Машины с вертикальным взлетом. Terrafugia обещает автомобиль с вертикальным взлётом и посадкой. Технические характеристики TF-X Terrafugia

Появления парящих в воздухе автомобилей — вроде тех, что мы видели в научно-фантастических блокбастерах "Пятый элемент", "Бегущий по лезвию", "Назад в будущее" или во II-м эпизоде "Звездных войн", — осталось ждать совсем недолго. Компании уже почти освоили все технологии и нюансы производства пилотируемых машин, бортовые компьютеры "поумнели" настолько, что требуют минимального вмешательства пилота, а стоимость материалов и комплектующих стала доступной как никогда прежде. Пятерку самых перспективных проектов "аэромобилей" выбрали Вести.Hi-tech.

Flying Roadster (Aeromobil 3.0)

Накануне , которая объявила о планах наладить серийное производство аэрокаров уже в 2017 году. "Нам нужно перенести трафик из двумерного пространства в трехмерное", — сказал на фестивале SXSW в Остине глава Aeromobil Юрай Вацулик. Его компания, которая ведет разработку летающей машины с 1990-х, очень близка к воплощению своей мечты.

По словам Вацулика, не последнюю роль в этом сыграло развитие и удешевление технологий, произошедшее в последние годы: "Углеродные волокнистые материалы, высокие технологии; десять лет назад все эти вещи были слишком дорогостоящими и недоступны маленьким командам". "К примеру, качество систем автопилота, которые мы смогли установить в наш прототип, еще пять лет назад казалось несбыточной мечтой", — добавил он.

"Самой идее запустить автомобиль в воздух уже больше 100 лет, — рассказывает Вацулик, — Я люблю историю о первопроходцах авиации, а первая попытка построить летающую машину была предпринята в 1917 году".

Curtiss Autoplane

Действительно, первые испытания своего "автоплана" провел американец Глен Кертис почти сто лет тому назад. Тяжелый и неповоротливый агрегат из алюминиевого сплава, с размахом крыльев более 12 метров и 4-лопастным пропеллером позади, мог только "прыгать" по взлетной полосе. В воздух он по-настоящему так и не поднялся. Тем не менее, Curtiss Autoplane доказал, что идея "летучего" автомобиля имеет право на существование.

ConvAirCar

С тех пор было создано множество различных концептов "крылатых коней". Большинство испытаний, к сожалению, заканчивались трагически. Например, в 1947 году потерпел крушение ConvAirCar (Model 118) — автомобиль с приставной ("самолетной") частью к крыше. Машина показала неплохой расход горючего (5 литров на 72 километра), но на очередных испытаниях разбилась по причине отказа системы подачи топлива. Тестовые полеты возобновились пару лет спустя, но в итоге проект пришлось свернуть из-за недостатка финансирования.

В 1942-м под Москвой прошли летные испытания планера A-40 с подвешенным к нему танком T-60. Автор проекта — советский авиаконструктор Олег Антонов. Идея оказалась неудачной: из-за большого веса летающий танк едва поднялся на высоту 40 метров.

В течение следующего полувека авиация активно развивалась, и почти все технические трудности были преодолены. Разработчики современных, "городских" аэрокаров в основном сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, многим необходимо достаточно обширное пространство для разгона, а лучше — отдельный аэродром. Во-вторых, ширина некоторых образцов (вместе с крыльями) может достигать 5-6 метров. Все это делает их непригодными для городских условий.

Aeromobil 3.0

Aeromobil 3.0 (или Flying Roadster) этих недостатков лишен. Прежде всего, ширина "летучего родстера" не превышает 2,25 метра (со сложенными крыльями), что позволяет ему уместиться на обычном парковочном месте, а длина — 6 метров. Кроме того, взлетать он может как с лужайки, засеянной травой, так и ровной прямой дороги. "Все, что нам нужно — это 250-метровая разгоночная полоса для взлета и лишь 50 метров для приземления", — подчеркнул Вацулик.

Интерьер Flying Roadster больше напоминает кабину самолета, нежели салон типичного авто

Под капотом Aeromobil 3.0 расположен 4-цилиндровый двигатель Rotax 912S (в качестве топлива используется бензин) мощностью 100 лошадиных сил (~75 кВт). Он позволяет аэромобилю развивать скорость до 200 км/ч в полете и до 160 км/ч на трассе. Продолжительность полета/езды на полном баке — 700/500 км, расход топлива — 15/8 литров в час. Для управления им понадобится лицензия пилота.

В кабине Aeromobil 3.0 предусмотрено два места — для пилота и пассажира. С осени прошлого года машина участвует в программе регулярных испытательных полетов. По словам Вацулика, она рассчитана на "обеспеченных покупателей суперкаров и аэронавтов-энтузиастов". Сколько будет стоить "летучий родстер" к началу продаж, пока неизвестно.

Krossblade SkyCruiser

Разработку другого жизнеспособного проекта ведет Krossblade Aerospace Systems (KAS). По мнению управляющего директора американской компании Дэниела Любрича, будущее принадлежит машинам с вертикальным взлетом и посадкой, как у квадрокоптеров. Так, пятиместный гибрид KAS SkyCruiser обладает складными крыльями (их конструкция похожа на бэтмобиль из фильма "Темный рыцарь: Возрождение легенды), четырьмя складными роторами с электроприводами и роторным двигателем Ванкеля.

В отличие от Aeromobil 3.0, SkyCruiser может вообще обходиться без взлетно-посадочной полосы. Аэрокар способен подниматься в воздух и опускаться вертикально — к примеру, чтобы "облететь" пробку. Правда, агрегат не так компактен: размах его крыльев составляет 9,5 метра (в "распущенном" состоянии), общая длина — 8,4 метра. Припарковать такую машину может быть весьма сложно.

По словам Любрича, у летательных образцов XX века не было компьютеров, поэтому пилоту приходилось постоянно и вручную корректировать массу ротора (после его остановки или во время вращения). Прорыв был совершен пару десятков лет назад, с развитием дронов-беспилотников. "Теперь у нас есть бортовые компьютеры, которые выполняют свою работу просто замечательно и в автоматическом режиме. Нажмите наверх — и они поднимутся, нажмите влево — и они сдвинутся влево, вам не нужно беспокоиться о калибровке и управлении", — говорит он.

MyCopter

Проект myCopter, призванный разгрузить автомагистрали, финансирует Евросоюз. По задумке инженеров, персональный летательный аппарат должен самостоятельно облетать препятствия и прокладывать маршрут. Правда, испытаний прототипов транспортного средства будущего пока не проводилось.

Вместе с этим власти ЕС занимаются выдачей разрешений, лицензированием и вопросами авиарегулирования: например, правилами использования воздушного пространства частными аэрокарами.

Европейские институты, в частности, уделяют повышенное внимание кабине: важно, чтобы она максимально напоминала салон автомобиля, а пилотировать myCopter мог человек с минимальным уровнем подготовки

ONE (Pal-V)

Производство некоторых авиамобилей уже началось. Например, голландская компания Pal-V (Personal Air and Land Vehicle, или "Персональное наземно-воздушное транспортное средство") в проекте ONE скрестила мотоцикл и вертолет. Прямую тягу обеспечивает 2-лопастной толкающий пропеллер (как у вертолета), который может складываться, продольную устойчивость — две хвостовые штанги, а вращающийся момент (при подъеме и снижении) создает свободно вращающийся ротор.

С мотоциклом ONE роднит трехколесное шасси

В кабине аэрокара находятся два кресла, для пилота и пассажира. Бензиновый двигатель мощностью 160 кВт позволяет аппарату развивать скорость до 180 км/ч на земле и в воздухе. Максимальная взлетная грузоподъемность — 910 кг.

Pal-V успешно испытала прототип ONE в 2012 году. А в мае 2014 году производитель начал принимать первые коммерческие заказы на выпуск ограниченной серии (из 45 штук) аэрокаров стоимостью 500 тысяч евро каждый. Их поставки должны начаться в 2016-2017-м годах.

TF-X (Terrafugia)

TF-X от американской Terrafugia — это настоящий "трансформер" с электродвигателем и толкающим винтом. Поднимается и опускается на землю он подобно квадрокоптеру: вертикально.

Летающие автомобили пока еще не являются основным средством передвижения для людей, проживающих в крупных городах и сельской местности. Однако, большинство экспертов сходятся во мнении, что широкое применение автомобилей, умеющих ездить по дорогам общего пользования и летать – дело времени, причем недалекого.

Terrafugia Transition

Основанная в 2006 году компания Terrafugia стала широко известной несколько лет назад, после того как предложила потребителям летающий автомобиль со складными крыльями – Transition. Транспортное средство, способное двигаться по обычным асфальтовым дорогам со скоростью до 105 км/ч и летать над дорогами, полями и лесами, разгоняясь до 185 км/ч, должно было повысить мобильность перемещения, избавить города от пробок и вообще сделать человека более свободным в его желании добраться из пункта «А» в пункт «В». Примечательная особенность Terrafugia Transition – наличие механизма складывания крыльев, позволяющего хранить это транспортное средство в гараже стандартных размеров.

Изначально планировалось начать продажи летающего автомобиля в 2011 году, однако, судя по всему, до сих пор проект Transition пока остается в стадии летных испытаний. Кто станет покупать двухместный автомобиль (пусть даже с крыльями) почти за $300 тыс? Но это уже совсем другая история…

Сегодня компания Terrafugia анонсирует новую модель, кардинально отличающуюся от предыдущей. Хотя бы тем, что для взлета ей не нужна длинная прямая полоса. А еще – использованием гибридной силовой установки, простой в освоении и легкостью в управлении.

В компании утверждают, опытному «юзеру» понадобится не более 5 часов, чтобы изучить органы управления машины и освоить навыки водителя-пилота. Важная деталь: технологии TF-X позволят ей летать в автоматическом режиме и точно так же взлетать и приземляться. Таким образом, все, что требуется от пользователя – опыт вождения наземного транспортного средства, полет будет контролировать бортовая электроника.

Terrafugia не спешит раскрывать спецификации своей новой модели. Известно лишь то, что в состав силовой установки входит 300-сильный двигатель внутреннего сгорания и два 600-сильных электромотора для вращения винтов, отвечающих за процесс вертикального взлета и посадки. В горизонтальном полете силовая часть позволит летающей машине разгоняться до 322 км/ч и перемещаться на расстояние до 805 км (или чуть больше).

Чтобы составить карту полета, водителю (или пилоту) необходимо ввести информацию о зоне (зонах) приземления. В состав Terrafugia TF-X входит специальная система безопасности, которая самостоятельно определит, хватит ли машине «дров», чтобы достичь места, которое указал оператор. При этом она учитывает не только количество «керосина» в баках и заряд батарей, но также рельеф местности, погодные и прочие условия, позволяющие компьютеру рассчитать максимальное расстояние полета. В том случае, если, вылетая из Нью-Йорка, пилот указал в качестве точки назначения казахстанскую степь (например), машина откажет ему во взлете до тех пор, пока он не укажет реальное (доступное) место назначения. Для других случаев на борту есть парашют и автоматическая система экстренной посадки, которая посадит машину в том случае, если пилот, засмотревшись на открывающиеся виды, перестанет отвечать на ее запросы.

О ценах и датах поставки серийных Terrafugia TF-X потребителям говорить пока рано. В компании, правда, не отрицают, что летающая машина с гибридной силовой установкой и вертикальным взлетом будет стоить никак не меньше, чем премиум-авто высшей ценовой категории (читайте, под миллион долларов). Что касается начала продаж… Даже если все пойдет по плану, а разработчики и поставщики не будут срывать графики работ, ожидать появления TF-X в небе над Парижем, Лондоном, Москвой или Нью-Йорком раньше 2020 года не приходится. А жаль!

Научно-фантастические произведения и фильмы нередко повествуют нам о том, что в будущем человечество откажется от колёсного транспорта и перейдёт на летающие автомобили. Но время идёт, а воздушное пространство рассекают лишь самолёты да вертолёты. Так когда же появятся летающие машины?

Особенности такого вида транспорта

В идеале летающий автомобиль компактен и не нуждается в особых условиях для взлёта. То есть он может просто храниться в гараже и осуществлять взлет прямо оттуда. Но самое главное то, что такой вид транспорта должен быть доступным среднему классу населения .

Как правило, большинство концептов автомобилей будущего подразумевают возможность передвижения как по воздуху, так и наземным образом. Управление летающей машиной должно быть предельно простым и интуитивно понятным.

Не стоит забывать, что мы говорим о технологиях будущего, когда должны появиться новые виды топлива и энергии . Поэтому заправка или подзарядка летающей машины не должна обходиться в копеечку. Да и уровень загрязнения окружающей среды у такого автомобиля должен быть сведён к минимуму.

Современные разработки в направлении «дорожно-воздушного» транспорта ведутся с учётом перечисленных данных, однако ставка делается в основном на то, чтобы машина могла хотя бы в воздух подняться…

Существующие модели

Формально летающие машины уже существуют в виде экспериментальных моделей. Из нескольких десятков прототипов мы выбрали тройку самых перспективных.

Terrafugia TF-X

Производители позиционируют своё творение как первый в мире полуавтономный гибридный летающий автомобиль , и он во многом соответствует этой формулировке.


TF-X имеет компактные размеры и поместится в любом гараже

Преимуществом этого авто является его возможность вертикального взлёта. Передвижение возможно как по воздуху, так и по земле. К слову, вмещает он аж четверых пассажиров.

Полуавтоматическая система реагирует на препятствия и плохую погоду, самостоятельно производит посадку в экстренных ситуациях, уведомляя о своём действии авиадиспетчеров. К тому же, TF-X оборудован парашютной системой.

Взлёт и посадка не потребует особых навыков от водителя (пилота?) – за это будет отвечать автопилот . Да и весь полёт в основном осуществляется под управлением компьютера, а пользователю нужно только задать пункт назначения. Система просчитает, хватит ли топлива и заряда для полёта, проанализирует особенности рельефа и погодные условия.

Интересно, что пропеллеры, поднимающие автомобиль в воздух работают на электромоторах, а толкающий винт, обеспечивающий движение вперёд, приводится в движение газовой турбиной. Таким образом, без подзарядки и дозаправки TF-X сможет преодолевать более 800 км.

Сейчас разработчики трудятся над решением таких вопросов, как повышение безопасности автомобиля и упрощение управляемости.

Пока что ориентировочная стоимость Terrafugia TF-X близка сумме в 300 тыс. долларов, но производители обещают, что через некоторое время его можно будет приобрести по цене машины премиум-класса.

Уже в 2017 году словацкая компания AeroMobil готовится к продажам летающих автомобилей собственного производства.

Это транспортное средство приспособлено для комфортной езды и полётов. Непосредственно перед взлётом у Аэромобиля по бокам «расправляются» крылья. Речи о взлёте прямо с автострады пока и быть не может – для этого придётся использовать взлётную полосу ближайшего аэродрома . Соответственно, и без лицензии пилота пока не обойтись.

Кабина рассчитана на 2-х человек. В качестве топлива используется обычный бензин.

Для улучшения лётных качеств, корпус этого авто сделан из специально подобранных композитных материалов. В воздухе AeroMobil может разогнаться до 200 км/ч и преодолеть около 700 км. В перспективе он будет оснащаться автопилотом.

Производители говорят, что стоимость автомобиля-самолёта будет на уровне спорткара и легкомоторного самолета.

А вот этот летающий автомобиль можно приобрести уже сегодня . Двухместный Transition менее чем за минуту может трансформироваться из наземного транспортного средства в воздушное.

Скорость, которой достигает авто в полёте, может составлять 185 км/ч, при этом дальность полёта – 790 км. В качестве топлива используется бензин.

Тем не менее, для безопасного взлёта необходима ровная взлетная полоса протяжённостью в 500 метров.

Terrafugia Transition сертифицирован и как средство передвижения по дорогам общего пользования, и как «лёгкий спортивный самолёт».

Стоимость этого летающего автомобиля – 280 тыс. долларов.

Летающий автомобиль 1946 года

Идея летающих машин отнюдь не нова. Уже в середине 20 века инженеры всерьёз задумывались о разработке подобного средства передвижения. И более того была создана модель, соответствующая представлениям о летающем автомобиле. Хотя скорее это был самолёт, который трансформировался в наземное транспортное средство.

Речь идёт об , и он действительно заслуживает внимания. Разработкой Амфибиана занялся Роберт Фултон в 1946 году. И в целом ему удалось приспособить самолёт к дороге.

Этот летающей автомобиль стал первым, получившим сертификат Управления гражданской авиации Соединенных Штатов .
Для трансформации автомобиля в самолёт необходимо было закрепить крылья и хвост, пропеллер крепился к фюзеляжу.

Скорость полёта Амфибии могла достигать 200 км, скорость езды – 80 км.

К сожалению, несмотря на успех реализации своей задумки, Фултон так и не смог пустить Airphibian в массовое производство.

Главная проблема

Учёт одновременно автомобильных и авиационных норм практически невозможен. Автомобиль должен быть безопасен для пассажиров и пешеходов, не создавать помех на дорогах, а также соответствовать экологическим нормам. В летательном аппарате должны быть учтены весовые категории, лётные качества и всё прочее, что необходимо для получения лицензии.

Производители видят необходимость в признании летающих авто особым классом транспорта, что вполне обоснованно. Как ни странно, чиновники в Европе и США идут навстречу производителям, предоставляя им необходимые разрешения.

Тем не менее, если всё пойдёт своим чередом, потребуется внесение значительных изменений в транспортную инфраструктуру, создание «Правил воздушно-дорожного движения», будет необходимо осуществлять контроль по соблюдению этих правил… В общем, покупаем летающие машины, ставим их в гараж и ждём пока нам разрешат их использовать.


Народные умельцы не отстают от прогресса

Неприятность и в том, что стоимость первых летающих машин исчисляется десятками тысяч долларов, что явно не по карману среднестатистическому потребителю. В этом плане никто никому поблажек не сделает…

Американская компания Terrafugia приступила к разработке летающего автомобиля с гибридной силовой установкой, оснащенного системой вертикального взлета и посадки.

Летающий автомобиль, который пока носит название TF-X, будет оснащен гибридной силовой установкой с возможностью подзарядки батарей от бытовой электросети. В ее состав войдет 300-сильный двигатель внутреннего сгорания и два 600-сильных электромотора, отвечающие за взлет и посадку. В воздухе машина сможет набирать максимальную скорость 322 километра в час. Расчетный запас хода - более 800 километров.

Все механические элементы управления Terrafugia TF-X будут замены электронными. При этом, как утверждают в компании, управлять летающей машиной будет не сложнее, чем обычным автомобилем. При этом чтобы научиться летать на ней потребуется всего пять часов.

Водителю будет необходимо лишь ввести в компьютер местность, где планируется совершить посадку, а также указать несколько запасных площадок. Затем система проанализирует условия полета, включая погодные условия, расстояние, наличие закрытых для полета гражданской авиации зон. Если электроника решит, что полет может быть опасен, взлет не будет произведен.

Кроме того, летающий автомобиль планируется оснастить запасными парашютами и системой экстренной автоматической посадки, которая включится в том случае, если пилот не будет реагировать на запросы компьютера. На земле крылья и лопастные двигатели сложатся и TF-X превратится в обычную машину, сертифицированную для использования на дорогах общего пользования.

До доведения Terrafugia TF-X до серийного производства инженерам потребуется еще около восьми-двенадцати лет. Стоимость новинки, по словам представителей фирмы, будет находиться на уровне «топовых представителей люксового сегмента».

Terrafugia Transition

Первый летающий автомобиль фирмы Terrafugia - Transition - прошел сертификацию три года назад. В движение машина приводится обычным бензиновым мотором, а в воздухе используется пропеллерный двигатель Rotax 912ULS мощностью 100 лошадиных сил. Для взлета этой машине необходима разгонная полоса.

Terrafugia Transition

На превращение Transition в самолет требуется около минуты. По воздуху машина может преодолеть 787 километров, развивая максимальную скорость 185 километров в час. По земле Transition при полностью заправленном баке сможет проехать 105 километров.

Terrafugia Transition

Летающий автомобиль входит в класс «легких спортивных самолетов». В США для управления такими самолетами нужно пройти специальные курсы и налетать 20 часов.

Компания Terrafugia представила новую дизайнерскую концепцию гибридного транспортного средства TF-X, которое, как ожидается, сможет передвигаться по дорогам общего пользования, а также летать.

Напомним, что впервые о проекте TF-X фирма Terrafugia заговорила в 2013 году. Летающий автомобиль планируется оснастить двумя складывающимися крыльями с установленными на них поворотными винтами. Машина сможет осуществлять вертикальные взлёт и посадку, что избавит владельца от необходимости поиска разгонной полосы.

Модель TF-X будет оснащена гибридной силовой установкой. При движении по земле, а также во время взлёта необходимую тягу обеспечат электрические моторы с питанием от аккумуляторов. Во время полёта в дело вступит двигатель внутреннего сгорания мощностью 300 лошадиных сил, приводящий во вращение толкающий винт в кольцевом обтекателе, установленный в задней части машины. ДВС также может использоваться для генерации энергии для подзарядки батарей.

В воздухе TF-X сможет развивать скорость до 320 км/ч, а максимальная дальность полёта составит 800 км. В салоне смогут разместиться четыре человека, включая водителя-пилота.

При создании транспортного средства большое внимание планируется уделить вопросам безопасности. В частности, машина получит систему автопилотирования и автоматического взлёта/посадки.

В скором времени уменьшенная модель TF-X подвергнется всестороннему тестированию в аэродинамической трубе в Массачусетском технологическом институте. Увы, на коммерческом рынке летающий автомобиль если и появится, то не ранее, чем через 8-12 лет.