Мехатроник акпп и его основные характеристики. Что такое мехатроник дсг Что делает мехатроник

О том, что такое мехатроник не знают не только многие владельцы машин, но и представители некоторых СТО. Хотя с изучения именно этого агрегата стоит начинать знакомство с «роботами».

Роль мехатроника в ДСГ

Мехатронный модуль - важнейший элемент в системе трансмиссии. В список его задач входит все, что связано с управлением коробкой передач. Кроме того, агрегат является устройством контроля и связующим звеном. Однако его главная функция - своевременное переключение ступеней. Благодаря работе мехатрона, в коробках ДСГ этот процесс происходит крайне быстро и без потери мощности.

Собирая данные со всех систем автомобиля, модуль:

  • Определяет момент переключения передач;
  • Подает сигнал на узел сцепления;
  • Задействует исполнительные механизмы, для управления другими элементами КПП;
  • Контролирует успешность переключения.

Естественно, при выходе агрегата их строя, трансмиссия начинает работать некорректно. Неполадки могут проявляться в виде рывков при разгоне, посторонних шумах и вибрациях, задержках при включении ступеней. При наличии признаков поломки, эксплуатация машины затруднена и небезопасна.

Немного о конструкции

Mechatronic находится прямо в картере коробки передач. Несмотря на сложность устройства, его размеры довольно компактны. Условно, в конструкции можно выделить следующие элементы:

  • Электронный блок управления, являющийся «мозгом». Программное обеспечение ЭБУ - это сложные алгоритмы, согласно котором и происходит управление РКПП;
  • Гидравлический блок, имеющий отдельный масляный контур. Прибор регулирует подачу масла, тем самым изменяя силу давления на поршни толкателей и приводов;
  • Исполнительные устройства. Механизмы, отвечающие непосредственно за переключение;
  • Входные датчики. Аппаратура, снимающая показания: скорости вращения валов, оборотов двигателя, температуры масла, уровня давления и других параметров. Данные в режиме реального времени передаются на ЭБУ.

Чем отличаются мехатроники?

Каждая поколение DSG имеет свою версию мехатрона. Это не универсальный узел, который можно просто переставить с одной машины на другую. На заводе, в процессор прибора вносятся уникальные данные по конкретному автомобилю - особенности его двигателя, передаточные числа КПП и т.д.

Для корректной работы на «неродном» авто, модуль также должен пройти настройку и перепрошивку. Грамотно выполнить эту процедуру готовы мастера нашего техцентра.
Позвоните нам, если заинтересованы в профессиональном ремонте, диагностике или замене mechatronic.

Мехатроник коробок GA6HP19Z, GA6HP26Z – это важнейший электронный узел, выполняющий самую главную функцию в АКПП. Мехатроник ауди а7, выполняет роль «мозга» в КПП, с помощью датчиков, он считывает нужную информацию с: двигателя, сервоприводов и сцепления. Обрабатывается полученная информация в блоке памяти, далее рассчитывает точное переключение передач, для максимально продуктивной, экономной и правильной работы двигателя.

Преимущества и недостатки АКПП с мехатроником

Чем лучше АКПП с мехатроником, от обычной автоматики или механической КПП?

Во-первых, – экономия, продуктивность использования топлива повышается на 10%, также есть возможность смены, автоматического переключения передач на механическое (такая функция редко присутствует на обычном автомате).

Во-вторых, – беспрерывное переключение передач, на коробке стоит два сцепления, поэтому потери оборотов не происходит вообще. Когда ставится первая передача, одновременно с ней ставится и вторая, но последняя разомкнута, а когда переключение происходит на второю, она просто замыкается и без потерь передается крутящий момент.

Такие положительные особенности предают автомобилю: большей устойчивости на сложных участках дороги, более эффективное ускорение, сохранение всей мощности двигателя, максимально чёткую и быструю смену передач.

Недостатков довольно большое количество, в основном в финансовом плане. Производитель дает гарантию на надёжность КПП с мехатроником.

Но, всё-таки ниже будут представлены основные недостатки у такого вида коробок:

  • Сложность конструкции – как всей КПП, так и мехатроника, даёт свои неудобства (часто бывает, невозможно отремонтировать, агрегат или заменить деталь, и приходится менять чуть ли не всю КПП);
  • Сама стоимость авто, куда больше с такой коробкой;
  • Также сам блок мехатроника ломается, во время резкой смены температуры и это, непрактично, особенно для пустынной местности (тем более, что мехатроник трудно ремонтировать, зачастую его меняют);
  • Дорогостоящая замена масла на коробке и её обслуживание.

Главная причина неисправности является минусовая температура . Минус на градуснике вреден для мехатроника . Избегая поломки , прогревайте авто при поездке зимой . А сильный мороз должен вас сразу остановить от поездки .

Это был перечислен ряд минусов, который и подрывает всё качество этой КПП. Выше перечисленные недостатки, случаются крайне редко, а ниже будет представлено описание, по эксплуатационным особенностям АКПП.

Определение неисправности мехатроника

Самым частым признаком неисправности мехатроника – это, подёргивания при разгоне автомобиля. Когда ускорение происходит с рывками, 99% что неисправность в мехатронике. Также, во время пропадания передач – зачастую в мехатронике дело, когда дёргается автомобиль при переключении передач. Но, когда рывки происходят во время переключения на 2 передачу, проблема чаще из-за конструкционной промашки, инженеры могли оставить шестерню 2 передачи без демпфера. Всё же, диагностику проводят быстро и не стоит переживать, о долгом дорогостоящем ремонте автомобиля.

Сейчас автомобили снабжаются разными типами коробок. Времена, когда на машины устанавливалась только «механика», давно прошли. Сейчас больше половины современных авто оснащаются другими типам КПП. Даже отечественные производители стали потихоньку переходить на АКПП. Концерн «Ауди-Фольксваген» почти 10 лет назад представил новую трансмиссию - DSG. Что это за коробка? Каково ее устройство? Есть ли проблемы при эксплуатации? Обо всем этом и не только - далее в нашей статье.

Характеристика DSG

Что это за коробка? DSG представляет собой трансмиссию прямого переключения.

Она оснащена автоматическим приводом переключения скоростей. Одна из особенностей DSG "мехатроник" - наличие двух сцеплений.

Конструкция

Данная трансмиссия соединяется с мотором через два соосно расположенных диска сцепления. Один отвечает за четные передачи, а второй - за нечетные и заднюю скорость. Благодаря такому устройству машина едет более размеренно. Коробка осуществляет плавное переключение ступеней. Как работает автомат DSG? Возьмем пример. Машина едет на первой передаче. Когда ее шестерни вращаются и передают крутящий момент, вторая скорость уже находится в зацеплении. Вращается она вхолостую. Когда автомобиль переключается на следующую ступень, срабатывает электронный блок управления. В это время гидравлический привод трансмиссии отпускает первый и окончательно замыкает второй. Крутящий момент плавно переходит от одной шестерни на другую. И так до шестой или седьмой передачи. Когда автомобиль наберет достаточно высокую скорость, коробка переключится на последнюю ступень.

При этом шестерни предпоследней, то есть шестой или пятой передачи, будут в «холостом» зацеплении. При снижении скорости диски сцепления роботизированной коробки отключат последнюю ступень и перейдут в контакт с предпоследней шестерней. Таким образом, двигатель находится в постоянном контакте с коробкой. В это же время «механика» путем нажатия педали отводит диск сцепления, и трансмиссия больше не контактирует с двигателем. Здесь при наличии двух дисков передача крутящего момента производится плавно и без разрыва мощности.

Преимущества

В отличие от обычного автомата, роботизированная DSG АКПП требует меньшей нагрузки, за счет чего снижается расход топлива. Также, в отличие от простой АКПП, снижается время между Все благодаря наличию двух сцеплений. Кроме этого, водитель самостоятельно может перейти в режим «типтроник» и механически управлять переключением скоростей. Функцию педали сцепления будет выполнять электроника. Сейчас на автомобили «Шкода», «Ауди» и «Фольксваген» устанавливается система ECT, которая не только управляет переключением передач, но и контролирует открытие дроссельной заслонки. Таким образом, при езде создается чувство, что вы едете на одной передаче. Также электроника считывает множество других данных, в том числе и температуру двигателя. Производитель заявляет, что использование системы ECT позволяет увеличить ресурс работы роботизированной КПП и двигателя на 20 процентов.

Еще один плюс - возможность выбора режима работы трансмиссии. Их три: зимний, экономичный и спортивный. Что касается последнего, электроника меняет момент переключения передач на более поздний. Так увеличивается Но расход топлива при этом тоже становится больше.

Проблемы и неисправности трансмиссии

Так как роботизированная DSG коробка передач являет собой сложное электромеханическое устройство, она подвержена разным поломкам. Давайте рассмотрим их. Итак, самая первая проблема - это сцепление. Здесь стоит отметить износ корзины и ведомого диска, а также повышенную нагрузку на выжимной подшипник. Признак неисправности этих механизмов - пробуксовка сцепления. В результате теряется крутящий момент и ухудшается динамика разгона автомобиля.

Возникает аварийный режим Что это значит? Появляется лампочка на панели приборов, машина начинает дергаться и плохо стартовать с места.

Акутаторы

Проблемы DSG касаются и акутаторов. Это электромеханический привод переключения передач и сцепления. При частой эксплуатации и большом пробеге изнашиваются так называемые «щетки». Не исключен обрыв цепи электрического двигателя. Признак неисправности акутаторов - резкий старт и «дергание» автомобиля. Также данный симптом возникает при неправильных настройках сцепления. Поэтому нужно производить компьютерную диагностику. У каждой марки автомобиля свои коды неисправностей.

О 7-ступенчатых DSG

Что это за коробка, мы уже знаем. Принципиальных отличий в работе шести- и семиступенчатых «роботов» нет.

Но статистика говорит, что именно такие коробки наиболее подвержены поломкам. Если отдельно рассматривать семиступенчатый «робот», стоит отметить проблему блока управления «мехатроник» и сцепления сухого типа. Последнее подвержено сильному износу, особенно при переходе на повышенную или В результате оно изнашивается и коробка встает в «аварийный режим». Возникают пробуксовки, проблемы при старте с места и переключении скоростей. Сам производитель «Фольксваген» дает гарантийный срок 5 лет. За это время больше половины автомобилей с такой коробкой требуют замены сцепления. В этом и заключается вся проблема данной трансмиссии. Поэтому если автомобилю больше пяти лет, вся ответственность полностью ложится на плечи автовладельца. И он уже за свои деньги будет менять все узлы в данной коробке.

Мехатроник

Проблемы существуют не только с механической, но и электрической частью, а именно блоком управления. Данный элемент устанавливается в самой трансмиссии. Так как она постоянно подвергается нагрузкам, температура внутри узла возрастает.

Из-за этого выгорают контакты блока, нарушается исправность клапанов и датчиков. Также происходит засор каналов гидроблока. Сами датчики буквально магнитят на себя продукты износа коробки - мелкую металлическую стружку. В результате нарушается работа электрогидравлического блока управления. Машина начинает пробуксовывать, плохо едет, вплоть до полной остановки и прекращения работы агрегатов. Также следует отметить проблему износа вилки сцепления. В результате коробка не может включить одну из передач. Возникает гул при движении. Это происходит из-за износа Данная коробка передач устанавливается на автомобили разного сегмента. Но даже на дорогих машинах не исключены данные неисправности, хотя ее узлы рассчитаны на больший ресурс и нагрузки.

Как продлить срок эксплуатации?

Ввиду частых обращений в дилерские центры, сам концерн начал советовать автовладельцам, как продлить срок службы коробки.

Чтобы элементы трансмиссии подвергались меньшим нагрузкам, при остановке свыше пяти секунд производитель рекомендует переводить селектор КПП в нейтральное положение.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет Как видите, несмотря на многие преимущества, она имеет множество проблем. Поэтому ездить на таких автомобилях разумно только в случае, если она находится на гарантийном сроке. Приобретать такие автомобили на вторичном рынке, если им больше 5 лет, автолюбители не советуют. Надежность этих коробок под большим вопросом.

Вопрос 001:
Q: Что такое DSG? Какие бывают DSG? Чем отличаются? На какие автомобили устанавливаются?

A: DSG (от нем. DirektSchaltGetriebe или англ. Direct Shift Gearbox ) - семейство преселективных роботизированных трансмиссий со сдвоенными сцеплениями, устанавливаемых на автомобили концерна VAG (Audi, Volkswagen, Skoda, Seat).
Тип Сцепления Расположение двигателя Объемы двигателей Привод Момент На какие модели автомобилей устанавливается
DSG7 0AM (DQ200) "сухие" поперечное 1.2 -1.8 передний 250Нм Audi: A1, A3(8P - до 2013г), TT;
VW: Golf6, Jetta, Polo, Passat, Passat CC, Scirocco, Touran, Ameo;
Skoda: Octavia(1Z - до 2013г), Yeti, Superb, Fabia, Roomster, Rapid;
Seat: Altea, Leon(1P - до 2013г), Toledo.
DSG6 02E (DQ250) "мокрые" поперечное 1.4 - 3.2 передний/полный 350Нм Audi: A3(8P - до 2013г), TT, Q3;
VW: Golf, Passat, Touran, Scirocco, Sharan, Tiguan;
Skoda: Octavia(1Z - до 2013г), Yeti, Superb;
Seat: Altea, Leon(1P - до 2013г), Toledo, Alhambra.
DSG7 0B5 (DL501) "мокрые" продольное 2.0 - 4.2 полный 550Нм Audi: A4(до 2015г), A5, A6, A7, Q5, RS4, RS5.
DSG7 0BT/0BH (DQ500) "мокрые" поперечное 2.0 - 2.5 передний/полный 600Нм Audi: Q3, RS3, TTRS;
VW: Transporter/Multivan/Caravelle, Tiguan.
DSG7 0CW (DQ200) "сухие" поперечное 1.2 - 1.8 передний 250Нм Audi: A3(8V - с 2013г), Q2;
VW: Golf7, Passat (с 2015г), Touran (с 2016г); T-Roc.
Skoda: Octavia(5E - c 2013г), Rapid(с 2013г), Karoq, Scala (с 2019г);
Seat: Leon (5F - с 2013г).
DSG6 0D9 (DQ250) "мокрые" поперечное 1.4 - 2.0 передний/полный 350Нм Audi: A3(8V - с 2013г), Q2;
VW: Golf7, Passat (с 2015г), Touran (с 2016г) ;
Skoda: Octavia(5E - c 2013г), Kodiaq;
Seat: Leon (5F - с 2013г), Ateca.
DSG7 0DL (DQ500) "мокрые" поперечное 2.0 передний/полный 600Нм VW: Arteon, Passat (c 2017г), Tiguan (с 2016г) ;
Skoda: Kodiaq.
DSG7 0GC (DQ381) "мокрые" поперечное 2.0 передний/полный 420Нм Audi: A3 (c 2017г), Q2;
VW: Arteon, Golf (с 2017г), Passat (c 2017г); T-Roc.
Skoda: Karoq;
Seat: Ateca.
DSG7 0CK (DL382-7F) "мокрые" продольное 1.4 - 3.0 передний 400Нм Audi: A4(8W - c 2016г), A6(c 2011г), A7(с 2016г), Q5(с 2013г).
DSG7 0CL (DL382-7Q) "мокрые" продольное 2.0 - 3.0 полный 400Нм Audi: A4(8W - с 2016г).
DSG7 0СJ "мокрые" продольное 2.0 полный
(Ulta Quattro, c электромеханической муфтой)
400Нм
Audi: A4(8W - с 2016г).
Взглянув на таблицу можно сделать некоторые нехитрые выводы:
1. DSG c "сухими" сцеплениями, как правило, устанавливаются на менее мощные двигатели, т.к. способны "переварить" меньший момент.
2. Если у вас полный привод, то у вас "мокрые" сцепления.
3. Если у вас DSG и мотор "вдоль", то у вас Audi:-)
4. Судя по всему, век легендарного полного привода Audi Quattro со знаменитым дифференциалом Torsen, подходит к концу .
Вопрос 002:
Q: Как узнать какая коробка установлена на моём автомобиле?
A: Вариант 1: Подключиться диагностическим прибором к автомобилю, зайти в блок 02 - Электроника КП и считать идентификационные данные. Первые три символа идентификаторов коробки и мехатроника обозначают вашу коробку.
Например: 0AM 300049H - семиступенчатая DSG с "сухими" сцеплениями типа 0AM. Или 02E 300051R - шестиступенчатая DSG с "мокрыми" сцеплениями типа 02E и т.п.
Вариант 2: Посмотреть по VIN-коду автомобиля в электронном каталоге запчастей ETKA.
Вариант 3: Отправить VIN-код автомобиля на наш адрес , мы проверим и пришлем вам ответ.

Вопрос 003:
Q: Чем S-tronic для ауди отличается от DSG для фольксваген/шкода/сеат?
A:
Ничем. За исключением коробок 0B5, 0CK/0CL и 0СJ которые устанавливаются только на ауди.

Вопрос 004:
Q: Какое масло заливается в DSG?
A: Для удобства мы сформулировали ответ в виде таблицы:

Тип Масло Интервал замены (рекомендуемый производителем)
DSG7 0AM (DQ200)
на весь срок службы
DSG6 02E (DQ250)
Объемы заправки:
до 6.9л - полная заправка
до 5.5л - замена масла
Фильтрующий элемент: 02E 305 051 C
60 000
DSG7 0B5 Масло для КП DSG G 052 529
до 7.5л - полная заправка
до 6.7л - замена масла
Фильтрующий элемент: 0B5 325 330 A
60 000
DSG7 0BT/0BH (DQ500) Масло для КП DSG G 052 182
до 7.6 - полная заправка
до 6.0л - замена масла
Фильтрующий элемент: 0BH 325 183 B
60 000
DSG7 0CW (DQ200) В коробке: Масло КП G 052 512 - 1.9л
В мехатронике: Гидравлическое масло G 004 000 - 1л
на весь срок службы
DSG7 0D9 (DQ250) В коробке: Масло для КП DSG G 052 182
Объемы заправки:
до 6.9л - полная заправка
до 5.5л - замена масла
Фильтрующий элемент: 02E 305 051 C

В раздатке: G 052 145 - 0.9л

60 000
DSG7 0DL (DQ500) В коробке: Масло для КП DSG G 052 182
Фильтрующий элемент: 0BH 325 183 B

В раздатке: G 052 145
60 000
DSG7 0GC (DQ381) Масло ATF: G 055 529 60 000
DSG7 0CK (DL382-7F) Масло ATF: G 055 549 A2
4.35л - полная заправка
3.5л - замена масла
60 000
DSG7 0CL (DL382-7Q) Масло ATF: G 055 549 A2
4.35л - полная заправка
3.5л - замена масла
Масло MTF: G 055 529 A2 - 3.8л
60 000
Вопрос 005:
Q: Что такое мехатроник?
A: Мехатроник (mechatronik, мехатрон, гидроблок, мозг) - электронно-гидравлический блок управления КП. Пожалуй самый важный, но в то же время самый ненадежный узел во всей трансмиссии.

Вопрос 006:
Q: Чем отличаются мехатроники?
A:
У каждого типа DSG свой тип мехатроника. Мехатроники от различных типов DSG не взаимозаменяемы. Более того, для некоторых типов DSG существуют несколько поколений мехатроников, которые также отличаются друг от друга. И для каждого типа и поколения мехатроников существует множество версий программного обеспечения, рассчитанного на различные двигатели и разные передаточные соотношения в КП. В некоторых случаях мехатроники одного типа можно перепрограммировать (перепрошить) для установки на разные автомобили. Подробнее о прошивке можно прочитать .

Вопрос 007:
Q: Какая DSG лучше/надежнее?
A:
Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого типа DSG есть свои преимущества и недостатки. А продолжительность "жизни" любой DSG в большей части зависит от условий её эксплуатации, как то:
- Температура окружающей среды. Все DSG не любят перегревы, особенно это касается DSG с "сухими" сцеплениями, в которых мехатроник имеет отдельный масляный контур и отсутствует какое-либо охлаждение
;
- Режим движения. У тех кто каждый день по нескольку часов проводит в пробках, шансов приехать на замену мехатроника больше чем у тех кто в основном ездит по трассе на дальние расстояния;
- Стиль вождения. У любителей "дать угла" и "зажечь на светофоре", вероятность попасть на замену сцепления и дифференциала, сильно выше чем у тех кто предпочитает спокойную езду.

Вопрос 008:
Q: У меня DSG7 0AM. Нужно ли переключать селектор в нейтраль когда стоишь на светофоре или в пробке?
A: Не нужно.
В отличие от обычных механических КП, в DSG7 0AM сцепление является нормально разомкнутым. И замыкается только когда мехатроник начинает выдвигать штоки выжима сцеплений. Когда вы (или автохолд) нажав тормоз удерживаете машину на месте, штоки сцеплений мехатроника убраны и сцепления разомкнуты. Соответственно никакой нагрузки на КП или сцепление не передается. В каком положении при этом находится ручка селектора - не важно.

Вопрос 009:
Q: Со временем появились рывки при переключении передач. Раньше машина ездила нормально, переключения были плавными, но в последнее время появились рывки и удары при переключении передач. Можно ли это исправить перепрограммированием ЭБУ коробки (обновлением программного обеспечения)?
A: Нет нельзя. Программное обеспечение не может со временем "испортиться" и послужить причиной неправильной работы КП. Если автомобиль ранее ездил корректно, а потом перестал, то проблема кроется в аппаратной части, а не в программной.
Перепрограммирование мехатроника может помочь только в том случае, если меняли мехатроник и установили блок с неверным программным обеспечением. Подробнее о перепрограммировании можно прочитать .

Вопрос 010:
Q: Как узнать версию программного обеспечения в мехатронике?
Вопрос 011:
Q: Ручка переключения передач DSG7 заблокирована в положении P, как её разблокировать, для того чтобы переключить коробку в нейтраль?
A: Краткая инструкция по разблокировке селектора DSG7 0AM .


Вопрос 012:
Q: Поможет ли замена масла в мехатронике DSG7 0AM(0CW) убрать "пинки" на переключениях передач?
A: Нет, не поможет. Подобные неисправности устраняются ремонтом гидравлической части мехатроника. В начальных стадиях может помочь проведение адаптации (базовой установки), но скорее как исключение, нежели правило.




Вопрос 014:
Q: После замены мехатроника DSG7 0AM, в регистраторе событий висят ошибки "06247 P1867 - Шина данных Привод отсутствие сообщений от электроники рулевой колонки - J527" и "06227 P1853 Шина данных Привод недостоверное сообщение от блока управления ABS". Как их удалить?
A: Нужно сбросить информацию об установленных компонентах (подрулевые переключатели, электрический стояночный тормоз, и т.п.). Для этого нужно сделать базовую установку по каналу 69. После выполнения базовой установки ошибки перейдут из состояния "постоянно" в состояние "спорадически" и их можно будет удалить.

При использовании ПО VCDS (VAG-COM, ВАСЯ-Диагност и т.п.):
"02-Электроника КП" -> "Базов. параметры - 04" -> В поле "Группа" ввести значение 69 -> Нажать "Прочитать".

При использовании ПО VAS-PC:
"Самодиагностика" ->
"02-Электроника КП" -> "006-Базовая установка" -> В поле "Группа" ввести значение 69 -> Нажать "Q" .

При использовании ПО ODIS:
"Самодиагностика" -> "02-Электроника КП" -> "Базовая установка" -> Ввести значение 69 -> Нажать "Выбор канала".

После проведения базовой установки следует очистить регистратор событий.


Вопрос 015:
Q: Коструктивно DSG7 0AM м DSG7 0CW - практически одинаковые трансмиссии (семейство DQ200), есть ли какая-то разница между устанавливаемыми на них мехатрониками?
A:
Основным отличием являются физические и программные изменения электронной платы управления. В частности, платы 0CW имеют приязку к системе иммобилайзера автомобиля. Более подробно об отличиях в мехатрониках 0AM и 0CW можно прочитать .


К новым профессиям люди всегда проявляют не только интерес, но и определенную настороженность: перспектива развития той или иной новой специальности и возможность дальнейшего трудоустройства по ней не могут не волновать. В то же время следует осознавать, что новые профессии не возникают на пустом месте. Их появление, как правило, обусловлена ​​потребностями времени.

Одна из таких новых специальностей - "мехатроника", подготовка по которой ведется в профессионально-техническом колледже Республиканского института профессионального образования Беларуси. Два месяца назад в упомянутом заведении состоялся первый выпуск мехатроников для машиностроительной отрасли, а с сентября 2012 года здесь начнут готовить еще и автомехаников.

Что собой представляют указанные профессии? В чем заключается их новизна? Смогут ли мехатроники и автомеханики в дальнейшем без проблем устроиться на работу и где? Ответы на эти вопросы искал корреспондент «Настаўніцкай газеты».

Мехатроника - это новая область науки и техники, суть которой заключается в создании и эксплуатации машин и систем с компьютерным управлением движением. В ее основе лежат знания в сфере механики , электроники и микропроцессорной техники, гидропневмоавтоматики и компьютерного управления движением машин и агрегатов.

Апробация модели подготовки высококвалифицированного рабочего со средним специальным образованием в области мехатроники и обслуживания станков с программным управлением началась в рамках экспериментальной деятельности в 2008/2009 учебном году в профессионально-техническом колледже Республиканского института профессионального образования. Первый набор учащихся на специальность "Мехатроника" осуществлялся из числа выпускников 9 классов (срок обучения при этом составляет 4 года). В июне 2012 года первые выпускники данной специальности (25 человек) сдавали государственный экзамен. При желании продолжить образование они могут поступить на сокращенный срок обучения в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (правда, только на заочное отделение и только на платной основе).

Мехатроника в своей деятельности может интегрировать функции оператора станков с программным управлением, слесаря ​​по ремонту электрооборудования, наладчика станков и манипуляторов с программным управлением. В его функции входит разработка руководящих программ, настройка компонентов мехатронных систем, диагностика, монтаж и ремонт механических, электромеханических, гидравлических, пневматических и других систем.

Учебная программа в колледже построена таким образом, что учащийся, получая общее среднее образование, одновременно осваивает несколько профессий: оператора станков с программным управлением, слесаря-электрика по ремонту электрооборудования 3 разряда, наладчика 4 разряда. Все эти профессиональные функции объединяются в квалификацию "Мехатроника". Это не только выполнение отдельных работ, но и диагностика неисправностей, и самостоятельная их ликвидация по возможности. Так, выпускник упомянутой специальности должен осуществлять техническое сопровождение технологических процессов, определять соответствие технического состояния оборудования паспортным данным; выбирать и регулировать технологическую оснастку; составлять простые руководящие программы на деятельность мехатронных систем; осуществлять наладку и регулировку электромеханических, механических, электронных, гидравлических, пневматических компонентов мехатронных системы "Станок (машина) - робот"; выполнять диагностику отдельных компонентов мехатронных систем с помощью тестовых программ и др.

Функций, как видно, много, но и на их освоение отводится немало времени: практическое обучение по указанной специальности составляет не менее 50% от общего количества часов профессионального компонента и практики.

Ася Петровна Кононович , начальник отдела методического обеспечения интегрированного профессионального образования РИПО:

Характерной особенностью современного производства и использования кадров является увеличение количества работников, которые заняты в сфере настройки, обслуживания и ремонта оборудования. Связано это и с обновлением технического парка, и с новым высокотехнологичным оборудованием, что требует высокого уровня профессионализма людей, которые имеют с ним дело. Сложность современного оборудования заключается еще и в том, что в него входят, как правило, компоненты механических, электрических, электронных, гидравлических, пневматических систем. Такие устройства называются мехатронными, и к ним относятся как стиральные машины и холодильники, так и станки с числовым программным управлением. Вполне естественно, что для настройки такого оборудования нужны специалисты нескольких профилей, однако сегодня это совершенно нерентабельно. К тому же если какого-то специалиста не окажется на месте, станок будет простаивать. Поэтому и встал вопрос подготовки специалиста, который самостоятельно сможет выполнять все необходимые функции по настройке и обслуживанию мехатронных устройств. Мехатроник должен обладать высоким уровнем как теоретических знаний (причем многопрофильных), так и практических навыков, поскольку оборудование сложное, дорогостоящее, имеет большие потенциальные возможности.

Заказчики кадров, в частности ведущие машиностроительные предприятия страны (Минский тракторный завод, Минский завод колесных тягачей), также выразили свое мнение на этот счет, и мы начали исследовать потребность конкретного производства в соответствующих специалистах. Вот так и появилась новая квалификация - "Мехатроника". Это совершенно новая профессия не только для системы образования, но и для сферы труда. Мехатроник выполняет функции рабочего и в то же время имеет высокий уровень теоретической и практической подготовки.

Обеспечить такой уровень знаний в рамках квалификации рабочего с профессионально-техническим образованием не представляется возможным, поэтому возникла идея ввести новую образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего со средним специальным образованием. Кстати, все инновационные квалификации, введение которых инициирует Республиканский институт профессионального образования, сначала адаптируются на базе филиалов РИПО - профессионально-технического и индустриально-педагогического колледжей. Эксперимент по апробации образовательной программы по обучению мехатронике начался в 2008 году в профессионально-техническом колледже РИПО.

Открытию подготовки предшествовала значительная теоретическая работа: разработка тарифно-квалификационной характеристики, введение ее в Единый тарифно-квалификационный справочник, а потом включение специальности в Общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций. И самое главное - разработка образовательного стандарта, учебно-программной документации.

Отмечу, что обязательным условием для реализации этой программы является высокотехнологичная материально-техническая база обучения. В нашем случае она создавалась одновременно с разработкой всей документации. Педагогические кадры прошли обучение в Германии.

Идея мехатроники развивается сегодня и для других отраслей. Так, уже третий год мы готовим мехатроников для радиоэлектронного производства, сейчас работаем над разработкой содержания образования мехатроников и для перерабатывающей промышленности. Введение новой квалификации позволило расширить перечень рабочих профессий, предполагающих наличие среднего специального образования. Это наладчик станков 5 разряда, повар 5 разряда, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, электромеханик по ремонту вычислительной техники.