Снос – процесс творческий Экскаваторы для сноса и демонтажа зданий и сооружений. Аренда техники для сноса зданий в аренду: демонтаж экскаватором-гидромолотом, способы разборки зданий Снос зданий с помощью техники

Н. Протасов

В последние годы наши города, особенно их центры, активно перестраиваются. Из центральных районов за город переносят промышленные предприятия, старые, ветхие жилые постройки уступают место современным «высоткам». И хотя снос порой может казаться простой операцией, убрать расположенное в густо застроенном городском районе многоэтажное строение можно только используя специальное оборудование.

Иногда разрушить труднее, чем построить

Снести невысокое здание со свободным к нему доступом, не соседствующее с постройками, повреждение которых недопустимо, осуществить достаточно просто. Это можно сделать с помощью взрывчатых веществ, а также очень распространенным у нас методом – ударами висящего на тросе массивного металлического ядра. Трос, в свою очередь, обычно крепится к стреле крана или экскаватора. Металлические конструкции можно разобрать на фрагменты также достаточно просто с помощью крана и газорезчика.

А как быть с железобетонными постройками, имеющими высоту 60–70 м? Как демонтировать высотное строение, учитывая, что при разрушении оно может нанести вред находящимся вблизи жилым домам и их жителям, а также нарушить целостность многочисленных коммуникаций, проложенных рядом и под объектом сноса? Тут исполнитель должен решить: выбрать наиболее безопасный путь и привлечь к работе экскаваторы-разрушители либо рисковать, применяя дешевый взрывной «сценарий».

Но ситуации бывают самые разные: иногда возникает необходимость в сносе только части высотного строения. Бывают случаи, когда промышленное строение, подлежащее сносу, имеет центр тяжести, расположенный нетрадиционно, например, железобетонные резервуары находятся в верхней части высокой постройки. Или же внутри сооружения, идущего под снос, находятся коммуникации или оборудование, закрепленное на элементах здания, и это оборудование необходимо сохранить.

Использование современных технологий подразумевает, особенно в городских условиях, не снос, а исключительно демонтаж зданий. Так вот, используя экскаваторы-разрушители, можно производить демонтаж даже в условиях действующего производства! Это означает, что работы могут производиться во взрыво- и пожароопасных условиях, а также в условиях, не допускающих значительных динамических или статических силовых воздействий.

Без значительных колебаний почвы, без огромных клубов пыли и лишнего шума, с максимальным сохранением тех компонентов постройки, которые могут быть использованы впоследствии, экскаваторы для сноса аккуратно выполняют свою работу. И подходить к выполнению заданий операторам таких машин приходится порой очень творчески.

Экскаваторы Volvo популярны в России, и вполне заслуженно

Образованная в России в 1997 г. Ассоциация по сносу зданий является сегодня одной из крупнейших организаций среди предприятий, занимающихся демонтажом крупных строительных объектов на Северо-Западе России. Впервые 5 экскаваторов для разрушения были приобретены у компании Volvo CE ассоциацией еще в 2006 г., а сегодня на ее вооружении уже 31 экскаватор шведской компании.

Машины Volvo рассчитаны на работу в самых неблагоприятных условиях. Модель EC 380DHR, собственная масса которой без противовеса и дополнительного оборудования составляет 48,9 т, участвует в демонтаже самых разных объектов, используя возможность поднять инструмент для разрушения на высоту более 21 м. Масса другого экскаватора,Volvo EC 480 DHR, составляет 61,3 т. Конструкция модели предполагает проведение демонтажных работ на высоте 27 м и более.

Надо отметить, что из специальной машины для сноса экскаваторы Volvo довольно легко могут преобразовываться в «классические» экскаваторы. Не более получаса, используя гидравлическое модульное соединение, требуется оператору для замены удлиненных стрелы и рукояти на стандартные.

Конечно, возможность быстрого «превращения» увеличивает популярность экскаваторов Volvo CE. Покупателей привлекает также и технологическое решение, заключающееся в креплении исключительно болтами и гайками основных узлов и агрегатов. Заменить тот или иной компонент в случае износа или поломки так намного проще, чем в том случае, когда используется неразъемное сварное соединение.

Модели приводятся в действие экономичным двигателем Volvo D13 мощностью 290 л.с. (мод. EC 380DHR) и 360 л.с. (мод. EC 480DHR). Значительная мощность и оригинальная конструкция мотора позволили уменьшить время рабочего цикла на 8–10%. Производительность повысилась за счет увеличения скорости вращения поворотной платформы до 10,3 об/мин, ускорения выполнения движений и повышения точности при выполнении команд рабочими органами. В машинах возросла скорость движения гусеничного шасси до 5,3 км/ч, мощный главный привод также позволил экскаваторам EC 380DHR/ EC 480DHR преодолевать уклоны до 35°.

Кабина экскаватора имеет возможность подниматься с уклоном на угол до 30°. Хорошая изоляция внутреннего пространства кабины позволяет снизить уровень шума вокруг машины, создаваемого работой оборудования, со 106 до 73 дБ(А) в кабине, а также уменьшить запыленность на рабочем месте. Кроме того, кабина стандартно защищена от падающих предметов по стандарту FOPS. Возможность увеличивать расстояние между гусеницами на 150 мм для большей устойчивости способствует улучшению условий труда и повышает производительность. Предусмотрена также защита днища машин мощными стальными пластинами. По желанию клиента могут устанавливаться также навесные ограждения, препятствующие соскакиванию гусениц и защищающие нижние опоры катков и гусеничные траки от повреждений.

Последней покупкой Ассоциации по сносу зданий стала 88-тонная модель Volvo EC 700CHR. Экскаватор оснащен двигателем Volvo D16 мощностью 424 л.с. Работы по демонтажу осуществляются с помощью EC 700CHR на высоте до 32 м, и это самый большой «высотный показатель» в серии Volvo HR.

Экскаваторы Liebherr: французское конструирование плюс немецкое качество

Одним из ведущих производителей экскаваторов-разрушителей в мире является компания Liebherr. Предложение компании включает экскаваторы для сноса массой от 31 до 108 т с двигателями мощностью от 203 до 322 л.с.

Экскаваторам Liebherr, от самой компактной модели Liebherr R934C до самой крупной Liebherr R974 C, присуща уникальная устойчивость, качество изготовления компонентов находится на очень высоком уровне. Во многом это является следствием того, что все основные элементы рабочего оборудования Liebherr производятся исключительно на предприятиях компании.

Экскаваторы для сноса Liebherr – машины многофункциональные. Об универсальности свидетельствует использование таких инновационных решений,
как система Liebherr Likufix, с помощью которой можно очень быстро соединять рукояти различной длины с основной стрелой, причем оператору во время монтажа даже покидать кабину не нужно. В результате одна и та же машина может использоваться и для разрушения, и для последующей загрузки строительного мусора в самосвалы или дробилки.

Мощное шасси гарантирует долгую эксплуатацию. Большое внимание специалисты компании уделяют безопасности выполнения работ, все инструменты для разрушения компании Liebherr оснащены высоконадежными предохранительными устройствами как пассивной, так и активной защиты. Очень эффективно действует система Liebherr Demolition Control (LDC), которая отслеживает и анализирует в режиме реального времени положение рабочих инструментов, нагрузку, действующую на них, устойчивость машины. При возникновении критических ситуаций система LCD автоматически блокирует перемещение стрелы, обеспечивая защиту как оператору, так и экскаватору.

Одной из последних моделей, оснащенной устройством для быстрой установки навесных агрегатов, смонтированной на рукояти стрелы, стал экскаватор R954 C Litronic. В версии с гидравлически регулируемой колеей, устанавливаемой в диапазоне от 3,4 до 4,7 м, экскаватор обозначается R954 C VH-HD. Машина отлично справляется со сносом зданий в условиях густой городской застройки, хотя маневрировать экскаватору с большими габаритами непросто. Длина R954 C составляет 12,2 м, а ширина – 3,7 м. Большое лобовое стекло кабины изготавливается из бронированного стекла, а кабина может наклоняться во время работы на угол до 30°. Работу экскаватор производит на высоте до
41 м, поэтому без специальной кабины оператору контролировать ход работы сложно.

В разработке модели R954 C Litronic специалисты Liebherr тесно сотрудничали с конструкторами фирмы Liebherr-France SAS. Гусеничные экскаваторы серии C Litronic отличаются тихой и ровной работой двигателя, что объясняется низкими номинальны-ми оборотами, составляющими 1800 об/мин. На R954 C Litronic установлен 8-цилиндровый дизель Liebherr мощностью 536 л.с.

Своим клиентам Liebherr предлагает машины для сноса, имеющие различное оснащение и несколько вариантов исполнения базовых гусеничных шасси. В частности, экскаватор для разрушения R954 C Litronic производится в нескольких модификациях с конструкцией стрелы, обеспечивающей возможность выполнять демонтажные работы на высоте 27; 30,5; 34 и 41 м. Рабочая высота достигается в результате соединения в различных комбинациях мощной стрелы для сноса длиной в 11 м, удлинителя и двух видов рукоятей длиной 3,5 и 7 м. В зависимости от комплектации масса машин может составлять от 72,6 т до 108 т. В последнем случае используется усиленная ходовая часть, установлен 25-тонный противовес, имеется мощное ограждение кабины и опорной части стрелы.

Экскаваторы Hyundai – это надежность, устойчивость, эффективность

Компания Hyundai Heavy Industries Construction Equipments первый свой экскаватор для сноса зданий представила на выставке Intermat 2009 г. Машина отлично показала себя в эксплуатации. В качестве базового для этих экскаваторов используется одно из наиболее мощных гусеничных шасси Hyundai –
R800LC-7A, в котором гусеничная база удлинена на 0,5 м по сравнению со стандартным шасси. Такое техническое решение обеспечивает повышенную устойчивость к продольному опрокидыванию.

Стандартная комплектация машины массой 83,3 т, входящей в серию Demolition, включает вертикально поднимающуюся кабину что, безусловно, помогает оператору, сидящему в кабине, контролировать ход демонтажа. Кроме того, установлен механизм раздвижения гусениц, благодаря чему устойчивость машины заметно возрастает. Гидроразводка на стреле позволяет устанавливать на рукоять ротатор и гидромолот.

Одним из первых покупателей описываемых экскаваторов Hyundai стала компания Steenkorrel из Нидерландов. Она использовала машину для загрузки строительных отходов в самосвалы. Отличная защита кабины и радиатора от пыли, мощные ограждения элементов машины от физического воздействия кусков и глыб, попадающихся в строительном мусоре, а также двигатель Cummins мощностью 517 л.с. – все эти факторы обеспечили высокую производительность, экскаватор R800LC-7A способен загружать по 900 т стройотходов в час!

Сегодня в модельном ряду экскаваторов для сноса Hyundai внимание покупателей привлекают мод. R320LC-9/DM массой 42,6 т с максимальной рабочей высотой 21,3 м, а также мод. R520LC-9/DM массой 57,5 т, рассчитанная на выполнение демонтажных работ на высоте до 30 м. В R520LC стрела экскаватора длиной 13,75 м соединяется с рукоятью 2,72 м, к которой уже крепится 8-метровый удлинитель. Таким образом, радиус рабочей зоны превышает 14 м. В базовой комплектации на экскаватор устанавливается ковш г/п 2,8 т. Конструкцией предусмотрена возможность увеличения расстояния между гусеницами, а для удобства работы оператора кабина имеет возможность подниматься с наклоном.

Экскаваторы для сноса Doosan никогда не подводят

Компания Doosan Infracore Con-struction Equipment (DI CE), как и компания Hyundai, также имеет корейские корни. Но после приобретения крупных брендов, в частности американской компании Bobcat Ingersoll-Rand Company Limited в 2007 г. и норвежской Moxy Engineering AS в 2008-м, а также ряда других европейских предприятий, после создания производственной базы из более чем 20 заводов, рассредоточенных в Ю. Корее, США, Европе, Вьетнаме и Китае, после организации всемирной сети из 3,5 тыс. компаний-дилеров компания Doosan Infracore является транснациональной корпорацией с годовым объемом продаж более $12 млрд, претендующей на третье место в мире после Caterpillar и Komatsu по объемам производства стройтехники.

Поскольку основным видом деятельности предприятия является выпуск спецтехники, то вполне логично, что значительная часть производственной программы «посвящена» экскаваторам-разрушителям – Doosan производит 6 моделей. Самая легкая, мод. DX 300LC-A Demolition, имеет эксплуатационную массу 34,5 т. Двигатель мощностью 197 л.с. обеспечивает подъем инструментов для демонтажа строительных конструкций с помощью стрелы и 2-секционной рукояти на высоту 18 м.

Несколько массивнее модель DX340 LC-A Demolition, она весит 44,8 т. Конструкция этой машины позволяет работать на высоте до 21,5 м. Для демонтажа строительных элементов на высоте 26 м выбирают мощный экскаватор Doosan S420 LC-V Demolition массой 51,8 т. На высоте 25 м отлично справляется с задачами по сносу экскаватор S470 LC-V Demolition с двигателем DE 12TIS мощностью 312 л.с.

Еще одна модель, S500 LC-V Demolition, благодаря рабочей длине стрелы в 16 м и максимальной рабочей высоте до 28 м находит применение не только при сносе различных сооружений, но и используется в качестве перегружателя леса. Эффективна эта машина и во время погрузки металлолома.

Одной из последних разработок инженеров компании стала 70-тонная модель DX700 LC, в которой используется двигатель Isuzu мощностью 469 л.с. За счет соединения основной стрелы с рукоятями различной длины оператор экскаватора DX700 LC может работать навесными инструментами для разрушения на высоте до 37 м.

Покупатели выбирают продукцию Doosan за простоту и надежность конструкций, широкие эксплуатационные возможности и высокий уровень безопасности работ. Кабина экскаватора может с помощью гидроцилиндров, для которых выделена дополнительная гидролиния, наклоняться на угол до 30°. Для повышения надежности работы гидрооборудования на цилиндрах рукояти и стрелы устанавливаются гидрозамки, проложен дополнительный комплект гидролиний, предназначенных для подключения навесного полноповоротного крашера.

Электронная система оптимизации мощности e-EPOS согласует синхронную работу гидросистемы и двигателя. Благодаря присутствию в экскаваторах Doosan этой системы оператор может установить стандартный или усиленный режим эксплуатации в зависимости от сложности выполняемых работ. Кроме того, система e-EPOS автоматически снижает обороты при падении нагрузки, сохраняет в электронной памяти отчет о работе агрегатов машины, даже отслеживает интервалы между заменой масла и ТО и напоминает о сроках оператору.

Поворотные втулки, используемые в соединениях стрелы и рукояти, рукояти и ковша и т. д., изготавливаются из высокопластифицированного металла, на который напыляется керамическое покрытие. Такое инновационное решение позволяет существенно увеличить интервалы смазывания поворотных шарниров. Узлы соединения гусеничных траков также герметически изолированы от воздействия внешних факторов.

Hitachi – один из лидеров в области производства экскаваторов для сноса

По утверждению представителей японской компании Hitachi Construction Machinery, входящей в финансово-промышленную группу Hitachi Ltd, каждый пятый в мире экскаватор произведен на предприятиях Hitachi.

Если рассматривать экскаваторы-разрушители Hitachi, то одной из наиболее покупаемых моделей является ZX470LCH массой 55 т. Использование мощной стрелы и рукояти позволяет оператору сносить строения высотой до 28 м. Конструкцией предусматривается возможность оперативной замены базовой стрелы на более короткую, с помощью которой на высоте 15,5 м можно использовать гидравлический инструмент для сноса массой до 3,5 т. При установке короткой стрелы эта модель может выполнять функции обычного экскаватора для землеройных работ. Монтирование навесного оборудования существенно облегчают имеющиеся в конструкции муфты для быстрого соединения РВД. Без посторонней помощи и за короткое время оператор может произвести замену стрелы либо навесного агрегата. Все экскаваторы для сноса, от компактной модели ZX 250LCK-3 массой 26,7 т и до сверхвысокой мод. ZX1000K, вес которой достигает 105,7 т, комплектуются усиленными стрелами, изготавливаемыми из специальной стали Weldox 700 и ей подобных. Это позволяет на полном вылете стрелы уверенно выполнять работу массивным навесным гидроинструментом.

Экскаваторы-разрушители Hitachi массой более 40 т демонстрируют новые подходы к проблемам сноса, эти машины отличают высокая производительность и маневренность. Модель ZX350LCK массой 42,9 т может работать с гидроножницами и гидрозахватами массой 2,5 т на высоте до 21 м.

Модели экскаваторов-разрушителей Hitachi ZX480LCK и ZX1000K со сверхвысоким оборудованием являются рекордсменами среди высотных разрушителей. С появлением таких машин возможности компаний, занимающихся сносом, существенно расширились. Объекты, которые годами не сносились из-за невозможности использования взрывных технологий, с помощью экскаваторов Hitachi исчезают с лица земли быстро и аккуратно. Кроме того, удлиненное шасси этих машин снижает до минимума удельное давление на опорную поверхность. В мод. ZX480 LCK используется 3-секционная стрела с вертикальным вылетом до 25 м, а экскаватор ZX1000K для разрушений зданий и строений оперирует стрелой с максимальной рабочей высотой до 40 м и горизонтальным вылетом в 22,1 м.

Все машины для сноса компании Hitachi отличаются высоким уровнем безопасности работ и многочисленными инновационными конструкторскими решениями. В частности, для обеспечения быстрого и безопасного опускания рабочего оборудования, выполняющего демонтаж на максимальной высотае, в гидросистему встроены замедляющие клапаны. Даже в случае разрыва шлангов, соединяющих гидросистему с гидроцилиндром стрелы, падения стрелы не произойдет, поскольку имеются гидрозамки, которые предотвратят вытекание гидромасла. При превышении безопасного угла наклона стрелы срабатывает звуковое предупреждение, а о повороте платформы окружающих предупреждает установленный на кабине ярко светящийся «маячок».

Однако вывести из строя трубопроводы и клапаны гидросистемы в экскаваторах Hitachi очень непросто: ходовая рама защищена мощным кожухом, усиленный кожух защищает также и поворотную платформу, надежно защищены ограждением гидроцилиндр стрелы и РВД, идущие к нему.

Созданы конструкторами Hitachi и условия для высокоэффективной работы оператора. Видеокамера заднего вида, застекленная, но надежно защищенная крыша, возможность установки наклоняемой на 30° кабины – все это упрощает ведение работ на высоте, а система централизованной смазки оборудования и использование быстросоединительных муфт трубопроводов высокого давления снижают затраты труда и экономят время, затрачиваемое на обслуживание оборудования. Продумана даже надежная связь оператора с другими участниками рабочего процесса, для чего в кабине имеется микрофон, связанный с громкоговорителем.

Экскаваторы Case для сноса – непревзойденное японское качество и надежность

Компания Case в сотрудничестве с японским специалистом в области тяжелого машиностроения компанией Sumitomo вот уже более 25 лет развивает полную гамму гусеничных экскаваторов в диапазоне масс от 8 до 80 т. Производство экскаваторов Case, осуществляемое в Японии, не пострадало в сравнительно недавних природных катастрофах и непрерывно продолжается, базируясь на высочайших стандартах качества проектирования, комплектования, сборки и тестирования, присущих всей машиностроительной отрасли Японии. Надежность и высокие эксплуатационные характеристики экскаваторов Case признаны на всех мировых рынках, включая Россию.

Базовые модели экскаваторов Case, используемые для работ по сносу зданий на большой высоте, это HRD CX370B и HRD CX470B. Машина HRD CX370B снаряженной массой 40 т оснащается двигателем Isuzu мощностью 202 кВт и допускает максимальную высоту сноса до 20,5 м при максимальном вылете вперед 11,15 м и весе рабочего инструмента до 2500 кг. Машина HRD CX470B массой 50 т с двигателем Isuzu мощностью 270 кВт имеет максимальную высоту сноса 27,15 м при максимальном вылете вперед 14,25 м и весе рабочего инструмента до 3000 кг. Такие параметры с запасом перекрывают потребности большинства площадок, где ведутся работы по разрушению зданий.

Базовые модели Case HRD (High Reach Demolition – снос на большой высоте) оснащаются отклоняемыми кабинами, которые обеспечивают не только полный комфорт и обзорность при работах на больших высотах, но и полную защиту и безопасность оператора в этом потенциально опасном виде работ. Для повышения устойчивости на рабочей площадке модель HRD CX470B оснащается раздвижным шасси, увеличивающим площадь опоры, которое в сдвинутом положении облегчает транспортировку машины. Дополнительным средством повышения безопасности при высотных работах является ограничение угла разворота корпуса относительно продольной оси ходовой части в пределах 30° вправо и влево. Безупречная прочность рабочего оборудования также гарантирует предельную безопасность Case.

Для исключения простоев дорогостоящего оборудования Case в своих моделях HRD предусматривает еще две дополнительные конфигурации: конфигурация обратной лопаты, в которой элементы высотного сноса заменяются стандартной стрелой, рукоятью и ковшом, и конфигурация разрушителя, в которой используется прямая стрела и рукоять для установки орудий для разрушения. В конфигурации обратной лопаты заказчик получает экскаватор для проведения обычных землеройных работ. В конфигурации разрушителя заказчик с помощью гидромолота или ножниц может продолжить работу по сносу здания, разрушая и измельчая обломки не на высоте, а прямо на земле, что намного безопаснее. Для облегчения перехода от одной конфигурации к другой Case предусматривает устройства гидравлической быстрой сцепки между компонентами рабочего оборудования, особые самоуплотняющиеся групповые гидравлические разъемы и многие другие приспособления. Полное переоборудование осуществляется двумя квалифицированными рабочими в течение 1,5–2 ч.

Спектр экскаваторов Case для высотного разрушения дополняет 85-тонная модель HRD CX800B, оснащенная двигателем Isuzu мощностью 397 кВт, обеспечивающая снос на высотах до 40 м. Задачи сноса зданий высотой не выше пяти этажей легко решаются стандартными экскаваторами Case при оснащении орудиями для разрушения.

Высочайшее качество и эффективность экскаваторов Case определяются не только безупречным выбором материалов и процессов изготовления, но и уникальными алгоритмами электронного управления, реализованными в интеллектуальной гидравлической системе Case (ИГС), которая за счет оптимального согласования операций двигателя, гидравлики и оператора дает огромную экономию топлива при непревзойденной плавности и точности всех рабочих движений, что в конечном итоге определяет совокупную высокую производительность и низкую эксплуатационную стоимость машины. Под контролем ИГС находятся различные энергосберегающие и повышающие качество управления системы, например система снижения оборотов двигателя при опускании стрелы, система сокращения оборотов при бездействии джойстиков управления, система перераспределения гидравлической мощности в операциях разворота корпуса, система регулировки давления при операциях копания и др.

Качественно проведенный демонтаж во многом напоминает строительство. Безусловно, обычные экскаваторы для демонтажа строительных объектов не подходят – работы по сносу зданий, как правило, проходят в крайне тяжелых условиях, для этого необходимы специализированные машины. Экскаваторы для сноса, о которых говорилось выше, не только разрушают объекты, но отчасти решают возникающие проблемы рециклинга строительного мусора.

Вместе с тем, по оценкам специалистов, в большинстве российских городов проблема сноса зданий неактуальна либо решается по старинке, а активные программы демонтажа стройобъектов действуют только в нескольких городах, причем речь идет в основном о сносе ветхого и аварийного жилья и в ряде случаев – о сносе «хрущевок». А потому и промышленность наша пока не видит смысла в создании экскаваторов для сноса. Что ж, очень жаль.

Ручные методы разборки старых, аварийных зданий уступают место механизированным способам, при которых используется специальная техника для сноса зданий. Для Ростова-на-Дону (с большим количеством ветхих домов, высокой стоимостью земли) демонтажные работы актуальны, но затрудняются тесной городской застройкой.

Техника для сноса старых зданий, других типов сооружений

В городах России запрещены демонтажи с использованием взрывных методов сноса. Традиционная техника для сноса зданий с гирей ( , ) дает большое количество осколков, не справляется с демонтажем высотных зданий, промышленных сооружений.

Затруднен снос старых зданий с кирпичными стенами метровой толщины, производственных цехов с металлическим каркасом. Основным видом спецтехники для демонтажей стал экскаватор-разрушитель. Простые механизмы с короткой стрелой, подвесным металлическим шаром, используются при сносе малоэтажных (до трех этажей) строений.

Экскаваторы с удлиненной (телескопической) стрелой, навесным оборудованием (гидромолотом, гидроножницами) способны разрушать конструкции высотой в 20-25 метров. Типичным представителем спецтехники может служить разрушитель Hyundai 320. Гусеничный экскаватор с восемнадцатиметровой стрелой способен работать с трехтонным навесным оборудованием. При комплектации гидромолотом разрушитель успешно используется для демонтажа бетонных, кирпичных фундаментов глубиной в 10-15 метров. Высотные экскаваторы-разрушители, такие как Hitachi ZX-670, производят работы на высотах до 40 метров.

С таким же оборудованием работают демонтажные роботы, снабжаемые дополнительно ротационными фрезами, безударными бетоноломами. Небольшие габариты, дистанционное управление, отсутствие оператора позволяют использовать роботов для демонтажей в трудных, опасных условиях.

К дополнительному оборудованию, применяемому в демонтажных работах, относятся фронтальные погрузчики (транспортирующие отходы от места демонтажа), самосвалы для вывоза обломков, перерабатывающие комплексы, измельчающие строительные отходы на месте. Мобильная дробилка HARTL перерабатывает в час до двухсот тонн отходов бетона, кирпича. Фракции в 130-500 мм позволяют повторно использовать до 70% утилизированных материалов.

Договора на демонтаж зданий

Спецтехнику для сноса жилых зданий, промышленных сооружений производят известные бренды , Mercedes, Volvo, Liebherr, JCB, компании Metso Minerals, Crambo, Brokk, Hammel, Atlas Copco Krupp. Дорогостоящую технику нет смысла приобретать для разовых работ, ее покупают крупные строительные тресты, специализированные компании. Демонтаж городских зданий требует отдельного проекта, точного планирования, подбора оптимальных видов спецтехники, получения разрешений на работы.
Договор со специализированной на демонтаже фирмой в городских условиях Ростова-на-Дону позволяет быстро, безаварийно снести небольшой частный дом, старинное здание, производственный цех. Авторитетные компании располагают парком собственной техники позволяющим.

Методы разборки зданий определяются техническим заданием, состоянием конструкций, технологическими условиями. Это возможность деликатной разборки вручную или быстрого сноса или взрывных веществ.

Цена на демонтаж и снос промышленных сооружений и зданий

Вид работ

Промышленный демонтаж

Демонтаж заводских строений

договорная

Демонтаж цехов

договорная

Демонтаж машин и агрегатов

договорная

Демонтаж подземных парковок и паркингов

Демонтаж промышленных зданий

Демонтаж павильона

Демонтаж зданий из пеноблока

Демонтаж трубопровода

Демонтаж дорожной плиты

Демонтаж воинской части, пансионата, санатория

Демонтаж плит перекрытия

Демонтаж элеватора, фермы, коровника

Демонтаж асфальта и пористого бетона

Демонтаж труб и башен

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж кирпичной башни

Устройство временных дорог

Устройство временной дороги из плит

Устройство временной дороги из щебня

Устройство временной дороги из вторичных материалов

Способы разборки, сноса зданий, сооружений, металлоконструкций

Организуются и проводятся тремя способами:

  • полная или , коммерческого строения вручную с минимальным использованием тяжелых, механических устройств;
  • привлечение тяжелой спецтехники, или гидронжницами;
  • использование взрывчатки, .

Выбор способа демонтажа обуславливается спецификацией сооружения, его состоянием, технической, технологической целесообразностью. Это подразумевает проведение экспертных исследований, которые дают рекомендации относительно выбора технологии сноса здания. При определенных условиях методы могут комбинироваться.

Разборка зданий вручную

Этот способ демонтажа конструкций чаще всего используется для сноса небольших строений при ограниченных возможностях для работы техники. Также ручной демонтаж применяется, когда необходимо сохранить строительные материалы или разобрать только часть здания.

При таких работах по демонтажу зданий применяется ручной пневмоинструмент.

Цена на снос и демонтаж домов в зависимости от площади м2 (кв.м.)

Метры/руб.

В стоимость входит только Демонтаж дома

Контейнеры оплачиваются отдельно по мере их использования (заказываем с ближайшего полигона к вам),

Демонтаж фундамента, считается отдельно, минимальный заказ 10 000

Особое внимание уделяется безопасности персонала. Все специалисты проходят целевые инструктажи, обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. Должна быть подготовлена и прилегающая к зданию территория. Это установка ограждения и предупреждающих об опасности табличек. Само сооружение отключается от электрического, газового и водоснабжения.

Внимание!

Ручной труд широко применяется при демонтаже металлоконструкций. Тут важна скоординированная работа техники и рабочих. Такое взаимодействие способны обеспечить профессионалы «ПрогрессАвтоСтрой».

Снос зданий с помощью техники

Использование техники для демонтажа зданий значительно ускоряет процесс сноса, но обуславливает образование завалов из строительного мусора. Чтобы обеспечить безопасность и скорость работ, отходы необходимо оперативно . Поэтому снос зданий требует применение разнообразной техники:

  • , оборудованный гидроножницами или гидромолотом;
  • Канатные, дисковые машины для сноса зданий;
  • фронтальные, ковшовые погрузчики;
  • автокраны;

От выбора техники для сноса зданий, ее функциональных возможностей зависит скорость, безопасность выполнения работ. Компания «ПрогрессАвтоСтрой» способна решать технические любой сложности. Наши опытные специалисты разработают рациональный проект сноса домов и других видов строений, грамотно его реализуют.

Цена снос и демонтаж металлоконструкций

Цена снос и демонтаж ЖБ конструкций и железобетонных объектов

Вид работ

Демонтаж железобетонных конструкций

Демонтаж железобетонного ограждения

Демонтаж бетонных блоков

Демонтаж ж/б забора

Демонтаж ж/б стен

Демонтаж железобетонных опор

Демонтаж бетонных, железобетонных труб

Демонтаж мостовых сооружений

Демонтаж моста

Монолитные бетонные конструкции повышенной прочности (плотной армировки) типа мостовых опор, фундаменты башенных кранов

При необходимости, для эффективного выполнения поставленных задач, наряду с техникой, к разборке привлекаются рабочие. Зачастую они выполняют вспомогательную функцию обрезают отдельные элементы конструкций, координируют работу экскаваторов, кранов, погрузчиков спецмашин.

Применение взрывчатых веществ

Взрывчатка используется для сноса высоких, габаритных жилых или промышленных сооружений. Эта технология связана с опасностью для жизни, имущества людей, требует максимально точного расчета мощности и расположения заряда, поэтому не применяется в условиях плотной городской застройки. Сложность применения взрывчатых веществ для сноса зданий также обуславливается серьезными законодательными ограничениями.

Отличаются высокой эффективностью, минусом тут является высокий уровень запыленности и необходимость длительного разбора завалов строительного мусора.

Преимущества сотрудничества с «ПрогрессАвтоСтрой»

Мы дорожим каждым клиентом, его временем и материальными ресурсами, поэтому профессионально подходим к решению задач. Для этого есть штат квалифицированных специалистов, . Надежность обеспечивается строгим техническим контролем, скорость обработки информации, выполнения работ гарантирует современная логистика. Добросовестность подразумевает выполнение договоренностей в полном объеме.

Заказчику гарантируется квалифицированная информационная поддержка, прозрачное ценообразование, лояльные, гибкие условия взаимодействия. Каждая статья расходов обоснована, каждый рубль клиента вкладывается в эффективность, точность, безопасность. Связаться с нами, чтобы обсудить условия сотрудничества можно по телефону или через электронную почту.

Компания «ПрогрессАвтоСтрой» предлагает снос зданий и сооружений любого типа в Москве. Выполняем , хозяйственных и , складов, ангаров, старых водонапорных башен, зернохранилищ. Без задержек приступаем к сносу конструкций любых размеров. Беремся за с цокольным этажом, подвалом, подземными ярусами и коммуникациями.

Для работы используем подходящую . В списке машин есть специализированное оборудование, которое помогает быстро выполнять демонтаж зданий и сооружений, ломать и разбирать фрагменты, сразу грузить и .

Вид работ

Промышленный демонтаж

Демонтаж заводских строений

договорная

Демонтаж цехов

договорная

Демонтаж машин и агрегатов

договорная

Демонтаж промышленных зданий

Демонтаж павильона

Демонтаж зданий из пеноблока

Демонтаж трубопровода

Демонтаж дорожной плиты

Демонтаж плит перекрытия

Демонтаж труб и башен

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж кирпичной башни

Устройство временных дорог

Демонтаж: снос зданий и сооружений с разборкой

Самый быстрый и дешевый способ демонтажа сооружения (если не считать закладки зарядов для взрыва зданий) - использовать удары тяжелым предметом. Для этого применяется специальный экскаватор с канатной подвеской (драглайн), который наносит удары шаром (правильное название - «баба»). Масса груза достигает трех тонн, то есть удар легко разрушает конструкции.

Одновременно с ударным методом возможно использование другого оборудования для демонтажа зданий:

  • для сноса небольших производственных конструкций, трансформаторных будок, складов, сараев и частных зданий. Одновременно используются для погрузки отходов и . Ковш ломает стены и перекрытия сооружения, одновременно может перемещать строительный хлам в сторону, грузить на борт самосвала. Техника используется когда нужен демонтаж сооружений высотой 3-5 метров, а также для работы с фундаментом и подземной частью здания.
  • или специального крана. Техника используется для разрушения и измельчения конструкций, обеспечивает аккуратный снос и демонтаж здания. В зависимости от возможностей машины инструмент поднимается на высоту до 30-50 метров, то есть может использоваться, когда нужен снос и демонтаж относительно высоких зданий, жилых объектов (например, многоквартирного дома).
  • Гидроножницы, измельчители, дробители. Навесной инструмент для демонтажа, который захватывает и разрушает стены, металлические конструкции, трубы, электропроводку. Техника помогает проводить демонтаж металлоконструкций без использования ручной разборки каркаса.
  • Захваты для удаления обломков. Грейферы, ковши и специальные манипуляторы не участвуют непосредственно в сносе - машины удаляют из зоны разборки куски конструкции, строительный мусор, обломки стен, металлические балки, трубы.
  • Бригады поддержки сноса. Сложные дома частично разбираются вручную. Рабочие с резаками и болгарками готовят металлоконструкции и сносимое здание к разрушению, разбирают промышленное оборудование, помогают грузить фрагменты конструкции - то есть участвуют почти во всех процессах сноса здания.

Сколько стоит демонтаж и снос зданий и сооружений в Москве и Московской области

Для каждого объекта на снос зданий и сооружений цена рассчитывается отдельно и зависит от расположения объектов, сложности работы и списка дополнительных услуг. Расценки для работы в городе и области почти не отличаются, хотя делает не слишком удобным: трудности с доставкой и размещением техники иногда заставляют привлекать к сносу компактные и менее производительные машины, применять ручной труд там, где на демонтаж хватило бы пары ударов гирей драглайна.

Для расчета стоимости свяжитесь со специалистом компании «ПрогрессАвтоСтрой» и сообщите подробности задачи: характеристики зданий, тип конструкции, расстояние до ближайших объектов. Специалист рассчитает, сколько стоит снос и демонтаж здания.

Цена на демонтаж и снос промышленных сооружений и зданий

Вид работ

Промышленный демонтаж

Демонтаж заводских строений

договорная

Демонтаж цехов

договорная

Демонтаж машин и агрегатов

договорная

Демонтаж подземных парковок и паркингов

Демонтаж промышленных зданий

Демонтаж павильона

Демонтаж зданий из пеноблока

Демонтаж трубопровода

Демонтаж дорожной плиты

Демонтаж воинской части, пансионата, санатория

Демонтаж плит перекрытия

Демонтаж элеватора, фермы, коровника

Демонтаж асфальта и пористого бетона

Демонтаж труб и башен

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж водонапорной башни

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж дымовой трубы

Демонтаж кирпичной башни

Устройство временных дорог

Устройство временной дороги из плит

Устройство временной дороги из щебня

Устройство временной дороги из вторичных материалов

Как заказать снос и демонтаж зданий и сооружений

Позвоните диспетчеру, уточните базовые цены, примерные сроки выполнения работы по . «ПрогрессАвтоСтрой» профессионально занимается демонтажем, использует безопасные методы, аккуратно выполняет снос и демонтаж здания: подбираем , действуем без задержек и лишнего шума. При грамотной организации ликвидации постройки снос сооружений Москва даже не заметит - на основной процесс (то есть сам снос, демонтаж) уходит от 1-2 часов до 2-3 смен, вывоз мусора происходит параллельно. Позвоните, вызовите инженера для оценки работ или сразу закажите снос и демонтаж здания - мы приступаем к выполнению заявок сразу после получения: готовимся к сносу, быстро доставляем технику по территории Москвы и области.

После подготовки здания к сносу, который осуществляется рабочими с помощью оборудования ручного класса, начинается демонтаж объекта как таковой. Его можно разделить на три этапа: механизированный снос строения, сортировка отходов, дробление бетона, железобетона, кирпича и другого строительного мусора. В условиях плотной городской застройки часто применяется технология разбора здания вручную, с использованием средств малой механизации: стенорезных и сверлильных машин, вронарезчиков, бензорезов и так далее. Но это длительный и трудоемкий процесс, поэтому использование спецтехники с навесным оборудованием, если оно возможно, при демонтаже всегда предпочтительней. В данной статье мы рассмотрим несколько типов машин и оборудования, традиционно используемых для разрушения зданий и переработки строительных отходов на месте.

ЭКСКАВАТОР-РАЗРУШИТЕЛЬ, ОН ЖЕ ДЕМОЛЯТОР

Главный персонаж на площадке, где происходит разрушение строительного объекта, - гусеничный экскаватор. Именно он, снабженный соответствующим навесным оборудованием, участвует в большинстве этапов процесса - от сноса до сортировки строительных отходов. И все же его главная функция здесь - разрушение; именно поэтому такую технику называют экскаватором-разрушителем или демолятором, от английского demolator. От своих созидающих собратьев демолятор отличается прежде всего стрелой увеличенной длины, прямо пропорциональной мощности машины. Опционально демолятор может быть оснащен дополнительными устройствами безопасности - плюс к тем, которые имеются у современного гусеничного экскаватора.

По большому же счету, единой системы критериев, как именно дефинировать экскаватор-разрушитель, до сих пор нет. Одни компании кроме вышеперечисленных выделяют в качестве важных технических характеристик этих машин максимально возможную массу навесного оборудования при полном вылете стрелы, другие - предельно возможную рабочую высоту и так далее.

Версии экскаваторов с удлиненной стрелой, с помощью которой удобно добираться даже до сравнительно удаленных частей разрушаемого объекта, выпускают такие всемирно известные производители спецтехники, как Volvo, Komatsu, Doosan, Hyundai, Case, Liebherr, CAT и другие. Некоторые производители вместе с удлинненной стрелой для разрушения дополнительно комплектуют свои экскаваторы и обычной стрелой для копания - как, например, у модели Volvo EC460CHR High Reach. Разрушающая стрела у нее имеет длину 27,4 метра (с рукоятью). Как уверяет производитель, в случае необходимости одна стрела меняется на другую в течение получаса. Толщина дверей наклоняющейся на резиновых демпферах кабины у разрушительной версии этой машины вдвое больше, чем у обычной. Масса демолятора 48,87 тонны без орудия и 61,76 тонны с орудием. Мощность двигателя экскаватора-разрушителя 245 кВт, вырывное усилие - 311,6 кН. Максимальная масса навесного оборудования, с которым способна работать машина, составляет 3 тонны. Скорость движения экскаватора - 5,1 км/ч. Экскаватор может оснащаться гусеничным шасси с изменяемой шириной колеи. Модель начала выпускаться в 2009 году и в качестве специализированного экскаватора-демолятора заслужила большую популярность в разных странах.

Некоторые производители демоляторов оснащают свои машины приборами мониторинга и контроля оригинальной разработки. К примеру, система Liebherr Demolition Control (DLC) на демоляторах марки Liebherr при любом положении стрелы обеспечивает устойчивость машины, рабочая зона которой составляет 360°.

НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДЕМОНТАЖА

Несколько десятков лет назад для разрушения зданий вместе с экскаватором использовалась так называемая баба - увесистый металлический шар на цепи или стальном тросе, который раскачивали с помощью стрелы и прицельно наносили удар в то или иное место здания. Такая практика требовала не только большого свободного пространства, но и поистине виртуозного мастерства оператора. Сегодня для разрушения строительных объектов используется широкий выбор навесного оборудования, позволяющий превратить в груду обломков любой строительный объект, от крыши до фундамента, с минимально возможным уровнем шума. Это дробильные ковши, гидромолоты, гидроножницы-бетоноломы, вибропогружатели и разного рода захваты. Поскольку подробно о навесном оборудовании для экскаватора мы подробно рассказывали в №70 нашего журнала, здесь лишь вкратце остановимся на тех его разновидностях, которые применяются для демонтажа и последующей сортировки строительного мусора.

Ковш как базовое орудие экскаватора способен выполнить немалую часть работ по демонтажу. Для разрушения строительных объектов чаще применяют особо прочные, массивные ковши весом от 600 до 2100 кг. Материал, из которого их изготавливают, - сталь 10ХСНД (твердость 250 HB) или сталь Hardox 400 (твердость 400 HB). Для увеличения прочности и износостойкости ковшей часто применяется так называемый обвес из более прочных и износостойких сталей. Производите- лей экскаваторных ковшей в мире множество: Hitachi, Komatsu, Caterpillar, Hyundai, Daewoo, JCB, Volvo, Liebherr, Kato, «Кранэкс», «Ковровец», «Тверской экскаватор».

Специальный дробильный ковш способен разбивать бетон или железобетон уже в процессе сноса. Такие ковши бывают роторными либо щековыми. В первых дробление осуществляется при попадании материала на вращающиеся навстречу друг другу роторы. В щековом ковше материал разрушается ударами сближающихся щек, одна из которых неподвижна, другая же сближается с ней и отходит за счет шатуна. Большой выбор ковшей, как дробильных, так и универсальных, предназначенных в том числе и для вторичного разрушения материалов (о нем будет сказано ниже), предлагает компания ALLU Finland Oy.

Гидромолоты выполняют наиболее сложные работы при демонтаже, разрушая монолитные и очень плотные объекты. Они могут работать не только с экскаватором, но и с погрузчиком или трактором, имеющим гидравлическую систему. При работе с мощным гусеничным экскаватором полезная реализация усилий этого оборудования максимальная. Легкие гидромолоты наносят сравнительно несильные частые удары, дробя тонкие конструкции и крупные фрагменты зданий, гидромолоты тяжелые бьют реже, но с большей силой, разрушая крупные бетонные конструкции вплоть до фундамента. Конструктивно гидромолоты подразделяют на мембранные и поршневые, в зависимости от запирающей газ конструкции. Мембранные гидромолоты сложнее в производстве и дороже стоят - но и возможности их фокусировки и производительность в целом намного выше. Среди именитых производителей гидромолотов - Rammer, Montabert, Furukawa, Krupp, Soosan, Impulse, Delta, Hummer и ряд других. Гидромолот, будучи сам разновидностью навесного оборудования, оснащается собственным рабочим инструментом - это могут быть продольные или поперечные клинья, конусная пика или зубило.

Гидроножницы, они же бетоноломы, процессоры или крашеры, при демонтаже зданий применяют как при первичных работах, например при разборке конструкции, так и при вторичных, таких как резка лома, разрушение и измельчение бетона и железобетона. Наиболее популярными марками этого оборудования являют ся американский Caterpillar, южнокорейский MaxPower, французский Arden, а также итальянский Delta.

Применяемые сегодня гидроножницы намного совершеннее тех, что выпускались еще 5-10 лет назад. Гидроножницы позволяют быстро отделять друг от друга куски разрушаемых строительных конструкций, разрезая стальные детали и арматуру вместо газовой сварки. Модели с усилием резания до 740 тонн способны разрезать стальные детали толщиной до 70 мм, например двутавровые балки. Гидроножницы режут точно, аккуратно и очень быстро. При этом экономится рабочее время и уменьшается вероятность травмирования рабочих. Предприятия, специализирующиеся в сфере навесного оборудования для спецтехники, стремятся предложить своим клиентам максимально возможный выбор подобных орудий. Так, компания «Традиция-К» предлагает гидроножницы специализированные и универсальные со сменными и быстросъемными челюстями для первичного и вторичного разрушения бетона и железобетона, а также для резки листового и профилированного металла. Это оборудование имеет знак европейского качества и производится в Италии под известным в России брендом Delta.

Второй тип гидроножниц называют мультипроцессором; слово «мульти» в данном случае указывает на большое (больше двух) количество челюстей. Такое оборудование режет арматуру, участвует как в первичном, так и во вторичном (для получения более мелких фракций) разрушении бетона. Работающий с мультипроцессором оператор может менять челюсти разного назначения (до шести типов). Так, если выполняется первичное разрушение, устанавливаются челюсти с большим количеством зубьев для дробления бетона, кирпича и других материалов, из которых состоят наружные стены зданий, колонны и фундамент здания. Мультипроцессор обрушивает конструкции вниз, затем оператор меняет челюсти - и инструмент режет стальные балки, арматуру, швеллеры, тросы и уголки на отрезки, удобные для транспортировки и переплавки. Мультипроцессоры могут оснащаться челюстями в виде лепестков. Некоторые мультипроцессоры, оснащенные челюстями типа combi-cutter, могут одновременно ломать бетон и резать арматуру, а также стальные элементы строительных конструкций без замены челюстей. Способность двигать челюстями по отдельности, независимо одна от другой, позволяет дробить или резать материал, даже если он расположен не очень удобно для резания. Мультипроцессор с ротацией стал инструментом, совершившим настоящий переворот во всей отрасли демонтажа конструкций, поскольку позволил быстро и четко позиционировать челюсти в оптимальное положение для резания без дополнительного движения экскаватора. Вышеупомянутая компания «Традиция-К» предлагает итальянские мультипроцессоры со сменными челюстями серии Delta MF, а также Delta MK с уникальным запатентованным механизмом быстросъемных челюстей. Масса мультипроцессоров может колебаться в пределах от 400 до 5500 кг, а усилие резания - достигать 1100 тонн. Их установка возможна на экскаваторы любой массы - от 3 до 110 тонн, что позволяет выполнять широкий спектр задач повышенной сложности. Компактность, высокие показатели маневренности и простота технического обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации позволяют им уверенно лидировать в рейтинге самого востребованного навесного оборудования.

Захваты грейферные, а также других типов, строго говоря, орудиями разрушения не являются. С их помощью происходит подборка и погрузка демонтированных частей в автотранспорт или дробильную установку. Видов захватов очень много, из тех, что вза- имодействуют непосредственно с гидравлической системой экскаватора, чаще всего используются грейферы с двумя и более лопастями или зубьями. Также используют грейферный ковш или ковш с крышкой, действующий по принципу ладони и большого пальца, прижимающего к ней строительный обломок. Грейферы и другие захваты производит целый ряд известных компаний, специализирующихся на изготовлении спецтехники и оборудования, в их числе - Atlas, Rozzi, Hammer, Impulse, Delta.

Кроме навесного оборудования для разрушения строительных объектов используются и разного рода автономные устройства и приспособления. Так, для разрушения мощных фундаментов и же- лезобетонных монолитов в полметра и более толщиной применяют специальные системы разрыва - гидроклинья. Этот метод безопасен и практически бесшумен, он полностью подконтролен проводящему расклинивание оператору - при этом мощность воздействия на монолитные части конструкции невероятно велика. Алгоритм этой работы выглядит так: в специально просверленные в монолите отверстия вставляются гидроклинья, вдоль клиньев с противоположных сторон устанавливаются накладки, гидростанция дает давление на поршни, которые эти накладки раздвигают, и они давят на монолит с усилием в десятки тонн - в итоге происходит разрыв, разрушающий бетон и арматуру. Дальнейшая работа выполняется с помощью гидромолота или демонтажного оборудования ручного класса.

Отметим, что при разрушении зданий кроме специализированного оборудования широко применяются строительные машины более широкого профиля. Тот же фронтальный погрузчик с удлиненной стрелой способен не только работать с рядом вышеописанных навесных механизмов, но и собирать строительный мусор для дальнейшей погрузки в дробилку или кузов самосвала. А работающие от гидравлической системы спецтехники вибропогружатели способны не только забивать, но и извлекать сваи, трубные конструкции, шпунт. Так, вибропогружатель от одного из самых известных в мире производителей этого оборудования Delta VM 550 весит 1500 кг и работает с частотой 2500 оборотов в минуту, справляясь со сваями весом до 1400 кг, при этом усилие погружение/извлечение составляет 22 500 кг.

ВТОРИЧНОЕ РАЗРУШЕНИЕ

Демонтаж строительных объектов имеет целью не только разрушение конструкции здания, но и утилизацию (а в идеале - вторичное использование) строительных отходов. Даже если строительный мусор просто вывозится на свалку, он должен обладать высокой насыпной плотностью, чтобы использование всего объема кузова самосвала было максимальным. Для этого строительные обломки подвергают измельчению. Если же строительный мусор подлежит дальнейшему использованию, в процессе вторичного разрушения происходит и его сортировка: бетонная крошка, части арматуры и другие материалы отделяются один от другого и вывозятся с места работ по отдельности. Для этого используют дробильные ковши с магнитом, сортировочные ковши и гидроножницы-измельчители.

Измельчители, пульверайзеры или процессоры, которые крепятся к стреле или к рукояти экскаватора, представляют собой разновидность гидроножниц, имеющую одну загнутую челюсть, которой удобно сгребать обломки. Она может быть как неподвижной, так и с ротацией.

От гидравлической системы экскаватора или другой спецтехники работают сортировочные ковши. Процесс сортировки строительного мусора внутри них происходит за счет быстрого движения сит (которые являются расходным материалом, но их разновидности, выполненные из высококачественной стали Hardox, могут служить довольно долго) или же за счет работы роторов по принципу мясорубки. Грунт в механизме ковша отделяется от строительного мусора, затем оба полученных материала погружаются отдельно. Целая линейка дробильных и сортировочных ковшей, а также измельчителей, выпускаемых под брендом Delta, представлена в числе предложений компании «Традиция-К».

Кроме дробильных ковшей для вторичного разрушения материалов при демонтаже строительных объектов широко применяются как мобильные дробилки разных типов (щековые, роторные и т.д.), так и целые дробильные установки и дробильно-сортировочные комплексы, если объем материалов, подлежащих дроблению, делает их применение целесообразным. Такой тщательный подход к утилизации строительного мусора во многих странах мира, включая Россию, продиктован соображениями как экологии, так и экономики. Вторичный бетонный щебень, к примеру, в который превращается большая часть демонтируемых объектов, широко используется для обустройства щебеночных оснований под полы и фундаменты зданий; под асфальтобетонные покрытия дорог всех классов; в качестве крупного заполнителя в бетонах прочностью 5-20 МПа; при производстве бетонных и железобетонных изделий; при отсыпке временных дорог; при подсыпке под все виды тротуарных дорожек; при подсыпке под автостоянки и асфальтированные площадки; для замены грунта при засыпке; под фундаментное основание, а также при ландшафтных работах. При этом щебень, полученный при дроблении бетона, ненамного уступает по своим качествам щебню, полученному из природного камня, а вот в производстве обходится ощутимо дешевле. Бетон - искусственный камень, и чем выше был класс дробленого бетона по прочности, тем выше будет прочность вторичного щебня, получаемого из него.

Если подлежащие демонтажу объекты строительства достаточно велики, в процесс вторичного разрушения включается мощная техника вроде российской МПР-1500, производства НПП «Обуховская Промышленная компания» из Нижнего Новгорода. Аббревиатура в названии модели расшифровывается как «машина прессово-разрушающая». Это целый комплекс узлов и механизмов, способный разрушать некондиционные материалы вроде железобетонных изделий, фрагментов кирпичных построек и так далее. После отделения от арматуры и просыпи сквозь колосник материал подается на стол пресса толкателем, движущимся по рельсам, смонтированным на колосниковом столе. Затем уже разрушенный материал поступает на приемное оборудование (конвейер), а арматура - на приемный лоток. После этого крупные куски бетона поступают в дробилку для дальнейшего измельчения и далее - на грохот, для сортировки на щебень и песок.

Нужно отметить, что хотя комплекс МПР-1500 - довольно крупногабаритное оборудование, которое при необходимости может транспортироваться отдельными частями, его установка не требует сложных фундаментов и приямков - обычно для монтажа машины достаточно располагать площадку - выровненную, забетонированную или с уложенными дорожными плитами. Но использование такой техники в непосредственной близости от подлежащих демонтажу строительных объектов, скорее, редкость, которая может быть обоснована особо крупными размерами подлежащих сносу строений и соответственным объемом строительных отходов. В большинстве же случаев для вторичного разрушения используются мобильные дробилки и дробильные ковши.

СНОС СООРУЖЕНИЯ ВЗРЫВОМ И ДРУГИЕ НЕМЕХАНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Напоследок вспомним о другом, более кардинальном способе разрушения зданий, чем механический, с помощью спецтехники и оборудования. Это разрушение конструкций и массивов направленным взрывом.

Направленным взрывом разрушают, как правило, высотные здания, башни, трубы, стоящие в нескольких десятках метров от других строений. Для такого разрушения в уже подготовленном к демонтажу объекте в шпурах и рукавах закладывается взрывчатое вещество, а затем дистанционно осуществляется подрыв. В результате него по периметру конструкции образуется сквозной подбой высотой до трети объекта. Таким образом, весь объект, падая на свое основание, разрушается.

Наиболее важная технологическая особенность подобного варианта в том, что конструкция обрушивается исключительно вовнутрь. Это дает возможность избежать чрезмерного засорения прилегающей территории.

Хотя сам взрыв и обрушение объекта занимают считанные секунды, этому моменту предшествуют анализ документации на объект, изучение здания и выявление несущих конструкций. Затем проводятся тщательные расчеты, готовится соответствующая документация; наиболее длительный этап процесса - получение всех необходимых разрешений и согласований в различных инстанциях на проведение демонтажных работ.

Когда же все окончательно согласовано, готовится само здание. В местах, определенных в проекте, сверлятся отверстия для взрывчатого вещества, которое многочисленными шнурами детонатора соединено с удаленным пультом, с которого и осуществляется подрыв. Далее за вторичное разрушение обломков конструкции принимаются операторы спецтехники и оборудования. Стоимость взрывных работ довольно велика, к тому же оформление соответствующей документации является довольно хлопотным делом. Поэтому к разрушению строительных объектов направленным взрывом прибегают лишь тогда, когда снос любым другим способом просто нецелесообразен.

Иногда разрешение на демонтаж взрывом просто не выдается. Это относится к демонтажу исторических зданий и архитектурных памятников, а также объектов, находящихся на территории заповедников. Нередко не удается прийти к соглашению с владельцами расположенных рядом домов и многоэтажек, если у них нет уверенности, что их имущество не пострадает в ходе взрывных работ. Если же все спорные моменты все-таки удалось согласовать, а все требующиеся разрешения - получить, практически любое разрушение объекта направленным взрывом представляет собой впечатляющее, очень зрелищное мероприятие, видеоотчеты о которых обычно предоставляются заказчику и часто размещаются в Интернете, собирая тысячи просмотров.

Для частей зданий, находящихся в земле, а также для разрушения коробчатых конструкций и резервуаров применяется гидровзрывной способ демонтажа. Его особенность в том, что свободное от взрывчатки пространство шпура заполняется водой или глинистым раствором. Разлет осколков при таком способе подрыва существенно меньше, чем при взрыве обычном.

Если говорить о других немеханических способах демонтажа строительных объектов, кроме взрывного, нужно также отметить термический метод разрушения монолитных конструкций, основанный на использовании мощного источника тепла в форме высокотемпературного газового потока или электрической дуги. Устройство, с помощью которого производится резка бетона и железобетона, называют кислородным копьем. С его помощью материал плавится продуктами сгорания железа в кислородной струе. Кислород при этом процессе поступает в сгораемую трубу в количестве, достаточном для горения и выноса шлака из прорезаемой конструкции.

Еще один метод разрушения монолитов из бетона и кирпича, бутобетонной и каменной кладки - электрогидравлический. Он основан на применении ЭГЭ - установки электрогидравлического эффекта. Этот метод предполагает использование физического эффекта гидроудара высокого давления, который при электрическом разряде возникает в ограниченном объеме жидкости, находящейся внутри предварительно подготовленного шпура. За счет разряда в жидкости возникает мощная ударная волна, воздействующая на расположенную вблизи часть монолита и разрушающая ее.

Наиболее же малозатратный, но при этом самый протяженный во времени способ разрушения строительных объектов - предоставить им разрушаться самостоятельно, под действием времени. Интернет полон фотоснимков покинутых зданий и живописных развалин разных времен. Однако природа, как известно, не терпит пустоты - и может случиться, что, покинув здание, люди в скором времени обнаружат, что оно занято такими формами жизни, соседство с которыми им совсем не по душе.