Газ "Водник": технические характеристики, отзывы и фото. «Водник»: неизвестный вездеход российской армии Что такое водник на кабине зила

Высокомобильный армейский многоцелевой полноприводный автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» с колесной формулой 4х4 предназначен для транспортировки людей и грузов, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог, в том числе по труднопроходимой местности. В основу многоцелевого автомобиля «Водник» была положена модульная схема построения, которая позволяет оперативно непосредственно в полевых условиях менять боевые и хозяйственные модули. Шасси автомобиля может быть использовано для монтажа стрелкового и легкого артиллерийского вооружения вплоть до установки 120-мм миномета.

Автомобиль был разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». При этом с 1997 года его производство осуществлялась на Арзамасском машиностроительном заводе. На этом предприятии, входящем в группу «ГАЗ», собирали и собирают знаменитый БТР-80 и различные его разновидности. Дальним прародителем «Водника» считался плавающий автомобиль, обладавший индексом НАМИ-0281. Проектирование данной машины было начато еще в СССР в 1985 году, но все же НАМИ обладал совершенно другой компоновкой.


По распространенному мнению, которое является ошибочным, автомобиль ГАЗ-39371 «Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Однако это не так, машина не имеет средств для передвижения по воде - у нее нет гребного винта, перемалываемых траков или водомета. «Водник» в состоянии преодолевать водные преграды вброд, но только тогда, когда их максимальная глубина не превышает 1,2 метра. ГАЗ-39371 «Водник» рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от -45°С до +50°С. При относительной влажности воздуха 100% может использоваться при температуре до +25°С. Возможно использование машины при скорости ветра до 30 м/с и в горной местности на высоте до 4500 метров с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 метров. Боевой расчет «Водника» состоит из 11 человек: командира отделения (машины), механика-водителя и десанта в количестве 9 человек.

Автомобиль ГАЗ-39371 имеет следующую компоновку: отделение управления (три места), моторно-трансмиссионное отделение и боевое отделение. Машина была построена по модульной схеме. Сварной корпус автомобиля состоял из двух модулей - переднего и заднего, которые были съемными. По словам представителей «ГАЗа», было предусмотрено создание 26 различных сменных модулей (в том числе бронированный и хозяйственный, который можно было использовать в качестве полевого жилья), которые можно было легко менять, исходя из поставленных задач. Благодаря быстроразъемному соединению опорного фланца корпуса и заднего модуля была возможна его быстрая замена даже в обычных полевых условиях.

Передний модуль состоял из моторно-трансмиссионного отделения и отделения управления, которые были разделены между собой герметичной перегородкой. Модуль управления был трехместным, с размещением сидений командира и водителя в ряд по-автомобильному, а сиденья радиста прямо за водителем. Для посадки и высадки командир и водитель пользовались дверьми, а радист люком. Сиденье водителя имело регулировку в продольном направлении и по высоте, сиденья радиста и командира - лишь по высоте.

Основной функционал был представлен в заднем модуле, в котором находился основной полезный объем автомобиля. Его можно было использовать для транспортировки грузов и людей, а также установки различного специального оборудования, мобильных установок и систем вооружений. Как уже отмечалось выше, благодаря наличию быстросъемного соединения задний модуль можно было легко заменить. В модуле присутствовали сиденья для перевозки 8 человек, при этом конструкция позволяла установить сидения либо лицом к лицу, либо спиной к спине. В модуле имелось 6 дверей для посадки и высадки десанта (по две двери сзади, слева и справа). Все двери открывались вверх и удерживались в открытом положении при помощи газовых амортизаторов.

Для защиты экипажа машины изначально было проработано несколько вариантов бронирования. Корпус «Водника», в зависимости от решаемых задач, мог изготавливаться из броневой стали, которая гарантировала защиту экипажа автомобиля от пуль калибра 7,62 мм и осколков. При этом передний и задний модули могли выполняться как бронированными, так и небронированными. Помимо этого, для повышения уровня защиты существовала возможность монтажа на автомобиль дополнительной навесной бронезащиты. Впервые на бронемашине ГАЗ-39371 были применены неприкрытые многослойные бронированные стекла, которые не имели каких-либо дополнительных бронеограждений или бронещитков.

Вооружение боевого модуля может изменяться, исходя из назначения конкретной машины. В базовой комплектации «Водник» оснащен башенной пулеметной установкой от БТР-80 с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная пулеметная установка оснащена дневным прицелом, а также 6 пусковыми установками для запуска дымовых гранат. В состав имеющегося на «Воднике» оборудования входило танковое переговорное устройство Р-174, кондиционер, отопитель, средства пожаротушения. Также была предусмотрена установка на борту автомобиля радиостанции Р-163-50У, навигационной аппаратуры и специального оборудования.

В середине 2007 года данные высокомобильные армейские автомобили начали поступать на вооружение российской армии (части РВСН и комендантские части) и в состав специальных подразделений МВД России. Всего было выпущено примерно 250 таких бронемашин, при этом на консервацию длительного хранения Минобороны России было заложено 50 автомобилей ГАЗ-39371 «Водник». Еще 48 автомобилей «Водник» получила армия Уругвая. Все машины были поставлены без вооружения. Уругвайские военные использовали «Водники» для перевозки личного состава и в качестве транспортных средств.

ГАЗ-39371 «Водник» изначально создавался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках данная машина популярности не снискала. В период с апреля по июнь 2001 года 12 автомобилей опытно-промышленной партии проходили войсковые испытания фактически в боевых условиях в Чечне. Машины использовались в составе 42-й гвардейской мотострелковой дивизии и были сведены в отдельную роту сопровождения транспорта центроподвоза.

Первое, что удивило военных в этой бронемашине - это деление на отсеки. Между отсеком десанта и управления, в котором находится командир, расположен двигатель и герметичная перегородка. Такое решение ограничивает возможности использования машины в боевых условиях. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая при этом защищенного броней кузова, просто невозможно.

Помимо этого, на машину была установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает приемлемую связь при общем уровне шума до 133 дБ. Однако шум двигателя «Водника» и его ходовой части делают связь практически невозможной. Объяснялось это тем, что автомобили не оснащались глушителями, а выхлоп от двигателя был направлен вниз под корпус. В результате такого конструктивного решения громкий звук от выхлопа сначала отражался от покрытия дороги, а затем возвращался на плоское днище автомобиля, что лишь усиливало воздействие. Помимо этого, при подключении переднего моста появлялось четко слышимое в салоне жужжание.

С точки зрения противоминной защиты ходовая часть автомобиля была выполнена хорошо: использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах, а сами колеса в значительной степени были «вынесены» за проекцию днища и корпуса бронемашины в целом. Такое решение значительно повышало поперечную остойчивость автомобиля. Однако наличие плоского днища существенно снижало живучесть автомобиля и десанта, так как оно целиком принимало на себя воздействие ударной волны при взрыве фугаса или мины. Фактически в этом плане ничего не изменилось с конца 1950-х годов, оставшись на уровне БРДМ-1. Этот же минус характерен и для форм корпуса «Водника». Тот же БТР-80 отличается более рациональными углами наклона брони и сложной ее схемой, чем-то напоминающей граненый бриллиант. Корпус «Водника» больше напоминает «кирпич», который мало способствует возникновению рикошетов при ведении огня по автомобилю с флангов.

Как отмечал на сайте «Отвага» Геннадий Жилин, который лично был свидетелем эксплуатации автомобилей в Чечне и общался с эксплуатировавшими ее военнослужащими, компоновка автомобиля, с точки зрения его защиты от мин и СВУ, имеет нерациональное решение. Места командира и водителя расположены над передним мостом, вся полезная нагрузка (личный состав, возможный комплекс вооружения или груз) - над задним мостом. В случае подрыва мины или фугаса под любым колесом спереди или сзади наибольшие поражения от взрывной волны получат именно люди, которые находятся внутри «Водника». Наименьшие повреждения при этом получит моторно-трансмиссионное отделение, так как большая его часть находится как раз между мостами. При этом возникает резонный вопрос, зачем будет нужен исправный двигатель, если в случае подрыва из строя будет выведен командир и водитель машины и оторвано одно из колес (практический опыт), а любое дальнейшее самостоятельное движение машины станет невозможным?

Да, выбранная компоновка технически является наиболее оптимальной. При существующих габаритных размерах машины она позволяет обеспечить наибольший объем внутреннего пространства, а также наиболее благоприятные условия для управления машиной. Однако для обеспечения наибольшей степени защищенности экипажа от подрыва мин следует обращать внимание на машины с так называемой «капотной» компоновкой. Это было доказано опытом эксплуатации различной военной техники в локальных конфликтах от Афганистана до Чечни.

Геннадий Жилин отметил, что броня «Водника» вообще не соответствовала предъявляемым боевой практикой требованиям, не обеспечивая достаточной защиты для экипажа. В 2001 году один из бронеавтомобилей при движении в составе колонны испытал на себе воздействие подрыва фугаса, который был изготовлен из артиллерийского снаряда. В то время большинство фугасов боевики устанавливали не на дороге и не в полотно дороги, а рядом с ней - для максимального поражения личного состава, который, как правило, передвигался на броне. В результате подрыва передний модуль «Водника» получил несколько пробоин, экипаж понес потери. Самым неожиданным в этой стало то, что при взрыве не был пробит ни один стеклопакет. По этому поводу Жилину пришлось услышать от военных буквально следующее: «Если хорошенько долбанет по этому автомобилю, то, наверно, одни стекла целыми и останутся».

То, что бронестекла подтвердили свою прочность в ходе практического использования, подтверждает и случай, когда 7,62-мм пуля, выпущенная снайпером с расстояния около 800 метров, не смогла пробить бронестекло водителя. В целом защита смотровых приборов от повреждения их от огня стрелкового противника была решена достаточно оригинальным способом - путем монтажа у командира и водителя многослойных бронестекол большой площади без прикрытия, которые на практике доказали свою эффективность.

Сегодня ГАЗ-ГАЗ-39371 «Водник» - довольно редкий автомобиль, а значит, и нечастый гость фотосессий. Найти хорошие фотографии с этим автомобилем довольно сложно. Лучшие фотографии машины сделал и разместил в Виталий Кузьмин, сфотографировавший автомобиль со всех ракурсов во время небольшой выставки техники в парке «Патриот», которая состоялась после завершения финального этапа «Танкового биатлона 2015» в августе текущего года.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-39371 «Водник»:
Габаритные размеры: длина - 5830 мм, ширина - 2630 мм, высота - 2600 мм.
Полная масса - 7500 кг.
Полная масса буксируемого прицепа - 2500 кг.
Силовая установка - дизель ЯМЗ-534.10 мощностью 160 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 112 км/ч.
Контрольный расход топлива при полной массе, л/100 км - 18,5.
Запас хода по контрольному расходу топлива - 1000 км.
Наименьший радиус поворота - 10 м.
Глубина преодолеваемого брода - 1,2 м.
Максимальный преодолеваемый подъем - 30 градусов.
Пассажировместимость - 11 человек (включая водителя).
Вооружение стандартное - пулемет 14,5-мм КПВТ, пулемет 7,62-мм ПКТ, 6 ПУ для запуска дымовых гранат.

Источники информации:
http://modeli-gaz.ru/gaz/gaz-3937.htm
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/bmp-btr/6331-broneavtomobil-gaz-3.html
http://otvaga2004.ru/armiya-i-vpk/armiya-i-vpk-vzglyad/vodnik-universalen-i-prost-no
http://bastion-opk.ru/gaz-3937-vodnik

ГАЗ-3937 "Водник"

ГАЗ-3937«Водник» - высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения, полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4х4, с несущим, открытым корпусом модульного типа. Автомобиль предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

Разработан в ОКБ ОАО «ГАЗ». Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Далеким прародителем ГАЗ-3937 «Водник» считается плавающий автомобиль под индексом НАМИ-0281, проектирование которого было начато еще в 1985-м году. Но данный автомобиль имел совершенно другую компоновку. По распространенному заблуждению ГАЗ-3937«Водник» (исходя из названия) считается плавающим. Тем не менее, не имеет средств для передвижения в водной среде - гребного винта, водомета или перемалываемых траков. Максимальная глубина преодолеваемой водной преграды (брод) - не более 1,2 м. Длина автомобиля - 4,7 м, колесная база - 3 м, радиус поворота - 10,5 м. Рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 50°С; относительной влажности воздуха до 98% при температуре при этом плюс 25°С; скорости ветра до 30 м/с; в условиях высокогорной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Впервые многоцелевой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3937 (гражданский вариант) был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения-94». Презентация прошла скромно без всякой помпы, но журналисты сразу заметили необычный автомобиль, и моментально окрестили его «русским Хаммером». На протяжении года после официального показа «Водника» большинство находилось в неведении относительно истории его создания. Только в декабре 1995 года в УКЭР (Управление Конструкторских и Экспериментальных Работ) ГАЗа состоялась пресс-конференция, на которой выступил главный конструктор «серийных изделий» Александр Григорьевич Масягин. Он ясно дал понять, что хотя Hummer и "Водник" разрабатывались практически одновременно, нельзя называть отечественную конструкцию "русским Хаммером": при их создании использовались абсолютно разные технические решения и даже внешне они совершенно непохожи. Тем не менее, некоторые сравнения Hummer с "Водником" неизбежны, так как эти вездеходы вместе с японской Toyota Mega Cruiser стали родоначальниками нового класса автомобилей.

Автомобиль прошел государственные приемочные испытания на базе 21 института и в разных климатических условиях. Рекомендован для поставок в вооруженные силы. ГАЗ-3937 "Водник" прошел испытания в реальных боевых условиях. Несколько машин были отправлены в Чеченскую республику для выполнения боевых задач.

В середине 2007 бронетранспортеры уже поступали на вооружение России и в состав специальных подразделений МВД РФ. Всего на 2006-2007 было произведено около 250 бронетранспортеров, на консервацию длительного хранени МО РФ заложено 50 бронетранспортеров.

За основу шасси взят несущий корпус, что придает машине свойства водоходности, защищает трансмиссию от воздействия грунта, грязи и воды при передвижении по пересеченной местности, а экипаж - от поражения при подрыве на противопехотных минах. Ходовая часть и подвеска ГАЗ-3937 - от бронетранспортера. Дорожный просвет, равный 500 мм, обеспечивают разрезные мосты и колесные редукторы. В трансмиссии широко использованы детали автомобилей ГАЗ (ГАЗ-4301 и др.). Высокую динамику обеспечивает дизель, который дает удельную мощность не менее 22 кВт/т (30 л. с./т).

Автомобиль построен по модульной схеме. Сварной корпус включает в себя два съемных модуля.

Передний модуль состоит из силового отделения и отделения управления, разделенных герметичной перегородкой. Модуль для ГАЗ-3937: двухместный, сиденье командира расположено за сиденьем водителя, для посадки и высадки предусмотрены двухстворчатые люки. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденье командира - только по высоте. Модуль для ГАЗ-39371 трехместный, с размещением сидений водителя и командира в ряд по автомобильному и сиденья радиста за водителем, для посадки и высадки водителя и командира предусмотрены двери, для радиста - люк. Сиденье водителя имеет регулировку по высоте и в продольном направлении, сиденья командира и радиста - только по высоте.

Задний модуль представляет собой полезный объем автомобиля, который может быть использован для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и мобильных установок. Задний модуль благодаря быстросъемному соединению может быть заменен в полевых условиях. Задний модуль, предназначенный для перевозки людей, оборудован сиденьями для перевозки 8 человек, причем конструкция сидений обеспечивает возможность их установки в модуле спиной к спине или лицом к лицу. Модуль оборудован шестью дверями для посадки и высадки (по две справа, слева и сзади), открывающимися вверх и удерживаемыми в открытом положении газовыми амортизаторами. Кроме базового заднего модуля разработаны еще несколько вариантов модулей для перевозки людей (в том числе бронированные), хозяйственный модуль, который может также служить в качестве полевого жилья.

Важным компоновочным решением с точки зрения чисто боевого использования, стало решение вынести колеса автомобиля за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар от неподрессоренных масс и воздушная волна уходят в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Кроме того, сиденья в модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что практически полностью снимает опасную нагрузку на позвоночник человека.

С целью повышения скрытости движения отработавшие газы двигателя выходят под днище автомобиля.

Автомобиль имеет высокую степень унификации с автомобилями действующего производства ОАО «ГАЗ», что обеспечит сжатые сроки при поставке на серийное производство.

Автомобиль имеет отключаемый привод передних колес, независимую торсионную подвеску, систему централизованной подкачки шин, гидроусилитель рулевого управления, мощную систему отопления и кондиционирования.

Автомобиль в базовой комплектации вооружен башенной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7,62-мм пулеметом ПКТ. Башенная установка оснащена дневным прицелом и шестью пусковыми установками для запуска дымовых гранат. Автомобиль оборудован средствами связи.

ГАЗ-3937 «Водник» изначально разрабатывался как армейский автомобиль многоцелевого назначения, но в войсках популярности не получил.

Дурная слава о данном автомобиле пошла не случайно. Первое что удивляло в машине в базовой модификации (39371 отсек десанта + башенная установка) - это деление на отсеки. Между отсеками десанта и командирским находится двигатель и герметичная перегородка. Таким образом, это сразу ограничивало возможности использования техники в бою. Пересесть с места командира на место стрелка или наоборот, не покидая защищённой бронёй машины, невозможно.

На машине также установлена аппаратура внутренней связи Р-174, которая обеспечивает связь в шумах с общим уровнем до 133 дБ. Тем не менее, шум двигателя и ходовой части делает связь практически невозможной. Объясняется это тем, что двигатель на ГАЗ-3937 не имеет глушителя, а выхлоп направлен вниз. В результате такого решения громкий звук выхлопа, отражаясь от твёрдого дорожного покрытия, возвращается на плоское днище, что только усиливает воздействие. Кроме того, при подключении переднего моста добавляется его чётко слышимое жужжание.

Плоское днище также значительно понизило живучесть машины, так как целиком принимает на себя воздействие ударной волны при взрыве мин и фугасов. Тот же минус характерен и для корпуса. В отличие от большинства современных боевых машин на колёсном ходу (БТР-80, БТР-90, БРДМ-2), корпус которых имеет схожую с бриллиантом гранёную форму, корпус «Водника» напоминает по форме прямоугольный параллелепипед, то есть кирпич, фактически полностью исключающий возможность рикошета при огневом воздействии на автомобиль с фланга.

К тому же, изначально заложенный в конструкцию расчёт на модульность и замену заднего отсека не позволил реализовать плавучесть автомобиля таким образом, чтобы он смог независимо от модификации преодолевать водные преграды на плаву.

Выше перечисленные недостатки не были бы критичны, если бы в войска «Водник» поставлялся как замена легковых автомобилей или автомобиля ГАЗ-66, но на текущий момент ГАЗ-3937 позиционируется именно как замена БТР различных версий и модификаций, что в итоге и вызывает нарекания и недовольство при действии подразделений на данных машинах.

Для гражданского рынка был налажен выпуск модификации с японским силовым агрегатом HINO-J07C и улучшенными эргономическими качествами. Однако его производство прекращено и на смену ему пришел дизель ГАЗ-560, выпускаемый по лицензии фирмы Steyr. А самая российская комплектация (для армии) комплектуется дизелем ГАЗ-5423.

У гражданских водителей ГАЗ-3937 «Водник» пользуется популярностью. Именно модульная схема конструкции позволила заводу быстро сориентировать «Водник» на гражданский рынок в сложных экономических условиях. Совместно с одесским АОЗТ «Полакс» АрМЗ начал выпуск штучных гражданских вариантов «ГАЗ-39371 «Водник» по индивидуальным заказам. Задний модуль прошел модернизацию в дизайнерской фирме «Куширца». Разработано несколько вариантов шикарной отделки интерьера, повышен комфорт и улучшена шумоизоляция. Салон оснащен системами отопления, вентиляции, кондиционером, переговорным устройством и первоклассной аудиосистемой. По заказу предусмотрена установка водооткачивающего оборудования и электрической лебедки с усилием 5400 кг. В качестве базовой силовой установки используется 4-цилиндровый дизель «Катерпиллер-3114» с турбонаддувом объемом 4,4 л мощностью 148 л.с., но предусмотрена возможность установки других двигателей мощностью от 170 до 275 л.с. Покупателю на выбор предлагаются КПП от 5-ступенчатых механических до «автомата» и переключение передач: жесткое, тросовое и модный «Типтроник». На «ГАЗ-39371» можно установить два механических водомета, которые позволят развивать скорость на воде до 12 км/час. При весе 6200 кг «Водник» развивает максимальную скорость по шоссе 100 км/час, а запас хода на одной заправке достигает 1000 км.

Модификации ГАЗ-3973


Технические характеристики ГАЗ-3973

Характеристики

Длина по корпусу, мм

Ширина по корпусу, мм

Макимальная высота, мм

Клиренс, мм

Колесная база, мм

Колея передних и задних колес, мм

Снаряженная масса шасси автомобиля, кг

Снаряженная масса многоцелевого автомобиля (без заднего модуля), кг

Снаряженная масса автомобиля для перевозки личного состава, кг

Полная масса, кг

Экипаж, чел

Полная масса буксируемого прицепа, кг

Максимальная скорость, км/ч

Расход топлива при полной массе автомобиля, л/100 км

Запас хода, км

Радиус поворота, м

Макс. подъем, преодолеваемый автомобилем (полной массой), град

Угол поперечной статической устойчивости (полной массой), град

Максимальная глубина преодолеваемого брода, м

Двигатель

рядный, 4-х цилиндровый дизель ЯМЗ-460 с турбонаддувом

рядный, 5-ти цилиндровый дизель HINO-J07C

Рабочий объем, л

Мощность двигателя, л.с. (кВт)/об/мин

Крутящий момент, Нм/об/мин
Коробка передач 5-ступенчатая с пятью передачами вперед и одной назад
Раздаточная коробка механическая, двухступенчатая, с прямой и повышающей передачей, с валом отбора мощности
Колесные редукторы одноступенчатые, с косозубыми цилиндрическими шестернями
Шины пневматические, размером 13.00-18" модели К-58 в сборе с колесом 9.00-18" или боестойкие шины размером 13.00-18" модели И-К2.2 с колесом размером 10.00-18". Система регулирования давления воздуха в шинах - централизованная, управляется из кабины
Рулевое управление Рулевой привод механический с гидравлическим усилителем, для ГАЗ-3937 - с одним рабочим цилиндром, для ГАЗ-39371 - с двумя

Тормозные системы

Рабочая тормозная система пневмогидравлическая, двухконтурная с раздельным торможением осей. Стояночная тормозная система - трансмиссионная с механическим приводом

ГАЗ Водник, -звучит как амфибия, но эта, Горьковская машина, плавать не умеет! Да, она способна преодолеть брод в 1.2м, но здесь нет ни гребных винтов, ни весел, и что главное, сам кузов этого броневика, не предназначен для заплывов. На глубине, такой Vodnik, просто утонет.

Назначение Водник, заключается в безопасной транспортировке людей, или важных грузов, в зоне боевых действий. Эта, Арзамасская машина, предназначена для эксплуатации, при температурах, от -45-яти, до +50-яти градусов.

Впервые Vodnik , был показан на выставке «Средства Спасения», в 94-ом. И уже тогда, отечественные журналисты, поспешили прозвать Арзамасскую машину, российским Хаммером. Но, конечно это не так, — это совершенно разные машины, и это видно уже по фото.

Серийное производство ГАЗ Водник, началось в 1997-ом. Говорить о том, что это очень редкий, и практически не известный автомобиль, было бы лишним. Стоит лишь сказать, что в российской армии, всего 250-ат таких машин. Еще 48-ем таких броневиков, было закуплено, вооруженными силами Уругвая.

Так хорош, или плох, Водник на самом деле? В чем же, его сильные , и слабые стороны? Почему, он по большому счету, так и не пошел в войска?

  • Внешность ГАЗ Водник

Взгляните на фото GAZ Vodnik , это важно. Сам внешний вид, этой машины, скажет вам о многом. Во первых, Арзамасский броневик, построен по модульной схеме. То есть, на шасси одевается два модуля: передний - командный, и задний - десантный. Оба модуля, могут иметь различную модификацию. Например, командный модуль ГАЗ-3937, — двухместный; и командир в нем, сидит сзади, — за водителем. А вот командный модуль ГАЗ-39371, уже трехместный, где водитель и командир сидят спереди, а радист, за водителем. Задний модуль, может вообще быть снят, и оставлен как аванпост.

При такой компоновке, говорить, о хоть каком то, сходстве с Хаммер, просто неуместно.

Теперь, обратите внимание на то, как вынесены - в стороны, колеса этого броневика. Это также, сделано специально, чтобы при подрыве на мине, удар приходился на колесо, и тоненькое крыло над ним. При этом, явно толковом решении, само днище здесь плоское, что делает машину уязвимой, при подрыве, на радиоуправляемом фугасе. Это же, касается и боковых стенок, которые практически не имеют углов, и практически до нуля, минимизируют вероятность рикошета.

Был случай, когда в 2001-ом, один Водник пострадал от взрыва, установленного на обочине фугаса. Тогда, кузов получил пробоины, были потери среди личного состава, но интересно то, что стекла остались целыми. Тогда, один, высокопоставленный военный заметил, что если водник попадет под серьезный удар, то от него одни стекла и останутся.

ГАЗ-39371, имеет снаряженную массу в 5100кг. При длине кузова в 5100мм, его КБ составляет 3000мм, а клиренс при этом, равен 500мм.

  • О салоне:

Десантный отсек Водника, имеет 8-ем мест. Здесь есть мощная система отопления, и кондиционирования. Примечательно то, что сиденья здесь, не имеют жесткой связи с кузовом, это большой плюс при подрыве. Еще, интересно то, что сиденья, в десантном отсеке Водника, могут устанавливаться как к бортам, солдаты при этом будут сидеть лицом к лицу; так и в средние модуля, солдаты при этом, будут сидеть, спиной к спине.

Особенностью модульной компоновки, есть то, что из одного модуля в другой, не покидая машину, никак не перебраться, а в условиях засады, это просто смертельно опасно. Что делать бойцам в десантном отсеке, если спереди, — все убиты? А враги уже окружили машину…

  • Технические Характеристики ГАЗ Водник

Подвеска у GAZ Vodnik торсионная, это конечно, играет на живучесть. И здесь есть централизованная система подкачки шин.

Дизельная «шестерка» ГАЗ-5621, при объеме в 3.2л, развивает 110л.с мощности, и тягу в 460Н.М. Один такой мотор, весит 310кг, и он позволяет развить скорость в 120км в час.

  • Итоги:

Водник, безусловно сильные стороны, но и слабых мест у него хватает. Во многом, из-за недостаточно хорошей, бронезащиты, он так и не пошел, массово в войска.

ГАЗ-3937 или «Водник» — это автомобиль производства России, предназначенный для перевозки грузов и людей на территориях труднопроходимых районов. Обеспечивает безопасность членам экипажа от атак стрелкового оружия. Разработка принадлежит опытно-конструкторскому бюро ОАО «ГАЗ». Производство ведется на Арзамасском машиностроительном заводе. Принятие на вооружение состоялось в 2005 году.

1. Фотографии

2. Видео

3. История

Прототип ГАЗ-3937 «Водник» по распространенному мнению – это плавающий автомобиль НАМИ-0281, проектировать который начали в 1985 году. Но у НАМИ была совсем другая компоновка. Внешне он напоминал БРДМ. В середине у него располагался грузопассажирский отсек, а в задней части находился силовой агрегат. Такая схема давала возможность независимо от характера груза обеспечивать его водную транспортировку с сохранением дифферента. «Водник» такими особенностями не обладает.

4. Конструкция

Название «Водник» формирует ошибочное представление, что данный автомобиль может плавать. Но он не обладает деталями, необходимыми для такого способа передвижения, то есть водометом либо гребным винтом. Наибольшая глубина преодолеваемого брода (водной преграды), которая ему под силу, не выше 1,2 м. Исходя из информации, размещенной на сайтах производителей машины, следует, что он является спецавтомобилем. Не сообщается, что у него есть плавающие модификации. Но его конструкция, представляющая из себя плоскодонное герметичное «корыто», выполненное из стального листа большой толщины роднит его с амфибиями и дает возможность некоторым модификациями все-таки плавать, со скоростью пешехода. Постройка «Водника» выполнена по модульной схеме. В сварном корпусе имеется два съемных модуля. В переднем содержится отделение управления и силовое отделение. Между ними установлена герметичная перегородка. Задний многоцелевой модуль из-за быстросъемного соединения можно в полевых условиях подвергнуть замене. То есть его шасси можно использовать в нескольких целях, смотря какой конкретный модуль установлен. Эти цели перечислены ниже:

  • транспортировка технологического оборудования и грузов на территориях труднодоступных районов;
  • транспортировка коммунальных модулей, включая жилые блоки;
  • транспортировка людей;
  • выполнение функционала, присущим технологическим машинам ТЭК, в том числе топливозаправщикам.

ГАЗ-3937 оборудован торсионной независимой подвеской, гидроусилителем рулевого управления, отключаемым приводом передних колес, возможностью централизованной подкачки шин, системами кондиционирования и отопления.

ГАЗ «Водник», фото которого пестрят в новостных лентах, является российским высокоманевренным многоцелевым военным автомобилем производства концерна ГАЗ. Базовая модель имеет классификацию ГАЗ-3937, также сконструированы различные модификации, например, ГАЗ-39371. Фактически модель представляет тяжелую версию внедорожника ГАЗ-2330 «Тигр». Автотранспортное средство на службе Минобороны России с 2005 года.

История

Далеким предком модели ГАЗ «Водник» является автомобиль-амфибия под условным обозначением НАМИ-0281, работа над которым велась в 1985 году. Хотя новая боевая машина получила совершенно другое обличие, в нем внедрены многие наработки экспериментальной модели. В НАМИ-0281 отсек блока питания был расположен в задней части автомобиля, а грузовой отсек был размещен в середине. Это решение позволило сохранить корпус на плаву почти независимо от нагрузки.

Впрочем, современный ГАЗ-3937 слишком отличается от предшественника, чтобы между ними ставить знак равенства: силовая установка, блок вооружений и вспомогательное оборудование соответствуют современным требованиям и заметно превосходят возможности опытного образа НАМИ.

ГАЗ "Водник": техданные

Автомобиль представляет собой трансформер: сварной корпус включает три модуля, два из которых - съемные. Передний модуль состоит из силового блока (двигателя и трансмиссии) и блока управления, разделенных закрытой перегородкой. Задний модуль представляет собой быстроразъемное соединительное звено, которое может быть заменено в полевых условиях.

Модель 3937 имеет отключаемый независимую систему централизованной инфляции в шинах, усилитель руля, мощные системы отопления и кондиционирования воздуха. Эти характеристики наделяют большими возможностями ГАЗ «Водник». «Тигр» (младшая модель) хотя и обладает схожими техническими данными, однако лишен важнейшего качества армейской модификации - возможности передвигаться по воде.

Назначение

Блоковая конструкция боевой машины позволяет одному базовому корпусу выполнять несколько функций, в зависимости от установленных модулей. Объект предназначен для:

  • перевозки людей;
  • доставки грузов, технологического оборудования в отдаленных районах с неразвитой транспортной сетью;
  • транспортировки жилых блоков и коммунальных модулей;
  • выполнения роли топливно-энергетических машин (топливозаправщиков).

ГАЗ "Водник": тест-драйв

Из названия боевой машины понятно, что она способна передвигаться по воде. В отличие от многих аналогичных транспортных средств, использующих для перемещения водометы, автомобиль-амфибия ГАЗ-3937 использует свои колеса, чтобы плыть (возможность установки дополнительных водометов также предусмотрена конструкцией). Соответственно, это уменьшает скорость движения при преодолении водных препятствий, однако позволяет существенно экономить топливо.

ГАЗ «Водник» имеет водоизмещающий герметичный корпус, который обеспечивает улучшенную производительность при перемещении по болотистой местности или переувлажненной почве в весенне-осеннюю распутицу. Этому способствует тип шасси 4x4 с независимой подвеской и централизованной системой управления давлением в шинах и внушительный клиренс 475 мм. Бронеавтомобиль легко преодолевает вброд неглубокие реки.

Стандартная ходовая часть с кабиной могут быть оснащены множеством различных модулей с комбинированным числом пассажирских мест и грузовых отсеков вместимостью до 10 человек. В действие приводится 175 л. с. (130 кВт) дизельным двигателем, который выдает максимальную скорость по суше 112 км/ч, по воде в режиме плавания - 4-5 км/ч.

Вооружение

ГАЗ «Водник» может быть укомплектован башней ГПП-1 с револьверной головкой (как на БТР-80), с размещением в верхней части на заднем модуле. Башня оснащена 14,5 мм КПВ и 7,62 мм ПКТ (коаксиальным пулеметом). Основной калибр не имеет стабилизации, поэтому прицельный огонь на ходу ограничен. Более-менее приемлемая точность соблюдается на низких скоростях передвижения, высокая - в стационарной позиции. В некоторых случаях ГАЗ оснащен башенкой BPPU с 30-мм орудием 2А72 и пулеметом ПКТ.

Наводчик сидит в кресле позади водителя (командира) и двух пассажиров, перед основной пассажирской скамейкой. В распоряжении наводчика современные прицельные комплексы:

  • дневной 1PZ-9;
  • ночной ТПС-3 (или ТПС-3-42) «Кристалл».

Также бронеавтомобиль укомплектован шестью 81-миллиметровыми гранатометами для постановки дымовой завесы. Это модели 902V «Туча». Они установлены на задней части башни.

Версии

«Водник доступен в двух версиях:

  • ГАЗ-3937 - водитель и пассажир (командир) сидят друг за другом в левой части транспортного средства, а справа размещается турбированный силовой агрегат ГАЗ-5423 V6 (6,23 л). Посадка-высадка осуществляется через боковые люки, что очень не удобно. Кроме того, обзор справа ограничен.
  • ГАЗ-39371 - отличается измененной кабиной, справа от водителя появилось дополнительное пассажирское место. Эта версия более приспособлена для участия в боевых действиях: корпус имеет лучшее бронирование, пулеметная башня входит в стандартную комплектацию. Модификация имеет привычные двери в передней части кабины, перед колесными арками.

Характеристики ГАЗ «Водник»

Бронеавтомобиль обладает следующими характеристиками:

  • Вес транспортного средства: 6,6-7,5 т.
  • Грузоподъемность: 1,5-2,5 т.
  • Пассажирских мест: 10-11.
  • Колесная база: 3000 мм. Колея: 2200 мм.
  • Габариты (ширина/высота/длина): 2600/2300/5100 мм.
  • Дорожный просвет: 475 мм.
  • Силовая установка: ГАЗ-5621 V6 (128,7 кВт/175 л. с.), турбодизель.
  • Скорость (максимальная по трассе): до 120 км/ч.
  • Запас хода: 700-1000 км.

Применение

ГАЗ-3937 (39371) «Водник» является свежей разработкой и еще не получил широкого распространения. Первоначально машины были засекречены и поступили в распоряжение только комендантских частей и ракетных войск РВСН. Затем стали применяться и в других службах, в том числе гражданских. Контракт на поставку 48 единиц заключен с Уругваем.

Блочная компоновка предполагает использовать бронеавтомобиль и как боевую единицу поддержки, но больше в качестве транспортно-технического высокопроходимого средства. Могут устанавливаться пулеметные с 30-мм орудием, минометные установки, ракетные комплексы (ЗРК, ПТРК), гидравлические манипуляторы, пассажирские, медицинские модули, системы связи и РЭБ, и другие модули. Однако, несмотря на завидную универсальность, «Водник» широкого распространения не получил. Одним из недостатков модели является отсутствие глушителя и, соответственно, громкий шум, а также нестерпимый «вой» раздаточной коробки на высоких скоростях.