Клиноременная передача. устройство. пособие для садоводов и огородников. мотоблоки типа мб. ока, нева, каскад. устройство, диагностика, ремонт каталог основных деталей навесные орудия и агрегаты. компания мото-вело, г. коломна, московская область, куплю,

  • Изучите назначение и как правильно управлять, включать и выключать мотоблок.
  • Не подпускайте к агрегату детей и знакомых, не изучивших инструкцию.
  • Расчистите место для работы, убрав все ненужные предметы, которые могут повредить мотоблок
  • Топливо заправляйте при остановленном двигателе, с соблюдением пожарной безопасности.
    • Канистра должна соответствовать нормам
    • Проверьте герметичность топливного бака, после заправки.
    • Не проводите настройки с работающим двигателем.
  • Запускайте двигатель на нейтральной передаче и с выключенным сцеплением
  • Не рекомендуется при работе мотоблока, касаться выхлопной трубы и высоковольтных проводов
  • При работе с мотоблоком соблюдайте технику безопасности и в одежде.
  • При работе с мотоблоком, руки и ноги держите подальше от вращающихся частей.
  • Аккуратно работайте на пересеченных участках, особенно перемещаясь по дорогам задним ходом.
  • Если Вы почувствовали вибрацию во время работы, остановите двигатель и обнаружив причину, устраните ее. Почувствовав вибрацию - вы вовремя устраните неисправность.
  • Приступая к техническому осмотру мотоблока, убедитесь, что двигатель заглушен и все вращающиеся части остановлены.
  • Работа на подъемах и спусках, изменение направления движения на склонах, длительную работу при углах более 15° лучше избегать.
  • Знакомые и посторонние люди должны держаться на определенном расстоянии от навесных и вращающихся деталей агрегата.
  • Необходимо проветривать помещения и останавливать двигатель при эксплуатации в теплицах.
  • Работать на мотоблоке лучше в дневное время или при хорошем искусственном освещении.
  • Чтобы защитить себя от воздействия шума при работе, необходимо: использовать защитные средства органов слуха, а так же одевать перчатки и средства защиты для глаз.
  • Чтобы срочно остановить двигатель возьмите размыкатель зажигания 1 (Рис. 11). Шнур от заглушки находится в правой руке, если оператор снимает руку с руля, заглушка срывается с упора и замыкает цепь, двигатель останавливается.
  • Двигатель модели GC 160 фирмы «HONDA» не имеет выключателя экстренной остановки (Рис. 11), поэтому остановка двигателя осуществляется перемещением рычага управления дроссельной заслонки в положение «СТОП».
  • Если Вам необходимо перевести мотоблок, транспортируйте его в горизонтальном положении, чтобы масло не вытекало из агрегата. На Рис. 3 указаны места переноса или подъема.
  • Категорически запрещено:
    • масло и топливо не должно попадать на горячие детали двигателя;
    • сцепление включено, а вы хотите переключить передачу;
    • культивировать почву, с помощью заднего хода перемещая мотоблок «на себя»;
    • в непроветриваемом помещении запускать агрегат;
    • не использовать мотоблок в темное время суток или в плохо освещенном месте;
    • использовать без защитных кожухов и ограждений;
    • допускать детей к работе с мотоблоком;
    • движение мотоблока собственным ходом по автомагистралям и дорогам общего пользования;
    • использовать масла, топливо не отвечающие требованиям руководства;
    • эксплуатация мотоблока с низким уровнем масла в двигателе, редукторе двигателя и редукторе мотоблока, чем это предусмотрено в руководстве по эксплуатации на двигатель и мотоблок;
    • в период обкатки мотоблока использовать его на максимальную нагрузку.

Рис. 2. Мотоблок Фаворит (вид слева ¾).

1 - руль; 2 - штанга; 3 - опора руля; 4 - кожух шкива; 5 - двигатель с редуктором; 6 - колесо; 7 - щиток; 8 - опора навесного устройства; 9 - редуктор мотоблока; 10 - пробка маслоналивного отверстия; 11 - рычаг сцепления.

УСТРОЙСТВО МОТОБЛОКА ФАВОРИТ.

Мотоблок состоит из следующих основных частей и агрегатов:

  • двигатель 5 с редуктором (Рис. 2);
  • редуктора 9 (Рис. 2);
  • колес 6 (Рис. 2);
  • щитков 7 (Рис. 2);
  • руля 1 (Рис. 2);
  • рычага сцепления 11 (Рис. 2);
  • штанги руля 2 (Рис. 2);
  • опоры навесного устройства 8 (Рис. 2);
  • рычага управления дроссельной заслонкой 3 (Рис. 3);
  • рычага переключения передач 5 (Рис. 3);
  • опоры руля 3 (Рис. 2);
  • рукоятки фиксации руля 2 и 4 (рис. 3);
  • кожуха шкива 4 (рис. 2);
  • кожуха ремня двигателя 1 (рис. 3).

Рис. 3. Мотоблок Фаворит (вид справа).

1 - кожух шкива двигателя; 2 - рукоятка фиксации руля в горизонтальной плоскости; 3 - рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя; 4 - рукоятка фиксации руля в вертикальной плоскости; 5 - рычаг переключения передач.

места зачаливания мотоблока (для переноса или подъёма).

Рис. 4. Мотоблок Фаворит с роторами для культивирования.

1 - шкворень; 2 - сошник; 3 - шплинт быстросъемный; 4 - ось; 5 - державка сошника; 6 - ось; 7 - сцепка универсальная; 8 - масло выпускное отверстие редуктора; 9 - втулка ротора короткая; 10 - нож левый; 11 - втулка ротора длинная; 12 - диск ротора; 13 - нож правый.

ПОДГОТОВКА МОТОБЛОКА К РАБОТЕ.

Расконсервация мотоблока.

Для защиты деталей от коррозии мотоблок поступает в продажу законсервированным. Прежде чем приступить к эксплуатации мотоблока, его надо расконсервировать в следующем порядк

Удалите наружную консервационную смазку, которая легко удаляется с деталей, имеющих металлическое покрытие, ветошью, смоченной в бензине, с последующей протиркой насухо.

Сборка мотоблока для культивирования.

Установите руль в удобное для Вас положение и закрепите с помощью рукояток 2 и 4 (См. Рис. 3), сборку роторов и установку их на вал редуктора производите согласно Рис. 4, 5, 6, 7.

В первую очередь собираются роторы с короткой втулкой 9 Рис. 4.

ВНИМАНИЕ! Обратите внимание на чередование правых 1 и левых 2 ножей на одном роторе (См. Рис. 5 и 6).

1 - нож левый; 2 - нож правый; 3 - болт М8; 4 - шайба пружинная; 5 - гайка М8; 6 - шайба 8.

Ножи крепятся к втулке ротора с помощью болтов 3, шайб 4, 6 и гаек 5, как показано на Рис. 5 и 6 таким образом, чтобы режущие кромки ножей входили в землю при движении мотоблока вперед.

Рис. 6. Ротор правый.

1 - нож правый; 2 - нож левый.

После сборки роторов необходимо установить их на вал редуктора, вставить в отверстие оси, зафиксировать шплинтами (Рис. 7). При правильной сборке роторов левого и правого Рис. 5 и 6 зазор между концами внутренних ножей и корпусом рамы должен быть не менее 5 мм.

Рис. 7. Крепление собранных роторов на вал редуктора мотоблока.

Аналогично собираются роторы с длинными втулками 11 (Рис. 4) и устанавливаются, как показано на Рис. 4. Роторы между собой и диски роторов собираются с использованием осей. Диски роторов 12 (Рис. 4) устанавливаются на мотоблок при проведении обработки почвы между растениями.

Проверьте затяжку всех крепежных соединений, ослабленный крепеж затяните. Сцепку универсальную 7, державку сошника 5 и сошник 2 установите согласно (Рис. 4), закрепив их с помощью шкворней 1 и осей 6 и 4, зафиксировав шплинтами 3.

Контроль уровня масла в двигателе мотоблока.

Контроль уровня масла необходимо проводить в картере двигателя, редукторе двигателя и редукторе мотоблока. Для этого установите мотоблок на горизонтальную поверхность. Проверьте уровень масла в редукторе двигателя (Рис. 8), вывернув винт 1 контрольного отверстия. При необходимости долейте масло до его уровня через маслоналивное отверстие 4 (Рис. 10).

Для проверки уровня масла в редукторе мотоблока выполните следующее:

  • слейте масло через масло спускное отверстие 8 (Рис. 4) в чистую емкость;
  • измерьте количество слитого масла. Если масла меньше чем 1100 мл, добавьте;
  • залейте масло в редуктор через маслоналивное отверстие 10 (Рис. 2).

ВНИМАНИЕ! Контроль уровня масла и заправку маслом картера двигателя производить согласно руководству по эксплуатации двигателя мотоблока.

Рис. 8. Масло спускное и контрольное отверстие редуктора двигателя.

1 - винт контрольного отверстия редуктора двигателя; 2 - винт масло спускного отверстия редуктора двигателя.

Замена масла.

Замена масла в редукторе двигателя и редукторе мотоблока производится после первых 25 часов эксплуатации.

В дальнейшем замену масла в редукторе двигателя и редукторе мотоблока производить после каждых 250 часов работы.

Замену масла рекомендуется производить непосредственно после работы, т.е., когда масло еще теплое. Слив масла осуществляйте через масло спускное отверстие. Заливку свежего масла осуществляйте через маслоналивное отверстие.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С МОТОБЛОКОМ.

Как запускать двигатель.

Перед запуском двигателя мотоблока выполните следующие операции:

  • рычаг сцепления должен находится в положении, показанном на рис. 12, положение «выключено»;
  • установите рычаг переключения передач 5 (Рис. 3) в нейтральное положение (положение между первой и второй передачей);
  • выполните подготовительные работы, представленные в руководстве по эксплуатации на двигатель;
  • рычаг управления дроссельной заслонкой двигателя 3 (Рис. 3) находится на правой рукоятке руля мотоблока;
  • произведите запуск двигателя, руководствуясь указаниями руководства по эксплуатации двигателя;
  • после прогрева двигателя переходите к рабочему режиму.

В зависимости от рода выполняемой работы установите требуемую частоту вращения и включите необходимую передачу. Переключение передач осуществляется рычагом 5 (Рис. 3) редуктора мотоблока. Количество передач и положение рычага - согласно наклейке на щитке колеса. Рабочий режим осуществляется плавным переводом рычага сцепления в положение «Включено» (Рис. 1

Обкатка нового мотоблока.

Первые 25 часов эксплуатации мотоблока являются периодом приработки его деталей и узлов, поэтому перегрузка мотоблока в этот период недопустима.

Работу на мотоблоке начинайте только после прогрева двигателя.

Обработку почвы (при работе с культиватором) производите в два - три приема на глубине не более 10 см за один проход; культивацию почвы рекомендуем производить на второй передач

Рычаг дроссельной заслонки используйте не более половины его хода.

Не допускайте работу двигателя мотоблока с включенной передачей и выключенным сцеплением.

Остановка мотоблока.

Для остановки мотоблока выполните следующее:

  • переведите рычаг управления сцепления в положение «Выключено» (Рис. 12);
  • рычаг управления дроссельной заслонкой установите в положение «Стоп»;
  • выключите зажигание нажатием кнопки «Стоп» на двигателе, проверьте, закрыт ли краник бензобака.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОБЛОКА ФАВОРИТ.

Обкатка нового мотоблока.

Изменение скорости обработки почвы достигается за счет изменения передаточного отношения клиноременной передачи путем перестановки шкивов, установленных на редукторе двигателя и редукторе мотоблока (См. раздел 7.4). После изменения передаточного отношения клиноременной передачи произведите ее регулирование (См. раздел 7.3).

Запустите двигатель. Включите вторую передачу. Включение передачи необходимо производить при положении рычага сцепления «Включено». Медленное перемещение рычага сцепления из положения «Выключено» в положение «Включено» вызовет вращательное движение роторов, установленных в данный момент на выходном валу редуктора мотоблока.

Глубина обработки почвы (до 25 см) зависит от положения сошника: чем глубже входит сошник в землю, тем глубже ее обработка. Установку требуемого положения сошника производите после выбора необходимой глубины обработки почвы. Обработайте небольшой участок почвы, определите, на какую глубину входят вращающиеся ножи, и установите сошник в нужном Вам положении. Если требуемая глубина не достигается, снимите одну пару роторов.

Необходимая ширина обрабатываемой почвы регулируется путем установки двух, четырех или шести роторов.

Если двигатель мотоблока увеличивает обороты с одновременным уменьшением глубины обработки, нажмите на рукоятки руля, заглубите сошник.

Если мотоблок не движется вперед, а роторы «зарываются», слегка приподнимите его за рукоятки руля и выведите из этого положения.

Если мотоблок «уводит» в сторону обработанного участка, значит, часть ротора идет по обработанной почве. Сместите мотоблок в противоположную сторону.

При обработке рыхлой почвы следите, чтобы роторы не углублялись полностью в почву, вызывая тем самым перегрузку двигателя.

На твердых почвах, целинных и задёрненных участках обработку производите в несколько проходов, каждый раз увеличивая глубину обработки, меняя положение сошника. При этом достигается хорошее дробление комков почвы и обеспечивается наиболее равномерная ее структура. Обработка вышеуказанных почв должна проводиться с минимальной частотой вращения ножей культиватора (на 1 - ой передаче).

Во избежание затаптывания обработанной почвы предусмотрена возможность поворота рукояток руля на необходимый угол, что позволяет оператору находиться сзади, сбоку от мотоблока.

Во избежание затаптывания обработанной почвы предусмотрена возможность поворота рукояток руля на необходимый угол, что позволяет оператору находиться сзади, сбоку от мотоблока. При обработке почвы постоянно следите за сохранением горизонтального положения мотоблока.

При обработке почвы на склонах будьте особенно внимательны при смене направления движения. Направляйте культиватор по диагонали или поперек поверхности склона. Не допускается перемещение культиватора по склону с уклоном более 15°.

При завершении работы на мотоблоке:

  • переведите рычаг управления сцепления в положение «Выключено»;
  • переведите рычаг управления дроссельной заслонкой в положение «Стоп»;
  • включите нейтральную передачу редуктора;
  • выключите зажигание нажатием кнопки «Стоп»;
  • закройте топливный кран.
  • Проведите необходимое техническое обслуживание мотоблока (Раздел 8).

Работа с дополнительным навесным оборудованием к мотоблоку.

Внимательно изучите Руководство (инструкцию) по эксплуатации навесного (прицепного) орудия. Согласно руководству (инструкции) по эксплуатации навесного (прицепного) орудия подготовьте его к работе. Подсоедините навесное (прицепное) орудие к мотоблоку.

Для работы с активными навесными орудиями (косилка, снегоуборщик и др.) необходимо:

  • ослабить крепление штанги рукояткой 2 (Рис. 3);
  • развернуть руль с органами управления на 180°;
  • затянуть крепление штанги рукояткой 2 (Рис. 3).

На редукторе мотоблока расположен вал отбора мощности с установленным на нем одноручьевым шкивом, для привода навесного оборудования. Привод осуществляется дополнительным клиновым ремнем, прикладываемым в комплекте с конкретным агрегатом.

Для работы с плугом, окучником, мотоблочной лопатой и снегоуборщиком используйте грунтозацепы.

Регулирование клиноременной передачи.

Регулирование клиноременной передачи производите перемещением двигателя относительно рамы мотоблока. Для этого снимите защитный кожух и ослабьте гайки крепления двигателя к раме и перемычки между редуктором двигателя и опорой руля.

Двигатель располагается таким образом, чтобы при включенном сцеплении ветвь ремня прогнулась от усилия пальца руки на 30…40 мм на равноудаленном расстоянии между шкивами.

При включенном сцеплении ремень не должен касаться верхнего и нижнего ограничителей. Зазор между ремнем и нижним ограничителем - в пределах 7…15 мм (Рис. 8).

Натяжение троса сцепления регулируйте с помощью винта регулировочного (Рис. 12), ослабив контргайку на корпусе рычага сцепления.

Натяжение троса сцепления должно быть минимальным, но не вызывать проскальзывания клинового ремня. Критериями отказа и предельного состояния ремней следует считать обрыв, трещины глубиной до несущего слоя, расслоение более чем на 1/3 длины и невозможность компенсации удлинения ремня в приводе мотоблока.

ВНИМАНИЕ! При закреплении двигателя проверяйте расположение рабочих ручьев шкивов клиноременной передачи, они должны располагаться в одной плоскости. Допустимое отклонение не более 2,5 мм.

Регулирование скоростей.

На мотоблоке предусмотрена возможность увеличения количества скоростей за счет установки двухручьевых шкивов (Рис. 10). Для этого снимите кожух 1 (Рис. 3) и приводной ремень 1 с ручья «А». Отверните болты крепления шкивов 2 и 3, снимите шкивы, и, перевернув оба шкива на 180°, установите их на свои прежние места и закрепите болтами. Установите приводной ремень на ручей «Б».

Рис. 10. Клиноременная передача (Снят кожух ремня двигателя мотоблока).

1 - ремень В (Б) - 850 - IV; 2 - шкив ведомый; 3 - шкив ведущий; 4 - маслоналивное отверстие редуктора двигателя.

Рис. 11. Положение размыкателя зажигания при работающем мотоблоке.

1 - размыкатель зажигания.

Регулирование положения руля мотоблока.

Высота руля регулируется следующим образом:

  • ослабьте рукоятку 4 крепления руля (Рис. 3);
  • поднимите или опустите руль на требуемую высоту и затяните рукоятку 4.

Для поворота руля необходимо ослабить крепление рукоятки 2 (Рис. 3), развернуть руль на необходимый угол и затянуть рукоятку.

Техническое обслуживание заключается в мойке, заправке, смазке, контроле и затяжке всех резьбовых соединений.

Уход за наружными поверхностями мотоблока.

По окончании работы на мотоблоке его необходимо промыть от грязи, песка и прочих включений до полного их удаления.

Проверить затяжку всех резьбовых соединений.

Техническое обслуживание двигателя проводить согласно руководству по эксплуатации на двигатель мотоблока.

Техническое обслуживание мотоблока.

Перед началом эксплуатации проверьте:

  • уровень масла в двигателе, редукторе двигателя;
  • надежность крепления доступных деталей мотоблока;
  • состояние приводного клиноременного ремня;
  • давление в шкивах.

Через каждые 25…30 часов работы:

  • произведите регулировку клиноременной передачи;
  • произведите проверку количества масла в редукторе мотоблока (см. п. 5.3).

ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ МОТОБЛОКА.

Мотоблок хранить в помещении с естественной вентиляцией. Не допускается хранение мотоблока и принадлежностей к нему в одном помещении с химическими активными веществами.

Кратковременное хранение мотоблока (до одного месяца).

Выполните работы по п. 8.1 и выполните соответствующие работы, согласно руководству по эксплуатации на двигатель.

Длительное хранение мотоблока Фаворит.

Выполните работы по п. 9.1. Смажьте все движущиеся (вращательно и поступательно) части и инструмент моторным маслом или консистентной смазкой. Проведите соответствующие работы с двигателем согласно руководству по эксплуатации на двигатель. На длительный период хранения мотоблок поставить на подставку. Один раз в три месяца осматривайте мотоблок. При обнаружении нарушения покрытия или образования ржавчины необходимо зачистить этот участок и смазать, или закрасить его.

По окончании хранения, перед началом эксплуатации произвести расконсервацию мотоблока согласно п. 5.1.

НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ.

Смотрите руководство по эксплуатации на двигатель мотоблока и пользуйтесь рекомендациями, приведенными в таблице.

ПЕРЕЧЕНЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ДРУГИХ НАВЕСНЫХ ОРУДИЙ, КОТОРЫЕ РЕКОМЕНДУЮТСЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ С МОТОБЛОКОМ ФАВОРИТ.

  1. Плуг П1 - 20/2 или плуг мотокультиватора МК Крот.
  2. Окучник ОН - 2/2.
  3. Сцепка СВ 1/1 МБ Фаворит.
  4. Грунтозацепы 460х160.
  5. Тележка прицепная ТПМ-350-2 МБ Фаворит, ТО-200 МК Крот.
  6. Лопата (отвал для снега) мотоблочная МБ Фаворит.
  7. Щетка мотоблочная подметальная ЩМ-0,9 Фаворит.
  8. Косилка мотоблочная КМ - 0,5 МБ Фаворит.
  9. Снегоуборщик мотоблочный СМ-0,6 МБ Фаворит.
  10. Борона.
  11. Картофелевыкапыватель КВ - 2.
  12. Рама СУ - 4.

Технические характеристики и порядок подсоединения навесных орудий к мотоблоку Фаворит изложены в руководстве по эксплуатации на соответствующие орудия, а также можно посмотреть на Web-сайт: в разделах садовая техника и полезная информация о садовой технике . Масса перевозимого груза в прицепной тележке не должна превышать 200 кг.
Инструкция по эксплуатации (руководство) мотокультиваторов крот модели: МК-3-04, МК-3-06, МК-4-01, МК-5-01, МК-6-01, МК-7-01, МК-8-01"
Установка насосная УН - 1 к мотокультиватору «КРОТ»
Руководство по эксплуатации мотокультиватора Крот (модели МК-5-01, МК-9-01)

Как известно, мотоблоки могут быть двух типов. Первые из них работают на цепной, а вторые – на ременной передаче. Во втором случае ременная передача используется для передачи крутящего момента от мотора на навесное оборудование мотоблока, а также играет роль сцепления и трансмиссии. Предлагаем рассмотреть принципы установки ремней на мотоблок Нева, а также методы их регулировки своими руками.

Правила выбора ремней для мотоблоков Нева

Модельный ряд мотоблоков Нева не ограничивается только одним представителем. Напротив, существует несколько модификаций сельскохозяйственных агрегатов, для каждого из которых подходят ремни определенного типа.

На мотоблоке МБ-1, как и для мотоблока Нева МБ-2, используется преимущественно клиноременная передача. Применение клиновой передачи позволяет агрегату передвигаться, как в переднем, так и в заднем направлении. В случае неисправности клиноременного механизма машины марки Нева работать не будут.


Мотоблоки МБ-1 оборудуются клиноременной передачей переднего и заднего хода. В то же время, модификация МБ-2 оснащена лишь передачей переднего хода. Такая разница в конструкции двух моделей агрегатов не позволяет использовать для них один и тот же вид ремней. Напротив, чтобы правильно выбрать ремень на мотоблок Нева, следует изучить ряд следующих факторов:

  • Тип ремня, который точно соответствует вашей модели мотоблока;
  • Размеры элемента;
  • Степень натяжения элемента;
  • Тип клиновой передачи.

Внимательно изучив каждую из этих характеристик, вы сможете безошибочно выбрать запчасти, которые подойдут конкретно для вашей модели агрегата.

Типы ремней для мотоблоков Нева


Существует три вида ремней, которые устанавливаются на мотоблоки. К ним относиться:

  • Клиновые ремни;
  • Элементы переднего хода;
  • Ремни заднего хода.

Для того чтобы безошибочно выбрать ремень привода для агрегатов марки Нева, лучше всего воспользоваться таблицей, в которой указано соответствие элементов к определенной модели мотоблока.

Данная таблица подскажет, как выбрать ремень к мотоблоку Нева, исходя из модификации сельскохозяйственного агрегата.

Размеры ремней на мотоблоки Нева


Еще один важный фактор при выборе приводных ремней для мотоблока Нева – это их размеры. Определить, какая деталь подойдет для вашей сельскохозяйственной машины, поможет специальная таблица.

Прежде, чем воспользоваться таблицей, следует сделать замеры между шкивами и роликами, на которые будет устанавливаться новая деталь. Это поможет определить точную длину нового элемента.

Натяжка ремня мотоблока Нева – как сделать своими руками?


В конструкции мотоблока Нева МБ-1 и МБ-2 расположение ремней немного отличается. Следовательно, алгоритм установки на обе модели также будет иметь определенные отличия. Чтобы натянуть ремень на мотоблоке Нева МБ-1, нужно соблюдать следующий порядок действий:

  1. В первую очередь из клиноременного механизма необходимо извлечь кожух;
  2. Затем аккуратно снимите со шкива заднюю планку;
  3. При помощи ключа ослабьте подпружиненный ролик;
  4. Демонтируйте старый ремень и натяните новый элемент;
  5. После этого установите все ранее демонтированные запчасти мотоблока.

Регулировка ремня на мотоблоке Нева МБ-2 выполняется в таком порядке:

  1. Как и в первом случае, извлеките кожух из клиноременного механизма;
  2. Посредством специального винта ослабьте натяжение штатного ремня;
  3. Отверните все винты, которые удерживают кронштейн на корпусе мотоблока;
  4. Вытащите старый ремень и произведите настройку шкивов;
  5. Прежде, чем ставить ремень, обязательно протрите пространство между всеми видимыми деталями, и продуйте шланги, к которым есть свободный доступ;
  6. При установке нового ремня один его конец установите на вал редуктора, а второй – на шкив, расположенный в двигателе;
  7. В конце соберите конструкцию в обратном порядке. Более детально об установке ремней на мотоблоки Нева можно узнать из видео.


В большинстве случаев натяжка нового элемента на агрегат Нева выполняется в случае поломки агрегата. Реже владельцы сельскохозяйственных машин меняют ремень преждевременно, чтобы не допустить его повреждения или обрыва непосредственно во время работы с мотоблоком. И в том, и в другом случае, следует быть максимально внимательным, так как чрезмерная натяжка элемента неминуемо приведет к его обрыву.

Размеры ремня на мотоблок Нева - информация, необходимая каждому владельцу данной техники. Тип ремня, длина, натяжение и регулировка, неисправности клиноременной передачи - вопросы с которыми попробуем разобраться в этой статье.

При написании данной статьи я столкнулся с одним интересным фактом: информацию о типах и размерах ремней для мотоблоков Нева и других в сети представлена в основном интернет магазинами, которые предлагают купить свой товар. При этом очень часто встречаются ошибки.

Поэтому вам при покупке ремня нужно быть очень внимательными, и ориентироваться на инструкцию по эксплуатации вашего мотоблока. Данные на этой странице собраны из каталогов от Красного Октября и из инструкции к мотоблокам.

Модификаций мотоблоков Нева большое количество. Бывает такое, что встречаются разные размеры ремня для мотоблока МБ-2 с разными двигателями (смотрите 3 и 4 строчки таблицы ниже)

Таблица применяемых ремней для мотоблоков и культиваторов Нева

Тип мотоблока Нева Тип ремня
МБ-1 старой модификации Ремень приводной А-1180 ВН-Т ГОСТ 1284.1-80 - ГОСТ 1284.3-80 (передний ход)
Ремень приводной 0-1400Т ГОСТ 1284.1-80- ГОСТ 1284.3-80 (задний ход)
МБ-1 А53 (1380)
МБ-2 А-45 13×1143Li A1180Ld
или А1180 ГОСТ 1284.2-89
МБ-2С-9.0 PRO А46.5 А (1213)
МБ-3 А52 13х1320 Li А1350Ld
МБ-23 А49 (в разных каталогах данные отличаются)
A50 13×1270Li A1300Ld
МБ Компакт А47 (1200 Li A47 (1230 проф А))
МК-75 FSCOUZ36
МК-80 А37 13940 Li А 970 Ld
МК-80Р Z31 1/2 10x805Li Z825Ld
МК-100 А-100 ГОСТ 1284.1-89
МК-200 А44

Таблица применяемости шкивов и ремней на мотоблоках Нева МБ 2

Модификация Двигатель Тип ремня
Модель Ø к/в
МБ-2К-6,2 ДМ-1К (ЗАО "Красный Октябрь-Нева") Ø25 А1180 ГОСТ 1284.2-89 или А45 13×1143Li А1180Ld
МБ-2К-7,5 ДМ-1К-7,5 (ЗАО "Красный Октябрь-Нева") Ø25
МБ-2Б-6,0 I/C 6,0 (Briggs&Stratton) Ø19
МБ-2Б-6,0 PRO Vanguard 6,0 (Briggs&Stratton) мод.117 Ø19
Vanguard 6,0 (Briggs&Stratton) мод.118
МБ-2Б-6,5 PRO Vanguard 6,5 (Briggs&Stratton Ø19
МБ-2Б-7,5 Vanguard 7,5 (Briggs&Stratton) мод.1384320190Е1DD1001 Ø19
Vanguard 7,5 (Briggs&Stratton) мод.1384320162Е1DD1001 Ø25,4
МБ-2Б-5,5М I/C 5,5 (Briggs&Stratton) Ø19
МБ-2Н-5,5 HONDA GX200 Ø19
МБ-2Б-6,5 I/C 6,5 (Briggs&Stratton) Ø19
МБ-2С-6,0 PRO EX17 (Robin SUBARU) Ø19
Ø20
МБ-2С-7,0 PRO EX21 (Robin SUBARU) Ø19
Ø20
Более подробно типы и размеры применяемых ремней шкивов и тросов для мотоблоков и культиваторов Нева других модификаций можно узнать

Скачать таблицу применяемости шкивов и ремней для мотоблоков Нева разных модификаций с различными двигателями: tablica-skivov-remnei2013.xls

Обозначение клиновых ремней

Клиноременная передача у мотоблоков типов МБ - 1 и МБ - 2 выпол­няет функцию трансмиссии и механизма сцепления и обеспечивает:

Передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к вход­ному валу редуктора:

Отключение двигателя от редуктора во время переключения передач и плавного соединения их вновь, исключающего резкие перепады нагрузки на двигатель:

Плавное трогание мотоблока с места и его остановку без остановки работы двигателя.

Клиноременные передачи мотоблоков МБ - 2 и МБ -1 конструктивно отличаются, что вызвано применением в них редукторов различного типа

Возможные неисправности клиноременной передачи

Проверка натяжения и регулировка ремня мотоблока Нева

Мотоблок состоит из следующих основных узлов: двигателя 1, трансмиссии 2, ходовой части 3 и органов управления 4.

Двигатель и системы его обеспечения

Привод мотоблока представляет собой классический двигатель внутреннего сгорания со всеми необходимыми для его работы системами. В машинах легкого и среднего класса используются бензиновые четырехтактные двигатели (про устройство и работу четырехтактного двигателя смотрите ). Мотоблоки тяжелого класса нередко оснащаются дизельными двигателями. В устаревших и некоторых легких моделях иногда (довольно редко) можно встретить двухтактный бензиновый двигатель.


Устройство четырехтактного бензинового двигателя (Honda) мотоблока: 1 - топливные фильтры, 2 - коленчатый вал, 3 - воздушный фильтр, 4 - часть системы зажигания, 5 - цилиндр, 6 - клапан, 7 - подшипник коленчатого вала.

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.


1 - электронное магнето, 2 - винт, 3 - башмак магнитный.


Механизм запуска и система зажигания мотоблока Каскад МБ6: 1 - ручка стартёра, 2 - корпус вентилятора, 3 - кожух защитный, 4 - цилиндр, 5 - головка цилиндра, 6 - магнето, 7 - маховик.

  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.

Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д., например вот (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.

Трансмиссия

Трансмиссия служит для передачи вращающего момента от двигателя к колесам и изменения скорости и направления движения мотоблока. Она состоит обычно из нескольких узлов, последовательно соединенных друг с другом: редуктора, дифференциала (в некоторых моделях), сцепления, коробки передач. Эти элементы конструктивно могут выполняться в виде отдельных узлов или объединяться в одном корпусе. Коробка передач служит для переключения скоростей, которых может быть разное количество (до 6-ти передних и 2-х задних), и одновременно является редуктором.

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия , состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока "Угра" НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.


Схема коробки передач мотоблока Угра НМБ-1: 1 - Вилка сцепления, 2 - Стопорное кольцо, 3 - Регулировочное кольцо, 4 - Подшипник, 5 - Стопорное кольцо, 6 - Регулировочное кольцо, 7 - Стопорное кольцо, 8 - Манжета, 9 - Стопорное кольцо, 10 - Подшипник, 11 - Шестерня первой передачи и заднего хода, 12 - Шестерня второй и третьей передач, 13 - Регулировочное кольцо, 14 - Подшипник, 15 - Вал-шестерня ведомая, 16 - Вал-шестерня ведущая.


Схема углового редуктора мотоблока Угра НМБ-1(Н): 1 - Стопорное кольцо, 2 - Регулировочное кольцо, 3 - Коническая шестерня, 4 - Регулировочные кольца, 5 - Подшипник, 6 - Вал-шестерня промежуточная, 7 - Корпус верхний, 8 - Вал выходной, 9 - Регулировочные кольца, 10 - Подшипник, 11 - Коническая шестерня, 12 - Стопорное кольцо, 13 - Чашка пыльника, 14 - Пыльник, 15 - Манжета, 16 - Регулировочные кольца, 17 - Корпус нижний, 18 - Регулировочная прокладка, 19 - Подшипник, 21 - Крышка, 22 - Шестерня, 23 - Шестерня, 24 - Вал.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии , состоящие из двух редукторов - верхнего шестеренчатого и нижнего червячного - используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности , обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности - различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Сцепление, являющееся частью трансмиссии, выполняет несколько функций. Передачу крутящего момента от коленвала двигателя на вал коробки передач (редуктора), разъединение редуктора и двигателя во время переключения передач, обеспечение плавного трогания мотоблока с места и его остановку без отключения двигателя.

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке "Угра" ООО "Кадви" установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным - фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.


Схема сцепления мотоблока Угра НМБ-1: 1 - Вал двигателя, 2 - Полумуфта ведущая, 3 - Полумуфта ведомая в сборе с выжимным подшипником, 4 - Тарельчатая пружина, 5 - Диски ведущие, 6 - Диски ведомые, 7 - Пружинное упорное кольцо.


Рычаг сцепления: 1 - Ось, 2 - Вилка, 3 - Полумуфта сцепления, 4 - Рычаг, 5 - Трос сцепления, 6 - Болт, 7 - Гайка, 8 - Шайба, 9 - Шайба пружинная, 10 - Втулка.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал

Для улучшения маневрирования и осуществления плавных поворотов, в конструкции некоторых мотоблоков (преимущественно тяжелых) предусматривается дифференциал. Назначение последнего состоит в том, чтобы обеспечивать вращение левого и правого колеса с разной скоростью. Дифференциалы могут быть с функцией блокирования колес или без нее. Вместо дифференциала могут использоваться механизмы, позволяющие отключать одно колесо во время движения.

Ходовая часть

Ходовая часть мотоблока представляет собой раму, на которой закрепляются основные узлы и колеса. Иногда рама отсутствует, и ее роль выполняет трансмиссия, к которой крепится двигатель и колеса.

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес - обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Органы управления

Органы управления - это совокупность механизмов, обеспечивающих изменение направления движения и скорости мотоблока. К ним относятся: руль, рычаги и тяги переключения скоростей, рычаги управления сцеплением, подачи "газа", экстренной остановки двигателя и пр. Поскольку в конструкции мотоблоков, за очень редким исключением, не предусматривается наличие сиденья для оператора, устройство мотоблока должно обеспечивать управление им с помощью одних рук.

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой - ручку "газа", рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Каждому владельцу мотоблока необходимо знать, какими характеристиками обладает ремень, использующийся для работы устройства. Агрегаты «Нева» отличаются некоторыми особенностями, поэтому следует это учитывать при выборе нового ремня для мотоблока.

При покупке детали нужно внимательно изучить инструкцию, предоставленную к технике.

Особенности мотоблоков «Нева»

Существует множество модификаций этого мотоблока (МБ-2, МБ-23 и т.д.). Каждому устройству соответствует свой тип ремня. В основном используются мотоблоки МБ-1 – мотокультиваторы старой модификации. Следует отметить, что функционирование устройств МБ-1 и МБ-2 основано на механизме клиноременной передачи. Эта система обеспечивает передвижения агрегата вперед и назад соответственно, без ее помощи устройство попросту не заработает. В мотоблоках модификации МБ-1 встроено клиноременную передачу обоих ходов. В выпусках МБ-2 применяется только одна передача на передний ход. Исходя из этого, чтобы выбрать ремень для мотоблока «Нева», следует запастись такими данными:

  • нужно знать тип ремня, соответствующий именно вашей модели агрегата;
  • длина ремня;
  • степень натяжения детали;
  • тип клиноременной передачи (для определенных модификаций).

Виды ремней

Ремни бывают в мотоблоке такие:

  • клиновой
  • переднего хода
  • заднего хода

В процессе подбор ремня поможет следующая таблица.

Замену ремня можно осуществить самостоятельно. Чтобы натянуть ремень, следует применить определенную силу, но важно не перестараться, чтобы он не лопнул.

Нужно не только правильно выбрать ремень на мотоблок «Нева», но и знать, как его установить. Сначала убедитесь, что вы правильно определили все размеры. Процессы замены ремня для агрегатов этих двух образцов отличаются один от другого. Для МБ-1 последовательность действий следующая:

  • первый шаг заключается в извлечении кожуха из клиноременного механизма;
  • далее нужно аккуратно снять заднюю планку со шкива;
  • возьмите ключ и сделайте слабее подпружиненный ролик;
  • снимается сама деталь;
  • следующим действием нужно натянуть новый ремень;
  • в конечном итоге возвращаем на место те детали, что были сняты, и укрепляем их.

Для МБ-2 видим несколько иной ход действий:

  • первое действие аналогично предыдущей схеме;
  • затем таким же образом ослабляем натяжение ремешка;
  • следом нужно открутить те винты, что обеспечивают прикрепление кронштейна;
  • вытаскиваем ремень;
  • производим регулировку шкивов;
  • помещаем в механизм другую деталь (помните, что вначале нужно произвести натяжение ее на вал редуктора, а затем на шкив, находящийся в моторе);
  • собираем все снова.

Как правило, переустановка ремня осуществляется, если произошла какая-то поломка в процессе работы. Но иногда владельцы техники просто хотят заменить деталь на более новую и не такую изношенную. Кроме того, существует другой способ увеличить продуктивность мотоблока – можно поставить второй ремень. Установка второго ремня на мотоблок «Нева» занимает приблизительно десять минут.


В целом, при замене ремня на «Неве» следует учитывать, на каких наработках основана та или иная модификация. Например, «Нева»-мини (МК-100) отличается от других моделей тем, что при ее производстве используют проектирования, сделанные еще в советское время. Более подробно о выборе ремня и его замене расскажет следующее видео.