Основы управления гидроциклом. Советы начинающим любителям гидроциклов

Итак, новый гидроцикл выбран и успешно приобретен и теперь ждет-не дождется, когда хозяин наконец-таки испытает его в деле. Однако чтобы радость и удовольствие от долгожданной покупки не были испорчены неожиданными форс-мажорами, владельцу гидроцикла перед первым полевым испытанием своего нового любимца необходимо ознакомиться с общими рекомендациями по эксплуатации.

Существует свод правил, которым должны неукоснительно следовать все любители активного отдыха и называется он «техника безопасности». Не стоит забывать, что гидроцикл - это не игрушка, а полноценное транспортное средство, которое также, как и автомобиль, может попасть в аварию и причинить вред здоровью. Более того, даже послужить причиной летального исхода… Тем не менее, предотвратить трагедию достаточно просто: для этого водитель гидроцикла должен осознавать свою ответственность и с осторожностью относиться к управлению своим водным транспортом.

Нужно отметить, что современные, высокоскоростные гидроциклы отличаются хорошей маневренностью . Однако из-за возможности резкого ускорения и движения с большой скоростью могут быть опасны и для своего владельца и для окружающих людей. Учиться управлению гидроциклом стоит на хорошо изученном водоеме, без сильного течения и купающихся, расположившихся поблизости. Желательно, первое испытание новой машины провести под руководством инструктора. Оптимальное всего пройти полноценный курс по правилам безопасного вождения и эксплуатации маломерных судов и получить не только ценные знания и навыки «общения» со своим гидроциклом, но и соответствующее удостоверение. Не лишним будет также изучить требования действующих местных нормативных документов по эксплуатации маломерных судов.

До первой водной прогулки следует прочитать инструкцию и техническое описание, прилагаемые к гидроциклу. Соблюдение требований производителя является залогом длительной и успешной эксплуатации транспортного средства. Также не лишним будет хотя бы поверхностно изучить конструкцию гидроцикла, чтобы иметь возможность самостоятельно диагностировать неполадки и проводить мелкие ремонтные работы.

Перед тем, как опустить гидроцикл на воду, необходимо ознакомиться с предписаниями табличек, размещенных возле выбранного водоема. Не стоит скептично относиться к ним! Ни для кого не секрет, что предписание «купаться запрещено» в нашей стране мало кого останавливает, однако к требованию «катание на гидроциклах запрещено» следует прислушаться. Поскольку за подобными табличками может скрываться что угодно, от высоких водорослей и близкого дна до резких течений и неожиданных купающихся.

Неопытным владельцам туристических и утилитарных гидроциклов не следует «брать на борт» пассажиров. Сперва, необходимо научиться легко и непринужденно управлять своим транспортным средством и только потом взваливать на свои плечи ответственность за здоровье и жизни других людей. Этому правилу необходимо следовать неукоснительно. Для привыкания к реакциям гидроцикла на управляющие команды водителя некоторым необходимо всего одно-два учебных занятий, а другим - намного больше. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Важно: не стоит доверять управление гидроциклом друзьям и родственникам, если они не имеют нужных навыков вождения. Категорически запрещено сажать за руль водного байка детей (а если уж очень хочется покататься с ребенком, то стоит купить ему детский гидроцикл или посадить между двумя родителями на многоместном туристическом).

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Не оставляйте присоединённый шнур
безопасности при сходе с гидроцик-
ла. Это поможет предотвратить угон
гидроцикла или случайный пуск дви-
гателя детьми или другими лицами.

Как управлять гидроциклом

Перекладка руля приводит к повороту
сопла водомёта в горизонтальной плос-
кости. Поворот руля вправо приведёт
к повороту гидроцикла вправо, и наобо-
рот. Во время выполнения поворота
следует нажимать рычаг дроссельной
заслонки.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

Для изменения направления движе-
ния гидроцикла следует поворачи-
вать руль, одновременно нажимая
рычаг дроссельной заслонки. Управ-
ляемость и маневренность гидроцик-
ла зависят от силы нажатия на рычаг
дроссельной заслонки, количества
пассажиров, нагрузки, состояния
вод ной поверхности и погодных
условий, таких как ветер.

В отличие от автомобиля поворот гидро-
цикла выполняется при нажатом рычаге
дроссельной заслонки. Потренируйтесь
в совершении поворотов, выбрав безо-
пасную акваторию. Вы получите бесцен-
ный опыт ухода от столкновений.

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ

При отпускании рычага дроссельной
заслонки курсовая управляемость
гидроцикла заметно ухудшается
и полностью утрачивается при вык-
люченном двигателе.

При движении с пассажиром (-ами)
на борту управляемость гидроцикла из-
меняется, и от водителя требуется более
высокое мастерство управления. Пасса-
жиру следует держаться за ремень сиде-
нья, задний формованный поручень или
за талию сидящего впереди. Снизьте ско-
рость движения и не совершайте резких
и крутых поворотов. Избегайте движения
с пассажиром по неспокойной воде.

Крутые повороты и другие
специальные маневры

Любые крутые повороты или специ-
альные маневры, при которых входные
отверстия системы впуска воздуха про-
должительное время будут находиться
под водой, приведут к попаданию воды
в трюм гидроцикла.

Двигателю внутреннего сгорания для нор-
мальной работы требуется постоянный при-
ток воздуха. По этой причине гидроцикл
не может быть абсолютно герметичным.

ВНИМАНИЕ

ВНИМАНИЕ

Если входные отверстия

системы впуска воздуха оказываются по-
груженными под воду, при выполнении
маневров, таких как длительное движе-
ния по кругу, прохождение носа гидро-
цикла сквозь волны или при опрокиды-
вании гидроцикла, то вода может попасть
внутрь трюма гидроцикла и причинить
серьёзные повреждения деталям двига-
теля. Обратитесь к разделу «ГАРАНТИЙ-
НЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
», содержащемуся
в данном Руководстве.

Система OTAS

(помощь

в управлении при отпущенном
рычаге дроссельной заслонки)

OTAS (помощь в управлении при отпу-
щенном рычаге дроссельной заслонки)
обеспечивает дополнительную маневрен-
ность при отпущенном рычаге дроссель-
ной заслонки.

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Три простых совета, которые изменят ваш стиль вождения в лучшую сторону.

Вождение гидроцикла - занятие не только невероятно весёлое, но и относительное простое. Расположение органов управления интуитивное, дроссель легко освоить, а поведение аквабайка в большинстве случаев очевидно и предсказуемо. Однако год за годом мы видим людей на гидроциклах, которые дельфинируют, бесконечно скачут на мелких волнах, теряют управление на поворотах или просто с трудом поспевают за друзьями.

Проблема в том, что этим людям никто не объяснил, как избежать трёх наиболее распространённых ошибок в управлении аквабайком. Помогите им или самому себе, прочитав эти простые советы и объяснив их кому-то.

Дельфинирование

Как можно догадаться по названию, дельфинирование - это эффект, вызывающий колебательные движения вверх-вниз, из-за чего гидроцикл постоянно скачет на воде, а не производит впечатления устойчивого и управляемого судна. Дельфинирование было бичом ранних моделей гидроциклов, на которых надо было ездить стоя. Но и на современных мощных моделях это тоже может быть проблемой, когда начинающие водители начинают разгоняться по прямой траектории, так как невероятная мощь аквабайка заставляет его буквально выпрыгивать из воды на старте.

В большинстве случаев проблема в том, что водитель (то есть большая часть его массы тела) сидит слишком далеко назад. Обычно, чтобы избавиться от этого эффекта, нужно просто пододвинуться вперёд на сиденье, переместив тем самым вес на нос гидроцикла, и тут станет устойчивее. Если вы собираетесь резко стартовать с места и начать разгон, будьте готовы к тому, что передняя часть захочет прыгнуть из воды, и подготовьтесь к этому: опустите сопло водомёта (если у аквабайка есть эта функция), поставьте ноги дальше назад и наклоните туловище вперёд, переместив вес на руль, чтобы нос гидроцикла не «улетал» вверх. Удержав гидроцикл в устойчивом положении, можно вернуться в привычное положение за рулём и отрегулировать угол наклона сопла водомёта для оптимального хода на крейсерской скорости.

Если же вы ещё ездите на стоячем гидроцикле, или хотите впервые попробовать покататься на таком, не забывайте подвинуться вперёд, стоя на коленях, чтобы переместить больше веса на нос гидроцикла, и держитесь дальше вперёд, когда уже встанете на ноги.

Скольжение

На заре появления гидроциклов с сидячей посадкой потеря управления и скольжение на крутых поворотах было частым явлением. Проблема была в том, что гидроциклу нужно было ровно стоять на воде всем днищем, чтобы корпус уверенно держался на воде. Наклон на повороте казался естественным движением, но зачастую из-за него корма теряла управление и начинала непредсказуемо скользить. В итоге многим водителям приходилось учиться наклонять тело в противоположную от поворота сторону, а это было испытанием не только силы верхней части тела, но и концентрации. Всем нам приходилось несколько раз неожиданно поплавать рядом с гидроциклом, учась вписываться в поворот.

К счастью, почти все современные модели гидроциклов поощряют наклону внутрь поворота и в целом управляются легко и интуитивно, но и они иногда могут подкидывать сюрпризы. Ничто так не подгоняет частоту пульса на больших скоростях, как ощущение того, что ты вот-вот вылетишь из седла.


Одно из лучших и самых простых решений данной проблемы лежит в положении ног водителя. Ставьте свою внутреннюю стопу (ту, которая с внутренней стороны поворота и как бы входит в него) подальше вперёд в её углублении для ног, а внешнюю ногу подвиньте назад, немного уперевшись на неё. Это поможет сохранить контроль над кормой и проходить поворот на большей скорости и под более резким углом. Также можно опустить трим, так как благодаря этому в воде будет держаться передняя часть корпуса.

Если же хотите порезвиться и дать корме скользить, попробуйте переместить вес внутрь поворота и вперёд к носу гидроцикла, выходя из некрутого поворота и резко открывая дроссель. Конечно, сумасшедших виражей как на старых неустойчивых моделях ждать не приходится, но иногда можно развернуться на 180 градусов или проскользить по водной глади. Только будьте готовы к тому, что кузов резко остановится, когда снова вцепится в воду.

Тряска на волнении

Даже лучшие современные гидроциклы не могут гарантировать отсутствие тряски и постоянных подпрыгиваний на неспокойной воде вдали от берега. Сидеть и терпеть это - далеко не лучший сценарий развития событий, так что почему бы не встать с сиденья? Езда стоя позволить использовать сильные мышцы ног в качестве амортизаторов, которые будут смягчать тряску и удары об волны. Также такое положение даст хороший обзор, и можно будет заранее подготовиться к самым крупным волнам впереди. Ездить по волнению стоя в течение долгого времени, конечно, утомительно, но таким образом вы точно спасёте свою спину.


Не можете стоять так долго? Можно исхитриться и поместить свою пятую точку на мягкую опорную подушку сиденья, которая изначально служит опорой поясницы. Как правило, она очень мягкая, и скорее всего она позволит частично задействовать мышцы ног для смягчения ударов от наиболее крупных волн. Ещё одно возможное решение - активировать режим работы двигателя с ограничением скорости. Благодаря этому двигатель не будет так резко реагировать на неожиданные нажатия рычага дросселя из-за тряски, что сделает ход намного плавнее.

Ответ: Прежде всего, заметим, что гидроцикл относится к маломерным судам, эксплуатация которых исключает их свободное использование. Иными словами, нельзя твоему гостю, не имеющему прав и доверенности от тебя, сесть за руль скутера и начать «бороздить водоем». Впрочем, давай по порядку.

Покупка и эксплуатация водного мотоцикла сродни покупке и эксплуатации автомобиля. Посуди сам: надо зарегистрировать гидроцикл в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), ежегодно уплачивать транспортный налог, один раз в пять лет (раньше - ежегодно) проходить в ГИМСе технический осмотр, иметь судоводительские права. Эксплуатация аквабайка без соблюдения указанных условий невозможна!

Итак, ты купил водный мотоцикл. С договором купли-продажи, товарным чеком или справкой-счетом и руководством по эксплуатации (на русском языке!), квитанцией об уплате 1100 рублей за регистрацию, паспортом и свидетельством ИНН необходимо явиться в ГИМС (в Москве она находится на ул. Чаплыгина, д. 15, стр. 5) и написать заявление о регистрации (заполнить регистрационную карточку). ГИМС, в свою очередь, выдаст тебе судовой билет и присвоенный твоему гидроциклу регистрационный номер. Кстати говоря, если аквабайк не будет зарегистрирован, то за это грозит штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

За водный мотоцикл придется ежегодно платить транспортный налог. Надо сказать, что сумма налога весьма приличная! В Москве с 2014 года за гидроцикл мощностью до 100 л. с. размер налога составляет 250 (раньше - 125) рублей за 1 л.с. Если мощность мотора составляет свыше 100 л.с., то за 1 л.с. нужно будет выложить 500 (раньше - 250) рублей. И это при том, что на автомобиле человек ездит круглый год, а на водном мотоцикле катается лишь несколько месяцев! В-общем, аквабайк - дорогая игрушка. Если аквабайк прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то техосмотр при регистрации не проводится - достаточно лишь представить гидроцикл в натуре на предмет соответствия предъявленным документам.

Если же твой гидроцикл не прошел сертификацию на заводе-изготовителе, то перед регистрацией придется пройти технический осмотр. Причем, если раньше можно было привезти аквабайк в ГИМС на прицепе, то сейчас осмотр осуществляется и на суше, и на воде. Тебе придется согласовать с инспектором ГИМСа время и место осмотра. Сначала маломерное судно осматривается на плаву, а затем после подъема на берег.

Наконец, ты должен получить права, пройдя курс вождения гидроцикла. Учиться можно самостоятельно, а экзамен сдается только в ГИМСе, где и выдается удостоверение на право управления судном. Сдать нужно будет теоретическую, а потом и практическую часть. Управление водным мотоциклом без прав наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 рублей.

Ограничения по перемещению, конечно, есть. Использовать можно только ту водную территорию, где разрешены поездки на маломерных судах. При этом ГИМС следит за соблюдением правил. Например, скорость движения твоего аквабайка вблизи пляжей не должна превышать 15 км/час. Ты и твои гости должны быть одеты в спасательные жилеты, а ключ зажигания гидроцикла должен быть соединен с рукой водителя чекой. В этой связи, возможно, имеет смысл вступить в водный клуб и использовать его водную базу.

Теперь о надувных лодках. На гребные (без мотора) суда удостоверение о праве на управление не требуется. Если надувная лодка с мотором, то все зависит от мощности мотора. Если на надувной лодке установлен мотор мощностью до 8 киловатт (10,88 л.с.), то она не относится к маломерным судам и ее не нужно регистрировать. Права на управление необходимо получить, если мощность двигателя лодки составляет более 5 л.с.

Остались вопросы по теме? Задавай в комментариях. Новые вопросы присылай на адрес c пометкой «Вопрос адвокату».

Вождение гидроцикла

Для того чтобы в полной мере ощутить радость и удовольствие, испытываемое при катании на гидроцикле, и воспользоваться всеми замечательными возможностями, которые предоставляет гидроцикл для развлечений на воде, вы должны знать и неукоснительно соблюдать определённые правила техники безопасности. Несоблюдение мер безопасности и действующих правил может привести к травмированию и даже гибели людей, находящихся на воде.

Ознакомьтесь с содержанием предупреждающих табличек, которые имеются на самом гидроцикле, и соблюдайте все приведённые там рекомендации. Изучите назначение всех органов управления и приобретите устойчивые навыки управления гидроциклом, прежде чем взять на борт пассажиров или отправиться в длительную прогулку. Если у вас не было возможности освоить вождение гидроцикла на водной базе дилера, выберите подходящую акваторию и обязательно потренируйтесь самостоятельно (без пассажиров). При этом вы должны полностью привыкнуть к реакциям аппарата на управляющие воздействия рулём и рычагом дроссельной заслонки. Вы как водитель полностью отвечаете за безопасность эксплуатации гидроцикла. На борту гидроцикла обязательно должны находиться средства защиты и спасения. Всех, кто пользуется вашим гидроциклом, познакомьте с правилами безопасности, разъясните необходимость их строгого соблюдения.

Рекомендации по эксплуатации гидроцикла
Перед каждой поездкой проводите контрольный осмотр гидроцикла. Водитель и пассажиры должны иметь индивидуальные спасательные жилеты стандартного образца. Водитель и пассажир должен надевать защитную одежду. Падение в воду, удар струи водомётного движителя всё может привести к серьёзному травмированию водителя и пассажира. Необходимо использовать защитные очки и другие средства защиты, включая подходящую обувь.

Помните о том, что при полном отпускании рычага дроссельной заслонки двигатель переходит на холостой ход, и курсовая управляемость гидроцикла ухудшается. Для совершения уверенного поворота гидроцикла необходимо повернуть руль, одновременно нажимая на рычаг дроссельной заслонки. Гидроцикл Sea Doo отличается от других аналогичных аппаратов способностью совершать более резкие манёвры. Однако следует избегать слишком активного маневрирования на высокой скорости, если это не вызвано необходимостью.

Ваш гидроцикл способен развивать большую скорость. Однако движение и маневры на высокой скорости опасны и требуют от водителя большого опыта и мастерства. Не рекомендуем развивать чрезмерную скорость, если время суток, погодные условия и состояние акватории не позволяют уверенно управлять гидроциклом. Перегрузки, возникающие при резких поворотах, преодолении волн, попадании в кильватерную струю, а также удары при падении с гидроцикла могут привести к серьёзным травмам, ушибам и переломам. Сохраняйте возможность маневра и не делайте резких поворотов. Не опускайте ноги в воду, этим вы не поможете гидроциклу выполнить поворот.

Постоянно следите за находящимися поблизости лодками, катерами и пловцами и другими объектами, которые могут представлять для вас потенциальную опасность. Поддерживайте безопасную дистанцию между своим гидроциклом и другими судами. Подобно другим катерам и моторным лодкам гидроцикл не имеет тормоза. Остановочный путь гидроцикла зависит от начальной скорости, нагрузки, наличия ветра и состояния водной поверхности. Для отработки навыка остановки гидроцикла рекомендуем вам потренироваться в безопасном месте. Вы должны научиться правильно оценивать остановочный путь гидроцикла в различных условиях. Не отпускайте рычаг дросселя при обходе каких либо объектов на воде. Необходимо одновременно работать и рулём, и дроссельной заслонкой. Не останавливайте гидроцикл с помощью реверса.

Убедитесь в том, что все пассажиры умеют плавать и знают, как подняться на борт гидроцикла из воды. Запрещается пускать двигатель и начинать движение, если пассажиры не заняли свои места или кто то находится в воде рядом с гидроциклом. Удар струи водомётного движителя представляет большую опасность. Увеличивайте скорость гидроцикла постепенно, плавно, без рывков. Во избежание случайного пуска двигателя, угона или несанкционированного использования гидроцикла всегда отсоединяйте шнур безопасности от выключателя, особенно при техническом обслуживании аппарата, чистке решётки входного отверстия водовода, а также при наличии поблизости посторонних людей. Не приближайтесь к входному отверстию водовода во время работы двигателя вращающиеся детали могут затянуть длинные волосы, одежду, пояса и шнурки спасательного жилета.

Будьте благоразумны, правильно оценивайте свои возможности, избегайте резких маневров этим вы уменьшите опасность потери контроля над гидроциклом, падения или столкновения с другими судами. При движении с пассажиром на борту, буксировке воднолыжников или других судов управляемость гидроцикла изменяется. Управление гружёным гидроциклом требует от водителя большого умения. Запрещено перегружать гидроцикл или брать на борт больше пассажиров, чем указано в его паспортных данных. Дополнительная нагрузка ухудшает манёвренность и устойчивость гидроцикла, снижает его эксплуатационные характеристики. Запрещено устанавливать дополнительное оборудование, если это нарушает устойчивость гидроцикла. В буксировочной петле можно закрепить фал воднолыжника, однако, не следует использовать эти петли и клицы для буксировки парусных средств, так как это может привести к поломке гидроцикла.

Следите за безопасностью и удобством вашего пассажира или буксируемого воднолыжника. При использовании гидроцикла для буксировки воднолыжника необходим дополнительный наблюдатель, который должен следить за обстановкой. Не делайте резких поворотов, если это не вызвано какой то экстренной необходимостью. Тщательно изучите особенности рельефа дна акватории, на которой собираетесь эксплуатировать гидроцикл. Опасность представляют пороги, от мели, подводные невидимые препятствия, течения, изменения глубины воды, обусловленные периодическими приливами и отливами. Не выходите на воду в ненастье.

Прыжки через гребни ветровых волн или волновой след быстроходных судов представляют опасность и для водителя с пассажирами, и для гидроцикла. Не пытайтесь удивить кого либо брызгами своего гидроцикла, так как результатом, скорее всего, будет столкновение с другим судном или наезд на человека.

На мелководье следует двигаться с большой осторожностью и на самой малой скорости: возможна по садка на мель и неожиданная резкая остановка гидроцикла. Кроме того, имеется опасность травмирования людей или повреждения имущества камнями, попавшими в водомёт и вылетающими с большой скоростью из сопла.

Не устанавливайте принадлежности и оборудование, если это изменяет обводы вашего судна или нарушает его устойчивость. Пары бензина легко воспламеняются и взрывоопасны. При заправке гидроцикла топливом строго придерживайтесь правил и мер безопасности, а также правил, принятых на вашей лодочной станции или водной базе. Постоянно следите за запасом топлива. При планировании прогулки на гидроцикле придерживайтесь следующего правила. Разделите запас топлива на три равные части. Первую треть вы можете израсходовать, двигаясь до пункта назначения, вторую часть на обратном пути в исходный пункт, а третью часть оставьте в резерве. Запрещается перевозить дополнительный запас топлива или другие легковоспламеняющиеся жидкости в багажном отделении или моторном отсеке гидроцикла. Гидроцикл не рассчитан на движение в погруженном положении, так как двигателю для работы необходим приток воздуха. Переливание воды через верхнюю палубу во время совершения каких либо маневров может стать причиной поломки двигателя.