Как связан год выпуска шины с качеством? Шины из разных партий не отличаются

Ловкие маркетологи поймали автомобилистов на крючок «свежих шин». Удачно созданный миф о высоком качестве резины «прямо из печи» подогревает интерес водителей. Покрышки, которые провели на складе год или два уже считаются старыми, а потому не пользуются спросом. Есть ли в такой позиции зерно логики и справедливости?

Когда наступает старость?

Популярность свежей резины возрастает на фоне скрытности шинных гигантов в отношении вопроса старения покрышек. Грань между «молодостью» и «старостью» шины провести достаточно сложно, поскольку на состояние резины влияет и стиль вождения, и климатические условия, и интенсивность использования. На руку производителей играет тот факт, что при активной эксплуатации покрышки стачиваются быстрее, чем наступает гарантийный момент старения. Следовательно, автомобилистам сложно назвать момент, когда именно резина вступает в пенсионный возраст.

Ученые проверили, что покрышки стареют из-за проникновения газообразного озона, содержащегося в атмосфере, в поры резины. При этом между молекулами каучука разрушаются соединения серы, а шина становится менее эластичной. Если резина хранилась и не использовалась, изделие становится хрупким и твердым, а молекулы резиновой массы «крошатся».

Пенсионеры на дорогах

Теоретически установлено и практически подтверждено, что колеса старше 7-8 лет потенциально опасны. Аналитики экспертной компании Dekra утверждают: если до покупки шины пролежали на складе продавца более 7 лет, риск попасть с ними в аварию увеличивается. Анализ тяжелых аварий на дорогах доказал, что во всех них участвовали авто с шинами-динозаврами возрастом до 12 лет. Эксплуатировать такие колеса нельзя, поскольку резина пересыхает, а на поверхности появляются микротрещины, грозящие обернуться разрывами и сквозными боковыми отверстиями. Признаки старения также отразятся на пригодности шин зимой и эффективности на мокрой дороге.

Считается, что с момента производства покрышка может пять лет храниться на складе продавца, а после еще пять лет безопасно эксплуатироваться. Несмотря на то, что многие производители предписывают покрышкам до 10 лет жизни, в магазинах сложно встретить таких мастодонтов: это удел барахолок. Такие выводы делают американские ученые, однако сравнивать качество украинских и американских дорог не стоит, а потому к таким «авторитетным» заявлениям лучше подходить со здоровой долей скептицизма. Немецкие эксперты, например, ограничивают срок годности новых автошин 6 годами, а специалисты из компании Continental и вовсе советуют менять резины после четырех сезонов. Российские органы сертификации пневматических шин выделяют для шины пятилетний гарантийный срок службы, начиная от даты изготовления. Неудивительно, что сотрудники автосервисов рекомендуют по истечению срока годности (в среднем 5-6 лет) менять даже те покрышки, которые эксплуатировались мало или вовсе пролежали без дела.


Шины с опытом

Если с колесами критичного возраста все предельно ясно, то как быть с покрышками средних лет? Насколько эффективно может эксплуатироваться резина, выпущенная 4-6 лет назад? Французский гигант Michelin предлагает свои гарантии прочности и надежности, утверждая, что его покрышки могут эксплуатироваться до десяти лет в том случае, если на протяжении всего срока службы на шинах ездили при нормальных условиях. Так, постоянное воздействие на резину активизирует в ней особые размягчители, которые блокируют появление трещин и отвердение. Водители к таким заверениям вправе относиться с опаской, поскольку другие производители и вовсе воздерживаются от комментариев на этот счет. Можно сделать вывод: если в постоянную интенсивную эксплуатацию поступила резина, выпущенная 4-5 лет назад, она смело «протянет» на дороге еще пять лет; если же пяти-, шестилетняя шина используется от случая к случаю, ее гарантийный срок вышел и покрышка нуждается в замене.

Специалисты дают собственные оценки долговечности покрышек:

  • - Летние шины могут эксплуатироваться не более 8 лет, если максимально допустимая скорость на них 180 км/час (индекс скорости S), в отношении покрышек с индексами скорости Н, V и ZR ученые менее оптимистичны. Если резина выдерживает высокие нагрузки, служить она может 4-6 лет. Год на складе продавца или производителя не причинит покрышкам вред, а поддержание необходимых условий хранения не ухудшит ходовые характеристики и за два года бездействия. Помимо прочего, некоторые водители отмечают, что инновационные импортные покрышки в отечественные магазины попадают лишь через год-два после мирового «дебюта» или в год выпуска, но в ограниченном количестве;

  • - Зимние покрышки теряют свои характеристики уже через 4 года эксплуатации. Резиновая смесь протектора со временем «стекленеет». Среди авторитетных компаний существует два диаметральных мнения о сроках хранения резины: немецкий автоклуб ADAC утверждает, что через два года хранения зимняя шина должна продаваться дешевле, поскольку перестает считаться новой, Semperit - что при условии правильного хранения изготовителем и продавцом, покрышка сохраняет свою новизну на протяжении первых двух лет.

Поскольку ученые-теоретики и практики сходятся только во мнениях об опасности новой резины старше 6-8 лет, все покрышки до этого возраста могут считаться безопасными. В силу особенностей рынка многие магазины предлагают своим клиентам колеса не старше 3-4 лет, считая это оптимальным сроком для хранения колес без дальнейшей потери функциональности. Выбор остается за водителями.

Желание сократить расходы на «обувку» своего «железного коня» приводит к тому, что автолюбитель выбирает автомобильную резину подешевле — от подделок неизвестных брендов, до шин с пробегом. Главное, чтобы состояние протектора отвечало требованиям ПДД. Вместе с тем, автомобильные шины это явно не то, на чем следует экономить, поскольку, уменьшая расходы на них, мы серьезно рискуем собственным здоровьем и даже жизнью.

Прежде чем вы решите купить автомобильную резину «с возрастом», бывшую в употреблении или даже новёхонькую, но хранившуюся лет десять на складе, задумайтесь о том, какова её роль в обеспечении надежности и безопасности управления автомобилем.

«Новая старая» шина — опасное приобретение

Речь не об изношенных покрышках, а именно о старых шинах, неиспользуемых долгое время . К огромному сожалению, автомобильные шины зачастую является предметом экономии, причем экономии неоправданной и неуместной. А ведь старые шины на автомобиле опасны для жизни водителя и пасажиров ничуть не меньше, чем «лысая» резина в гололёд.

Как известно, автомобильные шины делаются из резины. Автомобильная резина является достаточно сложным соединением химических элементов, которые весьма устойчивы, но отнюдь не защищены от воздействия внешних факторов. Солнечные лучи, воздух, перепады температур медленно, но верно разлагают резину на химические элементы, ослабляя связи между ними.

Вспомните резина со временем «дубеет», её потребительские свойства ухудшаются. Причем одинаково справедливо это правило, даже если шины хранятся на складе и не эксплуатируются. Неизношенные, но с давним сроком изготовления, автомобильные шины увеличивают риск автолюбителя пополнить печальную статистику ДТП, вызванных внезапно лопнувшим колесом.

Повторимся, срок службы автомобильных покрышек исчисляется со дня изготовления, а не со дня начала эксплуатации .

Если купить автомобильную резину новую и приемлемого качества, то скорость и момент начала активного протекания этих процессов значительно отодвигаются по времени.

Шины с пробегом стареют не по дням, а по часам

При эксплуатации шины процессы её старения многократно ускоряются. Причина опять же в перепадах температур, влажности, химических реагентах, коими изобилуют наши улицы, а также в стиле езды. Кстати, стиль вождения не зря назван среди негативных факторов, вызывающих быстрый износ резины. Страдают автомобильные шины от высокой скорости движения, резкого торможения, перегрузки автомобиля, несоблюдения рекомендованного давления в шинах, несвоевременного использования сезонных шин и других особенностей, которыми грешат автолюбители.

Купить автомобильную резину с пробегом, у которой уже началась потеря эластичности и упругости, значит получить меньшее сцепление с дорожным покрытием, увеличенный тормозной путь, худшую управляемость и склонность к заносу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот почему автомобильная резина с пробегом — это всегда товар ненадлежащего качества.

Какой срок жизни у автомобильных шин

Предельные сроки жизни автошин в каждой стране свои. У автомобильной резины российского производствадо 5 лет . В развитых странах Азии и Европы пределом считается 3 года с момента производства шины.
Заметьте, речь опять же идет не о сроке эксплуатации, а о «возрасте» шины . По заявлению экспертов из Германии, шина старше 3 лет, даже не имеющая пробега, т.е. просто хранившаяся на складе, уже не может считаться новой.

Как вы думаете, куда обычно деваются «старые» нереализованные шины? Правильно, они сплавляются предприимчивыми дельцами по сниженным ценам на рынки третьих стран, где на качество реализуемой продукции смотрят сквозь пальцы. Почему? Да потому что экспортировать авторезину намного дешевле и выгоднее, чем отдать на утилизацию. А в третьих странах всегда найдутся желающие купить эти «новые старые» шины.

Как узнать возраст (дату изготовления) покрышки?

Дата изготовления шины наносится в виде рельефной .

Дата изготовления покрышки представлена 4-мя цифрами, обведёнными овалом . Первые две цифры — неделя, вторые две цифры — год «рождения» авторезины. Так например, если на шине указано «2501», то дата изготовления шины — июль (25-я неделя) 2001 года.

Итак, теперь вы знаете, как по маркировке шины определить её возраст, а также про опасности, которые таит в себе старая авторезина. Чтобы избежать неприятностей, начинающихся обычно словами «развернуло», «понесло» и т.п. и заканчивающихся скупой строкой в милицейской сводке «не справился с управлением», не экономьте на автомобильной резине. Купите для своей «ласточки» действительно НОВЫЕ ШИНЫ и… Удачи на дорогах!

С этой статьёй читают:

Таблица подбора шин под диски и дисков под шины

Маркировка шин - что обозначают буквы, цифры и цветные метки на покрышках

Среди автовладельцев бытует мнение, что на автомобиль следует устанавливать шины одной партии или даты выпуска, так как это гарантирует одинаковые характеристики сцепления, прочности и износостойкости для всех колес. Специалисты концерна Continental утверждают, что купить такой комплект весьма непросто, да и в этом нет никакой необходимости.

Шины из разных партий не отличаются

Для ведущих производителей шин стабильность качества продукции является вопросом безопасности, надежности и престижа. Поэтому на всех заводах и для каждой смены заданы очень строгие требования к единообразию рецептуры резиновой смеси, качеству ее компонентов, процедуре изготовления деталей шины и финальной сборки, а также к конечному контролю продукции. В результате шины одной модели, изготовленные в разных городах и странах, являются настоящими близнецами, разницу между которыми не определит даже самая чувствительная аппаратура.

Магазины не сортируют шины по комплектам

Когда у крупного торгового дома оборот шин исчисляется десятками и сотнями тысяч штук, нет необходимости раскладывать их по отдельным наборам. Считается достаточным выделить отдельное место на складе под конкретную модель в разных типоразмерах. К тому же, нет единого понимания, из какого числа шин состоит комплект: одни автомобилисты считают, что это набор из четырех шин, другие, что из пяти - вместе с запасным колесом.

Стоит ли менять весь комплект, если одна шина испорчена?

Было бы странным, если из-за одной покрышки нужно было заменять остальные три. Если бы существовало такое требование, мир постигла бы настоящая финансовая и экологическая катастрофа. И это еще одна причина, по которой производитель предпринимает все возможные усилия, чтобы шины из разных партий не различались по характеристикам. Так что шину той же модели и типоразмера можно смело покупать и устанавливать хоть на другом конце света - ходовые характеристики автомобиля нисколько не изменятся.

Выбор новой модели - гарантия «первой свежести» шин

Запас прочности качественных шин при должном уходе, эксплуатации и хранении заметно больше, чем пять официальных лет гарантии, но шинники для надежности берут за основу типичный бытовой сценарий: дворовые хранение, перепады температуры, дорожные реагенты и ямы в асфальте. Даже на хорошо оборудованном отапливаемом складе резиновая смесь, пусть понемногу, но стареет - связи между молекулами ослабляются, появляются микротрещины, которые при сильных ударах могут обернуться вздутиями и разрывами. (Враньё. Я лично откатал две зимы на шинах, пролежавших 7-8 лет на дне моря. В Швеции разбирали волнолом из покрышек, забутованых галькой.)

Вопросы законные. Давайте попробуем разобраться, правильно ли мы поступаем, когда покупаем не «суперсвежую» шину, и что с ней вообще может произойти за время между сходом с конвейера и до установки на автомобиль. Для начала обратимся к официальной документации, а именно:

ГОСТ 4754-97 (Группа Л62, МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ)

« ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ПРИЦЕПОВ К НИМ, ЛЕГКИХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ ОСОБО МАЛОЙ ВМЕСТИМОСТИ» Техническим условиям.

В 10-м пункте настоящего государственного стандарта говорится следующее:

10. Гарантии изготовителя

10.1 Гарантийный срок службы шины - 5 лет с даты изготовления. Возможность дальнейшей эксплуатации шины определяет потребитель в соответствии с ее техническим состоянием.

Гарантийный срок службы внедорожных шин и грузовиков 5.90-13С, 215/90-15С, 215/80R16C, 6.50-16С с рисунками протектора повышенной проходимости и универсальным для Министерства обороны - 10 лет со дня изготовления.

В соответствии с п. 5.3 настоящего ГОСТа о маркировке, на боковой поверхности помимо прочих, указывается дата производства, она представляет собой овальной формы штамп, в котором нанесено четыре цифры (раньше указывалось три цифры), первые две из них определяют номер недели изготовления, вторые - год изготовления.

Например, приходим в магазин, чтобы купить летние шины. Выбрав подходящие нам по размеру шины, внимательно рассматриваем колесо.

Дата изготовления шин 2211 - май 2011 года , колесу уже почти четыре года стоит его брать или нет?!

Если поверхность гладкая, без трещинок, однородного черного цвета, то идем с этим колесом на шиномонтаж, причем желательно, находящийся тут же рядом. С помощью шинономонтажника надеваем колесо на диск, балансируем. Если в процессе шиномонтажа возникают проблемы - колесо не балансируется, бьет или вообще возникли трудности с установкой его на диск, шиномонтажник вам сразу об этом сообщит.

Вполне возможно, в колесе изначально присутствовал производственный дефект, хотя если откровенно, это случается крайне редко, или же, что бывает чаще, колесо не правильно хранили. В таком случае, шину надо вернуть обратно в магазин, или заменить на аналогичную. По оценкам специалистов, доля бракованных летних/зимних шин или шин, с дефектами, вызванными неправильными условиями хранения или транспортировки, намного менее одного процента. Покупая летние, зимние или всесезонные шины у проверенных, надежных продавцов и переодеваясь в качественном шиномонтаже вы существенно уменьшаете эти риски.


Летний сезон закончился, вы меняете резину на зимнюю, а летние шины оставляете до следующей переобувки. На следующий год, когда придет время снова их поставить, шинам уже будет почти пять лет. И как говорит все тот же ГОСТ 4754-97, возможность дальней эксплуатации, определяет сам потребитель. То есть, достав шины, вы должны их внимательно осмотреть. Одним из признаков старения резины является изменение цвета резиновой смеси, на ней появляется как бы такой белесый налет, и небольшие трещинки на боковине или поверхности протектора. Если ничего подобного вы не обнаружили, следует проверить глубину протектора.

С января текущего года установлен новый Технический регламент, который устанавливает следующие нормы остаточной высоты протектора - для летних шин 1,6 мм, для зимних - 4,0 мм. Итак, все проверили, внешний вид и высота протектора соответствуют нормам, значит, можно и переодевать их. И теперь, каждый сезон вы будете самостоятельно оценивать возможность эксплуатации этого комплекта летних шин, как и требует того Государственный Стандарт.

В заключении еще пара небольших комментариев.


Можно ли приобретать шины, год выпуска которых больше пяти лет?

Как говорит ГОСТ 4754-97, пять лет - это ГАРАНТИЙНЫЙ срок эксплуатации покрышки , то есть при выполнении остальных определенных условий можно предъявить претензию производителю при выявлении заводского брака. А срок эксплуатации может быть намного больше при верном хранении и использовании покрышек.

Поэтому, если вам в магазине предложили покрышку старше пяти лет, не стоит сразу бежать из магазина. Осмотрите колесо, если вы не выявите внешних признаков старения и колесо нормально отбалансируется, вы сможете его еще эксплуатировать не один сезон.

Это важно и для шипованного варианта и для липучки. Ведь чем меньше (ниже) протектор тем сложнее держаться шипам, они просто выпадут. А вот у фрикционной шины, это чуть ли не главный показатель – ведь она им цепляется за поверхность и если он изношен цепляться ей не чем.

У новых зимний покрышек высота протектора примерно 10 мм. Если у БУ он остался на уровне 7-8 мм, то это хороший показатель можно рассмотреть для покупки.

Хранение, возрастные трещины на корде

Это очень плохой показатель, иногда бывает, что вроде бы колесо не такое старое (скажем всего пару лет), но корд пошел мелкими трещинками! Это нам говорит о том, что хранение было не правильным (скажем под открытым небом), свойства резины потеряны и покрышка начала разрушаться.

Через эти трещинки проходит влага, соль, грязь и это способствует ее быстрому разрушению. На скорости нет гарантии, что ее не прорвет, так что лучше отказаться от покупки.

Шишки, порезы, накладки

Опять же здесь нет ничего хорошего, все эти причины обозначают лишь одно – что силовая структура корда нарушена и в любой момент может лопнуть. Это не скрыть, поэтому продавцы про это честно говорят. Лично я бы отказался от такого выбора.

Технологии

В новых покрышках (как я уже говорил) сверху используют все более прогрессивные технологии, то есть с каждым годом промышленность выдает все более совершенный продукт. А если вы берете БУ, причем 5 летней давности, будьте готовы, что она таких характеристик не выдаст. И бесполезно сравнивать скажем ХАКАПЕЛИТУ 5 и 9, они разительно отличаются.

Россия, Китай, Европа, Япония

Отдельно хочется поговорить о производителе. Конечно, сейчас лидерами являются ЕВРОПА (например — Финляндия), Япония, ну и Корея подтянулась (неплохие — ХАНКУК). Но зачастую найти резину произведенную именно в этих странах сложно, все потому что сейчас все больше производителей переносят свои заводы в Россию, то есть локализуют производство

В России также много различных производителей (КАМА, АМТЕЛ, КОРДИАНТ и т.д.), которых просто не воспринимают в серьез – А ЗРЯ!

В общем и целом, Российские шины не плохи (будь это иностранный бренд, но произведенный у нас) либо реально отечественный. Такие подержанные варианты – РАССМАТРИВАТЬ СТОИТ, скажу так 2 – 3 сезона, для них ни о чем.

А вот Китай пока еще темная лошадка, я реально общался с парнями с ШИНОМОНТАЖА, говорят что пока нет стабильности, колеса из одной партии могут весить по-разному, причем вес зачастую отличается прилично. Бывает биение, нужно хорошо балансировать. Быстро изнашиваются, бывают появляются шишки (буквально на ровном месте) да и состав смеси зачастую не такой качественный, как скажем у именитых производителей. Поэтому и стоят в два, а то и три раза дешевле. Если берете такие колеса 4-5 летней давности, то стоит делать это реально аккуратно.

ИТОГ

Подержанную зимнюю резину брать можно , особенно если она из под машины вашего знакомого (ну или в объявлении нашли, скажем повезло), прошла какие-то смешные километры (10-15000) и всего пару-тройку сезонов, именитого бренда, хранилась ПРАВИЛЬНО в гараже. Таким образом, можно сэкономить до 40-50% и это реально хорошее приобретение, еще прокатаетесь 3 сезона — 100%.