на страницу любого из интернет-магазинов по продаже шин, можно обнаружить множество предложений от ведущих производителей. Однако все представленные шины для зимы будут разделены как минимум на две категории: с шипами и без шипов. Возникает закономерный вопрос, какой из вариантов лучше покажет себя на зимней дороге и за счет каких свойств?

Шипы и «липучки»: особенности конструкции и работы

Перед тем, как приступить к установлению положительных и отрицательных сторон двух типов зимних шин, не лишним будет разобраться в особенностях устройства и принципах «работы» каждого из них. Шипованная резина, или попросту «шиповка», представляет собой резину со специальными углублениями, в которые вставляются металлические шипы. Как правило, они выступают над поверхностью протектора, что позволяет им при соприкосновении разрушать лед, тем самым обеспечивая нужный зацеп и, соответственно, сцепление с покрытием. При этом надо понимать, что шипы крепятся не жестко и имеют свойство вдавливаться вглубь протектора при оказании на них давления. Благодаря этому на твердых поверхностях, например, том же асфальте, «шиповка» сохраняет хорошие сцепные свойства, так как нужное пятно контакта формируется именно резиной. Количество, расположение и размер шипов у разных производителей различаются.

Зимняя резина без шипов, или, как ее еще называют, «липучка», обеспечивает сцепление исключительно за счет конфигурации блоков протектора, позволяющей шинам в месте контакта как бы прилипать к сопряженной поверхности. Исходя из типа резиновой смеси и рисунка протектора шины-«липучки» подразделяют на два типа: «европейские» (или альпийские) и «арктические» (или нордические). Первые предназначены для эксплуатации в регионах с теплой зимой, когда температура колеблется около нулевой отметки, не опускаясь ниже -10 С. Вторые неплохо себя показывают даже при сильных морозах, достигающих -40 С. При покупке резины без шипов очень важно установить ее принадлежность к тому или иному подтипу, так как от этого зависит безопасность движения. В большинстве случаев продавец указывает те условия, в которых следует эксплуатировать те или иные шины. Визуально же отличить арктическую резину от европейской можно по большему количеству мелких прорезей и более угловатой форме протектора. К тому же, «европейцы» на ощупь чуть тверже своих нордических «собратьев».

Каким же образом «липучкам» удается сохранять сцепление на скользком покрытии? Секрет успеха кроется в устройстве их протектора, который оснащается множеством узких прорезей-ламелей, осуществляющих эффективный отвод воды из зоны контакта шины с заснеженной поверхностью. А ведь именно тонкая пленка жидкости, образуемая в результате таяния снега, способствует возникновению проскальзывания. Конечно, только наличием прорезей все свойства не объяснить – каждый вариант протектора проходит длительный этап от компьютерного моделирования до испытания в реальных условиях. На всех этапах вносятся различного рода корректировки с целью получения оптимальных конечных результатов. Что касается участков дороги с откровенным льдом, то здесь определенную роль играют многочисленные микроскопические шипы, которые присутствуют на последних версиях «липучек» многих ведущих производителей. Правда, ни о каких аналогах полноценных металлических шипов здесь говорить не приходится.

Разобравшись с разновидностями зимних шин, пора бы и ответить на главный вопрос: что лучше – шипы или «липучка»? Интересно, что однозначного ответа здесь быть не может, потому что поведение каждой из покрышек существенно отличается в зависимости от вариантов покрытий, которых в зимний период может быть великое множество. Так, в крупных мегаполисах зимой асфальт зачастую почти не бывает завален снегом, так как сразу после выпадения его оперативно чистят или посыпают реагентами. Другое дело небольшие города и деревни, где снежные сугробы и гололед – это обычные явления. Попробуем выяснить, на каких поверхностях лучше себя показывают «липучки», а на каких – шипованная резина. В первом случае будем рассматривать исключительно «арктический» вариант.

Асфальт

Бытует мнение, что как на сухом, так и на мокром асфальте фрикционные шины («липучки») ведут себя значительно лучше, чем шипованные. Дорожные испытания авторитетных автомобильных изданий, проводивших тест на торможение и упражнение на «переставку» («лосиный тест»), отчасти подтверждают эту точку зрения. Действительно, лучшие из «липучек» обыгрывают самые передовые образцы шипованных шин, однако это преимущество не столь существенно (например, разница в длине тормозного пути на мокром асфальте не превышает 10%). Более того, отдельные экземпляры «шиповок» могут демонстрировать лучшие результаты, чем находящиеся в арьергарде модели фрикционных покрышек.

Таким образом, при тестах на асфальте между двумя типами зимней резины с определенной натяжкой можно было бы поставить знак равенства, если бы не пара существенных недостатков шипованных шин. Первый – повышенный уровень шума, второй – ускоренное разрушение, особенно при плюсовых температурах. Длительные поездки по асфальту приводят в неминуемой потере шипов, без которых шипованная резина теряет свои качества. Оставшись без главных элементов, обеспечивающих нужные сцепные свойства, «шиповка» отнюдь не становится «липучкой», поскольку состав ее резины и рисунок протектора разрабатывались в соответствии с совсем иными принципами работы.

Снег

В испытаниях на снежном покрытии фрикционные шины оказываются более чем конкурентоспособными, вновь обставляя своих «зубастых» оппонентов. Однако сразу оговоримся, что речь здесь идет о снежной подушке средней плотности и водянистой каше, образующейся в теплую погоду или под воздействием реагентов. Сильно укатанный снег мы приравниваем ко льду, а, значит, разговор о нем пойдет чуть ниже. Итак, по показателям длины тормозного пути и времени разгона на снегу «липучки» имеют преимущество, быстрее замедляясь и быстрее ускоряясь. В первом случае оно мизерно и составляет порядка 2%, во втором более ощутимо – около 12-14 %. Отдельно хочется остановиться на дорожном покрытии, представляющем собой водно-грязевую смесь. На такой кашице, представляющей собой обыденное явление зимой, «липучки» способны сохранять сцепление на чуть больших скоростях, нежели «шиповки», что добавляет в их актив еще один плюс.

Плотный снег и лед

Казалось бы, уж на льду то «зубастая» резина способна «уделать» своих конкурентов без шипов, что называется в одну калитку. Однако и здесь существует пара неоднозначных моментов. Если рассматривать ситуацию, когда за окном средний морозец с температурой – 10… – 20 С, то здесь превосходство шипованных шин будет неоспоримым во всех вариантах тестовых испытаний. Имеются в виду тормозной путь, время разгона и время прохождения ледяного круга. Но при очень низких температурах, характерных для той же Сибири, лед становится намного тверже, поэтому шипам уже не так просто его разрушить. Они просто утапливаются вглубь, как при езде по асфальту, не обеспечивая столь качественное зацепление. В то же время «липучки» при сильном морозе функционируют в привычном режиме, что позволяет им приблизиться к результатам «шиповок» и даже в некоторых случаях превзойти их.

Что же получаем в итоге? А то, что в каждом конкретном климатическом поясе и населенном пункте приоритет может быть отдан любому из двух типов шин. Вопрос о том, какая зимняя резина лучше: шипы или «липучки», не имеет единственно верного ответа. Многие делают выбор в пользу шипованных шин, желая лишний раз подстраховаться. Ведь при езде на «липучках» по сильно обледенелой дороге, где они не столь хороши, достаточно одного неверного маневра, чтобы потерять управление над автомобилем. Надеемся, что приведенная статья станет для вас полезной, а выбранная зимняя резина обеспечит безаварийное вождение.

Для отечественного водителя начало зимнего сезона ассоциируется не только с первым снегом, наступлением холодов, но и с суматохой. Всё это связано с необходимостью подготовки транспортного средства к использованию в зимний период. Особые погодные условия заставляют задуматься и выбрать, что лучше: «шипы» или «липучка»?

В настоящее время существуют следующие типы зимней резины.

  1. Шипованная. Используется во время езды по снежной и ледяной поверхности, демонстрируя минимальный тормозной путь. Однако управляемость транспортным средством во время движения по асфальту может быть разной. Все модели отличаются высоким уровнем шума.
  2. Нешипованная скандинавского типа . Предназначена для езды в снежную погоду. Несмотря на то, что она менее шумная, отсутствие шипов не гарантирует идеальной управляемости на асфальтированной поверхности, что проявляется в более длинном тормозном пути.
  3. Нешипованная центрально-европейского типа. Используется в мягкие зимние периоды и при небольших пониженных температурах. Для ледяной поверхности не особо подойдёт, а также имеет средний результат на снежной дороге. На асфальте себя показывает хорошо.

Основные требования закона

Многие водители, особенно не имеющие достаточно опыта езды, часто забывают или не успевают заняться сменой сезонной резины на своём средстве передвижения. Вследствие этого автолюбитель может быть остановлен сотрудником ГИБДД, а также попасть в ДТП, где его признают виновным, в силу нарушения правил эксплуатации транспортного средства, в случае наступления страхового случая.

До 2015 года законодательство РФ не предусматривало штрафные санкции за езду на зимней резине в летний и другие сезоны. Согласно обновлённым нормам был введен новый регламент, по которому запрещено использовать летние покрышки в зимние месяцы.

Владельцам автомобилей с покрышками, помеченными индексом M+S («всесезонки»), главное следить за тем, чтобы остаточная глубина протекторов не была меньше 4 мм. В противном случае предусмотрен штраф - 500 рублей.

Характеристика зимних шин

Во время покупки зимних покрышек владельцам транспортного средства приходится учитывать намного больше факторов, нежели во время приобретения летней резины. В первую очередь нужно взять во внимание условия эксплуатации автомобиля. Каждому автовладельцу известно, что универсального комплекта покрышек, что подошёл бы под любые метеоусловия, не существует. Однако с помощью множества тестов можно выявить их сильные и слабые стороны.

Взяв во внимание результаты подобных исследований, потребитель может решить, какой вариант наиболее удачно подойдёт именно под его случай. Желающему обзавестись зимней резиной стоит изучить представленные в таблице характеристики продукции, имеющей соответствующую маркировку.

Более подробную информацию о том, для автомобиля, вы сможете найти в материале нашего специалиста.

Большинство современных производителей используют маркировку TWI (Tread Wear Indiration). Она служит индикатором износа протектора. Подобная надпись на колесе также может иметь форму стрелки, что показывает минимально допустимую глубину.

Основной характеристикой шин такого типа можно считать индекс скорости, который связан с мягкостью резины покрышек: чем меньше его значение, тем значит более мягкой является резина покрышек, и колеса с такими шинами будут обладать большим коэффициентом сцепления на зимней дороге. Но изнашиваться такие шины на твёрдой поверхности будут быстрее.

Преимущества шипованных шин

Зимняя шипованная резина обеспечивает желаемое сцепление с дорожным покрытием при движении в снежную погоду. Протектор таких шин должен имеет характерный рисунок, что позволит обеспечить отвод снежной массы из зоны контакта. Подобная продукция отличается высокими сцепными характеристиками благодаря добавлению специфического компонента в резиновую смесь. Это позволяет сохранить желаемые свойства даже при очень низком температурном режиме.

К преимуществам шипованных шин можно отнести:

  • отличные показатели сцепления с поверхностью, покрытой льдом и снегом;
  • хорошая управляемость на скользкой и заснеженной дороге;
  • короткий тормозной путь, по сравнению с другими типами шин;
  • уверенное маневрирование на скользкой дороге (вхождение в повороты).

К недостаткам данных покрышек можно отнести повышенный уровень шума при движении и увеличенный расход топлива.

Улучшение сцепных показателей приводит к снижению управляемости транспортного средства на сухом покрытии.

Лучшие шипованные шины

Шипованные зимние покрышки предназначены для использования в суровых условиях, предусматривающих наличие льда и снега. Всё это вполне актуально для нашей дороги, как в крупных городах, так и за их пределами. Многие автовладельцы в городах предпочитают не испытывать судьбу, а перестраховываться. С такой целью они выбирают именно «шиповку». Рассмотрим наиболее популярные модели зимней резины из такой категории по мнению шведских экспертов.

Nokian Hakkapeliitta 9

Оптимально сбалансированные параметры позволили добиться лучших в своём классе показателей для сухой поверхности и для заснеженного дорожного покрытия. Продукция хорошо зарекомендовала себя во время применения в любых других условиях, а также отличается тем, что приводит к снижению расхода топлива. Среди недостатков можно отметить только повышенный уровень шума.

Continental IceContact 2

Ставшие лидером теста от финских специалистов, покрышки немецкого производителя отличаются длительным сроком службы и отличной управляемостью как на улице, так и на заснеженной дороге.

Hankook Winter i*Pike RS+ W419D

Южнокорейская продукция отличается невысокой ценой. Несмотря на это, резина показала отличную курсовую устойчивость, а также стабильность характеристик на всех дорожных покрытиях.

Goodyear UltraGrip Ice Arctic

Отличается оптимальными динамическими характеристиками для большинства дорожных ситуаций. Выйти в тройку лидеров в представленном тесте помешало снижение стабильности при смене дорожного покрытия, а также высокий шум на низкой скорости.

Pirelli Ice Zero

Специалисты сошлись на том, что резина имеет сравнительно слабое сцепление для езды по снегу и льду. Несмотря на это, модель закрывает пятёрку лидеров, что связано с блестящим выполнением тест-драйвов на мокрой и сухой дороге. Приобретая подобные шины, автолюбители заметят существенное снижение расхода топлива и минимальный уровень шума во всех случаях.

Michelin X-Ice North 3

Продукт французской компании, изготовленный на территории РФ. Отличительными особенностями использования является предсказуемое поведение транспортного средства, стабильная и безопасная реакция на изменение условий на дороге. Стоит обратить внимание на то, что резина от данного производителя отличается небольшим количеством шипов, что привело к слабой результативности на льду.

Ошиповка шин

В настоящее время существует, четыре типа шипов:

  • Круглые . Самый простой и дешёвый тип шипов, который установлен на большинстве зимних шин. Достоинством таких шипов можно считать только их невысокую стоимость. Основной недостаток — низкая степень сцепления с оледенелым покрытием дороги.
  • Овальные . Более совершенный тип шипов, которые обеспечивают большую площадь контакта покрышки с поверхностью дороги, и таким образом увеличивая степень сцепления с дорогой и уменьшая возможность скольжения. Кроме тога, шины с такими шипами имеют более низкий уровень шума, чем шины с круглыми шипами. Соответственно и ценник на такую резину будет выше.
  • Четырёхгранные. Эксклюзивные шипы, разработанные компанией Nokian. Эти шипы обладают гранями и острыми кромками, с помощью которых они «врезаются» в ледяное покрытие и обеспечивают превосходное сцепление. Крепление таких шипов очень надёжное, что позволит пользоваться шинами много сезонов. Конечно, за качество придётся заплатить не малую сумму
  • Шестигранные (бриллиантовые). Эти шипы оснащены ещё большим количеством граней, чем четырёхгранные, потому обеспечивают ещё более качественное сцепление. К недостатком этих шипов можно причислить быстрое истирание граней и самую высокую цену.

Большинство шипов являются однофланцевыми с одним удерживающим элементом и корпусом различной формы. Существуют и двухфланцевые шипы, которые менее распространены, но характеризуются высокой устойчивостью к выпадению. Такие шипы оснащены дополнительным фланецем, который лучше удерживает элемент в шине.

Характеристика нешипованных шин («липучек»)

Фрикционные (нешипованные) зимние модели, которые называют «липучки», постепенно завоевывают популярность среди автовладельцев крупных городов страны.

Во многих европейских странах их принято считать единственным возможным вариантом зимних покрышек. Это связано с тем, что шипы там запрещены законом. По мнению экспертов — на сухом и мокром асфальте характеристики представленных моделей существенно превосходят шипованную резину.

Преимущества нешипованных шин («липучек»)

Нешипованные шины обладают следующими достоинствами, по сравнению с шипованной резиной:

  • отсутствие шума при движении;
  • меньший расход топлива;
  • лучшая управляемость на мокром асфальте;
  • больший срок эксплуатации.

Но не смотря на эти преимущества, «липучки» значительно проигрывают своим шипованым «собратьям» в управляемости автомобиля на снегу и льду.

ТОП-5 неошипованных шин

ESA Tecar Super Grip 9

Тестируемые шины приятно удивили многих автолюбителей хорошими показателями для любого покрытия. Также продукт отличился сниженным расходом топлива и сбалансированностью хода. Хорошим преимуществом может послужить стоимость, что существенно ниже продукции известных брендов.

Hankook Winter i`cept RS2 W452

Южнокорейские «липучки» показали противоречивый результат. Однако в числе их достоинств низкая цена и стабильность показателей. Несмотря на это, многие эксперты сошлись на том, что характеристик резины недостаточно для безопасной езды по мокрому снегу или льду.

Fulda Kristall Control HP 2

Продукция бренда Fulda, принадлежащего Goodyear, также показала довольно противоречивые результаты. Резина показала отличные данные на снегу и ледяном покрытии. Однако итоги теста оказались неудовлетворительными для мокрого и сухого асфальта.

Hankook Winter i*cept evo2 W320

Выпускаемая в Венгрии резина является крепким «середняком». Несмотря на то, что результат маневров на мокром асфальте заставляет желать лучшего, для сухого и снежного дорожного полотна характеристики довольно приемлемые.

Выводы

Использование зимней резины для транспортного средства играет важную роль. Именно такие покрышки обеспечат достойное сцепление с дорожным покрытием. Даже в снежную погоду при обледеневшем асфальте это поможет хорошо удерживать транспортное средство, повышая его управляемость. Автовладельцу остаётся только выбрать, какие шины подойдут ему лучше: шипованные или нешипованные. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки, но, в общих чертах, можно сказать следующее: если зимой вы ездите в только по городским, хорошо вычищенным от снега дорогам, вам однозначно подойдут «липучки», но если вы сомневаетесь — выберите хорошую шипованную резину, которая не подведёт в любой ситуации.

(9 оценок, среднее: 4,67 из 5)

1. Что такое «липучка»?

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского «friction » – трение.

2. Чем «липучка» отличается от шипованных шин?

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

3. В чем преимущества и недостатки «липучки»?

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

4. Какими бывают фрикционные шины?

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в .

5. Есть ли еще какие-то особенности эксплуатации «липучки»?

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные , указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Опытные автомобилисты и новички с приходом зимы обычно задаются вопросом: что лучше – шины шипованные или липучки? Не существует однозначного ответа на данный вопрос, так как у каждой резины имеются свои особенности и преимущества, которые проявляются в определенных эксплуатационных условиях. Сегодня мы подробно рассмотрим различия между этими покрышками и поможем вам сделать правильный выбор.

Разница в конструктивных особенностях

Зимние шины липучки от шипованных отличаются важной характерной особенностью, а именно наличием специальных шипов, но этим все не ограничивается. Протектор шипованных покрышек создается обычно из более твердых сортов резины, а в точках крепления шипов покрышка более плотная. Использовать мягкую резину нельзя, так как шипы будут быстро выпадать, особенно при движении по очищенному от снега асфальту.

Особенности липучек

Протектор фрикционной резины достаточно агрессивен на вид и имеет специальные шашечные блоки с заостренными краями. Также на покрышке имеются грунтозацепы, глубокие водоотводящие каналы и канавки. Шашечные блоки покрываются специальными ламелями, которые могут быть разных форм:

  • поперечными;
  • диагональными;
  • зигзагообразными.

Ламели представляют собой специальные прорези в шашечных блоках на поверхности, которые под нагрузкой в области пятна контакта создают дополнительные кромки для улучшения сцепления.

Покрышки из мягкой резины не твердеют при отрицательных температурах, поэтому ламели могут работать недостаточно эффективно, создавая дополнительные грани и вбирая снег с водой для очищения пятна контакта. За счет данной особенности проектор будто прилипает к поверхности покрытия, и именно поэтому шинам присвоили название липучек. Лучшие шины липучки создаются с добавлением твердых микрочастиц в состав, которые имеют острые края. Данные частички повышают сцепные качества на скользких покрытиях и выступают в качестве своеобразных шипов.

Шипованная резина

Протекторный рисунок фрикционных и шипованных шин может быть идентичным или иметь много схожих элементов, которые создают хорошие сцепные свойства и обеспечивают нормальную управляемость. Главное отличие в том, что сцепные свойства шин-липучек обусловлены во многом за счет свойств резины, а в шипованных шинах аналогичные характеристики обусловлены работой шипов противоскольжения.

Как было уже сказано, протекторная резина шипованных шин более жесткая, поэтому шип надежно фиксируется в необходимом положении и не вылетает под воздействием нагрузок или при езде по голому асфальту.

Жесткая резина сильнее затвердевает при отрицательных температурах в зимние месяцы, поэтому поверхность протектора не имеет качеств, свойственных обычным липучкам. Несмотря на это, шипы из твердых металлических сплавов в некоторых ситуациях гарантируют лучшее сцепление, по сравнению с протектором не шипованных покрышек.

Плюсы и минусы шипов

Шины шипованные способствуют лучшей управляемости автомобиля на чистом льду и укатанном снегу. Машина на таких поверхностях становится более предсказуемой, а также шипы улучшают проходимость транспортного средства в глубоком снегу и особенно при движении в колее. На заснеженной трассе шипы обеспечивают лучшую устойчивость на более высоких скоростях, а на укатанном снегу и льду тормозной путь значительно уменьшается.

Независимо от всех перечисленных преимуществ, шипованная резина не подходит для агрессивного вождения, так как шипы могут вылетать при экстренном торможении или резком маневрировании. На чистом асфальте управляемость тоже ухудшается и увеличивается тормозной путь.

Нельзя не отметить, что шипованные покрышки, в отличие от липучек, быстрее теряют свои ходовые качества на сухом асфальте, так как шипы стираются, а не только вылетают. К неприятным особенностям относят повышенный уровень шума, возникающий при движении по асфальту и обледенелым дорогам. рекомендуем прочитать отдельный материал.

Плюсы и минусы липучек

Так называемые фрикционные покрышки липучки дают машине лучшую управляемость и устойчивость на мокром снегу и сухом асфальте при отрицательной температуре окружающей среды. В таких дорожных условиях управляемость липучек схожа с летней резиной, так как сокращает тормозной путь и дает нормальную маневренность, в отличие от шипованной резины.

Кроме того, фрикционные шины не так быстро изнашиваются, как шипованные покрышки, даже если в вашем городе зима не снежная или дороги тщательно чистят до голого асфальта. При этом на голом льду липучки имеют более длинный тормозной путь и худшую управляемость.

Липучка – это не всесезонка

Многие водители новички полагают, что предназначенная для зимней эксплуатации фрикционная резина хорошо подходит и для езды в теплое время года. Отчасти это так, но в действительности все немного хуже. Конечно, вы можете сэкономить деньги на покупке летнего комплекта покрышек и всегда будете готовы к резким изменениям погоды, но при этом неизбежно пострадает безопасность эксплуатации автомобиля и ваш комфорт.

Липучки не являются всесезонными покрышками, так как эта резина создана для использования в отрицательных температурах воздуха. Состав, из которого создаются шины липучки, а также их протекторный рисунок, проектируются так, чтобы качественные характеристики обеспечивались при определенных условиях погоды.

Протектор при движении по голому асфальту нагревается по естественным причинам, а в жаркое время года он разогревается еще сильнее, в результате чего существенно падает управляемость. Также нагрев может спровоцировать деформирование покрышек и их полный выход из строя.

Тормозной путь увеличивается, а протектор очень активно изнашивается. Изменение физико-механических параметров резины при нагреве способствует появлению лишнего шума и свиста при торможении/трогании с места.

Вообще специалисты не советуют использовать зимние покрышки любых конфигураций при среднесуточной температуре более пяти градусов. Следовательно, если вы хотите ежегодно эксплуатировать один комплект резины, купите всесезонные покрышки.

Подведем итоги

Напоследок подчеркнем, что каждый вид покрышек создан для определенных эксплуатационных условий, поэтому нельзя точно сказать, какие липучки лучшие или какая шипованная резина наиболее качественная.

Некоторые полагают, что шипованные покрышки лучше подходят для езды по трассам, а фрикционные липучки оптимальны для городских эксплуатационных условий. В действительности это разделение очень обобщенное, поэтому не следует им руководствоваться при выборе резины.

Шипованные шины отличаются хорошими эксплуатационными свойствами, когда зимой преобладают экстремальные отрицательные температуры или постоянно идет снег. Если же вам приходится ездить по обледенелым дорогам, лучше отдайте предпочтение зимним шипованным шинам.

Фрикционные покрышки проявляют превосходные эксплуатационные качества при минусовых температурах в регионах, где дороги постоянно и качественно чистят до голого асфальта, или когда минусовые температуры сменяются плюсовыми, а на дорогах образуется снежная каша.

Ну вот и настала настоящая зима. Декабрь уж на дворе. Совсем скоро - Новый год и Рождество. На картинках в детских книжках в это время уже замело все дороги, и мужичок на санях везет из леса домой большую и пушистую зеленую елку. Ее ветки свесились до самой заснеженной колеи. Повозка тихо скользит между покрытых инеем деревьев и белых сугробов навстречу огонькам ближайших домов.

Но стоит нам оторвать глаза от книжки и выглянуть в окно, мы увидим далеко не деревенскую пастораль: утренняя снежная городская слякоть, тающая и высыхающая под лучами дневного солнца, уже к вечеру покрывается коркой льда или первым рыхлым снегом с мелким дождем. Такая нестабильная погода длится в некоторых районах европейской части страны до середины января, вызывая при этом разные эмоции.

Автомобилисты встают перед выбором: что лучше зимой - липучка или шипы? Отзывы помогут определиться с выбором.

Проблема выбора

Конечно, с наступлением зимы резину нужно менять. Считается, что делать это следует уже при снижении температуры до +5... +7 градусов Цельсия. И автомобилиста начинают мучить, например, такие вопросы:

  • Какую выбрать резину: шипы или липучки? Можно, конечно, проездить всю зиму и на летней резине, но стоит ли?
  • Если резина шипованная, нужна ли наклейка "Ш" на автомобиль?

При использовании в несвойственных им диапазонах температур и средах характеристики шин быстро ухудшаются. Так, шипованная резина на сухом асфальте:

  • шумит во время движения авто,
  • ухудшает маневрирование,
  • портит шипами асфальт,
  • за счет вибрации быстро приводит в негодность ступицы и подшипники,
  • влечет утрату шипов.

Судя по отзывам, что лучше зимой - липучка или шипы? Нешипованная резина на снегу дает самые низкие показатели сцепления машины с дорогой, что ведет к потере управления авто и аварии.

На самом деле покупка шин, наверное, единичный случай, когда широкий ассортимент продукции ввергает покупателя в состояние некоего депрессивного ступора, нежели радостного ажиотажа.

Масла в огонь добавляют производители, ежегодно выставляющие на рынок более «продвинутые» новинки в этой области. Желание сэкономить, чтобы не оставить после такой покупки в магазине всю или большую часть своей зарплаты, охлаждает пыл, поэтому владельцы таких транспортных средств ищут всепогодный зимний универсальный вариант.

Компромисс

Многие специалисты автосервиса полагают, что покупка универсальных шин на зиму непрактична и даже небезопасна.

Вот их доводы:

  • найти универсальную зимнюю резину, одинаково хорошо показывающую себя как на глубоком снегу, так и на мокрой или обледенелой дороге, невозможно;
  • каждый тип зимних шин выпускается под конкретные погодные условия;
  • чем больше зимняя шина стремится стать универсальной, тем более усредненными становятся ее характеристики.

Отчасти они правы. Действительно, универсальные шины - это компромиссный вариант. И он эффективно себя показывает в том случае, когда погода за окном, что называется, ни то, ни се: холодно, но не очень, снег выпал, но дороги уже успели расчистить, есть немного снежной каши, прихваченных льдом луж или воды. Во многих районах европейской части России при такой погоде может пройти сейчас и вся зима.

Но в регионах, где большая часть зимы сопровождается глубокими снежными заносами, коммунальщики не справляются с уборкой снега, оптимальным вариантом будет покупка шипованного зимнего комплекта, специально предназначенного именно для такого состояния дорожного полотна.

Таким образом, отталкиваться при покупке зимних шин следует именно от характера зимы, а не от лидеров продаж. Не стоит также кидаться в другую крайность, круглогодично стирая на трассе летнюю резину. Автомобиль - источник повышенной опасности по определению, и любое нарушение правил в отношении него накладывает на водителя дополнительную ответственность за свою жизнь и жизнь его пассажиров.

Классификация зимних шин

С классификацией зимних шин не все так просто. С каждым годом добавляются новые модели резины, и их уже трудно становится отнести к какой-то определенной категории, поскольку они изначально были «заточены» на то, чтобы соединить преимущества разных типов шин и получить некий всепогодный вариант. Поэтому это разделение до некоторой степени условно и отражает характерные различия моделей, которые можно наблюдать на маркировке.

Зимние шины бывают нескольких видов, которые обрели в быту массу официальных и неофициальных названий:

  • Шипованные, они же шипы, шиповка. Протектор: крупные блоки, широкие и глубокие поперечные канавки (ламели). Погода: снежная зима, низкие температуры. Дорога: снежный накат, глубокий рыхлый снег, лед со снежной кашей.
  • Нешипованные, они же липучки, или фрикционные. Протектор: мелкие блоки и неглубокие, по 6-7 мм удлиненные, косые канавки. Погода: теплая зима с небольшим количеством снега и наледи. Дорога: регулярно очищаемое от снега дорожное полотно, небольшая наледь, сухой и мокрый асфальт.
  • Комбинированные, или всесезонные.

Два вида протектора:

  1. Мелкие блоки и большое количество неглубоких, по 7-8 мм, поперечных канавок, продольные канавки.
  2. Асимметричный рисунок, который с одного бока он напоминает шиповку, а с другого - липучки.

Шипы

Выбирая именно этот вариант шин на зиму, водитель может приобрести как уже готовые изделия с шипами, так и без них, и установить их самостоятельно.

Шип состоит из двух деталей - основания (корпуса) и вставки из металла или пластика. Та часть шипа, которая выступает над протектором, называется "фланец". Шипы бывают разных видов и по-разному ведут себя на дороге. Цель шипа - увеличивать связь шины с заснеженным и (или) обледенелым дорожным полотном.

Шипованные шины устанавливают не только на легковушки, но и на тяжелый грузовой транспорт. Когда весной дороги освобождаются от снега, льда и посыпки, на проезжей части можно заметить тонкие борозды. Они как раз и оставлены шипами, широко использовавшимися зимой.

Для сохранения дорожного полотна в Европе приняты стандарты, ограничивающие производителей зимних шин в количестве устанавливаемых шипов или заставляющие проводить специальные тесты тем, кто хочет преодолеть этот барьер. В Таможенном союзе с 2016 года также действуют аналогичные меры для езды по городской трассе, касающиеся высоты шипов (не более 1,2 мм).

Различаются они:

  • по форме,
  • количеству: одно- и многофланцевые,
  • материалу: металл или пластик,
  • способу изготовления: точечные и штампованные.

На самом деле форма шипа мало проявляется при движении авто. Но ценится грибовидная форма.

Количество фланцев при установке шипа не слишком принципиально. Но считается, что когда устанавливается один фланец, то между ним и резиной покрышки может попадать влага, соли реагентов, которые создадут условия для коррозии. Спасение от нее ищут в установке шипов с двумя или более фланцами, что, правда, резко удорожает всю конструкцию.

Материалом шипов может быть сталь, высокопрочный пластик. В последнее время популярен легированный алюминий, который по прочности приближается к стали, а по легкости - к пластику. При этом штампованные шипы, по отзывам, уступают в качестве точечным, поэтому ценятся ниже.

Шипованные шины

Зимой шипы на автошинах встречаются все чаще. Для одних это больше показная брутальность авто, для других - необходимость. Зимние шипованные покрышки специально разработаны для использования на сильно заснеженных, обледенелых дорогах большей частью за городом, чем в городе.

Даже самая лучшая шипованная резина различается:

  • рисунком протектора;
  • количеством, размерами и материалом шипов;
  • составом резины.

Характерный рисунок протектора, состоящий из крупных, почти квадратных блоков, разделенных глубокими канавками около 8 мм глубиной, а также множество шипов на мягкой резине являются отличительными особенностями этого вида шин. Их рейтинг проходимости:

  1. «Арктические».
  2. «Нордические», «скандинавские».

Практика показала, что оптимальное количество шипов на «пятне контакта» - месте соприкосновения шины с дорожным полотном - должно быть не менее десяти. При этом лучшее сцепление шин с занесенной снегом дорогой показывают те образцы, которые имеют более квадратный, нежели округлый вид блоков. А расположение шипов по резине должно быть хаотичное. Это показатели лучшей шипованной резины.

Высота шипов подбирается под те дорожные условия, в которых будет передвигаться автомобиль. Чем выше и мощнее шипы, тем на большую проходимость по снегу они рассчитаны. При выборе зимних шипованных шин следует обращать внимание на несколько важных моментов.

  • Шиповка не всегда продается уже с шипами. Есть и варианты, в которых для них проделаны специальные отверстия для установки по выбору потребителя. Такие изделия не следует путать с нешипованной резиной, в которой никаких отверстий не предполагается.
  • Перед первой поездкой на шипованных шинах их сначала обкатывают на невысокой скорости (порядка 60-80 км/ч). Плавно трогаются с места и плавно тормозят. При использовании шиповки принято регулярно измерять давление в шинах во избежание выпадения шипов или их преждевременного истирания.
  • Шипованные шины разработаны только для передвижения по снежному накату, снежной каше, обледенелой трассе, при поездках за город, в деревню, где нет асфальтовых дорог. На сухом асфальте они бесполезны и вредны для автомобиля.
  • Учитывая, что у шипованной резины меньший тормозной путь, оответ на вопрос, если резина шипованная, нужна ли наклейка "Ш" на авто, только утвердительный. Участники дорожного движения должны держать правильную дистанцию во избежание аварии.

Нешипованные шины

Этот вид имеет широкий ряд подвидов, которые позволяют им почти наравне соперничать с шипованными образцами. Рейтинг шин-липучек таков:

  1. «Арктические».
  2. «Скандинавские».
  3. «Среднеевропейские».
  4. «Европейские».

Как видно, «арктические» и «скандинавские» шины могут быть как шипованными, так и нешипованными. Из нешипованных они наиболее приспособлены для езды по снегу и льду.

Такие шины много взяли от шиповок - похожий характер рисунка протектора, некоторые свойства материала резины. Но, выбирая зимнюю резину-липучку, следует знать некоторые правила:

  1. Тормозной путь на липучке и на шипах при разной погоде показывает разные результаты.
  2. Для улучшения проходимости автомобиля, «обутого» в такие шины, в условиях снежной зимы потребуется покупка специальных аксессуаров, навешиваемых на протектор шины. Поэтому при сравнении шипов и липучки на снежных дорогах самая дешевая шипованная шина даст фору самой дорогой зимней резине-липучке.
  3. Рисунок протектора не блажь производителя. Он влияет на устойчивость автомобиля на дороге. Для нешипованных шин наилучшие показатели для зимы дает рисунок из крупных прямоугольников, расположенных слегка со сдвигом или в шахматном порядке, в сочетании с глубокими и широкими канавками.
  4. В целом нешипованная резина предназначена для городских условий, для теплой европейской зимы и хороших дорог, которые регулярно очищают.

Каждый год мировые производители зимних шин придумывают и реализовывают новые рисунки протекторов, меняют состав резины, смешивая характерные черты каждой из категорий зимних шин. Поэтому все больше появляется шин комбинированного типа.

Комбинированные шины

Любые технические устройства в современно мире стремятся к лаконичности, многофункциональности и экономичности. Зимние шины также ступили на этот нелегкий путь. Комбинированный, он же всесезонный, тип - это, конечно же, компромисс.

Шипов здесь нет. По большому счету, это все та же летняя резина, только немного адаптированная под другие погодные условия. Такие шины рассчитаны на очень теплые зимы и минимум осадков.

Рисунок протектора таких шин асимметричный: с одного бока он напоминает рисунок шипованных - крупные блоки, глубокие и широкие поперечные прорези, с другого - мелкие неглубокие блоки и продольные прорези.

Но эти плюсы призрачны. При соприкосновении такого колеса с дорожным полотном из-за неоднородного рисунка протектора автомобиль теряет устойчивость на дороге.

Но производители стремятся избавиться от присущих этому типу резины недостатков, вырабатывая новые составы покрышек и рисунки протектора.

Ошибки

Стремясь к еще большей экономии или из-за любых других соображений автовладельцы совершают ошибки, приобретая не совсем те шины, которые им были нужны. Но это они обнаруживают уже на дороге. Вот некоторые из таких ошибок:

  • Бывает, что шипы ставят только на передние или только на задние оси. Это неправильно. При торможении или сбросе газа такую машину заносит, и она попадает в аварию. Поэтому если менять, то весь комплект шин.
  • Если на пути следования такого автомобиля, «обутого» в шипованные шины, дорога не везде занесена снегом или покрыта ледяной коркой, а, напротив, большая ее часть представлена сухим асфальтом, то при следовании по такому дорожному полотну увеличивается вибрация ходовой части, нагрузка на подшипники и ступицы, что в итоге ведет к повышенному износу этих частей машины.
  • Невнимание к рисунку протектора при замене колеса. В идеале новое должно иметь тот же или близкий рисунок протектора, чтобы адекватно вести себя на дороге в совокупности с остальными покрышками.