Что значит чувствовать габариты машины. Как научиться чувствовать габариты автомобиля? Советы новичкам. Как научиться чувствовать габариты авто с помощью подручных средств

Габариты машины - это параметр автомобиля, к которому нужно привыкать при первой поездке. Если владелец имел похожую по размерам машину, то процесс адаптации пройдет довольно быстро. Тяжелее тем, кто ездил на компактной малолитражке и пересел на огромный пикап. Помятый бампер и поцарапанные крылья - частые случаи на начальном этапе вождения без выработанной привычки.

Почему так происходит?

Первым делом оценивают габариты машины при её покупке. Кому-то понадобится час или два для того, чтобы прикинуть, как заезжать на парковку или оценить радиус разворота. Некоторым нужны месяцы для выработки уверенности во время маневра.

Воспринимаются зрением через зеркала и стекла. Происходит преломление реальных объектов. Поэтому потребуется немало времени, чтобы правильно оценивать истинные расстояния до заднего бампера и максимального вылета носа авто. При наличии парктроников и камеры задача упрощается в разы, уже становится не столь важен критерий привычки.

Однако полностью доверяться датчикам не стоит. Часто они «проглатывают» сигнал и предательски молчат. А привыкнув к габаритам машины, возникнет чувство тревоги в неправильной ситуации, когда столб или высокий бордюр совсем близко, а на парктронике полный штиль и отсутствие предметов.

Варианты тренировок

Желая разобраться, как почувствовать габариты машины, следует не забывать о простом правиле: у каждого водителя существует индивидуальные особенности, и подход подбирается им самим. Все зависит от опыта вождения, способности сосредоточиться на одной проблеме. Зрительный орган у всех различается по степени зоркости и глубине восприятия предметов.

Существуют классические тренировки для привыкания к собственному транспорту. Первый поучительный урок - это ровно по зеркалам без парктроников заехать задом в гараж. Помещение можно сымитировать бутылками, веревками, дорожными колпаками. Второй способ закрепить свои навыки - это разгон и торможение в заданных границах. Требуется остановиться колесами ровно между линиями, расположенными в полуметре друг от друга.

Второе упражнение помогает оценить передний вылет авто и аккуратно останавливаться на светофорах, когда впереди внезапно встал лихач. Так можно понять, как почувствовать габариты машины спереди/сзади. А что делать при боковом перестроении на трассе или в плотном потоке по городу?

Тренировки перестроения

Поможет разобраться, как чувствовать габариты машины, повторение упражнения "парковка в ограниченном пространстве". На помощь приходят пластиковые высокие предметы. На пустой площадке имитируют линии бордюра и габариты стоящих автомобилей, между которыми придется втиснуться. Лучшим вариантом, конечно, является реальный заезд во двор или на стоянку возле гипермаркета. Но новичкам лучше сначала потренироваться в пустынных местах.

Для примера возьмем модель "Тиида Ниссан". Габариты машины такие же, как у большинства популярных седанов. Для обучения выбирать более мелкий транспорт не рекомендуется. Выбранный проходит во все классические гаражи, помогает в будущем быстро оценивать достаточные из салона автомобиля.

Тренировки должны проводиться в различное время суток. Ночью расстояния начинают восприниматься иначе из-за света фар. В яркий день возникает меньше аварийных ситуаций, согласно статистике. Даже профессионалы допускают ошибки от усталости или после бурно проведенного вечера. Аналогично стоит тренироваться постоянно, чтобы в будущем не тратить деньги на дорогостоящий ремонт.

Сели на новое авто и надо сразу ехать: что делать?

Часто возникает вопрос, если времени совсем мало, а тренироваться некогда. В этом случае важно сохранять спокойствие и следовать намеченному плану. Первое - нужно обеспечить оптимальный обзор путем настройки зеркал, сидения по высоте и отдаленности от руля. Откидывать сидение строго не рекомендуется, спинка максимально вертикальная. Расслабиться можно будет после привыкания к габаритам.

Первые маневры следует совершать по минимуму. Сдавать назад только в случае крайней необходимости, избегать перестроений, пока не придет чувство уверенности. И главное - нужно не бояться, а сразу садиться и ехать медленно, постепенно оценивая расстояния. Опытным водителям потребуется лишь несколько минут для того, чтобы оценить все размеры. Новичкам потребуется больше времени. Опыт обязательно приходит после начала поездки.

Проблемы с восприятием

Габариты грузовых машин нелегко принимать даже опытным водителям. Но существуют некоторые хитрости, позволяющие более детально воспринимать расстояния до соседних автомобилей как новичкам, так и дальнобойщикам. Для оценки вылета капота максимально выдвигаются к рулю. Но существуют авто, где даже в этом положении не видно носа машины. Здесь на выручку приходят декоративные элементы на капоте: флажки, антеннка, статуэтка.

Модернизируя авто, стараются устанавливать декоративные элементы на самый край капота. После такого нововведения проблем с парковкой спереди не возникнет. Маневры задом облегчаются путем Благо их стоимость уже невелика. Модели из Китая обойдутся в несколько сот рублей, установка проста, и можно осуществить ее самостоятельно или отдать сервису половину от стоимости гаджета за установку.

Для улучшения обзора многие водители наклеивают выпуклые круглые зеркала поверх штатных. Меняют зеркало в салоне на обзорное. Ставят аналогичное над стеклом багажника в универсалах и минивэнах. Можно использовать камеру заднего вида при наличии технических возможностей.

Простым способом безопасно парковаться является помощь друга. Пассажир может выйти и руководить процессом.

Парковка в боковой просвет к бордюру

Идеальным способом воткнуться в имеющееся парковочное место будет проехать немного дальше передней машины сантиметров на 50 и выкрутить руль на 3/4 вправо. Автомобиль войдет в пространство, если расстояние от бампера до стоящей сзади машины не менее 1,5 метра. Тогда ваш транспорт не помешает остальным при выезде.

Постепенно стоит сдавать назад, двигаясь наискосок к бордюру. Когда до него останется около 20 сантиметров, которые мы смотрим по опущенному вниз боковому зеркалу, выкручиваем руль по максимуму влево и, контролируя расстояние от переднего бампера до соседнего авто, паркуемся задним ходом до касания резины переднего колеса о бордюр.

Не забываем постоянно проверять, не будет ли задет стоящий сзади транспорт. В идеале должно получиться только два движения руля, но на практике приходится попотеть, чтобы ровно встать с первого раза.

Тренировка движения задним ходом

Для привыкания к габаритам машины организовывается площадка с реальными размерами гаража, по ширине больше размера авто на 20 см с каждой стороны. Важно не задеть натянутые линии и остановиться до установленного колпачка по зеркалам. Смотреть в заднее стекло не рекомендуется во время тренировки. Впрочем, это будет бесполезно, колпаки намного ниже, и их попросту не видно таким образом.

Важно установить висячие линии на уровне зеркал. Они имитируют проем ворот и должны быть немного уже просвета самого гаража. Эксперимент можно проводить и на реальном объекте, но цена ошибки влетит в копеечку из-за ремонта зеркал, бампера, двери.

План действий

Первое правило опытного водителя: «Если возникли сомнения из-за отсутствия обзора или по причине плохой видимости, плохого состояния, то надо остановиться и не лениться выйти наружу и посмотреть». Интуитивно в процессе вождения часто приходит желание подождать несколько секунд и проверить что там, за бортом.

Этим правилом нужно руководствоваться всегда, при любом виде маневра. Так достигается высший уровень пилотажа, сохранность своего авто и здоровья пассажиров. Даже проезжая на зеленый свет сходу, стоит лишний раз убедиться в безопасности движения, поворачивая голову налево и направо. Так и паркуясь, стоит постоянно контролировать сразу три точки обзора. В любую секунду во дворе у вас под бампером может присесть неугомонный малыш.

Всех начинающих водителей заботит вопрос, как научиться чувствовать габариты автомобиля. При парковке, кстати, этот вопрос стоит особо остро. Чувство автомобиля и его габаритов - это один из важнейших навыков для правильного и безопасного движения. Случайно задеть чужое транспортное средство и влететь на копеечку не хочется никому.

Нынешнее обучение в некоторых автошколах оставляет желать лучшего. Так как там обучающихся попросту натаскивают на успешную сдачу экзамена, дабы не портить свой рейтинг. При этом инструкторы пропускают отсутствие у обучаемых многих практических навыков, необходимых в реальных условиях на дороге. И уж если так получилось, что вы обучались именно в такой автошколе, то не отчаивайтесь. Овладеть навыками вы сможете самостоятельно. Для этого понадобится терпение и тренировки.

Чувство автомобиля

Для начала стоит обозначить понятие "габариты автомобиля". Существует два независимых значения:

  • статические размеры - передняя, задняя часть и бока автомобиля.
  • динамические габариты - чаще всего приходится с ними сталкиваться на практике. Это расстояние до определенной точки с учетом движения.

Для того чтобы правильно ощущать габариты авто проводятся даже специальные курсы в автошколах. Однако изучить это искусство можно и самостоятельно без траты денежных средств.

Для чего необходимо ощущать габариты автомобиля

  1. Поставьте свой автомобиль на определенный участок.
  2. С помощью мела нанесите линии вперед от передних и задних колес. Они должны быть довольно длинные, так как вам нужно будет рассмотреть их сидя в кабине.
  3. После того как вы начертили линии, займите место на водительском сидении. Устраивайтесь удобно, так, будто вы собираетесь ехать. А теперь мысленно продолжите линию от колес через капот на переднюю панель.
  4. В точке, где она пересекается с ветровым стеклом, приклейте кусочек клейкой ленты. Проделайте то же самое и с задними колесами.

Такие ориентиры помогут понять, куда направляются колеса при движении. Как только вы начнете ощущать габариты вашего автомобиля, эти цветные стикеры можно убрать.

Своеобразными ориентирами окончания бампера являются установленная антенна или "реснички для фар". Полезным будет и использование парктроника или камеры. Если у вас в автомобиле они установлены, ориентируйтесь на их сигналы. Это значительно упростит использование автомобиля.

Упражнения

Вот несколько упражнений, которые вы способны выполнять самостоятельно, с целью повышения навыков вождения и ощущения габаритов автомобиля. Тренировка с конусами:

  • Для этого упражнения понадобятся: ровная площадка, конусы. За неимением последних можно воспользоваться пластиковыми бутылками, наполненными песком. А для того чтобы они были заметнее, воткните в них длинные шесты с яркими кусочками ткани. Главное условие для самодельных конусов - отличная видимость.
  • Установите автомобиль на ровном участке с твёрдым покрытием. Вокруг него разместите конусы на небольшом расстоянии. Впереди и сзади или по бокам - в зависимости от того, что вы желаете потренировать. Затем приступайте к упражнению. Аккуратно подъезжайте к конусам, как можно ближе, но, не касаясь их. Для начала ставьте флажки подальше, затем при удачном проезде, сдвигайте постепенно к автомобилю.

Навык объезда ям на дорогах (что не говорите, а такие упражнения нужны каждому автомобилисту):

  • Для тренировки потребуются две пластиковые бутылки. Поочередно кладите одну под правое, а затем под левое колесо.
  • Попробуйте наезжать на бутылку. Также можно поупражняться и с задними колесами.
  • Затем поставьте две пластиковые бутылки так, чтобы они оказались между колесами. И проезжайте через них.
  • Если вы не наехали на бутылки, значит, ямы на дорогах вам тоже не грозят.

Потренировать торможение и определить длину тормозного пути поможет интересное упражнение:

  • Соорудите условную стену. Для нее понадобятся на выбор: пустые картонные коробки, конусы. Установите их на расстоянии.
  • Затем сядьте в авто и наберите скорость, направляясь к условной стене.
  • Перед ней затормозите. Показателем вашего мастерства будет являться остановка на максимально коротком расстоянии перед стеной.

Делайте и всем известные упражнения "змейка" и "восьмерка". Причем практикуйте их выполнение как передом, так и задним ходом.

Одна из основных ошибок начинающих - попытка увидеть то, что находится перед бампером автомобиля. Это в корне неверно, и данное желание может привести к неожиданным последствиям. Водитель должен смотреть во время движения только перед собой.

Правильная настройка зеркал поможет без проблем парковаться задним ходом. Отрегулировать их нужно так, чтобы внешние зеркала отражали колеса задней оси. Наружные зеркала контролируют боковые стороны автомобиля. Важно научиться пользоваться ими.

При движении по трассе за городом, иногда случается, что вы ненароком подрезали ехавший сбоку автомобиль при перестраивании в его полосу. Чтобы этого не случилось, начинайте свой маневр, лишь когда в боковом зеркале соседствующее транспортное средство вы видите целиком.

Чтобы уверенно парковаться, перестраиваться в другой ряд и успешно огибать различные препятствия на дороге, необходимо хорошо ориентироваться в пространстве, чувствуя габариты своего автомобиля. Этот навык приходит с опытом, но существуют некоторые упражнения и способы немного ускорить «процесс привыкания» к автомобилю. Они будут полезны как новичкам, так и опытным водителям, пересевшим на новое транспортное средство.

Изучите все габариты своего автомобиля – длину и ширину бампера, колес, высоту посадки и другие. Все эти объемы можно узнать в инструкции по эксплуатации автомобиля. Конечно, эти цифры не заставят сходу овладеть искусством идеального маневрирования, но помогут в некоторых случаях правильно рассчитать расстояние для дальнейшего движения. Для того чтобы увидеть, вписывается ли автомобиль в узкий проезд, и не заденет ли препятствия, не вытягивайтесь, чтобы увидеть асфальт и не пытайтесь привстать с сидения. Для этого в каждом новом авто заранее отрегулируйте водительское сидение и зеркала заднего вида под себя, чтобы без лишних телодвижений видеть задние колеса и всю панораму дороги. Взгляд водителя всегда должен быть направлен вперед, чтобы видеть картину в целом и правильно оценивать ситуацию на дороге.

Если вам сложно с водительского сидения определить, где заканчивается бампер, установите на его край небольшую антенну или декоративные «реснички» для фар. При движении задним ходом также используйте антенну на заднем бампере в автомобилях типа седан, а в хетчбеках попробуйте ориентироваться по задней щетке стеклоочистителя.

Существует несколько упражнений для того, чтобы научиться чувствовать габариты. Выберите для их выполнения место, изолированное от других автомобилей и пешеходов, или воспользуйтесь специализированной площадкой. Выполняйте упражнения «змейка» и «восьмерка». Расставьте дорожные конусы или пустые пластиковые бутылки соответствующим образом и приступите к тренировке. Объезжайте препятствия на минимальной скорости, постепенно набирая темп по мере улучшения навыков.

Чтобы правильно оценивать расстояние тормозного пути, разгонитесь до необходимой скорости, а затем резко затормозите. Расставьте конусы или картонные коробки и тренируйтесь в торможении перед ними по тех пор, пока расстояние между препятствием и автомобилем не сократится до минимума.

Прочертите две параллельные линии от передних и задних колес так, чтобы их было видно с водительского сидения. Затем линии вдоль заднего и переднего бампера и две перпендикулярные им линии, выходящие из центра колес. Сидя в автомобиле, постарайтесь запомнить местонахождение этих линий или сделайте соответствующие пометки бумажными наклейками внутри автомобиля. Выполняйте упражнения: проезжайте ровно по линиям колес, останавливайтесь перед линией бампера, осуществляйте движение задним ходом вдоль линий и т.п. Ориентиром должны служить сделанные пометки.

После выполнения предыдущих упражнений закрепите навык, положив на асфальт пустую пластиковую бутылку. Постарайтесь проехать по ней правым колесом, затем левым и остальными. После нескольких успешных тренировок будет гораздо легче объезжать различные неровности на дорогах, парковаться в сложных местах и маневрировать между другими машинами.

Некоторым водителям удается в минимальные сроки научиться чувствовать габариты новых автомобилей. Другим же, даже имеющим стаж вождения на конкретном авто, не всегда удается уверенно оценивать расстояния при движении. Привыкнуть к габаритам любого автомобиля помогут только постоянные тренировки и регулярная практика вождения.

Купленный новый автомобиль может оказаться не только приятным событием, но а также и причиной стресса. Вначале привыкнуть к габаритам своего нового транспортного средства бывает сложно, как новичкам, так и водителям с большим стажем.

Особенно трудно привыкнуть в габаритам автомобиля, при смене расположения руля, впрочем и без этого замена автомобиля с малыми габаритами на автомобиль с большими, тоже может доставить немало хлопот.

С чего нужно начинать?

В первую очередь, чтобы научиться чувствовать габариты своего автомобиля, нам необходимо правильно отрегулировать водительское кресло. Помните, он не должен быть расположен слишком низко, а наоборот, для увеличения обзорности и улучшения ощущения габаритов своего автомобиля, ее необходимо слегка приподнять. Тщательнейшим образом регулируем зеркала, особенно если Вы поменяли машину с правым расположением руля на левую или наоборот.

При регулировании боковых зеркал помните, что через них также должна быть видна дорожная разметка. Не забываем и про зеркало находящееся в салоне, его регулируем с учетом отрегулированного кресла водителя.

Не лишними будут и прикрепленные на боковых частях бампера светодиоды, так как благодаря им Вам будет намного легче определить габариты своей машины в темное время суток.

Как почувствовать габариты автомобиля?

Не ленитесь потратить время на практические занятия. А попрактиковаться можно следующим образом: берем легкие коробки и сооружаем из них что – то похожее на ворота, после чего стараемся проехать в них. Данному упражнению необходимо уделить несколько часов, и если этим заданием Вы справляетесь легко, усложняем ее, то есть между коробками расстояние уменьшаем, а скорость увеличиваем.

Приблизительно по такому же принципу можно – обозначаем при помощи коробок пространство, в которую нам нужно будет въехать.

Научиться чувствовать габариты своей машины можно и другими способами. На асфальте чертим линию, а затем стараемся к ней подъехать вплотную, но при этом Вы колесами ее не должны касаться.

И в случаи, если видите, что у Вас не получается выполнить данное упражнение, то можно опять вернуться к заданию с коробками. Также помните, данное упражнению нужно будет выполнять до тех пор, пока Вы не научитесь правильно определять расстояние между вашим транспортным средством и подобной стоп – линией. Это задание предназначено не только для передних колес, но и для задних.

Помимо этих существует еще и другие не менее эффективные упражнения. Берем мел и от передних колес автомобиля на 7 – 8 метров перед ними чертим линии. При этом старайтесь, чтобы они были как можно параллельны друг к другу. Далее садимся за руль автомобиля, взглядом находим какой – нибудь неподвижный объект, который постоянно у Вас перед глазами (в качестве такого объекта может подойти и выступ на приборной панели), и связываем этот объект с линией, которую мы прочертили от правого колеса, затем по этой же схеме отмечаем и положение левого колеса. Благодаря данному упражнению мы сможем почувствовать габариты своей машины. Отъезжаем от этих линий немного назад, затем снова на них наезжайте колесами.

Если совместить все выше перечисленные упражнения, то я думаю к габаритам своего автомобиля вы привыкнете очень быстро.

Смотрите также:

Перегруженность машинами современных городов предъявляет к автомобилистам повышенные требования. Кроме того, что они должны быть предельно сконцентрированными во время непосредственного вождения в плотных городских потоках, им также необходимо максимально достоверно чувствовать габариты своей машины, чтобы маневрировать в заставленных автомобилями улицах и дворах, а также уметь парковаться в ограниченных пространствах для стоянок транспортных средств.

Особенно остро эта проблема встает перед недавними учениками автошкол, которые получили заветные права, привыкли к вождению учебного автомобиля, но испытывают неподдельный страх перед той машиной, на которой им предстоит ездить уже самостоятельно без инструктора. Даже самый маленький автомобиль в этом случае кажется настоящим лимузином по своим габаритам, стоит только сесть за его руль.

Но, все это легко преодолимо для любого человека, который поставил своей целью научиться успешно управлять машиной в любых условиях. В конце концов смогли же это сделать миллионы других автомобилистов!

Чтобы не испытывать чувство страха и не покрываться испариной каждый раз во время парковки или ограниченного маневрирования, воспользуйтесь полезными советами, как почувствовать габариты машины.

Инструкторы по вождению используют для этого упражнения, специально разработанные, чтобы ученикам было легче почувствовать габариты машины. Вы можете их вспомнить, если со времени обучения в автошколе прошло немного времени. Только теперь вам нужно повторить их уже самостоятельно на том автомобиле, который предстоит водить в ближайшее время.

Упражнения для адаптации к габаритам машины

  1. Чувство переднего и заднего габарита. Форма кузовов современных автомобилей такова, что в большинстве случаев водителю не видны ни край капота, ни задняя часть крышки багажника. Тем не менее вы должны чувствовать где начинается передний бампер и заканчивается задний. Помочь в этом могут упражнения с маркером. Для его изготовления можно использовать пластиковую бутылку, частично наполненную песком, в которую можно вставить небольшую ветку от дерева. Маркер должен быть хорошо виден вам из салона автомобиля как спереди через лобовой стекло, так и сзади через заднее. Упражнение заключается в том, что вы должны тренироваться и вырабатывать чувство габаритов, подъезжая передним и задним ходом к маркеру максимально близко не касаясь его.
  2. Имитация проезда в узком месте. Очень полезно также преодолеть свой страх и научиться проезжать в кажущихся узкими местах. Для этого вы потребуется уже два маркера, установленных на расстоянии немного превышающем ширину вашего автомобиля. После оборудования места для тренировок приступайте к упражнениям. Проезжая узкое место передним ходом имейте в виду, что водитель лучше всего чувствует ту сторону машины, которая находится ближе к нему. По ней и старайтесь ориентироваться во время проезда. При отработке проезда задним ходом пользуйтесь боковыми зеркалами в которое вы должны четко видеть выставленные маркеры.
  3. Тренировка параллельной парковки. Параллельная парковка используется очень часто. Она предполагает, что ваш автомобиль должен заехать в свободное пространство между двумя машинами, стоящими у бордюра. Для ее отработки вам снова потребуются два маркера, один из которых будет имитировать задний бампер впередистоящего автомобиля, другой передний бампер заднего автомобиля. Обозначить бордюр можно линией, нарисованной мелом, или небольшой доской. Тренируйтесь парковаться выполняя движение передним и задним ходом. Вы должны почувствовать насколько автомобиль лучше поддается парковке именно задним ходом, что позволит вам парковаться в карманы между машинами, которые лишь незначительно превышают длину вашего автомобиля. Чтобы лучше видеть обозначенный «бордюр» и останавливаться максимально близко рядом с ним, опускайте вниз боковое зеркало. Некоторые современные машины наклоняют боковое правое зеркало вниз автоматически при включении задней передачи.
  4. Занятия с инструктором. Найдите в вашем городе опытного инструктора и проведите несколько практических занятий по маневрированию обязательно на вашем автомобиле. Хороший инструктор укажет вам не основные ошибки и даст ценные советы, с которыми чувство габаритов прийдет гораздо быстрее.
  5. Правильная посадка. Во время вождения большую роль играет посадка водителя. Постарайтесь подстроить под себя кресло, чтобы вы чувствовали себя в нем максимально комфортно. Использую для этого все доступные регулировки: удаление от руля, наклон спинки, высоту кресла. Угол наклона спинки должен составлять около 30 градусов, что позволяет оптимально распределять вес тела по всему креслу. Не устанавливайте как слишком большой угол наклона, занимаю положение полулежа, так и слишком малый, когда вы будете сидеть практически вертикально. Если в вашей машине регулируется и рулевая колонка, то измените по своим ощущениям вылет и угол наклона главного инструмента водителя.
Электронные помощники
Даже водители с большим стажем не всегда хорошо чувствуют габариты своих автомобилей. В этих случаях помогают различные электронные помощники. Прежде всего это практроники, которые звуковыми сигналами уведомляют об опасном приближении к препятствиям на пути автомобиля. В последнее время все больше автомобилей оборудуют камерами заднего, а некоторые машины и переднего вида. Изображение с камер во время маневрирования выводится на экран мультимедийной системы в салоне автомобиля. Эффективность камер по сравнению с парктрониками гораздо выше.

Самые современные автомобили оборудуют парковочными автопилотами, который оказывают водителю активную помощь при маневрировании задним ходом. При их использовании водитель лишь нажимает на педали и переключает скорости. Руль же крутится сам, точнее его вращает электроусилитель в соответствии с заданной программой.

Но какими бы совершенными электронными помощниками не был оборудован ваш автомобиль, за рулем по прежнему остается главным водитель. Только он принимает все решения и несет всю ответственность за свои действия. Поэтому, чувствовать габариты своей машины вы должны обязательно научиться.