Первые в мире автомобили. Важнейшие события автомобилестроения

Паровые автомобили

Паровая тележка Кюньо, вторая (1771) модификация

Двигатели внутреннего сгорания

1870 год, Вена, Австрия: Первый в мире транспорт на бензине. «Первая машина Маркуса»

Ранние попытки изготовления и использования двигателей внутреннего сгорания были затруднены из-за отсутствия подходящего топлива , особенно жидкого , и ранние двигатели использовали газовую смесь.

Ранние эксперименты с использованием газов были проведены швейцарским инженером Франсуа Исааком де Ривасом (англ.) русск. (1806), построившим двигатель внутреннего сгорания работающий на водородно -кислородной смеси, и англичанином Семюелем Брауном (англ.) русск. (1826), экспериментировавшим с собственным двигателем на водородном топливе в качестве транспортного средства до Шутерс Хилл (англ.) русск. , юго-восточный Лондон . Гиппомобиль (англ.) русск. бельгийца Этьена Ленора с одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания на водородном топливе совершил тестовый пробег из Парижа в Жуанвиль-Ле-Пон (англ.) русск. в 1860 покрыв около девяти километров примерно за три часа . Поздняя версия работала на угольном газе . Деламар-Дебутевильский (англ.) русск. автомобиль был запатентован и опробован в 1884 году.

Бронзовая или Эдвардианская эра

Получившая свое название от распространенного применения бронзы в США , англ. Бронзовая (или Эдвардианская (англ. )) эра продолжалась с примерно 1905 г. до начала Первой мировой войны в 1914 г. 1905 г. стал верхом в развитии автомобиля, отметившей момент, когда больше автомобилей стало продаваться не энтузиастам, а обычному потребителю.

В течение 15 лет, составлявших эту эру, будут выделены разнообразные экспериментальные разработки и альтернативные двигатели. Хотя современный туристический автомобиль (англ. ) был изобретен ранее, только с широким распространением системы Панара-Левассора появились узнаваемые и стандартизованные автомобили. Спецификация этой системы предусматривала заднеприводной автомобиль с двигателем внутреннего сгорания , расположенным спереди (англ. ) и шестеренчатой трансмиссией . Традиционные, похожие на повозки , транспортные средства были быстро забыты, а англ. сделанные из кожи и дерева кузова уступили место англ. кузовам со входом сзади и другим более дешевым кузовам.

Развитие автомобильных технологий в эту эру было быстрым, отчасти благодаря существованию сотен мелких производителей, соревнующихся за внимание мира. Основные разработки заключались в электрической системе зажигания (мотор-генератор на Arnold в 1898 г., хотя лавры пожинает Роберт Бош 1903 г.), независимая подвеска (в действительности придуманная Bollée в 1873 г.) и тормоза на все четыре колеса (Arrol-Johnston Company of Scotland в 1909 г.). Для подвески широко использовались рессоры , хотя все ещё применялось и множество других систем, уголковая сталь заменила усиленное дерево в конструкции шасси. Получили широкое распространение трансмиссии и управление подачей топлива, что позволило двигаться с различной скоростью, хотя автомобили в большинстве своем имели дискретный набор скоростей, а не бесконечно переменную систему, знакомую по автомобилям более поздних периодов. Впервые появилось и безопасное стекло, запатентованное Джоном Вудом в Англии в 1905 г. (Оно не станет стандартным оборудованием до появления Rickenbacker в 1926 г.)

На пике популярности в США между 1907 и 1912 гг. находились моторные повозки с большими колесами (напоминавшие конные повозки до 1900 г.). Их производило более 75 компаний, в том числе Holsman (Чикаго), IHC (Чикаго) и Sears (продавал по каталогу). Эти повозки были похоронены Моделью Т. В 1912 г. Hupp в США (поставшик кузовов Hale & Irwin) и BSA в Великобритании впервые применили цельнометаллические кузова. В 1914 г. к ним присоединился Dodge (который производил кузова для Модели Т). И хотя прошло ещё 20 лет до момента, когда цельнометаллический кузов стал стандартным, эта перемена означала улучшение предложения дерева высшего качества производителям мебели.

Примеры автомобилей этого периода:

  • 1908-1927 Форд Модель Т - наиболее распространенный автомобиль этой эпохи. В нём применялась планетарная трансмиссия и педальная система управления. Автомобиль победил на конкурсе «автомобиль века» .
  • 1910 Mercer Raceabout - считаясь одной из первых гоночных машин, Raceabout воплощал энтузиазм водителя, как и одинаково задуманные его собратья American Underslung и Hispano-Suiza Alphonso.
  • 1910-1920 Bugatti Type 13 - примечательный городской и гоночный автомобиль в котором были воплощены передовые инженерные разработки и дизайн. Похожими моделями были Type 15, 17, 22 и 23.

Винтажная эра

Austin 7 коробка-седан, 1926 год

Эра винтажных автомобилей продолжалась с конца Первой мировой войны (1919 г.) до краха Уолл-стрит в 1929 г. В течение этого периода доминирующими стали автомобили с передним расположением двигателя, закрытым кузовом и стандартизованным управлением. В 1919 г. 90 % автомобилей выпускались с открытым кузовом; к 1929 г. 90 % - с закрытым. Быстрыми темпами продолжалось развитие двигателя внутреннего сгорания : на вершине линейки были многоклапанные (англ. ) двигатели с верхним распределительным валом , а для сверхбогатых клиентов были придуманы V-образные восьми- , двенадцати- и даже шестнадцатицилиндровые двигатели. Мальком Лоухед (сооснователь Локхид) изобрел гидравлические тормоза также в 1919 г. Такие тормоза были применены Дюзенбергом (англ. ) на их Модели А 1921 г. Три года спустя Германн Рейслер из Вулкан Мотор изобрел первую автоматическую трансмиссию с двухступенчатой планетарной коробкой передач, преобразователем момента и блокирующей муфтой . Эта трансмиссия никогда не производилась. Её подобие станет доступно в качестве опции лишь в 1940 г. В самом конце эры винтажных автомобилей во Франции было изобретено тонированное стекло (сегодня стандартное оснащение для боковых окон).

Типичные автомобили винтажной эпохи:

  • 1922-1939 Austin 7 - Остин 7 был самым широко копируемым автомобилем за всю историю автомобилей. Эта модель служила образцом для всех автомобилей, от BMW до Nissan.
  • 1924-1929 Bugatti Type 35 - Тип 35 одна из самых успешных гоночных моделей за всю историю автомобилей, одержала более 1000 побед в течение 5 лет.
  • 1922-1931 Lancia Lambda - очень продвинутый автомобиль для того времени. Первый автомобиль с цельным несущим кузовом и независимой передней подвеской.
  • 1925-1928 Hanomag 2 / 10 PS - ранний пример обтекаемого стиля, без отдельных бамперов (крыльев) и подножек.
  • 1927-1931 Ford Model A (1927-1931) - после того, как Форд слишком долго выпускал Модель Т бронзовой эры, компания порвала с прошлым начав новую серию с Модели А 1927 г. Было собрано более 4 млн автомобилей, что сделало её самой продаваемой моделью эпохи.
  • 1930 Cadillac V-16 - разработанный на пике винтажной эпохи, Кадиллак с V-образным шестнадцатицилиндровым двигателем вместе с Бугатти Рояль можно рассматривать как наиболее легендарные супер-люкс автомобили эпохи.

Довоенная эра (до Второй мировой войны)

Citroën Traction Avant

Довоенная часть классической эры началась с Великой депрессии 1930 г. и закончилась с восстановлением от последствий Второй мировой войны , которое обычно считают завершившимся в 1948 г. Именно в этот период в продажах доминируют интегрированные бампера и полностью закрытые кузова, а новые типы кузовов седан в задней части интегрируют даже багажник для грузов. Старые раундабауты, фаэтоны и городские автомобили с открытым верхом были вытеснены к концу эры по мере того, как крылья, подножки и головные огни постепенно были интегрированы в кузов автомобиля.

К 1930-м было изобретено большинство из технологий механики, используемых в сегодняшних автомобилях, хотя некоторые вещи были «переизобретены» и приписаны кому-то ещё. Например, передний привод был переоткрыт Андре Ситроен и представлен в Traction Avant в 1934 году, хотя он появился несколькими годами ранее в дорожных автомобилях сделанных Алвисом и Кордом, и в гоночных машинах от Миллера (и возможно появился ещё в 1897 году). Аналогично, независимая подвеска первоначально была изобретена Amédée Bollée в 1873 г., но не попала в серийное производство до появления малообъёмного Mercedes-Benz 380 в 1933 г., что заставило более широко использовать её на американском рынке. В результате консолидации и взросления автомобильной промышленности , отчасти благодаря влиянию Великой депрессии, к 1930 г. количество производителей автомобилей резко сократилось.

Образцы довоенных автомобилей:

  • 1932-1939 Alvis Speed 20 и Speed 25 - первые автомобили с полностью синхронизированной коробкой передач.
  • 1932-1948 Ford V-8 - применение мощного V8 с плоской головкой цилиндров в массовом автомобиле установило новые стандарты эффективности и энерговооруженности.
  • 1934-1940 Bugatti Type 57 - единичный высококлассный автомобиль для богатых.
  • 1934-1956 Citroën Traction Avant - первый массовый автомобиль с приводом на передние колеса, построен на несущем кузове.
  • 1936-1955 MG серии T - спортивная машина по доступной цене, рассчитанная на молодёжь.
  • 1938-2003 Volkswagen Beetle («жук») - задуманный как эффективный и дешёвый автомобиль ещё в нацистской Германии стал самым долгопроизводящимся в мире - выпускался более 60 лет с минимальными изменениями базовой конструкции; самый массовый автомобиль в мире - несколько десятков миллионов экземпляров выпущены во многих странах; культовый автомобиль занял четвёртое место на конкурсе «автомобиль века» ; автомобиль имеет рестайлинговый новый вариант узнаваемого дизайна и в XXI веке.
  • 1936-1939 Rolls-Royce Phantom III - вершина довоенной инженерной мысли с двигателем V12 располагал технологическими новинками, которые появились в автомобилях многих других производителей только в 60-х. Наивысшее качество и энерговооруженность качества.

Послевоенная эра

1954 Plymouth Savoy Station Wagon, один из первых цельнометаллических универсалов

На протяжении 1950-х повышалась мощность двигателя и росла скорость транспорта, дизайн становился более комплексным и искусным, а автомобили распространялись по всему миру. Миниатюрные машины Mini Алека Иссигониса и 500-ка Фиата заполоняли всю Европу, в то время как в Японии подобные машины лёгкого класса были поставлены на колёса впервые. Легендарный Volkswagen Beetle пережил Гитлеровскую Германию , чтобы взбудоражить рынок миниатюрных автомобилей Америки и мира. Также новый класс псевдоспортивных автомобилей Gran Turismo (GT), как и серия Ferrari America (англ.) стал популярен в Европе и затем в мире. Крайняя роскошь, воплощенная впервые в американском Cadillac Eldorado Brougham , появилась вновь после длительного перерыва и вместе с большими габаритами, двигателями и вычурным дизайном с аэродинамическими формами и элементами стала характеризовать золотой век американского (т. н. плавникового) автодизайна .

После 1960-х гг. рынок значительно изменился, поскольку былой законодатель автомобильной моды Детройт столкнулся с иностранной конкуренцией. Европейские производители внедряли все более новые технологии, к тому же Япония заявила о себе как серьёзном автопроизводителе. Дженерал Моторс, Крайслер и Форд пытались выпускать маленькие автомобили, вроде GM А, но не преуспели. По мере консолидации рынка укрупненными группами, такими как British Motor Corporation, США и Великобританию захлестнул связанный импорт и выпуск «новых» автомобилей путем замены шильдика. Революционный маленький Mini от BMC, впервые выпущенный в 1959 г. захватил существенную долю продаж во всем мире. Mini продавались под торговыми марками Morris и Austin до тех пор, пока Mini не стал самостоятельным брендом в 1969 г. С поглощением нишевых производителей вроде Мазерати, Феррари и Лянча более крупными производителями, тенденция корпоративного укрупнения добралась и до Италии. К концу десятилетия количество автомобильных брендов сильно сократилось.

В Америке главным фокусом продаж стала энерговооруженность, чем было обусловлено появление небольших (по американским меркам) двухместных автомобилей (т. н. класс pony) и двухдверных псевдоспортивных автомобилей с непропорционально мощным двигателем и усиленной подвеской (т. н. muscle car), близких к GT. В 1964 году появился широко известный Ford Mustang . В ответ Шевроле в 1967 году выпустил Камаро. Но 1970-х все изменилось. Нефтяной кризис 1973 года, ввод ограничений на выброс вредных веществ автомобилями, импорт из Японии и Европы и застой в области инноваций нанесли ущерб американской промышленности, переориентировавшейся в целом на более сдержанные и скромные машины. Хотя это несколько иронично, восстановление продаж после энергетического кризиса происходило за счет именно полноразмерных седанов. В конце 70-х у марок Кадиллак и Линкольн были лучшие годы продаж. Небольшие машины с высокой энерговооруженностью от BMW, Toyota и Nissan заняли место автомобилей из Америки и Италии, оснащённых крупными двигателями.

Помимо более широкого распространения автомобилей меньшей размерности и появления GT-класса, новыми тенденциями в конце XX века стали большая популярность двухобъёмных универсалов , а также джипов сначала в Америке, а затем в Европе (в том числе в СССР/России - с ВАЗ-2121) и мире и появление нового класса однообъёмных автомобилей , первыми из которых были французский Renault Espace и американский Pontiac Trans Sport .

На технологическом фронте самыми большими разработками были широко распространённое использование дизелей , независимой подвески, более широкое применение впрыска топлива и растущее внимание к безопасности в конструкции автомобиля. Самыми громкими технологиями 1960-х были роторно-поршневой «двигатель Ванкеля » компании NSU, газовая турбина и турбокомпрессор . Однако только последний, впервые примененный Дженерал Моторс и популяризированный также BMW и Сааб , получил широко распространённое применение в виде т. н. турбонаддува . Мазда имела несколько более значительный чем NSU успех с роторным двигателем, который тем не менее приобрёл репутацию грязного «пожирателя» бензина и так и не вошёл в широкое распространение. Остальные компании, имеющие лицензию на двигатель Ванкеля, в том числе Мерседес-Бенц и Дженерал Моторс никогда не применяли его в производстве после нефтяного кризиса 1973 г.. Водородный вариант роторного двигателя Мазды впоследствии продемонстрировал потенциал «абсолютного экологического автомобиля». Разработки и внедрение газотурбинных автомобилей как Ровера, так и Крайслера закончились безуспешно.

Куба знаменита тем, что сохранила на многие десятилетия парк больших американских автомобилей выпуска до 1959 г., известных как «танки янки» или «маркинас», оставшихся после революции на острове и прекращения новых поставок из-за торгового эмбарго США.

К концу века многодесятилетняя мировая большая тройка концернов-автопроизводителей из США (Дженерал Моторс , Форд , Крайслер) также стала утрачивать лидерские позиции, уступая прежде всего концернам Японии, которая отобрала звание мирового лидера автомобилестроения у США, началось интенсивное развитие автопроизводства в новых странах, прежде всего азиатского региона, широкую практику, продолжающуюся и поныне, приобрело создание транснациональных концернов и консорциумов автопроизводителей, а также транснациональных «платформ» автомобилей, выпускающихся в разных странах.

Примеры послевоенных автомобилей:

  • 1946-1958 ГАЗ-М-20 «Победа» - советский легковой автомобиль, практически первый в мире крупносерийно выпускавшийся революционный кузов полностью понтонного типа.
  • 1948-1971 Morris Minor - типичный послевоенный автомобиль, был очень популярен, и продавался по всему миру.
  • 1953-1971 Chevrolet Bel Air и 1953-2002 Cadillac Eldorado Brougham - в первых поколениях ярчайшие представители золотого века американского (т. н. плавникового) автодизайна
  • 1955-1976 Citroën DS - яркий и немногий представитель необычных ходовой части (гидропневматической) и дизайна (одного из самых узнаваемых), благодаря которым стал частым киногероем; занял третье место на конкурсе
Что такое автомобиль? Это слово произошло от греческого «аутос» - «сам» и латинского «мобилис» - «подвижный», а одним словом - «самодвижущийся». Для кого-то сегодня он стал роскошью, для кого-то – второй женой, но изначально заложенная в автомобиль его изобретателями функция средства передвижения осталась первоочередной и сегодня.

И каждый день усаживаясь за руль этого средства передвижения, мы даже не задумываемся, что если бы кому-то в голову однажды не пришла идея его изобретения… Кто же он, этот кто-то?

Первые известные чертежи автомобиля (с пружинным приводом) принадлежат Леонардо да Винчи, но ни действующего экземпляра, ни сведений о его существовании до наших дней не дошло. Хотя не так давно эксперты Музея истории науки из Флоренции смогли восстановить по чертежам этот автомобиль, доказав правильность идеи Леонардо.

В 1770 году французский изобретатель Жозеф Кюньо построил трехколёсный тягач с паровым двигателем для передвижения артиллерийских орудий. Его считают предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в других странах, однако они были тяжёлыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили.

В 1791 русский изобретатель Иван Кулибин построил повозку-самокатку, приводимую в движение предварительно раскрученным маховым колесом. Этот автомобиль имел тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т.д.

Всего известно более четырёхсот конструкций, претендующих на звание первого автомобиля. Долгие споры о приоритете тех или иных стран, изобретателей и конструкций заставили выработать четыре необходимых и достаточных условия для определения приоритета. Первое - разработка конструкции транспортной машины. Второе - оформление юридического документа, патента. Третье условие - постройка работоспособного опытного образца и его публичные испытания. И четвертое - организация производства изделия.

Все эти 4 условия первым формально выполнил Карл Бенц. 29 января 1896 года для своей трехколесной моторной коляски он получает патент DRP №37435 и налаживает её производство. Поэтому Бенц официально и признан изобретателем автомобиля. Хотя фактически автомобиль был изобретен Бенцом еще в 1885 году, но в нем имелись кое-какие недостатки. Ну, обо всем попорядку.

В 1871 году работавший в мостостроительной фирме в Мангейме Карл обручился с энергичной девушкой Бертой Рингент. Девизом молодой семьи стали слова: «Вера, надежда и борьба». И ныне многие историки вполне серьезно полагают, что именно Берта вывела автомобилестроение на большую дорогу, ведь именно она была замешана в «похищении», которое стало переломным моментом в жизни и карьере Бенца, поэтому, думаю, требует подробного рассказа.

«У меня похитили мой автомобиль! Их было трое, действовали они согласованно и дружно. В мой автомобиль они были влюблены так же, как я сам. Но они требовали от него больше, чем я... Они хотели испытать похищенный автомобиль и проехать на нем 180 километров по неровной дороге. Компания с бродяжническими наклонностями состояла из моей жены и обоих сыновей».

В 1885 году Карл продемонстрировал бюргерам Мангейма свой трехколёсный самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Однако новинка вызвала не столько интерес, сколько раздражение. Когда Бенц решил проехать по городу, шум мотора перепугал лошадь мясника. Она понесла, рассыпав по дороге груз. Чтобы замять скандал, Карл купил испорченный товар, поставил автомобиль под навес и принялся его совершенствовать. Машину «угнали» ранним летним утром 1888 года, когда её создатель спал. Старший сын Бенца Евгений сел за руль, рядом с ним - мать, сзади - младший брат. Они отправились к родственникам в маленький городок Пфорцхейм. Впрочем, это был лишь предлог. Приключений и волнений в дороге было предостаточно.

В то время бензин можно было купить только в керосиновых лавках, где его продавали как средство для чистки одежды от пятен. Неисправности приходилось устранять подручными средствами - для прочистки засорившегося бензопровода Берта использовала длинную шляпную булавку, а ленту от шляпки - для закрепления деталей системы зажигания. Каждый раз спускаясь под гору, мать волновалась за мальчиков - вдруг испортится деревянный тормоз. Приходилось не раз останавливаться и просить деревенских сапожников заново обивать его кожей. Цепи привода задних колес вытянулись и начали соскакивать с зубцов звездочек. Пришлось остановиться еще и у кузницы. Но за все свои волнения и мытарства путешественники были вознаграждены с лихвой.

Жители Пфорцхейма сбегались толпами, чтобы поглазеть на трехколесную «безлошадную повозку». О дальнем автопробеге Берты узнала вся Германия, пресса обратила серьезное внимание не только на её путешествие, но и на автомобиль Карла Бенца. С этого времени и начался его путь к славе и успеху.

А ведь прежде все было иначе. Первый автомобиль Бенца, сделанный в 1885 году, представлял собой трехколесный двухместный экипаж на высоких колесах со спицами. На него Бенц поставил свой новый четырехтактный бензиновый мотор с водяным охлаждением мощностью 0,9 л/с.

Цилиндр располагался горизонтально над осью огромных задних колес и приводил их в движение через одну ременную и две цепные передачи. Большой, горизонтально расположенный маховик находился под двигателем. Он соединялся с коленвалом конической передачей и использовался для создания равномерного вращения и для запуска мотора. Электрическое зажигание питалось от гальванической батареи - это было более совершенное решение, чем калильные трубки Готлиба Даймлера, работавшего параллельно и независимо от Бенца. В отличие от деревянной тележки Даймлера автомобиль Бенца имел раму, спаянную из металлических трубок. Машина развивала смехотворную по нашим меркам скорость - 16 км/ч, но по тем временам это была весьма прогрессивная конструкция.

С 1888-го года Карл начал демонстрировать свои машины на международных автомобильных выставках, но тем не менее дела шли ни шатко ни валко. Широкая известность пришла к Бенцу лишь после пятидневного путешествия его жены. Кстати, историки считают его первым в мире автопробегом. Как и автомобиль Бенца, путешествие Берты тоже стало достоянием истории. В 1893 году Бенц создал четырехколесный автомобиль, запатентовав собственную шкворневую систему поворота управляемых колес. Они поворачивались поодиночке, а не целиком на общей оси - это было очередной технической победой Бенца. Открытый двухместный экипаж на высоких колесах с полностью закрытым моторным отсеком, в котором размещался одноцилиндровый трехлитровый движок мощностью около трёх «лошадей», был любимым творением Бенца. Недаром он назвал его Viktoria - «победа».

После создания «Виктории» дела фирмы наладились. Бенц решил создать серию экипажей, добавив к мощной «Виктории» легкую модель «Вело» (улучшенный четырехколесный вариант первого трехколесного экипажа). Выпускавшийся с 1894 года «Вело» был, как считают, первым серийным автомобилем (за три года было изготовлено 381 авто). «Бенц Вело», появившийся в России в 1894 году, стал прообразом первого российского автомобиля, построенного два года спустя Е.Яковлевым и П.Фрезе. Но всё это интересно только специалистам.

Безусловно, технический талант Карла, его неустанная борьба за новизну, продуманность и качество машин были той основой, на которой стояла фирма. Однако её звёздным часом стало и навсегда останется путешествие Берты.

Говоря об истории изобретения автомобиля, нельзя обойти стороной некого Готлиба Даймлера. А причем тут, собственно, Даймлер, - спросите Вы? Если говорить о датах, то Готлиб Даймлер фактически обогнал Бенца. Однако он не патентовал автомобиль. Даймлер создал и запатентовал в 1883 году свой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для самых разных транспортных средств. В 1885 году он испытывает его на мотоцикле и 29 августа, на полгода раньше Бенца получает патент DRP №36423 на первый в мире мотоцикл. Этот мотоцикл имел по бокам поддерживающие колёса, как на современном детском велосипеде. Почему же не считать его первым четырёхколёсным автомобилем, тем более, что запатентованный Бенцем автомобиль тоже не имел кузова?

В 1886 году Даймлер заказывает у каретного мастера кузов, отличающийся от кареты только отсутствием оглоблей. Для поворотов служил рычаг, выведенный наверх к водителю. А вместо лошадей карету тянул мотор Даймлера, передавая усилие через ремённую передачу на задние колёса. Почему же Бенц тоже не воспользовался готовым кузовом, а создал свою хлипкую конструкцию на трёх велосипедных колёсах?

Скорее всего, имеющийся у него двигатель чужой конструкции, только усовершенствованный Бенцем, не смог бы потянуть тяжёлую машину.

А Даймлер в 1887 году успешно испытывает свой двигатель на лодке, но тоже не патентует катер. В том же году он проводит испытания железнодорожной дрезины и пожарного насоса с бензиновыми двигателями. Годом позднее состоялся полёт аэростата, воздушные винты которого вращал двигатель Даймлера.

Бенц и Даймлер так и ни разу не встретились при жизни. А конкуренции их фирм положило конец произошедшее в 1926 году слияние «Deimler Geselschaft» и «Benz und Co». Официальной эмблемой этого союза стала трехлучевая звезда, придуманная когда-то Даймлером и символизирующая успех марки на суше, в воде и в воздухе. Эмблема стала общей для объединенного концерна, а автомобили стали поставляться на рынок под торговой маркой «Mercedes-Benz».

Изобретение автомобиля и дальнейший процесс автомобилестроения стали одними из самых положительных событий в развитии человеческого общества. Автомобили во многом упростили не только сферу обслуживания, но и саму жизнь людей на планете Земля. Сегодня автомобили продолжают лидировать среди самых желанных товаров для семей из разных стран мира.

История началась более 120 лет назад. Был создан немецкими исследователями Готлибом Даймлером и Карлом Бенц первый двигатель внутреннего сгорания. Это был прорыв в создании первого агрегата. С этого времени началась эпоха машиностроения.

Первые изобретения устройств на паровом двигателе начали появляться еще в 17 веке. Они были наподобие экипажей. Двигались они, так скажем не быстро, издавали сильный шум, а также выпускали много дыма.

Например, есть данные, что бельгийский священник-изобретатель Фердинанд Фебрист в 1672 году создал модель на паровом ходу, как игрушку для китайского императора. Экземпляр был небольших размеров, и не мог перевозить даже водителя, но мог развить скорость до 25 километров в час. Возможно, это и была первая модель транспорта для перевозки людей в будущем.

«паровые телеги»

Первые паровые кареты начали изобретать уже в 18 веке.

В 1769 году француз Николя-Жозеф Кюньо представил свое изобретение, как его назвали в журнале «Астрономия Европы» — «паровой телеги». Размер «телеги» был60 сантиметров, работала на пару, скорость максимальную развивала3,6 километрав час, запас топлива был всего на 15 минут передвижения. Предполагалось использовать это устройство в виде тягача орудий, но изобретение не прижилось.

В 1791 году в России Иван Кулибин представил публике свою разработку карету, у которой был паровой двигатель и педали, а также автомобиль имел коробку передач, подшипники, тормоза, маховик, три колеса. Но его энтузиазм и разработки правительство не поддержало, поэтому дальнейшие разработки не получили продолжения в то время.

В конце 90-х годов 18 века американский исследователь Эванc построил паровую повозку, она получила название «Орактур Амфибилоc». Позволяла путешествовать и по земле и по воде. Этому изобретателю был выдан первый патент на автомобиль.

В начале уже 19 века в Лондоне появился первый экипаж, способный перевозить 10 человек

Уже в 1832 году появился первый паровой самоход на 50 человек, перевозящий пассажиров из Бирмингема в Лондон и обратно. Скорость передвижения была16 километровв час.

В 1854 году итальянский военный изобретатель собрал три дилижанса работающих на пару.

В России снова появились разработки паромашин уже в 19 веке. Так в 1860 году Амоc Черепанов, который являлся племянником одного из конструкторов паровоза, создал тягач. Это самоходное устройство прозвали «паровой слон» и оно проработало несколько лет.

электромобили

Поняв, что на паровых двигателях развитие автомобиля будет не возможно, ученые перешли на развитие двигателей работающих на электроэнергии.

В 1828 году Йедлик Аньош из Венгрии изобрел первый электромотор для своей миниатюрной модели автомобиля.

Также в 1834 году в США изобретатель Вермонт Томас Дэвенпорт создал первый электрический мотор, работающего от постоянного тока. Опять же электродвигатель был предназначен для небольшой модели автомобиля. Скорость модели была3 километрав час.

В 1837 году в Англии Роберт Дэвидсон запустил первый электрический экипаж, его скорость была6 километровв час. Источник тока в этом техническом устройстве был гальванический аккумулятор.

В 1840 году в Англии был выдан патент на использование рельсов в качестве проводника тока. В Америке подобные патенты были выданы чуть позже в 1847 году.

Англичанин Андерсон в 1839 году создал карету, работающую на электродвигателе, гальванические элементы были одноразового типа.

автомобили современного вида

Принято считать – 1885 год, годом создания первого бензинного двигателя. Название тогда он получил «Моторваген». Изобрели его два немецких инженера Бенц и Даймлер. Их автомобиль был трехколесным, его вес был 230 килограмм и мог разогнаться до 16 километров в час. Двигатель был с одним цилиндром, мощность его составляла 0,85 лошадиные силы. На этот изобретение под названием «экипаж с приводом от газового двигателя», Бенцом получен патент в Германии в 1886 году. А другой немецкий инженер Даймлер добавил в конный экипаж двигатель внутреннего сгорания. Эти два конструктора и считаются основателями создания двигателя внутреннего сгорания.

В России по сведениям историков первая машина с двигателем внутреннего сгорания построена в 1896 году Яковлевым и Фрезе. Этот автомобиль был представлен на промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Выглядел он, в виде двухместного фаэтона, двигатель располагался сзади, мощность его была 2 лошадиные силы. Максимальная скорость была31 километрв час, бака хватало, чтоб проехать около200 километровпути.

Так же есть исторические данные, что уже в 1882 году был построен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания Путиловым и Хлобовым в Санкт-Петербурге. Автомобиль был четырехколесным, для двух пассажиров с открытым верхом.

В 1891 году в России появился первый иностранный автомобиль. Его привез из Марселя Навроцкий, владелец газеты «Одесский листок». Марка автомобиля по различным историческим записям упоминается и «Панар-Левассор», и «Бенц-Вело», точной информации нет.

В 1894 году в Москве появился первый иностранный автомобиль, это был «Бенц-Вело», мощность двигателя которого 1,5 лошадиные силы. Владелец был богатый купец. При первом же появлении автомобиля на улицах столицы, при неумелом управлении водителя, случилась неприятная ситуация. Лошади, запряженные в коляски, испугались и опрокинули повозки. После этого инцидента, хозяину было запрещено ездить по дорогам города.

В 1895 году появился первый иностранный автомобиль и в Санкт-Петербурге. Владельцем его был архитектор Жиргалев. Обошелся ему этот автомобиль в 4 тысячи рублей. Автомобиль марки «МоторВаген» был четырехместный, весил850 килограмм, максимальная скорость его была27 километровв час. Полного бака хватало на шести часовую поездку.

Самым первым в 1769 году был француз Кюньо, назвавшим словом «Автомобиль» свое изобретение — паровой повозки.

В Париже в национальном музее искусств и ремесел с 1800 года храниться модель первого экипажа.

Понятие «автомобиль» в мире закрепилось после 1894 года после прохождения во Франции первых международных автомобильных гонок. До этого времени, было принято использовалось такое понятие, как «вуатюр отомобиль», что в переводе дословно означает «повозка самодвижущаяся».

Автомобильная история за небольшой промежуток времени, всего около 100 лет, показала, что она очень яркая и быстротечная, и нам остается только воображать, как будет выглядеть автомобиль через 100 лет, фотографию фантазию можно увидеть на этой картинке.

В наше время существование без автомобиля представить очень трудно, насколько он прочно вошел в человеческую жизнь. Если еще полвека назад личный авто считался чуть ли не предметом роскоши, то теперь в некоторых семьях есть две или три машины.

Но знаем ли мы историю автомобиля, как он появился на свет? В этой статье мы рассмотрим подробнее, как зарождалась история автомобилестроения, когда первые автомобили появились в России, на каком топливе они работали.

Прообразы первого автомобиля

Изобретение всегда приписывают какому-то одному человеку, поэтому изобретателем автомобиля считается Карл Бенц, создавший первую самоходную тележку в 1886 году. Но в самом деле попытки сконструировать автомашину были и раньше, просто Карл Бенц стал первым человеком, который зарегистрировал свое изобретение и получил патент.

Услышав имя Леонардо да Винчи, многие сразу представляют великого художника. Но не все знают, что великий мастер кисти был талантливым архитектором и изобретателем. Историками были найдены чертежи, на которых Леонардо да Винчи отобразил прототип будущего автомобиля. Его идеи не были в то время воплощены в жизнь, зато в 1752 году механик-самоучка Леонтий Шамшуренков создал первую самоходную коляску, который приводилась в движение с помощью двух человек.

Паровой двигатель был изобретён Томасом Ньюкоменом в 1705 году, следующим изобретением стала паровая автоматическая машина, ее построил в 1765 году Иван Иванович Ползунов, а через четыре года на базе парового двигателя французским инженером Николой Кюньо была создана самая первая самоходная машина. Испытания были неудачными – машина получилась тяжелой в управлении и врезалась в стену, а сам Иван Ползунов до этих дней не дожил, умерев от чахотки в 1766 году.

Чем заправляли самый первый автомобиль

Первые прототипы будущего автомобиля работали на пару, но паровые двигатели были громоздкими, больше подходили для паровозов. Для двигателей самоходных машин требовалось другое топливо, и в начале XIX века уже проводились опыты с нефтью. В частности, в России (в районе Ухты) в конце XVIII века работал завод, который занимался предварительной очистки нефти. Первым человеком, которому удалось получить настоящий бензин, был Майкл Фарадей, это произошло в 1825 году.

Изобретение крекинга (расщепление углеводородов) принадлежит русскому инженера Шухову, за счет этого метода удалось добиться увеличения объема производимого из нефти бензина со значительно лучшим коэффициентом полезного действия. Именно таким бензином в дальнейшем и заправлялся самый первый авто.

Для того чтобы автомобиль поехал, был необходим мотор. Первый двигатель внутреннего сгорания, который был изобретен Исааком де Ривазом, работал на водороде, в его конструкции была такая же шатунно-поршневая система, что и у современного автомобильного мотора. Свое «детище» французско-швейцарский изобретатель запатентовал в 1807 году, и на базе двигателя создал колесную тележку (в 1808 году). Но изобретение Франсуа Исаака де Риваза успеха не имело – КПД мотора был очень маленьким, сама тележка применения не нашла.

Первый ДВС, выпускавшийся серийно, в 1859 году запатентовал Жак Этьен Ленуар, бельгийский инженер. Его мотор работал на газовой смеси и воспламенялся электрической искрой. В двигателе был установлен золотник, и через него выходили отработанные газы. Коэффициент полезного действия у силовой установки равнялся всего лишь 4%, тем не менее, ДВС был гораздо меньше и тише паровых двигателей, которые существовали в то время. Изобретение стало пользоваться популярностью, а Ленуара ждал успех.

На основе двигателя Ленуара в 1863 году Август Отто создает более совершенный двухтактный ДВС, КПД которого вырастает до 15%. Окрыленный успехом, немецкий инженер продолжает работу над изобретением, и в 1876 году он получает патент на изобретение первого в мире четырехтактного двигателя. ДВС, созданный Августом Отто, является прототипом всех современных двигателей, которые также работают по четырехтактной схеме.

Вместе с Августом Отто над разработкой двигателя некоторое время работают Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, но между коллегами возникают разногласия, и в 1880 году Даймлер и Майбах покидают Отто, открывают свою мастерскую. Именно Даймлером и был создан действительно работоспособный бензиновый ДВС, который стал двигателем для первого в мире автомобиля.

Готлиб Даймлер – первый, кто нашел разнообразное применение бензину – он создал мотоцикл, установив на него небольшой двигатель. Следует отметить, что транспортное средство было по нынешним меркам небыстрое, она могло развивать скорость только лишь 12 км/ч.

Карл Бенц на изобретение авто получил патент 29 января 1886 года, именно этот день и считается датой изобретения самого первого в мире автомобиля. Первый авто, созданный Карлом Бенцем, был трехколесным, и если посмотреть на фото этого изобретения, можно удивиться примитивности самоходной повозки. Впервые Бенц продемонстрировал свой автомобиль публике в конце 1885 года, а в 1888 году начался серийный выпуск автомашин.

В это же время и Г. Даймлер устанавливал двигатели на повозки, но К. Бенц собирал свой автомобиль с нуля. Даймлер также наладил свое производство – его моторы и самоходные повозки продавались по всему миру, больше всего спросом продукция пользовалась во Франции, где автомобили Daimler приобрели большую популярность. В 1994 году организовали первые автомобильные гонки Париж-Руан (125 км), и весь мир убедился в практичности автомобилей.

Автомобили стали пользоваться успехом у населения, и к 1900-му году Бенц продал две тысячи своих автомашин, став самым крупным мировым автопроизводителем. Авто приобретали богатые люди, так как эта «игрушка» была недешевой. В основном автомашина покупалась не как средство передвижения – богачи покупкой такого транспортного средства утверждали свой статус в обществе, красовались перед другими людьми.

Первый автомобиль Benz имел объем двигателя чуть менее 1 л, и с таким мотором невозможно было даже разогнаться. Для машин, запущенных в серийное производство, применили ДВС 1,7 л, а трансмиссией являлась двухступенчатая КПП. Автомобиль Benz развивал максимальную скорость до 19 км/ч, в 1893-м году появились первые 4-колесные автомобили.

В 1897 году Эмиль Еллинек приобрел автомобиль Daimler Phoenix, и окружающим бизнесмена машина настолько понравилась, что Emil Jellinek попросил фирму Daimler еще произвести несколько авто, которые он назвал в честь своей дочери Мерседес. Таким образом, появилось название всем хорошо известной торговой марки Mercedes, а австрийский бизнесмен со своим капиталом влился в компанию, в дальнейшем став членом правления DMG.

Но не только Benz и Daimler существовали на заре автомобилестроения – к 1900 году автомобильная промышленность стала развиваться в Бельгии (Vincke), Швейцарии (Rudolf Egg), Италии (Fiat), Швеции (Vagnfabrik AB). Первая машина Peugeot выпущена в 1889 году, она работала с паровым двигателем. Через год после встречи с Готлибом Даймлером Арман Пежо решил установить бензиновый мотор, созданный по лицензии Daimler. Первые двигателя Peugeot были созданы в 1896 году, и они уже имели собственную разработку.

Первый автомобиль, собранный в России, представлялся на Нижегородской художественно-промышленной выставке, он был изготовлен фабрикой Фрезе и заводом Яковлева. Автомобиль Фрезе и Яковлева имел оснащение:

Технические характеристики у российской машины следующие:

  • длина автомобиля 3200 мм;
  • ширина – 1530 мм;
  • высота – 1440 мм (со сложным тентом);
  • диаметр передних колес – 680 мм;
  • диаметр задних колес – 836 мм;
  • колесная база – 1037 мм;
  • вес авто – 300 кг.

Такая техника могла развивать скорость до 21 км/ч, как и все автомобили этого времени, машина Фрезе и Яковлева внешне напоминала карету. Подрамники в то время на машинах изготавливали из деревянного бруса, такой же подрамник стоял и на русском авто. Колесные диски тех лет очень были похожи на велосипедные колеса или колеса карет – они имели деревянные спицы, но вот сами шины все же были резиновыми.

Двигатель на машине располагался под кузовом, и он устанавливался горизонтально, цилиндром назад. Автомобиль оснащался карбюратором, а топливовоздушная смесь воспламенялась искрой в камере сгорания при размыкании контактов.

Впереди автомобиля устанавливались два свечных фонаря, имелся сигнальный рожок. В авто предусматривалась педаль тормоза, а вот управление газом было ручное. Карета (если так можно назвать салон автомобиля) оснащалась складным кожаным верхом, вместо рулевого колеса был рычаг.

Первый русский автомобиль назад двигаться не мог, так как у него было только две передачи – «вперед» и «нейтраль». Скорости переключались с помощью рычагов, установленных на рулевой колонке. На машине также предусматривался и ручной тормоз, который шел на задние колеса. Здесь можно перечислить и следующие конструктивные особенности авто:

  • охлаждение двигателя – водяное;
  • запас топлива рассчитан на 214 километров;
  • опережение зажигания регулировалось с помощью «монетки» (как на мотоциклах);
  • имелся глушитель;
  • скорости переключались при помощи ремней, которые перемещались на соответствующие шкивы.

Автомобиль продемонстрировали царю Николаю Второму, но он к новинке отнесся прохладно. После нижегородской выставки машину вернули в Москву, где она пропала из поля зрения, от нее остались только два фото.

Согласно информации представленной на моем сайте, самый первый автомобиль в мире был с паровым двигателем . Конечно, сей агрегат может и можно назвать автомобилем, но вот что-то язык не поворачивается. Под понятием автомобиля у меня ассоциируется транспортное средство, которое достаточно компактное, удобное в обращении и в какой-то степени надежное. Все эти определения явно не подходят для машин 19 века . Помимо всего необходимо организовать серийный выпуск автомобилей, чтобы они были доступны для пользования широкому кругу людей. Что точно нельзя сказать про те штучные экземпляры, ну за исключением некоторых. Так давайте вместе попытаемся найти ответ на вопрос - кто изобрел первый автомобиль?

Даймлер и Бенц, как основатели автомобилестроения.

Время шло, а автомобили все не менялись. Можно сказать, что эволюционный процесс в этой отрасли зашел в тупик. Как вот был изобретен двигатель внутреннего сгорания и перед миром в 1885 году предстал самый первый автомобиль – трехколесник Карла Бенца. Автомобиль был достаточно незатейлив, представлял собой некое подобие изобретения Кулибина , только приводился в движение не мускульной силой, а бензиновым двигателем. Почти в то же время Готлиб Даймлер изобрел велосипед с мотором, а год спустя и «повозку» на моторной тяге.

Для заметки, первый грузовой автомобиль, оснащенный двигателем внутреннего сгорания и грузовым аккумулятором, появился в 1896 году. Аналог с дизельным двигателем увидел свет только 1923 году. По мере развития автомобильной промышленности, а также удешевления производства, грузовики и более мощные грузовые аккумуляторы также обрели популярность.



Первый автомобиль в мире был изобретен Карлом Бенцем в 1886 году. Он получил общественное признание и был запущен в промышленное производство. Представлял собой трехколесное средство передвижения, с двигателем на 1.7 литра, который располагался горизонтально. С задней стороны сильно выступал большой маховик. Управлялось сие средство передвижения при помощи Т-образного руля.

На этом моменте история первого автомобиля выходит на новый уровень, поскольку Бенц был первым, кто предложил покупателям готовый и годный для пользования прообраз современного автомобиля, а Даймлер раньше всех запустил в производство функциональный автомобильный двигатель .

Особенностью данного автомобиля было то, что в нем использовался двигатель с водяным охлаждением. При том двигатель и маховик располагались горизонтально. Коленвал был открытым. Посредством простого дифференциала, с помощью ремня и цепей, двигатель приводил в движение задние колеса. Главным достижением кондукторской мысли можно было считать использование впускного клапана с механическим приводом и электрического зажигания. Изначально, рабочий объем двигателя составлял всего 985 куб. см., этого недостаточно даже для разгона машины. Поэтому, первые машины, выпущенные в продажу, были оборудованы более мощными моторами с рабочим объемом 1.7 литра и двухступенчатой коробкой передач. С годами, мощность двигателя выросла в 4 раза и составляла 2,5 л.с.. Таким образом, машина Бенза развивала максимальную скорость 19 км/час, что весьма не плохо для первого автомобиля в мире. Однако Карла Бенза это не устраивало, и он всё продолжал свои поиски. И скоро его детище успешно выступило в известных тогда гонках London-to-Brighton Run , обладая средней скоростью 13 км/час. Массовый выпуск автомобиля начался лишь в 1890 году.

Через три года "Benz" выпустил первые четырехколесные автомобили. Основанные на трехколесной конструкции, в то время они казались слишком старомодными. Но, невзирая их медлительность и примитивность, они отличались простотой, доступностью, в плане технического обслуживания и ремонта, и долговечностью. Позднее появилась двухцилиндровая модификация, но, по настоянию Бенца, первоначальные технические решения в основном оставались неизменными.

Превью - увеличение по клику.

На картинках - модель "Viktoria" 1893 года. Усовершенствования четырехколесного "Benz" (1892 г.) продолжалась до 1901 года. Несмотря на нетребовательность конструкции, таких машин выпустили более 2300 штук.

В 1909 году фирма столкнулась с затруднениями. Против воли Бенца, пришлось собрать группу французских инженеров, спроектировавших более совершенную модель автомобиля. Ее попытались внедрить в производство в 1903 году, но все кончилось неудачей, что заставило Карла Бенца забыть о своих амбициях: он предложил современный четырехцилиндровый рядный двигатель, который отвечал требованиям нового шасси. После запуска этой новой «гибридной» модели в производство дела фирмы медленно пошли в гору.

Превью - увеличение по клику.

Первая модель Готлиба Даймлера 1886 года - попытка использования конного экипажа в качестве силового агрегата. Основные механические детали еще очень примитивны, но одноцилиндровый двигатель - прообраз современных автомобильных двигателей.

Даймлер проявил себя как более сдержанный и терпеливый конструктор. В отличие от Бенца, он не рвался вперед. Сделав ставку на стационарные двигатели, он вместе со своим соратником Вильгельмом Майбахом в 1889 году создал свой первый функциональный автомобиль "Daimler" и запустил его в производство в 1895 году. Так же, одновременно с автомобилями, компания лицензировала собственные двигатели, для закладывания фундаменты под выпуск новейший, невиданных ранее моделей, такие как французские "Panhard" и "Peugeot". В 1889 появился первый в истории автомобиль способный развить скорость более 80 км/час. Его начинкой послужил четырехцилиндровый двигатель мощностью 24 л.с. и прочие технические новинки. Сей автомобиль был очень тяжелый, громоздкий, неуправляемый, а самое главное – небезопасный. В связи с чем дальнейшая политика фирмы была направлена на то, чтобы сделать автомобиль более легким по весу и более управляемым. Вскоре нашлось много людей, желающий иметь такой автомобиль.

В итоге родилась широко известная ныне модель, названная в честь его дочери, Мерседес. Она вышла в свет в самом конце 1900 года и стала, по мнению историков, прототипом современного автомобиля.

Превью - увеличение по клику.

На картинках - первый "Mercedes" (декабрь 1890 г.) - прообраз современного автомобиля с простейшим кузовом, предназначавшимся для участия в автомобильных гонках. Вместо него мог быть установлен четырехместный "прогулочный" кузов. На снимке хорошо виден рычаг переключения передач.

Модель "Mercedes" 35 л.с. соединяла в себе: переключение передач, сотовый радиатор и зажигание от магнита низкого напряжения - от прежних моделей Даймлера - и технические новшества - низко расположенную легкую штампованную раму и механический привод впускных клапанов (хотя от этой новинки впоследствии пришлось отказаться). В купе, эти технические решения дали жизнь автомобилю, который отличался от своих предшественников более надежной эксплуатацией и был необыкновенно послушен для водителя. Тормозные системы стали гораздо надежнее, а о качестве самой машины говорили во всем мире.

На тот момент произошло самое интересное, все модели "Daimler" переименовали в «Mersedes».

Превью - увеличение по клику.

На картинках – одна из моделей фирмы "Daimler" – "Mercedes-Simplex" 1904 года, обладающая отличным четырехцилиндровым двигателем на 5.3 литра с боковыми клапанами. Даже сегодня модель не выглядит старомодной.