Запущен новый завод Белджи: первенцем стал кроссовер Geely Atlas

Сегодня премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков посетил строящийся новый завод СЗАО «БелДжи», БЕЛТА. После Emgrand GT он отметил, что машина идет мягко, комфортная, просторная, хорошо оснащена, что, в принципе, понятно - очевидно, премьеру предоставили топовую комплектацию. Действительно же интересно то, что сегодня озвучили, какие именно модели будут выпускаться на новом белорусском заводе, который по планам выпустит первую легковушку уже в самом начале 2017 года.

«„БелДжи“ необходимо создать сеть современных центров продаж, - заявил Андрей Кобяков. - Мне пришлось покритиковать руководство, причем прежде всего за работу на внутреннем рынке. Получилось так, что они воспользовались старой базой для создания центров по продажам и сервису, которые известны еще с советских времен. Но сложилось впечатление, что та начинка, которая была в то время создана, почти в неизменном состоянии и осталась, а мы уже в 21-м веке живем». В качестве примера он привел центры продаж известных мировых брендов, которые расположены вдоль МКАД. «В них даже если не хочешь купить, то просто приятно зайти, полюбопытствовать. Может быть, человек в перспективе будет стремиться купить тот или иной продукт, который там продается. Пока такого предложения, несмотря на то что мы уже несколько лет выпускаем автомобили марки Geely, нет» , - пояснил Андрей Кобяков.

Напомним, сейчас на уже существующем заводе налажено производство кроссовера Emgrand X7, седана SC7 и хетчбэка LC Cross.

Emgrand X7 (до рестайлинга)

Также, как уже сообщалось, на рынок поступит обновленный Emgrand X7.

Emgrand X7 (после рестайлинга)

«На новом заводе будут выпускать четыре модели, - сообщили Onliner.by представители „БелДЖИ“. - Это будет уже известный топовый седан Emgrand GT, седан EC7 и хетчбэк на его базе, кроссовер NL3 Boyue и новый NL-4, который пока официально не рассекретили».

NL-4 (шпионское фото)

По словам Кобякова, новый завод СЗАО «БелДжи» будет одним из тех предприятий, которые обеспечивают инновационное развитие экономики. Предполагают, что проектная мощность нового завода под Борисовом на первом этапе составит 60 тысяч машин в год. Благодаря последним указанным нами моделям компания Geely вышла на первое место по продажам в Китае, на некоторые из машин в КНР образовалась очередь в 2-3 месяца. По планам, уровень локализации в производстве автомобилей составит 30%, к 1 июля 2018 года - не менее 50%. «Непростая задача. Но раз мы хотим конкурировать на мировом уровне, а автомобильный рынок - это мировая конкуренция, значит, мы должны соответствовать, - подчеркнул премьер-министр. - У нас никогда не было производств такого уровня роботизации, автоматизации. Это для нас новый уровень. Но еще раз подчеркиваю: если не будешь постоянно работать над качеством и ценой, то даже при самых благих намерениях можно не получить результат. Поэтому нужно сделать все, чтобы получить тот результат, который предполагалось получить при создании бизнес-плана».

17 ноября вблизи г. Жодино (Белоруссия) компания Geely официально открыла новый автомобильный завод, 90% продукции которого планируется реализовывать в России. Корреспондент агентства «АВТОСТАТ» побывал на предприятии, а также на праздничных мероприятиях 18 ноября, посвященных сборке (созданной на основе китайской модели Geely Boyue). ТОП-менеджеры Geely International дали ряд комментариев, касающихся производства и будущей реализации модели.

Прямо на входе в отель «Пекин» расположились еще два выставочных кроссовера Atlas; члены белорусского правительства во главе с президентом страны Александром Лукашенко на открытии завода и после с гордостью говорили о том, что в Республике появилось первое производство полного цикла сборки легковых автомобилей... Тем не менее, молодой местный таксист, который увозил меня из Минска обратно в аэропорт, машинку пока не видел, что такое Atlas, не знает, но глубоко уверен, что продажи новинки пойдут только в том случае, если «несколько правильных популярных блогеров дадут «китайцу» положительную оценку - тогда все будет хорошо»...

Мой коллега из автомобильного издания Андрей Судьбин сказал в Минске: "Тех, кто побывал хотя бы на одном современном автомобильном заводе полного цикла (сварка+окраска+сборка), потом уже трудно удивить какими-то производственными новшествами на других заводах: все автосборочные заводы в принципе похожи друг на друга". Согласна. И в этом плане «БелДжи» - типовое предприятие.

Несколько цифр, характеризующих проект. Старт ему дан в 2011 году, когда был подписан договор о намерениях, в марте 2015-го компания Geely приступила к строительству на территории в 118 га. На сегодня общий объем инвестиций оценивается в 330 млн. долларов.

17 ноября состоялось официальное открытие предприятия, и руководство компании не скрывало свои амбициозные планы: если до конца нынешнего года в этих планах сборка всего 1767 автомобилей (см. информацию на фото), то в 2018-м - выпуск уже 25 тыс. шт., в 2019-м - 35 тыс. шт., в 2021 году речь идет о 60 тыс. шт.

Позже господин Нань, выступая перед гостями с праздничной речью, напомнил присутствующим, что для таких амбиций у компании Geely есть некоторые основания: в концерн за сравнительно небольшую его историю уже вошло более 500 компаний, и на сегодняшний день Geely называют одним из самых динамично развивающихся холдингов в мире.

В прошлом году Geely продекларировала стратегию в 2020 году глобально произвести более 2 млн автомобилей и стать самым конкурентоспособным китайским брендом в мире, и теперь активно движется в указанном направлении. В частности, по итогам 10 месяцев холдинг уже реализовал более 950 тысяч автомобилей, по результатам года ожидает цифру порядка 1 млн 200 тыс. шт. (для сравнения: два года назад было продано 450 тыс. шт, в прошлом году - 750 тыс. шт.).

К сожалению, мне не удалось выяснить у господина Нань, почему все-таки завод, продукцию которого на 90% планируют реализовывать в России, решено построить в Белоруссии, а не в России или почему компания не вернулась на площадку завода «Дервейс», где Geely уже запускала однажды производство своих автомобилей, правда, не по полному циклу. Он сказал только о крепнущей дружбе между Китаем и Белоруссией.

Сегодня на территории «БелДжи» возведены корпуса сварки, окраски, сборки, есть полоса испытаний с искусственными неровностями, есть цех испытаний, дождевальная камера, очистные сооружения и, конечно, площадка готовой продукции. Желтым цветом (на фото) обозначены участки, которые предполагают дальнейшее развитие и расширение производства.

На главной линии сварки сегодня трудятся 26 промышленных роботов KUKA - предмет особой гордости завода «БелДжи». Каждый робот способен выполнять несколько операций, система автоматически подбирает оптимальный режим для каждой точки сварки. Оснастка позволяет без переналадки вести сборку на линии сразу трех разных моделей. Очевидно, скоро эти возможности будут востребованы, так как в 2018 году на конвейер планируют поставить еще две модели.

В далеко идущих планах - создать целую линейку, от кроссоверов и седанов - к минивэнам и спортивным автомобилям. Похоже, что у всей этой линейки будет немного «кошачий дизайн». Первым на конвейер решили поставить кроссовер Atlas - «изящный и выносливый», в его концепцию заложены движения гепарда. Это нам . Но об этом - позже. А пока - про завод.

В этой камере сварку тоже ведут роботы. Стоит отметить, что оборудование на заводе собрано от брендовых производителей из разных стран. Так, в цехе сварки, помимо роботов KUKA, трудятся еще и сварочные клещи OBARA (тоже Япония), 62 адаптивные системы управления контактной сваркой BOSCH REXPOTH (Германия), трехкоординантная измерительная машина HEXAGON (Швеция) и др.

В цехе окраски (самый большой цех на территории предприятия, приблизительно 40 тыс. кв. метров) - автоматическая линия подготовки поверхности и катафорезного грунтования, 6 установок GRAGO (США) для подачи и нанесения герметиков, 11 окрасочных роботов DURR (Германия) и многое другое. Цех рассчитан на 8 цветов окраски. Технологии - экономичны и экологичны: для покраски используются материалы на водной основе.

К слову, о цвете. Красить кузова своих машин китайцы собираются только в популярные на вторичном рынке цвета - оттенки черного, белого, серебристого, красного.

Часть операций по сварке делается вручную (очевидно, там, где ручной труд обходится дешевле), вручную же навешиваются двери и некоторые другие детали, исправляются зазоры, зачищаются и шлифуются брызги сварки.

В цехе сборки три основные линии: линия интерьера, линия шасси, линия финишной сборки. Кроме того, здесь 5 вспомогательных участков подсборки приборных панелей, дверей, двигателей и подрамников, переднего модуля, бамперов и линия шиномонтажа.

Нам рассказали, что в цехе сборки для повышения качества затяжки резьбовых соединений применяются специальные сборочные инструменты (Швеция). Незатянутый слесарем болт сразу дает сигнал красной лампочки и подает сигнал о результатах затяжки на сервер с привязкой к VIN-коду автомобиля.

По конвейеру кузов движется с прикрепленным на капоте «манифестом».

В нем - информация для слесарей по комплектации автомобиля и в нем же - VIN будущего транспортного средства. С момента прикрепления манифеста на капоте специальный чип позволяет специалистам в удаленном доступе в автоматическом режиме отслеживать, на каком этапе сборки находится тот или иной кузов.

Штамповки на «БелДжи» нет. Пока нет. Но говорят, что будет. Пока же все : сначала в морской порт Клайпеда, оттуда - уже в Белоруссию.

Везут из Китая практически все, даже аккумуляторы.

Тем не менее, за оставшиеся до конца 2017 года несколько недель локализацию планируют довести до 30%, в 2018 году - до 50%.

Немного об автомобиле, который первым встал на конвейер «БелДжи». Как принято, сборку долго отлаживали - перед выпуском Atlas N1 в предсерийном режиме было выпущено еще 222 машины.

В ходе праздничных мероприятий, связанных с запуском завода по полному циклу (а соответственно и первой модели - Geely Atlas) нам удалось встретиться с вице-президентом по дизайну холдинга Geely Holding Group Питером Хорбери (десять лет Питер проработал шеф-дизайнером Volvo) и подробно расспросить его и его коллег о том, где и какими силами делается сегодня дизайн Geely, какие идеи вдохновляли дизайнера в работе над Atlas и о многом другом.

В частности Питер рассказал, что в линиях кузова Atlasа можно при желании найти сходство с движениями гепарда, фары модели - повторяют очертания глаз сокола, решетка радиатора - повторяет движения волн, а приборная панель отображает изгибы моста через легендарное озеро Сиху.

Китайцы понимают, что успех будущих продаж во многом будет зависеть и от того, насколько им удастся наладить работоспособную сервисно-дилерскую сеть.

Вечером 18 ноября в гостинице «Пекин» состоялось торжественное , в их числе есть дилеры из Москвы и Санкт-Петербурга.

Республика Беларусь весьма слабо ассоциируется с легковым автомобилестроением. Зато всем сразу приходят в голову одноименный трактор, грузовики МАЗ и, конечно, легендарные БелАЗы. Руководство республики уже много лет пытается исправить эту ситуацию: привлечь в страну иностранные инвестиции, создать рабочие места, а заодно пересадить граждан со старых иномарок на новые машины собственного, белорусского, производства, пусть и иностранного бренда. И вот успех — соглашение с Китаем, строительство и запуск долгожданного завода «Белджи», где уже собираются автомобили марки Geely. Именно на этом новеньком совместном предприятии побывал корреспондент журнала «Движок», который увидел воочию плоды сотрудничества, которое согласовывалось на самом высоком уровне.

Именно так: в открытии завода принимал участие лично президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Спросите, при чем здесь Россия? Все просто: даже если волевым решением президента обязать всех белорусов покупать только машины Geely, то мощности предприятия справятся с этой задачей где-то за один год работы. Поэтому 90% всей продукции будет экспортироваться и, как мы все прекрасно понимаем, подавляющее большинство машин появится на российском рынке.

Нельзя не отметить глобальный подход, с которым в Geely решились на новый шаг в покорении нашего рынка. Вместо того, чтобы использовать мощности завода Derways в Черкесске, на качество сборки которого не жаловался только ленивый, в компании решили освоить альтернативную территорию, при этом оставшись в рамках Таможенного союза.

Напомним, что компания Geely была основана в 1986 году. Как и многим автопроизводителям из Поднебесной, серьезный скачок ей удалось сделать только в «нулевых». Среди по-настоящему значимых шагов стоит отметить приобретение известной австралийской компании Drivetrain Systems International, автоматические трансмиссии которой ставятся на модели Geely, а также самую известную сделку — покупку 100% акций шведского бренда Volvo. В 2014 году марка пережила ребрендинг и получила нынешнее лицо, а впоследствии еще и прикупила Lotus и Proton.

Непосредственно в России Geely появилась в 2011 году, вместе с моделью MK. И если одноименный седан не особо пришелся по душе россиянам, то вот псевдокроссовер MK Cross, что называется, успел поймать зарождающуюся волну поголовного мирового увлечения сегментом SUV. Уже в следующем году на рынок вышла модель Emgrand с современным дизайном и гуманной ценой, которая также нашла своего покупателя. В 2014-м стартовали продажи кроссовера Emgrand X7, который до сих пор и является локомотивом продаж компании в России.

Geely MK Cross Geely Emgrand X7 Geely Emgrand

И вот теперь на отечественный рынок готовится ворваться новый кроссовер Geely Atlas. Кстати, название «китайцы» успели зарезервировать заранее, поэтому не ждите в России одноименный большой кроссовер от Volkswagen, по крайней мере с таким же именем. Именно Atlas и собирается на мощностях завода «Белджи», и, забегая вперед, скажем, что собирается на очень достойном уровне.

Geely Atlas

Предприятие является точной копией аналогичного завода в Китае. Общая площадь — 1,18 кв. км. На его территории разместились цех сборки (более 16 тыс. кв. м), цех окраски (около 8 тыс. кв. м) и сварки (более 9 тыс. кв. м). Сборочный цех делится на три основные линии: линию интерьера, линию шасси и линию окончательной сборки.

Ожидание увидеть там роботов с непонятными иероглифами не оправдались. Сборкой всецело заведуют «западные» технологии. Клей-герметик на стекла наносит промышленный робот Kuka из Германии, подает этот самый герметик к роботу клеевая система фирмы Graco родом из США, а испытательная линия отдана на откуп компании Durr — опять же из Германии.


На данный момент в цехе сборки трудится больше сотни человек, и их усилиями на сборку полностью готового автомобиля из сваренного и окрашенного кузова уходит всего три часа. Помогает им в этом сборочный инструмент шведского производства Atlas Copco с сервоприводами и беспроводной передачей данных результатов затяжки резьбовых соединений каждого конкретного автомобиля. Данная технология исключает дефекты затяжки резьбовых соединений на всех этапах сборки и соответствует самым современным международным стандартам и требованиям качества.

Цех сварки также гордится оборудованием знаменитых брендов с мировым именем. Это сварочные клещи фирмы Obara из Японии, 27 сварочных роботов немецкой Kuka, 62 адаптивные системы управления контактной сваркой Bosch Rexroth с адаптивной регулировкой, клеевые системы автоматического нанесения герметика от немецкой SCA, а также трехкоординатная измерительная машина компании Hexagon шведского производства. Задча последней — убедиться, что процент соответствия сварочных соединений составляет не меньше 95%.


Немецкие роботы Kuka варят очередной кузов Geely Atlas

Особенность таких сварочных систем заключается в способности регулировать параметры процесса сварки в режиме реального времени и обеспечивать максимальный контроль качества сварных точек. Все работы проверяются контрольно-измерительной лабораторией контроля геометрии кузова с помощью лазерных датчиков и контактных головок на специальной машине.

Особое внимание представители Geely уделили цеху окраски, который рассчитан на восемь цветов. Для нанесения покрытия на наружные поверхности кузова применяются роботы Durr со сложной кинематикой, обеспечивающей покраску на поверхностях любой конфигурации. Как и полагается заводу, который претендует на статус современного, для покраски здесь используются экологичные материалы на водной основе и электростатические методы нанесения покрытия.

За покраску и катафорезное грунтование кузовов автомобилей Geely отвечают шесть установок Graco из США для подачи и нанесения шовных и антигравийных герметиков, 16 установок той же компании для предварительного смешения и подачи лакокрасочных материалов, и еще 11 роботов Durr — непосредственно для окраски. Поставщиком материалов ванны катафореза и материалов лакокрасочного покрытия является немецкая компания Basf. Не забывают на «Белджи» и про фосфатирование. Фосфатная пленка с цинком призвана защитить кузов от коррозии. Для большей защиты от попадания различных загрязнений во время покраски используется специальная вода, прошедшая деминерализацию, чтобы убрать из нее даже малейшие частицы солей и металлов.


Несмотря на то что покраской занимаются роботы, после автомобиль обязательно осматривается контроллером, который лично проверяет каждый окрашенный кузов. То же самое происходит и после камеры лакировки. Завершающая камера полировки работает с поверхностью до тех пор, пока она не будет идеально гладкой и блестящей.

Отдельно стоит отметить, под каким неусыпным контролем гостей из Поднебесной проводится все работы. Пристальный взгляд китайских специалистов Geely неотрывно следит за каждым идущим по конвейеру кузовом, попутно сверяя данные о проделанной работе на экранах компьютеров.

Каков итог?

Если еще пару-тройку лет назад фраза «китайский контроль производства и качества» вызывала легкую улыбку, то увидев, как самые современные роботы собирают автомобили практически в стерильных условиях из самых экологичных материалов, перестаешь удивляться невообразимым темпам развития китайского автопрома. Еще немного — и колебания в выборе покупателей между европейской, японской и китайской марками станут повсеместной обыденностью, причем чей автомобиль окажется интереснее, качественнее и, главное, выгоднее, пока неясно.

Что касается непосредственно модели Geely Atlas, собираемой на новом белорусском предприятии, то успех продаж этого кроссовера пока напрямую будет зависеть от ценовой политики. На консервативный российский рынок, как ни крути, для привлечения покупателей заходить желательно демпингом, особенно в случае с китайскими брендами, отношение к которым в России предвзятое. Правда, учитывая мировой уровень производства, увиденный на белорусском предприятии, можно с большой долей уверенности говорить о том, что марка Geely имеет все шансы сломать отечественные стереотипы.

За первые три квартала текущего года компания Geely реализовала на нашем рынке 1693 автомобиля. Наибольшим спросом у россиян пользуется переднеприводный кроссовер Emgrand X7 - 1092 проданных с января по сентябрь экземпляра. Для сравнения скажем, что самый популярный в России китайский бренд Lifan реализовал за тот же период 11 274 автомобиля.

Спрашивается, зачем завод мощностью 60 тысяч машин в год при таком мизерном спросе? Надежда, очевидно, на рост российского рынка и на успех той модели, что первой встала на конвейер в Жодино - , который в Китае носит имя Boyue и входит в первую пятерку самых популярных моделей сегмента SUV.

В отличие от уже продающегося в России кроссовера Emgrand X7 схожих размеров, Atlas выглядит современнее и может иметь полный привод (в Китае такая модификация, во всяком случае, предлагается). Цены и спецификации для нашего рынка пока не объявлены - вероятно, это будет сделано в самое ближайшее время.

Разумеется, помимо Атласа в Жодино впоследствии будут выпускать и другие модели Geely, но какие именно, пока неизвестно. Новое предприятие общей площадью 1,18 км 2 включает в себя цеха сварки, окраски и сборки. Оборудование - самое современное, высокоточное. Отдельно подчеркивается, что комплектующие будут поставлять производители, сотрудничающие с заводами Volvo (шведская компания, напомним, принадлежит Geely), а стало быть, качество будет на высоте.

Торжественную церемонию открытия завода посетил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Выступая перед рабочими, он поблагодарил руководство Китайской Народной Республики и лично генсека Компартии Китая Си Цзиньпина за помощь в строительстве этого современного, высокотехнологичного предприятия.

«Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась», - цитирует слова белорусского лидера информагентство

МИНСК, 17 ноя — Sputnik. Новый завод белорусско-китайского СЗАО "БелДжи", построенный между Борисовым и Жодино Минской области, торжественно открылся в пятницу. Президент Беларуси Александр Лукашенко дал старт запуску серийного производства автомобилей под маркой Geely, сообщили Sputnik в пресс-службе главы белорусского государства.

СЗАО "БелДжи", выпускающее легковые автомобили под маркой Geely, было создано в 2011 году. Его акционерами стали белорусский производитель карьерной техники БелАЗ (владеет 51,49% акций), СЗАО "Союзавтотехнологии" (9,01%), а также китайские корпорации Zhejang Jirun Automobile Co., Ltd (33,47%), и CITIC International Investment Limited (6,03%).

Как строили завод

По проекту, завод планировалось строить в две очереди. На первом этапе предприятие должно было собирать 60 тысяч авто в год. Первый этап включал создание мощностей по сварке, окраске и сборке кузовов, его стоимость оценивалась в 330 миллионов долларов, работы изначально рассчитывали завершить до начала 2017 года. Уровень локализации производства к этой дате должен был достичь 30%, а уже к июлю 2018 года - 50%.

Если проект станет успешным, его организаторы рассчитывали в 2018 году принять решение о строительстве второй очереди завода и увеличить мощности по сборке до 120 тысяч машин в год. При этом предполагалось, что на втором этапе будет создан полный цикл сборки.

Однако крупноузловая сборка легковых автомобилей началась еще до строительства первой очереди завода - в феврале 2013 года был собран первый автомобиль. В режиме "отверточной" сборки предполагалось изготавливать до 10 тысяч автомобилей в год. В феврале 2013 года в таком режиме был собран первый автомобиль марки Geely. Первые продажи собранных в Беларуси машин начались месяц спустя.

В настоящее время во всех областных центрах страны созданы и работают дилерские центры белорусско-китайского СП.

На площадях СП планируются к производству по полному технологическому циклу кроссоверы NL3, NL4 и седан FE3. Все автомобили будут оснащены как механической, так и автоматической коробкой передач и соответствуют экологическому классу Евро-5. Модель NL3 имеет также исполнение с полным приводом. В октябре 2017 года успешно завершены эксплуатационные испытания оборудования завода по производству автомобилей GeelyAtlas NL3. Проведение эксплуатационных испытаний по модели NL4 запланированы на январь 2018 года, по модели FE3 — на май 2018 года.

Как ожидается, в 2017 году с конвейера СП сойдут 1,8 тысячи машин, в 2018 году производство вырастет до 25 тысяч штук, в 2019 году - до 35 тысяч штук.

В настоящее время на заводе работают более 760 человек.

Сбылась мечта президента

Открывая предприятие, в пятницу глава белорусского государства рассказал, что это была его мечта - создать в стране собственное производство легковых автомобилей.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Как ранее отмечал Sputnik, над этой темой белорусские автомобилестроители работали практически с самого начала создания государства. Однако проекты с другими иностранными инвесторами оказались неуспешными в силу самых разных причин. Строить свое сборочное производство в Беларуси пытались многие - от американской General Motors до иранской Iran Khodro. Примечательно, что под Минском в поселке Обчак до настоящего времени работает СП ЗАО "Юнисон", на базе которого пытались реализовать все эти проекты, но сейчас оно выпускает автомобили не в сотрудничестве с Ираном, а с другими производителями, причем речь идет о крайне небольших партиях.

"Наши друзья откликнулись на мою просьбу и помогли создать этот прекрасный завод. Более того, еще и прокредитовали. Поэтому прежде всего я хочу сегодня сказать, что моя мечта сделать свой легковой автомобиль осуществилась", — сказал Лукашенко на церемонии открытия СЗАО "БелДжи".

Он подчеркнул, что за это необходимо поблагодарить руководство Китайской Народной Республики, в частности председателя КНР Си Цзиньпина, и добавил, что совсем скоро ему представится возможность сделать это лично.

Государство будет стимулировать продажи в Беларуси

По словам Лукашенко, запуск завода — это только начало.

"Как вы понимаете, произвести — не проблема, главное — продать. Рынок не просто насыщен, и конкуренты рыщут здесь по Беларуси и за ее пределами, пытаясь найти хоть маленькую нишу, чтобы продать свой товар. Конкуренция очень сильная. И сегодня правительству поручено разработать меры, которые позволят нам продавать хотя бы 60 тысяч автомобилей на внутреннем и внешнем рынках", — обратил внимание глава государства.

По его словам, в стране уже разрабатывается проект указа, направленный на стимулирование покупки белорусами автомобилей, произведенных СЗАО "Белджи".

"Мы думаем, какие есть возможности, чтобы помочь купить этот автомобиль. Автомобиль в семье нужен. Поэтому нужно придумать, как вас поддержать. Думаю, мы найдем хорошие варианты. В ближайшее время документ выйдет", — отметил президент.

По его словам, не исключено, что такими мерами поддержки могут стать продажа в кредит с отсрочкой платежа или механизмы финансового лизинга.

Однако, по словам главы государства, нужно думать и о том, чтобы предприятие было рентабельным и смогло реализовать свою продукцию и при удвоении производственных мощностей.

"В противном случае получится игрушка, ваша и моя, на которую будем смотреть, радоваться и продавать 10 тысяч автомобилей в год, не имея дохода на этом предприятии", — сказал президент.

По его словам, для этого нужно продавать не менее 35 тысяч машин в год.

Между тем, во многих соседних государствах действует система стимулирования государством продаж собранных на их территории автомобилей, особенно широко такие программы распространены в России. Будет ли Беларусь использовать российский опыт - пока неизвестно.

Длинная гарантия

Лукашенко также заявил о том, что гарантию выпущенных в Беларуси автомобилей Geely нужно увеличить до пяти лет.

"Гарантийный срок — нам надо выйти на пять лет. Мы уже четыре года предлагаем и 100 тыс. км пробега, надо пять лет. Надо пойти на это", — убежден Лукашенко.

© Photo: Сергей Сацюк / БелаПАН

Белорусско-китайское СЗАО "БелДжи"

Президент отметил, что уже предложил подумать над этим китайским партнерам и специалистам завода. "И каждому рабочему должно лечь в голову, что надо произвести автомобиль качественный, чтобы он мог пять лет эксплуатироваться без всяких проблем", — подчеркнул глава государства.

Не менее важный вопрос — сервисное обслуживание автомобилей. Правительству было дано поручение развивать сеть сервисных станций, которые давно уже функционируют в различных городах страны.

"В каждом центре будет отдельно сколько надо места для обслуживания белорусских автомобилей, чтобы человек мог свободно пройти техническое обслуживание и, если нужно, ремонт", — сказал президент.

Еще одной важной темой, по мнению президента, должно стать создание на базе БелДжи собственного конструкторского бюро.

По его словам, на первом этапе нужно привлечь около десяти человек, которые будут совместно с конструкторами с МАЗа и БелАЗа работать для того, чтобы дизайн автомобилей Geely разрабатывался в Беларуси.

Чиновники пересядут на китайские авто

Импортные автомобили в государственных органах Беларуси будут постепенно заменяться на произведенный в стране автомобиль Geely, также заявил Лукашенко.

"Я уже запретил по вертикали всем госслужащим покупать импортные автомобили. Мы уже несколько десятков закупили этих автомобилей, и сейчас постепенно будет идти замена — от правительства до председателя райисполкома", — рассказал Лукашенко.

Президент также заявил, что ездить на белорусско-китайских машинах должны и сами работники завода, и пообещал им дополнительные меры поддержки для таких покупок.

После окончания торжественных мероприятий руководители китайских компаний подарили Лукашенко электромобиль Geely, который пока не производится в Беларуси. Президент заверил, что обязательно протестирует машину, тем более ему есть с чем сравнить ее: ранее глава государства уже опробовал возможности электрокара Tesla. При этом Лукашенко отметил, что еще лучшим подарком для него станет организация выпуска в Беларуси надежных электромобилей.

Перспективы и риски

Как отметил в ходе торжественной церемонии белорусский президент, для рентабельной работы завода необходимы хорошие продажи не только в Беларуси, но и за ее пределам, особенно тогда, когда предприятие выйдет на плановые мощности.

Еще на этапе создания производства его организаторы не скрывали, что рассчитывают, в первую очередь, на российский рынок.

Однако в РФ, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году было продано немногим более 11,6 тысячи автомобилей Gееly (часть из которых была собрана в России), в 2016 году — менее 5 тысяч машин.

Падение продаж было обусловлено экономическим спадом в России и падением спроса на легковые автомобили из-за снижения уровня доходов населения и удорожания банковских кредитов.

Сейчас российские аналитики отмечают некоторое восстановление спроса на машины класса Geely.. В октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросли на 17,3%, а за десять месяцев рынок вырос на 11,3%. При этом положительные тенденции отмечаются с марта этого года. В данной связи АЕБ полагает, что по итогам 2017 года продажи достигнут уровня 2015 года.

На волне подъема рынка многие российские автопроизводители обновили свои планы, некоторые заявили о возобновлении производства популярных моделей и росте своих мощностей, в частности — Mitsubishi и Ford. Это дает российским производителям возможность рассчитывать на рост производства по итогам года на 10% как минимум.

Между тем, некоторое улучшение конъюнктуры на российском рынке легковых автомобилей пока никак не сказалось на укреплении позиций "БелДжи" на российском рынке.

По данным Белстата, за январь-июль поставки произведенных в Беларуси авто в Россию упали более чем в 2 раза до 32 миллионов долларов.