Как выбрать свечи зажигания для автомобиля: какие свечи лучше иридиевые или платиновые. Какие свечи лучше: иридиевые или платиновые

Современные автомобильные бензиновые двигатели, как правило, работают на обеднённых топливных смесях. Это вызвано требованиями к экономичности моторов, а также и всё возрастающими ограничениями, связанными с выбросами продуктов сгорания в атмосферу.
Этим и объясняется применение в производстве свечей зажигания новых материалов, способных улучшить процессы воспламенения и сгорания топливной смеси. И, конечно же, производители свечей, заботясь о конкурентоспособности своей продукции, пытаются добиться больших сроков службы изделий.
В результате такого сочетания требований к технике и желания остаться на рынке, с середины 90-х годов прошлого века фирмы, выпускающие комплектующие к автомобилям, предложили автовладельцам иридиевые свечи зажигания.
Учитывая, что цена на иридиевые свечи зажигания выше цен на привычные аналогичные изделия, становится понятным желание автовладельца убедиться в целесообразности их покупки. Сделаем попытку разобраться, чем отличаются иридиевые свечи от обычных, а также рассмотрим плюсы и минусы иридиевых свечей.

Слева иридиевая свеча зажигания, справа - обычная.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, начнём с описания устройства центрального электрода обычной свечи. Прежде всего нужно сказать, что не весь металлический стержень – от «низа» свечи до «верха» с резьбой для наконечника – однороден по всей длине. Особые требования предъявляются лишь к электроду, то есть к тому участку стержня, между которым и боковым электродом проскакивает искра. Металл, из которого он изготовлен, должен обладать:

  • тугоплавкостью;
  • хорошей тепло и электропроводностью;
  • стойкостью к тепловой эрозии (выгоранию).

В обычных свечах для изготовления электрода применяются железо-хром-титановые и никель- хром-железные сплавы. Дальнейшие попытки увеличить ресурс свечей и добиться большей мощности искрового разряда привели к созданию электродов со следующими покрытиями:

Применение новых металлов и технологий позволяет увеличить срок эксплуатации свечей зажигания.

  • медь + никель;
  • никель;
  • платина;
  • серебро;
  • золото;
  • палладий + золото;
  • иридий.

Разумеется, что доля содержания дорогих металлов невелика, но всё же их наличие делает изделия дороже. Кроме того, для изготовления таких электродов применяются более сложные и энергоёмкие технологии.
Применение новых металлов и сплавов позволяет добиться большего срока эксплуатации свечей. Кроме того, металлы с большей жаростойкостью в сочетании с улучшенными теплоотводом и электропроводимостью делают возможным уменьшение диаметра центрального электрода.

Иридиевая свеча зажигания

Малый диаметр электрода способствует созданию лучших условий для искрового разряда, повышению энергии последнего, благодаря чему топливная смесь сгорает с большей энергоотдачей. Автолюбители, установившие иридиевые свечи, отмечают, что работа двигателя на холостом ходу становится значительно ровнее, «мягче». Естественно, что и расход топлива уменьшается, причём на всех режимах работы.

Малый диаметрой центрального электрода увеличивает искровой заряд в результате топливо сгорает с большей энергоотдачей.

Иридий, как тугоплавкий металл с хорошей электропроводимостью, отлично подходит для применения его в свечах зажигания. Но он обладает высокой твёрдостью и хрупкостью, поэтому для изготовления электродов с его применением приходится использовать новые технологии, ранее не применявшиеся в производстве автомобильных свечей. Хотя стоимость иридия меньше, чем, скажем, платины, цена на иридиевые свечи NGK составляет от 600 рублей за штуку, что приблизительно равняется цене платиновых свечей зажигания той же фирмы.
А на вопрос, какие свечи лучше – платиновые или иридиевые, можно ответить, что в иридиевых уменьшенный диаметр электрода способствует более сильному разряду, но в идеальных условиях – хороший бензин, «плюсовая» температура воздуха по утрам – этого не видно «невооружённым» взглядом. То есть для реального сравнения нужно на два одинаковых двигателя поставить разные свечи и эксплуатировать в сходных условиях. Но несмотря на отсутствие данных о таких экспериментах, можно сказать, что в иридиевых свечах конструктивно заложены лучшие характеристики.

Сколько ходят иридиевые свечи?

Расход топлива на обычных и иридиевых свечах

Производители иридиевых свечей (Bosch, NGK и др.) заявляют, что срок их службы составляет пробега. Разумеется, это не абсолютная цифра и зависит она не только от качества свечей, но и от конкретных условий, в которых они работают. Значительно снизить ресурс иридиевых свечей могут следующие обстоятельства:

  • попадание масла в камеру сгорания из-за износа двигателя;
  • неисправности топливной системы и системы зажигания, а также несогласованность их работы в результате сбоев в ЭБУ или поломок датчиков. Насколько бы сильной энергией не обладал искровой разряд, переобогащённая смесь может залить иридиевые свечи, как и любые другие – законов природы никто не отменял и бензин без воздуха гореть не в состоянии;
  • повреждение электродов свечей вследствие неаккуратной их чистки или регулировки зазора;
  • использование некачественного топлива. Нагар, образованный избыточным содержанием свинца в топливе, не удалить.

Как почистить иридиевые свечи зажигания?

Химическая очистка свечей зажигания

Очистку иридиевых свечей зажигания следует производить осторожно - без применения металлических твердых предметов или абразивных сыпучих материалов.

Учитывая то, что центральный электрод этих свечей имеет малый диаметр (0,4 мм), а боковой также оснащён контактной площадкой с иридием, а ещё и принимая во внимание высокую цену иридиевых свечей зажигания, их очистку следует производить осторожно, не применяя для этого металлических предметов.
Лучше всего замочить их в растворителе на нефтяной основе – уайт-спирите или сольвенте, после чего удалить грязь кисточкой и ветошью.
Также можно прокалить иридиевые свечи зажигания – газовой горелкой или паяльной лампой.
Но если двигатель Вашего автомобиля в хорошем состоянии, то Вам не придётся ни чистить иридиевые свечи зажигания, ни регулировать на них зазор.
И в заключение суммируем преимущества иридиевых свечей зажигания:

  • значительно больший срок службы иридиевых свечей по сравнению с обычными;
  • уменьшение расхода топлива;
  • более равномерная работа двигателя на холостом ходу.

К их недостаткам можно отнести высокую стоимость, но на порядок увеличенный срок службы сводит на нет разницу в цене.

Ещё пару-тройку десятилетий назад выбор свечей зажигания на прилавках автомагазинов ограничивался двумя-тремя моделями, которые отличались калильным числом и длиной резьбовой части. Сегодня наряду с медными и хромо-никелевыми свечами появились изделия, при изготовлении которых используется платина или иридий. Попробуем разобраться в их особенностях и решить дилемму: установить на собственный автомобиль — иридиевые или платиновые.

Достоинства платиновых свечей зажигания и их отличие от обычных

Не думайте, что отдельные элементы платиновых свечей зажигания полностью изготовлены из этого благородного металла. Конечно же, это не так. Платина ценится так же, как золото, поэтому производители используют лишь тонкие пластинки, которые методом напыления монтируют на рабочих зонах более тонких центральных и боковых электродов. В остальном изделия с гордой меткой «Platinum» на упаковке внешне неотличимы даже от той продукции, которая продается на рыночных лотках «по рублю за кило», не говоря уж о качественных изделиях известных марок. Что же касается технических характеристик и эксплуатационных преимуществ, то здесь отличия от традиционных свечей зажигания более существенны.

Платина в свечах зажигания противостоит действию высоких температур и демонстрирует высокую антикоррозионную стойкость, благодаря чему производителям удаётся увеличить срок службы свечей и получить ряд других преимуществ:

  • снижается скорость выгорания электродов;
  • повышается мощность и стабильность искровых разрядов, благодаря чему улучшается приёмистость мотора и снижается расход топлива;
  • при использовании платины происходит при более низком напряжении, что позволяет улучшить воспламеняемость топливной смеси в период пуска – двигатель лучше заводится в сильный мороз и при частично разряженном аккумуляторе.

Если говорить о долговечности, то ресурс платиновых свечей зажигания в 3-4 раза превышает срок службы стандартных. Производители гарантируют их работоспособность при пробегах 50-60 тыс. км, но, как показывает практика, владельцы задумываются об их , когда одометр показывает пробег более 80 тыс. км.

Чем отличаются иридиевые и платиновые свечи

При исследовании зависимости мощности искрообразования от размеров токоведущих элементов было выявлено, что при уменьшении толщины электродов образуется более сильный дуговой разряд. Это влияет на эффективность горения топлива и на его экономию. Однако при этом возникает следующая дилемма. Дело в том, что при повышении мощности искры растёт и температура на кончике электрода, что приводит к его деградации. Чтобы использовать более тонкие электроды, производители и прибегли к термо- и коррозионностойким драгоценным металлам.

Как понятно уже из названия на упаковке свечей, отличие иридиевых свечей от платиновых заключается в использовании того или иного благородного металла при изготовлении их токоведущих элементов. При использовании платины минимальный диаметр электрода составляет 0.7-1.1 мм, а традиционные медно-никелевые изделия имеют центральный стержень сечением до 2.5 мм.

Что касается , то они и вовсе являются лидерами в плане минимизации рабочих частей. Благодаря уменьшению толщины центрального стержня до 0.4 мм удается улучшить искрообразование. Залить такую свечу трудно, поскольку с одной стороны капля топлива не может удержаться между тонкими электродами, а с другой – её поверхностного натяжения недостаточно, чтобы удержаться в зазоре между юбкой и центральным электродом. По этой причине свечи с использованием благородных металлов упрощают запуск авто даже в самый сильный мороз.

Температура плавления иридия намного выше, чем у платины, а кроме того, этот металл отличается повышенной прочностью. Поэтому свечи с иридиевыми электродами более стойки к износу и сохраняют работоспособность при пробегах в 100-120 тыс. км. Если же говорить о цене, то здесь всё зависит от производителя и конструкции свечей. Стоимость свечей зажигания с добавлением иридия выше, что объясняется как более высокой ценой самого металла, так и меньшим распространением этого химического элемента в природе. Не спасает ситуацию даже тот факт, что при изготовлении электродов иридия расходуется совсем немного. В среднем стоимость иридиевых свечей превышает цену платиновых на 30-40 процентов.

Что следует учитывать при выборе

Учитывая все вышесказанное, на вопрос, какие свечи лучше, иридиевые или платиновые, можно ответить в пользу первых. Однако справедливо это утверждение лишь частично. Принимая решение о том, что использовать в системе зажигания, следует обязательно учитывать тип двигателя, его износ и состояние цилиндро-поршневой группы. Так, нет никакого смысла ставить дорогие свечи в обычный карбюраторный двигатель с низкой степенью сжатия. Там они не раскроются в полной мере, поэтому нет никаких причин платить больше.

Видео: Тест свечей зажигания на стенде

Если же при этом , то можно и вовсе считать, что деньги выброшены на ветер. В этом случае на электродах скапливается , поэтому работать они будут ничем не лучше медных. Ситуация усложняется тем, что при необходимости почистить свечи владелец не сможет воспользоваться ни механическими, ни химическими способами – сделать это можно только прокаливанием на огне. Использование некачественного для повышения октанового числа способствует образованию трудноудаляемой окалины на токоведущих частях самых технологичных свечей. По этой причине ни о каких 100 тыс. км пробега не может быть и речи – в лучшем случае свечи «отходят» на 30-40 тыс. км дольше обычных.

А вот на высокотехнологичных двигателях с рабочим объёмом более 2 000 куб. см иридиевые и платиновые свечи зажигания покажут всё, на что они способны. Более высокая скорость искрообразования как нельзя лучше подходит для работы на высокооборотистых моторах. Термическая стойкость позволяет минимизировать износ электродов даже в том случае, когда свечи используются в моторах, работающих на пропане. Этот газ горит при более высокой температуре, чем бензин, поэтому обычные свечи не могут отработать даже тот небольшой ресурс, который закладывает производитель.

Из-за способности эффективно поджигать даже самую бедную горячую смесь, платиновые свечи показаны для моторов с турбонагнетателями и интеркулерами. В этом случае владелец получит выигрыш в экономичности, приросте мощности и в надёжности. Традиционные свечи попросту не рассчитаны на работу с такими нагрузками и столь сложным температурном режимом, поэтому могут отказать в любой момент. А вот изделия из драгметаллов без проблем справляются с перегрузками и оправдывают каждый вложенный в них рубль. Убедиться в этом вы сможете, взглянув на представленный ниже рисунок, где показана скорость возгорания топливной смеси при использовании свечей зажигания трёх типов.

Автовладельцев интересует вопрос, свечам какого производителя отдать предпочтение. Сделать выбор сегодня трудно, ведь в торговой сети представлена продукция множества именитых производителей. В первую очередь выбирают платиновые свечи NGK, BOSCH, DENSO, BRISK, CHAMPION и других известных марок. Они являются «золотой серединой» между ценой и эксплуатационными преимуществами. Более дорогие изделия из иридия оправдают вложение только при установке на мощных современных моторах, да ещё и при заправке высококачественным топливом. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на их эффективную работу и расчётную долговечность. В остальных случаях они будут работать ничуть не лучше платиновых, так зачем же платить больше?

Обладатель хоть какого автомобиля в какой-то момент сталкивается с необходимостью выбора свеч зажигания для собственного автомобиля. По состоянию свеч зажигания автомобиля полностью можно судить о работе мотора в целом. Именно поэтому очень принципиально верно избрать свечки зажигания из всего имеющегося обилия. Больший энтузиазм представляют иридиевые и платиновые свечки. О их мы и побеседуем в статье «Чем отличается иридиевая свеча от платиновой»

Свечки зажигания по самой конструкции бывают двухэлектродные и многоэлектродные. Двухэлектродная свеча зажигания - это традиционная свеча. Она имеет один центральный электрод и один электрод боковой. В обыкновенной двухэлектродной свече искра будет проскакивать меж 2-мя электродами. Это приводит к тому, что они будут равномерно выгорать.

У многоэлектродной свечки имеется один центральный электрод и два, три либо четыре боковых электрода. Такая конструкция употребляется для того, чтоб прирастить надежность и срок эксплуатации свеч зажигания. В многоэлектродной свече искра будет проскакивать меж центральным электродом и одним из боковых электродов.

Свечки зажигания еще отличаются по материалу, из которого изготавливают электроды. Традиционные свечки в качестве электрода употребляют в большинстве случаев медь. Но в ближайшее время стали появляться свечки с покрытием из редчайших металлов.

На что необходимо уделять свое внимание при выборе свеч?

Очень принципиально для хорошей эксплуатации мотора верно избрать свечки зажигания. Для каждой модели мотора нужен собственный тип свечки. Японская компания DENSO является одним из глобальных фаворитов по производству свеч зажигания. С целью избежать сбоев в работе электрического оборудования японская компания DENSO и разработала качественные свечки. При выборе свечки принципиально направить внимание на спектр нагрева либо калильное число. Калильное число указывает количество тепла, которое свеча зажигания проводит из камеры сгорания. Свечки, которые или очень греются, или напротив очень прохладные, вызывают только задачи. При лишнем нагревании свечки может произойти раннее зажигание. Если свеча очень прохладная, то нагар усугубит работу свечки зажигания. Безупречной рабочей температурой для самоочищения свечки считается спектр меж 400°С и 900°С. Компания выпускает свечки зажигания 3-х видов — это стандартные, Platinum и Iridium свечки. Принципиальной особенностью свеч зажигания DENSO можно именовать наличие уникального «отрицательного» электрода, который имеет u-образный вырез у основания. Таковой профиль обеспечивает улучшение характеристик зажигания, экономию горючего, уменьшение нагара, также возможность более мягенького равномерного пуска мотора. «Отрицательный» электрод с u-профилем образует зазор. Появляется дополнительное место, которое заполняется пламенем. Зона воспламенения возрастает, а это приводит к более полному сгоранию топливной консистенции.

Платиновые свечки зажигания.

В платиновых свечках материалом для электродов служит платина. Из платины может быть выполнен как центральный электрод, так и боковые электроды. Находят применение такие свечки зажигания в движках, которые обустроены механическими либо турбонагнетателями. Платиновые свечки были сделаны не ради роскоши, а для того, чтоб продлить срок службы. Платина — это металл, который устойчив к коррозии и к высочайшим температурам. Если центральный электрод выполнить из платины, то такая многоэлектродная свеча будет иметь фактически не выгорающий центральный электрод. Вот поэтому такие платиновые свечки и будут служить еще подольше, чем обыденные свечки.

Платиновые свечки были разработаны для того, чтоб возрос интервал сервисного обслуживания. Такие свечки способны поддерживать свои эксплуатационные характеристики до 100 000 км. С момента начала производства платиновых свеч зажигания разработан широкий ассортимент таких долговременных свеч. Если ассоциировать их с обыкновенными свечками, то такие свечки владеют рядом преимуществ:

1. Платиновые свечки имеют рабочий ресурс до 100,000 км;

2. Искра зажигания платиновых свеч посильнее искры зажигания обыкновенной свечки;

3. Платиновые свечки имеют узкий центральный электрод. Низкое напряжение этого электрода приводит к размеренной воспламеняемости;

4. Эксплуатационные характеристики таких свеч всегда на высочайшем уровне благодаря тому, что за весь срок службы зазор не изменяется. Увеличивается экономия горючего.

Для того чтоб удовлетворить потребности самых современных движков, была разработана ZU-платиновая свеча зажигания. Такая свеча снабжена положительным платиновым электродом. Он имеет размер в поперечнике 0,7 мм. Существует 100 типов таких свеч практически для всех моделей автомобилей. Они являются сильной кандидатурой для свеч классической конструкции. Достоинства таковой свечки:

1. Электрод имеет заостренный U-образный профиль с усовершенствованным эффектом сгорания;

2. Свеча обладает мягеньким пуском;

3.Узкий центральный платиновый электрод способен генерировать сильную искру даже в критериях пониженного напряжения.

Иридиевые свечки зажигания.

Иридиевые свечки — это свечки зажигания совсем последнего поколения авто свеч. Центральный электрод выполнен из иридиевого сплава. Поперечник иридиевого электрода свечки составляет всего 0,4 мм. Если использовать такие свечки зажигания, то это позволит движку автомобиля развить очень вероятную мощность. Уменьшение поперечника электрода содействует понижению величины напряжения искрообразования, увеличивает надёжность искрообразования, и т.д. Создаётся высочайшая напряжённость электронного поля для данного напряжения. Как следствие требуется низкое напряжение искрообразования свечки зажигания. Температура плавления иридия существенно выше температуры плавления платины. Если ассоциировать иридий с другими металлами, то необходимо отметить более высшую его крепкость. Он обеспечивает надёжную работу свечки зажигания при широком спектре нагрузок. Компания DENSO проводила исследования разных составов присадок, которые добавляют в иридиевый сплав. Они увеличивают устойчивость иридия к окислению. Был разработан новый состав сложного сплава иридия с родием. Свечки зажигания из этого нового иридиевого сплава защищены патентами. Потому такие свечки зажигания фактически защищены от подделок.

Инновация в сфере автомобильной техники - вот как можно описать материал иридий. Свечи зажигания из данного материала составили достойную конкуренцию платиновым. Заменив классический набор свечей зажигания на иридиевый, можно значительно повысить продуктивность транспортного средства. Большинство водителей отдают предпочтение именно этим свечам зажигания, так как они более долговечные, прочные и продлевают срок службы автомобилей.

Что такое иридий?

Иридий - это очень твёрдый металлический элемент. Считается, что этот материал образовался на нашей планете из-за метеоритных дождей много лет назад. Именно из-за того, что данный металл обладает высокой твёрдостью, его используют как электродный материал для изготовления свечей зажигания. Второе его важное свойство - плавление при температуре около 2 800°С.

Очень надёжные, имеют длительный срок эксплуатации и стойкие к перепадам температур - всё это иридиевые свечи зажигания. Отзывы владельцев авто с "начинкой"из данного металла подтверждают этот факт на тематических форумах.

Начиная с 80-х годов прошлого века этот материал начал активно использоваться как сплав для воспламенителей в промышленном производстве. Из-за хрупкости и низкой электропроводимости с этим металлом не работают в чистом виде. Только в сплавах иридий показывает свои наилучшие свойства.

Свойства

Новые свечи зажигания изготавливаются методом лазерной сварки электродов из иридия. Как уже упоминалось, сплав из данного металла - лучший проводник, а поэтому из его электродов можно изготовить наконечники с более тонким диаметром чем, например, из меди и платины.

Из-за того, что диаметр наконечника такой маленький, возникающий электрический заряд проявляет невысокое напряжения для эффективного перехода искрового промежутка. Таким образом, сгорание улучшается при любом режиме вождения. Мотор работает более плавно, и, как следствие, автомобиль быстрее набирает скорость. За счёт этого материала сохраняется постоянный промежуток между электродами, что обеспечивает сохранение искры.

Прочные, эффективные, лучшие проводники - всё это иридиевые свечи зажигания. Срок службы при этом не снижается.

Можно выделить основные свойства устройств:

  • Тончайшие иридиевые наконечники очень прочные и гарантируют постоянную искру.
  • Температура плавления сплавов из данного металла очень высокая, а поэтому устройства из этого материала - самые подходящие для высокотехнологичных моторов.
  • Устройства имеют глубокое никелевое покрытие, благодаря чему улучшаются их антикоррозийные и антиблокировочные качества.
  • Разница потенциала сосредоточена в тонком наконечнике, а поэтому для проявления искры требуется меньше напряжения.
  • Иридиевые устройства имеют высокое ускорение и отличную топливную эффективность.

Зазор

Было проведено испытание на определение стандартного искрового зазора в карбюраторном и впрыскивающем моторах, которые отличаются только напряжением во вторичной цепи системы зажигания: карбюраторный мотор - в пределах 18 кВ, впрыскивающий - около 25 кВ.

За основу был взят искровой промежуток - от 0,5 мм до 1,5 мм для карбюраторного мотора и 0,7 - 1,5 мм для впрыскивающего. Были проведены испытания, на основе которых выявили воздействие размера искрового зазора на мощность авто и растрату топлива. В данном случае отличие в поведении двигателей могут внести свечи зажигания.

В результате испытаний были выявлены размеры искровых промежутков, изменение которых значительно ухудшало работу мотора. В отличие от классических, зазор на иридиевых свечах зажигания увеличился в пределах 0,8 мм для карбюраторного мотора и 1 мм для впрыскивающего. А всё потому, что электрод с малым диаметром увеличивает силу электрического заряда в искровом промежутке, а поэтому увеличение напряжения пробоя допустимо.

Иридиевые свечи с малым электродом гораздо чувствительнее к изменению искрового промежутка, чем классические. Это и есть одно из самых главных преимуществ данных устройств. А все потому, что во время изнашивания электродов любого типа промежуток увеличивается и, как следствие, свойства двигателя ухудшаются. Но в случае с иридиевыми устройствами всё по-другому: показатель теплового разрушения электродов минимальный и характеристики двигателя не зависят от величины зазора.

Плюсы

Устройства из данного металла по своим свойствам одерживают победу над классическими. Свечи зажигания иридиевые улучшают продуктивность мотора, они очень долговечные. А поэтому главные их плюсы проявляются по истечении времени:

  • Продуктивность запала возрастает. Из-за маленького диаметра электрода (предельный диаметр - 0,3 мм) показатели запала возрастают, а все потому, что контакт между электродом и пламенем достаточно маленьких размеров. А, к примеру, устройства из меди имеют искровой зазор 0,9 мм, исходя из этого, иридиевые устройства воспламеняются в 2 раза сильнее. У искры появляется большая площадь для расширения, так как на наконечнике находится маленькое количество сплава. Благодаря этому свойству авто быстрее запускается при меньшем напряжении.
  • Отличный показатель работы двигателя в холостом режиме. Запал мотора достаточно плохо работает в холостом режиме. Однако иридиевые наборы достаточно быстро воспламеняются даже при минимальном напряжении. А поэтому мотор работает хорошо даже в холостом режиме. В отличие от стандартных пробок, иридиевые заставляют мотор работать более плавно и в холостом режиме. Показатели сгорания данных устройств гораздо выше, а поэтому увеличивается количество оборотов за 1 минуту.
  • Продуктивность мотора повышается. Иридиевые свечи зажигания в отличие от классических повышают продуктивность мотора до 10%.
  • Экономия топлива. С помощью подобных элементов системы зажигания экономия топлива возрастает на 6 -10%.

Ультратонкая конструкция наконечника и лазерное напыление на центральном (в некоторых моделях на боковых) электроде улучшают рабочие показатели иридиевых изделий.

Минусы

Свечи зажигания иридиевые имеют высокую цену. И это, пожалуй, главный их недостаток. Они гораздо дороже классических наборов, но длительный срок эксплуатации компенсирует этот недостаток.

Также всё зависит от марки авто и функциональности, то есть для старых моделей они не подходят. Иридиевые устройства уместны только на современных и высокотехнологичных марках автомобилей. Они применяются для высокоэффективных двигателей, а для стандартных моделей подойдут и классические устройства. Если использовать такие элементы в транспортных средствах с мотором малой мощности, то их стоимость, скорее всего, не окупится.

Иридиевые устройства не подойдут для автомобилей (даже если это новая модель) с большим пробегом. Если вы установите свечи из этого материала в авто с большим пробегом, они быстро износятся. Как следствие, рабочие показатели транспортного средства резко ухудшатся. Хотя - в отличие от классических - иридиевые изделия изнашиваются гораздо позже.

После чистки свечи из этого металла она неизбежно потеряет свою функциональность, но мотор ещё некоторое время поработает.

Других недостатков за иридиевыми свечами не замечено.

Иридиевые устройства фирмы "НЖК"

Иридиевые свечи зажигания NGK изготовлены в результате сотрудничества японских и французских мастеров.

Классические элементы имеют электрод из меди и резистор. Их размер колеблется от 15 мм до 20 мм. Они подходят для мотора на ВАЗ.

Устройства серии v-line фирмы "НЖК" имеют наконечник с v-образным просеканием. Именно из-за такой формы наконечника пламя увеличивается. А всё потому, что конструкция свечи позволяет искре перепрыгивать с центрального на боковой электроды, за счёт чего ядро увеличивается. Именно в этом месте сосредоточено большое количество смеси из топлива и воздуха, а поэтому поджиг стабильный.

Иридиевые свечи зажигания на ВАЗ изготовлены способом лазерного напыления данного металла на наконечник электрода. Именно благодаря этому методу удалось получить такой маленький диаметр наконечника (около 0,4 мм). Такая оптимизация способствовала повышению показателей искрообразования и самостоятельного очищения. Также не стоит забывать, что иридиевые устройства имеют более длительный срок эксплуатации. Однако цена их достаточно высокая.

Свечи "Денсо"

Свечи зажигания иридиевые "Денсо" оснащены электродом с уникальным сплавом. Как уже упоминалось, данный материал отличается прочностью, высокими антикоррозийными свойствами и долговечностью. Кроме того, что эти устройства значительно понижают уровень шума, с их помощью экономится бензин, они гладко работают даже в условиях повышенной нагрузки. Элементы зажигания из данного металла используются даже для гоночных автомобилей, так как с их помощью двигатель работает более стабильно, и автомобиль разгоняется за доли секунды.

Иридиевые свечи зажигания на "Приору" устанавливают для повышения качества работы мотора. С их помощью двигатель запускается быстрее, исчезает детонация, мотор становится практически бесшумным. Кроме того, расход топлива значительно снижается.

Иридий или платина?

Часто возникает вопрос: «Платиновые или иридиевые свечи зажигания покупать?» Для того чтобы дать ответ, нужно рассмотреть их поближе.

Устройства из платины весьма долговечны. Этот материал имеет высокие антикоррозийные свойства и устойчив к перепадам температур. Такой наконечник не позволяет электроду сгореть. Безусловно, срок эксплуатации таких свечей более длительный, нежели у классических. Платиновые свечи идеальны для моторов, которые имеют механический или турбокомпрессор.

С помощью данной инновации можно практически забыть, что такое ремонт. Свечи сохраняют свои свойства достаточно длительный срок. Платиновые наборы имеют массу плюсов:

  • Срок эксплуатации до 150 000 км пробега.
  • Сильная искра зажигания.
  • Искровой промежуток не изменяется, а поэтому их рабочий показатель сохраняется надолго.
  • Снижается расход бензина.

Иридиевые элементы системы зажигания - это инновация автомобильной технологии. Электрод имеет очень маленький диаметр (0,3 мм), а наконечник покрыт высокотехнологичным материалом. С помощью иридиевых устройств авто будет работать на полную мощность. Электрод имеет маленький размер, что способствует более стабильному искрообразованию при минимальном напряжении. Данный металл выдерживает гораздо более высокие температуры, чем платина. В отличие от всех аналогов, иридий имеет самые высокие показатели прочности и износостойкости. Независимо от степени нагрузки свечи работают стабильно.

Свечи зажигания "Денсо" многократно проходили тестирование, где показывали самые лучшие результаты. К примеру, тщательно исследовался сплав на электроде. Технические присадки, обнаруженные в сплаве, повышают стойкость иридиевых устройств к окислительным процессам. А инновационный сплав элементов из данного металла с родием имеют ещё больше функциональных возможностей. Кроме того, новое поколение иридиево-родиевых устройств имеет патент, поэтому их почти невозможно подделать.

Чистка

Если транспортное средство внезапно вышло из строя, нужно проверить свечи зажигания. Если при проверке элементов системы зажигания вы заметили нагар, то их можно очистить самостоятельно. Как почистить иридиевые свечи зажигания? Нужно просто не отклоняться от правил.

Методы очистки в домашних условиях:

  1. Вручную с помощью наждачной бумаги, щётки по металлу, жёсткой волосяной или капроновой. Этот метод действует только в том случае, если нагар незначительный. В случае заливания устройств вначале нужно их подсушить, а затем очистить.
  2. Можно разогреть иридиевое устройство, пока оно не покраснеет. Но этот способ достаточно агрессивный, так как высокая температура разрушает керамическую изоляцию данных устройств. А поэтому она вам прослужит не более 8 000 км. После разогрева нагар и остаточную смесь можно очистить щёткой по металлу.
  3. Также устройства из этого металла можно очистить с помощью бытовой химии. Для этого нужно налить в таз средство для мытья посуды и окунуть в него свечу зажигания. Через 12 минут нагар станет мягким, его можно будет смыть даже губкой. Причём опускать свечу нужно контактной стороной вниз и окунуть наполовину.

После подобной процедуры иридиевые устройства не смогут функционировать на все 100%, однако мотор ещё поработает.

Очищение таких изделий с помощью моющего средства - это один из самых эффективных способов очистки. С помощью этого метода можно восстановить полноценное функционирование искрового промежутка. Всё что нужно - оставить устройство в растворе на 24 часа, очистить электроды, межискровой промежуток и установить всё на место.

Но лидером очистки иридиевых свечей является метод пескоструйной обработки. Пескоструйка - это специальный агрегат, с помощью которого можно очистить поверхность металла, камня песком или другим специальным порошком, распыляемым потоком воздуха. Для того чтобы качественно очистить изделия от нагара, нужно разогнуть боковые электроды. Кроме того, свечу нужно постоянно переворачивать для более эффективной очистки.

Для того чтобы проблема возникла как можно позже, просто используйте качественное топливо. Высококачественные, прочные, износостойкие и экономные - всё это свечи зажигания иридиевые. Фото ниже показывает, как должно выглядеть новое устройство и то, которое загрязнено нагаром.

Стоимость

Для сравнения - классическая свеча зажигания стоит от 100 до 150 рублей, а иридиевая - от 200 до 650 рублей. Так что полный набор таких элементов системы зажигания обойдётся примерно в 2 000 рублей. Однако нужно помнить то, что подобные устройства компенсируют собственную высокую стоимость уже по истечении 4 месяцев, так как они снижают расход бензина. Срок их службы чаще всего растягивается на весь период использования транспортного средства. Кроме того, значительно снижается токсичность выхлопных газов, а катализатор прослужит дольше.

Иридиевые устройства могут работать на любом топливе, но настоятельно рекомендуется использовать именно качественное, под № 95.

Наиболее популярными устройствами из данного металла являются свечи фирмы "НЖК" и "Денсо".

Свечи зажигания "НЖК" иридиевые будут стоить максимум 2 800 рублей. Эти устройства имеют целый список плюсов:

  • Срок эксплуатации около 150 000 км пробега.
  • Эффективное зажигание при низком напряжении.
  • Высокие рабочие показатели;.
  • Мощность повышается на 5%;.
  • Экономия топлива повышается на 8%.
  • Снижается уровень токсичности выхлопной системы.
  • Плавный запуск мотора даже при низких температурах.

Иридиевые свечи зажигания Denso будут стоить максимум 3 000 рублей. Главные свойства устройств данной марки:

  • Электроды с высококачественным сплавом.
  • Пониженный уровень токсичности;.
  • Стабильная работа мотора даже при сильных нагрузках.
  • Долговечность, прочность, износостойкость.
  • Качество компенсирует высокую стоимость.

Начать хочется с самых истоков двигателестроения, которые, как всегда, не так уж очевидны: все исторические сводки так или иначе сводятся к тому, что изобретатели либо создавали «прообраз» современного ДВС, либо почти пригодную для работы версию. Среди множества преследователей идеи создания более компактной альтернативы паровому двигателю первым и не самым удачным в этой сфере стал Филипп Лебон, который в 1799 году открыл наиболее подходящее для ДВС топливо в виде каменноугольного светильного газа (нефть хоть уже и добывали на протяжении многих веков, перегонять ее в более пригодное для процесса воспламенения топливо еще не научились). Уже в 1801 году изобретатель взял очередной патент на конструкцию газового двигателя внутреннего сгорания, но воплотить мечту в жизнь так и не смог. Более близким к успеху был французско-швейцарский изобретатель Франсуа Исаак де Риваз, который в 1807 г. построил-таки первый поршневой двигатель, который работал на газообразном водороде. Цилиндр приводился в движение детонацией смеси водорода и кислорода с помощью примитивной системы зажигания: искра подавалась вручную в момент нахождения поршня в нижней мертвой точке. Но и в этот раз первенство ускользнуло от очередного ученого: пригодным для практического использования машина де Риваса не была, скорее показательным образцом. А вот другой умелец, бельгиец Жан-Этьен Ленуар, после многочисленных и неудачных попыток все же смог создать коммерчески успешный серийный двигатель внутреннего сгорания, который был запатентован в 1859 году. На дальнейшее становление бензинового двигателя повлияли многие изобретения: прогрессивные двигатели Отто, Брайтона, Даймлера, не менее прогрессивный карбюратор Доната Банки, создание зажигания от магнето…

Технология Twin Tip есть и на простых моделях линейки - Denso TT

Но первые системы искрообразования были, мягко говоря, далеки от идеала: искра возникала либо при помощи «запальной трубки» (по проводу, пропущенному через керамическую трубку в цилиндр, непосредственно на поршень либо на стенки цилиндра передавалась искра от динамо-машины, воспламеняя рабочую смесь), или же при помощи калильной трубки (элемент нагревался от пропускания тока или от открытого пламени, в результате чего возникало калильное зажигание). Более приемлемый вариант для двигателей предложил Роберт Бош, показав классическую свечу зажигания в 1902 году. С тех пор ближайшие полвека общая конструкция свечей прогрессировала довольно медленно. Настоящий бум произошел во второй половине 20 века, когда конкуренция на рынке автокомпонентов вкупе с общим технологическим прогрессом серьезно возросла. Одну из ключевых ролей в эволюции «свечного дела» сыграла компания Denso, в 1974 году первой в мире предложив свечу зажигания с центральным платиновым электродом, диаметр которого составлял всего 1,1 мм.

Использование драгоценного металла в таком «расходнике», как свеча зажигания, в самую последнюю очередь являлось маркетинговым ходом. Этот материал стал одним из важнейших в технической революции. Один из родоначальников советской платиновой промышленности, профессор Орест Звягинцев, сравнивал значение платины со значением соли при приготовлении пищи - нужно хоть и немного, но без нее хорошего обеда не приготовить… В чем же смысл инновации?

Пожалуй, в равной степени на появление новинки повлияли как автопроизводители, постоянно совершенствующие конструкцию моторов, так и мы с вами, провоцируя этот прогресс растущими требованиями к продукту. Начнем с того, что создать качественную «обычную» свечу, которая будет исправно работать положенный ей срок службы, само по себе занятие не из легких: свеча постоянно находится в экстремальных условиях, подвергаясь воздействию высочайших давления и температуры. Помимо этого, свеча должна воспламенять топливную смесь десятки раз в секунду и регулярно пропускать через себя мощный электрический заряд под напряжением 20–30 тыс. вольт в течение многих и многих часов… А производители автомобилей вдобавок ставят задачу многократного увеличения ее срока службы! Более того, в последние годы габаритные размеры свечи становятся все меньше из-за более плотной компоновки камеры сгорания. Так, например, количество клапанов в каждом цилиндре выросло в среднем с 2 до 4 или 5; объем цилиндров, наоборот, все больше сокращается; а форсунки систем непосредственного впрыска теперь и вовсе находятся по соседству. В итоге вместо привычных ранее свечей с резьбой M18 сейчас все более распространенными становятся размеры М14, М12, а то и вовсе М10. Для столь маленькой свечи решать проблемы температурной устойчивости и теплоотвода, не говоря уже про ее ресурс, становится все тяжелее. Один из способов продлить срок службы свечи путем увеличения числа боковых электродов имеет ряд недостатков: ухудшается сгорание рабочей смеси из-за ее ограниченного доступа к месту образования искры, повышается риск образования нагара, ухудшается отвод тепла, снижаются показатели двигателя по CO и NO… С применения платины начался этап по увеличению ресурса свечей: устойчивость к коррозии при высоких температурах и электрохимическому разрушению у этого металла гораздо выше, чем у традиционных хромоникелевых сплавов. Так, в 1974 году японская компания выпустила первую в мире свечу зажигания с платиновым электродом диаметром 1,1 мм. Но наиболее успешный, по мнению специалистов Denso, путь свечной эволюции - применение иридиевых сплавов. Высокое внимание к редчайшему элементу вполне обосновано: иридий имеет температуру плавления 2466 °С, обладает высочайшей коррозионной устойчивостью при высоких температурах и является самым твердым после осмия металлом на земле. Иридий и осмий принадлежат к платиновой группе и обладают самой высокой, почти одинаковой, плотностью. Таким образом, среди прочих достижений в 1997 году японская компания первой в мире выпустила свечу зажигания с уникальным иридиевым электродом. После этого конструкция иридиевых свечей зажигания была дважды усовершенствована, и результатом технологии «суперзажигания» (SIP) стало объединение самого тонкого в мире центрального электрода диаметром всего 0,4 мм и платинового бокового электрода диаметром 0,7 мм. Диаметры электродов крайне важно сохранить на минимальном уровне: чем меньше их площадь, тем меньшее электрическое напряжение требуется для воспламенения, которое, в свою очередь, становится более эффективным. В конечном результате пользователя ждут одни плюсы: улучшается динамика двигателя, снижается расход топлива, повышаются эффективность и равномерность работы двигателя, а также существенно облегчается его запуск при низких температурах. Что касается ресурса, то по этому показателю Iridium TT превзошли платиновые свечи и могут служить до 120 000 км (ресурс стандартных никелевых свечей, для сравнения, достигает 15 000–20 000 км). Коль речь идет о ресурсе, подобные иридиевые свечи зажигания должны заинтересовать водителей, владеющих автомобилями на газовом топливе: известно, что более высокие по сравнению с бензиновым ДВС напряжение и температура сгорания в этих двигателях довольно серьезно сокращают срок службы свечей, в то время как иридиевые свечи серии Iridium ТТ обладают повышенной сопротивляемостью по сравнению с обычными свечами.

Кстати, подобная конструкция используется и на более простых моделях линейки: свечи Denso Twin Tip (TT) изготавливают с центральным и боковыми электродами с тонким шипом диаметром 1,5 мм без применения драгоценных металлов, что позволяет сделать их по цене сопоставимыми со стандартными никелевыми аналогами. Представители компании особенно гордятся тем, что вся линейка ТТ, включая модели Nickel и Iridium, отличается высокой степенью унификации и суммарно включает 35 артикулов, которые обеспечивают охват 89 % самых продаваемых автомобилей в Европе.