Что быстрее автомат или механика. Недостатки механической коробки передач. Экономичный вариант трансмиссии

Осознанный подход при выборе типа коробки передач может сделать только опытный водитель. Практика же показывает, что в большинстве случаев первый автомобиль приходится покупать, не имея достаточного стажа за рулем.

Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.

Механическая коробка передач (МКПП)

Первенство в изобретении первого механизма, который явился прообразом современной КПП, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок из двух валов со шкивами разных диаметров и ременной передачи смог решить одну важную задачу. Маломощная машина (0,8 л.с.) без этого механизма не способна была подняться даже на небольшую горку. Дальнейшая эволюция не обошлась без заимствований в области станкостроения, где уже использовался узел с шестеренчатыми валами для изменения скорости рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:

  1. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения частоты вращения. Силовой агрегат в силу особенностей своей работы не может эффективно регулироваться. Частота вращений увеличивается при увеличении мощности. Коробка передач позволила конструировать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только путем последовательного переключения пониженных передач.
  2. Решить конструктивную задачу органа управления системой так, чтобы небольшими усилиями переключать сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена практически до совершенства. Пользоваться МКПП могут и женщины, и люди с ограниченными возможностями.

История эволюции механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм, имеющий следующие характеристики:

  • МКПП в высшей степени надежный механизм;
  • простота в управлении. Сцепление и синхронизаторы позволяют мягко, без рывков и практически без потери мощности переключать передачи;
  • механика недорога в обслуживании. Хорошо развитая сеть обслуживания и доступные по цене запчасти делают необременительным необходимый ремонт. Потребление масла чувствительно меньше, чем у АКПП или вариатора:
  • вождение самостоятельно выбранным стилем. Особенно любят механику опытные водители, которые пользуются возможностью полностью использовать потенциал машины;
  • Экономия топлива. По разным оценкам потребление бензина при пользовании МКПП меньше, чем автомата до 15%.

Единого, эталонного образца механической коробки передач нет. Плюсы одной конструкции, в том числе и экономические, с лихвой компенсируются недостатками у другой. Разнообразие скорее плюс, чем минус, поскольку дает возможность выбрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл приобретать или не приобретать машину по одному, пусть самому замечательному механизму. Но такие тонкости удел профессионалов, большинство же пользователей ориентируются на общие показатели. Например, кинематическую конструкцию коробки:

  • Двухвальная коробка. Блок шестерен располагается на ведущем и ведомом валах. Механизм переключения находится отдельно от корпуса и соединен с органами управления посредством тяг и тросов. Такая схема характерна для переднеприводных автомобилей;
  • Трехвальная коробка. Отличается от предыдущей схемы наличием промежуточного вала. В большинстве случаев трехвальная МКПП используется в заднеприводных машинах.

Немаловажное значение имеет и количество передач, то есть отдельных, независимых режимов работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 позиции, не считая переключения на задний ход. Затем к 60-м годам прошлого века добавилась еще одна. Сегодня подобную модель практически не встретишь. Покупателю придется выбирать автомобиль имеющий большее количество положений у МКПП:

  • Четырехступенчатая. Машин, в базовой комплектации имеющих подобную коробку остались единицы. Промышленность продолжает в небольших количествах выпускать запчасти, чтоб поддерживать в рабочем состоянии миллионы автомобилей с четырьмя скоростями, но с каждым годом их становится меньше;
  • Пятиступенчатая. Самая распространенная конструкция сегодня. Подавляющее большинство машин среднего и бюджетного класса оснащено именно такой системой;
  • Шестиступенчатая. Подобные МКПП устанавливают исключительно на спортивных и сверхмощных автомобилях, чтобы эффективнее использовать крутящий момент. Появившиеся коробки с седьмой передачей, скорее перспективные разработки, чем реальность ближайших лет, хотя такие модели уже есть. Некоторые производители впрочем, проектируют коробки и с восьмой передачей.

Момент переключения передач находится под контролем водителя. При умелом пользовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.

Автоматическая коробка передач (АКПП)

Поменять традиционную ручку на более совершенный механизм пытались еще в первой трети прошлого столетия. Успешно реализовать идею удалось только в 1947 году в модели Buick Roadmaster. В 1960 году американцы утвердили нынешний стандарт маркировки переключателя с буквенными обозначениями функций - P-R-N-D-L. АКПП не стоит путать с роботизированными коробками, которые являются полными аналогами обычной механики с электронным управлением или сервоприводами и вариаторами, которые вообще работают в бесступенчатом режиме. В отличие от стандартного автомата они дороже в ремонте, и обслуживаются главным образом в специальных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической АКПП считается та, в которой реализован гидромеханический принцип работы. Состоит такая коробка из следующих элементов:

  1. Планетарный механизм. Главная деталь АКПП. Набор шестерен, переключаемых автоматически и обеспечивающих работу в нескольких режимах, количество которых означает число заявленных передач.
  2. Гидротрансформатор. Бесступенчато передает крутящий момент на ведомый вал.
  3. Гидроуправление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
  4. Масляный насос. Обеспечивает смазку всех деталей АКПП.
  5. Радиатор охлаждения. Он эффективно охлаждает рабочую жидкость, оберегая всю систему от перегрева.

Кроме указанных выше элементов, которые являются базовыми, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональные возможности могут существенно отличаться в различных моделях. Преимуществами автомата считаются следующие качества:

  • Отпадает необходимость вручную переключать передачи — самое большое достоинство АКПП;
  • Увеличение ресурса двигателя. Автомат не дает двигателю работать в критических режимах, что благотворно влияет на состояние и работоспособность отдельных механизмов и узлов. Система управления спроектирована таким образом, что не при работе не выходит за пределы заданных параметров;
  • Облегчает передвижение по мокрой и скользкой дороге. Особенно ценно это качество для неопытных водителей.

Кроме плюсов, у автомата есть и недостатки, которые следует учитывать при покупке автомобиля:

  • Стоимость. Разница в цене на одну и ту же модель машины, но с разной трансмиссией существенна и иногда становится решающей при выборе:
  • Дорогое обслуживание. Касается это как ремонта коробки в случае ее выхода из строя, так и регламента. Для замены масла требуется приобретать рекомендуемое, количество которого существенно больше, чем заливается в МКПП;
  • Динамика. АКПП медленно разгоняется, и все переключения регулируются автоматикой, что не всякому водителю нравится;
  • Неудобства передвижения при поломке. Для перемещения в большинстве случаев необходим эвакуатор. Буксировать автомобиль с автоматом не получится, так же как и завести его с «толкача».

Принципиальные отличия механики от автомата

Разница в вождении автомобиля с АКПП относительно умений управлять машиной оборудованной МКПП существенна, и это отражено в законодательствах многих стран.

Права выдаются двух типов. Первый - экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права вождения транспортным средством оборудованным механикой. Второй - обучение и тестирование проводится на машине с МКПП. Выданный документ дает права владельцу управлять и механикой, и автоматом. Это резонно, поскольку человек ни разу не пользовавшийся классической механикой не имеет навыков пользования и в принципе не способен управлять машиной с МКПП. Обратная ситуация, когда водитель переходит с автомата на «ручку» не вызывает никаких затруднений. Резюмируя информацию можно выделить следующие различия между двумя типами коробок:

  1. Цена. Автомат дороже. Разница может достигать 1000 и более долларов.
  2. Комфорт. АКПП полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться на переключение передач. В автомобиле с МКПП необходимо вовремя и последовательно переходить на другую скорость.
  3. Ремонт. Механика значительно дешевле в обслуживании относительно автомата. Доступнее запчасти и сделать ремонт можно практически в любой СТО или даже самостоятельно.
  4. Вес. АКПП тяжелее. Фактор не столь значительный, но сбрасывать его со счетов не стоит.
  5. Управление. Кардинальные отличия. Механика дает полную свободу водителю, и раскрыть полностью динамический потенциал автомобиля можно только с МКПП. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов вплотную подошли по этим параметрам к механике, но стоят они дороже.
  6. Экономия топлива. МКПП дает возможность собственнику машины выбирать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше водительский опыт, тем эффективнее используется это преимущество.
  7. Влияние на ресурс автомобиля. Механика позволяет использовать критические режимы двигателя, что не лучшим образом сказывается на сроке службы силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие полностью чувствовать все заложенные в автомобиле возможности приходится платить ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Гораздо бережнее относится к машине автомат. Установленные пороговые параметры автомат не позволяет превышать и при эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем на все системы.

Опытные водители и инструкторы советуют проходить обучение на машинах с механикой. Пересесть потом на автомобиль с АКПП не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансмиссии и выбрать тот вариант, который по душе. Переучивание же на механику приравнивается к повторному обучению вождению .

Автомобили с автоматом дороже и если разница в цене принципиальна, то приходится остановиться на механике. Однако критерии при выборе часто другие — машины с АКПП выбирают ради удобства и простоты обучения. Особенно любят автомобили с автоматами женщины и люди, не желающие себя обременять лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, со множеством светофоров и пробок, необходимостью точно парковаться — автомат предпочтительнее.

2576 Просмотров

При выборе своей новой машины люди обычно обращают внимание на несколько факторов: мощность двигателя, потребляемое топливо, тип кузова и вид трансмиссии. Вот о последней мы сегодня и поговорим. В нашей стране очень распространены два ее вида: МКПП и АКПП (механическая и автоматическая). Их-то мы сегодня и сравним, дабы вы не мучились с выбором, что лучше, и чему отдать предпочтение.

Механика

Механическую КПП еще называют «ручной» или «механикой». Эти названия пошли от того, что тут передачи нужно переключать вручную с помощью специального рычага, а непосредственно само переключение происходит абсолютно без использования электроники.

  1. «Неопытному водителю довольно сложно научиться ездить на механической коробке передач» — говорит народная молва. Но на самом деле, это не так. О принципе ее работы знает каждый, и в случае крайней необходимости, даже тот, у кого нет опыта вождения, может сесть и доехать до пункта назначения. Лучший совет тут – не нервничать и все получится.
  2. Другое дело – опытный водитель. При некоторой сноровке на механике можно довольно неслабо экономить на топливе. Это делается легко: во время спуска со склонов просто включается нейтральная передача и машина едет «накатом». Хотя, правила дорожного движения это категорически запрещают.
  3. Тут вам потребуется намного меньше масла. Если в АКПП нужно залить от 6 до 10 литров, то в МКПП входит около 3-х литров.
  4. обходится в разы дешевле, ведь тут нет сложных узлов, да и отремонтировать ее вам могут в каждом третьем гараже, а если немного поднатореть в теории, то можно попытаться устранить любую неисправность самостоятельно – это не составит большого труда.
  5. Механическая коробка передач позволит разгоняться быстрее. Автомат на определенных оборотах (не всегда оптимальных) уже переключает передачу, а в МКПП вы все решаете сами.
  6. Зимой легче завестись. меньше, соответственно, даже если оно и загустеет, то не будет оказывать такого сопротивления, как его же масса в 2-3 раза большая.
  7. И такой неожиданный плюс: зимой вы сможете ехать с пробуксовкой вполне спокойно. Автомат же такого крайне не любит, масло в нем начинает моментально перегреваться – это далеко не лучшая сторона данной трансмиссии. Думаем, этот момент по достоинству оценят дрифтеры.

И минусы:

  1. Удобство вождения. Все же, проще не думать о том, когда нужно переключиться на повышенную передачу, а когда – на пониженную.
  2. Неопытные водители могут спалить сцепление. А его ремонт – довольно дорогое удовольствие.
  3. Еще присутствует такой немаловажный фактор, как ресурс двигателя. Да-да, он напрямую зависит от того, какая именно КПП установлена в машине. Автоматика будет переключать обороты в максимально щадящем режиме в то время, как при использовании МКПП довольно часто происходит перегазовка.

Автоматическая коробка передач

«Автоматика» может дать водителю чувство комфорта и позволит полностью сосредоточиться на процессе вождения. Некоторые водители принципиально не пересаживаются с механической КПП на АКПП по причине того, что считают такие машины ущербными. Они говорят, что должны полностью управлять своим автомобилем самостоятельно. Но давайте будем честными: абсолютный контроль нужен только гонщикам, для обывателей же необходимо лишь добраться из пункта А в пункт Б.

Принцип работы автоматики

Внутри отличается от механической. Тут главную роль – переключение передач исполняют гидротрансформатор и редуктор. В зависимости от того, как ведет себя двигатель, и растут на нем обороты или уменьшаются, изменяется и давление масла, что сказывается на переключении передач – выше или ниже.

Автоматическая коробка передач настраивается таким образом, чтобы при достижении, к примеру, 1500 оборотов в минуту, происходило переключение на предыдущую передачу, а при достижении 5-6 тысяч – на следующую. Этот параметр устанавливается на заводе и количество оборотов для переключения, зачастую, разнится от автомобиля к автомобилю. Данный фактор относится к разряду экономных. В данном отношении АКПП лучше и бережнее относится к вашему кошельку, нежели МКПП.

Как и в механической КПП, в АКПП здесь почти не используются электронные элементы. А тот факт, что переключение происходит плавно, едущие не ощущают толчков при переходе с одного передаточного числа к другому, делает ее весьма соблазнительным выбором. В механической КПП же, как и в за счет того, что шестерни просто резко фиксируются, могут происходить небольшие толчки.

Плюсы и минусы автомата

И снова, начнем с плюсов АКПП:

  1. В начальных версиях АКПП разгон уступал МКПП. Но в последнее время стали выпускать 5, 6 и 8-ступенчатые коробки передач. Это уравняло разгонные характеристики как у автоматической, так и у механической трансмиссий.
  2. В некоторых версиях АКПП расход топлива меньше даже, чем на механической КПП, но тут есть нюансы, которые будут упомянуты в минусах.
  3. Проще управлять машиной. Все что нужно – жать на газ, тормоз и крутить руль. Не нужно отвлекаться на переключение передач, что лучше сказывается на концентрации водителя.
  4. Ресурс двигателя больше за счет того, что водитель не может перегазовать.

Имеются у этого чудо-агрегата и минусы:

  1. Подавляющее количество автоматических КПП все еще не могут соревноваться с механическими по показателям разгонной динамики.
  2. Расход топлива все же больше. Опытный водитель может на спусках при условии использовании механической КПП включить нейтраль. На автоматической КПП этого делать крайне нежелательно, иначе рискуешь нарваться на дорогостоящий ремонт.
  3. Масло. Его тут используется в 2-3 раза больше. Соответственно, при его замене приходится потратиться серьезнее.
  4. Оказывается, что зимой масло очень хорошо загустевает. А при таком его количестве, как в АКПП, двигателю нужно большее усилие, чтобы разогнать его массу. Чтобы не «убить» поршневую группу, приходится зимой греть двигатель лучше.
  5. Ну и цена. Сама машина обойдется на три-четыре десятка тысяч дороже, как, впрочем, и ремонт поломавшихся частей.

Заключение

Как видите, оба типа трансмиссий имеют как преимущества, так и недостатки. Резюмируя все вышесказанное можно подвести следующий итог:

  • Ели вам хочется ездить с комфортом, а секунды разгона до сотни вторичны – то выбор падет на АКПП. Конечно же, при условии, что вы готовы мириться с более дорогим (хоть, и редким) ремонтом и некоторыми особенностями в виде более долгого прогрева зимой и увеличенного расхода топлива.
  • Ну а если вы считаете, что должны контролировать машину полностью, хотите сэкономить топливо на спусках и просто не хотите тратиться – то обратите свое внимание на механическую КПП.

То есть, для любящих комфорт лучше подойдет автомат. А для тех, кому по душе экономия или разгон, лучше выбрать механическую КПП.

(3 votes, average: 5,00 out of 5)

По этому вопросу идет среди автолюбителей довольно много споров. Многие водители на дух не могут переносить автоматическую трансмиссию, доказывая при этом, что лучше механической коробочки ничего нет. Другие, кто поездил на «автомате», наоборот высказывают мнение, что эта трансмиссия намного лучше и уже никогда не пересядут на автомобиль с «механикой». В этом вопросе водители правы по своему, на вкус и цвет, как говорится… Так какой коробке отдать предпочтение? Что же все-таки лучше «механика» или «автомат»? В этом вопросе разобраться согласился помочь наш Петрович .

Механика или автомат – что же все-таки лучше

Постараюсь о каждой трансмиссии рассказать отдельно. И так, в вопросе механика или автомат, во-первых, расскажу о механической коробочке, поскольку первая моя машина была ей оснащена.

Механическая коробочка передач (механика)

Механическая коробочка автомобиля в настоящее время очень развитая в техническом плане трансмиссия. Многие водители уже позабыли, что когда-то были коробки с четырьмя, а тем более тремя (ГАЗ-69) передачами. А если вспомнить немного истории, то на заре «юности» МКПП передач в ней было только две, но технический прогресс в 50-60 года прошлого столетия добавил еще одну и коробки механические стали выпускаться на три передачи.

Сейчас автомобили прибавили в скорости, помимо этого технологии не стоят на месте и, теперь число передач (минимальное) у МКПП – пять. Но помимо этого в наше современное время уже никого не удивляют коробки с шестью передачами. Но и это не предел и иногда задумаешься – какая лучше на 5 передач или на 6? В чем же все-таки лучше механика чем «автомат»? Давайте по-порядку…

Преимущества механической коробочки передач

1. Динамика. Динамические характеристики автомобиля даже с рядовой МКПП намного лучше, чем с «автоматом». С механикой вы сможете раскрутить движок, до «красной зоны» тахометра. Автомат же, как ни крути, но будет переключать скорости при достижении определенного числа оборотов двигателя (если нет, конечно, ручного режима). Поэтому динамические показатели относительно разгона машины будут выигрывать в несколько сек. у МКПП, чем у АКПП.

2. Экономия. Если вы обладаете неплохими навыками вождения и умеете быстро переключать передачи, вдобавок можете искусно пускать машину накатом, то можете прилично экономить топливо с механической КПП. А вот на автомате такое сотворить очень трудно. Кроме этого специалисты советуют вообще АКПП не включать на нейтралку при движении автомобиля.

3. Масло. Механическая КПП, если сравнивать с МКПП потребует от вас меньше масла. В «автомат», например, необходимо заливать от 6-ти до 10-ти литров Dextron (масло для МКПП). Механика требует порядка трех литров.

4. Пуск двигателя. В зимний период машину с МКПП завести намного легче. Во-первых, объем масла в коробке меньше. Во-вторых, можно нажать на педаль сцепления и отключить КПП от движка, поэтому при пуске нагрузка на мотор будет меньше.

5. Ремонт. Значительно дешевле отремонтировать механическую коробочку в сравнении с автоматической. Кроме того, механику ремонтируют практически на всех СТО, а вот автомат на специализированных.

6. Вождение зимой. Автомобиль с механической коробочкой спокойно может буксовать, если придется застрять в снегу. На автоматической трансмиссии этого делать не желательно, можно перегреть масло и подпалить диски. Кроме этого машину с механикой можно завести с буксира, чего не сделаешь на автомате.

Недостатки механики

1. Удобство вождения. Это первый недостаток МКПП, потому как новички довольно долго могут привыкать к механической коробочке. Особенно тяжело им (новичкам) дается упражнение трогание на автомобиле с места и еще трогание на подъеме.

2. Сцепление. На автомобилях с механикой новички могут очень просто спалить сцепление машины, просто из-за отсутствия опыта. Такой ремонт уже выливается в копеечку – на автоматической трансмиссии этого, если и захочешь, не сделаешь. Разве что МКПП будет без масла.

3. Моторесурс движка. На машине с механической КПП ресурс движка значительно меньше. Например, потому что автомат вам не позволит «насиловать» движок, если вы пытаетесь раскрутить его до предела.

Вот пока и все о механической коробочке, теперь давайте поговорим об автоматической трансмиссии, т.е. об «автомате». Ну а потом будем делать выводы – что лучше механика или автомат.

Автоматическая трансмиссия (автомат)

Сразу скажу, что автомат, автомату рознь. Видов (типов) автоматических коробочек передач в автомире существует много. Наверняка вы слышали о таких как: просто автомат, коробка-вариатор, коробка-робот. Следует отметить, что компании производящие автомобили также эволюционировали с автоматической трансмиссией.

Во-первых, число передач (ступеней) также увеличилось от трех изначальных, до шести нынешних, но уже появляются и семи-, восьмидиапазонные коробочки-автоматы.

Во-вторых, автоматическая трансмиссия все больше совершенствуется. Уже отсутствуют большие задержки в динамике разгона автомобиля. Кроме этого возрастает экономия топлива у машин с автоматом. Но, естественно, автоматические трансмиссии так же имеют недостатки.

Недостатки автоматической трансмиссии (автомата)

1. Автоматическая классическая трансмиссия разгоняет машину медленнее в сравнении с механикой.

2. Классика оснащена всего четырьмя передачами, обычная механика уже имеет пять скоростей.

3. Автомобиль с классикой-автоматом потребляет больше топлива.

4. Объем масла в конструкции больше.

5. Сложнее заводить автомобиль зимой.

6. Цена машины с автоматом больше порядка на 35 – 40тысяч рублей, а то и более.

7. Цена ремонта АКПП значительно больше, чем МКПП.

По-моему недостатков достаточно, поговорим о преимуществах.

Преимущества автоматической трансмиссии (автомата)

Вот о преимуществах АКПП я расскажу немного подробнее, поскольку эти коробки различны и не будем их объединять в один тип.

1. Динамика. Ускорение автомобиля с автоматом различное. Естественно, классика (автомат с гидротрансформатором) имеющий четыре передачи разгоняет машину медленнее. Но в настоящее время выпускаются коробки-автоматы на шесть-семь, а то и восемь-девять передач и оснащаются они двумя сцеплениями. Такие МКПП уже не уступают по своей эффективности механическим коробкам, а в некоторых случаях могут дать им фору. К примеру, коробочка-вариатор превосходит механическую, так же как и АКПП типа DSG от VW.

2. Расход топлива. Классический автомат (четырехдиапазонный) требует большего расхода топлива. Если же обратить внимание на современные АКПП либо на коробки-вариаторы (шестидиапазонные либо бесступенчатые), то автомобили с такими коробочками расходуют намного меньше топлива, иногда даже меньше чем механика.

3. Удобство вождения. Управлять автомобилем с коробкой-автоматом одно удовольствие. Даже новичок может без нервов спокойно тронуться не только на ровном месте, но и на подъеме, не создав при этом аварийной ситуации.

4. Моторесурс двигателя. Ресурс как двигателя, так и узлов трансмиссии у автомобиля с автоматом немного больше. Осуществляется контроль над оборотами мотора и ему не грозит перегрев.

В заключение добавлю, вопрос: что лучше автомат или механика – довольно спорный и не однозначный. Кто-то стремится к комфорту и хочет быстро получить хорошие навыки вождения, а это возможно на автомобиле с коробкой-автоматом. Кто-то любит подергать ручку механики и любит дать движку, как говорится «дрозда», раскрутив его до «красной зоны», чтобы в жилах потек адреналин от скорости и драйва, за что спасибо механике. Но как ни крути, а обе трансмиссии имеют место быть на машине. Что выбрать при покупке авто, решать только вам.

Хотя оба этих типа трансмиссий помнят еще зарю автомобилестроения, вынесенный в заголовок вопрос по-прежнему актуален. На самом деле четкий ответ на него дать невозможно – достаточно знать особенности каждой конструкции, чтобы уже для самого себя соотнести плюсы и минусы. Естественно, мы не касаемся экстремальных применений автомобилей: скажем, увидеть драгстер класса Top Fuel без двухступенчатого автомата или джиперскую «котлету» не на механике вряд ли получится, но здесь и весь автомобиль строится под конкретную цель.

Механические трансмиссии: плюсы и минусы

Исторически это наиболее старый тип трансмиссии вообще, многоступенчатые редукторы были изобретены еще до появления автомобилей как таковых. Пройдя определенную эволюцию и отсеяв все нежизнеспособные идеи, классическая компоновка механической КПП неизменна уже несколько десятков лет.

Основа МКПП – это два вала с шестернями на них: первичный, связанный с двигателем через муфту сцепления или, как экзотический вариант, через гидротрансформатор (о них самих ниже), и вторичный, связанный с дифференциалом или карданным валом в зависимости от выбранного привода. Принципиальная разница между валами в том, что на первичном валу все шестерни закреплены жестко, а на вторичном вращаются свободно. При выборе определенной передачи одна из шестерней соединяется с муфтой, которая жестко связана со вторичным валом, остальные продолжают свободное вращение.

Из очевидной простоты такого решения проистекает и главный недостаток такой трансмиссии: в момент переключения передачи муфта, вращающаяся с теми же оборотами, что и вторичный вал, должна войти в зацепление с шестерней, скорость которой может быть совсем иной. Поэтому жесткость переключения можно победить или четким выравниванием скоростей шестерен, то есть переключением передач на строго определенных оборотах, или введением дополнительного узла – синхронизатора, помогающего выровнять скорости шестерен до момента включения передачи.

Из-за удобства как минимум все передние скорости на легковых автомобилях обязательно имеют синхронизаторы, но именно они являются одним из самых слабых мест МКПП. Недаром на тяжелых американских грузовиках, где только паспортный ресурс трансмиссии составляет миллион миль, синхронизаторов в механических коробках нет: они неизбежно изнашиваются, делая включение передач все более жестким.

Видео:5 вещей которые НИКОГДА нельзя делать с Механической коробкой передач!

Но и достоинства МКПП очевидны:

  1. Во-первых, минимум передаточных звеньев между двигателем и колесами обеспечивает автомобилям на «механике» высокую экономичность.
  2. Во-вторых, даже в случае поломки МКПП может быть легко перебрана: разобраться в ее устройстве нетрудно.
  3. Добавим к этому простоту изменения передаточных отношений (достаточно сменить всего пару шестерен), возможность работы на масле низкого качества и терпимость к грубому обращению: «убить» грамотно спроектированную механическую коробку очень трудно. И одновременно МКПП наиболее дешевы, что делает выбор трансмиссии в бюджетном сегменте и вовсе безальтернативным.

Автоматические трансмиссии

Гидромеханика

Говоря «автоматическая коробка», мы обычно подразумеваем гидромеханическую планетарную трансмиссию – старейший тип автомобильных «автоматов» родом еще из 30-х годов. В основе подобных трансмиссий лежит свойство планетарного редуктора изменять свое передаточное число при притормаживании одного из его элементов (солнечной шестерни, блока сателлитов или ведомой шестерни). Поскольку все шестерни при этом остаются в постоянном зацеплении, передаточное число меняется мягко и без ударов – именно поэтому автоматические коробки начали активно развиваться в те времена, когда «механика» не имела синхронизаторов и требовала немалого умения в обращении с «кочергой» переключения передач и сцеплением.

Из принципа работы планетарного редуктора понятно, что у него можно получить лишь три передаточных отношения – недаром все «автоматы» очень долго были именно трехступенчатыми. В реальности же передаточное число на каждой скорости у автомобилей менялось сильнее. Как так? Дело в том, что для связи коробки с двигателем без муфты сцепления использовался гидротрансформатор – устройство из двух колес (нагнетающего и турбинного), закрытых в объеме масла. Такой механизм позволяет турбинному колесу вращаться со скоростью меньшей, чем скорость нагнетающего, то есть фактически обороты варьировались еще перед трехступенчатым редуктором.

Видео: Автомат или механика. Что лучше, плюсы и минусы. Просто о сложном

Выборочное притормаживание и соединение с выходным валом КПП того или иного узла планетарной передачи выполняют набор фрикционов и тормозных лент – в старых АКПП они управлялись чисто механически, сейчас давление масла в приводах распределяют клапана, управляемые своим контроллером. Но суть гидромеханической трансмиссии, хоть и получающей сейчас до 8 ступеней, остается прежней: увы, высоких потерь в гидротрансформаторе не избежать, и расход топлива с такой коробкой будет выше, чем с механикой.

Сам механизм весьма требователен к качеству и количеству масла – даже отклонение вязкости уже способно нарушить работу управляющих механизмов, вызвав знакомые многим «толчки» и «задумчивость». Это не означает ненадежности АКПП: при должном уходе они способны продемонстрировать огромный ресурс. Зато удобство такой коробки очевидно, особенно в городских пробках, а введение дополнительных ступеней и принудительная блокировка гидротрансформатора позволяет приблизить их КПД к «механике». Явное противопоказание для гидромеханических автоматов – это жесткая эксплуатация (агрессивная езда, офф-роуд) – если перегрев или постоянная езда враскачку (вперед-назад без паузы между включениями) для МКПП не страшны, то «автомату» в таких условиях придется готовится к ускоренной замене фрикционов и тормозных лент.

Роботизированные коробки

Попытки автоматизировать переключение передач на МКПП предпринимались давно, но все они упирались в один подводный камень: если фрикционами и лентами АКПП могли управлять маломощные и медленные гидроприводы, то МКПП нужны были привода с высоким быстродействием. Поэтому фактически работоспособные конструкции появились на рынке только в 90-е годы, и по сути своей они представляли собой обычную «механику», где муфтами переключения передач и приводом сцепления управляли мощные электромагниты.

Увы, именно эти «роботы» и испортили репутацию идеи: «задумчивость» и удары при переключении передач у них только прогрессировали со временем, так как механизм выжима сцепления не мог адекватно адаптироваться к износу его дисков. К этому добавлялись регулярные проблемы с самими соленоидами.

Как-то исправить ситуацию смогли только преселективные коробки DSG – в них выбор следующей передачи происходил до отключения текущей, и одновременно срабатывали два фрикциона: первый разрывал крутящий момент текущей передачи, второй подключал следующую. По комфорту и быстродействию такие коробки уже смогли сравниться с «механикой», но по сложности уже догнали гидромеханические автоматы. Проблемы же с надежностью остались бичом «роботов» и по сей день.

Человек думает над тем, что для него будет лучше - механика или автомат. Это решение существенно влияет на выбор машины для постоянного пользования. Однозначного и единственно правильного ответа здесь нет. Каждый водитель должен взвесить все «за и против» прежде, чем выбирать МКПП или отказываться от неё, проанализировать преимущества, недостатки каждой трансмиссии и сделать соответствующие выводы.

Разделение АКПП на подвиды

Прежде чем перейти к главному нашему вопросу, необходимо сделать небольшое отступление и разобраться в разновидностях АКПП.

  1. Гидромеханическая коробка передач (обычный автомат) имеет простую конструкцию и элементарный принцип работы. Задача водителя сводится к управлению педалями газа и тормоза, и своевременно переключать селектор в необходимый режим. Именно этот тип трансмиссии открыл эру автоматизированных механизмов для переключения скоростей. Он не был совершенен по причине повышенного расхода топлива.
  2. АКПП «вариатор» имеет два шкива: один с постоянным размером, а второй - с переменным. Передачи переключаются очень плавно и совсем незаметно для водителя. Казалось бы, что может быть лучше? Но очень высокая стоимость таких механизмов, непозволительность буксования, присутствие механического трения внутри коробки, высокие потери энергии, большие топливные расходы заставили инженеров работать над созданием более совершённых механизмов.
  3. Роботизированная механика управляется специальными программами и электронным блоком. Здесь уже нет тех проблем, которые присутствуют в вышеописанных . Топливо экономится, скорости переключаются быстро, даже разгон не занимает много времени. Для спокойного вождения этот вариант является идеальным. Можно было бы утверждать, что именно эта коробка передач является лучше всех остальных, вот только конструкторы Volkswagen изобрели новый механизм для переключения скоростей, который оказался ещё лучше.
  4. Роботизированная механика класса DSG. Вот она - идеальная автоматическая система, у которой очень сложно найти недостатки, если отбросить высокую стоимость и нежелательность пробуксовок. Но эти моменты являются стандартными для каждой автоматической КПП.

С какой трансмиссией удобнее ездить

В этом вопросе наблюдается единогласие между сторонниками различных коробок передач. Автомат в этом смысле превосходит своего ручного конкурента - МКПП. Особенно остро это ощущается в крупных городах с большой плотностью автомобилей на магистралях. Передвижение в тянучке требует постоянного и создаёт необходимость часто выжимать педаль сцепления. Понятное дело, что все эти действия не самым положительным образом влияет на состояние автомобиля и способствует его быстрому износу. Совсем другое дело - АКПП. Этот механизм позволяет чувствовать себя спокойно, расслабленно, не переживать за вероятность остановки двигателя в самый неподходящий момент (а в автомобильных пробках каждый момент является неподходящим). Если для вас комфорт вождения стоит на первом месте, то механика точно не для вас.

Не добавляет удобства водителям и наличие третьей педали. Автомобиль - это, в первую очередь, средство для комфортного передвижения. Ни о каких неудобствах даже речи быть не может. Если технический прогресс позволяет перенести часть водительских обязанностей на электронные системы, то глупо не воспользоваться такими возможностями. Автоматическая коробка передач позволит направить все внимание на дорогу, а не на рычаг переключения скоростей и правильное выжимание педали сцепления.

С какой коробкой передач динамика лучше

Такого единодушия, какое наблюдалось в первом вопросе, уже не будет. Когда дело касается динамики, то мнения по поводу того, какая коробка передач лучше, сильно отличаются друг от друга. Поклонники механического механизма переключения скоростей приводят в качестве убедительных доводов возможность полного раскрытия потенциала, который заложен в мотор. Также механика позволяет быстро ускоряться в тех случаях, когда это необходимо для водителя.

Со всеми этими доводами сложно не согласиться, но стоит брать во внимание тип автоматической трансмиссии, которая используется в автомобиле.

  1. Вариатор демонстрирует низкие характеристики резвости машины, уступая любой МКПП. А вот плавность демонстрирует исключительную.
  2. Роботизированная и гидротрансформаторная АКПП составляет достойную конкуренцию своим механическим собратьям, хотя и здесь сложно придерживаться одного мнения. На работу трансмиссии оказывает существенное влияние качество исполнения управляющей электроники.
  3. Наличие в коробке автомат режима Sport повышает динамичность автомобиля на несколько пунктов.

Управление роботизированной коробкой передач осуществляется с помощью специальных программ

И вновь мы сталкиваемся с неоднозначностью, которая не позволяет выделить тот тип коробки передач, которая подарит водителю безукоризненную динамику. Если производитель вашей будущей машины сэкономил на формировании связки мотора с КПП, то о чудесах говорить не приходится. Если заглянуть в салон дорогих, спортивных авто, а лучше сесть за руль и провести тест-драйв, то динамика будет зашкаливать. Все упирается в стоимость автомобиля, а соответственно и . Бюджетный автомобиль и даже представитель среднего класса могут «похвастаться» дешёвыми АКПП с небольшим набором ступеней. Такие механизмы сознательно «придушиваются» автопроизводителями, которые таким образом стремятся ограничить проявление лихачества на дорогах и компенсировать неопытное вождение.

Сколько уходит топлива

Может показаться, что с этим вопросом сложностей возникать не должно. Смотрим на данные по расходу топлива из технических характеристик автомобилей с различными коробками передач и сравниваем их. Автомат немного увеличивает количество расходуемого бензина, ведь на функционирование этого устройства требуется энергия. Инженеры автомобильных компаний не перестают работать над созданием экономичных технологий, которые окончательно вытеснят МКПП с автомобильного рынка. Взять хотя бы систему «старт-стоп», которая уже хорошо известна многим автомобилистам.


Механизм автоматической коробки переключения передач в разрезе

В то же время встречается немало водителей, которые пользуются МКПП и расходуют такое количество топлива, которое превосходит любой автомат. Такой нонсенс имеет место при активной езде, которая сопровождается частыми перегазовками, резким увеличением скоростного режима и неожиданным торможением. Если вы относитесь именно к такой категории водителей, то сэкономить на топливе за счёт выбора авто с МКПП вам не удастся. Может быть лучше для вас будет ориентироваться на хорошую автоматическую трансмиссию.

Экономичный вариант трансмиссии

Достойным экономичным вариантом является роботизированная коробка передач, оборудованная двумя сцеплениями. Такой механизм ещё называют преселективным. Бывает, что производители машин вводят свои обозначения, но часто встречается следующая комбинация символов - DSG. Такой автомат работает следующим образом: в то время, как один из дисков сцепления посылает тягу на колёсную базу, второй диск находится в готовности стать ему заменой. В результате такой схемы наблюдается быстрое переключение передач скорости. Двигатель может в постоянном режиме поддерживать необходимое количество оборотов за счёт большого количества передач (от 6 до 8). Такая коробка передач лучше всего подходит для экономного водителя.

Преодоление сложных ситуаций на дороге

Пока Россия не может похвастаться хорошими дорогами, водителям приходится обращать внимание на то, как трансмиссия будет вести себя в условиях бездорожья. Можно сказать, точно - механика предоставляет автовладельцу больше шансов выбраться из песочной или снежной западни. При умелом обращении МКПП может превратиться в послушный и чуткий механизм, который будет точно реагировать на управление со стороны водителя.

АКПП в этом смысле проигрывает, поскольку она подчиняется чётко прописанному алгоритму, который не предусматривает выхода из подобных нестандартных ситуаций. Но и здесь есть приятные исключения, например, Land Rover и некоторые другие внедорожники. Здесь, как правило, устанавливаются такие АКПП, которые можно перенастроить под сложившиеся условия. Добавим сюда умный полный привод и получим автомобиль, для которого нет плохих дорог. За такие технологии придётся хорошо заплатить.

Есть ещё один вариант, который предполагает выбор автомат коробки передач без опасения застрять в первом сугробе. Наличие дополнительных режимов, например, зимнего. Он может предполагать ограничение тяги, которая подаётся на ведущую колёсную базу. Как бы сильно ни была вдавлена педаль акселератора, вероятность пробуксовки будет сведена к минимуму. Некоторые автомобили могут начать движение со второй передачи.

Сложности с ремонтом

Когда возникают или ломается коробка передач, то понимаешь, что лучше иметь авто с МКПП. Если из строя вышел двигатель, то буксировка машины с АКПП выполняется крайне осторожно. Этот процесс возможен, но расстояние не должно превышать 30 км, максимальная скорость 50 км/час, а нейтральный режим включён до тех пор, пока авто не будет доставлено к специалистам. Если двигатель вообще не подаёт никаких признаков жизни, то автомобиль придётся грузить на погрузчик. Запуск с буксира или «толкача» допускает только механика. В этом смысле она лучше своего электронного оппонента.

Автомат отремонтировать дорого и сложно. Не так много имеется мастеров, которые хорошо разбираются в устройстве электронных трансмиссий и готовы будут устранить любую поломку.

Стоимость и расходы на эксплуатацию

АКПП - это удовольствие дорогое. Во-первых, повышает стоимость автомобиля, а, во-вторых, характеризуется дорогостоящей эксплуатацией и обслуживанием. Замена масла в автоматической коробке передач требуется проводить часто. В среднем на каждые 60 тыс. км. В то время как с МКПП этот промежуток увеличивается до 90 тыс. пробега. Также разнится и объём масла, который потребуется для замены. На автомат уйдёт до 9 литров, а механика потребует не больше 3.

Как видите сами, финансовая сторона вопроса играет не в пользу АКПП. Но как говорится, за удовольствие и комфортную езду на автомобиле нужно платить. Стоит ли сопротивляться техническому прогрессу, когда он стремится сделать нашу жизнь лучше? Мы давно сменили счёты на электронную технику, впустили в свою жизнь смартфоны и гаджеты, отдали часть своих домашних дел электронным устройствам и постоянно делаем свою жизнь более комфортной благодаря техническим новинкам.

Так может быть механика в автомобилях отживает своё и пришло время стать ей частью нашей истории? От этого никуда не деться, МКПП в один момент исчезнет с автомобильного рынка, уже некоторые автомобильные концерны полностью отказываются от производства трансмиссий такого типа. Вероятно, лет через десять только на профессиональных гоночных машинах будет установлена механика для того, чтобы водитель смог продемонстрировать своё мастерство в управлении подобными механизмами.