Тормозная система

Как и в других моделях автомобилей отечественного производства, в девятке тормозная система состоит из переднего и заднего контура. Процесс работы тормозов сопряжен с очень высоким давлением в системе, поэтому очень важно использовать надежные и качественные трубки, по которым происходит циркуляция тормозной жидкости. Помимо этого, предельно важно поддерживать тормоза в исправном состоянии и выполнять регулярные профилактические работы по обнаружению и своевременному устранению мест утечки ТЖ.

Стоит отметить, что двухконтурная тормозная система является очень надежной, поскольку в случае разгерметизации или выхода из строя одного контура, второй будет оставаться работоспособным, что обеспечивает более высокий уровень безопасности.

ГТЦ: что это и зачем он нужен

ГТЦ или главный тормозной цилиндр - это один из узлов тормозной системы автомобиля, отвечающий за создание давления в трубках. Он реализован цилиндром с поршнем, который отвечает за прокачку тормозной жидкости. Для предотвращения протекания ТЖ во время работы отвечают два резиновых уплотнителя. Этот узел отличается высокой надежностью и долговечностью, которые достигаются благодаря использованию высококачественных комплектующих.

Для того чтобы не возникало никаких проблем с тормозами на протяжении всего времени использования средства передвижения, автолюбитель должен постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости в ГТЦ. Помимо этого, специалисты рекомендуют периодически производить полную ее замену, поскольку в процессе работы она подвергается воздействию высоких температур, в результате чего некоторые присадки, входящие в состав ТЖ и придающие ей необходимой вязкости, улетучиваются. Таким образом, со временем тормозная жидкость теряет свои свойства.

Вакуумный усилитель

Этот элемент тормозной системы девятки находится между салоном и моторным отделением. Он имеет цилиндрическую форму и подключен при помощи шлангов с карбюратором и главным тормозным цилиндром. Основным предназначением это узла является улучшение управляемости транспортным средством. Именно благодаря вакуумному усилителю педаль тормоза имеет очень мягкий ход, а остановка автомобиля становится очень легкой. Чтобы по достоинству оценить важность этой детали необходимо сравнить процесс торможения девятки с таковым у более старых моделей ВАЗ, остановка которых отнимала больше усилий, а тормозной путь был значительно длиннее.



Суппорты тормозов

Суппорты тормозной системы расположены на передней оси колеса и отвечают за плотное прижатие колодки и тормозного диска. Эти запчасти обладают высоким ресурсом работы и могут оставаться пригодными для эксплуатации на протяжении всего срока использования автомобиля. В основе этого узла лежит алюминиевый корпус, к которому подключается трубка для подачи тормозной жидкости. Рядом находится отверстие для штуцера, который необходим при прокачке тормозной системы. Внутри корпуса находится стальной поршень, который отвечает за прижатие колодок к дискам во время торможения.

Суппорты переднего контура крепятся к ступице двумя фиксирующими болтами. Стоит отметить, что если вы выполняете ремонт или замену каких-либо деталей, то не рекомендуется нажимать на педаль тормоза при снятых колодках, поскольку это приведет к выдавливанию поршня из системы. Вставить его обратно уже не получиться и потребуется полная замена всего узла.

Регулятор давления

Это устройство отвечает за повышение эффективности работы системы торможения. Наверное, каждый автолюбитель знает, что в момент осуществления процесса торможения основная часть тормозных усилий передается на передние колеса и оставшаяся небольшая часть - на задние. Степень распределения может зависеть от нескольких факторов, основными среди которых являются уровень нагрузки транспортного средства и интенсивность торможения. Однако в конструкцию тормозной системы девятки входит регулятор давления, который отвечает за рациональное распределение тормозных усилий между суппортами переднего и заднего контура.

Таким образом, благодаря этому узлу происходит значительное снижение давления в трубках системы задней оси. Регулятор давления расположен на задней балке, а его крепление осуществляется при помощи специального кронштейна. Стоит отметить, что при профилактических мероприятиях или замене этого узла потребуется специальный ключ, который не обтачивает грани фиксирующих элементов.

Ручной тормоз

Ручник можно отнести к второстепенному средству торможения, поскольку очень немногие водители регулярно используют этот элемент. Более того, есть и такая категория автомобилистов, которая вообще не следит за состоянием ручника и не поддерживает его в исправном состоянии. Этот феномен объясняется привычкой устанавливать транспортное средство на скорость. Тем не менее в зимний сезон такой подход оказывается даже полезным, поскольку в случае установки автомобиля на ручник на длительное время тормозная колодка может попросту примерзнуть к барабану, что чревато разрушением этого узла тормозной системы при попытке сдвинуться с места.

Тем не менее для полноценного обеспечения безопасности необходимо поддерживать ручник в исправном состоянии. Для этого рекомендуется периодически выполнять его регулировку, что представляет собой весьма непростую задачу, поскольку для этого потребуется специально оборудованное место и наличие автомобильной ямы. Чтобы отрегулировать ручной тормоз необходимо немного приподнять рычаг, после чего смазать и слегка попустить контргайку. При помощи второй гайки нужно отрегулировать степень натяжения троса ручника до того момента, пока колодки не будут касаться барабанов.

Ремонт и профилактические мероприятия тормозной системы

Эксплуатация автомобиля сопряжена с большим износом трубок и шлангов, по которым происходит подача тормозной жидкости, в результате чего на них могут появляться трещины, через которые происходит вытекание ТЖ. Поэтому предельно важно вовремя выявить подобные неисправности и выполнить своевременную замену этих элементов. Для этого потребуется обжимной ключ на восемь, а также комплект новых уплотнительных прокладок.


Стоит отметить, что при замене шланга тормозная жидкость должна полностью сливаться с системы. Для этого предназначен специальный штуцер, расположенный на каждом суппорте. В местах пересечения трубки и шланга необходим использовать металлические скобы, с помощью которых они крепятся к специальному кронштейну.

Как уже упоминалось в статье, периодически необходимо производить полную замену тормозной жидкости, поскольку со временем она теряет свои свойства. Помимо этого, эту процедуру необходимо выполнять и при замене шланг и трубок, поскольку в процессе выполнения работ происходит ее завоздушивание, в результате чего дальнейшее использования ТЖ становиться невозможным. Для этого в расширительный бачок доливается жидкость до максимальной отметки и выполняется прокачка тормозов каждого колеса в строго определенной последовательности. Если ранее вы не выполняли подобную процедуру, то рекомендуется обратиться за помощью к более опытным автомобилистам, чтобы исключить допущение основных ошибок, с которыми наиболее часто сталкиваются все новички.
Тем не менее сама процедура прокачки тормозной системы не представляет собой ничего сложного, единственное, что потребуется при этом является вместительная емкость, в которую будет происходить слив завоздушенной ТЖ. Стоит отметить, что сливать необходимо до тех пор, пока не перестанет идти жидкость с пузырьками воздуха.

Для стабильной работы тормозов транспортного средства необходимо производить замену износившихся тормозных колодок, поскольку именно благодаря им автомобиль останавливается. Это один из наиболее распространенных видов ремонта, с которым регулярно сталкиваются автолюбители. Для замены тормозящих элементов на ВАЗ 2109 необходимо установить транспортное средство на домкрат и снять колесо. Далее, откручивается фиксирующий болт суппорта, который после просто сдвигается в сторону. После этого, вдавливаем поршень в корпус, чтобы он не мешал для демонтажа отработанных и установки новых колодок, и производим непосредственную замену запчасти.

Устанавливать задние дисковые тормоза на свои ВАЗ 2109 хотят многие. Но насколько это рациональное решение?

Внесение подобных изменений в конструкцию тормозной системы запрещено. Проводится такая работа сугубо под вашу собственную ответственность.

Преимущества и недостатки

Если вы решили поменять обычные барабанные механизмы на дисковые тормоза, обязательно примите во внимание положительные и отрицательные стороны такого решения.

Преимущества

Недостатки

Уменьшается тормозной путь

Высокая стоимость новых дисковых тормозов, по сравнению с традиционными барабанами

Тормозное усилие распределяется равномерно по всем колесам

Требования к точной регулировке, настройке, что своими руками способны сделать не все

Снижается неподрессоренная масса

При нарушении требований по установке машину заносит, она тормозит неравномерно, возникают скрипы

Обеспечивается более эффективное рассеивание тепла, тормоза не перегреваются

Замена барабанов на ДТ является незаконным, не сертифицированным действием для ВАЗ

Повышается надежность работы тормозной системы

Возможны проблемы с ГИБДД. К дисковым задним тормозам придираются не часто, но если поймают, придется грамотно «отмазываться»

Замена и обслуживание колодок вызывают меньше проблем, сложностей

Возникают проблемы с ручником, который нужно менять или усовершенствовать

Не приходится регулярно подтягивать ручной тормоз

При авариях виновником скорее всего будете вы, поскольку подобные конструктивные изменения недопустимы законом

Заметно меняется внешний вид в лучшую сторону

Требуется тщательная настройка после замены, которую лучше делать на СТО

Дисковые тормоза не замерзают при зимней мойке, чего не скажешь о барабанах

Допустив ошибку при сборке, задние колеса могут начать тормозить эффективнее передних, что станет причиной серьезных последствий и неприятностей

Внимательно подумайте над целесообразностью проведения подобных работ. Учтите, вся ответственность ложится на вас.

Замена

Раз вас уже не остановить и вы хотите оснастить задние колеса своего ВАЗ 2109 дисковыми тормозами, для начала подготовьте комплект необходимых компонентов, которые пригодятся в процессе замены.


  • Суппорта. Возьмите простые передние суппорта от ВАЗ 2109;
  • Шланги. Используйте передние тормозные шланги, поскольку стандартные трубки из железа не дотянутся до своих мест;
  • Колодки. Подойдут любые качественные колодки нужного размера;
  • Болты, шайбы-гровер. Требуются болты М10х1,25 длиной 30 миллиметров. В общей сложности 12 штук и обязательно с гроверами;
  • Дистанционные шайбы. Возьмите шайбы ролика натяжителя ремня ГРМ, которые используются для ВАЗ 2108. Нужно 8 таких штук;
  • Планшайба или пластина крепления суппорта. Нужно 2 штуки. Причем эта деталь нестандартная, придется максимально точно ее выполнять координатным станком;
  • Диски. Подойдут передние диски с диаметром 240 мм. Их предварительно подточите, чтобы совпадали посадочные места ступицы на 60 миллиметров. Можно проточить саму ступицу, а не тормозной диск. Выбор за вами.

Чтобы добиться качественного результата по установке дисковых механизмов, для начала нужно обеспечить грамотный демонтаж элементов системы торможения.

Демонтаж

Приступаем к процедуре. Она не самая легкая, но выполнить ее своими руками вполне возможно.

  1. Снимите колесо.
  2. Ослабьте натяжение троса ручного тормоза и сведите задние колодки.
  3. Ключом на 12 открутите пару направляющих шпилек.
  4. Молотком сбейте аккуратно тормозной барабан. Перед этим лучше зачистить посадочные места металлической щеткой, а также обработать поверхности с помощью WD40.
  5. Наносите аккуратные удары резиновым молотком или используйте деревянную подкладку. Стучать следует по всей окружности тормозного барабана. В некоторых случаях он сходит достаточно тяжело, но наберитесь терпения.
  6. Отверткой подденьте нижнюю стягивающую пружину ТК и снимите ее. С помощью этой же пружины вы сможете снять небольшие пружинки (направляющие), придавливающие колодки к пыльнику. Это щит тормозного цилиндра.
  7. Снимите пружинки, после чего схватитесь за низ тормозной колодки и поднимите ее вверх.
  8. Верхней частью упритесь в тормозной цилиндр, извлеките распорную планку.
  9. Из тормозного цилиндра следует вывести колодку и снять верхнюю стягивающую пружину ТК.
  10. Выведите рычаг ручного тормоза из троса ручника и снимите вторую ТК.
  11. Демонтируйте болты, которые крепят ступицу к балке. Вооружитесь разрезным ключом или обычным рожковым на 17 и воротком, чтобы увеличить плечо воздействия. Обработайте болты при помощи WD40 и открутите их.
  12. Действуйте аккуратно, никаких резких движений. Иначе вы попросту слижите грани крепежей.
  13. Прежде чем сбивать ступицу, демонтируйте тормозную трубку. Для этого нужно разрезной ключ. Сорвав крепление, немного отогните трубку в сторонку и загерметизируйте колпачком, который предварительно нужно снять со штуцера прокачки цилиндра. Так вы не допустите вытекание тормозной жидкости.
  14. Ступица удерживается на посадочном месте балки, причем находится она там с завода. Потому наверняка она прикипела. Удары наносить придется точные и сильные. Бейте по опорному диску с внутренней стороны, чередуя удары сверху и снизу.
  15. Если испортите опорный диск, ничего страшного. Он все равно пойдет на свалку.
  16. Когда ступица начнет постепенно отделяться от балки, удары наносите уже менее сильные. Полностью сбейте ступицу.


Установка ЗДТ

Теперь наступает наиболее ответственный момент — установка дисковых тормозов на задние колеса вашего ВАЗ 2109.

  1. Определитесь, как именно будет монтироваться суппорт. Сделать это можно сзади или спереди оси. Учтите, на эффективность это не влияет, потому особо размышлять не требуется. Чтобы было симметричнее, выбираем заднее расположение.
  2. Состыкуйте ступицу и планшайбу в единый узел. Убедитесь, что отверстия совпадают. Если есть неточности, аккуратными ударами молотком центрируйте положение. Это очень важно.
  3. Отрихтуйте углы балки, на которые в итоге сможет упереться суппорт. Сделать это можно обычным молотком. Обработка того или иного угла зависит от того, какую сторону на они вы выбрали для установки.
  4. Устанавливаем ступицу. Учтите, что гравер под левый верхний болт фиксации ступицы использовать не нужно. В противном случае придется поработать болгаркой, сточив шляпку крепежа. Не сделав это, в гровер попросту упрется скоба суппорта.
  5. Наденьте на ступицу приобретенный дисковый тормоз.
  6. Установите на планшайбу скобу, а между элементами в местах соединения уложите шайбы. Так вы получите необходимые зазоры.
  7. В некоторых случаях шайбы не соответствуют необходимым размерам, потому лучше выбирать их конкретно под свой автомобиль.
  8. Затяжка соединения планшайбы и скобы выполняется с прикладываемым усилием 3-4 Нм.
  9. Установите колодки, соедините шланг с суппортом, после чего замкните трубкой со шлангом. Тут важно не поступить наоборот.
  10. Загерметизируйте тормозную магистраль, накачайте в системе давление путем нажима на педаль тормоза. Убедитесь, что система герметична, потеки отсутствуют.
  11. Если все работает хорошо, можно аналогичным образом выполнить установку тормозных дисков на втором заднем колесе.


Завершив сборку новой тормозной системы на задних колесах, обязательно прокачайте тормоза. Без этого выезжать на дороги нельзя.

Не лишним будет посетить проверенный автосервис, где опытные специалисты проведут анализ качества замены барабанов на диски, удостоверяться в правильности настроек. Тут хорошо бы иметь знакомых, которые не обманут.

Тормозной механизм задних колес барабанный, с двухпоршневым колесным цилиндром и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.

Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.

Основной элемент устройства - стальное разрезное упорное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25-1,65 мм.

Упорные кольца (по два на цилиндр) вставлены в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 350 Н, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок.

рис. 1

При износе тормозных накладок упорные кольца под действием поршней сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндра под действием механических примесей, попавших в тормозную жидкость, или под действием коррозии (наличие воды в тормозной жидкости), кольца могут «закиснуть» в цилиндре и один или даже оба поршня потеряют подвижность.

Цилиндры в этом случае необходимо заменить.

Замена колодок

Колодки тормозных механизмов задних колес необходимо заменять только комплектом - все четыре колодки.

Замена колодок только одного тормозного механизма может привести к уводу автомобиля в сторону при торможении.

1. Накидным ключом (лучше шестигранной высокой головкой) на 7 отворачиваем два направляющих штифта колеса.

2. Снимаем тормозной барабан.

3. Если барабан снять не удается то, равномерно поворачивая его, молотком с пластмассовым наконечником (или обычным молотком через деревянный брусок) наносим удары по торцу барабана.

4. Поддев отверткой, выводим из зацепления с колодкой крючок верхней стяжной пружины.

5. Снимаем пружину

6. Выводим верхние упоры колодок из прорезей поршней цилиндра и вынимаем распорную планку.

Тормозная система ВАЗ 2109 имеет два контура, которые могут работать независимо друг от друга. Если вдруг случится поломка и порвется шланг, либо произойдет утечка в одной из трубок, то система останется работоспособной.
Конечно, продолжать движение в этом случае крайне опасно, но остановить автомобиль получится. За счет того, что система имеет два контура, при поломке отказывают суппорты на двух колесах. Остальные два продолжат работать в обычном режиме. Неисправностей может быть много, но давайте рассмотрим самые распространенные.


На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних барабанные. Обратите внимание на то, что запрещено вносить изменения в конструкцию этой системы по ПДД. Однако, многие автомобилисты ставят на задней оси дисковые тормоза, а инспекторы ДПС, которые должны отправлять за это на штрафплощадку, просто закрывают глаза. Устройство тормозной системы ВАЗ 2109 позволяет внести такие мелкие изменения. И качество работы намного лучше становится, эффективность торможения выше.

Минимально допустимая толщина тормозного переднего диска составляет 10,8 мм. Если меньше, то нужно проводить замену. Выполняется она по такой схеме:

  1. Ослабляете болты колес и поднимаете ремонтируемую сторону на домкрате. Желательно установить надежную опору под кузов автомобиля.
  2. Выкручиваете болты и снимаете колесо.
  3. Перед вами тормозной суппорт и диск ВАЗ 2109. Нужно заменить колодки и диск. Ключом на «12» выкручиваете направляющие.
  4. Ключом на «13» выкручиваете болт на суппорте, предварительно разогнув фиксирующую пластину.
  5. Снимаете колодки.
  6. Ключом на «17» выкручиваете болты на задней части механизма и снимаете его, подвешиваете к пружине, чтобы не повредить трубку.
  7. Демонтируете диск, на его место устанавливаете новый. Вкручиваете направляющие.
  8. Устанавливаете на место суппорт. Нужно вдавить его до упора, чтобы новые колодки встали на место. Сделать это можно двумя способами. Первый – приложить силу и с помощью монтажной лопатки разжать. Второй – на прокачной штуцер надеть трубку, опустить край в баночку с тормозной жидкостью. Ослабьте затяжку штуцера, в трубке появится жидкость. Теперь разжать колодки и утопить суппорт будет намного проще.
  9. Установите новые колодки, закрутите болт ключом на «13» и зафиксируйте его положение, загнув металлическую пластинку.

Первый признак того, что передние колодки тормозной системы ВАЗ 2109 пришли в негодность – это жуткий скрип со стороны колес. И доносится он не только при остановке, но и во время движения. Может пропадать на высокой скорости. Повышается уровень вибраций как при торможении, так и при прямолинейном движении.

Главный тормозной цилиндр


Сразу нужно отметить один нюанс – ради собственной безопасности и для надежности лучше в случае поломки поставьте новый узел, вместо того чтобы ремонтировать старый. Практика показывает, что новое всегда служит дольше, чем подвергшееся ремонту. Цена нового составляет порядка 1000 рублей, зависит от аппетитов продавца. Но если не горит ремонт, можно приобрести в интернет-магазине, сэкономив порядочную сумму.

Если взглянуть на схему тормозной системы ВАЗ 2109 со стороны, можно увидеть, что ГТЦ установлен на вакуумном усилителе. Но при замене цилиндра нет нужды демонтировать усилитель. Процедура снятия ГТЦ:

  1. При помощи груши избавляетесь от тормозной жидкости в расширительном бачке.
  2. Ключом на «8» выкручиваете трубки, идущие к передним колесам и заднему контуру.
  3. Ключом на «13» выкручиваете гайки крепления корпуса главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю.
  4. После снимаете расширительный бачок и устанавливаете его на новый цилиндр.
  5. Закрепляете новый ГТЦ на вакуумнике гайками.
  6. Устанавливаете на свои места все трубки. Старайтесь не повредить грани, иначе затяжку провести будет проблематично.
  7. Заливаете тормозную жидкость.
  8. Прокачиваете систему.

Практически при любом вмешательстве в тормозную систему автомобиля ВАЗ 2109 требуется проведение прокачки. Необходима она для повышения эффективности тормозов, для избавления от воздушных пробок.

Задние тормозные барабаны и колодки


Симптомы, по которым можно опознать износ колодок и барабанов, ничем не отличаются от перечисленных в начале статьи. Это и повышенная вибрация, и наличие посторонних звуков, скрипов. Но эти неисправности тормозной системы ВАЗ 2109 проявляются в основном при остановке. Чтобы заменить барабаны, вам потребуется следующий материал и инструмент:

  1. Новые барабаны. Стоимость примерно 500-600 рублей за один.
  2. Домкрат и баллонник.
  3. Опоры и противооткатные упоры.
  4. Ключ на «12».
  5. Молоток.

Могут понадобиться выколотки, зубила, плоскогубцы. Но обычно надобности в них нет. Процедура проведения работ такая:

  1. Ослабляете болты задних колес, предварительно зафиксировав положение передних, установив под них упоры и включив первую скорость.
  2. Поднимаете сторону автомобиля. Работает задняя тормозная система ВАЗ 2109 немного не так, как передняя. Но все равно приготовьтесь осмотреть все важные узлы, чтобы провести замену своевременно.
  3. Выкручиваете болты того колеса, на котором проводите ремонт.
  4. Снимаете колесо и выкручиваете две направляющие шпильки ключом на «12».
  5. Снимаете старый барабан. Возможно, придется обстучать его, так как он может прикипеть к ступице. Но в большинстве случаев этого делать не приходится.
  6. Если состояние колодок нормальное, толщина рабочей поверхности в допустимых пределах, можно установить новый барабан в обратной последовательности.

Но на этом ремонт тормозной системы ВАЗ 2109 не окончен, при любом вмешательстве в ее конструкцию (замена шланг, трубок, суппортов, ГТЦ) необходимо проводить прокачку системы.

Замена шланг и трубок


В этой работе нет ничего сложного, но придется вымазаться тормозной жидкостью. Практика показывает, что коже рук она не вредит (если, конечно, нет аллергии на какой-либо компонент). Старайтесь не допускать попадания ее в дыхательные пути, глаза. Иначе получите сильное повреждение слизистых оболочек. При работе вам потребуется рожковый ключ на «8» и обжимной, как на фото. Без него просто нереально что-то сделать. Если пробовать выкручивать трубки обычными ключами или плоскогубцами, то это приведет только к разрушению граней.


Тормозная система автомобиля ВАЗ 2109 состоит из трех шланг и пяти трубок. Последние расположены:

  1. Между ГТЦ и шлангом суппорта левого переднего колеса.
  2. Между ГТЦ и шлангом суппорта правого переднего колеса.
  3. Между ГТЦ и шлагом, идущему к тройнику на задней оси.
  4. Между тройником и левым цилиндром заднего колеса.
  5. Между тройником и правым цилиндром заднего колеса.

Полная замена производится на смотровой яме (в этом случае доступ к нижним трубкам проще). Первым делом необходимо слить всю жидкость. Для этого нужно с помощью груши избавиться от тормозной жидкости в расширительном бачке. Затем, выкрутив штуцеры для прокачки, избавиться от давления в системе (и лишней жидкости).

Установить ключ на гайку, зажать болт. Провернуть ключ, чтобы сорвать гайку. Все, теперь ключ снимать можно и выкручивать рожковым. Так выкручивается трубка со стороны колеса и тормозного цилиндра. Ничего сложного нет, главное – правильно установить новые элементы, согласно схеме тормозной системы ВАЗ 2109. Аккуратно, стараясь не повредить, зажимаете их в пластиковые клипсы. При необходимости можно дополнительно использовать пластиковые хомуты-стяжки.

Прокачка тормозов ВАЗ 2109


После окончания всех работ обязательно проводить прокачку системы. Делать это необходимо с помощником. Конечно, существуют методики проведения работы без сторонней помощи, но они проблематичные и рассматриваться в статье не будут. Схема прокачки системы (двигаемся от дальнего рабочего цилиндра к ближнему относительно ГТЦ):

  1. Прокачиваете задний правый контур, для этого на штуцер устанавливаете прозрачную трубку, второй конец ее опускаете в банку с тормозной жидкостью. Помощник выжимает 4-6 раз педаль тормоза, бросает в нажатом положении. Вы ослабляете штуцер, давая воздуху выйти из системы, после чего затягиваете. Повторяете такие действия до тех пор, покуда не перестанет идти воздух по трубке.
  2. Закончив с правой стороной, переходите к левой. Повторяете аналогичные действия.
  3. Третьим на очереди стоит правый передний контур. Процедура аналогичная.
  4. Последним прокачиваете левый контур передний. Именно он ближе всех находится к главному тормозному цилиндру.

Не забывайте подливать жидкость в систему своевременно! Только при условии правильной прокачки тормозной системы ВАЗ 2109 она будет нормально работать. Если хоть немного останется воздуха, это приведет к неполадкам, проваливанию педали, снижению эффективности торможения.

Небольшое видео о том, как без помощника одному прокачать на девятке тормоза:

Вам будет интересно:

Ремонт тормозной системы, инструкции по замене диска и тормозной скобы лада 2108 своими руками, устранение неисправностей в заднем тормозном механизме ваз 21099, ваз 2108, ваз 2109. Снятие и установка тормозного механизма Устройство тормозной системы Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099

Снятие и установка тормозного механизма фото, ремонт тормозов Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099 своими руками

Эксплуатация и ремонт тормозной системы автомобиля лада 2108. Проверка привода тормозов лада 2109. Обслуживание передних и задних тормозных механизмов лада 21099.

Передний тормозной механизм Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара



Предупреждения

Ослабляйте и затягивайте болты крепления колеса ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 только на автомобиле, стоящем на земле. Момент затяжки болтов 65-95 Н·м (6,5-9,5 кгс·м).

Применение для очистки тормозов бензина, дизельного топлива или каких-либо других минеральных растворителей недопустимо.

Минимально допустимая толщина накладок 1,5 мм. Если у вас возникнут сомнения, что толщина фрикционной накладки в пределах допустимой или ее поверхность замаслена или есть подозрение, что фрикционная накладка непрочно соединена с основанием, обязательно снимите, проверьте и при необходимости замените колодки. Накладки не должны иметь глубоких бороздок и сколов.

При установке старых колодок замена внутренней и внешней колодок между собой, а также между левым и правым колесом недопустима. Это может привести к неравномерному торможению.

Поверхность фрикционных накладок не должна быть замаслена, иметь глубокие риски и сколы. Накладка должна быть прочно соединена с основанием колодки. Если при очередной проверке толщина накладок приближается к минимально допустимой, то такие колодки еще работоспособны, но скоро закончится их срок службы. Выбирайте сами либо сразу заменить колодки, либо постоянно контролировать их толщину.

Комплекты тормозных колодок необходимо заменить одновременно с обеих сторон автомобиля Ваз 2109, Ваз 21099, Ваз 2108, Лада Самара.

Вдавливать поршень в цилиндр надо аккуратно, чтобы он не перекосился. Для этого установите обе изношенные тормозные колодки (лучше если от внутренней осталось одно основание) и корпус скобы на место. Аккуратно большой отверткой или монтировкой переместите поршень, надавливая на внутреннюю колодку и опираясь на тормозной диск.

Если уровень тормозной жидкости в бачке находится на отметке "MAX" или приближается к ней, то откачайте из бачка часть жидкости. Иначе она польется через край при установке новых колодок.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите под задние колеса упорные бруски. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля лада самара. Снимите колесо.

2. Промойте теплой водой с моющим средством и высушите тормозной механизм ваз 21099.

3. Через отверстие в корпусе тормозной скобы ваз 2109 визуально проверьте состояние колодок.

4. Выньте из кронштейна резиновый уплотнитель вместе со шлангом.

5. Отогните отверткой усик стопорной шайбы верхнего болта крепления направляющего пальца.

6 . Отверните верхний болт крепления направляющего пальца, придерживая при этом его ключом за шестигранник.

7. Поверните корпус скобы вниз вокруг оси нижнего пальца.

8. Промаркируйте тормозные колодки, если предполагаете их вновь установить.

9. Снимите тормозные колодки лада спутник.

10. Проверьте толщину и состояние фрикционных накладок тормозных колодок.

11. Очистите от грязи и ржавчины детали тормоза, особенно посадочные места тормозных колодок.

12. Если вы устанавливаете новые тормозные колодки, то вдавите поршень в цилиндр.

13. Установите новые тормозные колодки. Следите за тем, чтобы нажимные пружины стояли параллельно верхнему краю тормозных колодок. Старые колодки необходимо установить в соответствии с ранее сделанной маркировкой.

14. Поверните корпус скобы и заверните верхний болт крепления направляющего пальца моментом 31-38 Н·м (3,1- 3,8 кгс·м), придерживая при этом его ключом за шестигранник.