Торможение двигателем на скользкой дороге. Как правильно тормозить на авто без ABS? Основные способы торможения в критических ситуациях. Когда выжимать педаль сцепления

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Ежегодно число водителей в нашей стране увеличивается в среднем на 300 тысяч человек. Кому-то из них пришлось учиться водить машину зимой, в снег и гололед, и самые элементарные навыки езды в такую погоду они получили. Но большинство из новых обладателей свеженьких водительских удостоверений с наступлением холодов сталкиваются с гололедицей впервые. На очередном занятии нашей автошколы (предыдущее см. "Наука и жизнь" № 12, 2001 г.) об особенностях "зимней" езды новоиспеченным водителям рассказывает кандидат в мастера спорта по автомобильным гонкам Дмитрий Зыков. Впрочем, овладеть некоторыми специфическими "зимними" приемами полезно и опытным водителям.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Время, когда на зиму автолюбители ставили своих железных коней в гараж, прошло безвозвратно. Большинство водителей ездят теперь в любой сезон, в том числе и зимой. Однако зимняя езда требует особого внимания, аккуратности и определенных навыков. На некоторых особенностях управления автомобилем на скользкой дороге мы и остановимся.

Известно, что зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось, а из последних для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.

На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.

Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает - на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом - и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.

На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно "загрузить" их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ - нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы "клюнет носом", пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть-чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется "загрузка - поворот - тяга" (рис. 3).

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют - юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется - колеса должны вращаться.

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться "запас тяги". Управляют "тягой" педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они "вытянут" машину. На переднеприводном автомобиле следует "добавить газ". Здесь возможны два сценария: первый - передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант - при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:

Если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;

При трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;

При потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;

При экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.

На последнем моменте остановимся чуть подробнее.

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV-й - III-ю, и опять прикройте газ.

Перегазовка - прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С ее помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I-й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но "овчинка стоит выделки". Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении "на юз". Научиться этому приему несложно - выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.

Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием (рис. 4б). Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

На переднеприводных автомобилях желательно освоить прием "газ - тормоз" - одновременное нажатие на педали (на тормоз - левой ногой, на педаль газа - правой). Этот прием не дает заглохнуть двигателю, и самое главное - позволяет легко поворачивать автомобиль на дуге задними (!) колесами. Если передние колеса автомобиля при входе в поворот заскользили и автомобиль перестал "слушаться руля", не отпуская педали газа, левой ногой слегка нажмите на тормоз. Задние колеса соскользнут в занос, машина займет правильное положение в повороте, одновременно несколько потеряв скорость. После этого плавно откройте газ. Передние колеса "вытянут" машину. Несколько упорных тренировок помогут поймать ощущение заноса, научат его контролировать. Тогда притормаживание левой ногой даст возможность ездить на переднеприводном автомобиле в "управляемом заносе". Таким способом удается уверенно проходить даже очень крутые и опасные повороты. Освоить прием тоже не просто, но не менее полезно, чем импульсное торможение. Сначала у вас будет постоянно глохнуть двигатель, но, когда вы научитесь дозировать усилие левой ноги на педали тормоза, все получится. Потренируйтесь.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес "ручником" вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить "веером", тогда "ручник" нужно придерживать заметно больше.

На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на "нейтрали", чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, что позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.

Теперь поговорим о шинах, от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний), желательно с дисками, чтобы не создавать себе проблем на шиномонтаже при смене времени года.

Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Шипы должны располагаться на четырех дорожках, желательно, чтобы в пятне контакта шины с дорогой их было не менее 10-12. Для езды в городе, где дороги чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт. А более широкие мягкие профилированные покрышки увеличивают пятно контакта с дорогой. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом - изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге.

Некоторые водители устанавливают зимой на ведущую ось шипованные покрышки, а на второй оси оставляют летние шины. Так делать ни в коем случае не следует. Все четыре покрышки автомобиля должны быть одинаковой модели. "Разноколесица" приводит иногда к парадоксальным результатам. Например, у заднеприводного автомобиля появляется склонность к скольжению передних колес, а у переднеприводного - к заносу задних.

Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.

Зимой, как и летом, предпочтительнее использовать бескамерные шины. Они надежнее шин с камерами, не боятся мелких проколов проволоками от металлических щеток и даже гвоздями, мягче ведут себя на неровностях, легче шин с камерами и, следовательно, оказывают меньшее инерционное воздействие на подвеску.

Владельцы дорогих и не очень дорогих иномарок, оборудованных антиблокировочными системами (АБС), имеют некоторое преимущество при езде по скользким дорогам. АБС препятствует блокировке колес, и это позволяет тормозить в повороте, часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции.

Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.

На наших дорогах становится все больше современных импортных автомобилей, оснащенных дополнительными управляющими системами: автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель, управляющий таким автомобилем, должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя.

Современный ритм жизни заставляет авто владельцев приспосабливаться водить автомобиль в сложных и экстремальных ситуациях, а также при любых погодных условиях. Не стоит забывать о том, что уметь правильно тормозить для любого автомобилиста является первостепенным условием безопасности при вождении автомобиля.

Наиболее сложным временем для вождения является зимний сезон, в условиях заснеженных или обледенелых дорог и пониженных температур. Важным условием правильного и безопасного вождения в гололед для водителя является выбор подходящей скорости.

Итак, какие техники и приемы торможения на льду следует использовать для того, чтобы уверенно держаться за рулем в экстремальных погодных условиях независимо от водительского стажа?

  • Торможение комбинированного типа - при котором процесс торможения происходит на низких передачах. Применяя данный метод важно не перегрузить двигатель (не использовать передачу, которая не соответствует установленному диапазону скорости), поскольку избыток тяги на колесах уменьшит устойчивость автомобиля.
  • Торможение с усилием на педаль тормоза. Здесь важно не совершать самую распространенную ошибку - не тормозить в пол. Резкие движение рулем и педалями при маленьком коэффициенте сцепления автомобильных шин с дорогой, способны привести к частичной или полной блокировке колес, что чревато заносом передней или задней оси.
  • Торможение импульсного типа - прерывистое и ступенчатое. Данный метод позволяет совершать торможение до временной блокировки колес, предотвращая занос автомобиля. Импульсное торможение позволяет перераспределять общий вес автомобиля на колеса, увеличивая коэффициент сцепления.

Также торможение на льду может происходить при помощи системы ABS или двигателя.

Торможение с ABS (Антиблокировочной системой торможения)

Данная методика торможения возможна лишь в том случае, если ваш автомобиль оснащен подобной системой. ABS предназначена для предотвращения возможной блокировки колеса, если водителю необходимо резко остановить автомобиль.

При движении автомобиля, компьютер до 15 раз/секунду измеряет изменения угловой скорости вращения колес, и когда она становится критической, происходит разблокировка колеса. Благодаря этому водитель не потеряет контроль над управлением автомобилем в экстремальных ситуациях.

При торможении на неровном участке дороги коэффициент сцепления меняется, ABS убирает тормозное усилие с колеса и уменьшает тормозную динамику, таким образом, автомобиль тормозит медленнее и дольше. Однако если антиблокировочная система работает эффективно и слажено с другими системами, торможение и остановка автомобиля происходит мягко, своевременно и безопасно.

Итак, как нужно осуществить торможение на льду, используя систему ABS? Для этого до упора нажимаем на педаль тормоза и в конце тормозного пути выжимаем сцепление (если автомобиль оснащен механической коробкой передач), происходит запуск системы, которая в автоматическом режиме начинает импульсное торможение, предотвращая блокировку колес.

Торможение двигателем

Если ваш автомобиль не оснащен АБС, можно применять торможение двигателем . Такой вид торможения наиболее эффективен в условиях сильного обледенения дорог. Для того чтобы выполнить торможение отпускаем педаль газа, выжимаем педаль сцепления и выключаем повышенную передачу.

После того как передача будет выключена, плавно отпускаем сцепление (не включая передачу), далее выжимаем сцепление и только потом включаем пониженную передачу. В завершении - отпускаем педаль сцепления, чтобы предотвратить возможные толчки.

Это способствует увеличению оборотов и плавному (не резкому) снижению скорости. Если этих действий оказалось недостаточно, дополнительно можно задействовать тормозную систему .

Метод торможения на льду двигателем наиболее эффективный и безопасный для автомобиля, поскольку предотвращает блокировку колес и позволяет постепенно снизить скорость движения до полной остановки автомобиля.

Следует так же понимать, что мы условно разделили торможение двигателем и торможение на автомобиле с ABS, поскольку логика подсказывает, что ничто не может помешать тормозить двигателем как на автомобиле с ABS, так и на автомобиле, не имеющем такой системы

Стоит так же отметить, что в большинстве случаев, система ABS делает управление автомобилем на скользкой дороге более безопасным и значительно сокращает тормозной путь, однако в некоторых случаях может и незначительно удлинять его.

Например, на льду при использовании шипованной резины или при торможении на снегу. На снегу путь становится длинней при использовании ABS из-за того, что заблокированные колеса собирают перед собой снег, который тоже помогает тормозить, а ABS препятствует этому.

Какому способу торможения вы не отдали бы предпочтение, стоит помнить о соблюдении двух важных правил:

  • не допускать блокировки колес во избежание заноса автомобиля;
  • соблюдать безопасность торможения своего транспортного средства по отношению к другим участникам движения.

А чтобы по возможности избежать неприятностей, всегда необходимо учитывать дорожные условия и правильно выбирать соответствующий скоростной режим.

Гололед очень опасен, в том числе и для полноприводных автомобилей. Даже они, в подобных условиях, начиная торможение на одной улице, могут остановиться совсем на другой. Как же тогда быть обладателям автомобилей с одним, задним или передним, приводом? Как правильно тормозить в гололёд и как не допустить аварии в подобных условиях? Автомобильные эксперты советуют для экстренной остановки автомобиля на скользком дорожном покрытии использовать один из трёх приёмов торможения: комбинированное (соединение тормоза и газа), прерывистое и ступенчатое.

Комбинированное торможение – это надежный и удобный способ остановки автомобиля. Осуществляется он с помощью уменьшения динамики вращения коленчатого вала двигателя при включенной передаче. При этом одновременно начинает использоваться тормоз. Основную роль в данном приёме торможения играет двигатель. На скользком покрытии занос может произойти даже от малейшего нажатия на педаль тормоза. В подобной ситуации сначала блокируются именно задние колеса. Это неминуемо влечет за собою занос. Поскольку во многих автомобилях задние колеса связаны с двигателем, то это может помочь сделать торможение более плавным. Сила инерции вращающихся элементов двигателя, коробки передач и сцепления будет сопротивляться остановке транспортного средства, чем сгладит эффект грубого торможения. Кроме этого, во время уменьшения оборотов происходит понижение энергии, действующей на элементы трансмиссии. Это создаёт достаточно мощный замедляющий эффект. Таким образом, действуя вместе со своим двигателем, автолюбитель достаточно эффективно, а главное безопасно, притормаживает.

Прерывистое торможение характеризуется тем, что водитель резко нажимает на тормоз, а потом, на грани заноса, отпускает его. Если даже колёса и успели при этом заблокироваться, то после отпускания педали тормоза, они успевают вновь раскрутиться, то есть обрести необходимое сцепление с дорожным полотном. После прекращения заноса, можно повторить подобное нажатие на тормоза вновь. Во время использования такого способа торможения водитель должен быть очень внимателен и аккуратен.

Подобный приём торможения не даст колёсам скользить. Именно поэтому тормозной путь будет короче. Однако необходимо отметить, что во время описанного торможения запрещается поворачивать рулевое колесо. Корректировать траекторию движения можно только тогда, когда педаль тормоза свободна, а колеса автомобиля вращаются. Таким образом, попеременное воздействие на руль и на тормоз обеспечит Вам наиболее эффективное торможение на скользкой поверхности. Основным преимуществом этого способа является возможность контролировать траекторию движения автомобиля в критической ситуации. При этом, кроме эффективного маневрирования, производится и постепенное торможение автомобиля.

Ступенчатое торможение отличается от, описанного ранее, прерывистого только тем, что во время растормаживания педали её отпускают не полностью. Нога водителя, при этом, все время находится на педали тормоза. Это даёт возможность водителю быть постоянно готовым к ослаблению давления во время возникновения

1 3 346 0

Авто с АПС – это система встроенная в современные автомобили. Расшифровывается она как “противобуксировочная система автомобиля”. Она помогает избегать потери сцепления колес с дорогой. Система АПС значительно помогает при вождении на влажных, скользких дорогах.

Транспортные средства без системы АПС ухудшают и усложняют вождение в недостаточно приемлемых условиях дорог. Например, на скользкой дороге колеса могут блокироваться, и машина будет полностью терять управляемость.

Главное правило запланированного торможения зимой – плавность.
Если на автомобиле нет системы АПС, то сначала нужно нажимать педаль тормоза. Потом, по мере снижения скорости, выжимайте педаль сцепления.

Экстренное торможение без АПС

Когда машина не оборудована системой АПС, во время резкого нажатия тормоза колеса начинают блокироваться и скользить по дороге. Машину начинает разворачивать, это опасно на дороге. Поэтому, тормозить можно периодически нажимая на педаль тормоза. От этого колеса будут постепенно притормаживать, но не будут блокироваться.
Особенно опасное одновременное поворачивание руля и полное выжимание педали тормоза. Тогда машина полностью теряет управляемость. Чтобы исправить ситуацию, нужно больше отпускать педаль тормоза и поворачивать руль слегка то в одну, то в другую сторону.

Как и в автомобилях без системы АПС, торможение должно быть плавным.
Для тех, у кого автомобили с системой АПС, педаль сцепления нажимается сразу после нажимания тормоза, не дожидаясь снижения скорости.

Необходимо просто отпустить педаль газа и переходить на пониженные передачи. Чтобы предупредить блокирование колес во время снижения передачи можно чуть плавнее с задержкой в момент срабатывания отпускать педаль сцепления или перегазовать. Перегазовка для понижения передачи выполняется нажатием педали сцепления одновременно отпустив педаль газа. Потом опять резко нажимаем и отпускаем педаль газа, при этом увеличив обороты. Включаем пониженную передачу. Отпускаем педаль сцепления.

Торможение на скользкой дороге часто заканчивается заносом. «Хотел остановиться, а вместо этого развернулся » - так говорят многие попавшие в подобную ситуацию. Причина многих заносов – резкое торможение на скользкой дороге, когда колеса блокируются и машина теряет управляемость и устойчивость.

Во время торможения часть веса автомобиля по инерции переходит на переднюю ось. Задняя ось разгружена и минимального поворота руля достаточно, чтобы скользящие разгруженные задние колеса пошли по другой, более широкой траектории.

Чтобы этого не случилось, нужно сочетать работу тормозных механизмов с торможением двигателем. Важно правильно понижать передачи. Если переключать их не по порядку и перескакивать через одну, то двигатель заблокирует колеса и вновь получится занос .

Порядок действий при торможении двигателем таков. Первым делом отпускается педаль газа и нажимается педаль тормоза, одновременно выжимается сцепление. Если на автомобиле не установлена система АБС , то педаль тормоза нажимается прерывисто. Переключать передачи при этом нужно последовательно по одной вниз. Также и на автоматической коробке. Первую передачу на ходу не воткнешь, поэтому переключаясь на нее, на мгновение нужно нажать на педаль газа.

Все это только кажется сложным на первый взгляд, после нескольких тренировок на закрытой площадке такой способ торможения вполне можно освоить. На скользкой дороге он будет более эффективен и тормозной путь будет меньше, чем при использовании одной только педали тормоза. Дополнительные советы по торможению на скользкой дороге смотрите в видеоролике.

Видео

Если вы пробовали прием торможения двигателем на скользкой дороге, то оставляйте свои комментарии и опишите каков был результат.