В это статье мы расскажем, как правильно проводить прокачку тормозов с АБС.
Признаки необходимости прокачки тормозов с АБС
В антиблокировочную систему тормозов также попадает воздух. Так как контур такой тормозной системы гидравлический, то воздух заметно ухудшает её работоспособность. Определение скопления воздуха в контуре тормозной системы производится довольно легко. Если отдача педали тормоза при нажатии стала мягче, значит, в тормозной системе появился воздух.
В Тормозной системы с АБС воздух может появиться в следующих случаях:
— При ремонте гидравлического привода тормозной системы;
— При замене суппорта на одной из колёсных ступиц;
— В случае длительного простоя автомобиля;
— В случае проводимого ремонта различных узлов тормозной системы автомобиля;
— При замене всего объема тормозной жидкости в контуре.
Современная антиблокировочная система состоит из следующих основных составляющих:
— Гидроаккумулятор,
Удаление воздуха из трубопроводов и цилиндров - обязательная операция, которой сопровождается смена тормозной жидкости, замена шлангов или рабочих цилиндров. Прокачка тормозов с АБС имеет отличия от аналогичной процедуры на автомобилях, где АБС не предусмотрена. Это связано с наличием клапанов и гидроаккумулятора, из которых не удастся выгнать воздух стандартным способом.
Устройство антиблокировочной системы тормозов (ABS)
При торможении АБС регулирует давление жидкости в рабочих цилиндрах, предотвращая полную блокировку колес. Благодаря этому сокращается тормозной путь и водитель продолжает контролировать траекторию движения автомобиля даже при интенсивном торможении на снегу песке или мокром асфальте.
Принцип работы системы abs. Видео:
Антиблокировочная система включает следующие детали:
- Блок управления. Электроника, меняющая давление за счет открытия и закрытия перепускных клапанов. Она анализирует информацию о вращения колес. При остановке колеса клапан частично сбрасывает давление и колодка давит слабее.
- Датчики, контролирующие частоту вращения. Устройства крепятся на колесных ступицах и работают за счет эффекта Холла. Они передают информацию в ЭБУ.
- Гидравлический блок. В его состав входят гидроаккумуляторы, электромагнитные клапаны для впуска и выпуска, насос с электроприводом и демпфирующие камеры.
В нормальном положении выпускные клапаны закрыты и не дают жидкости выйти из цилиндра. Соответственно, впускные открыты и не препятствуют повышению давления при нажатии на педаль. Когда машина тормозит, жидкость поступает в цилиндр, повышая давление в нем. Если же колесо начинает замедляться слишком резко, ЭБУ перекрывает впускной клапан, препятствуя блокировке. При необходимости подается сигнал на открытие выпускного клапана, уменьшающего давление до величины, при которой колесо разблокируется.
Виды и типы антиблокировочных систем ABS
По количеству контуров регулировки различают три типа антиблокировочных систем:
- одноканальная - при блокировании одного колеса растормаживаются все четыре;
- двухканальная - срабатывание происходит на основании данных лучшего (высокопорогового) или худшего (низкопорогового) колеса;
- четырехканальная - каждое колесо регулируется отдельно, что обеспечивает максимальную эффективность торможения.
Важно! Современные машины комплектуются четырехканальными системами.
В зависимости от расположения компонентов и особенностей обслуживания, выделяют три типа АБС:
- с компонентами (гидромодуль, клапаны, аккумулятор и насос), расположенными в едином блоке;
- с компонентами, разнесенными в виде разных узлов;
- с дополнительными системами SBC и ESP.
Несмотря на непростое устройство, замену тормозной жидкости с АБС вполне реально произвести самостоятельно.
Как правильно и быстро прокачать тормоза с АБС
На порядок прокачки тормозов влияет конструкция системы,особенности расположения компонентов и наличие дополнительных электронных модулей. Начинать надо со сброса давления в гидроаккумуляторе. Для этого необходимо выключить зажигание (двигатель заводить не обязательно) и покачать педалью.
Простой секрет быстрой прокачки тормозов. Видео:
Прочитайте как прокачать тормоза с АБС и запаситесь следующими материалами, деталями, приспособлениями и инструментами:
- накидной ключ;
- резиновый (можно пластиковый) шланг с диаметром, соответствующим толщине наконечника штуцера;
- жидкость тормозная;
- емкость (обязательно прозрачная), в которую будете сливать старую тормозную жидкость.
Не обойтись без помощника, который должен нажимать педаль по команде. Вы же будете совершать манипуляции со штуцерами, обеспечивающими удаление жидкости.
Прокачка тормозов с АБС, где компоненты расположены в одном блоке, мало отличается от стандартной процедуры. Единственное что надо сделать - отключить систему, вытащив предохранитель. Такой способ работает на отечественных «Ладах».
Можно воспользоваться возможностями встроенного насоса. Тогда прокачивать придется с включенным зажиганием или даже при запущенном двигателе. Порядок прокачки тормозов начинается с правого переднего цилиндра и выглядит так:
- отсоединить клемму датчика контроля уровня, зафиксированного на крышке расширительного бачка;
- снять крышку;
- открыть тормозной бачок;
- до краев заполнить бачок тормозной жидкостью;
- надеть шланг на наконечник штуцера;
- опустить конец шланга в посуду для сбора жидкости;
- открыть штуцер, провернув на четверть или половину оборота;
- чтобы активировать электронные системы, включить зажигание;
- выжать тормоз;
- дождаться, пока насос выгонит завоздушенную смесь;
- отпустить тормозную педаль;
- ключом закрутить штуцер.
Схема прокачки тормозов не отличается на любых автомобилях. Сначала удаляется воздух из «дальнего» контура (у «леворульных» автомобилей оно находится справа), затем из «ближнего».
Важно: во время прокачки следите за уровнем тормозной жидкости. Если он падает ниже минимума, система наполнится воздухом. Тогда работу приходится делать заново.
Чтобы прокачать систему с компонентами, расположенными в разных местах, необходим диагностический тестер. Он подключается к автомобилю и позволяет при помощи смартфона или компьютера управлять электронными компонентами. При этом тоже придется откручивать штуцеры и сливать завоздушенную жидкость. Однако манипуляций с педалью не потребуется. Вместо этого нужно задействовать клапана и электронасос с помощью соответствующих пунктов меню. Таким образом можно прокачать системы на VW Passat B6 и других современных авто.
Прокачка тормозов на примере «Приоры»
Перед тем как прокачать тормоза с АБС, придется загнать машину на яму. Это позволит получить удобный доступ к штуцерам на задних рабочих цилиндрах и позволит обойтись без снятия дисков во время работы. На «Приоре» порядок прокачки тормозов с ABS не отличается от принятого на более простых моделях. Единственное отличие - работу нужно выполнять, предварительно включив зажигание. В этом случае электромагнитные клапаны будут в открытом положении.
Прокачка тормозов на Приоре. Видео:
Работа начинается с правого заднего выполняется так:
- отключить провода от крышки бачка;
- открутить крышку;
- до краев налить в бачок тормозную жидкость;
- снять защитный колпачок;
- ослабить затяжку штуцера с помощью накидного ключа;
- подсоединить к наконечнику штуцера трубку;
- опустить трубку в емкость;
- покачать педаль тормоза;
- нажать и удерживать ее в таком состоянии (для этого нужен помощник);
- открыть штуцер, провернув ключом;
- подождать пока жидкость вытечет (педаль тормоза опустится);
- завернуть штуцер;
- накачивать педалью и спускать «тормозуху» , пока из трубки не пойдет жидкость, не содержащая пузырьков воздуха;
- сильно затянуть сливной штуцер;
- снять трубочку с накидным ключом;
- надеть колпачок.
После этого необходимо повторить работу на оставшихся трех цилиндрах. Для доступа к штуцерам на передних цилиндрах придется поддомкратить машину и снять колесный диск.
Прокачка тормозов на примере «Гранты» и «Калина»
Технология прокачки тормозов с ABS на моделях «Калина» и «Гранта» ни чем не отличается от описанной в разделе для «Приоры». Поэтому смело можете пользоваться ей1, она подходит для всего модельного ряда марки ВАЗ.
Совет: после прокачки тормозов не спешите сразу выезжать из гаража. Нужно проверить их работоспособность системы. Убедитесь в отсутствии провалов педали и протечек.
Специальное приспособление для прокачки тормозов
В продаже имеется приспособление для прокачки тормозов, которое позволяет самостоятельно заменить жидкость на машинах с АБС и легко избавиться от воздуха в системе. Для этого даже не потребуется помощник.
Устройство для прокачки тормозов. Видео:
Приспособление представляет собой прозрачный герметичный бачок с двумя трубками. Одна подключается к вакуумному насосу, вторая - к штуцеру. Порядок прокачки приспособлением выглядит так:
- подключить шланг устройства к штуцеру;
- вакуумным насосом откачать тормозную жидкость в бачок;
- закрутить штуцер.
Благодаря прозрачному корпусу бачка наличие воздуха в жидкости легко определить визуально.
В процессе эксплуатации автомобиля водителю необходимо обращать пристальное внимание на системы и механизмы, которые отвечают за безопасность вождения. И если однажды при нажатии педали тормоза она стремительно упирается в пол, а замедления автомобиля не происходит, то следует отправляться на ремонт. Любые действия, направленные на разгерметизацию гидравлического привода тормозов, приводят к завоздушиванию тракта. Чтобы удалить воздушные пробки из тормозной системы, оснащенной АБС, требуется последовательно выполнить ряд простых операций.
Описание тормозной системы с АБС
По мере эволюционного развития автомобиля постоянно происходит модернизация тормозных узлов. Это объясняется особой важностью исправных тормозов для безопасной езды. На смену механическому приводу пришли пневматические и гидравлические усилители. А в последние годы в лексикон современного автолюбителя прочно вошел термин АБС.
Система ABS (Anti-lock Braking System) взята на вооружение практически всеми автомобильными производителями. Уже в базовой комплектации эта опция присутствует даже в самых бюджетных моделях. Делается это для того, чтобы в самых сложных дорожных ситуациях, автомобиль мог максимально безопасно останавливаться, не входя в опасные заносы. Ведь даже опытные шоферы могут на миг растеряться в стрессовых ситуациях.
Работа заключается в предотвращении полной блокировки колес, когда требуется резко затормозить. Достичь слаженной работы всех тормозных механизмов удается благодаря изменению давления в отдельных узлах системы. Такое управление тормозами позволяет эффективно и быстро останавливать транспортное средство. При этом машина не меняет самостоятельно направления движения и остается под контролем водителя.
Основными узлами АБС являются:
- блок управления с электронной начинкой, который принимает сигналы от датчиков и руководит работой клапанов;
- клапаны встроены в тракте тормозной системы, их задача - дозировать объем поступающей жидкости;
- тормозные датчики располагаются на ступицах колес, они предоставляют информацию о скорости автомобиля.
Особенности прокачки тормозов с системой АБС
Разные модели современных железных коней оснащаются отличными друг от друга вариантами АБС. В одних случаях можно самостоятельно справиться с удалением воздуха из тормозного тракта, а иногда проще предоставить машину специалистам из СТО.
- Если клапаны и гидроаккумулятор расположены в разных точках автомобиля, то для обслуживания тормозов потребуется диагностический сканер. Он должен считать показания датчиков с блока управления и расшифровать их. Такие приборы имеются далеко не у каждого автолюбителя, поэтому прокачивать тормозную систему придется в автосервисе.
- Многие тормозные механизмы оснащаются другими АБС, где в одном корпусе размещается и набор клапанов, и гидроаккумулятор, и насос. В такой машине прокачать тракт можно самостоятельно. Достаточно отключить АБС путем извлечения соответствующего предохранителя, чтобы выполнить ремонт или обслуживание подобно старым автомобилям без данной опции.
- В некоторых современных авто антиблокировочная система дополняется такими опциями, как SBC и ESP. В этом случае альтернативы сервисному обслуживанию автомобиля нет.
Подготовительные работы
Прокачка тормозов с АБС выполняется быстрее удобнее и на смотровой яме или эстакаде. Перед тем как отправиться под автомобиль со шлангом и бутылкой, необходимо выполнить несколько подготовительных операций. И в первую очередь следует определить тип антиблокировочной системы.
- Если под капотом установлена самая простая АБС, в которой все основные узлы помещены в одном корпусе, то необходимо найти предохранитель. Обычно он расположен в основном блоке системы. Извлечение предохранителя приведет к полному отключению антиблокировочной системы. При включенном зажигании о неполадках с АБС будет сигнализировать соответствующая лампочка.
- В моторном отсеке необходимо открутить крышку на расширительном бачке тормозной системы. Предварительно следует снять разъем с электрического датчика.
- После этого придется заглянуть под автомобиль, найти на каждом рабочем цилиндре штуцер для прокачки и ослабить каждый из них. На данном этапе важно не сломать "спускнички", иначе работа значительно затянется по времени. Лучше предварительно обработать штуцеры тормозной жидкостью или специальным средством типа WD-40.
- Чтобы сделать работу аккуратно и качественно, необходимо подготовить гибкий чистый шланг, внутренний диаметр которого будет соответствовать размеру штуцера. В бутылочку необходимо налить около 1/3 тормозной жидкости.
Варианты прокачки тормозов с АБС
Удаление воздуха из тормозного тракта в автомобилях, оснащенных АБС, можно выполнить двумя способами. В любом случае необходимо воспользоваться услугами помощника.
Вариант №1
При полном отключении антиблокировочной системы последовательность действий выглядит так.
- Развоздушивать тормоза рекомендуется по определенной схеме, которая указывается в автомануалах. Обычно сначала прокачивается самый дальний узел от главного тормозного цилиндра. Это правое заднее колесо. На штуцер надевается шланг, а второй конец его опускается в емкость с тормозной жидкостью.
- Помощник усаживается за руль автомобиля и несколько раз нажимает на педаль тормоза. При последнем нажатии важно удерживать педаль до тех пор, пока не будет удален воздух.
- В тот момент, когда помощник удерживает педаль в нажатом состоянии, следует отвернуть штуцер. Как только перестанет идти воздух или жидкость, штуцер сразу заворачивается. Операцию можно повторить 2-3 раза, если пузырьки продолжают выходить из рабочего цилиндра.
- Следующим узлом, который будет подвергаться прокачке, станет заднее левое колесо. Последовательность действий по удалению воздуха будет аналогичной.
- Третьим по очереди будет передний правый тормозной суппорт. А завершить прокачку тормозов следует на левом переднем суппорте.
- После удаления воздуха с каждого рабочего цилиндра желательно заглянуть в расширительный бачок. Нельзя допускать, чтобы жидкость полностью ушла из бачка. В противном случае порция воздуха снова окажется в тракте. Доливать необходимо только чистую техническую жидкость, совместимую с "тормозухой", которая используется в машине.
Вариант №2. Прокачка тормозов с АБС при помощи встроенного насоса.
В этом случае после проведения подготовительных работ необходимо предусмотреть возможность включения этого электрического прибора. Работать лучше всего вдвоем.
- Для прокачки правого заднего тормозного цилиндра на штуцер надевается шланг, второй конец которого погружается в емкость с тормозной жидкостью. После этого штуцер откручивается на 1-1,5 оборота.
- Помощник в этот момент нажимает на педаль тормоза и запускает мотор. Насос начинает создавать в тракте давление, выгоняя воздух. Как только пузыри перестанут попадать в бутылочку, необходимо заглушить двигатель.
- Прокачка заднего левого колеса выглядит так. Гибкий шланг крепится к штуцеру и опускается в раствор технической жидкости. "Спускничок" отворачивается на 1 оборот.
- Теперь необходимо запустить силовой агрегат. Когда пузыри перестанут идти в емкость с жидкостью, следует нажать на педаль тормоза примерно до половины. После этого сразу же нужно закрутить штуцер.
- Педаль тормоза можно отпустить и выключить зажигание.
- В процессе работы важно своевременно доливать тормозную жидкость в бачок.
После прокачки тормозного механизма следует закрутить все штуцеры, установить на место крышку и присоединить разъем. Находясь под машиной, можно заодно проверить герметичность трубопроводов, рабочих цилиндров и штуцеров. Если под автомобилем все сухо, можно смело садиться за руль.
В это статье мы расскажем, как правильно проводить прокачку тормозов с АБС.
Признаки необходимости прокачки тормозов с АБС
В антиблокировочную систему тормозов также попадает воздух. Так как контур такой тормозной системы гидравлический, то воздух заметно ухудшает её работоспособность. Определение скопления воздуха в контуре тормозной системы производится довольно легко. Если отдача педали тормоза при нажатии стала мягче, значит, в тормозной системе появился воздух.
В Тормозной системы с АБС воздух может появиться в следующих случаях:
— При ремонте гидравлического привода тормозной системы;
— При замене суппорта на одной из колёсных ступиц;
— В случае длительного простоя автомобиля;
— В случае проводимого ремонта различных узлов тормозной системы автомобиля;
— При замене всего объема тормозной жидкости в контуре.
Современная антиблокировочная система состоит из следующих основных составляющих:
— Гидроаккумулятор,
Благодаря использованию современных технологий конструкторам удалось существенно улучшить тормозную систему автомобиля. Большинство моделей последних лет оборудуют системой тормозов с ABS. Она позволяет синхронизировать скорость вращения колёс при заносе или экстренном торможении. Это выравнивает ход машины на скользком дорожном покрытии и существенно сокращает тормозной путь.
Особенности ABS
В процессе торможения на центральный пульт поступают сигналы с датчиков передних и задних колёс. Происходит эффективное замедление вращения колёс с такой же скоростью, как и скорость движения автомобиля. Тесты и расчёты показали, что такая тормозная система наиболее эффективна при любой погоде и на любом дорожном покрытии.
Изображение тормозной системы с ABS
Несмотря на технические отличия систем ABS у разных марок автомобилей, все устройства имеют следующие составляющие:
- Датчики ускорения и замедления, расположенные на ступицах колёс.
- Клапаны управления, которые регулируют давление в магистрали основной тормозной системы.
- Электронный блок, который обрабатывает сигналы и по ним регулирует положение клапанов.
Совет: Покупая автомобиль с установленной на нём ABS, не стоит расслабляться. Система лишь помогает в экстренных ситуациях на дороге, а не полностью берёт управление в свои руки.
Когда делают прокачку тормозов и зачем это нужно
Производители рекомендуют делать прокачку тормозов каждые 50-60 тысяч километров. Кроме этого, нужно периодически делать осмотр тормозов. В процессе эксплуатации в герметичную систему с тормозной жидкостью иногда попадает воздух. Это связано с небольшими трещинами патрубков или неплотно зажатыми соединениями.
Прокачка позволяет убрать лишний воздух и сделать тормозную систему максимально эффективной. На практике основными признаками необходимости прокачки считаются:
- педаль тормоза ходит более плавно, увеличился рабочий ход автомобиля;
- воздух иногда попадает в систему после ремонтных работ других узлов автотранспорта;
- уровень тормозной жидкости в бачке резко упал.
Для автомобилей с системой ABS делать прокачку несколько сложнее. Но если знать технологию и выполнять все действия в правильном порядке, то такую работу можно провести без привлечения мастеров. Это относится как к отечественным автомобилям, так и к иномаркам.
Каждая модель имеет свои особенности прокачки тормозов, поэтому перед началом ремонта найдите инструкцию именно для вашего авто.
Каждая модель имеет свои особенности прокачки тормозов с ABS
Как правильно прокачать (порядок действий)
Такой ремонт требует не только теоретической подготовки, но и некоторых практических навыков. Поэтому если у вас есть знакомый автолюбитель, который уже делал прокачку тормозов, не лишним будет позвать его. Сама прокачка отличается в зависимости от конструктивных особенностей автомобиля. Если гидроаккумулятор, насос и гидроклапана находятся в одном месте, то работа будет схожа с моделями без ABS.
Какой инструмент потребуется для ремонта
Кроме обычного слесарного инструмента, может потребоваться специальное оборудование, например, сканер. С его помощью считывают информацию с электронного блока. В некоторых моделях, кроме системы ABS, устанавливают дополнительные системы контроля движения. В этом случае будет лучше отвезти автомобиль в сервис, так как прокачка повлияет на работу других систем.
Схема работы
Независимо от типа ABS существует несколько правил проведения ремонта, такую схему нужно соблюдать в любом случае. Так как максимальное давление в гидросистеме составляет 180 атм, перед началом ремонта его необходимо снизить. Для этого выключаем зажигание и около 20 раз прожимаем педаль тормоза. Таким образом, происходит выброс некоторого количества жидкости и давление падает. После отключения зажигания отсоединяем все разъёмы на бачке с тормозной жидкостью.
Чтобы сбросить давление жидкости около 20 раз прожимаем педаль тормоза
Совет: Прокачка тормозов на передних и задних колёсах отличается, важно выполнять работы в правильной последовательности.
Прокачка тормозов передних колёс
Заднее правое
- Надеваем шланг и поворачиваем штуцер на 1 оборот;
- Зажимаем педаль тормоза и поворачиваем замок зажигания до отметки с цифрой 2;
- При этом включается в работу насос, который и выводит жидкость с лишним воздухом из системы;
- После выхода «воздушной» жидкости закрываем штуцер;
- Отпускаем педаль тормоза и выключаем зажигание.
Заднее левое
Подсказки на видео (прокачиваем на Mitsubishi Pajero 3)
Нюансы работы с ABS на разных моделях авто
Учитывая то, что на отечественных машинах и иномарках система ABS имеет свои особенности, стоит заранее подготовить необходимый инструмент и оборудование, которое понадобится, чтобы прокачать систему правильно.
- при расположении насоса и гидроаккумулятора в одном узле прокачка существенно упрощается, специальное оборудование не потребуется;
- при отдельном расположении (как у большинства иномарок) нужно использовать электронный сканер для считывания данных с блока управления;
- в случае дополнительных систем контроля стоит не прокачивать самостоятельно, а всё же обратиться в сервис для прокачки тормозов с ABS
Чтобы наладить работу тормозной системы с ABS, необходимо изучить техническую документацию по своему автомобилю и определить расположение основных элементов системы. Выполнение такого ремонта несложное, но может понадобиться помощь знакомого для регулирования положения тормозной педали при выходе жидкости.