Как лучше заменить щетки генератора. Щетки генератора – как самостоятельно заменить данный элемент? Время менять щетки

Каждый водитель должен знать, что за время эксплуатации автомобиля в нём активно . Это особенно касается тех, кто покупает подержанные машины, где уже значительное количество запчастей требует ремонта. Если наблюдаются перебои в напряжении сети автомобиля, может понадобиться замена щёток генератора ВАЗ-2114.

Работа устройства

Работа генераторной системы необходима и обеспечения работы электронных деталей автомобиля. В момент запуска мотора включается стартёр, который необходим для работы транспортного средства. Если не проводить периодические ремонтные работы, будут происходить частые разряды АКБ и понижаться общее напряжение. Из-за этого в первую очередь понадобится замена щёток системы на ВАЗ-2114.

В современных автомобилях используются генераторы на три обмотки, чтобы создавать переменное напряжение. Благодаря электромагнитному полю, возникающему в них, создаётся электрический ток, который передаётся потребителям. В такой системе установлен специальный щёточный механизм, снимающий напряжение с контактных колец.

Поиск проблемы

Как правило, замена щёток генератора на ВАЗ-2110 проводится комплексно. Часто одна поломка может повлечь за собой другие неисправности или же новая деталь быстро выходит из строя. Основные поломки в системе автомобиля:

  • произвольно понижается (меньше чем 14,3 В);
  • моментальный разряд аккумулятора, как только включается зажигание;
  • неконтролируемое повышение заряда;
  • заряд не поступает в устройство.

Нередко эти проблемы вызваны неисправностью щёток. Это можно узнать по следующим признакам:

  • поломка от некачественных средств ухода;
  • механический износ;
  • сломан выпрямитель.

Замена щёток генератора для ВАЗ-2110 может выполняться своими руками. Этот процесс не затратный финансово, но требует много времени из-за большого количества действий.

Исправление поломки

Перед тем как начать замену щётки в модели 2110, нужно отключить отрицательную клемму, которая подаёт электричество в систему автомобиля. Демонтаж производится через отпуск натяжного болта. Для этого лучше использовать большую отвёртку, которой отодвигается генератор. Дальше нужно и крепёжный болт, который имеет шляпку на 17. После этого деталь может свободно выниматься. Обязательно должны быть откреплены все кабеля от системы.

Чтобы поменять щётки, понадобится:

  • открепить клемму от АКБ;
  • все провода открепляются от системы;
  • аналогично снимаются силовые провода и защитная гайка;
  • снимаются фиксаторы (обычно их 3);
  • под крышкой находятся сами щётки;
  • вынуть их, открепив болты;
  • вставить новые элементы, предварительно сравняв размеры выступающих контактов (выступ не менее 1 см);
  • если всё соответствует, производится обратная установка в том же порядке.

В процессе обратного монтажа щётки, можно провести полную . По окончании работ требуется проверить ремень. Его натяжение должно составлять до 10 кг. Чтобы это проверить, используются специальные устройства или определяется «на глаз». Ремень должен немного просаживаться, если на него надавить, и быстро восстанавливать своё положение под натяжением.

Замена элементов щётки проводится своими руками и требует особого внимания к деталям. Система достаточно сложная, поэтому высокий риск ошибок. Используя инструкцию, это можно сделать максимально правильно. Это гарантирует стабильную работу генератора в автомобилях ВАЗ и оптимальное энергообеспечение потребителей.

Замена щёток в генераторе ВАЗ требует соблюдения инструкции и осторожности. В этой детали много мелких комплектующих, работу которых нельзя нарушать. На всех этапах нужно проверять работоспособность элементов.

Чтобы замена щеток генератора была выполнена чётко и быстро, необходимо уметь их безошибочно находить и демонтировать. С первым пунктом всё предельно ясно: щётки, как и сам электрогенератор, практически, на всех автомашинах отечественного производства, расположены в правой части капота, непосредственно под фарой. Поэтому, открыв капот, вы сразу же увидите корпус генератора, на котором будет обмотка и две небольшие цилиндрические крышки – это те самые щётки, точнее их верхняя часть. Cм. видео «Замена щеток генератора» ниже

При замене этого механизма, используют одну из двух его марок:

  • Стандартные щётки марки ЭГ-4;
  • Щётки марки ЭГ-61, обладающие большим запасом прочности.

Сколько времени могут работать щётки генератора?

Согласно эксплуатационным параметрам, установленным производителями, щётки генератора подлежат обязательной проверке, а при необходимости замене, после 50.000 км пробега. Однако в каждом конкретном случае, щётки могут потребовать немедленной замены и раньше, и здесь главное – знать те «симптомы», которые нам просигнализируют о неисправности именно этих деталей.

Вот четыре основных повода проверить на работоспособность именно щётки генератора:

  • Электроника автомобиля начинает давать неожиданные сбои;
  • Падение уровня освещения всех осветительных приборов;
  • Понижение напряжения в электросети автомашины;
  • Быстрая разрядка аккумулятора.

Проверка и замена щеток генератора

Проверка щёток генератора выполняется без извлечения самого генератора, что значительно сокращает время и сложность работы. Делается это следующим образом:

  • Отсоединяем «минус» от аккумулятора;
  • Демонтируем регулятор напряжения, расположенный с другой стороны от генератора;
  • Делаем визуальную оценку высоты подъёма щёток из их гнёзд.

Если высота подъёма не превышает 5 мм, то должна быть выполнена замена щеток генератора. Если высота подъёма щёток больше, то их можно вернуть на место, так как проблема сбоя в работе автомобиля кроется в чём-то другом.

ПОРЯДОК ЗАМЕНЫ щёток генератора:

  1. После того, как щётки будут извлечены и проверены, необходимо тщательно удалить все загрязнения из гнезда, в котором расположен держатель. Также следует очистить контактное кольцо и прижимные пружины. Делается это с помощью щётки, имеющей мягкий ворс. В редких случаях может понадобиться и небольшая притирка щёток к коллектору, посредством наждачной шкурки;
  2. Затем устанавливают новые щётки, попутно проверяя их беспрепятственное перемещение в держателе;
  3. Устанавливаем регулятор напряжения;
  4. Подсоединяем к аккумулятору, отсоединённый ранее провод («минус»).

Особенности работы со сборной конструкцией

Часто автомобилисты предпочитают купить сразу и щётки, и регулятор, идущие в одном комплекте. В этом случае, замена щеток генератора для всей этой системы также будет несложна:

  • Отсоединяем от аккумулятора провод, идущий к «минусу»;
  • Снимаем с провода от аккумулятора, идущего к «плюсу», резиновый колпачок;
  • Выполняем демонтаж блока, откручивая крепёжную гайку;
  • Демонтируем кожух из пластика;
  • Вытаскиваем три фиксатора-пружины, которые располагаются по всему периметру старого блока;
  • С помощью крестовидной отвёртки, откручиваем щётки (попутно выкручивается и регулятор напряжения, при этом вся проводка, связывающая их, также отсоединяется);
  • Выполняем монтаж новой конструкции, на полностью свободное для неё место.

Видео: Замена щеток генератора

Щетки генератора на ВАЗ-2106 меняются очень легко и не требуют снятия данного агрегата с автомобиля. Из инструментов нужна только отвертка и небольшое зеркало.

Щетки генератора на «шестерке» крепятся одним единственным болтиком, до которого можно легко добраться через открытый капот. Единственное неудобство – этот болтик нельзя увидеть. То есть всю работу придется выполнять на ощупь или же воспользоваться зеркалом.


Щетки расположены на задней стенке генератора, к ним, через стандартные подключен один провод. Для замены щеток:

— Отсоединяем провод

— Откручиваем крепежный саморез

— Вытаскиваем старые щетки


Дальше, соответственно, нужно вставить новые щетки, закрутить саморез и подключить провод. Однако если работать без зеркала, могут возникнуть проблемы с закручиванием самореза. По каким-то причинам сделать это бывает очень нелегко. На этом работа по замене щеток генератора на ВАЗ-2106 завершена, но есть нюансы.

Многие автолюбители занимаются ремонтом своего авто самостоятельно. Но не все в этом деле являются профессионалами, и во время ремонта возникает много вопросов. Как же поменять щетки генератора на автомобилях ВАЗ? Ничего сложно в этом нет. Замена щеток генератора на ВАЗ, например, модели 2114 производится быстро и просто. Для начала стоит узнать, как устроен генератор.

Строение

Генератор состоит из трех обмоток, они установлены так, чтобы напряжение каждый раз происходило на разных обмотках.

Статорные обмотки – им всегда нужно напряжение, получают они его от аккумулятора. Обмотки играют роль магнитов. Они образуют магнитное поле, благодаря которому снимается напряжение. Напряжение снимается от 18 В. Но максимально допустимое напряжение – это 14,7 В. Для этого устанавливают стабилизатор.

Стабилизатор или щеточный механизм – устанавливают на самом генераторе. Благодаря ему и поддерживается одно напряжение.

Какую роль играет

Генератор отвечает за движение автомобиля. Он поддерживает и отвечает за подпитку при запуске автомобиля.

Порядок замены на ВАЗ 2114

Перед заменой щеток на ВАЗ 2114 удобнее будет снять генератор.

Снятие генератора

  • Автомобиль ставится на ручник, дополнительно устанавливаются противооткатные упоры.
  • Отключается отрицательная клемма от аккумулятора.
  • Опускается натяжной болт.
  • Отсоединяются провода под резиновым чехлом и отключается разъем, через который идет напряжение на обмотку.
  • С помощью крупной отвертки нужно подвинуть генератор к двигателю.
  • После этого можно снять .
  • Опускается крепежный болт. Для этого сначала, используя головку на 15, открутите болты, удерживающие кронштейн. Потом поверните генератор по часовой стрелке. Вы сможете снять ось крепления к кронштейну.
  • Гайка откручивается ключом на 19 и вытаскивается с втулкой, из кронштейна выбивается ось.
  • Генератор спокойно извлекается вверх.

Замена

В генераторе для ВАЗ 2114 имеются щетки, которые отвечают за регуляцию напряжения.

Если пришло время сменить щетки генератора, действуйте следующим образом:

  • Первое, что нужно сделать, это отсоединить клемму от аккумулятора.
  • Далее нужно отсоединить колодку с проводами.
  • Затем открутить гайку зажима.
  • Потом силовые провода снимаются со шпильки.
  • Освобождаются фиксаторы, которые удерживают пластиковую крышку по периметру.
  • Снимается крышка, и находятся сами щетки.
  • После того как щетки найдены, откручиваются болты, которые крепят щетки.
  • Вытаскиваются сами щетки.
  • Перед тем как установить новые щетки, проверьте размер графитовых контактов, их нормальный выступ считается не менее 0,5 сантиметра.
  • Новые щетки устанавливаются и, опираясь на выше перечисленную процедуру, собираем генератор.

Фотоинструкция

Замена на ВАЗ 2110

На автомобилях ВАЗ 2110 от работы генератора, главным образом, зависит заряд аккумулятора. Если после запуска двигателя лампочка заряда аккумулятора продолжает гореть, это означает, что есть неисправность в генераторе. И в большинстве случаев это означает, что пришло время сменить щетки генератора. Замена щеток генератора также не затруднительна.

Что потребуется

Для замены щеток потребуются набор инструментов и перчатки. Кроме того, нужны упоры для задних колес.

Перед самой заменой щеток генератора удобнее будет снять генератор.

Снятие генератора

  • Будет удобнее, если загнать авто на смотровую яму. Если снятие устройства производится не на яме, поддомкратьте переднюю часть машины.
  • Установите противооткатные упоры.
  • Открыв капот, отключаем питание снятием провода с клеммы минус.
  • Следует открутить болты защиты картера и снять ее.
  • Немного ослабим гайки, находящиеся сверху и снизу генератора.
  • Откручивается болт регулировки.
  • Снимается ремень генератора.
  • Снимается клемма выхода Д.
  • Удаляется резиновый чехол.
  • Откручивается гайка крепления штекера.
  • Отсоединяется штекер от болта с контактами
  • Гайку, находящуюся внизу и вверху креплений генератора, нужно открутить и снять.
  • Затем снимают натяжную планку, втулку распора.
  • Придерживая генератор, вынимают оставшийся болт крепления.
  • Все – генератор снят.

Замена щеток

Лучше всего проводить разборку генератора на чистой поверхности, можно постелить ткань.

  • Ставим генератор так, чтобы шкив оказался внизу.
  • Увидев пружинистые держатели, нужно отщелкнуть их плоской отверткой.
  • После чего можно снять крышку генератора.
  • Теперь понадобится крестовая отвертка, чтобы открутить винты, которые удерживают узел с щетками.
  • С щеткодержателя снимается клемма.
  • Откручивается гайка с болта контактов.
  • Увидев две пружинистые шайбы, убираем их.
  • Отсоединяется провод конденсатора.
  • Винт, крепящийся на конденсатор, откручивается.

Перед заменой щеток на ВАЗ 2110 проверяется размер выступа контактов и вся процедура проводится в обратной последовательности.

Фотоинструкция

Замена щеток на ВАЗ 2107

Принцип работы генератора на автомобилях ВАЗ 2107 такой же, как и на перечисленных выше автомобилях. После запускания двигателя горит лампочка аккумулятора, значит, пора произвести замену щеток генератора.

Так как замена щеток генератора занимает совсем немного времени, многие автолюбители готовы самостоятельно это сделать.

При замене щеток генератора на ВАЗ 2107 вы можете снять генератор, но это можно сделать и не прибегая к этим мерам. Достаточно просто отсоединить провод от минусовой клеммы.

Меняем щетки

  • Отсоединяется провод от клеммы.
  • Откручивается два винта, которые прикрепляют корпус щеткодержателя.
  • Вытаскивается сам щеткодержатель.

Перед заменой щеток лучше проверить, именно в них ли проблема.

Проверка щеток

Для проверки неисправности щеток потребуется лампочка 12 В.

На клемму кидаем плюс, на клемму массы кидаем минус. Лампочка загорается, проводим проверку дальше. Добавляем напряжение до 16 В, если лампочка продолжает гореть, это и есть главный признак неисправности щеток.

В таком случае перед постановкой новых щеток стоит еще проверить выступ графитовых контактов. Нормальным выступом считается, выступ не менее 0,5 сантиметра , после чего ставятся новые щетки, и все устанавливается назад, исходя из вышеперечисленных действий.

Бывает такое, что ремонт генератора, не заканчивается только на замене щеток. Если вовремя не выявить износ щеток, то происходит износ и остальных деталей генератора, так как все элементы генератора взаимосвязаны. Именно поэтому после замены одних щеток, неисправность в генераторе полностью не исчезнет, но на некоторое время исчезнут признаки поломки.

При замене щеток лучше всего снять генератор и рассмотреть его, попытавшись выявить, какие неисправности могут быть в нем еще.

Видео

Инструкцию по замене щеток без снятия генератора смотрите ниже:

Причиной плохой зарядки аккумулятора может быть множество и одна из которых — это износившиеся щетки генератора. Чтобы проверить их состояние, необходимо их снять и осмотреть. Все это можно производить на Калине с установленным генератором, но я на для наглядности буду показывать на снятом. Итак, для того, чтобы их снять нам потребуется:

  1. Ключ на 8, или головка с маленькой трещоткой
  2. Рожковый ключ на 13
  3. Плоская отвертка

Подробное описание замены

Для начала необходимо отсоединить минусовую клемму аккумулятора во избежание замыкания. После этого снимаем защитную пластиковую крышку, немного отжав три фиксатора на ней, как показано на фотографии:

Затем необходимо отверткой поддеть маленький штекер питания, и потянуть вверх с усилием, необходимым для извлечения. Лично в моем случае провод очень туго сидел на контакте, так что пришлось постараться, прежде чем вынуть его. Лучше все делать аккуратно, чтобы не оторвать пайку от регулятора напряжения.

После этого можно откручивать два мелких болтика, как показано на фото:

И последним будет большой болт, который до конца выворачивать нет необходимости, просто можно слегка ослабить:

И свободно извлечь регулятор напряжения вместе со щетками, как наглядно представлено ниже:

Минимально допустимая высота щеток должна быть не менее 5 миллиметров. Если при измерении это значение не достигнуто, значит деталь необходимо заменить вместе с регулятором напряжения.

Если деталь нуждается в замене, покупаем новую и производим установку в обратом снятию порядке. Цена на регулятор напряжения вместе со щетками генератора на Ладу Калину составит около 350 рублей.