Работа над "Волгой" началась в ноябре 1953 года. Ведущим конструктором проекта был Александр Михайлович Невзоров. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.
Ford_Mainline
Прототипом ГАЗ-21 послужил автомобиль Ford Mainline. В 1954 году ГАЗ приобрел такой автомобиль, чтобы изучить его автоматическую коробку передач.
К 1954 году относится начало строительства опытных образцов. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала (он проявил себя неважно и в серийное производство не пошел).
3 мая 1955 года начались государственные испытания трех образцов "Волги" - двух с автоматической трансмиссией и одного с механической. Частью испытаний был пробег Москва - Крым и обратно. Сразу после первых испытаний было получено разрешение на выпуск чертежей и подготовку к производству.
10 октября 1956 года были выпущены первые три производственных образца "ГАЗ-21". На них был установлен расточенный до 2,432 л. победовский нижнеклапанный двигатель мощностью 65 л.с. Этот автомобиль известен как "21Б".
Волга ГАЗ-21 1 серии
В 1957 году "ГАЗ-21" был поставлен на конвейер. "Волга" получает собственный двигатель - верхнеклапанный, мощностью 70 л.с. Внешним отличием первой серии автомобилей Волга ГАЗ-21 была решётка радиатора со звездой. Считается, что эта звезда была одной из причин относительно низкой популярности первой серии Волги в евопейских странах,так как она явно указывала на происхождение автомобиля из Советского Союза
На "Волге" впервые в отечественном автомобилестроении была серийно установлена автоматическая трансмиссия. Но из-за плохого положения в стране с качественными маслами и высококвалифицированным сервисом, было выпущено всего 700 автомобилей с "автоматами".
Всего за два года выпуска 21ой первого поколения было произведено около 31000 автомобилей.
Основные модификации:
- ГАЗ-М-21Г - с форсированным двигателем от «Победы»,
- ГАЗ-М-21Б - с форсированным двигателем от «Победы», такси.
- ГАЗ-М-21 - двигатель 2,445 л. и АКПП,
- ГАЗ-М-21А - такси на базе ГАЗ-М-21В,
- ГАЗ-М-21В - общего назначения с двигателем 2,445 л.,
- ГАЗ-М-21Д - экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стёкол появились начиная со второй серии).
- ГАЗ-М-21Е - экспортная с АКПП.
Волга ГАЗ-21 2 серии
В 1958 году начинается выпуск "Волги" второго поколения с 16-ю вертикальными отверстиями на радиаторе. Так же были изменены передние указатели поворотов и бамперы.
В этом же году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена "Гран-при".
Основные модификации
- ГАЗ-М-21И - базовый седан,
- ГАЗ-М-21А - такси,
- ГАЗ-М-21 - версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
- ГАЗ-М-21Е - версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
- ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
- ГАЗ-М-21К
- ГАЗ-М-21К - экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки),
Волга ГАЗ-21 3 серии
В 1962 году начинается выпуск Волги ГАЗ-21 третьей серии. Для этого было достаточно косметических изменений. Сам кузов остался прежним. Но его силуэт утратил тяжеловесность предыдущих модификаций. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки. Знаменитый олень, который украшал капот Волги 1-ой и 2-й серии, не был использован в 3-й серии (в качестве меры безопасности - оленей часто воровали).
Основные модификации
- ГАЗ-М-21Л - базовый седан,
- ГАЗ-М-21М - экспортная,
- ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям - на передних в виде стрел и на задних - в форме плавников),
- ГАЗ-М21Т - таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.
В этом же году модельный ряд пополнился 5-местным универсалом ГАЗ-22 с разделенной по горизонтали задней дверью. При сложенном заднем диване автомобиль мог перевозить крупногабаритные грузы массой 400 кг. На его базе выпускалась "карета скорой помощи" "ГАЗ-22Б". Фургоны не входили в программу завода. Сугубо для внутризаводских нужд, кустарно, в них переделывали универсалы.
Так же в этом году на секретную модификацию Волги установят 160-сильный V 8 "Чайки", коробку-автомат и гидроусилитель руля, и назовут её "ГАЗ-23". Всего до 1970 года было выпущено 603 автомобиля.
В 1965 году Горьковский завод осуществил последнюю модернизацию 21-й модели. В автомобиле были усилены лонжероны, установлены более эффективные отопитель и стеклоочистители. Ступицы передних колес стали оснащаться роликовыми подшипниками взамен шариковых.
Экспортные модификации
«Волга» ГАЗ-21 (М-21) была одним из первых массово экспортировавшихся советских автомобилей.
Экспортные автомобили имели улучшенное оформление, состав комплекта - согласно году выпуска. Кроме того, двигатели этих машин были форсированы на 10 л.с. или 5 л.с. относительно базовой модели (соответственно, 80 л.с. и 75 л.с. на ранних выпусках и 85 л.с. - на 3 серии) за счёт повышения степени сжатия для работы на более качественном бензине с октановым числом 80 (по моторному методу - в те годы, европейский «регулярный» - сорт «regular», не путать с современным АИ-80 с октановым числом, измеренным по исследовательскому методу - его использование в этих форсированных двигателях недопустимо, так как по октановому числу, измеренному по моторному методу, он примерно соответствует сорту А-76).
15 июля 1970 года последняя "Волга" ГАЗ-21 сошла с конвейера. Этот автомобиль модификации "21УС" с номером кузова 334312, окрашенный в антрацитовый цвет, занял место в экспозиции заводского музея. Всего с 1956 по 1970й год было выпущено 638875 автомобилей "ГАЗ-21" и "ГАЗ-22".
Автомобиль Юрия Гагарина
Первый космонавт Земли Юрий Гагарин после первого полёта в космос в 1961 году получил в качестве награды автомобиль «Волга» ГАЗ-21 специальной сборки. Машина была чёрного цвета с нештатным голубым салоном (и металл, и обивка) и полным комплектом люксового хрома. Год выпуска - 1960 (2 серия). Регистрационный знак 78-78 МОД. Любопытно, что водительского удостоверения до этого у Гагарина не было: впоследствии он получил его на общих основаниях, пройдя обучение и сдав экзамены в секции ДОСААФ.
В настоящее время эта машина хранится в музее в городе Гагарин (Гжатск). Состояние автомобиля изначально соответствовало возрасту, так как на хранение машину поставили в 70-х годах без реставрации, да и хранение под глухим стеклянным колпаком его также отнюдь не улучшало. Впоследствии, уже в недавнее время, «Волга» Гагарина прошла восстановительный ремонт в местном автосервисе.
Позднее Юрием Алексеевичем была приобретена более поздняя «Волга» III серии (очевидно, 21УС), также чёрная, но уже со штатным серым салоном.
В 1965 году французы подарили Гагарину во время его визита (по другим данным, непосредственно после него) спортивный автомобиль - купе Matra Bonnet Djet V S голубого цвета. Однако, судя по источникам, активно эту машину он не эксплуатировал.
Эксплуатационные характеристики ГАЗ 21 Волга
Максимальная скорость:
130 км/ч
Расход топлива на 100км в смешанном цикле:
9 л
Объем бензобака:
60 л
Снаряженная масса автомобиля:
1460 кг
Допустимая полная масса:
1885 кг
Размер шин:
6.70-15
Характеристики двигателя
Расположение:
спереди, продольно
Объем двигателя:
2445 см3
Мощность двигателя:
70 л.с.
Количество оборотов:
4000
Крутящий момент:
170/2200 н*м
Система питания:
Карбюратор
Турбонаддув:
нет
Газораспределительный механизм:
нет
Расположение цилиндров:
Рядный
Количество цилиндров:
4
Диаметр цилиндра:
92 мм
Ход поршня:
92 мм
Степень сжатия:
6.6
Количество клапанов на цилиндр:
2
Рекомендуемое топливо:
АИ-80
Тормозная система
Передние тормоза:
Барабанные
Задние тормоза:
Барабанные
Рулевое управление
Тип рулевого управления:
Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Усилитель руля:
нет
Трансмиссия
Привод:
Задний
Количество передач:
механическая коробка - 3
Передаточное отношение главной пары:
3.78
Подвеска
Задняя подвеска:
Рессора
Передняя подвеска:
Винтовая пружина
Кузов
Тип кузова:
седан
Количество дверей:
4
Количество мест:
5
Длина машины:
4770 мм
Ширина машины:
1885 мм
Высота машины:
1620 мм
Колесная база:
2700 мм
Колея передняя:
1410 мм
Колея задняя:
1420 мм
Дорожный просвет (клиренс):
190 мм
Модификации
Первая серия с 1956 по 1958
ГАЗ-М-21Г - с форсированным двигателем от «Победы»,
ГАЗ-М-21Б - с форсированным двигателем от «Победы», такси.
ГАЗ-М-21 - двигатель 2,445 л. и АКПП,
ГАЗ-М-21А - такси на базе ГАЗ-М-21В,
ГАЗ-М-21В - общего назначения с двигателем 2,445 л.,
ГАЗ-М-21Д - экспортная с МКПП (двигатель 80 л.с.), дополнительные хромовые элементы отделки (только поясной молдинг, оклады стекол появились начиная со второй серии).
ГАЗ-М-21Е - экспортная с АКПП.
Вторая серия с 1959 по 1962
ГАЗ-М-21И - базовый седан,
ГАЗ-М-21А - такси,
ГАЗ-М-21 - версия с АКПП (значилась в производственной программе, но реально выпущенные экземпляры не известны),
ГАЗ-М-21Е - версия с АКПП (очень ограниченный выпуск по спецзаказу),
ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (более богатая отделка, но со стандартным двигателем),
ГАЗ-М-21К - экспортная (двигатель 80 л.с. или 75 л.с., дополнительные хромированные элементы отделки).
Третья серия с 1962 по 1970
ГАЗ-М-21Л - базовый седан,
ГАЗ-М-21М - экспортная,
ГАЗ-М-21У - улучшенная комплектация (к комплектации добавились хромовые декоративные молдинги по крыльям - на передних в виде стрел и на задних - в форме плавников),
ГАЗ-М21Т - таксомотор, имел раздельные передние сидения для перевозки крупногабаритных грузов.
На базе ГАЗ-21 третьей серии выпускались самостоятельные модели:
Грузопассажирский ГАЗ-22
ГАЗ-22 - малосерийный универсал (прототипы и первые серийные экземпляры возможно имели оформление второй серии), выпускавшися в 1962-1970 гг; на его базе выпускалась карета скорой помощи.
ГАЗ-22А - фургон, созданный в 1961 году; в серию не пошёл, но по его образцу строили фургоны авторемонтные заводы.
ГАЗ-23 - мелкосерийная машина сопровождения («быстроходная модификация», «догонялка»), с двигателем и автоматической коробкой передач от лимузина «Чайка» ГАЗ-13 (V8, 5,53 л., 160, позднее 195 л.с.) и усиленными кузовом и ходовой частью, которая выпускалась в 1962-1974 гг в крайне ограниченных количествах (по информации исследователя вопроса Дмитрия Гвоздева, 608 экземпляров) для нужд КГБ и других силовых ведомств.
Производство
Год выпуска:
с 1956 по 1970
Автомобили эпохи СССР: ГАЗ-21И "Волга"
Первый в мире космонавт Юрий Гагарин был удостоин "Волги" - 70-сильной ("21И"), черной, улучшенной комплектации. О такой мечтали миллионы советских граждан. Машина - подарок за выполненный полет, награда за подвиг. Она была выпущена в 1960 году и еще год ждала своего звездного хозяина.
Переход с первого выпуска на второй осуществлялся по мере поступления новых деталей. Кроме облицовки, видоизменились передний бампер, подфарники и, косметически, плафон освещения заднего номерного знака. С начала 1959 года "Волга" стала комплектоваться новой панелью приборов, добавились омыватель стекла, задняя пепельница и поручни на диване. Привод замка капота был перенесен на левую сторону.
Экспортные модификации получили замкнутый по периметрам лобового и заднего стекол хромированный оклад.
В 1960 году "Волга" обрела более совершенный карбюратор, а с 1961-го подвеску с телескопическими амортизаторами вместо рычажных.
Олень, символ города Горький, впервые появился на эмблеме "ЗИМа" в 1949 году. На "Волге" олень появился уже на стадии проектирования в виде маскота - трехмерной литой накапотной фигуры. Олени на первых прототипах машины выглядели весьма натуралистично, но в серию пошли более символичные скульптуры с общими узнаваемыми и лаконичными чертами.
По легенде, в разработке законченной формы оленя, помимо дизайнеров Арямова, Долматовского и Еремеева, принимала участие знаменитый скульптур Вера Мухина
- автор "Рабочего и Колхозницы". С оленем выпускались первые два выпуски "Волги". На автомобили-такси вместо фигурки устанавливались скромные маскоты каплевидной формы.
"Берегись автомобиля"
Главная "Волга" в самом главном фильме про "Волгу", конечно же, машина Семицветова ("бежевая, цвет неброский") - третья в череде угнанных Юрием Деточкиным у жуликов и деляг. На момент съемок - это самая свежая модификация, "21Р" образца 1965 года.
Но четвертая машина, которая, как мы знаем, переполнила чашу любви и терпения следователя Подберезовикова, - "Волга" второго выпуска "21И". Именно за ней гнался по Москве троллейбус, и именно ее номерной знак "49-49 мот" стал знаковым для настоящих фанатов "М-21".
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Олень - символ города, завода и эмблема всех его легковых моделей | Лючок воздухопритока вентиляции и отопления салона | Дверные ручки - одна из немногих позиций деталировки, продержавшихся без изменений все 14 лет выпуска |
Хромированная решетка отличала улучшенные комплектации от базовых | ||
Задние фонари второго выпуска получили светоотражатели | Часы, в отличие от радиоприемника, устанавливались абсолютно на все "Волги", включая даже такси и бюджетные версии служебных машин | Клыки на бамперах присутствовали на первых двух выпусках М-21 |
Новый для второго выпуска радиоприемник с фронтальным динамиком. На первых моделях динамик располагался на верхней плоскости приборной панели | До 1962 года опорами для раскладываемого переднего дивана служили вот такие хромированные ножки. На поздних моделях спинка дивана фиксировалась фасонными болтами | Только с 1959 года "Волги" стали оснащаться второй пепельницей и поручнями для задних пассажиров |
Солнцезащитные козырьки из прозрачного пластика | До марта 1959 года двигатели для "Волг" выпускал сам ГАЗ, и те превосходили по надежности аналогичные моторы Заволжского моторного завода (ЗМЗ) | Блок "ползунков" управления вентиляцией и отоплением салона. Над ним - кнопка ручного насоса омывателя лобового стекла. До 1959 года стекло на "Волге" не омывалось вовсе, а с 1961 насос омывателя стал ножным. |
У каждого выпуска М-21 был свой оригинальный плафон освещения номерного знака |
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Схема автомобиля "Волга" ГАЗ-21И
Технические характеристики "Волга" ГАЗ-21И | Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг | |||
Число мест | 5 | без нагрузки общий | 1460 | |
Максимальная скорость | 130 км/ч | с нагрузкой 5 человек общий | 1860 | |
Время разгона до 100 км/ч | 34 сек | на переднюю ось | 730 | |
Паспортный расход топлива | 11-13,5 л / 100 км | на заднюю ось | 730 | |
Электрооборудование | 12 V | |||
Аккумуляторная батарея | 6-СТ-54-ЭМ | Дорожные просветы, мм | ||
Генератор | Г-12 | под передней осью | 200 | |
Реле-регулятор | РР24 | под задней осью | 190 | |
Стартер | СТ21 | |||
Прерыватель-распределитель | Р3-Б | Наименьший радиус поворота, м | ||
Свечи зажигания | А14У | по колее переднего наружного колеса | 6,3 | |
Размер шин | 6,70 - 15 | |||
Объем топливного бака | 60 л |
- Подвеска передняя: независимая, пружинная, с поперечными рычагами, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Подвеска задняя: зависимая, на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия: до 1961 года - рычажные, после - телескопические
- Рулевой механизм: глобоидальный червяк и двугребневый ролик
- Тормоза: барабанные, с одноконтурным гидравлическим приводом, прямого действия
- Сцепление: однодисковое сухое с гидравлическим приводом включения
- Коробка передач: механическая трехступенчатая с синхронизаторами на второй и третьей передачах, рычаг управления - на рулевой колонке
- Передаточные числа: I - 3,115; II - 1,772; III - 1,00; задний ход - 3,738. Главная передача - 4,55
- Карбюратор: К-22И, с 1960 года - К-105
- Максимальная мощность: 70 л.с. при 4000 об/мин
- Максимальный крутящий момент: 167 Нм при 2200 об/мин
Третья серия «Волги» ГАЗ-21 - результат модернизации, осуществленной в апреле 1962 года, внешне заметно отличался от первых двух. Модификации «третьего выпуска» стали самыми массовыми из линейки 21-х «Волг». В самом деле, машины «первой серии»- со звездой, сходили с конвейера примерно год и девять месяцев. «Второй серии» оказалось отмерено около трех с половиной лет. А «третья» выпускалась на горьковском конвейере более восьми лет.
Еще в конце 50-х, едва был окончательно освоен выпуск «Волги» ГАЗ-21 и снята с производства «Победа», конструкторы Отдела легковых автомобилей КЭО ГАЗа получили техническое задание на проектирование полностью новой «Волги» следующего поколения ГАЗ-24. Но работы над первоначальными вариантами новой машины затягивались, требовалось время, чтобы определиться с ее будущим обликом. Временно, чтобы базовая модель смотрелась более современно, руководитель Отдела легковых автомобилей Н.Н. Юшманов и его коллеги приняли решение модернизировать существующую «Волгу». Причем, приоритет отдали не агрегатной базе, а внешнему облику автомобиля. Проектировать обновленный экстерьер поручили художнику-конструктору Льву Еремееву, автору исходного варианта ГАЗ-21, а также «Чайки» ГАЗ-13 и первой модификации ЗИЛ-111. С задачей опытный дизайнер справился блестяще. Как говорили на заводе, ему удалось «вложить весь кузов в облицовку».
Всего несколько недорогих в производстве декоративных элементов радикально изменили облик серийной «Волги». Та самая облицовка, не скругленная, с большими вентиляционными окнами, как прежде, а набранная из тоненьких брусьев, согнутых под большим резким углом в духе будущей «Волги» ГАЗ-24. Бамперы без клыков, тоже «спрямленные», набранные из верхней хромированной и нижней окрашенной в цвет кузова полосы. Новая светотехника: заходящие на боковину подфарники спереди и граненые, лишенные хромированного оклада фонари сзади. Корпус фонаря освещения заднего номера в виде силуэта птицы, как у «Чайки». Новая эмблема. И, наконец, окончательно исчезнувшие с капота фигура оленя и продольный молдинг. Все эти до мелочей продуманные второстепенные детали навешивались на тот же самый созданный в середине 50-х кузов, никак не влияли на эксплуатационные качества автомобиля, зато позволили достигнуть поставленной задачи - произвести благоприятное впечатление своей новизной.
В салоне остались те же сидения в виде массивных диванов, тот же характерный руль цвета слоновой кости с кольцом звукового сигнала и изображением оленя посередине, та же приборная панель с круглыми часами, большим динамиком приемника и прозрачным голубым колпаком спидометра. Далее изменялся только фасон обивки сидений и «дверных карт», тканевая обивка потолка уступила место сшитой из искусственной кожи.
А, главное, не последовало никаких изменений в агрегатной базе. С точки зрения водителя и автомеханика «Волга» осталась тем же самым автомобилем, каким была раньше. Это устраивало ремонтников автобаз и таксопарков, которым не требовалось ничего менять в своей работе, частных покупателей, которые, прежде всего из-за отсутствия альтернатив, продолжали считать «Волгу» престижным автомобилем.
Поначалу базовая модель с внешностью «третьего выпуска» и по механике практически идентичная поздним «Волгам» «второго выпуска» носила название ГАЗ-21Л, а ее экспортный вариант с набором дополнительного хромированного декора - ГАЗ-21М. В 1965 году, когда последовали некоторые изменения в агрегатах - новый карбюратор К-124, роликовые подшипники ступиц и др. , «Волге» первого поколения присвоили окончательные индексы - базовому варианту ГАЗ-21Р, экспортному - ГАЗ-21УС. Но помимо лишней хромированной отделки, экспортным автомобилям полагался форсированный двигатель, который, благодаря увеличенной степени сжатия, выдавал не 75, а 80-85 л.с. Поэтому в последние годы выпуска получила распространение промежуточная модификация ГАЗ-21С, сочетавшая внешность базовой модели без дополнительного хрома и форсированный экспортный мотор. Такие машины, в частности, широко поставлялись в милицию.
За рубежом спрос на «Волгу» ГАЗ-21 падал год от года, и все больше машин завод поставлял на внутренний рынок. Автомобили в экспортном исполнении поступали в гаражи государственных организаций, использовались в качестве «персоналок», продавались частникам через набиравшую силу систему «валютных» магазинов «Березка». Обычные «Волги» ГАЗ-21Р к исходу 60-х стали заметно доступнее обычным средним советским семьям, чем на несколько лет раньше.
В 1966 году завод уже подготовил окончательный вариант новой «Волги» ГАЗ-24, но заменить базовую модель в 1967-1968 годах, как планировалось, не получилось. Только 15 июля 1970 года вслед за последней ГАЗ-21УС собрали первую из крупносерийных, а на деле 793-ю «Волгу» ГАЗ-24. Те 200-250 тысяч автомобилей семейства ГАЗ-21, которые увидели свет в 1968-1970 годах, сделали 21-ю «Волгу» значительно более распространенной моделью. В такси эти машины служили параллельно с 24-ми «Волгами» до 1975 года, в гаражах государственных организаций - до конца 70-х. Спустя годы, именно благодаря многочисленному выпуску конца 60-х, «Волга» ГАЗ-21 совсем не редкий ретро-автомобиль .
Техническая характеристика
Число мест | 5 |
Габаритные размеры | 4770х1885х1620 мм |
Колесная база | 2700 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный ЗМЗ-21С (отличается от ЗМЗ-21А увеличенной степенью сжатия) |
Рабочий объем | 2445 см 3 |
Мощность | 75 л.с. при 4000 об/мин |
Снаряженная масса | 1460 кг |
Максимальная скорость | 130 км/ч |
Расход топлива | 12-13 л/100 км |
ГАЗ-21 «Волга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21 , позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21 . Всего было выпущено 639 478 экземпляров всех модификаций.
ПРЕДЫСТОРИЯ
С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». На момент начала производства «Победа» отличалась достаточно современной конструкцией и передовым дизайном.
Однако к началу следующего десятилетия внешний вид её постепенно стал устаревать, агрегатная часть также отстала от уровня мировых лидеров. Назревала необходимость заменить её более современной технически и совершенной визуально моделью.
«ПОБЕДА-НАМИ»
Первая попытка разработки перспективной модели на смену существующему ГАЗ-М-20 относится ещё к 1948 году, когда специалисты НАМИ по заказу Министерства автомобильной промышленности разработали свой вариант рестайлинга серийной «Победы», в истории оставшийся под обозначением «Победа-НАМИ». Существовало два варианта - авторы первого Ю. Долматовский и Л. Терентьев, а второго - Ю. Долматовский и В. Арямов.
ПРОЕКТ «ПОБЕДЫ» ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
С 1951 года непосредственно на ГАЗ-е началась разработка автомобиля среднего класса нового поколения под обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II» (генеральный конструктор - А. А. Липгарт, позднее - В. Соловьёв; дизайнер - Л. Еремеев). Образец был доведён до гипсового макета, который внешне в немалой степени напоминал серийный ГАЗ-М-12 «ЗИМ», дизайнером которого был тот же Лев Еремеев.
Однако, сам «ЗИМ» к этому времени уже стал устаревать, поэтому проект «Победы» второго поколения принят к производству не был. А вскоре на заводе приступили к работе над иными, намного более перспективными моделями, одна из которых и была выбрана впоследствии для массового производства в качестве преемника «Победы».
ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ БАЗОВОГО СЕДАНА
- ГАЗ-М-21 - седан модели 1957 года с АКПП;
- ГАЗ-М-21А - 1957-1958, такси модели 1957;
- ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1958, тропический вариант такси модели 1957 года;
- ГАЗ-М-21А - 1959-1962, такси модели 1959 года;
- ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1962, тропический вариант такси модели 1959 года;
- ГАЗ-М-21Б - 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;
- ГАЗ-М-21В - 1957-1958, базовый седан модели 1957 года;
- ГАЗ-М-21ВЮ - 1957-1958, тропический вариант модели 1957 года;
- ГАЗ-М-21Г - 1956-1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
- ГАЗ-М-21ГЮ - 1956-1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
- ГАЗ-М-21Д - 1957-1958, экспортный вариант модели 1957 года;
- ГАЗ-М-21ДЮ - 1957-1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;
- ГАЗ-М-21Е - экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
- ГАЗ-М-21ЕЮ - тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
- ГАЗ-М-21И - 1958-1962, базовый седан модели 1958 года;
- ГАЗ-М-21К - 1959-1962, экспортный вариант модели 1958 года;
- ГАЗ-М-21КБ - 1960-1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
- ГАЗ-М-21КЮ - 1959-1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;
- ГАЗ-М-21Л - 1962-1964, базовые седан модели 1962 года;
- ГАЗ-М-21М - 1962-1964, экспортный вариант модели 1962 года;
- ГАЗ-М-21МЮ - 1962-1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;
- ГАЗ-21Н - 1964 - экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
- ГАЗ-21НЮ - 1964 - тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
- ГАЗ-21П - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
- ГАЗ-21ПЕ - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;
- ГАЗ-21Р - 1965-1970, базовый седан модели 1965 года;
- ГАЗ-21С - 1965-1970, экспортный вариант модели 1965 года;
- ГАЗ-21Т - 1962-1964, такси модели 1962 года;
- ГАЗ-21ТС - 1965-1970, такси модели 1965 года;
- ГАЗ-21У - 1959 (ориентировочно)-1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
- ГАЗ-21УС - 1965-1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;
- ГАЗ-21Ф - опытная с форкамерным двигателем;
- ГАЗ-21Э - 1965-1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием;
«Волга» выпускалась на протяжении длительного времени - целой эпохи в истории страны и мира, благодаря чему стала неотъемлемой составной частью городского пейзажа соцстран шестидесятых - семидесятых годов.
01.01.1967 Летчик-космонавт СССР Владимир Комаров с дочерью Ириной моет машину.
«Волгу» можно увидеть практически во всех советских кинофильмах с самого 1956 года. Наиболее известный фильм, в котором ГАЗ-21 выступает практически в роли героя - «Берегись автомобиля». А в фантастическом фильме «Чёрная Молния» режиссёра Александра Войтинского этот автомобиль способен летать.
Волга ГАЗ-21 снималась в клипах к песням «Kill The King» группы Megadeth, «Du Hast» группы Rammstein и «Moonlight Shadow» группы Groove Coverage .
Также, благодаря сочетанию внешнего вида, во многом аналогичного классическим американским автомобилям, и широкого распространения, ГАЗ-21 стал основой для творчества любителей хотроддинга и кастомайзинга.
ГАЗ-21 считается классическим автомобилем-олдтаймером, а ранние и редкие модификации ценятся как коллекционные автомобили. Вместе с тем, относительно большое число машин до сих пор находится в повседневной эксплуатации, а немалое общее количество выпущенных автомобилей этой марки делает коллекционную ценность большинства версий «Волги» достаточно сомнительной.
В России и во многих зарубежных странах существуют клубы любителей ГАЗ-21. За границей этот автомобиль воспринимается как один из символов российского (советского) автопрома.
АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА
По имеющейся информации, президенту России В. В. Путину принадлежит ГАЗ-21 (М-21) «второй серии» (по внешним признакам) цвета «слоновой кости», заново построенная на современных агрегатах. В качестве донора агрегатов называется, в частности, марка Bentley. Несмотря на многократно повторённую информацию о том, что она была выпущена в 1956 году, этот факт не может соответствовать действительности - по сути опытные, машины этого года до нашего времени не дошли. По данным базы ГИБДД по Москве и области (на 2007 г.), на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две «Волги» - М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года. Демонстрировавшаяся прессе машина очень похожа на модель 1959-1962 годов. На ней же Путин катал президента США Джорджа Буша. По имеющимся источникам, в настоящее время автомобиль передан на экспозицию в музей «АвтоВилль» в Москве.
1958 ГАЗ 21 «Волга» – 1 серии “Жуковка”
ДВС, КПП (подрулевой переключатель) – родные, комплектные.
Шины – 6, 70-15
Приборная панель – родная для 1 серии
Хром, бампера – родные, в комплекте.
Олень и родное боковое зеркало – тоже есть
По кузову -краска шелушится, но вмятин нет (видна заводская “костяная” шпатлевка), в целом геометрия кузова очень хорошая.
В одних руках с момента приобретения (1958г.) и по 2006 до самой кончины ее владельца, ветерана ВОВ.
После этого была переоформлена на новый пластиковый техпаспорт (до этого времени оставался прежний, – книжечкой с отметками о прохождении ежегодного ТО).
Машина – настоящий ОЛДАЙМЕР и редкий эксземпляр (1 серия – самая ранняя и самая малочисленная по выпуску модель) .
Машина в Костанайской области. Возможна доставка в ваш регион (Челябинская область).
Вконтакте