Коробка-автомат робот - что это такое? Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

Все современные двигатели внутреннего сгорания недостаточно мощные и не приспособлены для значительных изменений нагрузок при прямом приводе. Для адаптации тягового усилия применяют коробки перемены передач, позволяющие изменить скорость вращения в нужном диапазоне. В настоящее время все больше автомобилей оснащаются автоматической трансмиссией, и если различия между механикой и автоматом всем ясны, то разница между автоматом и роботом многих ставит в тупик.

Отличия коробки-автомата от робота

Принципиальные отличия АКПП от роботизированной заключаются в следующих конструктивных особенностях:

  1. Главная разница состоит в конструкции сцепления: автомат использует гидротрансформатор, а робот сухое фрикционное сцепление с одним или двумя дисками.
  2. В автоматах применяются планетарные редукторы со сложным функционированием и управлением, выбор передаточного отношения определяет блок управления. В роботе, подобно механической коробке, шестерни постоянно находится в зацеплении, и включаются специальными муфтами, используя синхронизаторы для выравнивания угловых скоростей.
  3. Показатель экономичности у робота значительно выше, так как гидротрансформатор имеет более высокие механические потери чем сухое сцепление.
  4. У автомата выше плавность движения и более высокий комфорт езды, но трансмиссия слишком дорога в ремонте, который может производиться только обученными специалистами в сервисном центре. Ремонт роботизированной коробки по стоимости и сложности сравним с механической.

Особенности и принцип действия коробки-автомата

Главная особенность автоматической коробки передач – это наличие гидротрансформатора, выполняющего функцию плавного переключения скоростей, за которые отвечает редуктор. Если провести аналогию с механической коробкой, то гидротрансформатор выполняет действия, сходные с выжимом сцепления, обеспечивая плавность переключения передаточных чисел. Редуктор автомата также имеет ступени – 4, 5 или 6, при этом коробки с разным количеством ступеней будут иметь и различные возможности.

Принцип работы АКПП следующий:

  1. Двигатель крутит с жестко закрепленной на нем ведущей турбиной, она двигает жидкость в картере, приводя в действие ведомую. Между ними нет механической связи, что позволяет им вращаться с разной частотой. При большой частоте вращения гидротрансформатор остается блокированным для экономии энергии.
  2. Усилие передается на первичный вал коробки, где при помощи шестеренок изменяются передаточные числа. Муфты задействуют нужные секции, обеспечивая оптимальную работу двигателя. Ударные нагрузки и рывки компенсируют обгонные муфты, проскальзывающие на обратном ходу.
  3. Управление фрикционами выполняется гидравлической системой. Гидропривод сжимает определенные фрикционы, приводя в действие соединенные с ним шестеренки.
  4. Давление масла обеспечивается специальным гидронасосом. Управление гидроприводами осуществляют золотники, которые перемещают соленоиды.

Преимущества и недостатки коробки-автомата

Автоматическая коробка передач в силу конструктивных особенностей имеет определенные преимущества:

  1. Обеспечение легкого управления автомобилем без необходимости выжима сцепления, переключения передач, и процедуры плавного начала движения. Это обеспечивается автоматикой, позволяя водителю сосредоточиться на дороге.
  2. Гидротрансформатор невозможно быстро вывести из строя в силу неопытности водителя, как это может произойти со сцеплением на механической коробке.
  3. Автомат не создает сильных нагрузок на двигатель, как при механике. Передаточные числа меняются без лишнего увеличения оборотов, тем самым продлевается ресурс двигателя.
  4. При использовании гидротрансформатора нагрузка на ходовую часть ниже в сравнении с другими видами трансмиссий.
  5. Наличие пассивной системы безопасности, при которой стоящий на уклоне автомобиль не может покатиться.
  6. У автоматической шестиступенчатой коробки расход топлива ниже.

Автоматическая трансмиссия имеет следующие слабые стороны:

  1. В сравнении с механической или роботизированной коробкой отсутствует высокая динамика разгона.
  2. Значительный расход топлива, особенно на четырехступенчатой коробке.
  3. Сниженный КПД из-за значительных потерь мощности, уходящих на работу гидротрансформатора.
  4. Дороговизна агрегата и его обслуживания, что отрицательно сказывается на стоимости всего автомобиля.
  5. Возможное откатывание назад при начале движения с места на уклоне.
  6. при неправильной эксплуатации.

Особенности и принцип действия роботизированной коробки

Роботизированная коробка передач (робот), устанавливаемая на обыкновенные автомобили, представляет собой механическую коробку с автоматическим (электрическим или гидравлическим) управлением. Переключение скоростей в таком устройстве происходит при помощи автоматики. В автомобиле нет традиционной педали сцепления, так как оно выключается автоматически в момент переключения передач. В некоторых автомобилях наряду с автоматическим предусмотрен ручной режим переключения передач.

Алгоритм работы коробки следующий: после запуска двигателя при выжатом тормозе селектор переводится в нужное положение. Привод на сцеплении разъединяет трансмиссию, а механизм коробки включает нужную передачу. Водитель бросает педаль тормоза и плавно давит на педаль акселератора, автомобиль трогается, и дальнейшие переключения производятся автоматически. Управление коробкой осуществляет процессор согласно выбранному алгоритму. Водитель может вмешиваться в работу коробки.

На спортивных автомобилях, участвующих в гонках, устанавливают более совершенную разновидность робота. Его конструкция предусматривает наличие двух систем сцепления, каждая из которых отвечает за свои передачи.

Благодаря двойному сцеплению скорость переключения передаточных чисел максимальна, что очень важно для спортивных гонок.

Преимущества и недостатки роботизированной коробки

В сравнении с автоматом, роботизированная КПП имеет меньше преимуществ в силу того, что система еще достаточно сырая и не доведена до совершенства. Сильные стороны робота проявляются в следующем:

  1. Более высокая экономия топлива в сравнении с автоматическими трансмиссиями.
  2. Высокая надежность механизма редуктора.
  3. Робот более дешев в производстве и обслуживании, потребляет меньше масла (в среднем вдвое), чем автомат.
  4. Двукратное повышение ресурса сцепления в сравнении с механической коробкой.
  5. Меньший вес коробки в сравнении с автоматической, ее высокая ремонтопригодность.
  6. Более высокая динамика, возможность ручного переключения скоростей на полуавтоматическом режиме, что важно на бездорожье, подъеме, или в пробке.

Слабые стороны роботизированной коробки передач:

  1. При переключении передач возможны рывки.
  2. Заметная задержка между включением передачи и началом ее использования.
  3. В отличие от автомата, при остановке автомобиля необходимо переключение рычага в нейтральное положение.
  4. Каждая пробуксовка во время движения усиленно расходует ресурс коробки. Эксплуатация автомобилей с таким видом трансмиссии желательна только на твердом покрытии.
  5. При начале движения происходит откат.

В современном мире слово трансмиссия или коробка передач может ни о чем не сказать, поэтому вместе с определением идет уточнение какая коробка передач или трансмиссия. То есть, коробка передач автоматическая или бесступенчатая коробка передач, или механическая трансмиссия.

Такое обилие понятий и разнообразие агрегатов как правило всегда заводит в тупик рядового покупателя, которому кроме таких вопросов как: "марка", "модель", а также " ", и приходится еще ломать голову над вопросом какую из представленных вариантов коробок переключения передач выбрать.

В более ранних статья мы уже поднимали похожие вопросы: " ", а также " ", сегодня сравним роботизированную коробку и обычную АКПП взвесим все "плюсы и минусы", чтобы понять, что же все-таки лучше робот или автомат .

Итак для начала об отличиях...

Автоматическая коробка переключения передач (АКПП или просто "автомат")

АКПП довольно сложная и вместе с тем надежная проверенная временим конструкция, которая показала себя с хорошей стороны. В ее состав входит огромное количество деталей и различных компонентов среди которых главную роль играют гидротрансформатор и редуктор. Если коротко, то гидротрансформатор отвечает за плавность переключения передач без рывков и ударов и является своего рода аналогом «сцепления», используемого на МКПП. Редуктор представляет собой набор шестерней, которые связаны между собой зубьями, образуя таким образом ступени или привычные на передачи. Ступеней может быть от четырех до восьми, встречается и больше, прогресс как говорится...

Переключение передач в автомате происходит после достижения мотором определенного количества оборотов и нагнетания давления в масляной системе , водитель при этом не участвует в этом процессе. Такое переключение передач требует минимум электроники и абсолютно не требует контроля со стороны водителя.

Роботизированная коробка переключения передач (или просто "робот")

Если вкратце, то робот это - МКПП на которую установили блок управления, состоящий из сервопривода (электроузел) и гидропривода. Блок выполняет переключение передач по принципу механической КПП, только в автоматическом порядке, электроузел и гидравлика все делает без участия водителя. Характерным отличием переключения передач в роботизированной коробке является то, что передачи переключаются с такими же паузами как на МКПП.

Плюсы АКПП

  • Удобство;
  • Плавное переключение передач;
  • Возможность ручного режима (в случае с адаптивными АКПП);
  • Способствует увеличению срока эксплуатации мотора.

Минусы автомата:

  • Высокая стоимость авто с АКПП;
  • Дорогой , а также очень часто и обслуживание;
  • Увеличенный расход топлива;
  • Ограничения по буксировке (не более 30 км, со скоростью не быстрее чем 50 км/час).

Плюсы робота:

  • Более простое устройство;
  • Недорогой ремонт и обслуживание;
  • Невысокая стоимость по сравнению с АКПП;
  • (примерно такой же как у механики).

Минусы робота:

  • Долгое и не всегда плавное переключение передач;
  • Возможны толчки во время переключения передач;
  • Во время кратковременных остановок ("тягучки", остановки, светофоры...) необходимо включать «нейтраль».

Как видите и тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы, однако на мой взгляд, адаптивная автоматическая коробка переключения передач выглядит куда привлекательнее ежели несовершенный хотя и дешевый во всех смыслах робот. За плавное переключение и возможность самостоятельно выбирать ту или иную передачу, придется переплатить во время покупки, а также на протяжении всей эксплуатации. Но, как говорится - каждому свое, делайте свои выводы исходя из вышеизложенного и принимайте решение, лично я для себя давно все решил.

У меня все, спасибо за внимание и до новых встреч на . Жду ваших комментариев на эту тему, делитесь ими и приводите свои доводы в пользу того или другого варианта КПП. Пока!

Современные автомобили оборудуются разными типами коробок передач и потребителю особенно при покупке своей первой машины бывает тяжело сделать правильный выбор среди этого разнообразия .

Поэтому в этой статье попробуем понять, чем отличается коробка автомат от робота, именно этот вопрос волнует многих будущих автовладельцев.

Отличие робота от автомата

Коробка автомат. Как вы знаете, в состав автоматической коробки передач входят два основных узла — это гидротрансформатор и редуктор. Гидротрансформатор обеспечивает плавное и безрывковое переключение передач, по сути, он работает вместо , которое есть на машинах с механической коробкой передач.

Редуктор автомата состоит из определённого набора шестерёнок, они находятся в зацеплении и образуют несколько ступеней: 4, 5, 6 и даже 8.

Из-за особенностей конструкции, автоматическая коробка передач исходя от оборотов мотора и нагнетания масляного давления сама переключает ступени (скорости), без вмешательства водителя. Благодаря такому переключению скоростей, электроника используется по минимуму.

КПП робот что это? Если сказать просто, то на механическую коробку передач поставили блок управления, который состоит из гидропривода и сервопривода (электронный узел). Вот этот блок, без вмешательства человека, заведуют сцеплением и переключением передач.

Коробка робот

Принцип работы робота как у механики, только всё происходит автоматически — гидравлика с электронным управлением всё сделает сама.

Плюсы и минусы автомата и робота

Чтобы лучше понять, чем отличается автоматическая коробка передач от роботизированной, давайте рассмотрим их эксплуатационные характеристики.

1. АКПП значительно снизила нагрузку на водителя при управлении автомобилем, особенно это заметно при движении в городских условиях. Современные автоматические коробки передач (адаптивные) способны даже подстраиваться под каждого водителя, под его стиль езды. Также, автомату свойственно мягкое и незаметное переключение скоростей.

Есть у автоматической коробки передач и минусы — это повышенный , особенно в городе и ремонт автомата, который иногда случается, выльется в приличную сумму.

2. Робот относится к механике, значит обслуживание и ремонт будет дешевле, чем у автомата. Расход топлива у автомобиля с коробкой роботом приравнивается к , а в условиях города даже ниже, что не может не радовать. Ещё, роботы кушают масла по меньше, чем автоматы.

Роботы передают крутящий момент от мотора к колёсам автомобиля без существенных потерь, чего не скажешь об автомате. Большой в том, что она поддерживает ручное переключение скоростей, чего нет у многих автоматов.

Есть у робота и минусы — это медленное переключение скоростей и толчки с рывками в работе коробки, это случается довольно часто, если водитель очень сильно давит на педаль газа. Также, в городской черте во время стоянок необходимо рычаг селектора ставить в положение «нейтраль».

А зачем так делать, можете узнать в этом видео, где рассказано о коробке робот.

Подведём итоги, чем отличается автомат от робота:

  • робот — это механическая коробка передач с блоком управления, автомату присуща своя конструкция;
  • при переключениях передач автомат выигрывает у робота по скорости и плавности переключений;
  • у робота есть ручное переключение, а у многих автоматов подобная функция отсутствует;
  • коробка робот потребляет топлива и масла меньше, чем автомат;
  • обслуживание и ремонт роботизированной коробки дешевле, чем автоматической коробки.

Заключение . Моё мнение: робот — это тёмная лошадка, от которой можно ожидать неприятных сюрпризов. Я выбираю автомат, он изучен и предсказуем в работе, тем более, новые автоматические коробки с большим набором передач приближаются уже по к механике и также, эти автоматы могут подстраиваться под каждого водителя.

1897 Просмотров

При покупке машины, будущий автовладелец сталкивается с проблемой выбора. Он бывает самым разнообразным: объем двигателя, комплектация, кузов, . В наше время КПП бывают самыми разными: механическими, автоматическими, роботизированными и вариаторными. Больше всего автовладельцев заботит вопрос выбора «автомата» или «робота», так как далеко не все знают, чем они отличаются, и что лучше. Ниже мы постараемся рассказать, в чем различия между этими двумя видами АКПП, и что выбрать.

Как работает автомат

Автоматическая коробка передач примечательна тем, что может переключать передаточные числа самостоятельно. Но делается это почти без использования электроники на «голой» механике.

Основную роль тут играют редуктор и гидротрансформатор. Последний следит за тем, чтобы переключение осуществлялось без рывков и ездоков не трясло при переходе с одной ступени на другую. Примечательно, что в автоматической КПП может быть установлено 5, 6, и, даже, 8 скоростей. Такое большое их количество обусловлено тем, что автомобиль может более плавно и гибко менять ступени в зависимости от скорости езды.

Переключение происходит во время повышения или понижения оборотов. Чем быстрее крутится мотор, тем больше увеличивается давление масла в гидротрансформаторе. Чем больше давление, тем выше скорость. Схема проста и незамысловата. Также, подобный подход, как уже говорилось выше, позволяет собирать функциональные автоматические коробки передач почти без использования электроники.

Как работает робот

Тут все устроено совершенно иначе. Если в предыдущем случае контроль велся при помощи редуктора, а переключение производилось под давлением масла, то тут работу по слежению за оборотами возложили на электронное устройство, а переключение производится как в механической (ручной) коробке передач.

Вся разница заключается лишь в наличии управляющего блока.

При достижении определенных оборотов микрокомпьютер решает, что пора переключаться на более высокую скорость и приводит в движение штоки, которые блокируют шестерни. Собственно говоря, из-за такого симбиоза механики и электронных мозгов, данную коробку переключения передач и назвали «роботом».

Плюсы и минусы автомата

Начнем «разбор полетов» с плюсов:

  1. Переключение передач в автоматической коробке передач происходит более гладко и без рывков.
  2. Коробки автомат могут быть оборудованы 8-ю ступенями. Это позволяет подбирать наиболее оптимальные обороты двигателя для переключения. То есть, рабочая скорость вращения вала может находиться в пределах 2-3 тысяч оборотов. Таким образом, машина всегда будет двигаться с оптимальным расходом, мощностью или скоростью.
  3. Автомат надежнее робота.

И минусы:

  1. Автомат потребляет немного больше топлива.
  2. передач производится, хоть и не так часто, но стоит дороже.
  3. требует периодической замены масла, что также сказывается на кошельке владельца.

Плюсы и минусы робота

И тут тоже начнем с выяснения, чем робот лучше автомата:

  1. Тут меньше расход топлива.
  2. С учетом того, что аналогична механической, стоимость ее ремонта обходится намного дешевле.

И минусы:

  1. Учитывая, что здесь переключение скоростей происходит за счет жесткой сцепки зубчатых колес, при переключении могут наблюдаться рывки. Особенно хорошо это заметно к тому моменту, когда роботизированная коробка передач уже требует ремонта.
  2. Из предыдущего выплывает следующий пункт: детали коробки передач изнашиваются быстрее. То есть, тут все шестерни соединяются «на сухую» без использования масла. Соответственно, если ваш стиль вождения агрессивен, то в скором времени на металле появятся сколы и задиры, а стружка будет заполнять коробку передач, еще больше приводя в негодность ее элементы.

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Если для вас в приоритете стоит надежность и срок бесперебойной работы, то автоматическая коробка передач однозначно выигрывает у роботизированной, поскольку все части постоянно смазываются маслом и переключаются более плавно, еще больше увеличивая срок службы деталей.
  2. Роботизированная КПП потребляет меньше топлива.
  3. В свою очередь, для любителей экзотики роботизированная коробка передач, в отличие от АКПП, может предложить интересную опцию: ручное переключение передач. То есть, ручка управления может быть переведена в специальное положение, когда водитель может самостоятельно выбирать, переключиться на повышенную или пониженную передачу.
  4. Во время движения робот, по сравнению с автоматической КПП «зависает», переключение происходит с некоторой задержкой.
  5. Однако же, роботизированная коробка передач конструктивно исполнена проще, а соответственно, и ремонт ее обойдется намного дешевле, да и провести данный ремонт можно самому или доверить «гаражным экспертам» — они справятся!

Заключение

Как видите, и там и там есть свои положительные и отрицательные стороны относительно КПП. И каждый из кандидатов на покупку может противопоставить своему конкуренту весомое отличие. Но большинство автолюбителей из нашей страны отдают предпочтение КПП автомату, даже не смотря на его расход и дороговизну ремонта. Почему? Решающим фактором является следующая разница: АКПП надежнее роботизированной КПП. И это является решающим фактором.

Один энтузиаст даже провел исследование и выяснил, что сумма, сохраненная на топливе и удешевлении ремонта, меньше той, которая сберегается на редкости поломок. В итоге, АКПП обходится владельцу просто дешевле роботизированной коробке переключения передач. И именно поэтому КПП автомат для наших условий подходит лучше.

Но, в то же время, практически вся Европа и Америка уже пересели на «роботов». Почему так? Что заставляет западных жителей считать, что робот лучше? Все дело в национальной проблеме, имя которой «дороги». При движении по нормальным трассам без ям, кочек и выбоин робот – действительно надежная и экономичная штука. А при стиле езды, популярным у нас: «разогнался-сбросил скорость», — переключение происходит настолько часто, что детали быстро изнашиваются и разбиваются.

Сегодняшние авто оборудуются различными видами КПП и покупателю в особенности при приобретении своего первого авто бывает трудно сделать верный выбор среди данного разнообразия трансмиссионных систем. Вследствие этого в данной статье попытаемся понять, чем же конкретно отличается АКПП от роботизированной, в частности, данный вопрос беспокоит почти всех будущих владельцев авто.

Каждый, когда думает над вопросом приобретения нового авто или же авто с пробегом, решает довольно непростую задачу, с какой КПП покупать автомобиль, в чем между ними разница? И довольно часто конкретно данный выбор ставит человека в безвыходное положение. И в случае если выбор между автоматом и МКПП все ясно, то роботизированные КПП вызывают у автовладельцев много вопросов. В этой статье мы постараемся дать ответ на вопрос чем отличается от автоматической и разберемся в принципе ее работы.

[ Скрыть ]

Что такое коробка-робот?

Роботизированная КПП (или же проще — робот) это та же механика, в которой выключение сцепления и переключение скоростей происходят автоматически. Из названия роботизированная коробка передач следует то, что всей работой коробки передач управляет электронный блок по конкретным алгоритмам управления. Роботизированная КПП соединяет в себе удобство автомата, высокую надежность и экономичность МКПП.

При всем этом роботизированная коробка передач намного доступней по стоимости автоматической коробки. Сейчас фактически все основные производители автомобилей оборудуют свои авто роботами, ставя их на модели от эконом до премиум класса. В автомате применяется фрикционное сцепление в виде отдельных дисков или же пакета фрикционных дисков. Посредством двойного сцепления, обеспечивается передача крутящего момента, при этом поток мощности не разрывается.

Робот основывается на узлах . В настоящее время при производстве применяются, уже готовые испытанные технические схемы. Робот SMG от BMW основывается на базе шестиступенчатой МКПП, к которой добавлен электрогидравлический привод сцепления.

Какое отличие робота от автомата?

Если смотреть с точки зрения использования систем управления, то отличает их немногое: автомат не нуждается в управлении сцеплением, а робот в автоматическом режиме управляет механической системой сцепления по специальной программе. Однако робот это - механика, а автомат - гидромеханика, то есть все системы управляются гидравлически. В этом и заключается основное различие.

Также есть и некоторые другие отличия автомата:

  • Необходимо принимать во внимание запоздалый разгон, из-за того, что жидкость не имеет возможности сразу справиться с инертностью ведомого вала.
  • Не жесткое сцепления валов исполняет в своем роде роль своеобразного «предохранителя»: в случае если что-то заклинит, гидравлический трансформатор будет прокручиваться достаточно свободно, без каких-либо повреждений.
  • КПД гидравлического трансформатора невысокое, вследствие этого значительная часть мощности в нем утрачивается.
  • Автомат не может работать при выключенном моторе, потому что не работают насосы.

Видео «Детальный разбор коробки передач»

Из этого видео вы сможете узнать не только то, что собой представляет , но и познакомится с принципом её работы.

Если у вас автомобиль с такой коробкой, то поделитесь опытом с нашими читателями, оставив внизу свой комментарий.