Где делают лучшие российские трактора. Гусеничные трактора российского производства

В последнее время бытует мнение, что машиностроение в России давно уничтожено под ноль, а уж новых российских тракторов и вовсе давно мы не делаем, и хорошо хоть "Беларус" у соседей еще можно купить. Я конечно не буду утверждать, что все сказочно хорошо, но подвижки в положительную сторону есть, и при этом на фоне разрухи 90-ых подвижки эти кажутся просто гигантскими. Какие-то предприятия развалились, а какие-то наоборот, уверенно встали на рыночные рельсы, и даже некоторые сегменты рынка и вовсе полностью обеспечены тракторами собственного производства. О причинах можно рассуждать долго и это уже тема для другого материала, а в нашей статье мы постараемся разобрать то, что работает и пользуется спросом, и при этом произведено в России. Обзор начнем по нарастающей, от малому к большему.

Мини-Трактора

Мини-трактора являются одним из самых востребованных на рынке классов, и в среднем в России каждый год продается около 7-10 тысяч подобных машин. В данной категории уверенно лидируют российские производители.

Одним из лидеров рынка в данном сегменте является челябинское предприятие ООО "Трактор", располагающееся в городе г.Еманжелинск. На заводе производится несколько моделей под маркой "Уралец" мощностью от 16 до 22 лошадиных сил. В год предприятие производит около 1500 тысячи тракторов, а самой популярной моделью является "Уралец-220" . История марки началась в 2000 году, когда компания сначала стала дилером китайской техники, а в 2004 выпустило свой первый трактор. Техника пришлась к двору, ведь мелким фермерам требовалась недорогая и неприхотливая техника, а учитывая достаточный выбор навесного и прицепного оборудования, которое производится так же на заводе, Уралец стал очень востребованным. По сути Уралец это локализованный китайский Jimno, но с каждым годом уровень локализации растет, от китайского там остается все меньше.

Вторая популярная российская марка минитракторов - Чувашпиллер. В линейке этого производителя гораздо больше моделей от 12 до 35 л.с. на любой карман и задачи. Это предприятие так же выпускает примерно 1500 тысячи тракторов в год, а модельный ряд так же является копией китайских тракторов, максимально локализованных для российских условий.

Агромаш

А вот в этой категории, где представлен Агромаш, действительно наблюдается не просто провал, а настоящая катастрофа. Несмотря на то, что СССР традиционно был селен в производстве тракторов подобной мощности, а производили их сразу несколько заводов, то с развалом союза эта категория стала самым больным местом. С одной стороны белорусский гигант МТЗ с государственной поддержкой уверенно завоевал российский рынок, с другой, внутренняя слабость российских заводов привели к тому, что российские заводы представлены тут больше формально, а Липецкий и вовсе закрыл выпуск гражданской продукции. Минский завод продает в России 15-18 тысяч тракторов каждый год и причина очень проста - дешево и доступно, а вот трактора Агромаш дороже, и качество пока вызывает вопросы, а больше конкурентов нет. Однако все же представить их не помешает, да и производство постепенно растет, и если в 2012 году было выпущено всего 38 штук, то в 2015 году уже более 500.

Владимирский тракторный завод - производит колесные трактора Агромаш мощностью от 30 до 85 л.с., а главным конкурентом МТЗ является . Так же есть модель Агромаш 180 с мощностью 180 л.с., но это скорее пока для модельного ряда, и в данном сегменте полностью доминируют зарубежные производители.

Волгоградский тракторный завод - гусеничные трактора Агромаш 90ТГ модель 2014 года, которые являются модернизированным вариантом ДТ-75, и действительно востребованы на нашем рынке в некоторых регионах с мягкими почвами.

Алттрак

Алтайский тракторный завод, несмотря на все проблемы, пережил самые трудные времена и сохранил производство, хотя и в слегка сжатом объеме. Основное его направление это изготовление гусеничных тракторов для сельского хозяйства и лесозаготовки. В линейке сельскохозяйственных тракторов выпускается три модели от 140 до 200 л.с, а последней новинкой является трактор Т-501 с российским двигателем Д-461-19 мощностью 200 л.с. Объемы производства небольшие, и всего завод может производить около 500 единиц спецтехники в год. Однако этого вполне достаточно, так как рынок гусеничных тракторов не так и велик.

КамТЗ

История Камского тракторного завода очень непроста. Уже два раза была попытка запустить производство тракторов, и оба раза закрывалось. Первый раз с 1985 по 88 гг, но не особо пошло и на КамТЗ был налажен выпуск автомобильной продукции. Вторая попытка, и между прочим крайне удачная, была в 2008, когда здесь развернулось сборка четырех моделей мощностью от 85 до 215 лошадиных сил. Для 2008 года это был настоящий прорыв, ведь и по качеству камские трактора ничуть не уступали импортным, но при этом цена была на уровне МТЗ. Однако кризис 2008-09 гг подкосил производство, а инвестиции были свернуты. Третье дыхание завод обрел в 2013 году, когда вновь было развернуто производство совместно с итальянской компанией ARGO (5-ое место в мире по объему выпуска тракторов), а 200 первых машин разошлись по предзаказам, что говорит о многом. На данный момент в линейке компании три модели: TTX-185, TTX-215 и ТТХ-230, - где последняя цифра означает мощность. В ближайших планах КамТЗ выйти на рубеж 1000 тракторов в год, а так же расширение модельного ряда. В перспективе завод должен стать основным конкурентом МТЗ.

ЗАО «Агротехмаш»

Агротехмаш - молодая производственная компания, выпускающая тракторы на производственной площадке в Тамбове. История ее начиналась в 90-ых годах, когда Агротехмаш был дилером известных европейских марок. В 2005 году был заложен конвейер в Санкт-Петербурге, а так же началась разработка первых моделей и выпуск первых тракторов под маркой Кировец. В 2008 завод переезжает в Тамбов на территорию бывшего "Тамбовмаша" и создает свой бренд Terrion. В настоящий момент на заводе выпускается четыре модели от 180 до 360 л.с., а самый мощный это Terrion 7380 ATM .

Terrion считается лучшим российским трактором. Однако у этого есть и обратная сторона - уровень локализации крайне низок, и все основные узлы импортные. Соответственно и цена тракторов высокая, да и ремонт совсем недешевый и может затянутся надолго в случае серьезной поломки. В среднем сейчас выпускается примерно 400 тракторов в год. Конечно, это совсем немного, однако динамика строго положительная, что не может не радовать.

class="eliadunit">

Ростсельмаш

Versatile 2375 - теперь производится в России. В 2016 году Ростсельмаш перенес производство этой модели из Канады в Россию для снижения издержек и несмотря на то, что именно в этом сегменте рынка есть мощная конкуренция среди Российских производителей. Так что этот трактор можно назвать российским, несмотря на название. С другой стороны, комбайны в Ростсельмаша в Америке идут под брендом Versatile, так что все это весьма условно.

Versatile 2375 - настоящий богатырь, его мощность может варьироваться от 335 до 375 лошадиных сил, и самое главное, что он идеально подходит к навесному оборудованию Ростсельмаша. Однако и стоит такая машина не дешево и позволить ее могут только крупные хозяйства.

Петра ЗСТ

В СССР самым мощным трактором был Кировец, который выпускался сразу на нескольких заводах. С развалом союза каждый завод пошел по собственному пути, однако от производства популярных Кировцев мало кто отказался ввиду большого спроса на них. Питерский завод спецтехники ведет модернизацию Кировцев с начала 2000-ых годов, и выглядит он как тюнингованный К-700. На трактор ставятся исключительно российские двигатели, что так же может не радовать. Последняя модель ЗСТ это трактор Кировец 714, который имеет мощность от 235 до 420 л.с. и способен выполнять практически любые задачи.

ЗСТ Петра не единственная компания, которая производит модернизированный Кировец, однако по сравнению с другими производителями подобных машин, имеет два важных преимущества. Локализация у данной модели очень высокая, и за счет этого машина имеет очень привлекательную цену. Так же ЗСТ имеет широкую сеть станций технического обслуживая, что очень важно, особенно во время сезонных работ.

Кировский завод

Кировский завод один из немногих, кто пережил кризисные 90-ые на советском заделе и не останавливал производство, но тут скорее стечение обстоятельств в виде отсутствия конкуренции, так как Кировец К700 был мощным, но при этом дешевым трактором в сравнении с зарубежными аналогами. Однако даже несмотря на тепличные условия завод-гигант скатился всего до 500 единиц в год вместо 10 тысяч в лучшие времена. Качество новых тракторов было настолько удручающим, а сама модель настолько морально устарела, что его перестали покупать, даже несмотря на его низкую цену. Дела постепенно начали налаживаться вместе со сменой руководства, и уже в 2013 году было изготовлено примерно 2500 тракторов и эту планку завод держит и сейчас.

Основу составляют три основных модели, которые унаследовали от старых моделей разве что только название, а сейчас это совершенно другие машины. Первая это глубокая модернизация легендарного К700. Кировец К744 получил не только новый дизайн, но и вся начинка теперь на очень достойном и современном уровне. Мощность варьируется от 300 до 428 лошадиных сил. Шестое поколение тракторов кировского завода представлено моделью К-9000, которая по дизайну почти не отличается от предшественника, но имеет большую мощность, которая может достигать 516 л.с.

Очень важной новинкой является новая модель Кировец-708.4, прозванная Кирюшей за свою малую мощность по сравнению с основной серией. Данная модель призвана занять нишу украинского ХТЗ, который переживает не лучшие времена, но пока еще занимает данный сегмент. Мощность будет варьироваться в диапазоне от 180 до 240 л.с.

class="eliadunit">

Тракторная промышленность России представляет собой одну из отраслей сельскохозяйственного машиностроения в машиностроительном комплексе страны.

Кризисные 90-е годы предприятия сельскохозяйственного машиностроения пережили тяжелее, чем другие отрасли машиностроения. Производство продукции сельского хозяйства сократилось, аграрные предприятия всех форм собственности не имели достаточных средств для закупки техники, удобрения, семенного материала. Сельскохозяйственные предприятия были не способны не только приобретать новые машины и оборудование, но даже производить ремонт старой техники и в необходимом объеме закупать запчасти для нее. Обычными в глубинках России стали элементы натурального хозяйства. Мощные, но неповоротливые тракторостроительные производства советского образца не смогли приспособиться к новым условиям и в разы сократили объемы производства. В 2004 г. производство тракторов составило 3,9% от уровня 1990 г. Выпуск сельскохозяйственных машин в кризисные годы сохранялся лишь благодаря государственной поддержке сельхозпроизводителей. Темпы сокращения производства тракторов и сельхозтехники были выше темпов уменьшения площади пахотных земель. Например, площадь пашни в сельскохозяйственных организациях в 2001 г. сократилась по сравнению с 1996 г. на 11%, а количество тракторов - на 28%. Недостаток сельскохозяйственной техники приводил не только к сокращению посевных площадей, но и к нарушению сроков проведения агротехнических работ. Сроки уборки урожая зерновых культур увеличились за 90-е годы в среднем на 10-12 дней.

В настоящее время внешний и внутренний рынок тракторов оценивается в 1 млрд долл. Российским рынком заинтересовались иностранные компании, которые предложили выгодные финансовые условия оплаты и обслуживания техники. Серьезную конкуренцию российским тракторным заводам составили страны СНГ, в первую очередь Белоруссия и Украина. Тракторы Минского тракторного завода, известные под маркой «Беларусь», теперь собираются из машинокомплектов в Омске, Ногинске и Елабуге. Харьковский тракторный завод (ХТЗ) открыл сборочное предприятие в Орле. В Абакане в качестве эксперимента открыто сборочное производство тракторов Ташкентского тракторного завода. В целом по России обеспеченность тракторами составляет 40%, рынку сельскохозяйственных тракторов не хватает 700-800 тыс. единиц техники, поэтому потенциальный спрос на тракторы остается очень большим, и российский рынок имеет перспективы роста. Производственные мощности тракторных заводов России ныне используются всего на 10-20%. Это критический порог рентабельности предприятий: падение производства ниже 15% делает производство тракторов нерентабельным. По данным Минсельхоза, от 55 до 70% машинно-тракторного парка в России выработало срок службы. Парк тракторов ежегодно пополняется на 1-3%, в то время как списывается каждый год 6-8% машин. На сегодняшний день отечественное производство тракторов не покрывает возрастающий спрос, который частично восполняется за счет импорта. Ввозимый «секонд-хэнд» из Германии, Франции и Финляндии часто лучше отечественных аналогов, стоRит примерно столько же, а иногда и дешевле.

В России по причине ее бездорожья более популярны гусеничные тракторы (60% всего тракторного парка), доля колесных тракторов 40%. В зарубежной Европе ситуация обратная - колесных тракторов больше гусеничных в несколько раз. Тракторы общего назначения составляют 55% парка, пропашные - 34, трелевочные, применяемые для вывозки леса, - 11%.

Хорошо известно, что крупнейшие предприятия по производству тракторов - стратегические объекты, выпускающие продукцию двойного назначения: для сельского хозяйства и для ВПК (в основном танки, бронетранспортеры, вездеходы и др.). Ходовая часть гусеничных тракторов напоминает ходовую часть танков, поэтому подобное комбинирование производств вполне понятно. По этой причине государство долгое время не дозволяло приватизировать тракторные заводы. Однако в конце 90-х годов тракторные заводы попали в сферу интересов промышленных групп.

Основные предприятия отрасли

Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ) - крупнейший производитель гусеничных тракторов в России. Сталинградский тракторный завод им. Ф.Э. Дзержинского был введен в строй в 1930 г. В том же году с конвейера завода сошел первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. В январе 2003 г. завод был приобретен холдингом «Новое содружество» и Сибмашхолдингом. Это одно из немногих предприятий, способных производить продукцию, конкурентоспособную на рынке машинно-тракторной техники. Предприятие поставляет тракторы в страны СНГ: на Украину, в Узбекистан, Казахстан. Завод имеет развитую региональную дилерскую сеть, которая теперь объединяется с дилерской сетью Сибмашхолдинга. Стоимость тракторов колеблется от 15-18 (модель ДТ) до 22 тыс. долл. (модель ВТ). Помимо основной продукции, ВгТЗ по заказу Минобороны выпускает военную технику для российской армии. Военное производство началось в 1932 г. с выпуска танка Т-26 и представляет собой комплекс цехов, лабораторий, вспомогательных производств и испытательного полигона. С 1969 г. завод разрабатывает и выпускает легкую бронированную технику - боевые машины десанта: БМД-1, БМД-1П, БМД-1ПК, БТР-Д, БМД-3, БМД-3К и др.

Липецкий тракторный завод в начале 2002 г. объявил себя банкротом. По решению суда на заводе было введено конкурсное производство. После договоренности с кредиторами завод был реорганизован в ОАО «Липецкий тракторный завод», партнерами которого стали Новолипецкий металлургический комбинат и государственная компания Росдорлизинг. Сейчас предприятие производит сельскохозяйственные тракторы ЛТЗ-55, ЛТЗ-60, ЛТЗ-155. Стоимость тракторов колеблется от 5 (ЛТЗ-55) до 21 тыс. долл. (ЛТЗ-155). Перспективы дальнейшего развития завода остаются туманными.

Петербургский тракторный завод - дочерняя компания ОАО «Кировский завод». Ситуация на заводе несколько лучше, чем у конкурентов. Его реструктуризация началась в середине 90-х годов. Завод был разукрупнен, и самые рентабельные подразделения приступили к серийному производству современного трактора К-744/734 («К» значит «Кировец»), ориентированного на дальнее зарубежье, в частности на немецкий рынок. В новых моделях используются импортные запчасти. Завод уже заключил контракт на поставку деталей к своим тракторам с компанией «Bosch». Стоимость новых тракторов от 70 до 100 тыс. долл. Эта цена пока высока для российских покупателей, но в два раза ниже цены на иностранные тракторы аналогичного типа.

Челябинский тракторный завод (ЧТЗ–Уралтрак) - одновременно один из основных стратегических заводов, выпускающих бронетанковую технику. Предприятие производит бульдозеры и тяжелые тракторы. Основные модели - Т-10 стоимостью 40 тыс. долл. и ДЭТ-25 , ДЭТ-35 - более 100 тыс. долл.

Владимирский тракторный завод (ВТЗ), находящийся в составе Владимирского моторо-тракторного завода, в основном выпускает машины для коммунального хозяйства. Завод был пущен в строй в 1944 г. Основные модели тракторов - Т-30, T-45, ВТЗ-032, стоимость которых в зависимости от комплектации составляет 4-5 тыс. долл. Завод имеет реальные шансы укрепить свое положение на рынке. Его дешевая продукция может быть востребована индивидуальными частными хозяйствами и коммунальными службами. Эти тракторы хорошо подходят для уборки урожая.

Алтайский тракторный завод выпускает гусеничные тракторы для сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса и строительно-дорожных предприятий России. Модельный ряд завода представлен в основном тяжелыми тракторами. Основные модели - Т-402 (стоимость 15 тыс. долл.) и Т-404 (29 тыс. долл.). В 2002 г. тракторный завод вышел из промышленного концерна Сибмашхолдинг, который не смог произвести реорганизацию предприятия и вывести его на уровень рентабельности. ОАО «Алтайский трактор» - убыточное предприятие, постепенно сокращающее производство.

Онежский тракторный завод. Его прямой предшественник - Александровский казенный завод - был основан в 1774 г. и являлся одним из основных поставщиков орудий осадной крепостной и корабельной артиллерии, ядер и снарядов для русской армии и флота. В 1918 г. производство было переориентировано на гражданскую продукцию, завод был переименован в Онежский металлургический и машиностроительный. С 1956 г. предприятие занимается выпуском тракторов различных моделей. Онежский тракторный завод - специализированное предприятие по разработке и производству тракторов для заготовки леса. За 90-е годы объемы производства и продажи тракторов резко снизились. Объективная потребность лесозаготовительных предприятий в трелевочных тракторах марки «Онежец» составляет всего 3-5 тыс. шт. в год, а перераспределение выпущенной ранее техники позволило многим лесозаготовительным предприятиям на несколько лет вообще отказаться от закупки новых машин.

Российские трактора вновь возвращают себе былую славу. Во времена Советского союза трактора, сделанные на территории нашей страны, считались лучшими в мире. В 90-х годах на рынке сельскохозяйственной техники наблюдалось настоящее затишье и его постепенно заполнили производители из Европы, США и Китая.

В настоящее время машины, произведённые в России, вновь приобретают популярность. Это объясняется довольно просто: трактора российского производства лучше всего адаптированы к различным климатическим условиям, кроме того, они нетребовательны к качеству топлива . Рассмотрим наиболее популярных производителей тракторов в России.


Волгоградский тракторный завод

Одно из крупнейших производств гусеничных тракторов на территории нашей страны. Специализация предприятия именно на гусеничной технике вполне объяснима. В отличие от колёсных тракторов, машины на гусеничном ходу не повреждают плодородный слой почвы во время работы.

Кроме того, благодаря широким тракам, техника обладает большей проходимостью и мощностью. Стоит отметить, что ВгТз не собирается останавливаться на достигнутом и планирует выпускать колёсные модификации гусеничных машин. Из наиболее популярных тракторов волгоградского производства можно выделить и ВТ-100.

ДТ-75

Несмотря на то что эта серия выпускается предприятием уже давно, производители не собираются снимать её с производства. Трактора ДТ-75 отличаются надёжностью и удобством в эксплуатации, поэтому очень востребованы среди фермеров. Производители постоянно совершенствуют «старичка», в частности, была увеличена мощность силовой установки до 100 лошадиных сил. Это дало технике ещё больше возможностей для работы.


Гусеничный трактор ВТ-100

ВТ-100

По сравнению с предыдущей моделью, трактора этой серии показывают на 50% больше мощности. Этого удалось достигнуть установив на машину 130-сильный дизельный двигатель.

Несмотря на большую мощность, силовой агрегат отличается экономным расходом горючего. Благодаря своим техническим характеристикам, машина относится к 4 тяговому классу.

Челябинский тракторный завод

Это предприятие тоже специализируется на выпуске гусеничной техники. С конвейера ЧТЗ сходят бульдозеры, которые пользуются популярностью не только в России и странах СНГ, но и в Европе.

Стоит отметить, что именно Челябинский завод выпустил бульдозер, который был занесён в Книгу рекордов Гинесса, как самая большая машина на Земле. Этот рекорд был поставлен в 1990 году и принадлежал модели Т-800.


Бульдозер ЧТЗ Б10 М

Самыми значимыми и узнаваемыми машинами от этого производителя являются бульдозеры Б 10М, Б 12 и Б 13. Познакомимся с ними поближе.

Б 10М

Эта модель была создана на базе трактора Т 10. Бульдозер оснащается дизельным двигателем Д-180, чья мощность варьируется от 140 до 180 лошадиных сил и механической трансмиссией. Стоит отметить, что за всё время существования бульдозера Б 10М, было выпущено около 75 модификаций этой машины.

Б 12

На эту модель устанавливается v-образный дизель ЯМЗ-234 Б4 с турбированной подачей топлива. Силовая установка может выдавать мощность в 250 лошадиных сил. На бульдозер устанавливается гидромеханическая схема трансмиссии, что обеспечивает технике 3 передних и 3 задних режима движения. Благодаря своим техническим характеристикам, машина относится к 15 тяговому классу.

Б 13

Пожалуй, это самый современный бульдозер, выпущенный Челябинским тракторным заводом. Инженеры поработали не только над начинкой, но и над внешним видом техники. Благодаря этому, бульдозер оснащён последними технологическими достижениями в области производства тяжёлой техники.

Отдельно стоит отметить двигатель ЯМЗ 236-Б4. Силовая установка выпускается в нескольких вариациях и её мощность начинается с 230 лошадиных сил. Из особенностей можно выделить, что бульдозер Б 13 отлично работает даже в экстремальных погодных условиях и низких температурах.

Кировский тракторный завод

Это предприятие находится в Санкт-Петербурге и было основано в 1801 году. В настоящее время — это крупный промышленный комплекс. Кировский завод стоял у истоков серийного производства тракторов в Советском Союзе. В 1924 году предприятие выпускало первые отечественные трактора «Фордзон».

Знаменательной датой для предприятия стало 13 июля 1962 года. В этот день был выпущен трактор , который послужил началом целой серии тяжёлых сельскохозяйственных машин.


Кировец К 700

Из последних модификаций можно отметить Кировец К-9000. Это тяжёлый трактор, выпускаемый в пяти модификациях и относящийся к 9 тяговому классу. Стоит отметить, что машины этой серии полноприводные и выпускаются на шарнирно-сочленённой раме. Поэтому несмотря на внушительные габариты, техника обладает неплохой проходимостью и манёвренностью.

На все модификации устанавливаются дизельные двигатели Mersedes-Benz. Мощность агрегатов варьируется от 354 до 516 лошадиных сил. Можно отметить гидромеханическую трансмиссию, усиленную коробку передач и кабину повышенной комфортности. Грузоподъёмность машин составляет от 8.5 до 10 тонн.

Достоинства и недостатки

Трактора российского производства отличаются удобством в эксплуатации. В случае ремонта, никогда не возникает проблем с запасными частями. Большинство поломок можно устранить в полевых условиях не прибегая к услугам сервисных центров. Трактора обладают высоким запасом прочности и могут работать в любых климатических условиях.

К недостаткам можно отнести низкое качество сборки. Даже у новых машин наблюдаются протечки масла. Замечена некорректная работа гидравлики и коробки переключения передач. Практически все отечественные трактора не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Кризисные годы российской экономики отечественные тракторопроизводители пережили, мягко говоря, очень тяжело: за 2004 год объём выпуска тракторов в России составил всего лишь 3,9% от объёма их производства в 1990-м году. И в последние годы ситуация пока, к сожалению, не меняется к лучшему. Да, спрос на трактора в 2010-х годах многократно вырос, но покрывает его уже не российский производитель, а Минский тракторный завод и предприятия «дальнего зарубежья». К тому же, в современном сельском хозяйстве России полностью доминируют колёсные, а не гусеничные трактора. Однако точку в истории производства российских гусеничных тракторов ставить ещё рано!

В 60-х/70-х годах ХХ века ведущие специалисты Советского Союза в области сельского хозяйства после многолетних и подробных исследований пришли к выводам, что гусеничные трактора значительно эффективней и экономически выгодней в эксплуатации, чем аналогичные по мощности трактора колёсные.

При всех недостатках гусеничной базы (в любом деле есть плюсы и минусы) было отмечено следующее. При замерах плотности почвы по следу гусениц существенного уплотнения плодородного слоя не было отмечено. В то время как по следу колёс (в особенности мощных тракторов, таких, как или ) твёрдость почвы значительно повышалась. Особенно на глубине 12-15 см. Опыты продемонстрировали, что подобные уплотнения почвы по следам тракторов в последующем дают снижение урожайности до 25%. Это довольно значительные цифры, которые становятся ещё более весомыми, если перевести проценты в центнеры зерновых.

Другое преимущество гусеничных тракторов определили в том, что у них во много раз ниже параметры «буксования». Колесо буксует гораздо больше гусеницы, истирая ценный плодородный слой почвы в пыль, которая затем разносится ветром.

Вместе с тем, гусеничная база обеспечивает лучшее сцепление с землёй и более высокую проходимость. Что даёт возможность более раннего выхода на поля, способность трудиться на значительно увлажнённых почвах. А раннее закрытие влаги всегда считалось способствующим получению хорошего урожая, особенно при наших климатических условиях, а также при сжатых агротехнических сроках.

Всё это, а также то, что трактора с гусеничной базой имеют более высокие тяговые характеристики, чем колёсные, при использовании двигателей одинаковой мощности, привело к тому, что крупнейшие тракторные заводы – Волгоградский, Харьковский, Алтайский – были сосредоточены на выпуске гусеничных тракторов. И до 90% выпускаемых в СССР тракторов были гусеничными. Абсолютный лидер – , которых было сделано более трёх миллионов.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: 87% работающих тракторов в России – колёсные, и только 13% – гусеничные (причём год от года их становится ещё меньше). Причин тому несколько. Упомянутые выше три мощных завода разорены и, в буквальном смысле, лежат в руинах. Колёсные трактора гораздо более универсальны в использовании, чем гусеничные. Они проще в производстве, дешевле по стоимости, экономичнее в обслуживании и эксплуатации. «Колёсники» обладают намного большей скоростью и могут передвигаться по дорогам общего назначения.

Да и сами колёсные трактора уже не те, что в середине ХХ века. С их негативным воздействием на плодородный слой почвы и недостаточной проходимостью на влажных землях конструкторы научились бороться (в том числе и установкой спаренных или расширенных колёс).

Но возможности отечественной конструкторской мысли и её конкретного воплощения далеко не ограничиваются «ДТ-75». Есть целый ряд перспективных моделей, на которые окрепшее и развивающееся сельское хозяйство России, возможно, ещё обратит свой взгляд. Рассмотрим заодно и актуальные на данный момент модели промышленных и трелёвочных гусеничных тракторов российского производства.

Трактора Алтайского тракторного завода

На смену наиболее массовому из алтайских гусеничных тракторов советской эпохи – – пришёл новый, гораздо более современный трактор «Алтай-130». Как и его знаменитый предшественник, он является сельскохозяйственным трактором общего назначения 4-го .

Предназначен как для обработки почв в агрегате с различным сельхозоборудованием, так и для выполнения дорожно-землеройных, планировочных, мелиоративных работ (при оснащении бульдозерным отвалом).

Этот трактор оснащён гораздо более мощным, надёжным и экономичным двигателем, мягкой ходовой системой и по-современному комфортной кабиной. Вместо привычных рычагов управления здесь установлена автомобильная «баранка», сиденье механизатора имеет эргономичное анатомическое строение и откидные подлокотники. Здесь предусмотрена целая система обеспечения комфортных условий труда: кондиционер, автономный отопитель, вентилятор, аудиосистема, монитор с тремя камерами видеообзора.

Технические характеристики «Алтай-130» в цифрах:

  • Габаритные размеры (с задней навеской, без отвала), длина х ширина х высота: 4,840 м х1,850 м х2,700 м.
  • Масса 8,365 т.
  • Гусеничная база: 2,665 м; колея: 1,450 м.
  • Дорожный просвет 330 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 50 МПа.
  • Ширина гусеницы: 39 см.

На «Алтае-130» установлен шестицилиндровый четырёхтактный турбированный дизельный двигатель разработки немецкой компании «Дойтц» – «Deutz WP6G140E22». Его производитель – фирма «Weichai Роwеr»,Китай. Рабочий объём данного мотора составляет 16,75 литров;мощность – 140 лошадиных сил, или 103 кВт. Номинальные обороты – 2200 об/мин. Максимальный крутящий момент – 640 Н*м, при 1400-1600 об/мин. Коэффициент запаса крутящего момента – 46%. Удельный расход топлива – 245 г/кВт.ч.

Сцепление сухого типа,двухдисковое. Коробка передач механическая, двухдиапазонная, с шестернями постоянного зацепления. Предусмотрено 8 передач вперёд и 4 задние скорости.

Производителем модели «Алтай-130» является ООО «Завод Алтай Трактор», один из правопреемников советского Алтайского тракторного завода в городе Рубцовске. Компания работает с 2012 года на производственных мощностях Опытного Производства бывшего Алтайского тракторного завода.

Стоимость нового трактора «Алтай-130» составляет 3,5 миллиона рублей.

Гусеничный трактор «Т-402.01» предназначен для выполнения таких видов сельскохозяйственных работ, как пахота тяжелых и средних почв, а также плантажная вспашка; глубокое безотвальное рыхление и дискование почвы; боронование и другая предпосевная обработка почвы; культивация; лущение стерни.

На данный трактор также установлена кабина с невиданным на гусеничных тракторах СССР комфортом – каркасная, шумо-изолированная, с центральным постом управления, превосходной обзорности и установкой кондиционирования воздуха высокой производительности.

Трактор «Т-402.01» оснащён более мощным двигателем модели «Д-461-10» с турбонаддувом; большим коэффициентом запаса крутящего момента; с усиленной трансмиссией повышенного ресурса и оптимизированного скоростного ряда. Эти современные технологии обеспечивают высокую производительность основных энергоёмких сельскохозработ на 40% по сравнению со старым добрым «Т-4». И при гораздо меньшем расходовании горючего!

Технические характеристики «Т-402.01» в цифрах:

  • Габаритные размеры – Длина: 4,780 м (5,545 м – с навесным устройством и сцепкой автоматической в транспортном положении); Ширина – 1,952 м; Высота – 2,840 м.
  • Эксплуатационная масса трактора – 8,760 тонн.
  • Дорожный просвет – 371 мм.
  • Среднее удельное давление на грунт – не более 0,05 МПа.
  • Тип гусеницы – стальной палец, ширина – 41, 53 или 65 см (можно установить любой из этих вариантов).
  • Грузоподъёмность – задней навески: 3 тонны, передней навески – 2,5 тонны.

Дизель «Д-461-10» Алтайскго моторного завода имеет номинальную мощность 150 лошадиных сил. Трансмиссия обеспечивает 8 передних и 4 задние скорости, при скоростном диапазоне переднего хода от 2,67 до 11,94 км/час; заднего хода от 4,07 до 7,82 км/час. Удельный расход дизтоплива при эксплуатационной мощности составляет 175 г/л с/ч.

Новый трактор «Т-402.01» стоит 2 250 000 рублей.

Это гусеничный трактор 4…5 тягового классов, который предназначен для выполнения полного спектра работ с навесными, полунавесными и прицепными сельхозмашинами и орудиями. Заметно отличается способностью в динамичном темпе выполнять полный комплекс энергоёмких сельскохозяйственных работ по обработке почв. В том числе,производить глубокую пахоту (на 40 см) под технические культуры; быстро и качественно обрабатывать земли с высокими показателями удельного сопротивления на полях внушительных площадей.

В качестве силового агрегата также использован шестицилиндровый дизельный двигатель «Д-461» с турбонаддувом. Запуск мотора производится электростартером с рабочего места механизатора. Мощность данного силового агрегата составляет 168 лошадиных сил. Запас крутящего момента – 40%. Удельный расход топлива – 170 г/л.с.ч.

Ходовая система с индивидуальной торсионной подвеской опорных катков и гусеницей с резинометаллическим шарниром гарантирует плавный ход трактора. Для выполнения основных работ на повышенных скоростях, при оптимальной загрузке двигателя и показателях экономичности, на «Т-404» установлена трансмиссия с механической восьмискоростной коробкой передач.

Кабина каркасная термо-, пыле- и шумоизолированая, с мощной вентиляционно-отопительной системой. Сиденье механизатора – подрессоренное, с подлокотниками, снабжённое регулировками по росту и весу механизатора, а также углу наклона спинки. Сравнительные испытания выявили, что на основных видах сельскохозяйственных работ производительность и скорость выполнения работ у «Т-404» гораздо выше, чем у трактора«Т-4А».

Технические характеристики «Т-404» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:6,200 м х 2,250 м х 3,200 м.
  • Масса 10,950 т.
  • Гусеничная база: 2,100 м; колея: 1,720 м.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Ширина гусеницы: 41 см.

В качестве дополнительных опций, «Т-404» может быть укомплектован кондиционером, предпусковым подогревателем, монитором с тремя камерами видео-обзора, бульдозерным отвалом.

Цена нового гусеничного трактора «Т-404» – от 4 300 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор 5-го тягового, агрегатирующийся с любыми навесными, полунавесными и прицепными машинами для выполнения следующих работ. Пахоты средних и тяжелых почв, в том числе с оборотными плугами, глубокого безотвального рыхления, плантажной вспашки, чизелевания, предпосевной обработки почвы и посева зерновых за один проход (в агрегате с современными почвообрабатывающими посевными комплексами), культивации, лущения стерни, дискования почвы, а также всевозможных вспомогательных работ.

Высокие тягово-сцепные свойства позволяют «Т-501» свободно работать на переувлажнённых почвах, обеспечивают ранний выход на поля, с выполнением необходимых сельхозработ в самые оптимальные агротехнические сроки. Что является залогом наилучшей урожайности.

Силовой агрегат трактора «Т-501» – это турбированный дизельный двигатель шестицилиндровый «Д-461-19» мощностью в 280 лошадиных сил и коэффициентом запаса крутящего момента 40 процентов.

Технические характеристики «Т-501» в цифрах

  • Габаритные размеры – длина: 6,2 м; ширина: 2,25 м; высота – 3,2 м.
  • Гусеничная база – 2,1 м; колея – 1,72 м.
  • Дорожный просвет – 450 мм.
  • Масса эксплуатационная – 11,4 тонн.
  • Удельное давление на почву – 0,45 кгс/см.

Трактор «Т-501»также, как и описанные выше алтайские трактора, оснащён трансмиссией с 8 передачами переднего и 4 передачами заднего хода. Удельный расход дизтоплива составляет, по данным производителя, 164 г/л.с*ч.

Стоит новый трактор «Т-501» от 4 600 000 рублей.

Производителем тракторов «Т-402», «Т-404», «Т-501» является завод «Алтайский трактор» (торговая марка «Алттрак»). В 2009 году это предприятие после длительной процедуры банкротства распалось на большое количество мелких производителей, которым собственник завода – «РАТМ-Холдинг» – продал или сдал в аренду различные производственные площади советского завода-гиганта.«Сибирь-Техника», «Леспожмаш», «Лесмаш», «Алтайагромаш» … и т.д. Все они выпускают трелевочники на базе «ТТ-4».

Из тракторов сельскохозяйственного назначения реально производится в данное время только «Т-402.1», и то, в очень ограниченных количествах. Остальные модели «находятся в режиме ожидания» – нет спроса на них.

Сразу несколько компаний – преемников Алтайского тракторного завода занимаются производством гусеничных тракторов для лесной промышленности (трелевочников). Это и его модернизированные аналоги – , «МСН-10». Одна из них – ООО «АЗСМ «Прогресс», работающее с конца 90-х годов.

Отличительной особенностью производства трелевочников Алтайского завода самоходных машин «Прогресс» является то, что почти все узлы, детали механизмов и системы трактора делаются в рамках одного предприятия, одного замкнутого цикла. Это позволяет надеяться на оперативный и квалифицированный сервис, быстрое и успешное решение всех технических и организационных вопросов по гарантийному и послегарантийному обслуживанию.

Основное отличие актуальных аналогов трелевочника «ТТ-4» – это, конечно, более комфортабельная кабина с каркасом безопасности, улучшенной тепло-, вибро- и шумоизоляцией. Более высокую освещённость обеспечивают современные осветительные приборы.

Трактор «ТТ-4М» («МСН-10»)относится к четвёртому тяговому классу. Он выпускается с двумя вариантами трансмиссии: механической и гидравлической. Гусеничный трактор «ТТ-4М» («МСН-10») используется в качестве базового гусеничного шасси для монтажа разнообразного технологического оборудования. Он обладает всеми необходимыми для работы в лесной промышленности свойствами.Высокой проходимостью в условиях труднопроходимой местности на уклонах до 30 градусов, с высотой преодолеваемых препятствий до 0,6 м и глубиной преодолеваемого брода до 0,8 м.

Грузоподъемность трактора составляет 12 тонн.Длина и ширина монтажной базы могут меняться в зависимости от задач и условий эксплуатации, что делает «ТТ-4М» («МСН-10») универсальной платформой для широкого спектра применения.

При необходимости, кроме лебёдки, на трелевочник устанавливаются бульдозерный отвал, клино-корчевательное оборудование, противопожарное, крановое и бурильное оборудование. Имеется односкоростной ВОМ – вал отбора мощности. В стандартной комплектации на данный трактор устанавливается шестицилиндровый дизельный двигатель «А-01 МРСИ» Алтайского моторного завода мощностью 130 л.с.

Технические характеристики трактора «ТТ-4М» («МСН-10») в цифрах:

  • Габаритные размеры в транспортном положении – длина: 6,070 м, ширина – 2,7 м, высота – 2,957 м.
  • База – 2,88 м, колея – 2050 м, дорожный просвет – 537 мм.
  • Эксплуатационная масса с рабочим оборудованием – 14,4 тонн.
  • Максимальное тяговое усилие – 132,2 кН (13480 кгс).
  • Наибольшая масса трелюемого пакета – комлями: 12 тонн, вершинами – 15 тонн.

Цена нового лесопромышленного трактора «ТТ-4М» /«МСН-10» начинается с отметки 4 миллиона рублей и выше, в зависимости от оснащения.

Трактора Волгоградского и Чебоксарского тракторных заводов

Приказавший долго жить Волгоградский тракторный завод оставил в наследство перспективные модели гусеничных тракторов, производство которых было в 2009-м году передано, в рамках концерна «Тракторные заводы», в Чебоксары. Это трактора «ВТ-90» и («ВТ» – «Волгоградский трактор»). Сейчас они называются «Агромаш-90ТГ» и «Агромаш-150ТГ».

Эти две модели, а также разработанный в начале 2000-х «Агромаш Руслан», составляют весь ассортимент гусеничных тракторов концерна «Тракторные заводы». Все они производятся на чебоксарском предприятии.

Гусеничный трактор «Агромаш-90ТГ» относится к третьему тяговому классу и является,. по сути, модернизированной версией трактора «ДТ-75». Модернизация состоит в замене кабины механизатора на более современную, введение полимерных материалов в облицовку капота, серьёзная проработка пневматической системы.

Кроме непосредственного использования на сельхозработах, разработчики и производители указывают на эффективность применения трактора «Агромаш-90ТГ», оснащённого бульдозерным оборудованием, на строительных площадках.

Трактор «Агромаш-90ТГ»комплектуется четырёхцилиндровым дизельным двигателем «А-41» барнаульского производства. (Ранее на эту модель трактора ставили также минские дизели «Д-245.5S2» и финские «SISU 44DTA»). Коробка передач – семиступенчатая с подвижными шестернями. Муфта сцепления – сухая двухдисковая.

Гидронавесная система раздельно-агрегатная. Заднее навесное устройство рычажно-шарнирное «НУ-3», с возможностью 2-х точечной и 3-х точечной наладки Грузоподъёмность навесной системы по ГОСТ 30746 – не менее 1,8 т.

Технические характеристики трактора «Агромаш-90ТГ» в цифрах:

  • Габаритные размеры: длина (с навесным устройством в транспортном положении) – 4,7 м; ширина – 1,85 м без б/о, 2,6 м – с б/о; высота – 3,1 м.
  • Масса эксплуатационная – 7,1 тонн.
  • База – 1,612 м, колея – 1,33 м.
  • Дорожный просвет – 370 мм.
  • Ширина гусениц – 39 см (простой), 67 см (торфяник).
  • Среднее давление на почву – не более 51 кПа.
  • Рабочий объём двигателя – 7,43 литров. Мощность эксплуатационная – 94 л.с.
  • Частота вращения коленвала при эксплуатационной мощности – 1750 об/мин.
  • Коэффициент запаса крутящего момента – не менее 20%.

Новый «Агромаш-90ТГ» стоит от 1 800 000 рублей.

Гусеничный сельскохозяйственный трактор общего назначения, 3…4-го тяговых классов. Отличается уверенной тяговой мощностью и расширенной навесоспособностью. Легко агрегатируется с полным спектром современного навесного и полунавесного оборудования, прицепными машинами на пахоте и предпосевной обработке почвы, с широкозахватными орудиями, комбинированными многооперационными агрегатами. За счёт низкого показателя давления на грунт трактор обладает повышенной проходимостью, при отсутствии буксования.

Оснащён дизельным двигателем «Д-442», рабочий объём которого составляет 7,3 литров, а мощность – 150 лошадиных сил (или 110 килоВатт). Удельный расход топлива при эксплуатационной мощности составляет 230 Г/кВт.ч (169 г/л.с.ч.).

Технические характеристики «Агромаш-150ТГ» в цифрах

  • Габаритные размеры, длина х ширина х высота:5,400 м х 1,850 м х 3,120 м.
  • Масса 7,180 т.
  • Гусеничная база: 1,800 м; колея: 1,330 м.
  • Дорожный просвет 380 мм.
  • Удельное давление на грунт: не более 42 МПа.

Число передач составляет – 5 вперёд, 1 – назад.Механическая трансмиссия, использующая систему принудительной смазки, позволяет минимизировать потери в мощности и обеспечивает высокую надежность техники. За счет низкого гусеничного давления на грунт трактор «Агромаш-150ТГ» обладает повышенной проходимостью.

Современная комфортабельная кабина механизатора также относится к характерным особенностям данной техники. От своих аналогов трактор «Агромаш-150ТГ» отличается низким расходом дизтоплива, в расчёте на гектар обрабатываемой площади.

Цена нового трактора «Агромаш-150ТГ» – от 3 200 000 рублей.

Гораздо более новой моделью является гусеничный трактор «Агромаш Руслан» (первые прототипы этой машины были выпущены в 2008 году). Это мощный и высокопроизводительный трактор шестого тягового класса, предназначенный для выполнения полного комплекса сельскохозяйственных работ на всех типах почв, в том числе средних и тяжёлых, в пределах любых почвенно-климатических зон.

В тракторе «Агромаш Руслан» были воплощены многие современные прогрессивные инженерно-технические решения. В частности, оригинальная компоновка с треугольной формой гусеничного обвода позволяет работать без балластирования, обеспечивает стабильно высокое тяговое усилие, серьёзную навесоспособность и равномерно малое давление на почву.

Гусеницы стоят нового образца – резиноармированные, с металлокордом. Может передвигаться и по асфальтированным дорогам. Скорость тоже больше, чем у всех гусеничных тракторов – до 30-ти км/ч. Оригинальной и сильной стороной трактора «Агромаш Руслан» является торсионная подвеска, которая обеспечивает невероятно мягкий для гусеничной базы ход.Гусеница трактора «Руслан» обладает позитивным зацеплением: движение передается за счёт зацепления гусеницы с ведущим колесом (металлическая звёздочка), а не за счёт натяжения и трения.

Трактор комплектуется 340-сильным (250 кВт) дизельным двигателем «Камминз QSM11». Это четырёхтактный шестицилиндровый мотор жидкостного охлаждения, с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Удельный расход топлива – 227 г/(кВТ.ч). Двигатель соответствует евростандартамStageIII– Tier-3.

Гидромеханическая 16-ти ступенчатая (+3 назад) трансмиссия тоже новая, разработанная учёными Научно-исследовательского института стали, входящего в состав концерна «Тракторные заводы». Она позволяет переключать скорости под нагрузкой (по ходу) и без разрыва потока мощности. У трактора «Агромаш Руслан» также есть электронный механизм гидравлического переключения.

Испытания трактора «Агромаш Руслан» показали, что использование треугольного обвода гусеничного движителя позволяет трактору выходить на поле на 2-3 недели раньше в весенний период (в условиях сильной влажности почвы), и также на 2-3 недели позже в осенний период, в сравнении с колёсными тракторами.

  • Габаритные размеры – длина: 5,767 м, ширина: 2,645 м, высота: 3,275 м.
  • Полная масса – 14,7 тонн.

«Агромаш Руслан» отличается отличной амортизацией и тихим ходом. Для создания комфортных условий работы механизатора кабина трактора оборудована кондиционером и системой звукоизоляции, имеет максимальную площадь остекления и оснащена современным, специально спроектированным креслом с пневмоподрессориванием.

Стоимость нового трактора «Агромаш Руслан» составляет более 11-ти миллионов рублей.

Кроме указанный гусеничных тракторов, в производственной программе чебоксарского завода «Промтрактор» значится целая гамма бульдозеров промышленного назначения, выпускающихся под маркой «Четра»:

– с массой 61,47 т и двигателями мощностью 490…520л.с. («ЯМЗ-850.10» или «Камминз QSK19-C525»).
  • «Т40» – с массой 65,14 т и двигателями мощностью 590 л.с. («Камминз QSK19-C650»).
  • Бульдозер «Четра Т40»

    Они отличаются размерами, мощностью, производительностью и величиной бульдозерного отвала.

    ООО «Онежский тракторный завод» в Петрозаводске продолжает выпуск гусеничных лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопожарных тракторов. В производственной программе предприятия – более 10-ти моделей спецмашин для лесного хозяйства.

    На базовом шасси «Онежец-300» выпускаются универсальные лесохозяйтвенные машины («Онежец-300БС»,«Онежец-380»); трактора трелевочные чокерные (); гусеничные сортиментовозы («Онежец-350»); машины лесопожарные («Онежец-310»); мульчеры с кусторезами («Онежец-390»); машины гусеничные для бесчокерной трелевки леса («Онежец-330»); гусеничные трактора с самосвальными кузовами («Онежец-392»); бурильно-крановыми установками («Онежец-395»); гидравлическими манипуляторами («Онежец-335»).

    «Онежец-390».

    Гусеничные трактора данного семейства относятся к третьему тяговому классу. На них устанавливают в настоящее время четырёхцилиндровые 120-сильные дизельные двигатели «Д-245.2S2» и шестицилиндровые 180-сильные «Д-260.9S2» Минского моторного завода. Стоимость нового трелевочника «Онежец» составляет от 4,15 миллионов рублей.

    Если с производством промышленных бульдозеров и тракторов для лесного хозяйства дела обстоят не совсем безнадёжно, то перспективы производства сельскохозяйственных гусеничных тракторов в России остаются мрачными. Это производство уже много лет убыточно, демонстрирует крайне отрицательную рентабельность. Спроса на данную технику на рынке нет, и каждая из описанных моделей выпускается в ничтожном количестве (максимум 20-30 единиц техники в год).

    После «шокового перехода к капитализму» сельхозпроизводители долгие годы не могли покупать новые гусеничные трактора: не было средств на покупку новой техники. Сегодня многие из них оправились от кризиса, создали рентабельные и развивающиеся хозяйства. Теперь средства есть, но нет желания покупать гусеничную технику.

    Даже процветающий Минский тракторный завод, запустивший в серию несколько моделей гусеничных тракторов (МТЗ-1502, МТЗ-2103), продаёт их в мизерных количествах. Остаётся надеяться, что экономическая конъюнктура и ситуация в отрасли всё же изменятся. Ведь перспективные, производительные, конкурентоспособные модели гусеничных тракторов в России есть.

    А. Нефёдов

    Российский рынок сельскохозяйственных тракторов в 2010 г. характеризуется большой пестротой, связанной с различным состоянием производства и статуса на заводах по производству тракторной техники: одни уже стали банкротами, другие еще держатся на плаву, существенно сократив выпуск продукции, третьи решили собирать и продавать в основном белорусские и украинские тракторы по лицензиям РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», спрос на которые сохраняется и сегодня. А кто-то, тоже купив лицензии, специализируется на выпуске хорошо зарекомендовавших себя с.-х. тракторов зарубежных фирм. В этих непростых условиях читателям трудно разобраться, кто есть кто на отечественном рынке тракторов для села, поэтому им будет интересна информация о мониторинге основных производителей.

    В настоящее время в качестве основных производителей гаммы стандартных c.-х. тракторов (далее – тракторов) разных тяговых классов (0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 5; 6; 8) и мощностей, от 25 до 400 л.с. и выше, всех известных компоновочных схем в России выступают традиционно российские и новые производители отечественных тракторов и производители, осуществляющие сборку преимущественно тракторов РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ» на территории России, а также предприятия, выпускающие тракторы иностранных марок, тоже расположенные в России.

    Эти предприятия и сегодня выпускают номенклатуру тракторов всех известных компоновочных схем, в том числе:

    • колесной классической только с задними ведущими колесами большего, чем передние, размера (4К2);
    • колесной классической полноприводной с передними и задними ведущими колесами (4К4а);
    • колесной интегральной c передними и задними ведущими колесами одинакового размера и расположенной посредине кабиной (4К4б);
    • колесной с шарнирно-сочлененной рамой и передними и задними ведущими колесами одинакового размера (4К4б’);
    • базовые модели и модификации гусеничных тракторов тяговых классов 3 и 4 мощностью от 80 до 200 л.с.

    Традиционными производителями отечественных тракторов остаются известные предприятия ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» (ОАО «ВМТЗ», Концерн «Тракторные заводы»), ОАО «Липецкий трактор», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Уралвагонзавод», ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ООО «Алтайский трактор», продукция которых характеризуется следующими данными.

    Владимирский моторо-тракторный завод и сегодня не потерял своих позиций на рынке колесных тракторов, особенно тяговых классов 0,6…0,9, и представляет серьезную конкуренцию аналогичной продукции других производителей. Основная номенклатура и показатели выпускаемых на заводе универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,6…1,4, в том числе пользующихся повышенным спросом сельхозтоваропроизводителей, представлены в табл. 1.

    Таблица 1. Основные модели тракторов ОАО «ВМТЗ»
    Марка Мощность, л.с. Эксплуатационная масса, кг Тяговый класс Ходовая система
    ВТЗ-2027 (новый дизайн) 25 2020 0,6 4К2
    ВТЗ-2032 (ВТЗ-2032-10) (новый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
    ВТЗ-2032А* (новый дизайн) 30 2500 0,6-0,9 4К4а
    ВТЗ-30-69 (ВТЗ-30-70) (старый дизайн) 30 2020 (2390) 0,6 4К2
    Т-30А-80 (Т-45) (старый дизайн) 30 (45) 2490 (2600) 0,6…0,9 4К4а
    ВТЗ-2048А* (новый дизайн) 45 2640 0,9…1,4 4К4а
    Т-50 (новый дизайн) 45 2600 0,9 4К4а
    Т-85 (новый дизайн) 85 3800 1,4 4К4а
    ВТЗ-30СШ (самоходное шасси) 30 2440 0,6 4К2

    *Полноприводные тракторы с новым дизайном, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

    В 2010 г. по сравнению с 2009 г. (444 ед.) Владимирский завод увеличил производство тракторов, выпустив 637 ед. на общую сумму $3 046 705.

    ОАО «Липецкий трактор» не смогло преодолеть трудностей, связанных с разработкой и производством универсально-пропашных колесных тракторов тяговых классов 0,9…2,0, в период после 2000 г. стало банкротом и сейчас практически остановлено, хотя в лучшие годы было основным поставщиком на российский рынок таких весьма популярных моделей, как ЛТЗ-60АБ (4К4а; 57,5 л.с.) и ЛТЗ-155 (4К4б; 150 л.с.).

    Важнейшей особенностью колесных полноприводных тракторов ЗАО «Агротехмаш» тяговых классов 3…5 является их создание с применением комплектующих – двигатель, трансмиссия, передний ведущий мост, гидросистема – ведущих мировых производителей, в основном фирм Германии. В 2010 г. выпущено 33 ед. тракторов на общую сумму 264 140 тыс. руб., что оказалось в 5,7 раза меньше, чем в 2009 г. (189 ед.).

    Основная номенклатура и показатели тракторов Terrion типа АТМ, выпускаемых ЗАО «Агротехмаш», представлены в табл. 2.

    В свои лучшие годы Волгоградский тракторный завод (ОАО «ТК «ВгТЗ») выпускал широкую гамму гусеничных тракторов тяговых классов 3…4 с многими модификациями и комплектациями – одну из массовых для аграриев России номенклатуру тракторов с гусеничной ходовой системой и был по существу в этом секторе монополистом. В настоящее время завод хотя и остался в этом секторе монополистом, но существенно снизил программу выпуска гусеничных тракторов (табл. 3). В 2010 г. завод произвел 531 ед. тракторов, что оказалось в 1,5 раза меньше, чем в 2009 г. (788 ед.).

    *Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

    ОАО «Уралвагонзавод» ряд последних лет выпускает интегральные колесные тракторы, аналогичные наиболее известным интегральным колесным тракторам типа ЛТЗ-155, стремясь постоянно наращивать их производство. Теперь в отсутствие производства тракторов ЛТЗ аналогичные тракторы, выпускаемые ОАО «Уралвагонзавод» (табл. 4), пользуются у потребителей хорошим спросом. К сожалению, в 2010 г. завод не выпустил ни одного трактора, тогда как в 2009 г. их производство достигало 80 ед. тракторов. Вместе с тем в 2010 г. завод отгрузил потребителям 12 ед. своих тракторов на общую сумму 82 157 тыс. руб.

    ЗАО «Петербургский тракторный завод» («ПетТЗ») и в 2010 г. оставался единственным в России производителем мощных колесных тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (табл. 5). В 2010 г. завод выпустил 383 трактора на общую сумму 1 929 209 тыс. руб. (что на 1,5 % меньше, чем в 2009 г.), отгрузив их на общую сумму 2 115 535 тыс. руб. В 2010 г. из всех российских заводов поставки на экспорт (в дальнее зарубежье) осуществляло только ЗАО «ПТЗ». В период январь–сентябрь 2010 г. экспорт производимых им тракторов с шарнирно-сочлененной рамой (с учетом тягачей) составил $91,4 млн. (3,8 тыс. ед.), в том числе в страны СНГ – $17 млн. (2,4 тыс. ед.).

    *Тракторы, пользующиеся повышенным спросом потребителей.

    ООО «Алтайский трактор» существенно сократило объемы производства своих тракторов и к настоящему времени фактически остановилось, выпустив в 2010 г. всего 2 трактора против 8 ед. в 2009 г.

    После 2000 г., как грибы после дождя, в России появились новые производители отечественных тракторов. К их числу следует отнести следующие наиболее значимые заводы:

    • ООО «Завод Омсктрактор», основная тракторная продукция которого – пользующиеся спросом усовершенствованные тракторы ОМТЗ 700А тягового класса 5, в том числе комплектации «Славич» – аналог колесного трактора общего назначения с шарнирно-сочлененной рамой типа К-700 А, выпускавшегося долгие годы ЗАО «ПТЗ»;
    • «Омсктрансмаш», производящий по лицензии ЮМЗ в небольших объемах универсально-пропашные колесные тракторы тягового класса 1,4 типа ЗТМ-60Л, ЗТМ-62Л, ЗТМ-80, ЗТМ-82 – аналоги моделей тракторов ЮМЗ соответствующей мощности. Между тем из-за производственных трудностей в 2010 г. не произведено и не отгружено в Россию ни одного трактора конструкции ЗТМ;
    • ЗАО «Завод спецмашин «Балтиец», который производит спецтехнику на базе тракторов типа К-701, а также тракторы К-707Т для трелевки леса.

    Существенный вклад в общий объем тракторов, собираемых в России, внесли такие производители, как РУП «МТЗ» и ОАО «ХТЗ», которые в результате отделения Белоруссии и Украины как самостоятельных государств от России на ряде заводов на ее территории организовали по лицензии производство (отверточную сборку) популярных в России моделей тракторов этих производителей. К числу таких заводов можно отнести:

    • ОАО «ЕлАЗ», которое выпускало минские тракторы тяговых классов 1,4 и 2 «Беларус-82» и «Беларус-1221» по лицензионному соглашению с РУП «МТЗ», а также мощные тракторы тягового класса 5 типа «Беларус-3022»;
    • ОАО «САРЭКС», которое производило в основном минские тракторы «Беларус-80/82», -826, -1221, а также в меньших объемах тракторы «Беларус-320», -82.1, -826, -892, -920;
    • ОАО «Бузулукский механический завод», которое выпускало минские тракторы «Беларус», преимущественно модель 1221, постоянно наращивая их производство;
    • ОАО «Смолспецтех», которое выпускало ставшие популярными в России минские тракторы «Беларус-МТЗ-82.1» (в 2010 г. – 1281 ед., тогда как в 2009 г. – только несколько десятков), а также малогабаритный трактор «Беларус-320»; в 2010 г. завод отгрузил продукции на общую сумму 659 018 тыс. руб.;
    • ООО «Интерснаб», которое выпускало колесные и гусеничные тракторы ОАО «ХТЗ» типа Т-150К и Т-150. В 2010 г. «Интерснаб» произвел на 90% меньше тракторов, чем в 2009 г. (8 ед.), при этом не было отгружено ни одного трактора (против 8 ед. в 2009 г.);
    • ООО «ТД «ХТЗ-Белгород», которое занималось реализацией на территории России пользующихся большим спросом тракторов ХТЗ. В 2010 г. ТД «ХТЗ-Белгород» отгрузил продукции на общую сумму 960 596 тыс. руб.

    Из года в год набирают мощь и производители тракторов зарубежных марок, расположенные в России. К их числу в первую очередь относятся отечественные заводы, специализирующиеся на выпуске комбайнов, большегрузных автомобилей и другой техники, которые вполне успешно по закупленным лицензиям начали осваивать производство отсутствующих в отечественном тракторостроении, но необходимых сельскохозяйственному производству России некоторых типоразмеров иностранных тракторов ведущих зарубежных фирм, стремящихся так или иначе закрепиться на российском рынке, в том числе:

    • ООО «КЛААС», выпускавшее с января 2008 г. мощный колесный полноприводный универсальный трактор модели Atles 946 мощностью 280 л.с.;
    • ОАО «КАМАЗ», организовавшее сборочное производство по технологии фирмы McCormick (Великобритания) ряда моделей колесных универсальных тракторов, в том числе XTX-215, XTX-185, CMAX-85;
    • ООО «СиЭнЭйч-КАМАЗ-Индустрия», выпускавшее мощный универсальный полноприводный трактор Т-8050, а также мощные тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения Т-9040 и Т-9060;
    • ОАО «Ростсельмаш», собирающее на своих производственных площадях тракторы с шарнирно-сочлененной рамой общего назначения типа Versatile; в 2010 г. произведено всего 136 ед. против 37 ед. в 2009 г.
    • ООО «CAMЭ ДОЙТЦ-ФАР», выпускавшее колесные универсальные тракторы серии Agrotron моделей 165.7, 265 и L 720; в 2010 г. отгружено продукции на общую сумму 221 805 тыс. руб.

    Кроме продукции названных заводов в Россию импортировалась и продукция, изготавливаемая предприятиями ближнего зарубежья, из числа бывших союзных республик, а теперь независимых государств. Так, продукция РУП «Минский тракторный завод», и в частности колесные тракторы МТЗ «Беларус», пользуются повышенным спросом не только в России, но и благодаря их относительной дешевизне во многих странах не только ближнего, но и дальнего зарубежья.

    В 2010 г. минские тракторы поставлялись в 52 страны, объем их экспорта составил в стоимостном выражении 111,5 % к уровню 2009 г. Отгрузка тракторов «Беларус» по итогам 2010 г. достигла 36, 4 тыс. ед. В частности, в Россию с учетом производства на ее территории тракторов из комплектующих РУП «МТЗ» поставлено 15,7 тыс. тракторов, в другие страны СНГ – 9,8 тыс., в страны дальнего зарубежья – 10,9 тыс. В 2010 г. РУП «МТЗ» удалось не только сохранить основные рынки сбыта своих тракторов, еще больше укрепив на них свои позиции, но и начать освоение новых рынков ряда стран.

    В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на рынках стран СНГ наметился рост продаж белорусских тракторов: только за 11 месяцев 2010 г. темп роста продаж тракторов РУП «МТЗ» по отношению к аналогичному периоду 2009 г. составил 131,6%. Самым крупным экспортером тракторов «Беларус» остается Россия. В 2010 г. на ее рынок отгружено почти 45% всей продукции, отправленной за рубеж. Кроме того, в 2010 г. все сборочные предприятия в России выпустили больше тракторов «Беларус», чем все заводы СНГ в целом. РУП «МТЗ» сейчас выпускает широкую гамму моделей универсально-пропашных и универсальных колесных тракторов мощностью от 30 до 200 л.с. и выше серий 300, 500, 800, 900, 1000, 1200, 1500 и 2000, а также гусеничный трактор 2102, причем многие из них не только импортируют в Россию, но и собирают на ее территории.

    Количественные поставки в Россию в 2010 г. Торговыми Домами «МТЗ-Сибирь», «МТЗ-Москва», «ЕлАЗ», «МТЗ-Северо-Запад», «МТЗ-Ставрополь» и «МТЗ-Краснодар» наиболее популярных моделей тракторов РУП «МТЗ» представлены в табл. 6.

    Таблица 6. Поставки, ед., колесных тракторов РУП «МТЗ» в Россию в январе–декабре 2010 г.
    Модель 2009 г. 2010 г. Изменение, %
    Экспорт, всего 5207 8148 156,5
    В том числе:
    82.1/ 826 4196 5154 122,8
    1025 235 389 165,5
    80.1 341 563 165,1
    922 85 93 109,4
    2022/ 2022.3 21 87 В 4,2 раза
    3022 ДВ 4 79 В 19,75 раза
    1021 62 100 161,2
    1221 5
    1523 155 228 147
    952 104 134 129,8
    892 4 1316 В 329 раз