Тосол и антифриз – разница, не дающая покоя нескольким поколениям. Чем отличается тосол от антифриза

Различные интенсивно работающие механизмы обычно нагреваются в результате трения. При работе двигателей внутреннего сгорания к этому добавляется действие высокой температуры в результате вспышек топливной смеси в цилиндрах двигателя. Чрезмерное повышение его температуры приводит к поломкам. Поэтому конструкция большинства таких моторов предусматривает их охлаждение с помощью специальных жидкостей.

Что такое охлаждающие жидкости

Элементарным примером такой жидкости является вода , которая активно использовалась для снижения температуры автомобильных моторов в начале эры автомобилей. В экстренных ситуациях ее применяют и в современных автомобилях. Однако вода редко бывает химически чистой без содержания веществ, которые могут повредить мотору. Кроме того, она замерзает при минусовой температуре, что создает проблемы при эксплуатации транспортных средств. Поэтому перед химиками различных стран были поставлены задачи создания безопасного для моторов жидкого охлаждающего средства.

Результатом исследований стало появление жидкостей, получивших общее название антифризов , что означает жидкости, препятствующие замерзанию. Кроме двигателей внутреннего сгорания их применяют в оборудовании, функционирующем при минусовых температурах, в том числе в самолетных противообледенительных системах. В их основе – чистая вода, смешанная с растворами неорганических солей. Это хлористые натрий, калий и кальций, анилин, глицерин, гликоли, спирты и пр. В качестве одного из лучших антифризов можно использовать этиловый спирт плотностью в 40 градусов. Но в силу его цены, быстрой испаряемости и способностью к воспламенению и других обстоятельств такая охлаждающая жидкость не может применяться повсеместно.

Наибольшее распространение получили жидкости для охлаждения двигателей на основе двухатомных спиртов – гликолей, преимущественно этиленгликоля и пропиленгликоля. В теплое время года этиленгликоль повышает температуру кипения антифриза. Такие жидкости достаточно эффективны, но ядовиты для человека. Здесь отрицательную роль играет их сладковатый вкус, который может привлечь детей. Попавший в организм антифриз может поразить нервную систему с потерей координации движений, появлением слабости и рвоты.

Какими они бывают

Таким образом появились антифризы, представляющие собой жидкость для охлаждения автомобильных двигателей. Температура их замерзания ниже, чем у воды. Поэтому их повсеместно стали использовать для предотвращения поломок деталей моторов вследствие расширения воды при ее замерзании. Помимо низкой температуры замерзания такая жидкость при этом обладает и значительно меньшей способностью к расширению. Если замерзшая вода увеличивает объем на 9%, то антифриз в зависимости от концентрации от 1,5 до 3,5% .

Антифризы на основе гликолей различаются по качественным параметрам лишь степенью разбавленности водой, количеством и наименованием необходимых присадок. Пакет таких присадок нужен для того, чтобы придать жидкости в первую очередь антикоррозионные свойства.

Кроме того, добавляются вещества, препятствующие образованию пузырьков и пены. Некоторые производители автомобилей заказывают антифризы с добавлением красителей определенных цветов, обозначая его принадлежность к конкретной марке машин. Однако цвет в большинстве случаев не имеет никакого отношения к свойствам антифриза. Однако его изменение в ходе эксплуатации машины может сигнализировать о потере своих качеств некоторыми присадками и необходимости замены жидкости. По функциональности и составу антифризы подразделяют на карбоксилатные, гибридные, лобридные и традиционные.

Есть ли разница

В Советском Союзе, как и в других странах, велись разработки незамерзающих жидкостей для автомобилей. В 1971 году в Государственном НИИ органической химии и технологии такая жидкость была разработана и получила государственный стандарт. Эта работа была выполнена в связи с началом производства в СССР автомобиля ВАЗ, прототипом которого служил итальянский FIAT, в который заливался антифриз итальянского стандарта.

Отечественный антифриз назвали тосолом , где первые три буквы были аббревиатурой названия отдела «технологии органического синтеза» института. Сегодня торговое обозначение «тосол» стало общеупотребительным, и им часто называют любую автомобильную охлаждающую жидкость. После разработки тосола торговая марка с таким названием зарегистрирована не была. Поэтому сегодня многие производители охлаждающей жидкости это слово активно используют, в том числе присваивая конкретным охлаждающим жидкостям названия «антифриз», женские имена, марки автомобилей.

Антифризами, в том числе называющимися тосолом, охлаждают автомобильные моторы в пределах температур, обозначенных в марке тосола. Например, число 40 означает, что начало его замерзания происходит в сорок градусов мороза. Подобная жидкость имеет голубой цвет. Тосол, замерзающий при температуре 65 градусов – красный. Благодаря цвету четко определяется, сколько охлаждающей жидкости находится в расширительном бачке, определяются ее потеки из элементов системы охлаждения. Если цвет такой жидкости меняется, это говорит о ее старении и потере эксплуатационных качеств. На это влияет и перегрев двигателя.

Таким образом, тосол это тот же антифриз , только с советской историей происхождения. Приобретая охлаждающую жидкость для автомобиля, следует не только обращать внимание на то, как она называется. Гораздо важнее внимательно прочитать ее состав, выяснить надежность и репутацию производителя. Лучший вариант, если такая жидкость одобрена ведущими производителями автомобилей. Об этом обычно содержится упоминание на упаковке, которая сама по себе должна быть высокого качества. Обычно солидная компания — производитель машин сообщает это на своем сайте. Так меньше риска потратить деньги на подделку.

Охлаждающая жидкость – это химическое вещество, применяющееся в системе охлаждения двигателей, и характеризующееся улучшенными показателями замерзания и кипения, что позволяет эксплуатировать автомобиль при любой наружной температуре воздуха. Традиционно все охлаждающие жидкости называют тосолом, что не совсем правильно, так как, несмотря на идентичность основных составляющих, антифриз и тосол различаются по составу, и это заметно отражается на их эксплуатационных качествах.

Какая разница между тосолом и антифризом

В основе всех охлаждающих жидкостей для авто лежит смесь этиленгликоля и дистиллированной воды , что обуславливает их основные свойства – низкий порог замерзания и температуру кипения около 100 о С. Главное различие заключается в комплекте присадок:

1. Тосол – вид охлаждающей жидкости, изготовленный отечественными производителями согласно традиционной технологии. В его составе присутствуют этиленгликоль и вода с присадками неорганических кислот. Жидкость предназначается для систем охлаждения отечественных автомобилей и утрачивает свойства после нагревания до 105 о С.

2. Антифриз – жидкость, изготовленная иностранными производителями по карбоксилатной технологии. Помимо воды и этиленгликоля, в ее состав входят присадки на основе солей органических кислот. В сравнении с тосолом он имеет повышенные антикоррозийные, антикавитационные и антипенные свойства. Успешно применяется в системах охлаждения как зарубежных, так и отечественных автомобилей.

Отличить антифриз от тосола по визуальным признакам невозможно. Некоторые автомобилисты имеют ошибочное мнение, что тосол бывает только светло-синего оттенка, хотя он может быть окрашен в темно-синий, зеленый, и даже розовый цвет. Для этого обращают внимание на производителя жидкости: если она выпущена в России, то карбоксилатного состава точно иметь не может.

Разница определяется после досконального изучения состава. В тосоле содержатся нитраты, фосфаты, силикаты, бораты и амины, а в антифризе – присадки из солей органических кислот. Также жидкости различаются по температуре кипения: отечественная кипит после 105 о С, а карбоксилатная – после 115 о С. Срок использования тосола – до 40 тыс. км пробега, тогда как антифриз можно использовать без замены до 240 тыс. км.

Преимущества применения антифриза

Большинство автомобилистов при выборе охлаждающей жидкости предпочитают антифриз, исходя из следующих причин:

  1. Повышенная эффективность охлаждения , обусловленная более совершенным составом присадок. Антифриз создает защитный слой только на тех участках, которые подверглись коррозии.
  2. Возможность длительной эксплуатации с сохранением всех основных свойств.
  3. Хорошая защита алюминиевых частей системы охлаждения при высокой температуре.
  4. Работа водяного насоса происходит в щадящем режиме , что достигается применением карбоксилатов, предохраняющих его от гидроударов при кавитации.
  5. Химическая инертность , благодаря которой в системе охлаждения не образуются новые соединения, не повреждаются металлические, резиновые и пластиковые поверхности.

Можно ли смешивать тосол и антифриз, что будет, если смешать?

Обе жидкости – тосол и антифриз изготавливаются по разным технологиям, и смешивать их нельзя . Если машина эксплуатировалась с тосолом, и ее владелец принял решение перейти на антифриз, перед новой заливкой система охлаждения полностью очищается от следов старой охлаждающей жидкости.

При смешивании тосола и антифриза между присадками происходит химическая реакция, в результате которой некоторые соединения сворачиваются с выпадением в осадок, которые способны забить каналы и протоки охлаждающей системы. Это приведет к перегреву двигателя и последующему дорогостоящему ремонту из-за перерасхода масла по причине залегания поршневых колец.

Антифризы имеют разный состав и подразделяются на минеральные (класс G11), органические (G12), и лобридные (G12++, G13). Разница между ними заключается в присадках:

  1. Тосол относят к минеральным антифризам, имеющим период эксплуатации 50 тыс. км или 2 года использования.
  2. Органические можно эксплуатировать до 5 лет или 250 тыс. км пробега.
  3. Лобридные можно совмещать с любыми другими жидкостями для охлаждения, и без опасения доливать в новые двигатели.

Можно ли в антифриз и тосол добавлять воду

Смешивание антифриза и тосола с дистиллированной водой допустимо, так как в охлаждающей жидкости ее около 70%. Но изменение концентрации меняет их свойства в сторону ухудшения порога замерзания, что при сильных морозах может вызвать поломки в виде разорванного двигателя, радиаторов, и поврежденных патрубков.

Даже не замерзший, а кристаллизующийся антифриз способен вызвать течь радиатора. Добавление воды может быть оправдано только в случае ее испарения, что изменяет состав жидкости в сторону увеличения плотности. Делать это следует, предварительно слив антифриз с двигателя в емкость, чтобы после смешивания залить обратно в систему.

Что означает цвет охлаждающей жидкости

Тосол или антифриз нужно применять, исходя из особенностей системы охлаждения конкретного автомобиля, так как разные производители авто используют для ее изготовления различные материалы:

  1. Красный антифриз изготовлен для применения в радиаторах, состоящих из латуни или меди.
  2. Зеленый антифриз подходит радиаторам, состоящим из алюминия и сплавов на его основе.
  3. Тосол лучше использовать на отечественных автомобилях с устаревшими чугунными двигателями.

Если в процессе эксплуатации охлаждающая жидкость приобрела коричневый или ржавый оттенок – это свидетельствует и том, что ее свойства утрачены, и ржавчина не контролируется присадками-ингибиторами, при этом ухудшается качество охлаждения двигателя. Для максимально долгого срока службы тосола или антифриза нужно следовать рекомендациям завода изготовителя, и заливать именно ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Каждый автомобилист хочет, чтобы его транспортное средство успешно функционировало в течение многих лет. В связи с этим мы уделяем достаточно внимания звуку работы силового агрегата, заправляем автомобиль лишь качественным топливом и делаем выбор в пользу качественного антифриза. Нередко новички не понимают, чем отличается тосол от антифриза. Существует мнение, что тосол и антифриз – это одно и то же. Правда это или нет – читайте в нашей статье.

Разница между тосолом и антифризом

Многие автовладельцы хотели бы сразу получить ответ на вопрос о том, что лучше – антифриз или . Вначале необходимо разобраться, что собой представляют эти охлаждающие жидкости.

Антифриз – это общее название всех видов охлаждающих жидкостей, выпущенных различными производителями.

Тосол – это один из видов антифриза, который был разработан советскими специалистами. Поскольку альтернативы на то время просто не существовало, это название очень быстро превратилось в нарицательное. В связи с этим именно так называли и все прочие антифризы, которые продавались на отечественных рынках. Нужно понимать, что ТОСОЛ является обыкновенной аббревиатурой, первые три буквы которой обозначают «технологию органического синтеза», а последние две – часто применяются в химии.

Отличие тосола от антифриза – состав этих жидкостей

Информация о составе антифриза и тосола является очень важной, поскольку она помогает понять, можно ли смешивать и антифриз.

  • Тосол, как и все иные разновидности жидкости, предназначенной для охлаждения двигателя автомобиля, состоит из воды и этиленгликоля. В нем применяются специальные присадки, созданные на базе солей неорганических кислот, то есть, силикатов, нитритов, а также фосфатов и др.
  • Хотя антифриз тоже состоит из воды и этиленгликоля, в составе этой жидкости дополнительно используются пропиленгликоль, а также глицерин и спирт. По сути, антифризы представляют собой смесь воды, пропиленгликоля и присадок. Использование присадок позволило заметно увеличить антикоррозийные свойства этого продукта. Они созданы с применением солей органических кислот, в чем и заключается отличие тосола от антифриза.

Эксплуатационные показатели тосола и антифриз

Тосол или антифриз – что выбрать рядовому автолюбителю? Очень важно обратить внимание на то, чем отличаются характеристики данных жидкостей. Это также поможет вам узнать, что лучше – антифриз или тосол.

Использование тосола приводит к формированию защитного слоя на металлической поверхности. В большинстве случаев он имеет толщину около 0,5 мм. У этой защиты есть один существенный недостаток – сравнительно невысокая теплопередача. Это приводит к уменьшению эксплуатационного срока двигателя и повышению потребления топлива.

Также стоит упомянуть о том, что тосол может выполнять свои функции лишь на протяжении 30-40 000 километров пробега, после чего жидкость нужно менять. Поскольку тосол отличается от антифриза наличием неорганических кислот, его применение может привести к появлению различных осадков в автомобиля. Тосол способен обеспечивать охлаждение двигателя автомобиля до тех пор, пока его температура не достигнет 105 градусов.

Антифриз формирует специальный слой защиты лишь на тех участках, на которых появляются коррозионные процессы. На всех остальных элементах данный слой отсутствует. Это обеспечивает оптимальную теплопередачу, что является существенным отличием антифриза от тосола, которое надо брать во внимание в процессе выбора между данными жидкостями.

Примечательно, что может использоваться в течение 250 000 километров пробега, поскольку он не теряет свои эксплуатационные качества так быстро, как тосол. Да и проблем с различными отложениями не будет, поскольку в составе антифриза используются органические соли. Закипание данной жидкости происходит лишь при достижении 115 градусов.

Антифриз или тосол – основные отличия

Мы решили сделать небольшое резюме, с помощью которого вам будет легче понять, что лучше – тосол или антифриз:

  1. Антифриз – это название, которое применяется к различным видам жидкостей, что используются в системе охлаждения двигателя авто. Тосол – одна из марок антифриза, которую создали во времена СССР.
  2. Тосол использует присадки в виде неорганических солей, а вот антифриз содержит органические соли.
  3. Тосол формирует 0,5-миллиметровый слой защиты, что приводит к более плохому теплообмену. Использование антифриза обеспечивает формирование защиты лишь на участках с коррозией.
  4. Тосол нужно менять через каждые 30-40 000 пройденных километров, а вот антифриз может использоваться около 250 000 км.
  5. Антифриз обладает гораздо лучшей устойчивостью к повышенным температурам, по сравнению с тосолом.

Вот такой получилась наша статья о том, в чем разница между тосолом и антифризом. Если у вас возникают вопросы, связанные с , использованием и характеристиками этой жидкости, задавайте их через форму для комментариев после статьи. Автопаб постарается помочь вам в поиске актуальных ответов!

Антифризы - это группа незамерзающих жидкостей с различным составом и свойствами. Первый в истории промышленный антифриз был изготовлен в начале 20 века: его состав состоял преимущественно из этиленгликоля, простейшего спирта с температурой замерзания в -20 0 С. Современные антифризы имеют разнородный состав, куда включаются различные многоатомные спирты, полимеры и дополнительные присадки.

Тосол - это общее название антифризов отечественного производства. Жидкости под этим наименованием впервые появились в конце 60-х годов прошлого столетия. В то время по своему составу тосол практически не отличался от иностранных антифризов и предназначался, в первую очередь, для автомобильной промышленности.

В этом материале мы расскажем в чем разница между Тосолом и антифризом и что из этого лучше для вашего авто. И для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует более подробно рассмотреть состав, свойства и сферу применения этих незамерзающих жидкостей.

Предшественником тосола считается антифриз марки 159 - первой советской незамерзающей жидкости, изготовленной в 1964 году. После тщательных испытаний было установлено, что этот антифриз не отвечает основным требованиям автомобильной промышленности: слишком быстро испаряется, обладает высокой коррозионной активностью, замерзает при относительно высоких температурах. На этом основании, Советское НИИ Органической химии получило новое техническое задание - изготовить качественный антифриз, который не уступал бы зарубежным аналогам.

Исследования по разработке подходящего состава длились три года. Результатом работы стала незамерзающая жидкость, известная сейчас, как тосол. Свое название жидкость получила в результате слияния аббревиатуры «ТОС» (научный отдел, работавший над созданием антифриза) и химической номенклатуры «ОЛ» (принадлежность к группе спиртов). Таким образом, правильное наименование данной группы антифризов - ТОСОЛ. Постепенно эта аббревиатура стала именем нарицательным, и все отечественные антифризы, разрабатываемые и выпускаемые без участия иностранных корпораций, именуются тосолами.

С момента появления первого тосола его состав претерпел значительные изменения. Современный тосол состоит из следующих химических соединений:

  • дистиллированная вода;
  • этиленгликолевая основа;
  • соли натрия;
  • силикаты;
  • соединения бора и фосфора;

Тосолы различных марок отличаются процентным содержанием этиленгликоля, а также включением дополнительных присадок.

Распространенное мнение о том, что цвет тосола влияет на его качество ошибочно: окраску жидкости придает нейтральный краситель, который никак не отражается на физико-химических свойствах тосола.

Основные виды современных антифризов

Общепринятое название «ANTIFREEZE» переводится с английского буквально как «против замерзания», что полностью определяет физико-химические свойства и сферу применения антифризов. Современные незамерзающие жидкости принято подразделять на четыре типа:

  • карбоксилатные;
  • традиционные;
  • гибридные;
  • лобридные;

Между собой они отличаются по типу активных присадок. Так, в состав карбоксилатных антифризов добавляются карбоновые кислоты, которые замедляют коррозию и препятствуют разрушению узлов при внезапном замерзании жидкости.

В традиционных антифризах для этих же целей используют различные неорганические соли: фосфаты, силикаты и нитриты. С определенными допущениями можно сказать, что тосол - это традиционный антифриз, изготовленный в России.

Гибридные антифризы, как и их более продвинутая версия - лобридные антифризы, используют оба типа присадок в различных комбинациях, что позволяет достичь высоких эксплуатационных показателей.

Стоит отметить, что основа всех антифризов - водный раствор этиленгликоля. Он практически не расширяется при замерзании, обладает низкой плотностью и хорошей теплоемкостью. Существуют и более дорогостоящие разновидности незамерзающих жидкостей, на основе пропиленгликоля. Это вещество схоже по свойством с этиленгликолем, но при этом полностью безопасно и нетоксично.

Видео о тосоле и антифризе

Разница между тосолом и антифризом

По своему составу тосол ближе всего к традиционным антифризам: в обеих типах жидкости используется этиленгликолевая основа с добавлением неорганических антикоррозионных присадок и красителей. Однако при более детальном рассмотрении между тосолом и антифризом можно выявить значительную разницу, при этом - не в пользу тосола:

  • эффективность охлаждения: устаревший состав тосола препятствует эффективной циркуляции жидкости;
  • низкий срок службы: примитивные солевые присадки в тосоле быстро теряют свои свойства, что выливается в необходимость его частой замены;
  • высокая коррозионная активность: неорганические присадки тосола не способны обеспечить полную защиту деталям автомобиля;
  • необходимость установки металлических уплотнителей: тосол способен разъедать пластиковые или резиновые детали;
  • нестабильный химический состав: состав тосола может сильно различаться даже в пределах одной партии выпуска;

Становится очевидно, что даже дешевый традиционный антифриз значительно опережает отечественный тосол, однако и стоит он заметно дороже. Поэтому выбор между покупкой тосола или антифриза зависит, в первую очередь, от финансовых возможностей, а также - от наличия нужной марки незамерзающей жидкости в магазине.